Прощание с матерой молодое поколение. Три поколения героев повести "прощание с матерой" - три взгляда на решение проблемы "человек и родная земля"

Писатель. Автобиографичность рассказа. На уроке. Уроки мужества. В. Распутин «Уроки французcкого». Доброта. Запомни. Ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. Словарь. Биография В. Распутина. Уроки доброты. Эпиграф. Портрет матери А. Вампилова. Уроки французского. Книги В. Распутина. Слово «урок».

«Валентин Распутин жизнь и творчество» - Жизненный путь и творчество В. Распутина. Главная героиня. Родина писателя. Героиню рассказа Распутина «Уроки французского» звали Лидией Михайловной Молоковой. Тема человеческой души. Рассказ. В.Г.Распутин – сибиряк. Характеристика учителя. Пожар. Уроки французского. Прощание с Матёрой. Матёра. Первая публикация. Живи и помни. Творческий путь В.Распутина. Что значит для жителей острова прощание с Матёрой.

«Прощание с Матерой» - Матера и Теликовка. Пафос повести. С чем прощаемся. Малая родина. Дом - символ нравственных, семейных, социальных устоев. Туман. Сотрясение. Позиция автора. Заветы Дарьи. Творчество писателя. Главные вопросы повести. Символические образы повести. Язык повести. Старик Богодул. Хозяин острова. Вопросы для обсуждения повести. Анализируем повесть. Система персонажей. Пожогщики. Что значит для нас дом.

«Валентин Распутин «Уроки французского»» - Лидия Михайловна играет на деньги с главным героем. Главный герой. Из истории создания рассказа. Какие чувства испытывает герой, оказавшись в райцентре. После университета работает корреспондентом "Советской молодежи". Аккуратная вся, умная, красивая и в одежде и во внешности. Валентин Распутин «Уроки французского». Валентин Григорьевич Распутин. Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области.

«Валентин Григорьевич Распутин» - Родина писателя. Валентин Распутин. В.Г.Распутин. «…уверен: писатель начинается в детстве от впечатлений, которым напитывается именно тогда». В.Распутин. Биография и книги. Писатель в Оптиной пустыни. На могиле матери Василия Белова. Дочь, жена и мама писателя. История создания рассказа «Уроки французского». Художник Б.Алимов. Фотография А.Заболоцкого.1982г. Валентин Григорьевич Распутин. Родители – Нина Ивановна и Григорий Никитич.

«Писатель Валентин Распутин» - После школы поступил на историко-филологический факультет. Распутин Валентин Григорьевич. Биография. Главная тема произведения Валентина Распутина. «Уроки французского». «Дочь Ивана, мать Ивана». Всё, что ни происходит, - к лучшему. Общественно- политическая деятельность. С 1966 г. Распутин- профессиональный литератор. Экранизации. Награды. Тамара Ивановна. Детство и его творчество.

Повесть «Прощание с Матёрой» входит в группу произведений, относящихся к «деревенской прозе». Такие авторы, как Ф.Абрамов, В.Белов, В. Тендряков, В.Распутин, В.Шукшин поднимали проблемы советской деревни. Но в центре их внимания не социальные, а нравственные вопросы. Ведь именно в деревне, по их мнению, ещё сохранились духовные основы. Анализ повести "Прощание с Матерой" помогает лучше понять эту мысль.

Сюжет произведения построен на реальных событиях. В 1960 году во время строительства Братской ГЭС была затоплена родная деревня писателя – Старая Аталанка. Жителей многих окрестных сёл переместили на новую территорию из зоны затопления. Подобная ситуация описана в повести «Прощание с Матёрой», созданной в 1976 году: деревня Матёра, находящаяся на одноимённом острове, должна уйти под воду, а её жителей отправляют в недавно построенный посёлок.

Смысл названия повести «Прощание с Матёрой»

Название повести символично. Слово «Матёра» связано с понятиями «мать» и «матёрый». Образ матери сопряжён с центральным персонажем – старухой Дарьей, хранительницей традиций, на которых держится жизнь дома, семьи, деревни, мира. Кроме того, Матёра связана с фольклорной и мифологической фигурой – Мать-Сыра Земля, которая считалась у славян символом женского начала и плодородия. «Матёрый» значит крепкий, опытный, много повидавший.

Слово «прощание» вызывает ассоциации с вечной разлукой, смертью и памятью. А также соотносится со словом «прощение», с последним раскаянием. Продолжим ниже анализ "Прощание с Матерой".

Проблематика повести Распутина

Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.

С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.

Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей». Мы видим в произведении три поколения. К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.

К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия. Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому, и это одна из ключевых мыслей в анализе "Прощание с Матерой". Так, Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным. В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего. Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи. Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился. В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.

Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие. Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.

«Распутинские старухи» в анализе повести «Прощание с Матёрой»

«Распутинские старухи» - это мудрые хранительницы памяти, традиций, уходящего в прошлое жизненного уклада. Но главное – носительницы духовного начала, которые размышляют о человеке, о правде и совести. Главная героиня повести «Прощание с Матёро», старуха Дарья, стоит на последнем рубеже, ей немного осталось жить. Старуха многое видела, воспитала шестерых детей, из которых троих уже похоронила, пережила войну и смерть близких.

Дарья считает, что она обязана сохранить память о прошлом, ведь пока она жива, не исчезли бесследно те, о ком она помнит: её родители, сват Иван, погибший сын и многие другие. Неслучайно и свою избу Дарья обряжает в последний путь, как покойника. А после этого уже не разрешает никому входить в неё.

Всю жизнь Дарья старалась следовать завету отца о том, что жить надо по совести. Сейчас ей трудно не от старости, а от тяжести мыслей. Она пытается найти ответы на главные вопросы: как правильно жить, каково место человека в этом мире, возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим, или каждое следующее поколение должно идти своим путём.

Символика в повести Распутина «Прощание с Матёрой»

Немалую роль в произведении играют образы-символы. Если вы делаете анализ "Прощание с Матерой", не упустите эту мысль. К таким символам можно отнести образ Хозяина острова, царского лиственя, избы, тумана.

Хозяин в повести «Прощание с Матёрой» – это маленький зверёк, охраняющий и стерегущий остров. Предчувствуя всё, что произойдёт здесь, он обходит свои владения. Образ Хозяина соединяется с представлениями о домовых – добрых духах, берегущих дом.

Царский листвень – необъятное, могучее дерево. Его не смогли спилить рабочие, приехавшие уничтожить лес перед затоплением. Листвень соотносится с образом мирового древа – первоосновы жизни. Это ещё и символ борьбы человека с природой и невозможности победы над ней.

Изба – дом, основа жизни, хранительница очага, семьи, памяти поколений. Неслучайно Дарья относится к своей избе, как к живому существу.

Туман символизирует неясность, размытость будущего. В конце повести люди, поплывшие на остров за старухами, долго блуждают в тумане и не могут найти дороги.

Надеемся, что приведенный в этой статье анализ повести "Прощание с Матерой" Распутина оказался полезным и интересным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с подобной тематикой. Возможно вас также заинтересуют статьи

Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» - одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Распутин показывает затопление деревни-острова и переселение людей на новые земли. На страницах повести мы встречаемся со множеством героев: это и Дарья, и старик Богодул, и Настасья, и другие жители Матеры.

Вообще, в произведении очень много героев. Все они делятся на «отцов» и «детей». «Отцы» - это старшее поколение: Дарья, Настасья, Катерина, Сима, Богодул, Егор. Это люди, которые не могут порвать связи с родной землей, оставить ее. Они выросли на ней, и любовь к земле впитали с молоком матери.

«Дети» - это молодежь, которая легко оставила деревню, где она родилась и выросла. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Мы понимаем, что столкновение взглядов двух поколений неизбежно. У каждого из них своя правда: старики не хотят покидать землю, родной дом, места, где все знакомо, а молодым хочется узнать что-то новое, им не сидится на одном месте.

Главной героиней повести является Дарья Пинигина. Это старуха восьмидесяти лет, сохранившая ясный ум и память. Именно к ней все идут за советом, потому что ощущают силу, исходящую от нее. И Катерина, и Сима, и другие старики поддерживают Дарью во всем, что она говорит и делает. Они как бы идут за ней, не претендуя на главную роль.

Всех стариков объединяет желание дожить свой век на Матере. Они являются носителями традиций, которые складывались на острове двести-триста лет. И все они переживают по поводу того, что их дети не чтят эти традиции так, как подобает. Многие из «молодежи» не понимают стариков, не понимают, зачем те цепляются за землю.

Кроме того, стариков тревожит желание молодых «жить не оглядываясь», «облегченно», бешено нестись по течению жизни. «Пуп не надрываете, а душу потратили», - говорит Дарья своему внуку Андрею. Она не против техники, которая облегчает труд людей, но она против машин, с помощью которых человек ощутил себя царем природы. «Поцарюет, поцарюет, да загорюет….», - говорит Дарья. Только в единстве друг с другом человек может добиться лучших результатов и в жизни, и в труде.

Все старики в повести являются носителями нравственных народных ценностей. И они пытаются научить этому своих детей. Они пытаются научить их любить свою землю, свой дом, своих предков.

Но слова стариков не доходят до сознания молодежи. И по отношению самого автора, по тому, как он описывает своих героев, мы понимаем, что Распутин полностью на стороне «стариков». Эти герои описываются с любовью и с уважением, даже о непутевом Богодуле у нас создается приятное впечатление. И напротив, молодые люди в повести обрисованы в весьма жесткой манере, у них очень простые характеры, они не даются в развитии, их переживания не описываются.

Лишь внука Дарьи, Андрея, автор наделил более или менее сложным характером. С одной стороны, он уже не чувствует себя частью земли, частью дома, где родился и вырос, не чувствует себя ответственным за свой род. Ему хочется суеты большой стройки. АНдрей до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является главной ценностью в жизни: родной очаг, землю, память об умерших. И, в то же время, в Андрее еще не умерло единство с природой, связь с ней. С родственниками его объединяет работа на сенокосе, где Андрей с радостью соглашается помочь отцу. Он не поддерживает и Клавку, радующуюся исчезновению родной Матеры: ему жалко остров. К тому же Андрей, не соглашаясь с Дарьей, все же ищет бесед с ней, ему важно знать ее мнение о сущности и предназначении человека.

Другие представители молодого поколения показаны очень мало и зло. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов, за свой жизненный принцип «лишь бы прожить сегодняшний день» был лишен даже своего имени и превратился в «Петруху». Писатель, видимо, обрывает здесь имя балаганного персонажа Петрушки, а с другой стороны, создает новое слово – «петрухать» по сходству с глаголом «громыхать», «трухать» (бояться). Петруха издевается над матерью, которая вырастила его одна и жила, надеясь, что он образумится. Но этот герой первым спалил избу, не подумав о том, где будет жить все это время мать. Отвергнутый и деревней, и матерью, Петруха старается новым бесчинством, хулиганским поступком привлечь к себе внимание, чтобы хотя бы так утвердится в народе и в жизни.

Отрицательно изображены в повести «официальные лица». У них не только «говорящие» фамилии, но и емкие символические характеристики: Воронцов – турист, беззаботно шагающий по земле, нигде не ищущий пристанища, Жук – цыган, то есть человек без родины, без корней. Противопоставление «официальных лиц» и стариков основывается и на речевой характеристике героев. Если речь стариков выразительна, образна, хотя литературно и неправильна, то речь Андрея и Павла правильна, но сбивчива. А Воронцов, Жук и им подобные вообще говорят рублеными, не по-русски построенными фразами: «Понимать будем или что будем?», «Тут с вашей стороны непонимание» и другое.

В финале повести обе стороны сталкиваются, и автор показывает нам, с кем остается правда. Воронцов, Павел, Петруха заблудились в тумане. Все, что им остается, - это по-детски звать на помощь маму.

Таким образом, мы видим, что Распутин в своей повести показал нам разрыв между поколениями, глобальное непонимание, которое может привести к катастрофе. Не допустить этого – основная цель Распутина и его произведения.


Обитатели острова Матеры - люди разных поколений. Здесь живут древние старики, пожилые люди, люди зрелого возраста, молодежь, дети. Всех их объединяет одна проблема (можно было бы сказать "беда", если бы многие не относились к ней, как к чему-то долгожданному) - грядущее затопление острова. Распутин показывает, насколько ио-разному разные поколения воспринимают близкую разлуку с родной землей.

Три ярких представителя разных поколений одной семьи - главная героиня повести Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для всех них Матера - Родина. Здесь все они родились и выросли. Но насколько же по-разиому эти, родные друг другу люди, относятся к своей Родине!

Вот Дарья, суровая, непреклонная женщина, к которой при чтении чувствуешь невольное уважение, возможно потому, что она не позволяет себе поддаваться слабости. Дарья не только всю жизнь провела на Матере, она даже никуда не уезжала с нее.* Матера кормит ее всю жизнь, в достатке отдает самое ценное - хлеб и картошку. Взамен Дарья вкладывала огромные труды в землю, ухаживала за ней.

Но только ли труд, вложенный в землю, делает ее родной нам? Да, и это тоже, но есть нечто, что привязывает нас еще сильнее. Это родные могилы. От них не уйдешь. Только рядом со своими близкими мы хотим лежать в земле, хотя, казалось бы, не все ли нам равно будет после смерти? Дарья - тот человек, который считает: нет, не все равно. Мы связаны со своей землей цепью поколений, что были до нас. Люди, обладающие высокими нравственными качествами, не могут не питать любви к своей земле. Человек, подобно дереву, связан с землей. Недаром Настасья говорит: "Кто ж старое дерево пересаживает?" Недаром в повествовании проводится аналогия между Дарьей и "царским лиственем" (автор не сравнивает их открыто, но сравнение стойкого дерева и суровой старухи приходит в голову само собой). Да разве только Дарья и Настасья так привязаны к своей земле? А Катерина, избу которой поджег родной сын? А богохульник Богодул, похожий на лешего? Для всех них память священна, могилы предков - неприкосновенны. Потому они и остаются на острове до последнего. Не могут они предать родную землю, пусть разоренную и сожженную дотла.

Сын Дарьи, Павел - представитель среднего поколения. Он колеблется в своих убеждениях между стариками и молодыми, и сам на себя сердится за это. Ему больно расставаться с Матерой, но к могилам он уже не так привязан, как мать (может быть, поэтому так и не успел их перевезти). Павел живет на два берега. Конечно, он ощущает боль прощания с Матерой, но в то же время чувствует, что правда - на стороне молодых.

А что же молодые? Каково их отношение к земле, взрастившей их? Вот Андрей. Он восемнадцать лет прожил в Матере. Он ел хлеб и картошку, рожденные этой землей, он косил, пахал и сеял, он вкладывал в землю немало труда, и получал тоже немало, как и его бабушка. Почему же Андрей не только без жалости расстается с Матерой, но и собирается принять участие в строительстве ГЭС, то есть стать участником затопления? Дело в том, что у молодых связь с землей всегда намного слабее, чем у стариков. Возможно, это связано с тем, что старые люди уже чувствуют приближение смерти и это дает им право и возможность думать о вечном, о памяти, которую оставят они после себя, о смысле своего бытия. Молодые же в основном устремлены в будущее. Им некогда сидеть на кусочке земли, который носит абстрактное название Родина, и горевать о нем. Они стремятся вперед, к осуществлению высоких идей, как Андрей. Или, как Клавка и Петруха, к более комфортной жизни. Эти двое готовы даже поджечь свои избы, чтобы поскорей вырваться "на волю". Петруха и поджигает в конце концов дом, в котором он рос. При этом он не испытывает ни малейшего сожаления. Зато страдает его мать, Катерина, - представитель старшего поколения.

Так повелось испокон веков, что старики - хранители традиций, а молодежь двигает вперед прогресс. Но, даже преследуя самые благие цели, следует ли забывать свою Родину, свои корни? Ведь твоя земля - твоя мать. Недаром слово "Матера" созвучно слову "мать". Можно, конечно, осуждать стариков за нежелание взглянуть в лицо будущему, но зато всем нам нужно учиться у них любви и уважению к Родной земле.

Главные герои “Прощания с Матерой” – жители деревни, которой суждено уйти под воду для возведения ГЭС. Произведение Распутина показывает столкновение двух эпох, двух поколений, двух разный миров – деревни и города. Жизнь человека, оторванного от своих корней, не имеет смысла: человек срастается с землёй, как с матерью, разрывать такие узы нельзя. Характеристика каждого персонажа – отдельная самоценная история, пронзительная и трогательная. В произведении “Прощание с Матерой” герои делятся на тех, кому расставание даётся легко, а кому – мучительно больно. Описание небольшого отрезка жизни приговорённой к смерти деревни – то, что видит читатель, знакомясь с рассказом В. Распутина

Характеристика героев “Прощание с Матерой”

Главные герои

Дарья Пинигина

Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и безрадостной. Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривая на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай. От других старушек её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.

Павел, сын Дарьи

Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни. Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети – просто плывут по течению. Трагедия родной деревни не трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.

Андрей Пинигин

Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии. Жизнь в деревне ему не интересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны. Быть вместе с передовой молодёжью, поучаствовать в чем-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея, из-за которых он увольняется с завода в деревне. Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.

Богодул

Странный одинокий житель Матеры. Старик, заросший как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном здании, ругается матом. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матере.

Настасья и Егор

Соседи Пинигиных, первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца. После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме. Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.

Катерина Зотова

Подруга Дарьи, добрый, славный человек. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно врёт. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.

Петруха

Сын Катерины, “прижитый” от женатого мужика. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно врёт, чтобы прибавить свою значимость, пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.

Второстепенные персонажи

Таблица характеристик героев произведения, где собраны имена важнейших персонажей будет полезна для подготовки к урокам литературы, а также написания творческих работ.

Тест по произведению

детский хирург стоматолог