Гвидон и царица описание картины. Матрица сочинения по картине И


  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ВЫВОД


1.СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ОПИСАНИИ ИЛЛЮСТАЦИИ

  • ВСТУПЛЕНИЕ (ИЗВЕСТНЫЙ ИЛЛЮСТРАТОР, ХУДОЖНИК, МОТИВЫ СКАЗОК А.С.ПУШКИНА)
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ТЕМА КАРТИНЫ (ХУДОЖНИК ОБРАТИЛСЯ К НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ,РАСКРЫЛ НОВЫЕ СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ, ИЗОБРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ, ОБЩИЙ КОЛОРИТ КАРТИНЫ-НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ)

2. ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

  • КТО ИЗОБРАЖЕН НА КАРТИНЕ?
  • ЧТО ВИДИТ ЗРИТЕЛЬ? ПОЧЕМУ ГОРОД МЫ МОЖЕМ НАЗВАТЬ СКАЗОЧНЫМ?
  • КАКИМИ СЛОВАМИ (СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ) ВЫ МОЖЕТЕ ОПИСАТЬ ГОРОД?

3. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

  • На изображении зритель видит сцену, когда юный царевич Гвидон вместе со своей матерью с холма созерцают великолепие города, раскинувшегося ниже. Золотые купола церквей и яркие крыши других домов сверкают под лучами солнца в погожий день. Защитой для прекрасного города служит крепкая стена с высокими башнями, огибающая его со всех сторон.

4.ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОПИСАТЬ ИЛЛЮСТАЦИЮ.

  • По иллюстрации видно, что погода стоит тихая и ясная. Сочная зеленая трава покрывает холмы. По нежно-голубому небосводу плывут, причудливой формы, белые облака.
  • Город похож на расписной пряник,а место где сидят царица и царевич изукрашено цветами, как райский сад.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОПИСАТЬ ИЛЛЮСТАЦИЮ.

  • Главные герои картины, выдвинутые на передний план, не освещены солнцем – они находятся в тени. Дивный холм, на котором они сидят, усыпан множеством ярких полевых цветов. Царица, мать Гвидона, полулежит на земле во всем этом цветущем великолепии. На ней надето синее платье и платок, расписанный богатыми узорами. Молодой царевич стоит в пол оборота. Он устремил свой задумчивый взгляд на белокаменный город вдали. Его темный кафтан с замысловатым красным орнаментом подпоясывает синий кушак.


Структура

Оформления

… –

II . Основная часть

1. Общее впечатление

а) персонажи на переднем полене

в) задний план

III Заключение

Оформления

I . Вступление: краткие сведения об авторе картины

… – один из … Он известен … Как иллюстратор же сказок Пушкина … знаменит тем, что …

II . Основная часть

1. Общее впечатление

Какой эпизод сказки изобразил художник? Нравится ли вам иллюстрация? Чем? Удалась ли художнику она? Какое впечатление вызывает картина?

На картине «Гвидон и царица» художник проиллюстрировал такие строки сказки: …

Мне эта работа Билибина … тем, что.. Я считаю, что … Картина вызывает у меня впечатление …

2. Анализ композиции (построения картины)

а) персонажи на переднем полене

Что (кого) вы видите на переднем плане? Что делает царевич? Как он выглядит? В какой позе запечатлён? Как одет? В какой позе царица, как она одета? Что делает Какие цвета использует художник? Почему?

На переднем плане мы видим … Царевич… Он … Гвидон одет в …Рядом с ним его … Она …Царица тоже, как и её сын, …Она одета в … Заметно, что … Художник использует при изображении этих персонажей …, потому что, наверное, ……

б) описание места вокруг персонажей

Где находятся герои? Что вокруг них?

Герои находятся на … Чтобы показать это, художник изобразил … Вокруг царевича и царицы мы можем разглядеть …

в) задний план

Что мы видим на заднем плане картины?

Как он выглядит? Что представляет собой (напоминает)? В каких тонах изображён? Какие детали можно ещё рассмотреть? Как эта деталь соотносится с героями?

Обращает на себя внимание… на заднем плане. Он … и представляет собой …Город изображён в …Вглядываясь в это … зрелище, я ещё рассмотрел(а) …

Ещё можно заметить …Город …,потому что

III Заключение

Какое отношение к сказке Пушкина хотел выразить, на Ваш взгляд, художник? Удалось ли это ему?

Художник…, создавая свою иллюстрацию, возможно, хотел … Удалось ли ему это? Я думаю, что …


СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ.

Начиная с 1904 года, Билибин занимается театральными эскизами. По словам современников, все оперные спектакли ему каким-то невероятным образом удавалось превратить в огромный пестрый шатер, узоры которого можно было рассматривать бесконечно. Показательно, что после оперы «Золотой петушок», поставленной в 1909 году в одном из московских театров, вышел даже специальный альбом с лучшими билибинскими эскизами костюмов и декораций.
Художник словно бы своими глазами видел, какую сказочную красоту являла в древней Руси смесь золотых и разноцветных тканей, свезенных и с востока, и с юга, и с запада. Их привозили «гречаня» –– татары, персы, венецианцы, бывая в Москве ежегодно. Кроме тканей, везли «сосуды столовые и питейные, золотые и серебряные, с каменьем, с алмазы, с яхонты и с изумруды и с лалы», везли боярыням венцы и зарукавники, серьги и перстни. Боярам –– шапки и шубы. «На плечах могучих кунья шубонька. Что одна ли строчка чиста серебра, а другая строчка красна золота. Петельки прошиваны шелковыя, пуговки положены злаченыя».

Управляющим Экспедицией Государственных Бумаг был академик, физик, князь Борис Борисович Голицын. Он поставил перед собой сложную задачу: превратить ЭЗГБ в учреждение, «которое должно служить примером подражания для всей бумажной и печатной промышленности России и, кроме того, способствовать культурно-эстетическому развитию народа, выпуская отпечатанные на хорошей бумаге художественно-иллюстрированные издания русских классиков и популярные сочинения по всем отраслям науки». Ивану Билибину были заказаны иллюстрации и оформление двух пушкинских сказок: «О царе Салтане» и «Золотом петушке».

«Сказку о царе Салтане» Иван Яковлевич иллюстрировал первой и начал со страницы, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали –– церковь шатровая. В XVII веке по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая, царская, такие шубы шили из бархата и парчи, доставляемые из Греции, Турции, Италии и Ирана.

Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изобразил художник старинные костюмы и утварь. В ее оформлении он достиг особого блеска и выдумки. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью и украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.
Момент, где царевич Гвидон и его мать видят удивительный город, Билибин изобразил с особой теплотой. Город похож на расписной пряник, а место, где сидят царица и царевич, всё изукрашено цветами, как райский сад.

Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. «То ли будет?»

Сказки Пушкина остались в русской литературе уникальным явлением. Они сыграли важную роль в сближении изящной словесности с ее первоисточником - устным народным творчеством –– и обогатили русский литературный язык. А Иван Яковлевич Билибин довел их оформление до общественной значимости. Являясь невероятно ярким, самобытным и образным художником, он сумел уловить что-то вечное и неизменное в характере Древней Руси, воссоздав это в своих рисунках.

Насмотреться на его иллюстрации было невозможно: чем больше человек смотрел, тем все более интересные детали и мельчайшие подробности раскрывались ему. Высоко оценив работу художника, Музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке», сделанный Иваном Яковлевичем чуть позже, приобрела Третьяковская галерея.

Своё понимание национальных задач в искусстве Иван Яковлевич Билибин выражал так: «Настоящий национализм художника сказывается не в том, что он заранее говорит себе: буду работать в русском стиле, –– а в том, что, будучи связан тысячью незаметных, но несомненных нитей со своей страной он совершенно безотчётно и инстинктивно имеет тяготение именно к этой стране, а не к другой».
Из своих поездок на север России (в 1902 и 1904 годах) Билибин привез старинные сарафаны и душегреи, расшитые серебром и золотом, расписные ковши и прялки, резные ларцы и многое другое, что стало основой собрания этнографического отдела Русского музея. (После революции этот отдел был переименован в Музей этнографии народов СССР). Результаты поездок художник опубликовал в журналах, предназначенных для широкой аудитории. «Народное творчество –– душа народа, его сила и гордость, оно не раз спасало и объединяло народ», –– пояснял он.

По инициативе Бориса Борисовича Голицына был создан специальный комитет, которому поручалось разработать проект выпуска не только хорошо иллюстрированных, но и достаточно дешевых народных изданий по искусству и всем вообще отраслям знаний. Один из членов комитета, Александр Николаевич Бенуа, по вопросу издания детских книг писал: «Такой дрянью кормили русских детей в 1880–1890-х годах! Не потому ли и распространилась теперь порода людей до последней степени огрубелых». Бенуа считал, что хорошо изданные книги для детей - это «могучее культурное средство, которое предназначено сыграть в русской образованности более благотворную роль, нежели мудрейшие государственные мероприятия и все потоки научных слов о воспитании».

«Сказка о царе Салтане» – предназначенное для детей знаменитое произведение из наследия, оставленного миру . Полное название поэмы звучит так: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оно было придумано на манер лубочных сказаний, популярных в простонародье. Использованный сюжет пересказывался на Руси из уст в уста. До наших дней легенда дошла в вольной интерпретации. Пушкинисты, исследующие творчество русского поэта, свидетельствуют, что лейтмотив произведения не был уникальным. Гораздо раньше его использовали в своих сказках Чосер и Гоцци.

История создания

Исследователи доказали, что в работе над сюжетом сказки Пушкин использовал сюжетные линии легенды под названием «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Изучая народное творчество, поэт записал ее в нескольких интерпретациях. До исследователей дошли черновики, использованные в работе. В тетради, датированной 1828 годом, нашлись описания образа , схожего с . Впервые к сюжету автор обратился, находясь в 1822 году в Кишиневе. Хотя литературоведы спорят на этот счет, считая сделанные записи вставкой в черновики, относящиеся к 1824-828 годам.

Поэт составлял конспекты, которые могли быть кратким описанием зарубежных сказаний. Эти выводы сделаны на основе терминов, внесенных Пушкиным. Персонажи в черновике представлены сумбурно. По некоторым данным, записи относятся к более позднему периоду – к времени заключения писателя в Михайловском. Некоторые нюансы сказки появились благодаря рассказам Арины Родионовны, няни поэта.

Первой идеей Александра Сергеевича Пушкина в отношении сказки о было чередование стихотворной формы и прозаической, но она оказалась не такой выигрышной, как представлялось. 1828 год официально считается датой появления первой редакции произведения, состоящего из 14 строчек в стихах и прозаического продолжения. Легко предположить, что прозаическая форма была наметкой для последующего стихотворного изложения.


В 1831 году, проживая в Царском Селе на даче Китаевой, Пушкин соревновался с в успешности работы с фольклорным материалом. Литераторы выбрали одинаковый сюжет, а результатом состязания по его переработке стали «Сказка о царе Салтане» и «Балда» пера Пушкина, а также «Спящая царевна» и «Царь-Берендей» авторства Жуковского. Достоверность событий можно подвергнуть сомнению, но в декабре 1831 года после редактуры Плетнева сказку Пушкина читали в присутствии . В 1832 году она увидела свет в сборнике стихотворений. При жизни поэта произведение не было опубликовано как самостоятельный труд.

Сюжет

Повествование рассказывает о нескольких персонажах. Главными действующими лицами становятся царь Салтан, царица и князь Гвидон. Характеристика героев проста и понятна.


Государь по имени Салтан – мужественный и отважный воин, способный вступиться за свои земли. Он обладает покладистым, спокойным нравом, отличается простотой, не держит зла на обидчиков и проявляет некую наивность. Добродушие героя не дает наказать сестриц, наговоривших на царицу и чуть не погубивших ее и сына – князя Гвидона.


Мудрая царица – первая девица в государстве и первая, с кем встречается читатель, знакомясь со сказкой. Она – положительный персонаж, честная, добрая и верная женщина, неспособная на предательство и обман.

Гвидон – сын царицы и Салтана. Его отчество не зря подчеркивается в названии сказки, потому что с малых лет герой, как и отец, проявляет отвагу и смелость. Для него особую важность имеют поступки, а не слова.


Гостеприимный амбициозный правитель получает титул князя неспроста. Якобы по велению царя Салтана, а на самом деле из-за интриг сестер царицы, младенца с матерью заточили в бочку. Странное судно, ставшее последним пристанищем, опустили в морскую пучину. В нем промелькнули детство и отрочество юноши, и вскоре он превратился в настоящего богатыря, которому суждено спасти от коршуна царевну Лебедь и заполучить под покровительство невиданные земли – остров Буян. Остров князя стал пунктом паломничества купцов, жаждущих выгодного сотрудничества. Это место, где живет белка, грызущая волшебные орешки, а также фантастические воины – тридцать три богатыря.


Гвидон – основной персонаж сказки. Царевна Лебедь, ставшая позже его избранницей, – олицетворение волшебства в поэме. Она одаряет возлюбленного не только чудесными диковинами (белкой и богатырями), но и магическими силами, благодаря которым Гвидон может стать комаром. В таком образе князь попадает на корабль и прибывает на родину – повидать отца.

Второй раз Гвидон осуществляет визит в образе мухи, а в третий – в качестве шмеля. В каждое посещение он, пусть и невольно, мстит ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе. Завершается все воссоединением царского семейства и пышным свадебным торжеством.

Светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, умело обращавшийся со стихотворным слогом и прославляющий богатство русского языка, использовал в «Сказке о царе Салтане» только одно слово с буквой «ф» – флот. В пушкинскую эпоху слова с этой буквой считались заимствованными из других языков.


Однажды, путешествуя, Пушкин попал в город Свияжск. Поэт восхищался красотой этого места и признавался, что так представлял описанный населенный пункт на сказочном Буяне:

«В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами…»

Некоторые исследователи считают, что прототипом острова является Руян, расположившийся в Балтийском море.


Сказка сплетена из фольклорных сюжетов и нюансов, придуманных поэтом. Примечательно, что прообразом царевны Лебедь стало языческое божество Умай. Ее воспевали в монгольских и кыпчакских племенах как женщину в образе лебедя, ходящую по земле и воде. В произведении описание царевны не менее привлекательно, чем в легендах древних народов:

«Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает.
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».