Гравюра – это не просто! Что такое гравюра и какой она бывает. Алгоритм и способы изготовления гравюр на картоне

Сегодня расскажу об увлекательном занятии как для детей, так и для взрозлых.


Для начала давайте вспомним свое дество. Я имею ввиду тех, кто был рожден ещё в СССР. Чем мы только не занимались!!! Но надо признать, делали мы это не от хорошей жизни. Компьютеров не было, мультики по телевизору - 20 мин. в день, видики у избранных. В такой ситуации волей-неволей ходишь в разные секции и кружки. Вот и вспомнил, как в одном из кружков я делал гравюры. Решил научить этому и своего сына.

А ведь всё очень и очень просто. С помощью инета каждый выбрал себе рисунок, который будем переводить в гравюру. Мне нравятся акулы, поэтому выбор пал на эту зарисовку:

Распечатал на принтере и с помощью копирки перенес изображение на кусок линолеума. В некоторых местах пришлось снова обводить ручкой. И начал потихоньку вырезать.

Процесс вырезания занимает время, но учит терпению и выдержке:

Вырезают специальным инструментом, причём его можно сделать своими руками, используя спицу от ненужного зонтика. Мы сделали такой:

Однако, в нашем распряжении был и вот такой раритет:

Это советский набор, который облегчает работу гравёра:

Итак, потихоньку я вырезал на линолеуме выбранный мною рисунок:

Заключительный этап - получение отпечатка. В качестве краски мы использовали тушь и гуашь.
Губкой нанёс тонким слоем краску на линолеум, приложил бумагу, прижал и получилась гравюра.

Самый лучший отпечаток. Конечно, лучше было наносить краску валиком, но у нас его не было.

Вот такое занятие. Попробуйте сами, и у вас всё получится:)

Сегодня, мне захотелось посвятить мастер класс для детей, интересной и одной из самых древних техник рисования. Речь идет о гравюре, которая может стать открытием великого мира изобразительного искусства как для вас так и для вашего ребенка.

Творческая жилка всегда присутствовала в людях и вызывала желание оставить свой след на различных поверхностях, что послужило началом создания интересных и необычных техник рисования. Ведь что может быть проще процарапывания рисунка на камне, глиняной табличке или дереве? Если же заполнить бороздки краской, получится яркий рисунок, который сохранится довольно долго. Так зародилась одна из древнейших техник рисования — гравюра. Пришла она из ювелирного дела, все инструменты и техники используются ювелирами, по сей день. Она очень многогранна и включает в себя множество различных техник исполнения. Это и линогравюра, и гравюра по металлу, на картоне, ксилография и литография. Появление техники гравировки, послужило толчком для создания печатных станков.

Множество великих художников уделяли гравюре огромное внимание и создавали удивительные и прекрасные шедевры. Одним из ярчайших мастеров был Альбрехт Дюрер.

Как сделать гравюру

Создание гравюры своими руками, как бы это не показалось странным, дело довольно простое. Детские рисунки легко можно разнообразить предложив ребенку технику гравюры или ее имитацию – граттаж, процарапывание в покрытой цветной краской или воском пластины рисунка.

Эти занятия гравюрой в домашних условиях отлично развлекут малышей, поспособствуют развитию любви к прекрасному. И будут первыми шагами в искусстве. Работа в этой технике способствует развитию у ребенка мелкой моторики, усидчивости и аккуратности.

Создавать картины в этой технике могут даже маленькие детки. Для малышей можно упростить процесс и им понадобится помощь взрослых. Для этой технике нам понадобится:

— тонкие пластины пенопласта или пенополистирола;
— палочка для процарапывания рисунка, штихель или обычная шариковая ручка.
— ножницы;
— цветная бумага;
— краски;
— резиновый валик для прокатки работы.

Ребенок может нарисовать рисунок на пластине пенополистирола шариковой ручкой, посильнее нажимая на нее.

Получится рисунок, контуры которого продавлены в материал.

Вырежем город и положим его на поднос, чтобы не запачкать краской все вокруг.

При помощи валика нанесем краску на пластину.

Наложим ее на лист цветной бумаги и крепко прижмем.

Аккуратно сняв пластину с бумаги, мы увидим получившуюся гравюру.

Творческие занятия - неотъемлемая составляющая воспитания и обучения ребенка. Существует множество видов художественного искусства, творить в рамках которых могут дети любого возраста. Например, гравюра для детей - это техника, осваивать которую можно начинать уже с трех лет. Но интересно подобное творчество будет также подросткам и родителям.

Гравюра как вид визуального искусства

Очень часто данную творческую технику ставят в один ряд с изобразительным искусством. И действительно, общего у этих разновидностей творчества достаточно. Поделка в технике гравюры предполагает удаление защитного слоя с использованием специального инструмента - шпателя или пера. Сегодня в продаже можно найти готовые наборы для создания подобного шедевра. Альтернативный вариант - сделать поделку от и до своими руками. Рассмотрим подробно данную технику и постараемся понять, чем же полезна гравюра для детей?

Готовые наборы для творчества фабричного производства

Сегодня в любом магазине игрушек или канцтоваров можно найти самые разнообразные наборы для детского творчества. Есть среди них и те, что предназначены для создания Обычно в такой набор входят основа для создания объемного рисунка, специальный шпатель/штихель и инструкция. Под черным фоном может скрываться белое или цветное основание. Для удобства работы обычно линии, по которым следует проводить инструментом, уже отмечены цветом на черной основе. Стоимость набора «Гравюра для детей» колеблется в пределах 100-500 рублей. Все зависит от размера и сложности рисунка. Обратите внимание: на упаковке должен быть указан рекомендуемый возраст юного художника. Для самых маленьких выбирайте простые картинки небольшого размера, а для детей постарше и взрослых - более сложные. Внимание! В возрасте 3-5 лет малышам рекомендуется делать гравюры только в соавторстве со взрослыми. Задача родителей - рассказать про это творчество для детей, показать основные приемы и контролировать весь процесс.

Изготовление гравюры с использованием свечи

При желании сделать набор для творчества ничуть не хуже, чем в магазине, можно своими руками в домашних условиях. Для этого возьмите картонную картинку, можно использовать, к примеру, страничку из разорванной книги. Вырежьте основу подходящего размера. Далее натрите ее обычной свечой или куском парафина. Слой должен получиться ровным и однородным. После чего покройте заготовку толстым слоем гуаши без добавления воды. Оставьте сушиться на несколько часов. После чего ваша гравюра для детей готова, можно приступать к творчеству. Предложите ребенку очистить всю картинку или какие-то отдельные ее элементы. Можно взять также и обычный кусок картона, раскрасить его произвольно красками, после чего покрыть воском и гуашью. На такой гравюре удобней рисовать картинки, не счищая краску полностью.

Как сделать гравюру своими руками без воска или парафина?

Если у вас дома не нашлось свечи, расстраиваться не стоит. Возьмите картон или лист плотной бумаги и Хорошо покрасьте основу этими карандашиками, а сверху, так же как и в первом способе, нанесите гуашь и высушите. Еще один вариант предполагает использование готовой картинки и пленки. Подойдут обычные фасовочные пакеты, папки-файлы или упаковочный тонкий пластик. Приклейте к основе кусок пленки клеем-карандашом, сверху нанесите гуашь и просушите. Изготовление гравюр возможно и из глянцевых картинок. И это один из самых простых способов. Возьмите страницу из журнала, обложку от раскраски или какую-то другую глянцевую картинку. Нанесите прямо на нее гуашь и после полного высыхания приступайте к творчеству. Дошкольникам рекомендуется при создании гравюры использовать тонкие инструменты и стараться держать их как карандаш или ручку - это поможет адаптировать руку к письму.

Польза от данного вида творчества

Детские гравюры - это интересные и очень полезные поделки. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, учит ребенка быть внимательным и усидчивым. Если вы используете покупной набор, малыш учится обводить и проводить правильные линии. Многим детям нравятся самодельные основы для гравирования, на которых отсутствует разметка. При работе с таким материалом каждый раз приходится угадывать, что скрыто под краской и где ее следует стереть. Интересно и произвольное рисование на основе для создания гравюры с разноцветным фоном. Пробуйте творить вместе с ребенком, используя и готовые наборы, и самодельные. Помните о том, что законченная поделка может стать замечательным украшением интерьера или отличным подарком на праздник кому-то из родственников.

Творчество для детей - это безграничные возможности самовыражения и развития. Никогда не забывайте об этом и старайтесь регулярно делать разнообразные декоративные поделки с дочерью или сыном.

Цели и задачи:

а) образовательные : изучить:

Термин “Графика”;
- различные виды графики,
- технологию выполнения “Гравюры на картоне”;

научить:

Основным этапам выполнения гравюры на картоне;
- применять подручные средства для выполнения отпечатков (копировальная бумага, утюг)

б) развивающие:

развитие:

Графических и композиционных навыков;
- воображения и творческой фантазии;
- эмоционально- ценностного отношения к жизни;
- внимания, наблюдательности.

в) воспитывающие:

воспитывать:

Трудолюбие, аккуратность и усидчивость;
- чувство взаимопомощи, товарищества;
- уважение к труду.

Оборудование:

Для учителя:

Образцы работ с различными видами графики (Рисунок 1- 7);
- Методические таблицы по выполнению гравюры на картоне:
“Отпечатки материалов разной фактуры” (Приложение 3 ),
“Этапы выполнения гравюры на картоне. Пейзаж”. “Этапы выполнения гравюры на картоне. Натюрморт”. (Приложение 1 , Приложение 2 )
- Образцы детских работ, выполненные в данной технике. (Рисунок 11-17)
- Различные материалы (картон, ткань, кружево, кожа и т. д.), ножницы, клей, копировальная бумага, утюг, листы белой бумаги.

Для обучающихся:

Альбом, простой карандаш, ластик, кусочки различных материалов (картон, ткань, кружево, кожа и т.д.), ножницы, клей, копировальная бумага, 2-3 альбомных листа.

Урок № 1

1. Беседа о видах графики, гравюре на картоне.
2. Знакомство с одним из видов печатной графики “Гравюрой на картоне”.
3. Практическая работа “Выполнение эскиза пейзажа или натюрморта” (на выбор).

Ход урока

1. Беседа : “ Виды графики. Гравюра на картоне”.

Справочный материал для учителя:

Слово графика происходит от греческого “графо” - “пишу, рисую”. Это - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика - это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал.

Графика делится на два вида :

- единичный рисунок на бумаге - рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета). Воспроизводятся один раз.
- печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.

Печатная графика бывает разных видов:

1. Книжная графика – оформление книг и журналов;

2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот;

3. Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. По-французски “гравер” означает “вырезать”. Гравюру на дереве называют ксилографией , на камне - литографией , на линолеуме - линогравюрой , на металле - офортом , на картоне – гравюра на картоне.

4. Монотипия,

5. Сухая игла.

6. Граттография

Ксилография. Как создают гравюру на дереве? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева - самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами - штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Черным и белым цветом гравюра может передать и яркий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.

Литография - гравюра на камне (от греческого “литос” - “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск - эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.

Линогравюра - гравюра на линолеуме, по которому художник режет как по дереву. <Рисунок 1 >

Офорт - гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск. <Рисунок 2 >

В гравюре на дереве и линолеуме углубленные места остаются на оттиске белыми. В офорте наоборот: углубленные места на оттиске - черные, все остальное белое. Такую технику изобрели в XVII веке. А самым замечательным мастером офорта был великий голландский художник Рембрандт.

Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная.

Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск). <Рисунок 3 >

Граттография – техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом рисунок и острыми предметами процарапывают по рисунку изображение. <Рисунок 5 >

2. Знакомство с одним из видов печатной графики “Гравюрой на картоне”.

(Показать образцы работ, выполненные в этой технике. <Рисунок 6 , Рисунок 7 >)

Этапы выполнения работы в технике “Гравюра на картоне”:

(Использовать учебные таблицы: “Этапы выполнения гравюры на картоне. Натюрморт”- Приложение 1; “Этапы выполнения гравюры на картоне. Пейзаж ” - Приложение 2)

1 . Выполнение нескольких эскизов пейзажа (натюрморта). Выбор лучшего из них.
2 . Увеличение эскиза.
3 . Продумать, какие материалы будут использоваться в работе. (Кусочки различной ткани, кожи, картона, мятая бумага, наждачная бумага). Проанализировать отпечатки материалов разной фактуры по учебной таблице с образцами - Приложение 3 .
4 . Выполнение картона. Наклеивание подобранного материала на эскиз.

(Показать образцы подготовленного картона <Рисунок 8 , Рисунок 9 , Рисунок 10 >)

5. Выполнение отпечатков: полученный картон покрывается типографской краской, сверху кладут чистый лист и прокатывают через печатный станок.

Рассказать об использовании подручных средств для выполнения отпечатков: Так как у нас нет ни станка, ни краски, можно использовать копировальную бумагу и теплый утюг:

На готовый картон кладут копировальную бумагу красящей стороной вверх;
- затем сверху кладут чистый лист бумаги;
- теплым утюгом, сильно нажимая, проутюживают всю поверхность. В результате отпечатывается изображение.

Показать образцы отпечатков (детских работ) - <Рисунок 11 , Рисунок 12 , Рисунок 13 , Рисунок 14 , Рисунок 15 , Рисунок 16 , Рисунок 17 >.

Гравюра- это игра светлых и темных пятен. С помощью их изображение получается живым и интересным.

3. Практическая работа : “Выполнение эскиза пейзажа (натюрморта):

  • Разделить лист бумаги на четыре части. Выполнить 3-4 наброска эскиза.
  • Выбрать лучший эскиз и увеличить его на большом листе.
  • Проработка и прорисовка эскиза в тоне (определение черно-белых пятен).
  • При выполнении эскиза ребята используют свои наблюдения в природе, знания об архитектуре нашего города (церкви, соборы, памятники).

    ЗАДАНИЕ НА ДОМ: принести различные кусочки материалов, копировальную бумагу, ножницы, клей, эскиз, 2-3 альбомных листа

    Урок № 2

    1. Беседа об этапах выполнения картона;
    2. Практическая работа: “Выполнение картона и отпечатков”.
    3. Подведение итогов.

    Ход урока

    1. Беседа об этапах выполнения картона.

    На этом этапе на эскиз наклеиваются разного рода материалы, которые принесли ребята.

    На прошлом уроке дети уже определили, что у них на рисунке будет самое темное, что самое светлое.

    Чтобы получить на изображении темное пятно, нужно наклеить на него картон, ткань или кожу. Чтобы получилось белое пятно, ничего не приклеивают или прорезают это место. Тогда при отпечатывании, самым темным получится то место, где наклеен самый толстый материал (картон, кожа), а белым - где ничего не приклеено или вырезано.

    Этот этап работы напоминает чем-то аппликацию: мы вырезаем и приклеиваем. Например, чтобы выполнить башню (Спасская) или другое изображение, нужно перевести ее с рисунка через копировку на тот материал, который будет наклеиваться. Таким образом, выполняют картон.

    Следующий этап - выполнение отпечатков :

    1 способ - На картон кладут копировальную бумагу красящей стороной вверх, затем кладут чистый лист и проглаживают горячим утюгом. В результате получается зеркальное изображение.

    2 способ - На картон кладут чистый лист, затем копировальную бумагу красящей стороной вниз, сверху другой лист или газету. Проглаживают горячим утюгом. В результате получается отпечаток изображения, как на картоне.

    2. Практическая работа:

    “Выполнение картона и отпечатков”.

    Ребята выполняют картон по выше указанным правилам. Затем вместе с учителем делают несколько отпечатков. Выбирается лучший отпечаток, который и является конечным результатом выполнения работы.

    3. Подведение итогов:

    1. Минивыставка - просмотр работ: определение ошибок и недочетов, выявление лучших работ.

    2. Оценка работ учащихся по критериям:

    Композиция эскиза;
    - проявление фантазии в использовании материала;
    - понятность изображения (соотношение белых и темных пятен).

    РАБОТА ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ НА ДОМ: Оформить работу известными ребятам способами.

    Светлана Большакова

    Недавно, перебирая свои старые записи с курсов, я нашла два листочка с оттиском, две старые гравюры .

    Эта гравюра сделана из картона

    А здесь кроме картона использованы кружева

    Нам показывали приемы работы с эстампом, подготовке клише для оттиска гравюры . Тогда мне очень понравилась эта техника. Дело близилось к 8 Марта и я решила сделать с ребятами для мам гравюру на открытке . Клише я делала сама из картона, а дети только красили гуашью и делали оттиск на бумаге. Картон быстро размокал, отслаивался и приходил в негодность. Подготовительная работа показалась мне трудной и больше я к гравюре в работе с детьми не возвращалась. Но, найдя старые листочки с гравюрами , я захотела вспомнить, как это делается.

    Гравюра на картоне (от франц. gravure ) - вырезать, создавать рельеф - разновидность эстампа. Рельефный оттиск печати изготавливается с помощью аппликации, составленный из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм. Гравюра пришла из ювелирного дела. Она очень многогранна : линогравюра , гравюра по металлу , гравюра на картоне , ксилография, литография. Есть много способов снимать оттиски с природных объектов : листьев, перьев, цветов. Граттаж - это имитация гравюры .

    Я хочу показать, как сделать гравюру на картоне . Я взяла 2 одинаковые картонки 11х15 см.


    Из одной вырезала рамку и приклеила ко второй, хотя это не обязательно


    Я решила сделать вазу с цветами, вырезала вазу и отдельные элементы к ней


    Вырезала цветы, серединки к ним, листья и части листьев




    Все наклеила на основу

    Решила взять бордовую гуашь

    Но мне не понравилось.

    Закрасила черной

    Сильно прижимала при проглаживании пальцами слева, опять не то

    Покрасила еще раз и сделала оттиск. Ну вот, теперь можно наклеить на бумагу и вставить в рамку

    Но мое клише после трех раз размокло и элементы начали расслаиваться


    В поисках материала по этой теме в интернете, я нашла рекомендации по работе с детьми, используя полистирол и потолочную плитку. Этим мы вчера и занимались с моими гостями-кукурузоманами (об этом я рассказывала в предыдущей публикации) - гравюрой с использованием полистирола - подложки для овощей. У меня была одна такая "мисочка" из-под грибов, я ее разрезала, сначала попробовала на своих внучках







    Гуашь у меня хорошая, профессиональная и разводить водой ее не надо. А детскую гуашь нужно развести до густоты сметаны. Первый оттиск может не получится, а второй уже будет лучше. Такой эстамп никогда не размокнет и дети самостоятельно смогут нарисовать рисунок шариковой ручкой, закрасить гуашью и сделать оттиск



    Мы зря развели гуашь, не очень четко видно рисунок.

    Публикации по теме:

    Наступило самое волшебное время года - весна! Когда вся природа преображается, прилетели перелётные птицы, распустились цветы, появилась.

    Мастер-класс «Барабанщицы» старший дошкольный возраст. Дорогие коллеги, я уже познакомила Вас с проектом «Музыкальные инструменты своими.

    Чтобы сделать такую гвоздику вам понадобиться:гофрированная бумага двух цветов (зеленая и красная,ножницы,клей ПВА,трубочка. Для начала.

    Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.