Дф дикие племена папуа новая гвинея. Новая Гвинея

Папуа - Новая Гвинея , особенно ее центр - один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков.

На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный - английский - язык. С ними много лет работали миссионеры.

Однако в центре страны что-то вроде резервации - кочующие племен а, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима.

Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.

Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре - что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей - каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.

В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок - самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание - одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.

Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.

Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями…

Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть.

Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.

Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?

Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус - «русский человек», или Караан-тамо - «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.

Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства - если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.

Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси - обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.

Сюда кладут ракушки и священные камни вуса - обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.

Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.

И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.

ПАВШИМ В БОЮ - СЛАВА!

Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.

Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.

Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.

Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие - возможность вернуться с того света, как его жена.

Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук - отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.

После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.

Загробный мир в представлении папуасов - это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ

В Папуа - Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.

Каннибализм для папуасов - вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.

Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).

Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха.

Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное - жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.

Папуа - Новая Гвинея. Горока Шоу. Папуасия праздничная. October 8th, 2013

Я долго думала, с чего бы начать рассказ о поездки в такое странное место. Честно говоря впечатления от поездки в Папуа - Новую Гвинею получились совсем неоднозначные... И вряд ли стоит вываливать сразу все:)))

Так вот. Решила я начать с папуасии парадной. Праздничной. В этом посте будет очень много картинок с разнообразными нарядными папуасами.
Наверное, именно это и представляют люди, когда слышат "Папуа, папуасы". Не буду разочаровывать.

В Папуа - Новой Гвинее более 700 различных племен. Буквально каждая деревенька - отдельное племя со своим языком и своими нарядами.
Что бы как-то объединить страну, примирить племена, да хотя бы перезнакомить их уже более 50 лет под патронажем правительстенных организаций в стране проходят этнические фестивали – своеобразные межплеменные съезды, на которых многочисленные племена страны демонстрируют свои культурные традиции, одевают свои лучшие наряды (разукрашивая тело и лицо), показывают древние ритуалы, танцуют, поют и всяческим образом выражают свою самобытность.
Один из главных, старейших, самых красочных - Горока шоу. Проходит в середине сентября.
В фестивале принимает участие более ста племен.

Лишь с конца ХХ века на эти фестивали стали приезжать туристы. Так что традиционно эти фестивали - праздники не столько для туристов, сколько для самих папуасов. Они съезжаются со всей страны, заранее готовятся, наряжаются, радостно танцуют и поют во время праздника. Вообще в массе своей папуасы любят пообщаться с новыми людьми, потусоваться. И фестиваль - хороший повод для этого.


И хотя сам фестиваль начинался в субботу, уже накануне в городке то тут, то там можно было встретить наряжающихся людей

В фестивальный же день от наряженных людей просто пестрит в глазах.

Фестиваль - это не демонстрация традиционных национальных костюмов. Это праздник песен, танцев, единения... Поэтому встречаются весьма осовременненые личности

Все действо проходит по незамысловатому сценарию:
группы поочереди проходят сквозь коридор зрителей (местные жители не принимающие участие в шоу), танцуя и распевая воинственные песни. Далее они попадают на огороженную терриротию - огромное поле, куда допускаются только участники шоу и туристы (я насчитала аж человек 20 наверное). Дальше вся эта многочисленная пестрая толпа пляшет, поет, сидит, общается, слушает выступления представителей правительства. А туристы ходят и смотрят пока не зарябит в глазах:)

В каждой группе есть два очень ответственных человека. Первый - несет табличку с названием группы. Второй - обувь участников выступления.

Жителей береговых регионов легко узнать по богатым украшениям из ракушек.

Большинство жителей Папуа - Новой Гвинеи имеет дурную привычку жевать орех бетельнатс. Орех этот обладает слабым наркотическим эффектом. Поэтому взгляд папуасов слегка задурманен. Узнать жевателей орехов очень просто - по гнилым зубам и красному рту.

А вот эти люди в моховых костюмах просто разорвали мое представление о национальных костюмах:)

Сумка на голове девушки - нокен. Традиционная папуасская сумка. Размеры варьируются от маленькой косметички до гиганской авоськи (куда влезает большой рюкзак). Сумка носится на голове. Носят там не только вещи, но и например детей.

Обратите внимание на этого красавчика, к этой деревне мы еще вернемся

Все участники шоу очень охотно позируют. Ибо - если белый человек решил тебя сфотографировать, значит костюм удался:)


Министерство образования Российской Федерации

Орловский Государственный Университет

Реферат

по дисциплине: «Культурология»

по теме: «Культура аборигенов Австралии и

папуасов Новой Гвинеи»

Выполнила:

студентка 1 курса, 3 группы

Меланезия, или Чёрные острова, - это Новая Гвинея, Соломоновы острова, Новые Гебри­ды,архипелаг Бисмарка, Новая Кале­дония, Фиджи, острова Санта - Крус, Банкс и множество иных, более мел­ких клочков суши. Их коренное насе­ление состоит из двух больших групп - меланезийцев и папуасов.

Меланезийцы живут на побережье Новой Гвинеи, а папуасы - во внут­ренних частяхдругих больших остро­вов. Внешне они необычайно похожи, зато различаются по языкам. Хотя меланезийские языки входят в боль­шую малайско-полинезийскую семью, люди, на них говорящие, не могут общаться между собой. А папуасские языки не только не родственны ника­ким иным языкам мира, но очень ча­сто даже друг другу.

Кроме меланезийских и папуас­ских народов в малодоступных гор­ных районах Новой Гвинеи и на многих больших островах живут малорослые пигмейские племена.Однако и их языки изучены пока недостаточ­но.

Житель Папуа - Новой Гвинеи в ритуальном облачении колдуна.

В восточной части острова Новая Гвинея, на архипелаге Бисмарка и северной части Соломоновых ост­ровов расположено государство Папуа - Новая Гвинея. В XVI в. эти земли были открыты португальцами. С 1884 г. территорией владели Вели­кобритания и Германия, а в начале XX в. она контролировалась Австра­лией. Хотя в 1975 г. страна стала независимой, она входит в Содружество и формальной главой государ­ства является королева Великобрита­нии. В стране добывают медь, золото и цинк. Выращивают кофе, какао и кокосовую пальму.

Папуа - Новую Гвинею часто называют «раем для этнографов, но адом для любого правительства». Это выражение было придумано еще колониальными чиновниками, однако оно не менее справедливо и для наших дней. Почему «рай» - понятно: мало найдётся на Земле мест с таким разнообразием язы­ков, обычаев и культур. С одной стороны - чиновники, бизнесме­ны, рабочие столичного города Порт-Морсби, носящие европей­скую одежду и получившие образо­вание. С другой - не вышедшие из каменного века горные племена, ведущие войну друг с другом и не понимающие языка людей из со­седней долины. Они могут радуш­но встретить приезжего учёного, но убить человека из ближайшей де­ревни. Поэтому для правительства это «ад», ведь ему приходится «впрягать в повозку» государст­венного устройства не только «вола и трепетную лань», но еще «лебедя, рака да щуку» в придачу.

Правительство страны попыта­лось укрепить в сознании папуасов и меланезийцев то, что они принад­лежат к одному народу - найми Папуа - Новой Гвинеи. Для этого нужен прежде всего общий язык, ведь количество языков в стране ни­кем не подсчитано. В сущности, общий язык имелся, к тому же по­нятный во всей Меланезии. В Па­пуа - Новой Гвинее его называют «ток-писин». Он возник из англий­ских слов и меланезийской грамма­тики среди завербованных на план­тации батраков из разных племён, которым нужно было между собой общаться. Англичане этот язык на­зывали «пиджин-инглиш» (от англ. pigeon - «голубь»); произношение папуасов и меланезийцев напоми­нало им воркование голубей. Очень быстро язык распространился, дос­тигнув самых отдалённых горных деревень: его приносили вернувши­еся с заработков мужчины или бро­дячие торговцы. Почти все слова в нём английские. Хотя территорией Папуа долго владели немцы, от их языка осталось лишь два слова (одно из них «пасмалауф» - «за­ткнись»).

Если по-английски «вы» - «ю», а «мне» - «ми» (в ток-писин это означает «я»), то сочетание «ю-ми» («ты-я») даёт местоимение «мы». «Кам» - «прийти», «кам - кам» - «пришёл»; «лук» - «смотреть», а «лук-лук-лук» - «смотреть очень долго». Наиболее распространён­ным словом является «фела» (от англ, «парень»); так обращались плантаторы к батракам.

В сущности, ничего странного в языке ток-писин нет: возникли же французский и румынский, испан­ский и португальский из принесён­ной римскими колонизаторами латы­ни, которую покорённые народы изменяли на свой лад! Надо только развить язык, чтобы издавать газеты, говорить по радио и т. д. Поэтому ток-писин преподают во всех школах Папуа - Новой Гвинеи. А главный лозунг страны - «Ю-ми ван-пела пипал!» («Мы один народ!»).

Интересно то, что папуасы и ме­ланезийцы не только считают ток-писин своим языком, но и знают, что есть ещё другой английский, на­стоящий. Его называют «ток-плес-билонг-Сидни» - «сиднейский язык». Ведь Сидней - ближайший крупный город, населённый белыми. Поэтому тот, кто хочет получить об­разование, должен владеть «сид­нейским языком».

Известный путешественник Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков: они разжевывали плоды, отжимали их сок в скорлупу кокосовых орехов и через несколько дней получали брагу.

Сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на лесных расчистках папуасами Новой Гвинеи в большинстве своем плодовые или клубневые растения, и в отличие от зерновых культур их нельзя хранить долго. Поэтому общину всегда подстерегает опасность голода.

Существуют некоторые принципы взаимоотношений между людьми. Этнографы, отдавшие годы изучению обществ с примитивной экономикой, неоднократно подчеркивали, что людям здесь далеко не чужда романтическая любовь. В то время как основные принципы семейного устройства не регламентированы сколько-нибудь жесткими правилами и допускают широкую свободу выбора,

сравнительно малозначимые, на наш взгляд, детали поведения женщины находятся под строжайшим контролем традиций и обычаев. В основном речь идет о предписаниях негативного характера. У папуасов Новой Гвинеи женщина не имеет права входить в мужской дом, играющий роль деревенского клуба, участвовать в праздничных трапезах, прикасаться к возбуждающему напитку кеу. Ей не только не разрешено присутствовать при игре мужчин на музыкальных инструментах, но настоятельно рекомендуется стремглав убегать прочь при одних только звуках музыки. Жена не может есть из той же посуды, что и ее муж, а во время еды ей, как и детям, обычно достается то, что похуже. В обязанности женщины входит доставлять овощи и плоды с огорода, чистить их, приносить дрова и воду, разводить огонь. На муже лежит приготовление пищи и распределение ее между присутствующими, причем лучшие куски он берет себе и предлагает гостям.

Жизнь первобытного человека неразрывно связана с охотой. Поэтому, прежде всего магические операции относятся к ней. Так называемая «промысловая магия» сохранилась у современных отсталых народов. Папуасы Новой Гвинеи при охоте на морского зверя помещают в острие гарпуна маленькое жалящее насекомое для того, чтобы его свойства придали остроту гарпуну.

В Папуа – Новой Гвинее религиозные воззрения всегда играли и продолжают играть важную роль. Анимистические верования глубоко укоренились в сознании многих людей так же, как и вера в магическое действие колдовства, которое служит средством регулирования общественных отношений. С середины 19 в. активизировалась деятельность христианских миссионеров, благодаря чему в настоящее время примерно 3/5 населения, по крайней мере, номинально, числятся протестантами и около 1/3 – католиками. Вплоть до Второй мировой войны лечением и образованием меланезийского населения занимались в основном миссионеры. Самые крупные протестантские конфессии – лютеранская и Объединенная церковь Папуа – Новой Гвинеи и Соломоновых Островов. За последние 20 лет значительных успехов добились новые евангелические общины, в частности, одна из крупнейших пятидесятнических организаций – Ассамблеи Бога.

Население страны по этническим и лингвистическим критериям всегда делилось на множество групп, часто весьма незначительных по численности. Отдельную группу образуют папуасские племена на южном побережье Новой Гвинеи.

Папуасы живут в столь недоступных и опасных местах, что их образ жизни практически не изменился за последние несколько сотен лет.

Папуасы верят в своих языческих богов, но с приходом ночи появляются и злые духи, которых они крайне боятся. Они точно следуют обычаям своих предков во время охоты, праздников, войны или свадьбы. Например, племя Дани Дугум считает, что их древние предки были птицами, и "птичья" тематика присутствует в их танцах и экзотической нательной раскраске. Некоторые традиции туземцев Папуа могут показаться нам шокирующими, например: они мумифицируют своих вождей и разговаривают с мумией в дни самых тяжелых испытаний; туземные колдуны заклинаниями вызывают и прекращают дожди.

Большинство папуасов-мужчин (а мальчишки лет по 8-16 практически все) ходят постоянно с луком и стрелами, а также с большим ножом (с его помощью быстро выстругивают новые стрелы), и стреляют по всему, что движется (птица ли, зверь ли). Реакция у папуасов просто великолепная.
Многие папуасы-мужчины ходят абсолютно голыми, но с трубочками, привязанными спереди.

Pixanews продолжает серию публикаций снимков Джимми Нельсона, который запечатлел представителей разных исчезающих племен и народов.

ПРОЕКТ ДЖИММИ НЕЛЬСОНА.

Часть 3. Племена Новой Гвинеи

Папуасское племя Хули

Считается, что первые папуасы Новой Гвинеи мигрировали на остров более 45000 лет назад. Сегодня более 3 млн. человек – половина всей гетерогенной популяции – живут в горной местности. Некоторые из этих общин конфликтуют со своими соседями на протяжении тысячелетий.

Племена ссорятся из-за земли, свиней и женщин. Много усилий прилагается к тому, чтобы произвести впечатление на противника. Воины крупнейшего племени хули раскрашивают свои лица желтой, красной и белой краской. Они также славятся своей традицией изготовления орнаментированных париков из собственных волос. Топор с когтем должен усилить устрашающий эффект.

Люди в париках из племени хули, район водопадов Амбуа (Ambua)

Традиционная одежда «горцев» скудна: женщины носят юбки из трав, мужчины не носят ничего, кроме «котеки» («котека» – защитно-декоративный футляр для пениса, сделанный из тыквы). При этом, чтобы произвести впечатление и напугать врага, мужчины прилагают значительные усилия.

Представители крупнейшего горного племени хули («люди в париках») раскрашивают свои лица желтой, красной и белой краской. Они славятся своей традицией изготовления декоративных париков из собственных волос. Выглядят эти парики, как шляпы с плюмажем, затейливо украшенные перьями райских птиц и попугаев. Другие украшения включают ракушки, бусы, бивни кабанов, черепа птиц-носорогов и листву деревьев.

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Водопады Амбуа, долина Тари (Tari)

Люди племени хули строго придерживаются анимистических воззрений и совершают ритуальные подношения, чтобы задобрить духов предков. Болезни и несчастья считаются результатом колдовства и магии.

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Долина Тари, Западное нагорье

Долина Тари с великолепным видом на равнину и окружающие пики. Высокогорные леса богаты ревущими водопадами.

Жизнь в высокогорных селах проста. У жителей много хорошей еды, семьи отличаются сплоченностью и относятся с большим уважением к чудесам природы.

Горцы – в первую очередь, мужчины – живут охотой. Сбором плодов, садоводством и земледелием занимаются женщины. Мужчины помогают расчищать участки земли, но всё остальное является обязанностью женщин.

Они практикуют циклическое сельское хозяйство, переходя на новое место после того, как почва истощается, чтобы позволить лесам и почве восстановиться. Женщины являются отличными фермерами. Первые западные путешественники, посетившие эту горную местность, были поражены, обнаружив там обширные долины тщательно возделанных огородов, садов и арыков. Выращиваемые культуры включают сладкий картофель, кукурузу, капусту и маниоки.

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Водопады Амбуа, долина Тари

У папуасов Новой Гвинеи часто случаются племенные стычки. Причиной могут быть споры из-за земли, скота и женщин – именно в такой последовательности. Чтобы заслужить уважение соплеменников, мужчина нуждается в большом количестве земли для ведения сельского хозяйства, в свиньях в качестве меры богатства и в нескольких женах, которые должны обрабатывать землю и ухаживать за скотиной.

Племя Асаро

Различные племена живут в разброску небольшими аграрными кланами по всему нагорному плато вот уже тысячу лет. Их разделяют труднопроходимые участки местности, язык, обычаи и традиции. Легендарное племя асаро («люди ила») впервые встретилось с западным миром в середине 20-го века.

Легенда гласит, что «люди ила» были вынуждены спасаться от врагов в реке Асаро, где они ждали, пока не опустятся сумерки. Враги видели, как они поднимаются из воды, покрытые илом, и приняли их за духов. Люди племени Асаро все еще применяют грязи и маски, чтобы поддержать эту иллюзию и наводить ужас на другие племена.

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Племя асаро с Восточного нагорья

«Люди ила» не покрывают лица грязью, поскольку папуасские народы Новой Гвинеи считают ил реки Асаро ядовитым. Вместо этого они делают маски, используя для этого подогретую гальку и воду из водопадов. У масок необычный дизайн: длинные или очень короткие уши, которые либо спускаются к подбородку, либо торчат вверх, большие сросшиеся брови, прикрепленные к верхней части ушей, рога и рты по бокам.

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

«Люди ила»

Люди племени Асаро покрывают себя грязью, носят страшные маски и размахивают копьями. Легенда гласит, что «люди ила» потерпели поражение от вражеского племени и были вынуждены бежать в реку Асаро.

Они ждали сумерек, прежде чем попытаться улизнуть. Враги видели, как они поднялись из воды, вымазанные илом, и приняли их за духов. Испугавшись, они убежали в свою деревню. После этого эпизода все соседние деревни пришли к убеждению, что духи реки Асаро были на их стороне. Мудрые старейшины заметили, что это даёт им преимущество перед соседями, и решили всячески поддерживать эту иллюзию.

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Горные племена часто воюют друг с другом

На протяжении многих лет люди племени Асаро неоднократно использовали грязь и маски, чтобы терроризировать другие деревни, нанося им внезапные утренние визиты.

Племя калам

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Радуга над Симбаи (Simbai)

Расположенная высоко в горах, Симбаи – это деревня, до которой можно добраться только на лёгком винтовом самолёте. Пеший переход через густой кустарник по скользким склонам крутых холмов занимает много дней. При отсутствии дорог там легко заблудиться.

Благодаря этому местная культура осталась богатой и самобытной, свободной от ассимиляционных влияний окружающего мира. Посещение деревни Симбаи – всё равно, что путешествие в прошлое.

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

В племени Калам мальчикам в порядке инициации прокалывают нос

Деревня Симбаи является родиной племени калам в центре горной местности Маданг (Madang). Это один из слаборазвитых регионов папуасской Новой Гвинеи, где люди все еще живут в традиционных деревнях, разбросанных по огромной территории, нетронутой цивилизацией.

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Украшения для тела

Когда дело доходит до украшения тела, они покрывают себя орнаментом, называемым «билас» и состоящим из крупных жемчужных раковин, а также ожерельями из клювов птицы-носорога (kokomo), мехом кускуса, полевыми цветами и нарукавными повязками.

Свиной жир придаёт телу окончательный лоск.

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Перья птиц и жемчужные раковины

Верх головных уборов украшается перьями какаду, попугаев лори и райских птиц всех видов. Небольшие круглые жемчужные ракушки крепятся к отверстию в носу. Иногда туда же вставляются перья райской птицы короля Саксонии.

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Мужчины и мальчики племени калам

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Жизнь проста в высокогорных селах

Горцы живут охотой, которой занимаются в основном мужчины, а также собиранием растений и земледелием, которыми занимаются женщины. Мужчины помогают расчищать участки земли, но всё остальное считается женской обязанностью.

В местных деревнях много хорошей еды, дружные семьи и древние традиции, основанные на уважительном отношении к явлениям природы.

«Пока они не исчезли». Фото: Jimmy Nelson

Деревня Нукунт (Nukunt)

Один раз в год – обычно в третью неделю сентября – здесь проводится недельный культурный фестиваль, который посвящён инициации юношей. Ритуал включает в себя пирсинг носа («sutim nus » на местном диалекте). Мальчики в возрасте от 10 до 17 лет заходят в «hausboi» (мужской дом), чтобы подвергнуться обряду инициации, который проводят деревенские старейшины. Там же происходит и процедура пирсинга.

Одна из самых удивительных стран мира Папуа-Новая Гвинея отличается широчайшим культурным разнообразием. Ее территория вмещает порядка 85 различных этносов, здесь существует примерно такое же количество языков, и все это при том, что население государства не превышает 7 миллионов человек.

Папуа-Новая Гвинея поражает разнородностью наций, в стране насчитывается огромное количество коренных этнических групп. Самой многочисленной являются папуасы, населявшие Новую Гвинею еще до прибытия португальских мореплавателей. Некоторые из папуасских племен и сегодня практически не контактируют с внешним миром.

Каждый год на острове проходит Праздник Независимости. Праздничным нарядом этому папуасу служат перья разных экзотических птиц и множество украшений из ракушек. Когда-то давно ракушки здесь использовались вместо денег, сейчас же они являются символом процветания.

Так выглядит танец духов в исполнении племени Хули, обитающего в Южном Нагорье.

Во время Праздника Независимости проводится фестиваль Горока. Папуасские племена верят в духов и почитают память умерших предков. В этот день по традиции принято полностью покрывать тело грязью и исполнять специальный танец для привлечения добрых духов.


Этот фестиваль довольно известен, он является очень важным культурным событием для местных племен и проходит в городе Горока.


Тари - одно из крупных поселений Южного Нагорья. Традиционно житель этого поселения выглядит так…


В фестивале Горока принимают участие около ста племен. Все они приезжают, чтобы показать свою традиционную культуру, продемонстрировать свои танцы и музыку. Впервые этот фестиваль организовали миссионеры в 1950-х годах.

Чтобы увидеть настоящую культуру различных племен, в последние годы на праздник стали приезжать также и туристы.


Традиционным участником мероприятия является зеленый паук.