Джерард Батлер: «Жизнь полна сюрпризов. Джерард Батлер: «Я состою из крайностей

Джерард Батлер производит впечатление одного из самых известных в Голливуде ловеласов. Однако сам актер, которому вскоре исполнится 40 лет, очень переживает по поводу того, что до сих пор одинок

Джерард признается, что уже давно готов к семейной жизни, но пока так и не может найти женщину своей мечты. Возможно, новый фильм «Голая правда», в котором Батлер сыграл главную роль, поможет кинозвезде сделать эти поиски более успешными. Побеседовав с актером, «МК-Бульвар» узнал приоритеты Джерарда в отношении женщин.

НЕСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Джерард Батлер родился 13 ноября 1969 года в г. Пэйсли (Шотландия).
Одна из первых его ролей была в фильме бондианы «Завтра не умрет никогда» (1997).

Всемирная известность пришла к актеру благодаря картинам «Призрак оперы» (2004), где Батлер сыграл Призрака, и «300 спартанцев» (2006), где он исполнил роль царя Леонида.

Снимался также в фильмах «Лара Крофт — расхитительница гробниц-2» (2003), «P. S. Я люблю тебя» (2007), «Остров Ним» (2008), «Рок-н-ролльщик» (2008), «Геймер» (2009).

— Джерард, ваш герой Майк в фильме «Голая правда» довольно неоднозначный тип: хам, шовинист, любитель сальных шуточек. Вы долго раздумывали, прежде чем согласиться на эту роль?


— Вообще не раздумывал. Мгновенно согласился, едва только начал читать сценарий. Потому что практически каждая фраза заставляла меня хохотать. Да, Майк скандальный, нахальный, несдержанный, порой невыносимый тип. Но все-таки он хороший и чертовски обаятельный. К тому же раньше подобных персонажей мне играть не приходилось.

— У вас есть с ним что-то общее?

— Ну, конечно, есть. Майк часто высказывает весьма сомнительные вещи. Я тоже. Наверное, потому, что я родом из Шотландии. В Америке шотландцы всегда говорят что-то такое, что вгоняет других людей в легкий ступор. (Смеется.) А еще у Майка довольно интересная философия относительно межполовых отношений и секса.

— Вы разделяете его мнение по поводу того, что у мужчин на уме лишь один секс?

— Честно говоря, когда мужчины слышат подобные высказывания от женщин, они должны признать, что отчасти это так и что у них нередко появляются подобные мысли. Хотя я, наверное, зря отвечаю на этот вопрос, он может потом обернуться против меня, потому что люди будут думать: «Какого черта этот придурок такое говорит?». (Смеется.) Но на самом деле каждый мужчина немного шовинист и сексист. И порой мы думаем так же, как Майк. Но далеко не всегда!

— Мужчины сначала, как правило, оценивают женщину глазами. На что вы обращаете внимание в первую очередь?

— Да, глупо отрицать то, что сначала мы оцениваем женщину глазами. Но тут вот в чем дело. В большинстве случаев у нас нет возможности поговорить с женщиной, чтобы понять, что она за человек. Чаще всего вы просто проходите мимо нее на улице, или проезжаете на машине, или сталкиваетесь в лифте. Поэтому мы просто смотрим на женщину, отмечаем про себя, сексуальная она или нет, и идем дальше.

— Какую женщину вы могли бы назвать сексуальной?

— Я могу увидеть женщину в очень короткой юбке и задаться вопросом: «Зачем она делает это? Ведь это выглядит ужасно!» В другой раз я могу подумать: «О, какие красивые ножки». Все зависит от того, как женщина ведет себя. По большому счету, сексуальное влечение длится не больше трех секунд. Для меня разные женщины могут казаться сексуальными. Одни из-за того, как они преподносят себя. Другие привлекают своими мыслями и поступками. Иногда меня возбуждает просто то, что она очень нежна со мной или просто любит меня. А бывает, что ничего из этого не срабатывает. А еще меня очень привлекает в женщине то, что она знает, когда нужно вовремя замолчать. Наверное, после этого мне самому самое время заткнуться. (Смеется.)

— Так каким самым важным качеством должна обладать женщина, чтобы привлечь ваше внимание?

— У нее должно быть хорошее чувство юмора. Еще мне нравятся спонтанные женщины, которые могут тебя удивить. А еще я просто обожаю ласковых и добрых. Когда девушки показывают мне это, я таю.

— Ваш герой учит Эбби — героиню Кэтрин Хайгл, — как соблазнить мужчину, пытается раскрыть в ней ее сексуальность. При этом он очень хороший слушатель и потому дает правильные советы. А вы умеете давать советы?

— Мне кажется, что да. В моей жизни было несколько моментов, когда я приходил за советом, и это научило меня самого быть неплохим советчиком. Когда ко мне кто-то обращается, я стараюсь по полной вникнуть в суть ситуации, начинаю задавать вопросы, почему ты сделал это или сказал то. Многие этому удивляются, они не ожидают от меня такого сострадания, заинтересованности и даже, не побоюсь, мудрости.

— Есть мнение, что мужчины более ранимы, чем женщины, особенно когда они в окружении других мужчин. Вы согласны с этим?

— Я думаю, мужчины могут быть более ранимы, потому что у них гораздо меньше возможности показать это и обсудить. Для мужчины тяжело говорить о своей слабости с женщиной, потому что он не хочет показаться ей не идеальным. Но ему трудно показать свою ранимость и мужчине, чтобы не прослыть слабаком и нюней. Нелегко прийти к своим приятелям и признаться, что тебя обломали или ты чего-то боишься. Я не говорю, что такого не происходит, но это происходит не так уж и часто. Женщины гораздо более откровенны со своими подругами. А уж на мужчин свои слабости они вываливают по полной. (Смеется.)

— Майк также говорит Эбби, что человеку сначала нужно изучить свое собственное тело, прежде чем кто-то другой сможет доставить тебе настоящее удовольствие. Вы согласны с этим?

— Абсолютно. И я не вижу в этом ничего плохого, если женщина учится понимать свою сексуальность и свое тело. Я также согласен с тем, что мужчине нужно постоянно учиться понимать женское тело, а женщине мужское.

— Главные герои испытывают сексуальное влечение друг к другу, однако постельной сцены в фильме нет. Но есть зажигательный латиноамериканский танец

— Я был поражен, насколько горячим он получился. Хотя во время съемки этой сцены не могу сказать, что чувствовал себя суперсексапильным. Перед съемками картины я взял несколько уроков сальсы. Но когда я чему-то учусь, то часто нервничаю. Например, для фильма «P. S. Я люблю тебя» я учился играть на гитаре и петь. Но когда мы начали снимать, я понял, что не могу делать это одновременно. Если я играю, то не могу петь. Если пою, не могу играть. А если я играю и пою, то не могу двигаться. Тут я тоже боялся, что не смогу танцевать сальсу, не вспомню все движения. Но все произошло настолько легко и естественно, что сцена получилась просто великолепной.

— Ваш герой говорит много неприличностей. Как вы себя чувствовали, когда произносили подобные фразы перед женщинами?

— Дело в том, что это моя обычная манера разговора. И именно это стало одной из причин, по которой мне досталась эта роль. Однажды за обедом с продюсерами я сыпал всеми этими сальными, непристойными, сексистскими шуточками. Они, услышав это, посчитали меня достойной кандидатурой на роль Майка и предложили почитать сценарий.

— И последнее: вы хотели бы знать о женщинах все? Или пусть лучше останется некая тайна?

Хороший вопрос. Мы все пытаемся выяснить как можно больше друг о друге. Но, по большом счету, просто соглашаемся или не соглашаемся с теми или иными вещами. Я никогда не изучу женщин досконально, а они никогда не поймут меня до конца. И в этом фильме как раз интересна сама возможность посмотреть друг на друга с разных сторон баррикады: женское видение мыслей мужчин и мужское видение безумности женщин.

КСТАТИ


Комедия «Голая правда» рассказывает о войне полов.

Эбби Рихтер (Кэтрин Хайгл) — успешный телепродюсер со строгими моральными принципами, которая мечтает встретить идеального мужчину. Майк Чадвей (Джерард Батлер) — ведущий телешоу «Голая правда» с шовинистическими взглядами на жизнь, любящий непристойные шутки и убежденный, что женщины существуют лишь для секса. Они не переносят друг друга. Но, когда у Эбби на горизонте появляется потенциальный избранник, она вынуждена обратиться к Майку за советом.

за информацию и перевод благодарим ok (из SORTED MAG — UK — JAN/FEB 2012)

Несмотря на то, что Джерард Батлер выбран читателями журнала Empire одним из 100 самых сексуальных звёзд в истории кино, он не только pretty face.

Говоря о своем опыте кинозвезды, он признает: “Это не самое худшее, что может с вами случиться, когда у женщин сложилось такое впечатление о вас. Это лестно. Приятно, когда вы проходите мимо красивой девушки на улице и она вам (широко) улыбается в ответ. Но реальность такова, что я не бабник, и я ценю возможность разговаривать с женщинами по душам, некоторые из которых являются моими лучшими друзьями.”

Он по-прежнему рассматривает женщин как некую загадочную мистическую силу. “В женщине есть что-то непознанное и таинственное, и мне это очень нравится. У женщин совсем иной взгляд на жизнь, чем у мужчин, и именно это так привлекательно в них, среди множества другого. То, что больше всего меня возбуждает — это возможность понять женщину и быть ей благодарным за ту чувственность и романтику, которые она приносит в вашу жизнь. Ничего так не поднимает настроение (больше ничего так не радует меня), чем быть рядом с женщиной, которая может просто растопить твоё сердце одним лишь взглядом (то как она смотрит на вас).”

Ему приписывают много романов с голливудскими красавицами вне съемочной площадки, но он пытается игнорировать все слухи по-максимуму. На самом деле, ему интересней жить своей полноценной жизнью, чем быть так называемым celebrity Casanova.

“Я точно знаю, чего я хочу от жизни, что реально, а что нет. Я достаточно целеустремлённый и одержимый в своей профессии, но я также умею хорошо проводить время и вне работы, поэтому для меня быть знаменитым это не смысл, не то на чем я зациклен. Я стараюсь разграничивать свою профессиональную деятельность и досуг с друзьями. Я научен собственным горьким опытом, ты должен точно знать, чего ты хочешь, для того чтобы понять, кто ты есть на самом деле. Мне нравится постоянно быть в движении и идти вперёд.”

5 апреля 2010, 09:39

Джерард стал третьим ребенком в семье Маргарет (урождённая Хантон) и Эдварда Батлеров (у него есть брат и сестра). Когда ему было 6 месяцев, семья переехала в Монреаль (Канада), где его отец предпринял несколько попыток создания собственного бизнеса. Однако все его усилия заканчивались провалом, а во всех неудачах он обвинял жену и детей. Маргарет не выдержала и подала на развод. В 1971 году вместе с детьми она вернулась в Шотландию в свой родной город Пейсли, где вскоре вновь вышла замуж. В Пейсли и прошло всё детство Джерарда Батлера. Поскольку жили они неподалёку от кинотеатра, то Джерард очень любил ходить туда вместе с матерью, и волшебный мир кино завораживал его. Однажды ему удалось уговорить мать отвести его на пару прослушиваний. Через некоторое время Джерард начал играть в Молодёжном шотландском театре, а в двенадцать лет получил небольшую роль уличного мальчишки Оливера в одноименной постановке Королевского театра Глазго. Но Маргарет не одобряла увлечение сына сценой и считала, что он должен получить хорошую профессию. Впрочем, игра на сцене не мешала Джерарду быть лучшим учеником в классе. Но, когда встал вопрос о выборе специальности, Джерард, чтобы не огорчать родителей, поступил в колледж при университете Глазго на юридический факультет. Он и здесь оказался одним из лучших студентов и был избран президентом студенческого юридического общества. Но сразу после окончания учёбы он отправляется в Лос-Анджелес, чтобы попытать счастья в актёрской профессии. Вот только мечты о быстрой актёрской карьере так и остались мечтами. Единственное, что ему удалось добиться за полтора года кинопроб – это роль статиста в фильме "Телохранитель". В это время он узнает о том, что его отец болен раком и отправляется в Канаду. С тех пор как Джерард последний раз видел отца, прошло 14 лет. Эдвард Батлер умирает на руках сына, и после похорон Джерард возвращается в Шотландию. Он устраивается в компанию Morton Frazer, одну из крупнейших юридических фирм Эдинбурга для прохождения двухгодичной стажировки. Там он познакомился с Аланом Стюартом, который стал его другом и сыграл в его жизни очень важную роль. Джерард делал успехи в работе, но так и не смог почувствовать к ней вкуса. Работа с девяти до пяти, рутина и безысходность угнетали его. Не спасало даже участие в организованной с помощью Алана рок-группе Speed. Началась затяжная депрессия, и Джерард пристрастился к алкоголю[источник?]. Друзья не раз вытаскивали его буквально из-под колёс машин и неоднократно видели, как он в бессильной ярости бился головой о стену. Он часто просыпался с сильными порезами, кровоподтеками и рваными ранами на теле, но не мог вспомнить, как их получил. Однажды он очнулся на крыше небоскрёба от окрика своего друга Алана. Джерард не мог вспомнить, как он очутился наверху, а приход его друга спас его от последнего шага в пустоту. В какой-то момент его не стало интересовать ничего, кроме выпивки и он пил со всеми, кто мог составить ему компанию. Пьянство практически разрушило его жизнь и карьеру. За неделю до окончания стажировки Джерарда уволили с работы. В Эдинбурге на сцене фестиваля Фриндж Джерард увидел спектакль "На игле" (Trainspotting) и окончательно понял, что выбрал не ту профессию. Через два дня после увольнения он отправился в Лондон на поиски актёрского счастья. Но и в Лондоне никто не торопился открывать перед ним двери. Ему пришлось сменить несколько профессий, от официанта до демонстратора заводных игрушек, прежде чем он устроился в лондонский театр Мэрмейд, но и то лишь ассистентом по кастингу для постановки шекспировской пьесы "Кориолан". Постановщиком этого спектакля был Стивен Беркофф, к которому однажды в кафе Батлер подошел с просьбой о прослушивании. Впечатленный его смелостью, Беркофф дал согласие и таким образом Батлер получил свою первую профессиональную актёрскую роль. А уже через некоторое время он играет в Ирландии ведущую роль в постановке "На Игле", которой он до этого восхищался из зрительного зала. Фильмография. «Миссис Браун» Mrs. Brown Арчи Браун 1997 «Завтра не умрет никогда» Tomorrow Never Dies моряк 1997 «Мумия: Принц Египта» Tale of the Mummy Бурк 1998 «Фастфуд» Fast Food Джако 1998 «Маленькая ложь во спасение» Little White Lies Питер 1998
«Как стать рок-звездой: Руководство для молодежи» The Young Person’s Guide to Becoming a Rock Star Марти Клеймор 1998 «Вишнёвый сад» The Cherry Orchard Яша 1999 «Еще один поцелуй» One More Kiss Сэм 1999 «Люси Салливан выходит замуж» Lucy Sullivan Is Getting Married Гус 1999 «Цветы Харрисона» Harrison’s Flowers Крис Камак, фотожурналист 2000
«Дракула-2000» Dracula 2000 Граф Дракула 2000
«Аттила» Attila Аттила 2001
«Бриллиант Сахары» Jewel of the Sahara капитан Чарльз Беллами 2001 «Неподходящая работа для женщины» An Unsuitable Job for a Woman Тим Болтон 2001
«Власть огня» Reign of Fire Криди 2002
«Стрелки» Shooters Джеки-младший 2002 «Присяжные» The Jury Джонни Донни 2002 «Лара Крофт Расхитительница Гробниц: колыбель жизни» Lara Croft Tomb Raider: The Cradle of Life Терри Шеридан 2003 «В ловушке времени» Timeline Андре Марек 2003 «Призрак оперы» The Phantom of the Opera Призрак 2004 «Игра их жизней» The Game of Their Lives Фрэнк Борджи 2005 «Дорогой Фрэнки» Dear Frankie незнакомец 2005 «Беовульф и Грендель» Beowulf & Grendel Беовульф 2006 «Выкуп» Butterfly on a Wheel Нил Рендалл 2007 «300 спартанцев» 300 царь Леонид I 2007 «P.S. Я люблю тебя» P.S. I Love You Джерри Кеннеди 2007 «Остров Ним» Nim’s Island Джек Руссо, Алекс Ровер 2008 «Рок-н-рольщик» RocknRolla Раз-Два 2008 «Хранители» Watchmen: Tales of the Black Freighter Моряк (голос) 2009 «Голая Правда» The Ugly Truth Майк Чэдвей 2009 «Геймер» Gamer Кейбл/Джон Тиллман 2009
«Законопослушный гражданин» Law Abiding Citizen Клайд Шелтон 2009 «Как приручить дракона» How to Train Your Dragon Stoick the Vast (озвучка) 2010 «Охотник за головами» Bounty Hunter Майло Бойд 2010 "Бёрнс" Burns Роберт Бёрнс 2010 "Кориолан" Coriolanus Tullus Aufidius 2010 "Неизвестный проект Питера Фаррелли/Чарльза Уэсслера" Chaun 2010 "Неприкасаемые: Становление Капоне" Untouchables: Capone Rising Jimmy Malone 2012 Личная жизнь Уже много лет Батлер не берёт в рот спиртного (даже пива). Он любит кофе и кока-колу. К юридической карьере он тоже больше не возвращался и говорит, что даже сейчас никогда не читает свои контракты, а просто их подписывает. Что, впрочем, по его собственным словам, не мешает ему быть "голливудским актёром, у которого в контракте прописано меньше всего съёмочных часов". Несмотря на свою нынешнюю сверхвостребованность, в личной жизни Джерард одинок, хотя слухи о его романах с разными звёздами возникают постоянно. Единственной официальной девушкой Батлера пока остаётся его бывшая ассистентка Тоня, их роман длился в течение двух лет.
Джерард получает миллионные гонорары и совершенно не страдает звёздной болезнью. К тому же он поразительно бережно и трепетно относится к своим поклонникам. Он всегда готов дать автограф и сфотографироваться на память, даже если поклонник окажется сотым по счёту в этот день. В октябре 2008 года вместе с Марком Ронсоном (продюсер Эми Вайнхаус) и Джулианом Касабланкасом (вокалистом The Strobes), он открыл ресторан «Шин» в Лос-Анджелесе.

В прокат вышла картина одного из лучших французских режиссеров Франсуа Озона

У Хлои полный набор психологических проблем: она нежеланный ребенок, у нее вопросы к матери, живет она с котом, у нее постоянно болит живот, с чем она и обращается к психологу, в которого в итоге влюбляется. И тут начинается: героиня как Алиса в Стране чудес плутает в темных закоулках своих подозрений, комплексов, догадок и, в конечном счете, нелюбви к самой себе. Впрочем, приключения у нее довольно увлекательные. Франсуа Озон настаивает на том, что жанр его фильма - сексуальный триллер.

«Отношения в паре - это всегда сложно, - уверен Франсуа Озон. - Эту сложность и недосказанность всегда очень интересно раскрывать в кино. Даже у пар, у которых все хорошо, в отношениях всегда необходима свобода, важно воображение, фантазия. И я думаю, нужно всегда иметь некий секрет, не нужно делиться всем. Секретом может быть и какая-то вторая жизнь, пусть и воображаемая».

Интрига фильма выстроена вокруг близнецов не с проста. «Тема близнецов очень кинематографична, - объясняет режиссер. - Многим хотя бы иногда хочется, чтобы у них был близнец. Ведь у них всегда так много историй, анекдотов. И многие близнецы рассказывают о какой-то почти мистической связи, которая сохраняется между ними даже на расстоянии».

Необходимо предупредить: Озон - для взрослых. Здесь все - и фантазии на грани перверсии, внутренний мир женщины не только. А для мужчин Озон поднимает тему доминирования и ощущения собственной уникальности при условии наличия ровно такой же копии.

Джерард Батлер: эксклюзивное интервью

В российский прокат выходит фильм-катастрофа «Геошторм». В главной роли - звезда Голливуда Джерард Батлер

"Геошторм" на этих выходных возглавил российский кинопрокат. Любопытно, что это режиссерский дебют Дина Девлина - человека, который за последние 20 лет написал сценарии к фильмам "День независимости", "Годзилла", "Универсальный солдат", "Звездные врата" и, конечно, к "Геошторму". Это история о недалеком будущем в духе сегодняшнего времени. Сюжет основан на основных темах, которые муссируются в США - борьба с глобальным потеплением, хакерские атаки, развитие космических технологий силами американцев и китайцев (на борту МКС нет ни одного российского космонавта. Корень всех зол скрывается где-то в Белом доме. В главной роли, необычной для этого актера, роли ученого, снялся Джерард Батлер. Актер дал эксклюзивное интервью Первому каналу.

«Я обожаю фильмы-катастрофы, - признался актер. - Когда я на съемочной площадке чувствую себя как в космосе». Джерард Батлер отметил, что ему было интересно попробовать себя в новом, непривычном амплуа – отца с ребенком. Основной посыл фильма, по мнению актера, привлекает внимание к взаимодействию человека и природы и напоминает о необходимости бережного обращения с планетой и ее ресурсами.

Российское кино в мире

Премия Asia Pacific Screen Awards объявила номинантов. Среди претендентов на награды – четыре российских картины

Приятная новость для поклонников российского кинематографа. Азиатский «Оскар®» - премия Asia Pacific Screen Awards - объявила номинантов, среди которых четыре российских фильма. Премия отмечает фильмы, созданные представителями Азиатско-Тихоокеанского региона, объединяющего 58 стран мира, в котором проживает 3/4 населения Земли.

Среди претендентов на награды – четыре российских картины: на приз за достижения в области режиссуры претендует Андрей Звягинцев и его "Нелюбовь". В номинации "лучший игровой фильм" - "Кроткая" Сергея Лозницы. Наталья Мещанинова и Борис Хлебников могут получить приз за сценарий к фильму "Аритмия", а картина "Мешок без дна" Рустама Хамдамова может быть отмечена призом за достижения в области операторского мастерства. Результаты станут известны 23 ноября, когда в Австралии, в городе Брисбен пройдет торжественная церемония награждения 11-й довольно молодой Премии Asia Pacific Screen Awards.

Джерард Батлер, 39-летний актер говорит с Кэти Малой о влюбленности, о том, что он скучает по дому и об уродливой правде о мужчинах.
Джерард Батлер находится на той приятной ступени славы, где он балансирует, и по-видимому удачно, между статусом суперзвезды и неясными слухами о нем. Щедро осыпанный главными ролями за последние 5 лет (Призрак Оперы, 300, РокнРолла), бывший шотландский юрист – все еще шотландец, хотя и с американским выговором, имеет возможность просто прогуливаться по улицам Лос-Анжелеса со своим маленьким мопсом, Лолитой, («маленькая собачка для большого мужчины»), уже достаточно знаменитый, чтобы быть остановленным папарацци, приятелями актера, и чокнутой, которая предлагает ему свечу преуспевания и предсказание, что он будет продюсировать свою следующую картину. «Я продюсировал свою последнюю» - мило сообщает он ей.
Жизнь Батлера не обходится без темной стороны. По сообщениям прессы, он ждет даты заседания суда по поводу инцидента, в ходе которого он якобы напал на фотографа. По закону он не может это широко комментировать. Он говорит, что некоторые папарацци «ужасны» - это те, «кто пытается сделать тебя несчастным, чтобы заработать денег», как раз с такими у него проблема.
В 39 лет Батлер считает свой сравнительно недавно пришедший успех трудно определяемым (измеримым). «Кто я по вашему?» - смеется он. Но его акция поднимутся после выхода «Голой правды», романтической комедии, в которой он снялся в паре с Кэтрин Хейгл. Сюжет основывается на том, как по-разному мужчины и женщины смотрят на взаимоотношения, говорит он.
Вопрос: Ты думаешь женщины имеют хоть какое-то представление об уродливой правде о мужчинах?
Батлер: Если бы женщины могли слышать, о чем говорят мужчины, когда их нет рядом, все было бы кончено. Вы все стали бы геями или дали обет целомудрия. Там есть тот чувственнный, поверхностный, плотский аспект, который составляет худшую сторону мужчин. И эта часть типа: «Не болтай слишком много на свидании, смейся над тем, что я говорю и не жди что из этого что-то выйдет. Но потом они тоже могут по уши влюбиться.
Вопрос: А ты?
Батлер: Любовь – это то, что я определенно испытывал пару раз. Из этого ничего не вышло, это делало меня безумным, но я абсолютно точно хочу испытать это снова. Все дело в этом гребаном времени. Пару лет назад люди говорили «Ты молод, одинок, ты не мог бы быть в лучшем положении». Два года спустя они говорят: «Ой, ты уже в таком возрасте». Что случилось? Я кислоту себе на лицо пролил?
Вопрос: Но у тебя репутация нового Голливудского ловеласа.
Батлер: Я действительно хорошо повеселился. Теперь я серьезнее отношусь к вещам, я уже не валяю дурака, как делал это раньше. Гораздо веселее было, когда
я был не под наблюдением (мог уходить от радаров). Теперь пойти на свидание значит, что это будет широко освещено в прессе. Я бы соврал, если бы сказал, что моя личная жизнь на данный момент великолепна. Вообще-то она достаточно жалкая.
Вопрос: Несомненно слава повысила твою востребованность. Если в реальной жизни все идет на шесть баллов, то при популярности это как минимум восемь.
Батлер (смеется): Я думаю всегда было 8 с половиной. Вообще, я думаю что помогало мне в профессии (игре),так это неуверенность в своей внешности и привлекательности пока я рос. Я думаю, что это привело меня к неприятностям, но также научило меня, как быть идиотом, быть смешным. Хорошо выглядевшие парни были крутыми, но я точно никогда так себя не чувствовал.
Вопрос: Вероятно сейчас это изменилось?
Батлер: Нет ничего лучше того, когда люди тебя высоко ценят, но это не самое. Фаны – это фантастика, именно они дают ценность твоей карьере, но это не значит, что ты хочешь на них жениться. Они ставят тебя на пьедестал, и это очень тяжело – встречаться с кем-то таким.
Вопрос: А еще есть охотники за славой.
Батлер: Такие люди совершенно не вписываются в мой идеал девушки.
Вопрос: Перед тем, как пойти заняться актерством, ты был уволен за день до получения квалификации юриста из-за своих загулов. Дикие времена позади?
Батлер: Пьянство было огромной проблемой для меня. В то время казалось, что все мечты разрушены, и выпивка служит поддержкой (опорой). Я был чокнутым пьяницей – прыгал с зданий, свешивался с мостов. Но мне помогли – я не пью 12 лет. Я очистился, за исключением кофе и Кока-Колы.
Вопрос: ты скучаешь по Шотландии?
Батлер: Все больше и больше. То что ты не со своей семьей, оставляет чувство пустоты, ты не такой уверенно стоящий на ногах, как тебе бы хотелось. Хорошо (спокойно) быть дома.
Вопрос: Ты все еще что-то ищешь?
Батлер: Я всегда смотрю вперед. Но у меня есть тайная внутренняя уверенность, что все будет очень хорошо.