Иуда искариот любовь. Иуда: зачем из предателя делают героя? Что значит «Искариот»

Он [Фома] внимательно разглядывал Христа и Иуду,
сидевших рядом, и эта странная близость божественной
красоты и чудовищного безобразия, человека с кротким взором
и осьминога с тускло-жадными глазами угнетала его ум,
как неразрешимая загадка.
Л. Андреев. Иуда Искариот

Иуда, пожалуй, самый загадочный (с психологической точки зрения) евангельский персонаж, был особенно притягателен для Леонида Андреева с его интересом к подсознательному, к противоречиям в душе человека. В этой сфере Л. Андреев, напомню слова М. Горького, был "жутко догадлив".

В центре повести Л. Андреева — образ Иуды Искариота и его предательство-"эксперимент". По Евангелию, Иуда был движим меркантильным мотивом — предал Учителя за 30 серебреников 1 (цена символична — это цена раба в то время). В Евангелии Иуда корыстолюбив, он упрекает Марию, когда она покупает драгоценное миро для Иисуса, — Иуда был хранителем общественной казны. Андреевскому же Иуде не свойственно сребролюбие. У Л. Андреева Иуда сам покупает для Иисуса дорогое вино, которое почти все выпивает Петр.

Причиной, мотивом страшного предательства, по Евангелию, стал Сатана, вошедший в Иуду: "Вошел же Сатана в Иуду, прозванного Искариотом,.. и пошел он и говорил с первосвященником" (Евангелие от Марка, глава 14:1-2). Евангельское объяснение представляется, с психологической точки зрения, загадочным: коль все роли были уже распределены (и жертвы, и предателя), то почему именно на Иуду пал тяжкий крест быть предателем? Почему он затем повесился: не выдержал тяжести преступления? Раскаялся в совершенном им злодеянии? Схема "преступление — наказание" здесь настолько обобщена, абстрагирована, сведена к общей модели, что в принципе допускает различные психологические конкретизации.

В отличие от опубликованного в начале 1990-х годов рассказа Ю. Нагибина "Любимый ученик", где авторская позиция выражена определенно (в частности, уже в самом названии), повесть Л. Андреева противоречива, амбива-лентна, ее "ответы" зашифрованы и парадоксальны, что и определяет противоречивый, нередко полярный характер отзывов о повести. Сам автор об этом высказался следующим образом: "Как всегда, я только ставлю вопросы, но ответы на них не даю…"

Повесть символична и носит притчевый характер. Притчевыми являются зачин: "И вот пришел Иуда…" , повторы союза и , звучащие эпически: "И был вечер, и вечерняя тишина была, и длинные тени ложились по земле — первые острые стрелы грядущей ночи…"

В начале повести дается негативная характеристика Иуды, утверждается, в частности, что "детей у него не было, и это еще раз говорило, что Иуда — дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды", "Сам же он много лет бессмысленно шатается в народе,.. и всюду он лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом" и т.д. Эти характеристики с определенной точки зрения справедливы, их часто приводят в доказательство отрицательного отношения автора к центральному персонажу своей повести. И все же необходимо помнить, что принадлежат эти отзывы-слухи не автору, а неким "знающим" Иуду, о чем свидетельствуют отсылки автора к точке зрения других: "Иисуса Христа много раз предупреждали , что Иуда из Кариота — человек очень дурной славы и его нужно остерегаться…"; "Рассказывали далее, что… [выделено в обоих случаях мною. — В.К.]". Это первоначальное знание об Иуде в дальнейшем дополняется, корректируется автором.

Намеренно в начале повести дается и отталкивающий портрет безобразного рыжего Иуды:

И вот пришел Иуда… Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус,.. и достаточно крепок силою он был, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным… Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза…

Что же послужило мотивом злодейского поступка Иуды? С.С. Аверинцев в энциклопедии "Мифы народов мира" основным мотивом называет "мучительную любовь к Христу и желание спровоцировать учеников и народ на решительные действия" 2 .

Из текста повести следует, что один из мотивов — не психологического, а философско-этического характера, и он связан с сатанинскостью Иуды ("Вошел же Сатана в Иуду…" ). Речь идет о том, кто лучше знает людей: Иисус или Иуда? Иисус, с его идеей любви и верой в доброе начало в человеке, или Иуда, утверждающий, что в душе каждого человека — "всякая неправда, мерзость и ложь" , даже в душе доброго человека, если ее хорошенько поскрести? Кто победит в этом негласном споре Добра и Зла, т.е. каким будет исход "эксперимента", поставленного Иудой? Важно подчеркнуть, что Иуда хочет не доказать, а проверить свою правду, что справедливо отмечено Л.А. Колобаевой: "Иуде нужно не доказать, что ученики Христа, как и люди вообще, дурны — доказать Христу, всем людям, а самому узнать, каковы же они на деле, узнать их реальную цену. Иуда должен решить вопрос — обманывается он или прав? В этом острие проблематики повести, носящей философско-этический характер: повесть задает вопрос об основных ценностях человеческого бытия" 3 .

С этой целью Иуда решается на страшный "эксперимент". Но ему тягостна его ноша, и он рад был бы ошибиться, он надеется, что "и другие" защитят Христа: "Одной рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы" .

Двойственность Иуды связана с его сатанинским происхождением: Иуда утверждает, что его отец — "козел" 4 , т.е. дьявол. Коль в Иуду вошел сатана, то сатанинское начало должно было проявится не только на уровне поступка — предательства Иуды, но и на уровне философии, этики, а также внешности. Иуда со свойственной ему (и объясненной автором повести) проницательностью как бы со стороны видит и оценивает людей. Автор намеренно придает Иуде "змеиные" черты: "Иуда отполз", "И, идя, как все ходят, но чувствуя так, будто он волочился по земле" . В таком случае можно говорить о символическом характере повести — о поединке Христа и сатаны. Конфликт этот по сути — евангельский, в нем выражается противостояние Добра и Зла. Зло (в том числе и признание онтологического зла в душе человека) в повести побеждает. Можно было бы утверждать, что Л. Андреев приходит к мысли о глобальном бессилии человека, если бы (парадокс!) не способность Иуды к раскаянию и самопожертвованию.

Л. Андреев не оправдывает поступка Иуды, он пытается разгадать загадку: что руководило Иудой в его поступке 5 ? Писатель наполняет евангельский сюжет предательства психологическим содержанием, и среди мотивов выделяются следующие:

  • мятежность, бунтарство Иуды , неуемное стремление разгадать загадку человека (узнать цену "другим"), что вообще свойственно героям Л. Андреева. Эти качества андреевских героев являются в значительной степени проекцией души самого писателя - максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика;
  • одиночество, отверженность Иуды 6 . Иуда был презираем, и Иисус был к нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда — когда победил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми. Кстати, чрезвычайно живописен, пластичен, экспрессивен язык Л. Андреева, в частности, в эпизоде, где апостолы бросают камни в пропасть:

    Петр, не любивший тихих удовольствий, а с ним Филипп занялись тем, что отрывали от горы большие камни и пускали их вниз, состязаясь в силе… Напрягаясь, они отдирали от земли старый, обросший камень, поднимали его высоко обеими руками и пускали по склону. Тяжелый, он ударялся коротко и тупо и на мгновение задумывался; потом нерешительно делал первый скачок — и с каждым прикосновением к земле, беря от нее быстроту и крепость, становился легкий, свирепый, всесокрушающий. Уже не прыгал, а летел он с оскаленными зубами, и воздух, свистя, пропускал его тупую, круглую тушу. Вот край, — плавным последним движением камень взмывал кверху и спокойно, в тяжелой задумчивости, округло летел вниз, на дно невидимой пропасти.

    Картина настолько выразительна, что мы с напряжением следим за скачками и, наконец, полетом камня, сопровождая взглядом каждый этап его движения. Мессия совсем перестал обращать внимание на Иуду: "для всех он (Иисус) был нежным и прекрасным цветком, а для Иуды оставлял одни только острые шипы — как будто нет сердца у Иуды" . Это безразличие Иисуса, а также споры о том, кто ближе Иисусу, кто больше его любит, стали, как сказал бы психолог, провоцирующим фактором для решения Иуды;

  • обида, зависть, безмерная гордыня , стремление доказать, что именно он больше всех любит Иисуса также свойственны андреевскому Иуде. На вопрос, заданный Иуде, кто будет в Царствии Небесном первым возле Иисуса — Петр или Иоанн, следует ответ, поразивший всех: первый будет Иуда ! Все говорят, что любят Иисуса, но как они поведут себя в час испытаний — проверить это и стремится Иуда. Может оказаться, что любят Иисуса "другие" только на словах, и тогда восторжествует Иуда. Поступок предателя — это стремление проверить любовь других к Учителю и доказать свою любовь.

Сюжетно-композиционная роль Иуды многозначна. Ему предназначено автором быть катализатором событий, чтобы высветить и дать нравственную оценку поступкам "других". Но сюжет движется и личным стремлением Иуды быть понятым Учителем, побудить его обратить на него внимание, оценить его любовь. Иуда создает экзистенциальную ситуацию — ситуацию выбора, которая должна стать моментом психологического, нравственного откровения для всех участников этого великого испытания.

Вместе с тем личность Иуды становится в повести и самостоятельно значимой, и о ее значительности свидетельствует верный показатель — речь центрального героя в отличие от речи "и других" персонажей. Р. С. Спивак обнаруживает в повести приоритет творческого начала и разграничивает в ней (и на основании речи тоже) два типа сознания: косное, нетворческое ("верные" ученики) и творческое, освобожденное от давления догмы (Иуда Искариот): "Косность и бесплодность первого сознания — основанного на слепой вере и авторитете, над которым не устает издеваться Иуда - находит воплощение в однозначной, бедной, на бытовом уровне, речи “верных” учеников. Речь же Иуды, сознание которого ориентировано на творчество свободной личности, изобилует парадоксами, намеками, символами, поэтическими иносказаниями" 7 . Изобилует метафорами, поэтизмами, например, обращение Иуды к любимому ученику Иисуса Иоанну:

Почему ты молчишь, Иоанн? Твои слова как золотые яблоки в прозрачных серебряных сосудах, подари одно из них Иуде, который так беден.

Это дало основание Р. С. Спивак утверждать, что творческой личности в андреевской концепции человека и в андреевском мировоззрении принадлежит центральное место.

Л. Андреев — романтический писатель (с персоналистским, то есть глубоко личностным типом сознания, которое проецировалось на его произведения и прежде всего определяло их характер, круг тем и особенности мировидения) в том смысле, что не принимал зла в окружающем его мире, важнейшим оправданием существования его на земле было творчество 7 . Отсюда — высокая ценность человека творческого в его художественном мире. В повести Л. Андреева Иуда — творец новой реальности, новой, христианской эры, как это ни кощунственно звучит для верующего человека.

Андреевский Иуда обретает грандиозные масштабы, он уравнивается с Христом, рассматривается как участник пересоздания мира, его преображения. Если в начале повести Иуда "волочился по земле, подобно наказанной собаке", "отполз Иуда, помедлил нерешительно и скрылся" , то после совершенного им:

…все время принадлежит ему, и идет он неторопливо, теперь вся земля принадлежит ему, и ступает он твердо, как повелитель, как царь, как тот, кто беспредельно и радостно в этом мире одинок. Замечает мать Иисуса и говорит ей сурово:

— Ты плачешь, мать? Плачь, плачь, и долго еще будут плакать с тобою все матери земли. Дотоле, пока не придем мы вместе с Иисусом и не разрушим смерть.

Иуда понимает ситуацию как выбор: или он изменит мир вместе с Иисусом, или:

Тогда не будет Иуды из Кариота. Тогда не будет Иисуса. Тогда будет… Фома, глупый Фома! Хотелось ли тебе когда-нибудь взять землю и поднять ее?

Таким образом, речь идет о преображении мира, не менее. Этого преображения жаждет все в мире, о нем тоскует природа (см. выразительную пейзажную картину в повести до начала трагических событий):

И впереди его [Иуды. — В. К.], и сзади, и со всех сторон поднимались стены оврага, острой линией обрезая края синего неба; и всюду, впиваясь в землю, высились огромные серые камни — словно прошел здесь когда-то каменный дождь и в бесконечной думе застыли его тяжелые капли. И на опрокинутый, обрубленный череп похож был этот дико-пустынный овраг, и каждый камень в нем был как застывшая мысль, и их было много, и все они думали — тяжело, безгранично, упорно.

Все в мире жаждет преображения. И оно произошло — изменен ход времени.

Что такое слезы? — спрашивает Иуда и бешено толкает неподвижное время, бьет его кулаком, проклинает, как раба. Оно чужое и оттого так непослушно. О, если бы оно принадлежало Иуде, — но оно принадлежит всем этим плачущим, смеющимся, болтающим, как на базаре; оно принадлежит солнцу; оно принадлежит кресту и сердцу Иисуса, умирающему так медленно.

И еще одну важную черту андреевского героя (андреевской концепции человека) подчеркивают исследователи: "Это потенциальный бунтарь, мятежник, бросающий вызов земному и вечному бытию. Эти мятежники весьма различны по своему видению мира, и мятежи их носят различную окраску, но суть их существования едина: они гибнут, но не сдаются" 8 .

Из художественных особенностей повести Л. Андреева "Иуда Искариот" обращает на себя внимание литературоведов система парадоксов , противоречий, недосказанностей, обладающая важнейшей изобразительной функцией. Система парадоксов помогает понять сложность, неоднозначность евангельского эпизода, постоянно держит в напряжении читателя. Она отражает ту эмоциональную бурю, которая захлестнула душу предавшего Христа, а затем раскаявшегося и повесившегося Иуды.

Парадоксальная двойственность внешности и внутренней сути Иуды постоянно подчеркивается автором. Герой повести лживый, завистливый, безобразный, но в то же время самый умный из всех учеников, причем умный надчеловеческим, сатанинским умом: он слишком глубоко знает людей и понимает мотивы их поступков, для других же он так и остался непонятен. Иуда предает Иисуса, но он же любит его как сына, казнь Учителя для него — "ужас и мечты". Парадоксальная двойственность придает многомерность, многосмысленность, психологическую убедительность повести Андреева.

В Иуде, несомненно, есть нечто от дьявола, но в то же время не может не воздействовать на читателя его личная (не от дьявола, а от человека) потрясающая искренность, сила переживания за Учителя в час его трагического испытания, значительность его личности. Двойственность образа в том и заключается, что в нем неразрывно связано то страшное, что закреплено за ним религиозной и культурной мировой традицией, и то возвышенно-трагическое, что уравнивает его с Учителем в изображении Л. Андреева. Это автору повести принадлежат пронзительные по смыслу и эмоциональной силе слова:

И с этого вечера до самой смерти Иисуса не видел Иуда вблизи его ни одного из учеников; и среди всей этой толпы были только они двое, неразлучные до самой смерти, дико связанные общностью страданий, — тот, кого предали на поругание и муки, и тот, кто его предал. Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба, преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые и нечистые уста 9 .

В контексте повести смерть Иуды так же символична, как и распятие на кресте Иисуса. В сниженном плане, и вместе с тем как значимое, возвышающееся над обычной действительностью и обычными людьми событие описано самоубийство Иуды. Распятие Иисуса на кресте символично: крест — это символ, центр, схождение Добра и Зла. На обломанной кривой ветви измученного ветром, полузасохшего дерева, но на горе (!), высоко над Иерусалимом, повесился Иуда. Обманутый людьми, Иуда добровольно покидает этот мир вслед за своим учителем:

Иуда давно уже, во время своих одиноких прогулок, наметил то место, где он убьет себя после смерти Иисуса. Это было на горе, высоко над Иерусалимом, и стояло там только одно дерево, кривое, измученное ветром, рвущим его со всех сторон, полузасохшее. Одну из своих обломанных кривых ветвей оно протянуло к Иерусалиму, как бы благословляя его или чем-то угрожая, и ее избрал Иуда для того, чтобы сделать на ней петлю… [Иуда] гневно бормотал:

Нет, они слишком плохи для Иуды. Ты слышишь, Иисус? Теперь ты мне поверишь? Я иду к тебе. Встреть меня ласково, я устал. Я очень устал. Потом мы вместе с тобою, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?

Напомним, что слово братья уже было произнесено в речи автора-повествователя ранее, и это свидетельствует о близости позиций автора и его героя. Отличительная особенность повести — лиризм и экспрессивность, эмоционально высокий градус повествования, передающий напряженность ожиданий Иуды (воплощение "ужаса и мечты"). Временами, в первую очередь при описании казни Христа, повествование приобретает почти невыносимый по напряженности характер:

Когда был поднят молот, чтобы пригвоздить к дереву левую руку Иисуса, Иуда закрыл глаза и целую вечность не дышал, не видел, не жил, а только слушал. Но вот со скрежетом ударилось железо о железо, и раз за разом тупые, короткие, низкие удары, — слышно, как входит острый гвоздь в мягкое дерево, раздвигая частицы его…

Одна рука. Еще не поздно.

Другая рука. Еще не поздно.

Нога, другая нога — неужели все кончено? Нерешительно раскрывает глаза и видит, как поднимается, качаясь, крест и устанавливается в яме. Видит, как, напряженно содрогаясь, вытягиваются мучительно руки Иисуса, расширяют раны — и внезапно уходит под ребра опавший живот…

И вновь автор — вместе с центральным героем повести, причем в результате максимального приближения к страдающему Иисусу изображаемая картина вырастает до огромных размеров (в реальности так близко Иисуса вряд ли можно было видеть — он был на кресте, к нему не подпускали стражники), достигая необыкновенной выразительности. Экспрессивность, эмоциональная заразительность повести Л. Андреева побудили в свое время А. Блока сказать: "Душа автора — живая рана".

ОПРЕДЕЛИТЬ ИДЕЙНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ,
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ИУДЫ В
ЛИТЕРАТУРЕ.
ЦЕЛЬ:

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич
(1871-1919)
Русский писатель; прозаик и драматург,
один из самых знаменитых писателей
России начала 20 в., разрабатывал,
главным образом, в пьесах
экспрессионистскую поэтику.
Ранние рассказы носили демократический
и реалистический характер ("Баргамот и
Гараська", 1898). Сочувствуя
революционерам ("Рассказ о семи
повешенных", 1908), изображал
революцию как стихийный бунт ("Савва",
1906); кризис религиозного сознания - в
повести "Жизнь Василия Фивейского"
(1904); безумие и ужас войны - в рассказе
"Красный смех" (1905). Наряду с бытовой
драмой "Дни нашей жизни" (1908) философско-аллегорические трагедии
2
("Жизнь человека", 1907; "Анатэма", 1908).

Контрастность натуры
Сын землемера и дочери разорившегося
польского помещика. Окончил гимназию в Орле
(1891). Затем поступил на юридический
факультет Санкт-Петербургского университета,
но заканчивал курс уже Московского
университета (1897). Несколько лет практиковал
как адвокат. Любительски занимался
живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е.
Репина и Н. К. Рериха. В юности дважды
покушался на самоубийство, в результате чего
приобрел хроническую сердечную
недостаточность. Мемуаристы отмечают
крайнюю нервность и переменчивую
"контрастность" натуры Андреева, его
пессимизм, порожденный отчасти увлечением
философией А. Шопенгауэра (особенно его
сочинение "Мир как воля и представление"), "он
был весь в предчувствии катастрофы" (Г. И.
Чулков), им владело "чувство мировой пустоты"
(К. И. Чуковский).
3

Проблематика
творчества
В рассказах "В тумане", "Бездна", "Мысль" (все 1902), повести
"Жизнь Василия Фивейского" (1903) усиливается накал духовных
коллизий - рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры
и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и
риторики эти произведения спасает "нервный захват" (В. Г.
Короленко) писательской манеры Андреева. Работая
исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва,
Андреев доводит повествование до беспрецедентного
напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают
"кошмары" Русско-японской войны (рассказ "Красный смех",
1904) и первой русской революции. Центральными темами
лучших его рассказов ("Губернатор", 1905; "Тьма", 1907; "Рассказ о
семи повешенных", 1908) и более слабого романа "Сашка
Жегулев" (1911) становятся революционерство и особенно
терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная
реальность, раскрывающая противоречия природы человека.
4

«Иуда Искариот»
Психология предательства.
Они рады бы
отделиться друг от
друга,
но терновый венец
связывает их
неразрывно.
В.Л.Андреев.
5

… и как нет конца у времени,
так не будет конца рассказам
о предательстве Иуды
и страшной смерти его.
Леонид Андреев

«Иуда Искариот»

Повесть написана по мотивам библейского
сюжета, в котором рассказано о предательстве
Иисуса Иудой.
Получила неоднозначную оценку, так как
Андреев по-своему истолковал сюжет.
Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы
много пишет о Богочеловеке («Христиане»,
«Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).

«Иуда Искариот»

Иисус Христос – воплощение истины,
добра и красоты, а предавший
его Иуда – олицетворение лжи,
подлости, коварства.
Традиционное противопоставление
Иуды одиннадцати верным апостолам
Вызвало у Андреева сомнение

Андреева волнует вопросы:

Только ли подлость вела Иуду к
предательству?
Только ли нравственную чистоту
проявили другие апостолы во время
кульминационных событий христианской
истории?

10. Происхождение Иуды Искариота

Иуда – “Бог да будет восславлен”; Искариот – “человек
из Кериота”, где Кериот - обозначение населённого
пункта, возможно, тождественного иудейскому
городку Кириафу.
Заласканный и избалованный Иуда, единственный
ребенок в семье, был испорчен своими
недальновидными родителями. Когда он вырос, у него
сложилось преувеличенное представление о
собственной значимости. Надо всегда уметь
проигрывать, а он этого не умел. Его представления о
справедливости были расплывчатыми. Он лелеял в
себе чувства ненависти и подозрительности. Мастерски
превратно толкуя слова и поступки своих друзей, он
всю свою жизнь культивировал в себе привычку
сводить счеты с теми, кто, как ему казалось, плохо
обходится с ним. Он обладал извращенным
представлением о ценностях и преданности. (Книга
Урантии, с. 1566.)

11. Иуда Искариот в повести Л.Андреева

Своему Иуде Л.Андреев дает не только
богатый внутренний мир, но и необычную
внешность. Он обладает большой
физической силой, но его тело уродливо…

12. Иуда Искариот

«Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота»
«Никто из учеников не заметил, когда впервые
оказался около Христа этот рыжий и
безобразный иудей…»

13. Голова

«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и
необыкновенной формы его черепа: точно
разрубленный с затылка двойным ударом меча и
вновь составленный, он явственно делился на четыре
части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким
черепом не может быть тишины и согласия, за таким
черепом всегда слышится шум кровавых и
беспощадных битв.»
«…свою безобразную бугроватую голову…»(1)
«И на опрокинутый, обрубленный череп похож был
этот дико-пустынный овраг, и каждый камень в нем
был как застывшая мысль, и их было много, и все они
думали - тяжело, безгранично, упорно.» (2)

14. Цвет волос

автор в тексте упоминает, что Иуда имел рыжий
цвет волос. В мифологии это часто означает
избранность богом, близость к Солнцу, право на
власть. Боги войны часто рыжие или на рыжем
коне. Многие вожди, известные личности имели
этот огненный цвет волос. «Рыжий» является
эпитетом божеств.

15. Цвет волос

Андреев недаром присваивает герою именно этот
цвет волос, ведь по рассказам Предателя всегда
оказывалось так, что именно ОН будет первый
возле Иисуса. Иуда искренне верил в свою
правоту и избранность, а главное он стремился к
своей цели любыми средствами – предательство
и стало способом приближения к Мессии.

16. Цвет волос

Кроме того, Иуда несколько раз «спасал»
Христа от расправы толпы, проявляя
воинственность. Но рыжий цвет волос
приписывается и Иосифу, мужу Марии, матери
Иисуса (например, на картине
Рембрандта «Симеон в храме» - в знак его
происхождения от рыжего же, по преданию,
Царя-Псалмопевца). Возможно, этим в данном
случае еще раз подчеркивается
противоречивую природу персонажа.

17. Лицо

«Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с
черным, остро высматривающим глазом, была живая,
подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные
кривые морщинки. На другой же не было морщин, и
была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и
хотя по величине она равнялась первой, но казалась
огромною от широко открытого слепого глаза.
Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью,
ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но
оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый
товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в
припадке робости или волнения Иуда закрывал свой
живой глаз и качал головой, этот качался вместе с
движениями головы и молчаливо смотрел.»

18. Руки и пальцы

«Иуда забрал в железные пальцы всю душу и в
необъятном мраке ее, молча, начал строить что-то
огромное.»
«-Иисус медленно опустил взоры. И, тихо бия себя в
грудь костлявым пальцем, Искариот повторил
торжественно и строго:
- Я! Я буду возле Иисуса!»
«Потирал грудь широкою ладонью и даже кашлял
притворно этот Иуда из Кариота при общем молчании
и потупленных взорах.»
«- Я иду к нему! – сказал Иуда, простирая вверх
властную руку.- Кто за Искариотом к Иисусу?»
«Иуда, продолжая улыбаться, отыскивал глазом еще
больший обломок, ласково впивался в него
длинными пальцами, облипал его, качался вместе с
ним и, бледнея, посылал его в пропасть.» (3)

19. Начинается повесть словами:

«»Иисуса Христа много раз предупреждали, что
Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и
его нужно остерегаться»
Далее идет изложение слухов
То есть с первых строк дается отрицательная
характеристика Иуды.
О не нет ни одного доброго слова: он
корыстолюбив, коварен, наклонен к
предательству и лжи (это авторская
характеристика)
Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие

20. Отрицательное

Бросил жену,
ссорит людей,
Любопытный, лукавый, злой.
У него нет детей
Но Иисус Никого не
слушает, он принял
Иуду, включил в круг
избранных.

21. «Иуда Искариот»

9 глав. 3 глава – предательство; остальные –
ожидание гибели Иисуса.
С начала повести ощущается мотив тревоги, он
звучит и в описании природы.
Новый абзац из одного предложения: «И вот
пришел Иуда»
Дается детальный портрет.
Зачитайте! Что особенного в портрете?
Ученики Иисуса отнеслись к нему с
брезгливостью, не доверяют ему.

22.

И вот пришел Иуда… Он был худощав, хорошего роста, почти
такого же, как Иисус,.. и достаточно крепок силою он был, повидимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным…
Короткие рыжие волосы не скрывали странной и
необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с
затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он
явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже
тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия,
за таким черепом всегда слышится шум кровавых и
беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона
его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая,
подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые
морщинки. На другой же не было морщин, и была она
мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине
она равнялась первой, но казалась огромною от широко
открытого слепого глаза…

23. «Иуда Искариот»

Андреев идет вслед за евангельской историей:
Иисус знал о предательстве, обо всем, что
произойдет, но все-таки принял Иуду.
Природа в ожидании. Безветренная погода
сохранилась до конца истории: все происходит в
атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых
тонах. Как перед грозой.
Все в ожидании перемен: Иисус ждет дня
предательства, Иуда живет надеждой, что, когда
иудеи увидят страдания Христа, освободят
учителя и пойдут за ним.

24. Иуда вдруг становится

хорошим
Добросовестно исполняет свои
Обязанности
Гете: «Поведение – это зеркало,
в котором каждый показывает
свой лик»
И все-таки поведение его
противоречиво: берет на себя
обязанности и тут же крадет 3
динария; рассказывает истории,
а потом признается, что лгал

25. Ученики Христа

Обладают земными, человеческими качествами
Они не идеальны, но разнообразны
Петр громогласен
Иоан наивен, честолюбив, хочет одного – быть
любимым учеником
Фома молчалив, рассудителен, но осторожен.
Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают
за ложь и притворство, но с удовольствием
слушают его лживые истории

26. Отличие Иуды от апостолов

Ученики ведут борьбу за первое место
около учителя – Иуда старается быть
нужным
И Христос ласково смотрит на него.

27. Иисус изменяет отношение к Иуде

Иуда доказывает Иисусу, что селяне были
неискренни по отношению к нему, объявили его
вором, обманщиком (козленка после нашли)
Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к
нему спиной, смотрел, но не видел.
Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь,
опять же ценой лжи, благодарности не получил:
«ложь во спасение» сурово принята Христом
Иуда плачет: он любит учителя, хочет быть
любимым, произносит роковую фразу: «А теперь он
погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда»

28. Путь к преступлению

Встреча с первосвященником Анной и
договаривается о предании Иисуса в руки закона
(за 30 серебряников)
Теперь молчалив. Перестал говорить о людях
дурное.
Окружает Иисуса заботой, нежностью.
Угадывает малейшее его желание.
Приносит цветы, передает их через Марию
Магдалину.
Но Учитель как будто ничего не замечает.

29. Путь к преступлению

Иуда вызывает чувство жалости, он искренне
страдает
Говорит, что Иисуса Христа нужно беречь, нужно
уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти
Иисуса.
Двойственность: сам предал и пытается спасти.
Верит, что восторжествует любовь и верность
учеников.
Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не
наступит и утро, как ты трижды предашь меня».

30. Кульминационный момент – сцена предательста

31.

Л. Андреев не оправдывает поступка Иуды, он пытается разгадать загадку: что
руководило Иудой в его поступке5? Писатель наполняет евангельский сюжет
предательства психологическим содержанием, и среди мотивов выделяются
следующие:
мятежность, бунтарство Иуды, неуемное стремление разгадать загадку
человека (узнать цену "другим"), что вообще свойственно героям Л. Андреева.
Эти качества андреевских героев являются в значительной степени проекцией
души самого писателя – максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика;
одиночество, отверженность Иуды6. Иуда был презираем, и Иисус был к
нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда - когда
победил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все
ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми.
Ч резвычайно живописен, пластичен, экспрессивен язык Л. Андреева, в
частности, в эпизоде, где апостолы бросают камни в пропасть:
Петр, не любивший тихих удовольствий, а с ним Филипп занялись тем, что
отрывали от горы большие камни и пускали их вниз, состязаясь в силе…
Напрягаясь, они отдирали от земли старый, обросший камень, поднимали
его высоко обеими руками и пускали по склону. Тяжелый, он ударялся
коротко и тупо и на мгновение задумывался; потом нерешительно делал
первый скачок - и с каждым прикосновением к земле, беря от нее быстроту
и крепость, становился легкий, свирепый, всесокрушающий. Уже не прыгал, а
летел он с оскаленными зубами, и воздух, свистя, пропускал его тупую,
круглую тушу. Вот край, - плавным последним движением камень взмывал
кверху и спокойно, в тяжелой задумчивости, округло летел вниз, на дно
невидимой пропасти.

32.

Герой повести лживый, завистливый, безобразный, но в то же время
самый умный из всех учеников, причем умный надчеловеческим,
сатанинским умом: он слишком глубоко знает людей и понимает
мотивы их поступков, для других же он так и остался непонятен. Иуда
предает Иисуса, но он же любит его как сына, казнь Учителя для него
- "ужас и мечты". Парадоксальная двойственность придает
многомерность, многосмысленность, психологическую убедительность
повести Андреева.
В Иуде, несомненно, есть нечто от дьявола, но в то же время не может
не воздействовать на читателя его личная (не от дьявола, а от человека)
потрясающая искренность, сила переживания за Учителя в час его
трагического испытания, значительность его личности.
Двойственность образа в том и заключается, что в нем неразрывно
связано то страшное, что закреплено за ним религиозной и культурной
мировой традицией, и то возвышенно-трагическое, что уравнивает его
с Учителем в изображении Л. Андреева. Это автору повести
принадлежат пронзительные по смыслу и эмоциональной силе слова:
И с этого вечера до самой смерти Иисуса не видел Иуда вблизи его ни
одного из учеников; и среди всей этой толпы были только они двое,
неразлучные до самой смерти, дико связанные общностью
страданий, - тот, кого предали на поругание и муки, и тот, кто его
предал. Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба,
преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые
и нечистые уста9.

33. Как ведут себя ученики?

Иуда ждет чуда: сейчас все поймут.
Пытается воздействовать на Анну, но то
прогоняет его.
Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в
крови праведника, а Иуда целует ему руки и
называет мудрым.

34.

Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои
собственные планы. Он не отговаривал Иисуса от последнего, опасного путешествия в
Иерусалим, как делали это женщины, он даже склонялся скорее на сторону
родственников Иисуса и тех его учеников, которые победу над Иерусалимом считали
необходимою для полного торжества дела. Но настойчиво и упорно предупреждал он
об опасности и в живых красках изображал грозную ненависть фарисеев к Иисусу, их
готовность пойти на преступление и тайно или явно умертвить пророка из Галилеи.
Каждый день и каждый час говорил он об этом, и не было ни одного из верующих, перед
кем не стоял бы Иуда, подняв грозящий палец, и не говорил бы предостерегающе и
строго
-- Нужно беречь Иисуса!
Нужно беречь Иисуса! Нужно заступиться за Иисуса, когда придет на то время. Но
безграничная ли вера учеников в чудесную силу их учителя, сознание ли правоты своей
или просто ослепление -- пугливые слова Иуды встречались улыбкою, а беско- нечные
советы вызывали даже ропот. Когда Иуда добыл откуда-то и принес два меча, только
Петру понравилось это, и только Петр похвалил мечи и Иуду, остальные же
недовольно сказали: -- Разве мы воины, что должны опоясываться мечами?
И разве Иисус не пророк, а военачальник?
-- Но если они захотят умертвить его? -- Они не посмеют, когда увидят, что весь
народ идет за ним.
-- А если посмеют? Тогда что?
Иоанн говорил пренебрежительно:
-- Можно подумать, что только один ты, Иуда, любишь учителя.
И, жадно вцепившись в эти слова, совсем не обижаясь, Иуда начинал допрашивать
торопливо, горячо, с суровой настойчивостью:
-- Но вы его любите, да? И не было ни одного из верующих, приходивших к Иисусу, кого
он не спросил бы неоднократно: -- А ты его любишь? Крепко любишь?
И все отвечали, что любят.

35. Сцена распятия Христа

- На протяжении казни Иуду мучит мысль: А
вдруг они поймут? Еще не поздно!
- «Осуществился ужас и мечты»
- Иуду считают предателем, а он идет к ученикам
и обвиняет их в бездействии, называет
предателями.
- И в чем-то он прав. В чем?

36.

Иуда давно наметил место, где после смерти
Иисуса убьет себя»
Идет на смерть, как на встречу с Иисусом. «Так
встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус»
Зачитать. Портрет Иуды.

37. Работа с текстом

Зачитать последний абзац
Какие чувства вызывает написанное?
Каково авторское отношение к Иуде?
Деньги брошены Иудой – не из-за них убил.
Какова истинная причина убийства Иисуса, по
мнению Андреева?
Победитель или проигравший Иуда в повести?

38. Выводы:

1.Нравственная ценность заключается не в словах, а
в поступках.
2.Любовь должна быть деятельной.
3.Для того чтобы Иисус смог совершить свой подвиг
– принести жертву во имя человечества, его нужно
предать. И позор предательства Иуда взял на себя,
тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя.
Андреев считает предательство тоже жертвой, так
как Иуда обрек себя на вечный позор

39.

Предательство - основная идея. Впервые мотив предательства
вводится в текст заглавием (Иуда в нашем понимании – уже
предатель). Символическое значение идеи предательства
выражается сравнением Иуды со скорпионом. Предательство –
нарушение верности, в первую очередь - самому себе. Скорпион
в минуту опасности жалит сам себя, предаёт себя, т. е.
становится самоубийцей, как Иуда. Тема самоубийства звучит в
самом начале повести при помощи сравнения: "Он ссорит нас
постоянно, - говорили они, отплевываясь, - он думает что-то
свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с
шумом…". Идея предательства, определяющая главный смысл
всего произведения, через сравнение выводит читателя на иной
уровень интерпретации заголовка: всякое предательство
превращается в предательство самого себя.

40.

Особенность повести "Иуда Искариот" состоит в том,
что в ней автор пытается найти выход из
противоречия, спорит с самим собой, проверяя на
прочность неверие в человека главного героя верой
Иисуса Христа. Библейские сюжеты в творчестве
Леонида Андреева - не просто пересказ. Они
заключают в себе свой особый мир, близкий миру
Андреева. Трактуют их по-разному. Одни говорят,
что путем использования библейских сюжетов
Андреев шел от атеизма к православию, другие - что
наоборот, используя своеобразное “доказательство от
противного”, он все более уверялся в правильности
атеизма.

Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.

Жизнь русских людей на рубеже XIX–XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в невероятном пессимизме, видимо, за объективность показа действительности. Писатель не считал нужным искусственно создавать благостные картины, придавать злу приличный вид. В своем творчестве он вскрывал истинную суть незыблемых законов общественной жизни и идеологии. Вызывая шквал критики в свой адрес, Андреев рискнул показать человека во всех его противоречиях и тайных помыслах, вскрыл лживость любых политических лозунгов и идей, писал о сомнениях в вопросах православной веры в том виде, в каком ее преподносит церковь.

В рассказе «Иуда Искариот» Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства». В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни. Иисус и есть такой идеал, а его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Но центральным героем произведения Андреев делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека энергичного, активного и полного сил.

Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды, череп которого был «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды». Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя. Один глаз Иуды живой, внимательный, черный, а другой – неподвижен, как слепой. Андреев обращает внимание читателей на жесты Иуды, манеру его поведения. Герой низко кланяется, выгибая спину и вытягивая вперед бугроватую, страшную голову, а «в припадке робости» закрывает живой глаз. Его голос, «то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины», то тонкий, «досадно жидкий и неприятный». Общаясь с другими людьми, он постоянно кривляется.

Писатель знакомит нас и с некоторыми фактами биографии Иуды. Прозвище свое герой получил, так как пришел из Кариота, живет один, бросил жену, детей у него нет, видимо, Бог не хочет от него потомства. Иуда много лет бродяжничает, «всюду лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом; и вдруг уходит внезапно».

В Евангелии история Иуды – это краткий рассказ о предательстве. Андреев же показывает психологию своего героя, подробно рассказывает, что было до и после предательства и чем оно вызвано. Тема предательства возникла у писателя не случайно. Во время первой русской революции 1905–1907 годов он с удивлением и презрением наблюдал, сколько вдруг появилось предателей, «как будто они произошли не от Адама, а от Иуды».

В рассказе Андреев отмечает, что одиннадцать учеников Христа постоянно спорят между собой, «кто больше любви заплатил», чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в царствие небесное. Эти ученики, которых позже назовут апостолами, относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева не витает в облаках, он живет в реальном мире, крадет деньги для голодной блудницы, спасает Христа от агрессивной толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом.

Иуда показан со всеми достоинствами и недостатками, как всякий живой человек. Он сообразителен, скромен, всегда готов помочь спутникам. Андреев пишет: «…прост, мягок и в то же время серьезен был Искариот». Показанный со всех сторон, образ Иуды оживает. Ему присущи и негативные черты, которые возникли у него за время бродяжничества и поиска куска хлеба. Это лживость, ловкость и коварство. Иуду мучает то, что Христос никогда не хвалит его, хотя и позволяет вести хозяйственные дела и даже брать деньги из общей кассы. Искариот заявляет ученикам, что не они, а именно он будет рядом с Христом в царствии небесном.

Иуду интригует тайна Христа, он чувствует, что под личиной обычного человека скрывается что-то великое и чудесное. Решив предать Христа в руки властей, Иуда надеется, что Бог не допустит несправедливости. До самой смерти Христа Иуда следует за ним, каждую минуту ожидая, что его мучители поймут, с кем имеют дело. Но чуда не происходит, Христос терпит побои стражников и умирает как обычный человек.

Придя к апостолам, Иуда с удивлением отмечает, что в эту ночь, когда мученической смертью умер их учитель, ученики ели и спали. Они горюют, но жизнь их не изменилась. Напротив, теперь они уже не подчиненные, а каждый самостоятельно собирается нести людям слово Христа. Иуда называет их предателями. Они не защищали своего учителя, не отбили его у стражников, не созвали народ на защиту. Они «теснились, как кучка испуганных ягнят, ничему не мешая». Иуда обвиняет учеников во лжи. Никогда они не любили учителя, иначе бросились бы на помощь и умерли бы за него. Любовь спасает, не зная сомнений.

Иоанн говорит, что Иисус сам хотел этой жертвы и жертва его прекрасна. На что Иуда гневно отвечает: «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва – это страдания для одного и позор для всех. <…> Слепцы, что вы сделали с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!» Иуда, чтобы окончательно проверить учеников, говорит, что идет к Иисусу на небо, чтобы уговорить его вернуться на землю к людям, которым он нес свет. Искариот призывает апостолов последовать за ним. Никто не соглашается. Рванувшийся было Петр тоже отступает.

Рассказ заканчивается описанием самоубийства Иуды. Он решил повеситься на суку дерева, растущего над пропастью, чтобы, если веревка оборвется, упасть на острые камни и точно вознестись к Христу. Набрасывая веревку на дерево, Иуда шепчет, обращаясь к Христу: «Так встреть же меня ласково. Я очень устал». Наутро тело Иуды сняли с дерева и бросили в ров, прокляв его как предателя. И остался на веки веков в памяти людей Иуда Искариот, Предатель.

Такая версия евангельского сюжета вызвала волну критики со стороны церкви. Целью Андреева было пробудить сознание людей, заставить их задуматься над природой предательства, над своими поступками и мыслями.

    • У меня никогда не было собственной собаки. Живем в городе, квартира невелика, бюджет ограничен и лень менять свои привычки, подстраиваясь под собачий "прогулочный" режим... В детстве я о собаке мечтала. Просила купить щеночка или взять хоть с улицы, любого. Готова была ухаживать, дарить любовь и время. Родители все обещали: "Вот подрастешь...", "Вот пойдешь в пятый класс...". Прошел и 5-й, и 6-й, потом уже я подросла и поняла, что собаку в дом никто никогда не пустит. Договорились на кошках. С тех пор […]
    • «Слово о полку Игореве» - одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, […]
    • Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве Салтыкова‑Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель столкнулся еще в юном возрасте. Свое детство Салтыков‑Щедрин провел в селе Спас‑Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители были достаточно богатыми людьми, владели землей. Таким образом, будущий писатель своими глазами видел все недостатки и противоречия крепостного права. Осознавая проблему, знакомую с малолетства, Салтыков‑Щедрин подверг […]
    • Нам не нравится болеть. Мы не любим кашлять, чихать, лежать с температурой, чувствовать слабость, собственное бессилие. Мы не любим находить испорченную еду, случайно забытые на пару часов, день, неделю продукты. Мы не любим - очень не любим виновника этих наших бед: бактерии. Бактерии виноваты и в наших болезнях, и в наших испорченных продуктах. Порой, некоторые из нас в порыве злости желают им полного исчезновения. Давайте представим, что произойдёт на самом деле, если однажды все бактерии действительно […]
    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • "Война и мир" - одна из тех книг, которую нельзя забыть. "Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе", - сказал Л.Толстой в этом романе. В самом его названии - вся жизнь человеческая. А еще "Война и мир" - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус-шар. "Глобус этот был […]
    • В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись […]
    • В воскресенье я с бабушкой ходила в галерею. Там я видела много интересных картин русских художников. В каждом зале мы смотрели на картины одного автора. И мне очень понравилась и запомнилась картина художника Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Она очень большая. Экскурсовод рассказал нам, что эта картина нарисована по известной русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». На ней Иван-царевич с Еленой-Прекрасной убегают от погони. Их везет на себе Серый Волк. Он очень большой […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Фро - это молодая девушка, которая совсем недавно вышла замуж. Из родных у нее есть отец, с которым она живет в одном доме. Ее муж ехал на Дальний Восток. С тех пор ее жизнь потеряла всякие радости, потому что ее не сильно заботит окружающий мир, она чувствует себя в нем чужой. В определённые моменты она все же пытается хоть как-то обучиться, развиваться, но в итоге все, что ей нужно, это любящий муж рядом. И все-таки она готова помогать всему миру и каждому, но в ее помощи никто не нуждается. Лишь соседскому […]
    • Цикл «Город» входит во второй том лирической трилогии Блока. Стихи этого цикла наполнены реалистическими чертами жизни горожан и такими же реалистическими пейзажами. Блок описывал Петербург – этот город-призрак с особой атмосферой, о которой писали в своих произведениях многие русские писатели. Открывается цикл стихотворением «Петр». Речь в нем идет о русском царе-реформаторе Петре Первом, велением которого на холодных болотах был построен Петербург. Знаменитый памятник Петру возвышается над городом: И с […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • Одной из важных особенностей русской литературы 19 века признается пристальное внимание к человеческой душе. Можно справедливо утверждать, что главным героем этого века была личность человека во всем многообразии ее граней. Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. Писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека […]
    • Итак, наш класс: 33 человека. Направление - гуманитарное, поэтому большинство - девочки. Мальчишек немного, да и увлечения у нас с ними разные абсолютно. Мы мало общаемся. У меня как-то сами собой образовались три лучшие подруги: Юля, Лена и Яны. Очень они между собой не похожи, особенно - внешне. Лена - худая и очень высокая, "топ-модель", чего стесняется и сутулится постоянно. Она считает себя некрасивой, "дылдой", к тому же большинство ребят в школе гораздо ниже её ростом. Шансы на то, что какой-то "принц" […]
    • Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе «Васюткино озеро» природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше и больше теряет связь со своими корнями, с источником жизни. Алчность и ненасытность приводят […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом […]
    • Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839–1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. «Фаталист» – это одна из самых сюжетно напряженных и в то же время идейно насыщенных глав романа. Она состоит из трех эпизодов, своеобразных экспериментов, которые то подтверждают, то отрицают […]
    • Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, […]
  • Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понять смысл слова “измена”. Согласно словарю, под изменой понимают нарушение верности кому-или чему-либо. У каждого человека есть свои причины совершить измену. Он делает выбор, опираясь на свои нравственные принципы и решает, совершить измену или остаться верным им до конца. Но порой, биологическое начало торжествует и тогда человек совершает низкий поступок. Чтобы понять предателя, человека, совершившего измену, нужно разобраться, почему он сделал это. Итак, что же толкает человека на измену?

    В художественной литературе существует огромное количество героев, которые пошли на измену. Вечной проблемой всегда была и остается измена в любви.

    Часто, мы не можем изменить ход судьбы, становимся заложниками обстоятельств.

    Например, Катерина из драмы A.Н. Островского “Гроза”, оказавшись в доме мужа одна, терпела произвол со стороны свекрови. Она оказалась заперта в условиях, которые были ей чужды, ведь ее чистая и мечтательная душа стремилась к чему-то большему. Супруг не мог дать ей того, чего она хотела, а именно, освободится от окружающей боли и жестокости. Поэтому она полюбила другого, как ей казалось достойного человека, который был совсем из другого мира. Но Борис был так же жалок, как и Тихон. Для Катерины, как верующей, измена была страшным грехом, но она пошла на него, осознавая все это. Она согрешила из-за любви, которая так нужна была ей в этом чужом для нее мире. В этом случае причинами предательства стала ненависть к тому, чему она обязана была хранить верность. Измена помогла понять Катерине, что она живет в мире лжи, жестокости. Поэтому, закономерным оказалось самоубийство героини, которая не смогла примириться с обманом.

    Но существуют и другие понятия измены, еще более страшные.

    Так, в произведении Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» показан каноничный библейский сюжет со своей точки зрения. Иуда продает своего учителя за 30 серебряников, но автор утверждает, что у этой измены более глубокие корни, чем просто жажда наживы. Иуда был убежден в том, что это предательство станет благом для учения Иисуса, заставит примкнуть к нему большее количество людей. Но ошибочные суждения стали для него роковыми. Когда Иуда понял свою ошибку, было поздно что-либо изменить, и он сам отправился в след за учителем. Л.Н. Андреев пишет от том, что не отсутствие убеждений, а их ошибочность приводит к предательству, измене.

    Таким образом, на измену человека может толкнуть что угодно, просто потому, что само по себе понятие «измена» имеет множество смыслов. Главное кроется в последствиях этого действия. Совершая предательство, человек разрушает свои принципы, идет против своих убеждений, уничтожает самого себя. И поэтому нужно всегда осознавать, что будет после того, как линия, через которую нельзя перешагивать, будет пройдена.

    В данном учебном пособии собраны самые популярные сочинения по произведениям великих писателей и поэтов XX в. Эта книга поможет в короткие сроки ознакомиться с творчеством А. П. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина и других гениев русской литературы, а также окажет неоценимую услугу при подготовке к экзаменам. Данное пособие предназначено для школьников и студентов.

    20. Тема любви и предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот»

    Л. Андреев – писатель отдельный, своеобразный. Это проявляется во всем: в самой литературной манере, в приемах письма, в темах, которые он выбирает для своего художественного анализа. Повесть «Иуда Искариот» – это попытка дать свою трактовку легендарному образу предателя самого богочеловека, попытка взглянуть на легенду с высоты человека ХХ в.

    Евангельский Иуда – «персонаж» однозначно отрицательный, имя которого стало и остается нарицательным уже третье тысячелетие. Выражение «иудин поцелуй» вошло в язык и обозначает предательство, скрытое за мнимой любовью и дружбой. Андреев же делает попытку психологически обосновать предательство Иуды. Он не просто расширяет, дополняет евангельскую легенду, а создает свою, не имеющую, кроме основной фактической цепочки, ничего общего с первоначальной. Чтобы понять идею автора, необходимо проследить развитие образа главного героя, его поведение, настроение, мысли, отношения с другими с момента его появления перед читателями и до самоубийства.

    Иуда появляется перед нами сначала в рассказе автора о нем. И оказывается, что слава о нем такова, что даже люди дурные осуждают его. Иуда постоянно уподобляется какому-нибудь животному, которое навряд ли может вызвать положительные ассоциации у читателя. Он – скорпион, который тихо влезает в дом, он появляется незаметно и «уползает». Петр позже сравнит его с осьминогом, и рядом с Иисусом, олицетворяющим красоту и кротость, он будет казаться ужасным чудовищем. Сама внешность Иуды, данная ему автором, кричит о двуличности: лицо его двоится, одна сторона «живая, подвижная» с «черным, остро всматривающимся глазом», другая – «мертвенно-гладкая», с глазом слепым, не реагирующим ни на свет, ни на тьму. Автор как бы говорит, что мертва половина души Иуды, ведь глаза – зеркало души. Иуда постоянно лжет, превращая свои рассказы в смешные и одновременно страшные сказки. Но Иисус спокойно и милостиво принимает Иуду, поэтому смиряются с ложью и другие ученики. Тем более, что за ложью нет дурных поступков. При этом сам Иуда жалуется, что ему лгут все окружающие, постоянно обманывая его доверие. Но вот наступает перемена в отношении Иисуса к Иуде. Жители одного городка, в котором произнес свою проповедь Иисус, несправедливо заподозрили его в краже козленка. Иисус отворачивается от Иуды после того, как тот осудил их. И здесь начинается не только новый этап в развитии отношений учителя и ученика, но и начинается авторский спор с тем, что евангелие дает нам как неоспоримую истину. Ведь Иисус у Андреева такой же, каков он в Новом завете, и здесь он – носитель принципа недопустимости суда одного человека над другим. Автор же здесь явно становится на сторону Иуды, показывая его обиженным.

    Следом происходит случай, когда Иисусу с учениками удается спастись от разгневанных иудеев только благодаря тому, что Иуда своей ложью отвлекает толпу. И опять Иуда ждет похвал и благодарности, ведь он рисковал своей жизнью ради учителя, но Иисус разгневан, он против любой лжи, какой бы ни была ее цель. И опять автор явно на стороне своего героя, он прямо заявляет об этом фразой «правым оказался Иуда». Он отдает своему герою возможность уличить Фому в непоследовательности его обвинений в том, что дьявол научил Иуду солгать: «Значит, дьявол научил меня? Так, так, Фома. А я спас Иисуса? Значит, дьявол любит Иисуса, значит дьяволу нужен Иисус и правда?» Мне кажется, сам Андреев здесь, споря со священным писанием, защищает «ложь во спасение». Он жалеет Иуду, показывая его одиночество, тоску, горе. Растет обида Иуды, все более пренебрегает им Иисус. Всем находится место в доме Лазаря, кроме Иуды, которого оставляют на входе. Сам Иисус у Андреева изменяет своему принципу неосуждения и всепрощения. И на возникающий у читателя вопрос, зачем вообще примкнул Иуда к ученикам Иисуса, почему не ушел, автор дает ответ: Иуда любит Иисуса, любит его как олицетворение чистоты, святости. Но он не может ставить себя в подчинение учителю, он самостоятелен и справедливо обвиняет в несамостоятельности других учеников: все они перестали осуждать Иуду за то, что тот утаил деньги, лишь послушавшись Иисуса. Никто не оценил этого случая своим умом.

    Конец ознакомительного фрагмента.