День космонавтики - интересные факты о памятной дате. Интересные факты о космосе, космонавтах и планетах

С тех пор как первый человек полетел в космос, многие стали интересоваться межзвездным пространством. С тех пор написано много книг, а люди, только-только начинающие интересоваться космосом, могут почитать интересные факты о космонавтах .

  1. В космическом пространстве кровь и лимфа (в общем, все жидкости, которые есть в теле) распределяются по телу равномерно по причине отсутствия земной гравитации . Из-за такого явления у космонавтов случается отек лица, дышать через нос получается с трудом. Кроме этого кальция в организме становится меньше, наблюдается почечная недостаточность, а мышцы перестают развиваться, из-за чего кишечник работает хуже, а сердце бьется чаще.
  2. Космонавты становятся выше . Так получается из-за того, что на позвоночник в космосе влияет низкое давление. Увеличивается рост примерно сантиметров на 5.

  3. Чтобы проснуться ото сна, космонавты используют музыку, которую подбирают сами (свою любимую) . Включают ее для них люди в Хьюстоне. Если в экипаже находятся люди из нескольких стран, то все просыпаются с помощью будильника.

  4. Космонавты употребляют в космосе в пищу специи - перец и соль . Но они находятся в состоянии жидкости, потому что они будут перемещаться в хаосе в пространстве, если будут находиться в привычном состоянии, тем самым могут попасть в дыхательные пути людей на борту.

  5. Если герметичность костюма нарушится, когда человек находится в открытом космосе, космонавту запрещено задерживать дыхание - может случиться разрыв легких, так как давление резко понизится. Чтобы умереть от недостатка кислорода в крови, хватит двух минут нахождения в вакууме. В таком состоянии влага на языке, в носу и с глаз будет испаряться быстрее - это тоже опасно.

  6. Возвращение на Землю для космонавтов - второе рождение , как они сами говорят. И правда - проведя на орбите много дней, их мышцы атрофируются и потому им приходится снова их развивать, также они в первое время нуждаются в помощи при хождении. Интересно и то, что приходится привыкать к тому, что все падает, а не зависает в воздухе.

  7. При исследовании пространств в космосе за все время не погиб ни один человек . Смерти происходили, когда ракета взлетала или, наоборот, корабль возвращался с орбиты. За все время всего 18 погибших.

  8. Самое длинное время, проведенное в космосе - 438 дней . Этот рекорд установил русский человек, имя его Валерий Поляков. В 1995 году он пробыл на станции Мир 14 месяцев.

  9. Многие (если не все) астронавты ощутили на себе так называемую космическую болезнь . В ее случае вестибулярный аппарат ведет себя очень “неадекватно”, противоречиво. То есть, человек дезориентируется. Иногда это все настолько глубоко, что непонятно, где ноги, а где руки.

  10. В космическом пространстве ванну принимать не получается , потому на помощь астронавтам приходят губки и салфетки. С чисткой зубов также проблемы, потому пену пасты приходится проглатывать.

  11. При вылете ракеты счет ведут в обратную сторону . Такой прием взяли у киношников. Психологически это нагнетает ситуацию, у зрителей появляется внимание. Первый раз такое было испробовано еще в 1929 году, когда показывали фильм “Женщина на луне”.

  12. Первый человек, который дважды успел побывать в космосе - Чарльз Симони . Он летал в 2007 и 2009 годах. После того, как он женился, летать он перестал, так как в брачном контракте было условие о невозможности полетов.

  13. Отбирая первую девушку, которая полетит в космос, рассматривали парашютисток . Среди требований также были: вес до 70 кг, рост до 170 см. Девушка должна быть парашютисткой, потому что для подготовки космонавта был выделен очень короткий срок, а чтобы катапультироваться, нужно будет спуститься с парашютом. На отборе было больше 50 девушек, но повезло Валентине Терешковой - она и стада первой девушкой в космосе.

  14. Изначально задумывалась, что в космос будут запущены параллельно две девушки, только в разных аппаратах . Но от идеи отказались и место второй девушки занял Валерий Быковский. До сегодняшнего дня его полет считается самым длинным одиночным - он длился 5 суток, а Валентина Терешкова 3 дня.

  15. Первая астронавтка боялась, что полет может закончиться трагически, потому родным о нем ничего не сказала . По ее версии она поехала на соревнования парашютистов. О том, что Валентина в космосе, родные узнали только по радио.

Юрий Алексеевич Гагарин

Первый полет человека в космос проходил на высоте 302 км. Юрий Алексеевич Гагарин облетел Землю на скорости 28 000 км/ч за 108 минут (1 час 48 мин). При старте ракеты первый космонавт произнес: "Поехали!", и уже через несколько минут это русское слово повторял весь мир!

Алексей Архипович Леонов

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, так же был наш соотечественник - Алексей Архипович Леонов. Когда космонавт оказался в открытом космосе, произошла внештатная ситуация - его скафандр раздулся и Леонов не смог пройти в люк. Неизвестно чем закончилось бы это происшествие, если бы отважный космонавт не предпринял попытку снизить давление в скафандре. Все завершилось хорошо, однако, первый выход в космос продолжался вдвое дольше запланированного.

Валентина Владимировна Терешкова

Стоит помнить, что и первой женщиной-космонавтом стала представительница нашей страны - Валентина Владимировна Терешкова. Кроме того, Валентина Владимировна до сих пор остается единственной женщиной, которая совершила космический полет в одиночку. Есть у наших космонавтов и другие рекорды. Самый длительный полет - 438 суток - совершил Валерий Поляков. А другой космонавт - Геннадий Падалка - за пять полетов провел в космосе 878 суток, что так же является мировым рекордом.

Международная космическая станция

МКС - Международная космическая станция - представляет собой огромный и очень сложный конструктор. Отдельные блоки, создаваемые на Земле в разных странах, выводили в космос и уже там собирали станцию. Начали строить станцию в 1998 года, а первые космонавты попали на МКС в 2000 году. Строилась станция 10 лет.

Вход в атмосферу посадочного модуля

Одним из самых сложных, но и красивых, этапов космического полета является приземление. В момент, когда космический корабль входит в плотные слои атмосферы, его охватывает пламя, которое видят космонавты в иллюминаторы. С Земли это выглядит, словно, огромный метеор приближается к нашей планете. Незадолго до приземления, космический аппарат начинают притормаживать с помощью парашюта, но, чтобы избежать резкого толчка, сначала выпускается маленький парашют, потом парашют побольше, и, наконец, самый главный парашют.

Вид Земли из космоса

Несмотря на то, что космические корабли летают высоко над Землей, современная аппаратура позволяет им детально рассмотреть все, происходящее на нашей планете. Однако, и без специальных приборов Земля выглядит красиво, словно, живая карта. Множество космических аппаратов, находящихся сейчас на орбите, помогают человечеству наблюдать за природой, составлять карты, следить за состоянием экологии и делать много других полезных дел.

Это лишь небольшая часть интересного о космосе. Хотите знать больше? Приезжайте в Москву, в Парк Горького! Там снова функционирует космическая обсерватория для детей. 12 апреля, в честь Дня Космонавтики, вход в обсерваторию, мастер-классы и лекции будут бесплатными - об этом сообщается на сайте Парка Горького.

Несмотря на ответственную и смежную с опасностями работу, авиаторы и космонавты - это обычные люди со своим страхами и суевериями. Некоторые из таких суеверий превращаются в удивительные факту, о которых мы и хотим вам рассказать, дабы вы удивились и улыбнулись.

1. Например, у космонавтов есть обычай, брать с собой в полет ветку полыни, которая напоминает им о доме. Кроме того, перед стартом ракеты всегда играет песня «Земля в иллюминаторе». Не приветствуются старты по понедельникам, поэтому великий конструктор Сергей Королев переносил их на другие дни недели, даже когда приходилось идти наперекор высшим чинам. Не проводятся никакие работы на космодроме 24 октября, так как в этот день в 1960 г. произошел взрыв баллистической ракеты на Байконуре.

2. Невесомость не только опасна, но и действует необычным образом на здоровье космонавтов. В частности, длина тела становится больше, в связи с тем, что в невесомости уменьшается нагрузка на позвоночник. Имеющаяся в организме жидкость приливает к голове, из-за этого возникает отечность лица и отек носа. Храп в условиях невесомости становится неслышным. Из-за нарушения нормальной работы внутреннего уха, космонавты ощущают головокружение и боль.

3. Интересным фактом является и то, в космосе из животных побывали не только собаки, как многие считают, а черепахи, обезьяны, кошки... Также запускались в космос морские свинки, крысы, мыши, перепела, тритоны, лягушки, улитки и некоторые виды рыб.

4. У памятника Юрию Гагарину, установленному в Звездном городке, есть необычная особенность. В руке первого русского космонавта, которую он прячет за спину, находится ромашка.

При этом ромашку он скрывает, как бы интригуя - а что там!? Ее не увидеть, пока вы не обойдете монумент!

5. Между прочим, добиться цветения цветов в космосе впервые удалось лишь 17.01.16 года. Когда на Международной космической станции впервые зацвел цветок астра-циния. Фото этого цветка, сделанное американским астронавтом NASA Скоттом Келли, находившимся на борту станции, мы и представляем вашему вниманию.

6. Изучение космоса не стоит на месте. Совсем недавно с 2005 г. было сделано действительно историческое открытие. Была открыта десятая планета солнечной системы, которую назвали Эрида. Она находится за Плутоном и вращается вокруг Солнца. Изучение ее особенностей и характера поверхности только предстоит. За Плутоном были обнаружены и другие естественные космические тела. Постоянное изучение и открытие новых планет связано с непрекращающимся поиском места, куда люди могли бы переселиться в случае опасности.

Планета Земля считается самой красивой во всей Галактике. Посмотреть на ее просторы с высоты суждено немногим. В данной статье мы расскажем вам необычные и интересные факты о космонавтах – людей, которым это удалось.

  • 1. «Путешествуя» по космосу, человеку трудно привыкнуть к сформировавшемуся режиму дня и ночи. Поэтому космонавты просыпаются по сигналу (мелодии) который подбирают сами.
  • 2. У многих космонавтов во время полетов возникают осложнения со спиной, сопровождаемые болью и защемлением нервов. Все дело в том, что в условиях без земного притяжения позвоночник человека расслабляется и растягивается. Поэтому космонавты, буквально вырастают на 5-8 сантиметров.
  • 3. В космосе невозможно услышать человеческий храп. Из-за особенностей окружающих условий космонавты не храпят. Науке известны лишь единичные случаи такого явления.
  • 4. Чтобы улучшить вкусовые качества пищи в космосе, космонавты добавляют в блюда соль и перец, разведенные в воде. Иначе – как можно посолить и поперчить в условиях невесомости?


  • 5. Дольше всех на орбите пробыл космонавт Сергей Крикалёв – 803 дня.
  • 6. Космическая болезнь или синдром адаптации к космосу проявляется у каждого второго космонавта. Данный недуг длится несколько дней и проявляется в виде потери ощущения собственных конечностей и ориентации.


  • 7. Интересные факты о космонавтах касаются также суеверий, связанных с данной профессией. Так, к примеру, Сергей Королев с большой осторожностью относился к запускам по понедельникам, поэтому переносил дату.
  • 8. Во время полетов космонавты часто замечают необъяснимые вспышки света. Оказывается, это радиация, которую человеческий мозг воспринимает как вспышки. Они очень вредны для глаз, поэтому по прибытию на Землю у космонавтов могут возникать связанные со зрением проблемы.


  • 9. Обратный отсчет при запуске ракеты был позаимствован у кинематографистов. Для нагнетания зрительского напряжения именно такой прием был использован в 1929 году в фильме «Женщина на Луне».
  • 10.Первым двукратным туристом в космосе является Чарльз Симони. Его полеты произошли в 2007 и 2009 годах. А вот после свадьбы такое развлечение для него стало недоступным. В брачном контракте Симони предусмотрен запрет на третий визит в космос.


  • 11. Члены экипажа Аполлон-11 были вынуждены проходить таможенный контроль после возвращения с Луны. В бланке так и были записаны: место отправления – Луна, груз – лунная пыль и камни.
  • 12. Число 13 сыграло свою роль и в космонавтике. Именно корабль Аполлон-13 из всех американских космических кораблей, которые летали на Луну, потерпел аварию 13 апреля.


  • 13. С иллюминаторов своего корабля космонавты могут различить египетские Пирамиды, большие аэропорты, города на Земле. А вот Великую Китайскую стену, вопреки бытующему мнению, с космоса не видно.

10 интересных фактов из истории космонавтики, о которых вы не знали

Космонавт - одна из самых опасных профессий, доступных современному человеку. Но в абсолютных цифрах она таковой не выглядит: за 56 лет истории пилотируемой космонавтики и после более чем 500 полетов на низкую орбиту и к Луне известно всего 5 инцидентов, которые закончились жертвами. Такие цифры - результат того, что космонавтика также является одной из самых серьезных профессий, где свято чтут технику безопасности и понимают значение огромного количества предварительных проверок.

Космонавты учатся крайне долго, и совсем не факт, что вы когда-нибудь все же полетите в космос, а не останетесь на Земле в качестве инструктора или сотрудника ЦУП. Но то, что от работы космонавтов в некоторой степени зависит будущее человеческого вида и наша судьба в космосе, не значит, что и они не могут немного повеселиться. После небольшого исследования мы собрали забавные ситуации и истории о некоторых космических миссиях. В следующий раз, вглядываясь в звезды и удивляясь бесконечности возможностей космоса, разрешите себе немного посмеяться над этими интересными и иногда забавными моментами на пути к космическому просветлению человечества.

Непотопляемая Молли Браун и первая в истории космическая контрабанда

История мировой пилотируемой космонавтики официально началась с полета Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток». В 1961 году СССР совершенно заслуженно открыл «ачивку» «Доставить человека в космос». Первый американский астронавт побывает в космосе вскоре после Гагарина, а первые выходы в открытый космос Леонова и Уайта будут осуществлены с разницей всего в несколько месяцев.

Запуск «Джемини-3» стал большим шагом в космос для США: это был первый американский многоместный космический корабль с экипажем на борту. Для мировой космонавтики он стал первым пилотируемым аппаратом, совершившим орбитальный маневр. А еще - первым в истории средством доставки в космос контрабанды и первым (и пока единственным) кораблем для сэндвича с говядиной. Пилот капсулы Джон Янг втайне провез его на орбиту, потому что не мог терпеть дегидрированную еду. Факт вероломного преступления вскрылся уже в полете, когда Янг достал сэндвич из кармана и показал командиру Гриссому. Крошки после укуса летали по всей капсуле, идея оказалась неудачной, и Янгу пришлось спрятать его обратно в карман скафандра.

Пилот Джон Янг и командир Вирджил Гриссом в капсуле «Джемини-3». Фото: NASA



Что-то похожее должна была есть в полете команда корабля. Фото: NASA



Легендарный контрабандный сэндвич с говядиной, залитый в акриле. Сейчас хранится в Мемориальном музее Гриссома. Фото: Raymond K. Cunningham, Jr./Collectspace

Выходка Янга была встречена медиа и конгрессом крайне негативно. Политики посчитали, что 10 секунд, потраченные на бестолковое поедание сэндвича в орбитальном полете длиной всего 5 часов, - слишком дорогое развлечение для страны. Тем более тогда, когда в полете тестируется еда для будущих стартов к Луне. Но руководство NASA восприняло инцидент более спокойно, а Джон Янг в будущем даже стал участником экспедиции «Аполлона-10».

C полетом «Джемини-3» связана еще одна история. Командир экипажа Вирджил Гриссом настаивал на том, что его космический корабль должен иметь собственное имя. Так как первый корабль, на котором он летал, после посадки затонул в океане, Гриссом хотел официально назвать «Джемини-3» в честь хитового в то время мюзикла «Непотопляемая Молли Браун». Руководство NASA не поддержало идею по поводу названия, которое вообще подразумевает какое-либо затопление, и попросило придумать другое. В ответ Гриссом и Янг предложили «Титаник», на что, конечно, получили полный запрет называть капсулу хоть как-то. Официально ни один из кораблей программы «Джемини» так и не получил собственного имени, но при старте Гриссом сказал в эфир: «Ты в пути, Молли Браун!» - и кличка закрепилась в переговорах между диспетчерами. Американская космонавтика вернулась к практике придумывания имен для космических аппаратов только в программе «Аполлон», когда появилась необходимость различать между собой два пилотируемых элемента одного корабля: командный модуль и спускаемый лунный модуль.





Несмотря на то, что кличка «Молли Браун» не использовалась официально, после миссии были изготовлены вот такие патчи. Фото: NASA



И вот такие памятные медальоны. Фото: Heritage Auctions

Путающиеся стропы парашюта и корабль «Восток-2»

Космонавт - это человек, который садится в маленькую капсулу на бомбе размером с 15-этажный дом и полностью осознает драматизм этой ситуации. Любое неверное действие в полете вас убьет, а чтобы понимать, какое же действие будет неверным, космонавты и команда наземной поддержки днями проводят тренировки и испытания систем. А еще космонавты умеют с юмором относиться к своей работе и возможности возникновения такой ситуации, потому они чаще оказываются готовы к ней (конечно, благодаря тренировкам и испытаниям).

Герман Титов был одним из первых космонавтов, гордостью СССР и до сих пор остается самым молодым человеком, побывавшим в космосе (в 26 с небольшим лет). Его полет на корабле «Восток-2» был намного продолжительнее первого полёта в космос. В результате человечество узнало о негативном влиянии невесомости на вестибулярный аппарат. Или, если говорит простыми словами, о «космической болезни».

Корабли серии «Восток», в отличие от американских аналогов, имели одну существенную особенность: они не возвращались на поверхность вместе с космонавтами. Экипаж катапультировался из капсулы после торможения в плотных слоях атмосферы на 7-километровой высоте. Еще до полета, на предварительных тренировках у Титова были выявлены проблемы со стропами парашюта, которые путались после катапультирования. И это было немаленькой проблемой, которая абсолютно точно могла его убить.

Уже стоя возле капсулы на ракете Р-7, коллеги Титова в напутствие напомнили ему об инциденте на тренировках и в шутку отметили, что, если стропы запутаются в реальном полете, им «придется уволить его из космонавтов». Напутствие сработало: через 25 часов и 17 витков вокруг планеты Герман Степанович благополучно вернулся на Землю, а на месте его посадки сейчас установлена памятная стела.



Старт ракеты Р-7 и корабля «Восток». Кадр из советского документального фильма о полете Германа Титова «700 000 километров в космосе»



Космический корабль «Восток». Фото: РСЦ «Энергия»/ESA/Space.com



Одна из фотографий Земли из космоса с автографом Германа Титова

Космический туалет «Джемини-7» и немного туалетного юмора по пути к Луне

Вам может показаться, что самый жуткий кошмар, который заставляет просыпаться астронавтов и космонавтов по ночам, - это нечто вроде того, что вы могли видеть в фильме «Гравитация». Однако есть ситуации и намного более банальные, но не менее жуткие, чем столкновение вашего корабля с космическим мусором или станцией. Американским астронавтам Фрэнку Борману и Джеймсу Ловеллу пришлось пройти через такой бытовой кошмар.

В рамках полета «Джемини-7» экипаж должен был собирать свою мочу для последующего анализа. Но устройство для сбора несколько раз давало протечки. Несмотря на все усилия, команда так и не смогла собрать все парящие по капсуле шарики урины. Чтобы понимать драматизм момента, нужно знать, что обитаемый объем капсулы «Джемини» - 2,55 кубического метра. Астронавты застряли там на 13 суток и 19 часов при нулевой гравитации с летающими вокруг частичками собственной мочи. Позже, когда у них спрашивали об ощущениях от полета, экипаж сравнил его с двумя неделями, проведенными в мужском туалете. Очень маленьком туалете размером с субкомпактный легковой автомобиль, без уборщицы и освежителей воздуха.



Встреча «Джемини-7» и «Джемини-6А» на орбите. Фото: NASA



Земля и Луна с борта «Джемини-7». Фото: NASA



Приводнение «Джемини-7». Долгожданный свежий воздух уже близко. Фото: NASA

Транскрипция переговоров экипажей кораблей «Аполлон» и наземных служб были рассекречены еще в начале семидесятых, после окончания «космической гонки». С появлением и распространением интернета в них, конечно, традиционно нашли «доказательства» того, что экипажи слышали по радио сигналы НЛО, а NASA снова что-то скрывает. Но в них было и кое-что поинтересней - одна из величайших неразгаданных тайн человечества: кто же неудачно сходил в туалет в модуле «Аполлона-10» на шестой день полета?

Миссия «Аполлона-10» была последней экспедицией к Луне перед высадкой. В рамках полета команда корабля должна была повторить и еще раз проверить все операции, которые предстояло провести команде «Аполлона-11», кроме последнего этапа - непосредственно самой высадки на поверхность. На шестые сутки полета, за пять часов до включения двигателя для осуществления маневра возврата к Земле в командном модуле произошел пикантный разговор.





Транскрипция переговоров команды «Аполлон-10». Изображение: NASA



А кто это сделал?!

5:13:29:44 Командир: Оу, кто это сделал?

5:13:29:46 Пилот командного модуля: Кто сделал что?

5:13:29:47 Пилот лунного модуля: Что?

5:13:29:49 Командир: Кто это сделал? [Смеется.]

5:13:29:51 Пилот лунного модуля: Откуда это взялось?

5:13:29:52 Командир: Скорее, дайте мне салфетку. Тут в воздухе плавает д****о.

5:13:29:55 Пилот командного модуля: Я этого не делал. Это не мое.

5:13:29:57 Пилот лунного модуля: Я не думаю, что это мое.

5:13:29:59 Командир: Мое было более липкое. Выбросите это.

5:13:30:06 Пилот командного модуля: О, господи.

5:13:30:08 [Смех.]

Разобравшись с проблемой, команда вернулась к выполнению обычных обязанностей. Впоследствии, уже при полете к Земле экипаж несколько раз вспоминал инцидент с юмором, но больше такие ситуации не повторялись. Здесь стоит еще раз вспомнить о том, что космические исследования не только крайне опасны, но и очень сложны. И совершенно обыденные на Земле ситуации в космосе проявляются с другой стороны. Если сегодня у экипажа МКС есть сравнительно комфортный вакуумный туалет и конструкции, которые позволяют воспользоваться им без опасности загадить всю станцию, то у экипажей космических кораблей «Аполлон» и «Союз» такой роскоши не было.



Юджин Сернан, Джон Янг и Томас Стаффорд на фоне ракеты «Сатурн V». Фото: NASA



Командир экипажа Томас Стаффорд гладит нос игрушечного пса Снупи перед посадкой на корабль. Имя Снупи было кличкой лунного модуля «Аполлона-10». Фото: NASA



Земля с борта «Аполлона-10». Фото: NASA



Устройство для сбора «твердых» отходов человеческой жизнедеятельности. Фактически представляло собой пакет, закреплявшийся на нижней части тела. Специальная таблетка внутри предотвращала образование в пакете бактерий и газов. Фото: NASA

Вульгарный «Аполлон-10» и пьяный «Аполлон-8»

Полет «Аполлона-10» отметился в истории космонавтики не только туалетным инцидентом, но и рядом вскрывшихся проблем с космическим аппаратом, которые учли на Земле при подготовке следующего полета. После отделения лунного модуля на орбите у Луны и отработки совместного орбитального полета в программе модуля возник сбой, который на короткий срок сделал капсулу неуправляемой. К счастью, сбой не привел к бо́льшим поломкам, экстренной отмене миссии или жертвам. Частота пульса пилота Сернана поднялась до 129 ударов в минуту. А на те несколько минут, пока модуль бесконтрольно вращался, астронавты превратились в настоящих моряков и вспомнили каждое грязное слово, описывая лунную поверхность, появлявшуюся и исчезавшую в иллюминаторе. Когда команда благополучно вернулась на Землю, их ждал приветствующий баннер от коллег «Полет „Аполлона-10“ - только для взрослой аудитории».

«Аполлон-8» стартовал за пять месяцев до миссии «Аполлона-10» и был первым космическим кораблем, в рамках полета которого люди достигли другого небесного тела. А еще его полет пришелся на рождественскую ночь, которую команда провела на лунной орбите. Чтобы отблагодарить их за такую жертву на благо человечества, управление полетами включило в паек три миниатюрные бутылочки бренди на праздничный ужин. Это привело к неловким ситуациям в космосе. Сын одного из диспетчеров управления спросил, кто управляет кораблем, если они все выпившие. На что астронавт Уильям Андерс ответил: «Я думаю, в основном сейчас рулит Исаак Ньютон».



Транскрипция переговоров экипажа. Изображение: NASA


Одна из нераспечатанных бутылок бренди, летавших на «Аполлоне-8». Сейчас находится в личной коллекции Джеймса Ловелла - пилота командного модуля корабля. Фото: Heritage Auctions



Последняя ступень ракеты «Сатурн V» с борта «Аполлона-8». Фото: NASA

Достоверно известно, что NASA готовилось к рождественскому эфиру заранее, а среди личных вещей астронавтов также была Библия. После полета, уже на Земле экипаж в интервью рассказывал, что конкретных инструкций на этот счет для них не было и их просто попросили отметить вечер как-то «достойно». В результате астронавты начали зачитывать в эфир отрывки из Библии. Некоторые источники пересказывают историю о японском корреспонденте, который освещал из США полет «Аполлона-8». Тогда администрация NASA предупредила прессу, что в ящиках их столов будет по экземпляру Библии. Согласно легенде, корреспондент отблагодарил агентство «за оперативное предоставление расшифровки переговоров». Но документальных подтверждений этому, к сожалению, нет.

Космическая лодка «Союз ТМА-11»

Реальная посадка космического корабля - это не шутка, и она не похожа на посадку в фантастических фильмах. Эта часть космического полета, возможно, самая опасная и напряженная для команды. Спускаемый аппарат буквально врезается в плотные слои атмосферы, его поверхность нагревается до нескольких тысяч градусов, а экипаж может испытывать перегрузку до 9g. Во время посадки многое может пойти не так, как планировалось, и, даже если экипаж доберется до Земли целым и невредимым, существенное отклонение от расчетного места посадки чревато, например, встречей с дикой живностью или падением капсулы с высокого обрыва. Но иногда проблемы или комичные ситуации создают совсем не дикие животные.

Штатная посадка корабля «Союз ТМА-20М». Взрыв под капсулой - это работа шести двигателей мягкой посадки, срабатывающих на высоте 70 сантиметров от поверхности. Фото: Роскосмос

В такой ситуации во время возвращения с МКС в 2008 году оказался экипаж корабля «Союз ТМА-11»: Юрий Маленченко (Россия), Пегги Уитсон (США) и Ли Со Ен (Южная Корея). Один из пироболтов, перед посадкой разделяющих корабль на три части, не сработал, и «Союз» вошел в атмосферу с одним из модулей, болтающимся где-то на корпусе. К счастью, болт со временем сдался, но такого полета с раскаленным шаром по соседству было достаточно, чтобы ситуация целиком вышла из-под контроля. Корабль совершил крайне жесткую посадку, отклонившись от расчетной точки на 420 километров и существенно осложнив его поиски для наземных служб. А после посадки на местности начался пожар. Юрий Маленченко, крайне ослабленный полугодом в невесомости, смог выбраться наружу и повстречал двух местных жителей - казахов, привлеченных к месту посадки парашютом и дымом от горящей травы. Американский астронавт Крис Хэдфилд в своей книге «Руководство астронавта по жизни на Земле. чему научили меня 4000 часов на орбите» описывает эту встречу со слов Юрия.

«Вы откуда взялись?» - спросил один из них.

Юрий пытался объяснить, что они упали прямо из космоса, но их это, видимо, не сильно интересовало.

«Ладно, а что у вас за лодка? Откуда взялась лодка?» - спросил житель, не понимающий, как эта «плоскодонка» («Союз») может плавать в космосе.

Мужчины помогли космонавткам выбраться из капсулы, а Юрий Маленченко попросил их достать из корабля оборудование для радиосвязи, так как возвращаться в капсулу самому уже не было сил. «Нет проблем!» - вызвались помочь мужчины, забрались в «лодку» и… начали набивать карманы всем, что попадалось под руку. Юрий был слишком обессилен, чтобы вмешаться, но вскоре в небе показался первый спасательный вертолет и новые знакомые прекратили безобразничать.



Пожар вокруг места посадки корабля «Союз ТМА-11». Фото: novosti-kosmonavtiki.ru/А. Пантюхин



Юрий Маленченко. Фото: novosti-kosmonavtiki.ru/А. Пантюхин