Интервью с Олегом Аккуратовым: «Музыкой я живу, дышу и дорожу. Олег аккуратов - сенсационный пианист

Олег Аккуратов — феноменально одарённый слепой музыкант из Краснодарского края. Он поражал своим талантом Людмилу Гурченко и Монсеррат Кабалье, а теперь в составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра регулярно выступает с гастролями в самых разных уголках планеты. В День России, 12 июня, пианист-виртуоз с сольным концертом выйдет на сцену Большого зала Московской консерватории.

Олег рассказал корреспонденту АиФ.ru о масштабном концерте, работе с Игорем Бутманом и любви к музыке.

Дарья Осташева, АиФ. ru: Олег, вам предстоит сольно выступить на сцене Большого зала Московской консерватории. Многие музыканты мечтают об этом всю жизнь, а что чувствуете вы?

Олег Аккуратов: Я чувствую что-то очень хорошее. Думаю, что на концерте соберётся замечательная публика. У нас подготовлена насыщенная программа: в первом отделении прозвучит двадцать первая соната Бетховена , ноктюрн и полонез Шопена , «Июнь» Чайковского из цикла «Времена года» и » Венгерская рапсодия» Листа . Во втором — совместно с Московским джазовым оркестром Игоря Бутмана будет концерт для фортепиано с оркестром знаменитого композитора Джорджа Гершвина.

— Вы исполняете и классическую, и джазовую музыку. А какому направлению отдаёте большее предпочтение?

— Я люблю играть классику так же сильно, как и джаз. Для меня это две грани одного искусства. Я чувствую себя одинаково свободно в обоих направлениях и ни с одним из них не хочу расставаться.

— Только в этом году вы окончили аспирантуру Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, но уже давно выступаете на большой сцене. Расскажите, о чём ещё мечтаете? Каковы теперь ваши планы?

— Мои дальнейшие планы — гастролировать, давать концерты, как сольные, так и с ансамблем. Особенной мечты нет, потому что всё и так сбывается здесь и сейчас. А самое главное для меня — это играть и оставаться музыкантом.

— Действительно сбывается, ведь в свои 27 лет вы уже успели выступить на одной сцене с такими звёздами, как Монсеррат Кабалье, Эвелин Гленни... А какая встреча вам запомнилось больше всего и, может быть, что-то изменила в вашей жизни?

— Это и были одни из событий, которые запомнились больше всего. Но самая судьбоносная встреча в моей жизни на данный момент — это знакомство с Игорем Бутманом. Игорь — потрясающий саксофонист и человек, с которым всегда интересно работать. Именно благодаря ему я побывал во многих странах, получил колоссальный опыт игры с оркестром, его коллективом.

— Я знаю, что за последние несколько лет в составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра вы выступили с гастролями в Канаде, Китае, Израиле, Индии, Латвии и даже совершили несколько туров по США. Расскажите, как вас принимает иностранная аудитория.

— Как в России, так и за рубежом публика принимает нас очень тепло. Но в США, например, где джаз пользуется большей популярностью, зрители даже встают с мест, танцуют, подпевают и аплодируют особенно бурно.

«Музыка — моя жизнь»

— Людмила Гурченко тоже заметила вас и даже посвятила вам свой режиссёрский дебют: фильм «Пёстрые сумерки». Расскажите, вы искали с ней встречи или прима однажды сама вас нашла?

— Она подошла ко мне сама совершенно неожиданно во время обеда и сказала: «Здравствуй, голубчик, здравствуй, мой родимый... А давай споём „Тишина за Рогожской заставою“?» (впоследствии это была песня, с которой мы начали с ней работать).

Потом Людмила Марковна решила поставить фильм «Пёстрые сумерки» про незрячего музыканта. Но его скорее можно назвать художественным вымыслом, нежели документальной работой, то есть я был только прототипом главного героя. К примеру, я не из Воронежа в отличие от героя фильма. В Торонто и Нью-Джерси не учился, зато учился в Москве, Армавире, Ростове.

— В «Пёстрых сумерках» героя по имени Олег Аккуратов сыграл профессиональный актёр Дмитрий Кубасов. А вам самому не хотелось исполнить главную роль?

— Нет, у меня даже не было такой мысли. В этом фильме я исполнял песни, играл музыкальные произведения, это и была моя роль.

— А что для вас значит музыка? Что вы чувствуете, когда играете?

— Музыка — это мой язык. Это моя душа, это моя свобода, это всё, чем я живу, всё, что я чувствую. Когда я играю, я стараюсь передать то или иное состояние, которое в эту музыку вложили композиторы. Всё, конечно, зависит от произведения: если это Бетховен, то это один характер, если Чайковский — совершенно другой. Моя задача как раз и заключается в том, чтобы прочувствовать всё то, что заложено авторами.

Если вы ещё до сих пор не знаете такое имя, как , то сейчас вы сможете познакомиться с ним поближе и просто гордиться, что в нашей стране рождаются такие редкие таланты.

Почему феноменальный пианист?

Дело в том, что Олег родился слепым ребёнком и был, так скажем, «обделён» всеми ощущениями, связанными со зрительным восприятием мира. Однако взамен зрения ему достался абсолютный слух, музыкальная память и прекрасное чувство ритма. Он с детства проявлял особую любовь к музыке и уже в четыре года впервые наигрывал услышанные мелодии на фортепиано. Отсюда и начался его уверенный восход на олимп славы.

К шести годам Олега взяли в музыкальную специализированную школу для слепых и слабовидящих детей. Однако она была при интернате, куда он и переехал. Там его обучили читать ноты по системе Брайля.

На сегодняшний день Олег Аккуратов считается виртуозом своего дела. Он становился лауреатом многих конкурсов, как государственных, так и международных. Выступал даже на одной площадке с Монсерат Кабалье, в резиденции Папы Римского. И проявлял себя на многих других музыкальных проектах. Сегодня его имя в большей степени называют, как — звезда джаза.

Но выделяют его всё-таки, думаю, совсем другие качества. Хотя он и обладает многими способностями, которые, скорее всего, наработал в прошлых воплощениях, прежде всего его отличает огромное стремление «быть и жить». Упорство и выдержка, сила воли и уверенность, твёрдость и дисциплина – сделали его тем, кем он является сейчас. А именно знаменитым пианистом, пусть и слепым, от этого его талант и мастерство только возрастает.

Его пример показывает нам, что, несмотря на физические и внешние обстоятельства (он рос фактически с бабушкой и дедушкой), можно оставаться не просто Человеком с большой буквы, но и стремиться, добиваться своей цели. Он смело шёл вперёд навстречу своей мечте. Пользовался всеми возможностями, что дарила ему Вселенная и показал, что

Полной слепотой.

Олег Аккуратов
Основная информация
Дата рождения 21 октября (1989-10-21 ) (29 лет)
Место рождения Ейск , Ейский район ,
Краснодарский край ,
РСФСР , СССР
Страна Россия Россия
Профессии пианист
Инструменты фортепиано
Жанры джаз , классическая музыка
akkuratov.com

Биография

Как участник Всемирного сводного хора ЮНЕСКО принимал участие в мировой премьере международной благотворительной акции «Тысячи городов мира», выступал в резиденции Папы Римского .

Олег Аккуратов обладает выдающимися музыкальными способностями: абсолютным слухом, музыкальной памятью, чувством ритма. Виртуозно играет джаз, классические произведения. Может петь по-английски и по-немецки, самостоятельно научившись этому, слушая песни по аудиоплееру. Услышав мелодию, например по радио, может по памяти сыграть её на фортепиано. Любит поэзию и знает наизусть много стихов.

С 2013 года Олег Аккуратов тесно сотрудничает с Народным артистом России Игорем Бутманом. В составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра Олег совершил гастроли по Латвии, Израилю, Нидерландам, Италии, Индии, США и Канаде.

В 2013 году Олег Аккуратов стал настоящей сенсацией фестиваля «Триумф Джаза»

В мае того же года Олег вместе с контрабасисткой Кейт Дэвис, барабанщиком Марком Уитфилдом и саксофонистом Франческо Кафисо стал участником международного проекта Игоря Бутмана «Будущее джаза» , с которым выступил на фестивалях "Черешневый лес" в Москве и "Акваджаз. Sochi Jazz Festival" в Сочи.

В 2014 году выступал на церемонии закрытия Параолимпийских игр в Сочи.

В апреле 2015 года по приглашению Уинтона Марсалиса Олег выступил в Rose Hall нью-йоркского Линкольн-центра вместе с Jazz at Lincoln Center Orchestra.

В апреле 2016 года на лейбле Butman Music Records вышёл дебютный альбом пианиста “Golden Sunray”, записанный с Квартетом Игоря Бутмана.

1 февраля 2017 года в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки состоялся первый Большой сольный концерт Олега с участием Игоря Бутмана и специальных гостей

Конкурсы и премии

О нём

Один из лучших джазовых пианистов познакомил меня с Олегом. И это знакомство так меня поразило, что если бы он был сиротой, я бы его усыновила. Ведь это мечта иметь такого ребёнка! С тех пор у меня появилась цель: сделать всё возможное, чтобы о нём узнал весь свет. Я показывала Олега известным людям, брала с собой на концерты, вместе мы пели на творческом вечере Эльдара Рязанова , и это выступление произвело настоящий фурор в зале… Впереди было столько планов, такие перспективы открывались, и вдруг узнаю, что он не вернулся из Моревки. Олег, по сути, ещё ребенок. Он просто не понимает, что если рядом не будет настоящих учителей и наставников, он лишается будущего. А все мы лишаемся чуда его таланта. Людмила Гурченко , народная артистка СССР
За 10 лет обучения этого гениального ребёнка я ни разу не слышал голоса отца. И узнать, что теперь он импресарио Олега, было просто дико. Хотел сказать прямым текстом, так, чтобы Олег обязательно услышал: «Чтобы папа был твоим импресарио, нужно владеть языками, разбираться в музыке, знать дирижёров и директоров концертных залов». Я рад, что у мальчика появилась семья, но, боюсь, через полгода он поймёт, что остался ни с чем. Деньги от продажи квартиры быстро закончатся, и Олег будет вынужден играть в ресторане, хотя прокормить такую большую семью он вряд ли сумеет. Ну а вернуться на высокий уровень классической музыки будет просто невозможно.

Уникальный незрячий пианист Олег Аккуратов - о главном деле своей жизни


Медики и психологи знают: нередко отсутствие одного из чувств природа с лихвой возмещает развитием других. У Олега Аккуратова так и вышло. Незрячий от рождения, мальчик с детства обнаружил феноменальные музыкальные способности. Теперь, когда Олегу 27, стало очевидно: Аккуратов — Талант с большой буквы. И Человек с такой же. На своем первом в жизни большом концерте в столице, в Светлановском зале Московского международного дома музыки, музыкант из Краснодара поразил столичную публику тем, как удивительно естественно чувствует себя в мире европейской классики и джаза, проявив себя тонким интерпретатором и блистательным виртуозом. Но наш разговор с Олегом после концерта касался не только музыки.

Он родился в городе Ейске Краснодарского края у несовершеннолетней матери, воспитывался у бабушки с дедушкой. И те обратили внимание, с каким увлечением малыш подбирает любую услышанную мелодию на пианино. Показали педагогам местной музыкальной школы — те сразу взяли парня в первый класс. Затем Олег окончил специализированную музыкальную школу для слепых и слабовидящих детей (есть, оказывается, такая в Армавире Ростовской области), Московский музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства. А потом и Ростовскую государственную консерваторию (с красным дипломом!), где сейчас учится в аспирантуре, а также преподает.

Олег — лауреат российских и международных конкурсов, причем не специальных, а тех, где соревнуются зрячие музыканты. Объездил с концертами Россию, выступал и в престижнейших зарубежных залах. В составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра гастролировал в Израиле, Нидерландах, Италии, Индии, США, Канаде... И всюду ему аплодировали стоя. Зал Московского дома музыки не стал исключением...

— Олег, джаз нередко противопоставляют классике, но вы блестяще играете и то и другое. Что вам ближе?

— Для меня классика и джаз — две грани одного искусства, я люблю соединять их в своих программах. В классическом произведении ты обязан точно сыграть все ноты, передать авторскую фразировку и динамику. А в джазе импровизируешь, выстраивая композицию, придумываешь риффы — повторяемые мотивы... Когда я долго играю классику, начинаю скучать по джазу, и наоборот.

Музыка может выразить и изобразить все что угодно — хоть горы Тибета, хоть прерии Техаса. У Дебюсси прямо слышишь пение лесных птиц. Или взять Грига... Сразу понимаешь: это север, Норвегия — море, фьорды, луга. А в трагических произведениях Бетховена за музыкой встают битвы и революции, не только свершившиеся, но и те, что еще грядут...

— Более практичный вопрос: как вы разучиваете произведения?

— С помощью компьютера. Замедляю темп, вслушиваюсь в то, что играют правая, левая рука. Воспроизвожу партии, но не механически, а стараясь уловить акценты, полифонические эффекты. За инструментом провожу целые дни, с утра до вечера. Музыка необъятна, как океан. В уже знакомое тебе произведение можно погружаться все глубже и глубже, постоянно находя новые нюансы. Собственно, из этого и состоит вся моя жизнь.

— Сколько лет из ваших 27 вы за роялем?

— Играю с трех лет. В музыкальную школу пошел в шесть. Лет в 10 уже исполнял Детские альбомы Чайковского и Шумана, сонаты Моцарта. Освоив это, перешел к Патетической сонате Бетховена, прелюдиям Рахманинова... Люб-лю ощущение, когда ты будто вырастаешь от пьесы к пьесе. Также я сочиняю инструментальную музыку и песни. Но в данный момент сосредоточен прежде всего на классической музыке — все-таки аспирантура обязывает.

— Расскажите о школе для незрячих музыкантов в Армавире.

— Она такая в России первая. Открылась в 1989-м по инициативе замечательного человека — слепого баяниста и педагога Владимира Сухорукова. Вначале там учились только инвалиды по зрению, затем стали принимать всех желающих. Обучаются все вместе, и это очень хорошо. Наши учителя разработали методику, в которой используются ноты, записанные шрифтом Брайля. А многое мы воспринимаем на слух. В школе прекрасно оборудованные классы, превосходные инструменты... Три года назад на церемонии закрытия Паралимпиады в Сочи я играл Паралимпийский гимн, а ученица нашей же школы Нафсет Чениб блистательно пела с Хосе Каррерасом и Дианой Гурцкой.

Учителям своим, в первую очередь Анне Юрьевне Кудряшевой, я обязан победой на Международном конкурсе имени Веры Лотар-Шевченко. Вообще всех людей, к которым испытываю огромную благодарность, не перечислить. Вот еще несколько имен. После Армавира я учился в Московском эстрадном джазовом училище у Михаила Моисеевича Окуня. Он помог мне сформироваться как джазовому музыканту. Из профессоров Ростовской консерватории не могу не назвать Владимира Самуиловича Дайча, педагога по классическому фортепиано. А сейчас учусь в аспирантуре у профессора Маргариты Петровны Черных, специалиста по камерному ансамблю. Еще я преподаю на джазовом отделении Ростовского колледжа искусств, которым руководит великолепный музыкант и мой друг контрабасист Адам Терацуян. Очень важной для меня оказалась встреча с Игорем Михайловичем Бутманом. Именно он открыл мне мир как гастролеру. Разве можно забыть прекрасные концерты, на которых мы выступали с такими гигантами, как Уинтон Марсалис, Чик Кориа, Роберт Глеспер и другие джазовые звезды мирового масштаба.

— Вы ведь и перед папой римским выступали?

— Да, только не играл, а пел в Ватикане в 2003 году. В той поездке участвовал хор Виктора Сергеевича Попова и еще два солиста. Мы исполнили 140-й псалом царя Давида «Да исправится молитва моя» — знаменитую его версию, написанную композитором Павлом Чесноковым. Наше выступление произвело фурор. Папа Иоанн Павел II на трех языках — русском, польском и итальянском — поблагодарил меня за то, что я хорошо пел.

— А где ваша самая любимая публика?

— Даже когда играешь одну и ту же программу, в различных городах мира тебя по-особому встречают, ждут от тебя чего-то особенного, близкого именно этой аудитории. Со сцены это чувствуется. Мне нравится публика Санкт-Петербурга, она теплая, образованная и интеллигентная. Но самая родная для меня — все-таки московская публика. Гостеприимная, восторженная и в то же время требовательная, прекрасно разбирающаяся в музыке. Когда тебе рукоплещет Светлановский зал Дома музыки — это, поверьте, стоит дорогого.

— Слышал, вы собираетесь участвовать в конкурсе Чайковского?

— Мне очень бы этого хотелось, но пока не могу сказать, получится ли. Очень многое должно совпасть.

— Олег, какие качества характера или души привели вас к успеху — если, конечно, говорить о главном?

— Если о главном, то это любовь к музыке. Я действительно ею живу, и она часто отвечает мне взаимностью, я чувствую ее благодарность. А еще я люблю трудиться. На концерте в Доме музыке я спел свою балладу на стихи Заболоцкого «Душа обязана трудиться». Эти слова — мой девиз. Работа музыканта — бурлацкий труд. Как говорил гениальный пианист и композитор Антон Рубинштейн, «музыкой надо заниматься по 20 часов в день без перерыва». Я стараюсь этому совету следовать.

Аккуратов , пианист ,

Олег Аккуратов - человек-сенсация и человек-праздник. Виртуозный академический пианист, вдохновенный джазовый импровизатор, певец, аранжировщик. Музыка - это его жизнь, его воздух и основное средство коммуникации с миром.

В свои 27 лет Олег Аккуратов одержал немало побед в в престижных музыкальных конкурсах (только Гран-При и первые места!). И это несмотря на свой недуг - у Олега врожденная инвалидность (тотальная слепота).

Тем не менее, у него за плечами опыт выступления на лучших сценах России, Европы, Америки, Китая, творческие работы с такими знаменитыми артистами как Людмила Гурченко и Монсеррат Кабалье, концерты с джазовыми звездами: трубачом Уинтоном Марсалисом, вокалисткой Деборой Браун, международные гастроли с Игорем Бутманом и Московским Джазовым Оркестром.

1 февраля года состоится первый Большой сольный концерт Олега Аккуратова на сцене Светлановского зала Московского Международного Дома Музыки. Накануне выступления нам удалось поговорить с Олегом о его судьбе и творчестве.

Расскажи, пожалуйста, о годах обучения в Ростовской Консерватории. Ты попал туда после многих лет освоения музыкальных произведений с использованием системы Брайля. Сложно было адаптироваться к программе ВУЗа?

Надо сказать, что подход к обучению в консерватории оказался для меня значительно легче, чем в музыкальной школе. Нотная система Брайля отличается от обычной плоскопечатной тем, что выпуклые шеститочия, обозначающие ноты, нужно «читать» руками. То есть в музыкальной школе мне приходилось одной рукой следить за нотами, а другой играть. Таким образом правую и левую руку нужно было учить отдельно, а потом соединять!

В Консерватории я отошел от Брайля и переключился на компьютер - с помощью обычного плеера Nero ShowTime я замедлял темп и слушал каждый отрывок по 20 или по 200 раз, постепенно запоминая и воспроизводя музыкальное произведение.

Обучаться в ростовской консерватории мне было очень легко и приятно. С моим замечательным преподавателем, Заслуженным артистом России Владимиром Самуиловичем Дайчем, я познакомился еще в 2002 году, то есть задолго до поступления в консерваторию.

После перевода в Ростов из Московского института культуры он стал моим профессором по классу фортепиано. Я с огромным удовольствием завершил у него курс классического фортепиано, а сейчас учусь в аспирантуре по специальности «камерный ансамбль».

- Каким же музыкантом ты сам себя считаешь - академическим или джазовым?

Да, я перешел на джаз, и больше известен публике, наверное, именно благодаря джазу, но я никогда не переставал играть классику. Можно даже сказать, что джаз - это мой второй предмет, в большей степени хобби. При этом джазом я занимаюсь неустанно, так же как с детства занимался классикой. И все-таки моя база, основа - это академическое фортепиано.

- Когда ты почувствовал себя уверенным джазовым исполнителем? Когда поверил в себя как в джазового пианиста?

После московского конкурса «Рояль в джазе». Я тогда учился у Михаила Моисеевича Окуня. Председателем жюри был Игорь Бриль, и Михаил Моисеевич также сидел среди судей. И тогда я почувствовал уверенность в выборе и стал отдавать джазу больше времени и сил, начал конкретно развиваться в этом направлении.

Но, наверное, еще важнее оказалась победа, которую я одержал два года спустя - на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске, моя первая весомая победа во «взрослом» музыкальном конкурсе. Там принимали участие и студенты, и выпускники, и состоявшиеся музыканты. Я сыграл три тура именно классической программы, выиграл и до сих пор помню название каждой пьесы, с которой выступал в конкурсе.

- Сколько часов в день ты посвящаешь музыке? Сколько времени занимаешься на инструменте?

Да, было время, когда в детстве я обязательно играл по два часа в день. Но я вырос и давно уже перешел на другой формат занятий - посвящаю музыке практически 24 часа в сутки. Утром я поднимаюсь, сажусь к роялю, что-нибудь учу, слушаю, занимаюсь, узнаю что-то новое и интересное в музыке.

И это не только работа с инструментом, это еще и работа с голосом - я постоянно совершенствую вокал, расширяю свою академическую базу по методике Александра Ведерникова. Это и есть моя жизнь!

А помимо музыки я люблю слушать «говорящие книжки», люблю стихи Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, весь Серебряный век. И классику - Пушкина, Лермонтова, Тютчева...

Насколько тебе сложно работать в плотнейшем гастрольном графике, на самых разных площадках и в разных форматах?

Мне не тяжело, а, наоборот, очень приятно много выступать с самыми разными программами. Потому что я крайне неравнодушен к музыке - и к классике, и к джазу. Музыка - это мое все, это моя душа, это мой язык, это свет, это тепло, это трепетность, это все, чем я дорожу.