Д. Кашкин Н.Д Кашкин н

Публикуемые «Воспоминания о П. И. Чайковском» Н. Д. Кашкина занимают в литературе о Чайковском особое место. Написанные вскоре после смерти композитора, они явились, по существу, его первой творческой биографией, по которой с ним знакомилось целое поколение русских музыкантов и любителей. Уже после «Воспоминаний», публикация которых до их издания П, И, Юргенсоном началась еще в 1894 году в журнале «Русское обозрение», один за другим вышли три тома биографии композитора, написанной его братом Модестом Чайковским. Но ни фундаментальная биография Модеста Чайковского, ни другие работы не смогли заменить собой скромной книжечки Кашкина,—так много ценного содержала она и в обрисовке личности композитора, и в свидетельствах, касающихся его музыкальных и художественных вкусов. Написанная с большой теплотой и задушевностью, она на многие годы оставалась" одной из наиболее популярных книг о Чайковском.

Свое значение, несмотря на имеющиеся в них фактологические неточности, «Воспоминания о П. И. Чайковском» сохранили и в наше время. Так, благодаря «Воспоминаниям» -и тем указаниям, которые в них содержатся относительно оркестровых голосов уничтоженной Чайковским партитуры «Воеводы», удалось восстановить эту оперу и возродить ее к новой сценической жизни. Поставленная в 1949 году на сцене ленинградского Малого театра оперы и балета, «Воевода» стала одной из репертуарных опер Чайковского.

Н. Д. Кашкину и его «Воспоминаниям» советская наука о Чайковском обязана в значительной мере и теми немногими данными, которыми она располагает в отношении музыки оперы «Ундина», большей частью уничтоженной, но частично «раскассированной» композитором по другим аго произведениям (см. «Воспоминания» стр. 87 и примечание № б стр. 207).
К наиболее примечательным страницам «Воспоминаний», безусловно, следует отнести, прежде всего, весь рассказ о московском периоде жизни и творчества Чайковского: здесь и факты, относящиеся к консерваторской среде композитора, и к его дружбе с Артистическим кружком (А. И. Островский, А. Н. Плещеев, Пров Садовский и др.), свидетельства, касающиеся первых московских постановок оперы «Воевода» и балета «Лебединое озеро»; и рассказ о времени создавания музыки к весенней сказке «Снегурочка»; и знаменитое описание последней репетиции «Евгения Онегина» накануне исторического спектакля в московском Малом театре, я многое, многое другое.
Не случайно на «Воспоминания» Кашкина так часто ссылаются все выходящие работы о Чайковском. Несмотря на большое количество существующих источников и обширную документацию, «Воспоминания» эти нисколько не устарели. Внимательное чтение их проливает свет на те моменты творческой биографии великого композитора, которые оставались до сих пор недостаточно освещенными. Как на один из примеров, здесь можно указать на следующий любопытный факт. Оказывается, кроме известных нам музыкально-критических статей, или, как они назывались, «Музыкальных фельетонов», перу Чайковского принадлежат и другие статьи, написанные им совместно с Кашкиным, но опубликованные без подписи (см. стр. 103).

Не приходится доказывать, какой находкой явилось бы обнаружение этих еще не известных нам статей Чайковского и каким неоценимым материалом для дополнительной характеристики его музыкально-критической деятельности оказались бы они в руках исследователей.
Живой свидетель трудов и дней Чайковского, Кашкин писал воспоминания по свежим следам, не сверяясь ни с какими документами, полагаясь исключительно на свою память. Отсюда — встречающиеся в них фактологические неточности, которые со страниц журнала «Русское обозрение», где воспоминания печатались вплоть до последнего, декабрьского номера 1895 года, перешли затем и в издание Юргенсона, единственное отдельное издание «Воспоминаний о П. И. Чайковском», осуществленное в 1896 году.
С тех пор «Воспоминания о П. И. Чайковском» Н, Д. Кашкина никогда и никем не издавались.
Настоящая публикация является, таким образом, их первым переизданием.
«Воспоминания» печатаются в том виде, в каком они были изданы Юргенсоном, за исключением двух небольших купюр: одной, относящейся к характеристике, которую Кашкии дает деятельности покровительницы Русского музыкального общества великой княгини Елены Павловны (в главе V), и другой, содержащей в себе его оценку апрельских событий 1866 года (в главе I).
Все фактологические неточности оговорены в примечаниях. Даты всюду даются по старому стилю. Наименование первой оперы Глинки заменено ее первоначальным авторским названием — «Иван Сусанин».

(18391209 ) , Воронеж - 15 марта , Казань) - русский музыкальный критик, педагог, писатель. Профессор московской консерватории по классам обязательной теории.

Биография

Напишите отзыв о статье "Кашкин, Николай Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Кашкин Н. Д. / И. М.Ямпольский. // Гондольера - Корсов. - М . : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. - (Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973-1982, т. 2).
  • Кашкин Николай Дмитриевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кашкин, Николай Дмитриевич

Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливою ласкою.
– Петр Кирилыч, идите же! Ведь мы узнали! Это удивительно! – кричала она, протягивая ему руку. – Как это вы? Зачем вы так?
Пьер взял протянутую руку и на ходу (так как карета. продолжала двигаться) неловко поцеловал ее.
– Что с вами, граф? – спросила удивленным и соболезнующим голосом графиня.
– Что? Что? Зачем? Не спрашивайте у меня, – сказал Пьер и оглянулся на Наташу, сияющий, радостный взгляд которой (он чувствовал это, не глядя на нее) обдавал его своей прелестью.
– Что же вы, или в Москве остаетесь? – Пьер помолчал.
– В Москве? – сказал он вопросительно. – Да, в Москве. Прощайте.
– Ах, желала бы я быть мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Ах, как это хорошо! – сказала Наташа. – Мама, позвольте, я останусь. – Пьер рассеянно посмотрел на Наташу и что то хотел сказать, но графиня перебила его:
– Вы были на сражении, мы слышали?
– Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его:
– Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи…
– Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар.
Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой.

Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось.
Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню.

КАШКИН Николай Дмитриевич , российский музыкальный теоретик, критик, педагог, мемуарист. В детстве учился игре на фортепиано у отца - книготорговца и музыканта-самоучки, позднее - у К. Дейнера. Поселившись в 1860 году в Москве, занимался у А. И. Дюбюка (фортепиано и теория музыки). С 1863 (по приглашению Н. Г. Рубинштейна) преподавал в Музыкальных классах Московского отделения Русского музыкального общества, в 1866-1906 - в Московской консерватории (фортепиано, теоретические классы, курс истории музыки; с 1875 профессор), где познакомился с П. И. Чайковским (был одним из ближайших его друзей, постоянным рецензентом его сочинений). С 1918 жил в Казани.

Выступал как музыкальный критик с 1861 года (систематически в 1886-1910), сотрудничал в газетах «Московские ведомости», «Русские ведомости», журналах «Артист», «Русская музыкальная газета», «Музыка», «Музыкальный современник» и др., был летописцем музыкальной жизни Москвы, первым историографом Московской консерватории. Заметную роль в утверждении русской национальной музыкальной школы сыграли его статьи о Чайковском, М. И. Глинке, композиторах «Могучей кучки» (особенно о Н. А. Римском-Корсакове), С. И. Танееве, А. Н. Скрябине, С. В. Рахманинове, Вас. С. Калинникове (характерна статья «Московская школа в музыке», 1910). Большое просветительское значение имели статьи Кашкина о зарубежной классической музыке. Не раз пересматривал своё отношение к различным явлениям музыкального искусства (в частности, ранним его работам присуща недооценка творчества А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского). Его воспоминания о Чайковском (по существу первая творческая биография композитора), Н. Г. Рубинштейне, Г. А. Лароше, Танееве, А. П. Бородине, М. А. Балакиреве богаты фактическим материалом, не всегда, однако, точным. Автор популярного в своё время учебника элементарной теории музыки, перевёл на русский язык ряд зарубежных учебников (Х. Римана, И. К. Лобе и др.).

Соч.: Учебник элементарной теории музыки. М., 1875. М., 1931; Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк. М., 1891; Оперная сцена Московского императорского театра. М., 1897; Русские консерватории и современные требования искусства. М., 1906; Очерк истории русской музыки. М., 1908; Московское отделение Императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910. М., 1910; Из воспоминаний о П. И. Чайковском // Прошлое русской музыки. Материалы и исследования. П., 1920; Статьи о русской музыке и музыкантах. М., 1953; Воспоминания о П. И. Чайковском. 4-е изд. М., 1954; Избранные статьи о П. И. Чайковском. М., 1954; Избранные статьи о М. И. Глинке. М., 1958.

Лит.: Яковлев Вас. Н. Д. Кашкин. М.; Л., 1950; Глущенко Г. С. Н. Д. Кашкин и русская опера. Минск, 1960; он же. Н. Д. Кашкин. М., 1974.

1839 - 1920, русский музыкальный критик и педагог. В 1866 - 1906 - профессор Московской консерватории. Сотрудничал в "Московских ведомостях", "Русских ведомостях", журналах "Артист", "Русская музыкальная газета", "Музыка", "Музыкальный современник". Автор учебников по теории музыки.

Н.Д.Кашкин - один из ближайших друзей Чайковского. Совместная работа в Московской консерватории, принадлежность кружку Н.Г.Рубинштейна , сочувственное внимание к таланту Чайковского, проницательные критические суждения о нем в печати, наконец, личная человеческая симпатия и верность - все это стало основой многолетних прочных взаимоотношений.

Пережив трагедию неудачной женитьбы, бросив Москву и консерваторию, скрывшись от многих друзей, Петр Ильич писал Кашкину из Вены в начале 1877 года: "Как меня обрадовало твое, хотя и краткое, письмо! Вместе с тем я злюсь, что ты меня предупредил. Чуть ли не с первого дня моего бегства из Москвы я все собирался войти с тобой в письменные правильные и периодические отношения. Ты один из людей, на которых я с большим удовольствием останавливаюсь, когда погружаюсь в воспоминания, и переписываться с тобой будет мне очень отрадно". Еще в "московские" времена Петр Ильич посвятил Кашкину один из лучших своих романсов - "Ни слова, о друг мой".

Начиная с ранней неудачной оперы "Воевода" Кашкин - постоянный рецензент и критик Петра Ильича. Отметив недостатки названной оперы, Кашкин утверждает, что Чайковский - наиболее интересный после смерти Даргомыжского русский композитор (1889). Восторженно откликнулся Кашкин на исполнение "Франчески да Римини" , особо отметив "прелестную в своей простоте и изяществе" тему Франчески и Паоло (1877)... Порою Кашкин оказывался проницательнее в своих суждениях, чем другие музыкальные писатели - даже чем Г.Ларош . Особенно интересны и показательны рецензии на "Пиковую даму" . Это творение Чайковского оказалось большинством критиков непонятым и недооцененным. Единственный критик, принявший оперу сразу и целиком - Н.Д.Кашкин. В первом же отклике он утверждал, что это произведение вскоре станет достоянием всех русских оперных сцен" ("Русские ведомости", 14 дек. 1890) и спустя несколько месяцев подтвердил свое убеждение: "Вообще "Пиковая дама" должна занять одно из высших мест в русской оперной литературе" (Артист, 1891, №12). В последнем номере "Русского обозрения", сразу вслед за кончиной композитора, напечатана большая статья "П.И.Чайковский. Опыт характеристики его значения в русской музыке". Многочисленные статьи Кашкина о Чайковском изданы отдельной книжкой.

Но едва ли не большее значение имели его "Воспоминания о П.И.Чайковском", написанные сразу после смерти Петра Ильича, напечатанные в "Русском обозрении" в 1894 году и явившиеся первой творческой биографией композитора. Но и после выхода фундаментальной трехтомной биографии М.И.Чайковского мемуары Кашкина, хотя и грешащие некоторыми фактическими неточностями, не утратили своего значения. Именно благодаря указаниям, содержащимся в его воспоминаниях, удалось найти партии оперы "Воевода" и восстановить эту, уничтоженную автором, оперу. Именно от Кашкина мы узнали, в каких сочинениях Петра Ильича зазвучала музыка из также уничтоженной композитором "Ундины" . Но главное - это рассказ очевидца и участника большого периода жизни Чайковского, связанного с Москвой, рассказ яркий и интересный.

Л. З. Корабельникова

Кашкин Н. Д.

Николай Дмитриевич (27 ХI (9 XII) 1839, Воронеж - 15 III 1920, Казань) - рус. муз. критик и педагог. В детстве учился игре на фп. у отца - музыканта-самоучки, владельца книжной лавки в Воронеже, позднее - у К. Дейнера. С 13 лет давал уроки музыки, выступал как пианист. В 1860 поселился в Москве, нек-рое время занимался у А. И. Дюбюка (фп. и теория музыки). С 1863 (по приглашению Н. Г. Рубинштейна) преподавал в Муз. классах Моск. отделения РМО, в 1866-1906 - в Моск. консерватории (фп., теоретич. классы, курс истории музыки; с 1875 профессор). С 1918 жил в Казани. В 1861 выступил как муз. критик в моск. периодич. печати. Систематич. критич. деятельность К. относится к 1886-1910 (сотрудничал в газ. "Московские ведомости", "Русские ведомости", журн. "Артист", "Русская музыкальная газета", "Музыка", "Музыкальный современник" и др.). Он выдвигается в первый ряд моск. критиков, становится летописцем муз. жизни Москвы. Статьи К., особенно посв. рус. музыке и муз. исполнительству, в к-рых он отстаивал эстетич. принципы реалистич. иск-ва, сыграли заметную роль в утверждении рус. нац. муз. школы. Выделяются статьи о П. И. Чайковском (в пропаганде творчества композитора К. принадлежит видная роль), М. И. Глинке, композиторах "Могучей кучки" (особенно о Н. А. Римском-Корсакове), С. И. Танееве, А. Н. Скрябине, С. В. Рахманинове, Вас. С. Калинникове (характерна ст. "Московская школа в музыке", 1910). Менее значительны статьи К. о заруб. классич. музыке (в них не выдвигаются какие-либо новые точки зрения и характеристики творчества), однако написанные живым лит. языком, они для своего времени имели большое просветительское значение. На протяжении почти 40-летней критич. деятельности К. не раз пересматривал своё отношение к разл. явлениям муз. иск-ва. В частности, ранним его работам присуща недооценка творчества А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Но с первых же шагов в качестве муз. критика К. выступал с прогрессивных позиций, чутко реагировал на новые художеств. веяния. Широкое понимание К. задач муз. просветительства и культуры нашло отражение в брошюре "Русские консерватории и современные требования искусства" (1906). Большое место в наследии К. занимают мемуары. Общаясь с выдающимися муз. деятелями, он запечатлел эти встречи в ярких лит. образах. Не потеряли значения воспоминания о П. И. Чайковском, Н. Г. Рубинштейне, Г. А. Лароше, С. И. Танееве, А. П. Бородине, М. А. Балакиреве. Они богаты фактич. материалом, иногда, однако, не совсем точным. К. принадлежат также один из популярных в своё время учебников по элементарной теории музыки, ряд работ по истории Моск. консерватории (он явился её первым историографом) и др., а также переводы на рус. яз.: "Учебник музыкальных форм" (совм. с Ю. А. Пухальской, 1883), "Учебник форм инструментальной музыки" (совм. с С. И. Танеевым, 1884) и "Свободный стиль" (1885) Л. Буслера, "Катехизис истории музыки" (1896-97) и "Акустика с точки зрения музыкальной науки" (1898) X. Римана, "Опера" (4-й т. из кн.: "Руководство к сочинению музыки") И. К. Лобе (1898).
Сочинения : Учебник элементарной теории музыки, М., 1875, 1917, последнее изд., М., 1931; Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк, М., 1891; На память о П. И. Чайковском, М., 1894 (совм. с Г. А. Ларошем); Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896, 4954; Оперная сцена московского императорского театра, М., 1897 (под псевд. Н. Дмитриев); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Русское обозрение", 1897, No 9, 1898, No 1; H. Г. Рубинштейн и его роль в музыкальном развитии Москвы. (Музыкально-исторический очерк), "Московские ведомости", 1898, No 315, 339 (имеется также отд. оттиск); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Московские ведомости", 1899, No 22, 43, 165, 170, 197, 214, 226, 233, 270; 1900, No 154, 204, 225; Михаил Иванович Глинка. По поводу столетия его рождения..., СПБ, 1906; Русские консерватории и современные требования искусства, М., 1906; Очерк истории русской музыки, М., 1908; Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах, курс 1, М., 1908, курс 2, М., 1909 (совм. с А. В. Никольским); Московское отделение императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910, М., 1910; М. А. Балакирев и его отношение к Москве (по личным воспоминаниям), "Музыка" (еженедельник), 1913, No 147, 148, 150, 151, 152, 154; Сергей Иванович Танеев и Московская консерватория, "Музыкальный современник", 1916, No 8; Из воспоминаний о А. П. Бородине. (К 30-летию его кончины), газ. "Русская воля", П., 1917, No 44; Из воспоминаний о П. И. Чайковском, в сб.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, П., 1920; Статьи о русской музыке и музыкантах, М., 1953; Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Избранные статьи о М. И. Глинке, М., 1958, и др. Литература : Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Н. Д. Кашкин (Некролог), "Жизнь искусства", 1920, 26 марта, No 109; Яковлев Вас., Н. Д. Кашкин, М.-Л., 1950; Глущенко Г. С., Кашкин - музыкальный критик (Оперно-драматические проблемы), в сб.: Научно-методические заметки Белорусской консерватории, Минск, 1958; его же, Н. Д. Кашкин и русская опера, Минск, 1960; Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке, т. 3, М., 1960, с. 280-93. И. М.Ямпольский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Кашкин Н. Д." в других словарях:

    Ударение обычно ставят на втором слоге, потому что не от кашки, которую дают детям, а от татарского кашка лысый. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

    Фамилия: Кашкин А. М. ректор Томского индустриального института (1934–1936); Кашкин, Вячеслав Борисович (род.1955) российский лингвист; Кашкин, Евгений Петрович (1737 1796) государственный деятель Российской империи, генерал аншеф; Кашкин,… … Википедия

    Евгений Петрович Кашкин государственный деятель Дата рождения: 12(23) января 1737 года Дата смерти … Википедия

    Иван Кашкин Дата рождения: 24 июня (6 июля) 1899(18990706) Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 26 ноября 1963 (64 года) Место смерти: Москва … Википедия

    I Кашкин Иван Александрович , русский советский переводчик и критик. В 1924 окончил 2 й МГУ. Преподавал в московских вузах. Разработал принципы творческого воспроизведения стиля и индивидуальные … Большая советская энциклопедия

    Николай Сергеевич (2.V.1829 29.XI. 1914) петрашевец. Из дворян Калужской губ. Сын декабриста. Окончил Александровский лицей, служил в Азиатском департаменте Мин ва иностр. дел. С окт. 1848 у К. собирался кружок (А. Ханыков, А. Европеус, Д.… … Советская историческая энциклопедия

    Николай Дмитриевич Кашкин профессор московской консерватории по классам обязательной теории. Составил учебник элементарной теории (Москва, 1875); перевёл учебник контрапункта Бусслера (Москва, 1885) и пр. При написании этой статьи использовался… … Википедия