Где живут сказки.

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный

Фантастический персонаж потустороннего мира Кощей Бессмертный в славянской мифологии воспринимается как владыка потустороннего мира. Он часто выполняет не только роль похитителя красавиц, освобождать которых сразу же направляется какой-нибудь добрый молодец, но и скупого хранителя сокровищ. Слово «кощь» в старославянском языке означает тощий, сухой, худой телом, близко слову «кость». «Кощуны творить» означает совершать дьявольские действия, кощунствовать. Таким образом, сказочный Кощей Бессмертный в русском фольклоре, получается, выступает как аналог Дьявола, Сатаны.

Есть еще одна странная сказка про Кощея Бессмертного, символизирующая собой зло как последствие человеческого предательства на земле. Злодеем становится богатырь из сказки «Про Кощея-богатыря». Этого героя предают его товарищи-князья. Предательство рождает своего рода артефакт в душе героя, который перерождается в злодея. В сказке этот герой фигурирует как самый первый богатырь, который вызволял людей из плена. После предательства он оказывается посаженным на цепь и заточенным в башню, в которой вынужден пребывать так долго, что цепи его ржавеют, а он сам забывает свое имя и называет себя Кощеем, потому что становится очень тощим. Тем не менее, выйдя из темницы, он подчиняет себе армию своего врага и начинает завоевывать чужеземные города. Завоевав чужие земли, этот единственный в своем экземпляре Кощей объединяет их в одно царство, а затем решает идти на Русь мстить предателям. Так к образу раба, злодея, колдуна Кощея присоединяются еще черты психически перерожденного в злодея героя, в прошлом освободителя. Получается совсем по Фрейду: обида рождает в душе зло, а неспособность ее побороть - цепь злых поступков.

Во многих сказках Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении в башне либо в подземелье.

Иногда Кощей представлен не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришел жечь русские города. В этом плане он выступает как олицетворение иноземной напасти, которой подвергались русские земли в древности.

Кощей как существо, стоящее над реальностью человеческого мира, чувствует. Он чует человеческий дух на расстоянии и может вести людей к гибели.

Смерть Кощея сокрыта столь далеко, что его называют Бессмертным: «на море на океане, на острове на Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке каменное яйцо, в том яйце игла, а на конце той иглы Кощеева смерть». Стоит только добыть это яйцо и сжать его в руке, как тотчас же Кощей начинает чувствовать страшную боль; стоит только сломать иглу, и Кощей мгновенно умирает.

Овладев чудесным яйцом, царевич бросает его в лоб Кощея - и тот умирает. Существует поверье, что дьявола можно убить только серебряною пулею (молнией) или яйцом, снесенным курицею накануне Рождества, когда, согласно старинному мифу, рождается солнце.

Внешне Кощей изображается в виде худого высокого старика. Он часто представляется кряжистым и скупым. Кощей связан со стихией воды. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья. Сказаний про Кощея много, и всегда он является абсолютным злом, поэтому в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, или ему разбивают голову.

Сюжет о Кощее Бессмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее, хранителе Мирового яйца. Первый культурный герой убивает Змея. Смерть Змея означает конец первозданному хаосу и начало организованного космоса.

Из книги Записки командира штрафбата [Воспоминания комбата, 1941–1945] автора Сукнев Михаил Иванович

Глава 6 «Теперь Сукнев бессмертный…» Итак, один оставшийся от полка 1-й батальон под командованием Григория Гайчени занял оборону аж в шесть километров - по правому берегу Волхова от Кирилловки до села Слутка. Кем заполнили прорехи в обороне, не знаю. Мне приказ: 5 мая

Из книги Каменный Пояс, 1986 автора Петрин Александр

автора

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Бессмертный Очумелов Меня наказывали, я пытался протестовать против наказания.Разные начальники время от времени вызывали меня к себе. Теперь мне кажется, выражение «вызывать к себе» даже не существует, я не могу себе представить, что меня вызовет к себе, а не попросит

Из книги Фонвизин автора Люстров Михаил Юрьевич

Бессмертный «Недоросль» Судя по всему, после женитьбы писательская активность Фонвизина стремительно падает, а выполненные во второй половине 1770-х годов переводы секретаря главного российского фрондера Никиты Панина и верного сторонника Павла Петровича посвящены

Из книги И было утро... Воспоминания об отце Александре Мене автора Коллектив авторов

Из книги Охотник вверх ногами автора Хенкин Кирилл Викторович

5. Бессмертный князь Потемкин-Таврический В ту же зиму 1941/1942 года я узнал, что в Елабуге, куда она эвакуировалась с сыном Муром, повесилась Марина Ивановна Цветаева.Повесилась... Дочь ее, Ариадна (Аля), с которой мы в детстве дружили, уже мыкалась в то время по лагерям и

Из книги Алексей Яковлев автора Куликова Кира Федоровна

Глава четвертая СЛАВНЫЕ РУССКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ И БЕССМЕРТНЫЙ ВЕНЕЦИАНСКИЙ МАВР НЕУТОМИМЫЙ ШАХОВСКОЙ До конца жизни не будет знать покоя этот картавящий, пришепетывающий, с маленькими острыми глазками и огромным птичьим носом, быстро семенящий короткими ножками, одержимый

Из книги Граф Сен-Жермен - хранитель всех тайн автора Шакорнак Поль

Из книги Клара Цеткин автора Ильберг Ганна

БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ Кларе Цеткин только что исполнилось семьдесят пять лет. Казалось, что ее тяжелая, напряженная жизнь постепенно затухает. Клара уже не вставала. Здесь, на своей второй родине, в Советском Союзе, она получила потрясающее известие об успехе фашистов на

Из книги Наедине с осенью (сборник) автора Паустовский Константин Георгиевич

Бессмертный Тиль Старинная Фландрия. Родина Тиля Уленшпигеля. Веселая и богатая страна. Страна румяных и шутливых людей, тучных пастбищ, маленьких городов, дремлющих под треньканье надтреснутых колоколов, и других городов – многолюдных, огромных.Эти города сотни лет

Из книги Рассказы о героях автора Карпов Николай

В. Альтов БЕССМЕРТНЫЙ ДЕСАНТ Герой Советского СоюзаАкрен Мингазович Хайрутдинов В ночь на 26 марта 1944 года над Южным Бугом висли белесые космы тумана.Когда совсем стемнело, к берегу, стараясь ступать неслышно, подошла группа воинов. Майор Федор Котанов, подозвав

Здравствуйте, дорогие ученики!

Сегодня я вас не поведу на прогулку, потому как тот, с кем нам сегодня предстоит познакомиться, не менее могуществнный колдун, а может даже и более, чем баба Яга. Так что, наливайте чай, берите свежеиспечённые в нашей печке запечным сверчком плюшки, слушайте мой рассказ и смотрите, - Чжоули махнула рукой по направлению к печке, и все, повернувшись, увидели, что на ней повисли картинки.

Думаю, все догадались, что речь пойдёт о Кощее Бессмертном. Чаще всего считается, что баба Яга и Кощей Бессмертный вроде как друзья. Однако именно баба Яга выдаёт секрет, как добратья до Кощея Бессмертного и как погубить его. Несмотря на то, что у него имя такое говорящее - Бессмертный, - смерть его существует. Она на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук, крепко прикованный цепями, висит на дубе (или зарыт под дубом), который стоит острове посреди моря-окияна.

Однако в некоторых сказках главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь.

Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру

О волшебных конях мы будем говорить на других лекциях.
В другом варианте Иван не сжёг Кощея, а добил его своей палицей.

Получается, что в разных сказках речь идёт о разных Кощеях? Это нам напоминает уже ситуацию с бабой Ягой.

Какой же силой обладает Кощей?

Может превращаться в летучего змея или чёрного ворона. Так он быстро перемещается по мирам и крадёт то, что ему нравится. А нравятся ему девушки-красавицы и драгоценности. Помните у Пушкина? "Там царь Кощей над златом чахнет". Но сколько он ни перетаскал к себе красавиц, ни одна не согласилась за него замуж выйти, и даже несметные сокровища их не прельщали.

Кощей виртуозно владеет магией преобразования. Может превратить кого угодно во что угодно.

Сверхестественную силу Кощею придаёт вода. Выпивает он сразу по три ведра, и тогда разорвать 12 цепей, на которых его держат в подземелье Марьи Моревны, ему нипочём.

Обратимся теперь к самому имени этого зловредного и всесильного старика.
Старославянское слово "кошь" ("кошть") означало "сухой, тощий, худой телом". Это слово близко по значению слову "кость" и как нельзя лучше характеризует самого Кощея: невысокий старик, тощий настолько, что только одни кости видны. Прямо ходящий скелет.

Некоторые исследователи славянских мифов считают, что образ Кощея Бессмертного и Змея Горыныча в русскимх сказках взаимозаменяемы: оба любят богатства, крадут красавиц. Но Кощей наделён и другим могуществом, которое неподвластно Змею Горынычу. Так что это всё же разные существа.

Есть версия, что слово "кощей" восходит к "кощун", что означает уже колдуна. Действительно, стать бессмертным мог только всемогущий маг, ну или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как Фауст.

Там, где живёт Кощей, не растут деревья, не поют птицы, не плодородит земля, не пускает свои благодатные лучи солнце. В кощеевом царстве всегда полумрак. Всё выжжено, высушено, заморожено. Что это напоминает? Ну, конечно, зиму, лютые морозы, которые сковывают реки и могут умертвить всё живое. Справедливо заметить, что под Кощеем Бессмертным мог быть спрятан древний бог смерти от холода. И такой был. Это Карачун - злой дух, сокращающий жизнь, приносящий смерть от холода. Этим же словом называется зимний солнцеворот. Карачун - подземный бог, повелевающий морозами. Его помощники: медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели.

На то, что Кощей связан с холодом, указывают и следующие факты, почерпнутые из сказок. На пути к царству Кощееву сначала путнику попадается бурый медведь - властелин лесов. Вслед за ним птицы, в частности перелётные, например, утка, которую можно увидеть в северной тундре в период летнего гнездования. Далее встречается рыба. Щука, но, возможно, это более поздняя замена, а ранее была какая-нибудь рыба из северных морей, например, белуха. Таким образом, путь идёт с юга на север. И именно на севере в своих страшных и холодных чертогах живёт Кощей Бессмертный.

А что такое бессмертие? Благо это или наказание? Возможно, в древности существовал ритуал обретения бессмертия. Во всяком случае, археологами при раскопках могилы основателя города Чернигова, князя Чёрного, была найдена изображённая в сказках сцена: игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц - в заветном ларце. Ритуал обретения бессмертия забыт, но сохранился его символ - цветы бессмертники. Шероховатые и сухие на ощупь, желтоватые, красноватые. Растут они в земле или сорванные поставлены в стакан с водой - разницы особой нет. Они могут и без воды стоять и не меняют своей окраски. Жизнь в них вроде и есть, и вроде и нет. Предпочитают сажать такие цветы на могилках. Объяснение такое: эти цветы между живыми и мёртвыми, как граница. Мы дотрагиваемся до них в этом мире, а умершие - в том.

Может и бессмертие Кощея такое? Жизнь не в жизнь, а смерть недостижима. И он застрял между двумя мирами и остаётся так до тех пор, пока Иван-царевич не избавит его от такой вечной муки, потому как Кощей всё же существо больше того, потустороннего, мира. Запах живого человека он сразу чувствует с отвратительностью.

И хоть образ Кощея Бессмертного такой неприятный, но он интересует многих исследователей славянской мифологии. Один из таких - Александр Фомич Вельтман (1800-1870) - плодовитый литератор, основатель жанра русской научной фантастики, историк, фольклорист, директор Оружейной палаты, академик. И хоть он сын шведского посланника, но стал истинным знатоком и любителем русской старины.

Ну, как? Не замёрзли от такого рассказа? Если холод пробирает, то наш чай его быстро выгонит! Так что наливайте себе ещё по чашечке, а потом бегите отдыхать. Домашнее задание будет. Как же без него?

1. Сколько степеней защиты у смерти кощеевой? Расскажите, почему именно столько.

2. Расскажите, кто или что подверглись кощеевым чарам преобразования и как эти чары были сняты.

3. А теперь пофантазируйте. Вы попали в кощеево царство. Что там увидели? Что делали?

Ну что же, дорогие читатели «Ликбеза», День защиты детей на дворе, поэтому предлагаю сегодня для рассмотрения вопрос почти что детский – как правильно писать имя сказочного персонажа, или ?

Для начала вспомним, как водится, историю с биографией: « или Кощей Бессмертный , в восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. В русских сказках Кощей уносит героиню на край света в своё жилище, та выпытывает, где скрыта его смерть; передаёт тайну своему герою-избавителю, который добывает смерть, и Кощей погибает».

У Пушкина, если помните, имя этого персонажа пишется через а – : “...Там царь Кащей над златом чахнет...”. Этот мифологический персонаж есть у всех восточных славян: наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, царь, оборотень и чародей, похититель красавиц, моривший их голодом и т.д.

История происхождения и написания имения этого скупого старикана остается во многом неясной.

По одной гипотезе, писать следует – от кошт , кость , “костлявый”. Еще Кощея можно связать с глаголом костенеть – замерзать, затвердевать, впадать в оцепенение: «Кощей – похититель красной девицы-солнца, олицетворяет собой зимние тучи, из-за которых земля костенеет, цепенеет, замерзает». Под действием кощеевых козней герои сказок превращаются в камень, дерево, лед – окостеневают. Отсюда же русское "кощун", "колдун", "кощуны творить".

По другой гипотезе, писать следует – от касть – костить или костерить (бранить). Интересно, что славянское “костить” означает не просто “поносить, хулить”, но и “портить, наносить вред”. Между прочим, такой смысл сохранился и в слове “пакость” – причиненный кому-либо умышленный вред. Действительно, во всех сказках этот старый скряга только и делает, что “костит” - творит пакости положительным героям.



Есть и ещё одна гипотеза, толкующая смысл имени Кощей: оно считается заимствованием из тюркских языков периода ранних славяно-тюркских связей и соотносится с тюркским словом кошчи - “пленник”. Эта гипотеза в качестве единственной представлена в энциклопедическом словаре “Мифы народов мира».

Согласно словарю Даля, сначала было Кащей, что означает «мерзкий, противный пакостник», от слова "касть" – пакость. Так Кащея писал и Пушкин. А потом стали писать Кощей – костлявый. Может быть, по ассоциации с костяной ногой Бабы Яги?

– (устар.) Наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, персонаж русских народных сказок.
– 1. (перен. разг.) Тощий старик, измождённый человек. 2. (перен. разг.) Очень скупой человек; скряга, скупец, ростовщик, корпящий над своею казной.

Однако же, можно писать и Кащей – ведь после прочтения этого «Ликбеза» вы наверняка заметили разницу между злокозненным пакостным старикашкой – Кащеем и Кощеем – костлявым скрягой.

За помощь спасибо книге «Образы восточнославянской волшебной сказки» Н. Новикова.

Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.

Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… - рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…

А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?

Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!

В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».

Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.

На станции показывали фильм бесплатно… - говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…

В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» - и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…

Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.

Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… - рассказывает Сергей Мозговой. – А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» - в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…

Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.

Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств. И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… - говорит Людмила Смирнова.

Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.

Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… - рассказывает нам Людмила Александровна.

В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе - смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой.