Иван сергеевич тургенев описание. Иван тургенев

Тургенев, Иван Сергеевич, знаменитый писатель, родился 28 декабря 1818 в Орле, в богатой помещичьей семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. [См. также статью Тургенев, жизнь и творчество .] Отец Тургенева Сергей Николаевич, женился на Варваре Петровне Лутовиновой, не обладавшей ни молодостью, ни красотою, но унаследовавшей громадное имущество, – исключительно по расчету. Вскоре после рождения второго сына, будущего романиста, С. Н. Тургенев, в чине полковника, оставил военную службу, в которой до тех пор находился, и переселился вместе с семьею в имение жены, Спасское-Лутовиново, около г. Мценска, Орловской губернии. Здесь новый помещик быстро развернул буйную натуру необузданного и развратного самодура, явившегося грозою не только для крепостных, но и для членов собственной семьи. Мать Тургенева, еще до замужества испытавшая немало горя в доме своего отчима, преследовавшего ее гнусными предложениями, а затем и в доме дяди, к которому она бежала, вынуждена была молча сносить дикие выходки деспота-мужа и, терзаемая муками ревности, не осмеливалась громко упрекать его в недостойном поведении, оскорблявшем в ней чувства женщины и жены. Затаенная обида и годами накоплявшееся раздражение озлобили и ожесточили ее; это в полной мере обнаружилось, когда после смерти мужа (1834), сделавшись полновластной хозяйкой в своих владениях, она дала волю своим злобным инстинктам ничем не сдерживаемого помещичьего самодурства.

Иван Сергеевич Тургенев. Портрет кисти Репина

В этой удушливой атмосфере, пропитанной всеми миазмами крепостничества, проходили первые годы детства Тургенева. По господствовавшему в помещичьем быту того времени обычаю, будущий знаменитый романист воспитывался под руководством гувернеров и учителей – швейцарцев, немцев и крепостных дядек и нянек. Главное внимание было обращено на французский и немецкий языки, усвоенные Тургеневым еще в детстве; родной же язык был в загоне. По свидетельству самого автора «Записок охотника », первый, кто заинтересовал его русской литературой, был крепостной камердинер его матери, тайком, но с необыкновенной торжественностью читавший ему где-нибудь в саду или в отдаленной комнате «Россиаду» Хераскова.

В начале 1827 Тургеневы для воспитания детей переехали в Москву. Тургенев был помещен в частный пансион Вайденгаммера, потом был вскоре оттуда переведен к директору Лазаревского института, у которого он жил в качестве пансионера. В 1833, имея всего 15 лет от роду, Тургенев поступил в московский университет по словесному факультету, но год спустя, с переездом семьи в Санкт-Петербург, перешел в петербургский университет. Окончив курс в 1836 со званием действительного студента и выдержав в следующем году экзамен на степень кандидата, Тургенев, при низком уровне русской университетской науки того времени, не мог не сознавать совершенной недостаточности полученного им университетского образования и поэтому отправился доучиваться за границу. С этой целью в 1838 он поехал в Берлин, где в течение двух лет изучал древние языки, историю и философию, главным образом систему Гегеля под руководством профессора Вердера. В Берлине Тургенев близко сошелся со Станкевичем , Грановским , Фроловым, Бакуниным , которые вместе с ним слушали лекции берлинских профессоров.

Однако не одни только научные интересы побудили его уехать за границу. Обладая от природы чуткою и восприимчивою душою, которую он сберег среди стонов безответных «подданных» помещиков-господ, среди «побоев и истязаний» крепостной обстановки, внушившей ему с первых же дней сознательной жизни непобедимый ужас и глубокое отвращение, Тургенев ощутил сильную потребность хотя бы на время бежать из родных палестин. Как писал он сам позднее в своих воспоминаниях, ему оставалось «либо покориться и смиренно побрести общей колеей, по избитой дороге, либо отвернуться разом, отшатнуть от себя "всех и вся", даже рискуя потерять многое, что было дорого и близко моему сердцу. Я так и сделал... Я бросился вниз головою в "немецкое море", долженствовавшее очистить и возродить меня, и, когда я, наконец, вынырнул из его волн, я все-таки очутился "западником " и остался им навсегда».

Начало литературной деятельности Тургенева относится ко времени, предшествовавшему его первой поездке за границу. Еще будучи студентом 3 курса, он отдал на рассмотрение Плетнева один из первых плодов своей неопытной музы, фантастическую драму в стихах, «Стенио», – это совершенно нелепое, по отзыву самого автора, произведение, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому «Манфреду». Хотя Плетнев и пожурил юного автора, но заметил все-таки, что в нем «что-то есть». Эти слова побудили Тургенева отнести ему еще несколько стихотворений, из которых два спустя год были напечатаны в «Современнике ». По возвращении в 1841 из-за границы Тургенев отправился в Москву с намерением держать экзамен на магистра философии; это оказалось однако невозможным, вследствие упразднения в московском университете кафедры философии. В Москве он познакомился с корифеями нарождавшегося в то время славянофильства – Аксаковым , Киреевским , Хомяковым ; но убежденный «западник» Тургенев отнесся отрицательно к новому течению русской общественной мысли. Напротив, с враждебными славянофилам Белинским , Герценом , Грановским и др., – он сошелся очень близко.

В 1842 Тургенев уехал в Санкт-Петербург, где, вследствие размолвки с матерью, сильно ограничившею его в средствах, вынужден был пойти «общей колеей» и поступить на службу в канцелярию министра внутренних дел Перовского. «Числясь» на этой службе немногим более двух лет, Тургенев не столько занимался служебными делами, сколько чтением французских романов и писанием стихов. Около этого же времени, начиная с 1841, в «Отечественных Записках » стали появляться его мелкие стихотворения, а в 1843 напечатана была поэма «Параша» за подписью Т. Л., очень сочувственно встреченная Белинским, с которым он после этого скоро познакомился и оставался в близких дружеских отношениях до конца его дней. Молодой писатель произвел на Белинского очень сильное впечатление. «Это человек, – писал он своим друзьям, – необыкновенно умный; беседы и споры с ним отводили мне душу». С любовью вспоминал впоследствии об этих спорах Тургенев. Белинский оказал немалое влияние на дальнейшее направление его литературной деятельности. (См. Раннее творчество Тургенева .)

Вскоре Тургенев сблизился с кружком литераторов, группировавшихся около «Отечественных Записок» и привлекших его к участию в этом журнале, и занял среди них выдающееся место, как человек с широким философским образованием, по первоисточникам знакомый с западноевропейской наукой и литературой. После «Параши» Тургенев написал еще две поэмы в стихах: «Разговор» (1845) и «Андрей» (1845). Первым прозаическим произведением его был одноактный драматический очерк «Неосторожность» («Отечественные Записки», 1843), за которым следовали повесть «Андрей Колосов» (1844), юмористическая поэма «Помещик» и повести «Три портрета» и «Бретёр» (1846). Эти первые литературные опыты не удовлетворяли Тургенева, и он уже готов был бросить литературную деятельность, когда Панаев, приступая вместе с Некрасовым к изданию «Современника», обратился к нему с просьбой прислать что-нибудь для первой книжки обновленного журнала. Тургенев послал небольшой рассказ «Хорь и Калиныч », который был помещен Панаевым в скромном отделе «смеси» под придуманным им же заголовком «Из записок охотника», создавшим неувядаемую славу нашему знаменитому писателю.

Этим рассказом, сразу же возбудившим всеобщее внимание, начинается новый период литературной деятельности Тургенева. Он совершенно оставляет писание стихов и обращается исключительно к повести и рассказу, прежде всего из жизни крепостного крестьянства, проникнутых гуманным чувством и состраданием к порабощенной народной массе. «Записки Охотника » вскоре приобрели громкую известность; их быстрый успех заставил автора отказаться от прежнего решения расстаться с литературой, но не мог его примирить с тяжелыми условиями русской жизни. Все более обострявшееся чувство недовольства ими привело его, наконец, к решению окончательно поселиться за границей (1847). «Другого пути я перед собою не видел», – писал он впоследствии, вспоминая о том внутреннем кризисе, который он переживал в то время. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; для этого у меня, вероятно, недоставало надежной выдержки, твердости характера. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, – с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя аннибаловская клятва... Я и на Запад ушел для того, чтобы лучше ее исполнить». К этому главному мотиву присоединились и мотивы личного характера – враждебные отношения с матерью, недовольной тем, что сын её выбрал литературную карьеру, и привязанность Ивана Сергеевича к знаменитой певице Виардо-Гарсиа и её семье, с которой он прожил почти нераздельно в течение 38 лет, всю жизнь холостяком.

Иван Тургенев и Полина Виардо. Больше, чем любовь

В 1850, в год смерти матери, Тургенев возвратился в Россию для устройства своих дел. Всех дворовых крестьян родового имения, доставшегося ему вместе с братом, он отпустил на волю; пожелавших перевел на оброк и всячески содействовал успеху общего освобождения. В 1861, при выкупе, пятую часть он везде уступил, а в главном имении ничего не взял за усадебную землю, что составляло довольно крупную сумму. В 1852 Тургенев выпустил отдельным изданием «Записки Охотника», окончательно упрочившие его славу . Но в официальных сферах, где крепостное право считалось неприкосновенным устоем общественного порядка, автор «Записок Охотника», к тому же долгое время проживавший за границей, находился на очень дурном счету. Достаточно было ничтожного повода, чтобы официальная немилость против автора получила конкретную форму. Этим поводом послужило письмо Тургенева, вызванное смертью Гоголя в 1852 и помещенное в «Московских Ведомостях». За это письмо автор был посажен на месяц на «съезжую», где, между прочим, им был написан рассказ «Муму », а затем административным порядком был выслан на жительство в свою деревню Спасское, «без права выезда». Из этой ссылки Тургенев был освобожден только в 1854 стараниями поэта графа А. К. Толстого , ходатайствовавшего за него перед наследником престола. Вынужденное пребывание в деревне, по признанию самого Тургенева, доставило ему возможность ознакомиться с теми сторонами крестьянской жизни, которые раньше ускользали от его внимания. Там им были написаны повести «Два приятеля», «Затишье», начало комедии «Месяц в деревне» и две критические статьи. С 1855 он снова соединился со своими заграничными друзьями, с которыми его разлучила ссылка. С этого же времени стали появляться самые известные плоды его художественного творчества – «Рудин » (1856), «Ася» (1858), «Дворянское гнездо » (1859), «Накануне » и «Первая любовь» (1860). [См. Романы и герои Тургенева , Тургенев - лирика в прозе .]

Удалившись вновь за границу, Тургенев чутко прислушивался ко всему, что происходило на родине. При первых лучах зари возрождения, занимавшейся над Россией, Тургенев ощутил в себе новый прилив энергии, которой он хотел дать новое применение. К своей миссии чуткого художника современности он хотел присоединить роль публициста-гражданина, в один из важнейших моментов общественно-политического развития родины. В этот период подготовки реформ (1857 – 1858) Тургенев находился в Риме, где тогда жило много русских, в том числе кн. В. А. Черкасский, В. Н. Боткин, гр. Я. И. Ростовцев. Эти лица устраивали между собою совещания, на которых обсуждался вопрос об освобождении крестьян , и результатом этих совещаний был проект основания журнала, программу которого поручено было разработать Тургеневу. В своей объяснительной записке к программе Тургенев предлагал призвать все живые силы общества для содействия правительству в предпринимаемой освободительной реформе. Такими силами автор записки признавал русскую науку и литературу. Проектируемый журнал предполагалось посвятить «исключительно и специально разработке всех вопросов, касающихся собственно до устройства крестьянского быта и вытекающих из них последствий». Попытка эта однако была признана «рановременной» и не получила практического осуществления.

В 1862 появился роман «Отцы и Дети» (см. его полный текст , краткое содержание и анализ), имевший небывалый еще в литературном мире успех, но и доставивший автору много тяжелых минут. Целый град резких упреков посыпался на него как со стороны консерваторов, уличавших его (указывая на образ Базарова) в сочувствии «нигилистам », в «кувыркании перед молодежью», так и со стороны последней, обвинявшей Тургенева в клевете на молодое поколение и в измене «делу свободы». Между прочим, «Отцы и Дети» привели Тургенева к разрыву с Герценом, оскорбившим его резким отзывом об этом романе. Все эти неприятности так тяжело подействовали на Тургенева, что он серьезно думал отказаться от дальнейшей литературной деятельности. Лирический рассказ «Довольно», написанный им вскоре после пережитых треволнений, служит литературным памятником мрачного настроения, которым автор был охвачен в то время.

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

Но слишком велика была, в художнике потребность творчества, чтобы он мог надолго остановиться на своем решении. В 1867 появился роман «Дым», также навлекший на автора обвинения в отсталости и непонимании русской жизни. К новым нападкам Тургенев отнесся уже гораздо спокойнее. «Дым» был последним его произведением, появившимся на страницах «Русского Вестника». С 1868 он печатался исключительно в народившемся тогда журнале «Вестник Европы». В начале франко-прусской войны Тургенев из Баден-Бадена переселился в Париж вместе с Виардо и зимою жил в доме своих друзей, а летом переезжал на свою дачу в Буживаль (близ Парижа). В Париже он близко сошелся с виднейшими представителями французской литературы, состоял в дружеских отношениях с Флобером, Доде, Ожье, Гонкурами, покровительствовал Золя и Мопассану . По-прежнему он продолжал ежегодно писать повесть или рассказ, а в 1877 появился самый крупный по размерам роман Тургенева «Новь». Как почти все, что выходило из-под пера романиста, новое его произведение – и на этот раз, быть может, с большим основанием, чем когда-либо – возбудило множество самых разнообразных толков. Нападки возобновились с такою ожесточенностью, что Тургенев возвратился к своей старой мысли прекратить литературную деятельность. И, действительно, в течение 3 лет он ничего не писал. Но за это время произошли события, которые вполне примирили писателя с публикой.

В 1879 Тургенев приехал в Россию. Приезд его послужил поводом к целому ряду горячих оваций по его адресу, в которых особенно живое участие приняла молодежь. Они свидетельствовали о том, как сильны были симпатии русского интеллигентного общества к романисту. В следующий приезд его в 1880 эти овации, но в еще более грандиозных размерах, повторились в Москве во время «пушкинских дней ». С 1881 в газетах стали появляться тревожные известия о болезни Тургенева. Подагра, которою он уже давно страдал, усиливалась и временами причиняла ему жестокие страдания; в течение почти двух лет с небольшими промежутками она держала писателя прикованным к постели или креслу и 22 августа 1883 пресекла его жизнь. Через два дня после смерти тело Тургенева было перевезено из Буживаля в Париж, а 19 сентября было отправлено в Петербург. Перенесение праха знаменитого романиста на Волково кладбище сопровождалось грандиозной процессией, небывалой в летописях русской литературы.

Для раскрытия темы можно использовать несколько рассказов из сборника «Записки охотника» И.С.Тургенева и произведения из разных периодов творчества Н.А.Некрасова: из первого периода — стихотворения «В дороге» (1845), «Забытая деревня» (1855), «Школьник» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Песня Ерёмушке» (1859); из второго периода — поэмы «Мороз, Красный нос» (1863) и «Железная дорога» (1864); из последнего — поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Тема — изображение русского крестьянства — появилась в творчестве Тургенева и Некрасова примерно в одно время — в середине 40-х годов XIX века. Оба писателя выражали в своих произведениях практически одну идею — сочувствие русскому крестьянству и решительное неприятие крепостного права и его пережитков после реформы 1861 года. Таким образом, можно отметить близость общественно-политических позиций в вышеназванных произведениях обоих авторов.

Одновременно идейные позиции Тургенева и Некрасова разнятся. Тургенев демонстрирует сочувствие и уважение к народу; Некрасов — возмущение угнетением и рабским положением крестьянства. Тургенев выражает в своих рассказах идею о нравственном превосходстве некоторых крепостных над помещиками; Некрасов в своих произведениях идёт дальше и доказывает социальную несправедливость современного общества. Так в художественном творчестве выразилось различие общественных взглядов двух авторов — либерализм Тургенева и революционный демократизм Некрасова.

«Записки охотника» состоят из очерков, объединённых общей антикрепостнической идеей. Антикрепостническое содержание у Тургенева проявляется в высокой оценке нравственных и духовных качеств русского крестьянина. Тургеневские крестьяне обладают любознательностью (мальчики из рассказа «Бежин луг»), глубоким умом и пониманием прекрасного (Хорь и Калиныч из одноимённого рассказа), талантом (Яшка Турок из рассказа «Певцы»), великодушием (Лукерья из рассказа «Живые мощи»), благородством (Матрёна из рассказа «Петр Петрович Каратаев»), Тургенев показывает, что крепостной гнёт не убил живую душу народа. Писатель, однако, не идеализирует крестьян: в «Записках охотника» есть и отрицательные образы крепостных — Виктор из рассказа «Свидание», Софрон из рассказа «Бурмистр».

Крестьяне сравниваются с помещиками: господин Полутыкин оказывается бестолковым хозяином, пустым человеком рядом со своими крепостными Хорем и Калинычем; господин Пеночкин из рассказа «Бурмистр», не заботясь ни о чём, кроме собственных доходов, отдал своих крестьян под власть беспощадного кулака Софрона. Пётр Петрович Каратаев — слабый, нерешительный человек.

Таким образом, Тургенев многосторонне изобразил русское крестьянство, не очерняя и не идеализируя его. При этом отличительной особенностью «Записок охотника» остаётся особый интерес к замечательным народным характерам, может быть и редким, но вполне реальным.

Антикрепостническое содержание произведений Некрасова выражается более остро: поэт показывает трагическую судьбу (Груши из стихотворения «В дороге», Дарьи из поэмы «Мороз, Красный нос»), бесправное, унизительное положение крепостного крестьянства (ходоки из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»), беспощадную эксплуатацию народа (мужики-строители из поэмы «Железная дорога»). Как и в творчестве Тургенева, в произведениях Некрасова представлены разнообразные герои из крестьян. Рассказывая о деревенском пареньке в стихотворении «Школьник», поэт верит, что именно из народа выйдут новые, яркие таланты и прославят Россию:

Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай...

Кроме покорности и неразвитости (стихотворение «Забытая деревня»), некрасовским крестьянам присущи трудолюбие, сердечность (поэмы «Мороз, Красный нос», «Железная дорога»), мудрость (Яким Нагой из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»), чувство собственного достоинства (Матрёна Тимофеевна, Савелий из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»),

В произведениях двух авторов при всей схожести изображения крестьянства существуют и различия. У Тургенева конфликты крепостных и помещиков скрыты в глубине сюжета, строятся на нравственных противоречиях; у Некрасова ясно и открыто выражается социальная идея о нищете и бесправии народа:

Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
(«Размышления у парадного подъезда»)

Так же открыто воспевает Некрасов сопротивление социальной несправедливости —

Необузданную, дикую
К угнетателям вражду
И доверенность великую
К бескорыстному труду. («Песня Ерёмушке»)

Тургенев и Некрасов с различных позиций подходят к изображению крестьянства. Тургенев показывает народ со стороны: крестьяне в «Записках охотника» — это класс, состоящий из отдельных личностей, в которых автор внимательно всматривается, которых с интересом изучает. При таком описании очень важна личность автора-наблюдателя, его мировоззрение, общественные убеждения. Сквозной образ охотника-рассказчика, наравне с антикрепостнической идеей, скрепляет отдельные рассказы в целостное произведение — «Записки охотника». Охотник — местный помещик, «костомаровский барин» («Живые мощи»), но в нём нет барского пренебрежения и презрения к крестьянам. Ему присущи любовь к природе, любознательность, «чистота и возвышенность нравственного чувства» (В.Г.Белинский «Взгляд на русскую литературу 1847 г.»).

В начале творчества Некрасов также активно использует образ автора-рассказчика, который наблюдает крестьян со стороны и даёт свою оценку услышанному («В дороге»), увиденному («Размышления у парадного подъезда»). В последнем стихотворении из случайной городской сценки лирический герой создаёт широкое обобщение современной русской жизни; в поэме «Железная дорога» автор-рассказчик объясняет мальчику Ване, кто на самом деле построил Николаевскую железную дорогу и чего стоило это строительство. В поэме «Мороз, Красный нос» автор выражает горячее сочувствие русской крестьянке:

Ты с детства со мною знакома.
Ты вся — воплощённый испуг,
Ты вся — вековая истома!
Тот сердце в груди не носил,
Кто слёз над тобою не лил! (1, III)

Но в творчестве Некрасова представлен и другой взгляд на народ — взгляд изнутри, который характерен для фольклора. Суть этого взгляда изнутри раскрыл Гегель: «В народной песне опознаётся не отдельный индивид со своим субъективным своеобразием (...), а общенародное чувство (...), поскольку индивид (...) не обладает внутренним представлением и чувством, отделённым от нации, её быта и интересов» (Г.Гегель «Лекции по эстетике. Поэзия. Лирическая поэзия»), В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ автора почти исчезает, уступая место рассказчика и наблюдателя самому народу—семи мужикам-правдоискателям и их собеседникам.

В заключение можно привести слова В.Г.Белинского о новаторстве Тургенева в изображении крестьянства: «Он зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто ещё не заходил» («Взгляд на русскую литературу 1847 г.»). Но после «Записок охотника» крестьянская тема (кроме рассказа «Муму») уходит из творчества Тургенева; Некрасов, к творчеству которого с полным правом можно отнести те же слова Белинского, остаётся верен народной теме до конца жизни.

Следует отметить общие черты в описании крестьян у двух авторов: это уважение, сочувствие народу при реалистическом, то есть разностороннем, его изображении.

Различие двух подходов к описанию народа в русской литературе интересно сформулировано в знаменитой статье Н.Г.Чернышевского «Не начало ли перемены?» (1861). Разбирая в статье рассказы Н.Успенского, критик особенно высоко оценил их за то, что автор пишет правду о народе «без прикрас», без идеализации, то есть откровенно показывает инертность, неразвитость крестьян, «тупую нескладицу» в мыслях мужиков. Такая суровая правда, по мнению Чернышевского, полезнее народу, чем похвалы, сострадание и умиление, которые выражены, например, в рассказах Тургенева. Справедливо разграничив «доброе» изображение крепостных крестьян до реформы 1861 года и «критическое» изображение народа после 1861года, Чернышевский, кажется, несколько поторопился с оценками: русские до сих пор читают «Записки охотника», а расхваленные критиком рассказы Н.Успенского знают только специалисты. Нет ничего плохого в том, что «Тургенев... в эпоху крепостничества... искал в простом народе больше доброго, чем дурного» (Л.Н. Толстой).

Некрасов в своём творчестве после отмены крепостного права не боялся критически изображать покорность, неразвитость крестьян, наравне с их душевной силой, мудростью, великодушием. В стихах поэт выражал открытый протест против бесправного положения простых людей. Он создал народную по форме и содержанию поэму-эпопею, то есть произведение о народе для народа.

Литературные критики утверждают, что созданная классиком художественная система изменила поэтику романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым почувствовал появление «нового человека» – шестидесятника - и показал его в своем сочинении «Отцы и дети». Благодаря писателю-реалисту в русском языке родился термин «нигилист». Иван Сергеевич ввел в обиход образ соотечественницы, получивший определение «тургеневская девушка».

Детство и юность

Родился один из столпов классической русской литературы в Орле, в старинной дворянской семье. Детство Ивана Сергеевича прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново неподалеку от Мценска. Он стал вторым сыном из трёх, родившихся у Варвары Лутовиновой и Сергея Тургенева.

Семейная жизнь родителей не сложилась. Отец, прокутивший состояние красавец-кавалергард, по расчету женился на не красавице, но состоятельной девушке Варваре, которая была старше его на 6 лет. Когда Ивану Тургеневу исполнилось 12, отец покинул семью, оставив на попечение супруги троих детей. Спустя 4 года Сергей Николаевич умер. Вскоре скончался от эпилепсии младший сын Сергей.


Николаю и Ивану пришлось несладко - у матери был деспотический характер. Умная и образованная женщина хлебнула в детстве и юности немало горя. Отец Варвары Лутовиновой умер, когда дочь была ребенком. Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу. Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать. Из-за жестокости матери и побоев отчима девушка сбежала к родному дяде, оставившему племяннице после смерти в наследство 5 тысяч крепостных.


Не знавшая в детстве ласки мать хотя и любила детей, особенно Ваню, но обращалась с ними так же, как с ней в детстве обращались родители - сыновьям навсегда запомнилась тяжелая матушкина рука. Несмотря на вздорный нрав, Варвара Петровна была женщиной образованной. С домашними она разговаривала исключительно на французском языке, требуя того же от Ивана и Николая. В Спасском хранилась богатая библиотека, состоящая в основном из французских книг.


Иван Тургенев в возрасте 7 лет

Когда Ивану Тургеневу исполнилось 9, семья переехала в столицу, в дом на Неглинке. Мама много читала и привила детям любовь к литературе. Предпочитая французских писателей, Лутовинова-Тургенева следила за литературными новинками, дружила с и Михаилом Загоскиным. Варвара Петровна досконально знала творчество , и цитировала их в переписке с сыном.

Образованием Ивана Тургенева занимались гувернеры из Германии и Франции, на которых помещица не жалела денег. Богатство русской литературы будущему писателю открыл крепостной камердинер Федор Лобанов, ставший прототипом героя рассказа «Пунин и Бабурин».


После переезда в Москву Ивана Тургенева определили в пансион Ивана Краузе. Дома и в частных пансионах юный барин прошел курс средней школы, в 15 лет он стал студентом столичного университета. На факультете словесности Иван Тургенев проучился курс, затем перевелся в Петербург, где получил университетское образование на историко-философском факультете.

В студенческие годы Тургенев переводил стихи и лорда и мечтал стать поэтом.


Получив диплом в 1838 году, Иван Тургенев продолжил образование в Германии. В Берлине прослушал курс университетских лекций по философии и филологии, писал стихи. После рождественских каникул в России Тургенев на полгода отправился в Италию, откуда вернулся в Берлин.

Весной 1841-го Иван Тургенев прибыл в Россию и через год сдал экзамены, получив магистерскую степень по философии в Петербургском университете. В 1843-м поступил на должность в Министерство внутренних дел, но любовь к писательству и литературе перевесила.

Литература

Впервые Иван Тургенев выступил в печати в 1836 году, опубликовав рецензию на книгу Андрея Муравьева «Путешествие к святым местам». Спустя год написал и опубликовал поэмы «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь» и «Сон».


Известность пришла в 1843-м, когда Иван Сергеевич сочинил поэму «Параша», одобренную Виссарионом Белинским. Вскоре Тургенев и Белинский сблизились так, что молодой литератор стал крестным отцом сына известного критика. Сближение с Белинским и Николаем Некрасовым повлияли на творческую биографию Ивана Тургенева: писатель окончательно распрощался с жанром романтизма, что стало очевидным после публикации поэмы «Помещик» и повестей «Андрей Колосов», «Три портрета» и «Бретер».

В Россию Иван Тургенев вернулся в 1850-м. Жил то в родовом имении, то в Москве, то в Петербурге, где писал пьесы, которые успешно шли в театрах двух столиц.


В 1852 году не стало Николая Гоголя. Иван Тургенев отозвался на трагическое событие некрологом, но в Петербурге, по повелению председателя цензурного комитета Алексея Мусина-Пушкина, его отказались публиковать. Осмелилась поместить заметку Тургенева газета «Московские ведомости». Цензор не простил ослушания. Мусин-Пушкин называл Гоголя «лакейским писателем», не достойным упоминания в обществе, к тому же разглядел в некрологе намек на нарушение негласного запрета – не вспоминать в открытой прессе погибших на дуэли Александра Пушкина и .

Цензор написал донесение императору . Иван Сергеевич, находившийся под подозрением из-за частых поездок за границу, общения с Белинским и Герценом, радикальных взглядов на крепостничество, навлек на себя еще больший гнев властей.


Иван Тургенев с коллегами по "Современнику"

В апреле того же года писателя на месяц посадили под стражу, а потом отправили под домашний арест в имении. Полтора года Иван Тургенев безвыездно пребывал в Спасском, 3 года он не имел права покидать страну.

Опасения Тургенева насчет запрета цензуры на выпуск «Записок охотника» отдельной книгой не оправдались: сборник рассказов, ранее печатавшийся в «Современнике», вышел. За позволение печатать книгу уволили чиновника Владимира Львова, служившего в цензурном ведомстве. В цикл вошли рассказы «Бежин луг», «Бирюк», «Певцы», «Уездный лекарь». По отдельности новеллы не представляли опасности, но, собранные вместе, носили антикрепостнический характер.


Сборник рассказов Ивана Тургенева "Записки охотника"

Иван Тургенев писал и для взрослых, и для детей. Маленьким читателям прозаик подарил сказки и рассказы-наблюдения «Воробей», «Собака» и «Голуби», написанные богатым языком.

В деревенском уединении классик сочинил рассказ «Муму», а также ставшие событием в культурной жизни России романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым».

За границу Иван Тургенев отбыл летом 1856 года. Зимой в Париже завершил мрачную повесть «Поездка в Полесье». В Германии в 1857-м написал «Асю» – повесть, переведенную при жизни писателя на европейские языки. Прототипом Аси, рожденной вне брака дочери барина и крестьянки, критики считают дочь Тургенева Полину Брюэр и незаконнорожденную единоутробную сестру Варвару Житову.


Роман Ивана Тургенева "Рудин"

За границей Иван Тургенев пристально следил за культурной жизнью России, вел переписку с писателями, оставшимися в стране, общался с эмигрантами. Коллеги считали прозаика противоречивой личностью. После идейного расхождения с редакцией «Современника», ставшего рупором революционной демократии, Тургенев порвал с журналом. Но, узнав о временном запрете «Современника», высказался в его защиту.

В период жизни Западе, Иван Сергеевич вступил в долгие конфликты с Львом Толстым, Федором Достоевским и Николаем Некрасовым. После выхода романа «Отцы и дети» он поссорился с литературной общественностью, называвшейся прогрессивной.


Иван Тургенев первым из российских писателей получил признание в Европе как романист. Во Франции он сблизился с писателями-реалистами , братьями Гонкурами, и Гюставом Флобером, ставшим ему близким другом.

Весной 1879 года Тургенев приехал в Петербург, где молодежь встретила его как кумира. Восторг от визита знаменитого писателя не разделяли власти, дав Ивану Сергеевичу понять, что длительное пребывание литератора в городе нежелательно.


Летом того же года Иван Тургенев побывал в Британии - в Оксфордском университете русскому прозаику дали звание почетного доктора.

В предпоследний раз Тургенев приехал в Россию в 1880 году. В Москве он присутствовал на открытии памятника Александру Пушкину, которого считал великим учителем. Русский язык классик называл поддержкой и опорой «во дни тягостных раздумий» о судьбе родины.

Личная жизнь

Роковую женщину, ставшую любовью всей жизни писателя, Генрих Гейне сравнил с пейзажем, «одновременно чудовищным и экзотическим». У испано-французской певицы Полины Виардо, невысокой и сутулящейся женщины, были крупные мужские черты лица, большой рот и глаза навыкате. Но когда Полина пела, она сказочно преображалась. В такой момент Тургенев увидел певицу и влюбился на всю жизнь, на 40 оставшихся лет.


Личная жизнь прозаика до встречи с Виардо была похожа на американские горки. Первая любовь, о которой Иван Тургенев с горестью поведал в одноименном рассказе, больно ранила 15-летнего юношу. Он влюбился в соседку Катеньку, дочь княгини Шаховской. Какое же разочарование постигло Ивана, когда он узнал, что его «чистая и непорочная» Катя, пленявшая детской непосредственностью и девичьим румянцем, – любовница отца, Сергея Николаевича, прожженного ловеласа.

Юноша разочаровался в «благородных» девицах и обратил взоры на девушек простых – крепостных крестьянок. Одна из нетребовательных красавиц – белошвейка Авдотья Иванова – родила Ивану Тургеневу дочь Пелагею. Но, путешествуя по Европе, писатель встретил Виардо, и Авдотья осталась в прошлом.


Иван Сергеевич познакомился с мужем певицы, Луи, и стал вхож в их дом. Современники Тургенева, друзья писателя и биографы разошлись во мнениях об этом союзе. Одни называют его возвышенным и платоническим, другие говорят о немалых суммах, которые оставлял российский помещик в доме Полины и Луи. Муж Виардо сквозь пальцы смотрел на связь Тургенева с женой и позволял месяцами жить в их доме. Есть мнение, что биологический отец Поля, сына Полины и Луи, – Иван Тургенев.

Матушка писателя не одобряла связи и мечтала, что любимый отпрыск остепенится, женится на молодой дворянке и подарит законных внуков. Пелагею Варвара Петровна не жаловала, видела в ней крепостную. Иван Сергеевич любил и жалел дочь.


Полина Виардо, слушая об издевательствах деспотичной бабушки, прониклась сочувствием к девочке и взяла ее в свой дом. Пелагея превратилась в Полинет и росла вместе с детьми Виардо. Справедливости ради стоит отметить, что Пелагея-Полинет Тургенева не разделяла отцовской любви к Виардо, считая, что женщина украла у нее внимание родного человека.

Охлаждение в отношениях Тургенева и Виардо наступило после трехлетней разлуки, случившейся из-за домашнего ареста писателя. Попытки забыть роковую страсть Иван Тургенев предпринимал дважды. В 1854 году 36-летний литератор повстречал юную красавицу Ольгу, дочь кузена. Но когда на горизонте забрезжила свадьба, Иван Сергеевич затосковал по Полине. Не желая ломать жизнь 18-летней девушке, Тургенев признался в любви к Виардо.


Последняя попытка вырваться из объятий француженки случилась в 1879-м, когда Ивану Тургеневу исполнился 61 год. Актрису Марию Савину не испугала разница в возрасте – возлюбленный оказался в два раза старше. Но когда пара в 1882 году отправилась Париж, в жилище будущего супруга Маша увидела множество вещей и безделушек, напоминавших о сопернице, и поняла, что она лишняя.

Смерть

В 1882 году после расставания с Савиновой Иван Тургенев заболел. Доктора поставили неутешительный диагноз – рак костей позвоночника. Умирал писатель на чужбине долго и мучительно.


В 1883 году Тургенева прооперировали в Париже. Последние месяцы жизни Иван Тургенев был счастлив, насколько может быть счастливым измученный болью человек - рядом с ним находилась любимая женщина. После смерти она унаследовала имущество Тургенева.

Классик скончался 22 августа 1883 года. Его тело доставили в Петербург 27 сентября. Из Франции в Россию Ивана Тургенева сопровождала дочь Полины, Клаудиа Виардо. Похоронили писателя на петербургском Волковом кладбище.


Называвший Тургенева «бельмом на своем глазу», отреагировал на смерть «нигилиста» с облегчением.

Библиография

  • 1855 – «Рудин»
  • 1858 – «Дворянское гнездо»
  • 1860 – «Накануне»
  • 1862 – «Отцы и дети»
  • 1867 – «Дым»
  • 1877 – «Новь»
  • 1851-73 - «Записки охотника»
  • 1858 – «Ася»
  • 1860 – «Первая любовь»
  • 1872 – «Вешние воды»

“Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы”, – так восторженно отозвался о Тургеневе его младший современник, французский писатель Ги де Мопассан.

Тургенев – один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель “золотого века” русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, – о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В. Г.Белинский, А. А.Григорьев, Н. А.Добролюбов, Н. Г.Чернышевский, Д. И.Писарев, А. В.Дружинин…

В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к “таинственным”, необъяснимым явлениям жизни, проявившееся в его последних произведениях. Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX вв. был преимущественно “историческим”: казалось, питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, “объективная” проза Тургенева далека от взвинченного, дисгармоничного прозаического слова, культ которого утвердился в литературе началаXX в. воспринимался как “старый”, даже старомодный писатель,-певец “дворянских гнезд”, любви, красоты и гармонии природы. Не Тургенев, а Достоевский и поздний дали эстетические ориентиры “новой” прозе. В течение многих десятилетий на произведения писателя наслаивались все новые и новые слои “хрестоматийного глянца”, мешая увидеть в нем не иллюстратора борьбы “нигилистов” и “либералов”, конфликта “отцов” и “детей”, а одного из крупнейших художников слова, непревзойденного поэта в прозе.

Современный взгляд на творчество Тургенева, и прежде всего на изрядно потрепанный школьными “разборами” роман “Отцы и дети”, должен учитывать его эстетическое кредо, особенно выразительно сформулированное в лирико-философском рассказе “Довольно” (1865): “Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года”. Смысл этого высказывания прост: во всем можно усомниться, даже в самом “совершенном” своде законов и в “несомненных” требованиях свободы, равенства и братства, только авторитет искусства несокрушим – его не способны разрушить ни время, ни брань нигилистов. Именно искусству, а не идеологическим доктринам и направлениям честно служил Тургенев.

И. С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном “дворянском гнезде” – имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет – сближение с молодыми русскими “гегельянцами”: Н. В.Станкевичем, М. А.Бакуниным, Т. Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на “вечные” вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В. Г.Бенедиктова, и драма “Стено”. Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только помог ему избавиться от чар этого “златоуста”. Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.

В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.

1) Первый период (1836-1847), начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности “натуральной школы” и публикацией первых рассказов из “Записок охотника”. В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. – годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. – время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В. Г.Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В. Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма – “Параша”, привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П. Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г. Флобер, Э. Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).

В 1844-1847 гг. Тургенев – один из самых видных участников “натуральной школы”, содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы (“Разговор”, “Андрей”, “Помещик”), и пьесы (“Неосторожность”, “Безденежье”), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения – повести и рассказы “Андрей Колосов”, “Три портрета”, “Бретер” и “Петушков”. Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности – проза.

2) Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха “Записок охотника” известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман “ ”, открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести “Фауст” и “Ася”, романы “Дворянское гнездо” и “Накануне” упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф. М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л. Н.Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал “Современник” (главный печатный орган “натуральной школы”) свой первый “охотничий” рассказ-очерк “ ”, навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе “Смесь”, этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских “Записок охотника” , растянувшуюся на пять лет.

Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях “физиологического очерка”, популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над “охотничьими” рассказами: 13 новых произведений (в том числе “Бурмистр”, “Контора”, “Два помещика”) были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над “Записками охотника”: были созданы “Гамлет Щигровского уезда” и “Лес и степь”. В конце 1850- начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как “Певцы” и “Бежин луг”). Отдельное издание “Записок охотника”, в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.

“Записки охотника” – поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный “материк” – жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным “документом” о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности “Записок охотника”:

В книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов – встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

Беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов – результат встреч Тургенева с реальными людьми – охотниками, крестьянами, помещиками;

Весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

Большинство произведений – социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от “физиологических очерков” писателей “натуральной школы” и “этнографических” очерков В. И.Даля и Д. В.Григоровича.

Главное открытие Тургенева в “Записках охотника” – душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее “открытие” сентименталиста Н. М.Карамзина: “и крестьянки любить умеют”. Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев “Записок…” с гоголевскими образами помещиков в “Мертвых душах”. Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя – два слагаемых , как бы застигнутой “врасплох” писателем-охотником.

В 1850-е гг. Тургенев – писатель круга “Современника”, лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро “Современника”. Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала – Н. Г.Чернышевского и Н. А.Добролюбова – были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал “утилитарного” подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей “эстетической” критики – А. В.Дружинина и В. П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа “реальной критики”, с позиций которой критики “Современника” интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки “ультиматуму” Тургенева, предъявленному редактору журнала Н. А.Некрасову, статьи Добролюбова “Когда же придет настоящий день?” (1860), посвященной разбору романа “Накануне”. Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли “иллюстратора”, не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

3) Третий период (1862-1883) начался двумя “ссорами” – с журналом “Современник”, с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с “молодым поколением”, вызванной публикацией “Отцов и детей”. Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в “Современнике” критик М. А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман -”Дым” – был опубликован только в 1867 г., а последний – “ ” – в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало “многослойным”. В 1860-е гг. он вновь обратился к “Запискам охотника” и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только “пену дней”, уносимую временем, но и “вечное”, общечеловеческое. В статье “Гамлет и Дон-Кихот” был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ “гамлетовского”, рассудочного и скептического, мироощущения и “донкихотского”, жертвенного, типа поведения – философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с “вечными” образами искусства. В повестях “Бригадир”, “Степной король Лир”, “Стук… стук… стук!…”, “Пунин и Бабурин” Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

В мистически окрашенных “таинственных повестях” (“Призраки”, “История лейтенанта Ергунова”, “После смерти (Клара Милич)” и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе “Довольно” (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму “стихотворений в прозе” – так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 “стихотворений”. Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт , в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии “высокого” реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., “Записки охотника”) через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х-начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, – “пушкинское” отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного “спасения”, навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. – во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую – в России. Только в конце 1870-х гг. он “помирился” с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А. С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими “прощальными” произведениями – циклом “стихотворений в прозе”. Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.

Иван Сергеевич Тургенев - знаменитый русский прозаик, поэт, классик мировой литературы, драматург, критик, мемуарист и переводчик. Его перу принадлежит немало выдающихся произведений. О судьбе этого великого писателя и пойдет речь в данной статье.

Раннее детство

Биография Тургенева (краткая в нашем обзоре, но весьма насыщенная на самом деле) началась в 1818 году. Будущий писатель появился на свет 9 ноября в городе Орёл. Его папа - Сергей Николаевич - был боевым офицером кирасирского полка, но вскоре после рождения Ивана вышел в отставку. Мама мальчика - Варвара Петровна - являлась представительницей дворянского состоятельного семейства. Именно в фамильном имении этой властной женщины - Спасское-Лутовиново - прошли первые годы жизни Ивана. Несмотря на тяжелый несгибаемый нрав, Варвара Петровна была весьма просвещенным и образованным человеком. Она сумела привить своим детям (в семье, кроме Ивана, воспитывался его старший брат Николай) любовь к наукам и отечественной литературе.

Образование

Начальное образование будущий писатель получил дома. Чтобы оно могло продолжиться достойным образом, семья Тургеневых переехала в Москву. Здесь биография Тургенева (краткая) совершила новый виток: родители мальчика уехали за границу, и он содержался в различных пансионах. Сначала жил и воспитывался в заведении Вейденгаммера, затем - Краузе. В пятнадцать лет (в 1833 году) Иван поступил в Московский государственный университет на факультет словесности. После поступления старшего сына Николая в гвардейскую кавалерию семья Тургеневых перебралась в Санкт-Петербург. Здесь будущий писатель стал студентом местного университета и начал изучать философию. В 1837 году Иван окончил это учебное заведение.

Проба пера и дальнейшее образование

Творчество Тургенева для многих связано с написанием прозаических произведений. Однако Иван Сергеевич изначально планировал стать поэтом. В 1934 году он написал несколько лирических произведений, в том числе поэму «Стено», которую по достоинству оценил его наставник - П. А. Плетнев. За три последующих года юный литератор сочинил уже около сотни стихотворений. В 1838 году в знаменитом «Современнике» были опубликованы несколько его произведений («К Венере Медицейской», «Вечер»). Юный поэт чувствовал склонность к научной деятельности и в 1838 году отправился в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Здесь он изучал римскую и греческую литературу. Иван Сергеевич быстро проникся западноевропейским укладом жизни. Через год писатель ненадолго вернулся в Россию, однако уже в 1840 году вновь покинул родину и жил в Италии, Австрии и Германии. В Спасское-Лутовиново Тургенев возвратился в 1841 году, а через год обратился в Московский Государственный университет с просьбой позволить ему сдать экзамен на получение степени магистра по философии. Ему в этом было отказано.

Полина Виардо

Получить научную степень Ивану Сергеевичу удалось в Санкт-Петербургском университете, однако к тому времени он уже охладел к этому роду деятельности. В поисках достойного поприща в жизни в 1843 году писатель поступил на службу в министерскую канцелярию, однако его честолюбивые стремления и тут быстро угасли. В 1843 году писатель опубликовал поэму «Параша», которая произвела впечатление на В. Г. Белинского. Успех вдохновил Ивана Сергеевича, и он решил посвятить свою жизнь творчеству. В том же году биография Тургенева (краткая) ознаменовалась еще одним судьбоносным событием: писатель встретил выдающуюся французскую певицу Полину Виардо. Увидев красавицу в оперном театре Санкт-Петербурга, Иван Сергеевич решил с ней познакомится. Сначала девушка не обратила внимания на малоизвестного литератора, однако Тургенев был поражен очарованием певицы настолько, что отправился вслед за семьей Виардо в Париж. Много лет он сопровождал Полину в ее заграничных турне, несмотря на явное неодобрение своих родственников.

Расцвет творчества

В 1946 году Иван Сергеевич активно принимает участие в обновлении журнала «Современник». Он знакомится с Некрасовым, и тот становится его лучшим другом. В течение двух лет (1950-1952) писатель разрывается между зарубежьем и Россией. Творчество Тургенева в этот период стало набирать серьезные обороты. Цикл рассказов «Записки охотника» был практически полностью написан в Германии и прославил писателя на весь мир. В следующее десятилетие классиком был создан целый ряд выдающихся прозаических произведений: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне». В этот же период Иван Сергеевич Тургенев поссорился с Некрасовым. Их полемика по поводу романа «Накануне» закончилась полным разрывом. Писатель уходит из «Современника» и уезжает за границу.

За рубежом

Жизнь Тургенева за границей началась в Баден-Бадене. Здесь Иван Сергеевич оказался в самом центре западноевропейской культурной жизни. Он начал поддерживать отношения со многими мировыми литературными знаменитостями: Гюго, Диккенсом, Мопассаном, Франсом, Теккереем и другими. Писатель активно пропагандировал русскую культуру за границей. Например, в 1874 году в Париже Иван Сергеевич вместе с Доде, Флобером, Гонкуром и Золя организовал в столичных ресторанах ставшие знаменитыми «холостяцкие обеды в пять». Характеристика Тургенева в этот период была весьма лестной: он превратился в самого популярного, известного и читаемого русского писателя в Европе. В 1878 году Ивана Сергеевича избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. С 1877 года писатель - почетный доктор Оксфордского университета.

Творчество последних лет

Биография Тургенева - краткая, но яркая - свидетельствует о том, что долгие годы, проведенные за границей, не отдалили писателя от российской жизни и ее насущных проблем. Он по-прежнему много пишет о своей Родине. Так, в 1867 году Иван Сергеевич написал роман «Дым», который вызвал масштабный общественный резонанс в России. В 1877 году писатель сочинил роман «Новь», ставший итогом его творческих размышлений в 1870-е годы.

Кончина

Впервые тяжелая болезнь, прервавшая жизнь писателя, дала о себе знать в 1882 году. Несмотря на сильные физические страдания, Иван Сергеевич продолжал творить. За несколько месяцев до его смерти вышла первая часть книги «Стихотворения в прозе». Великий писатель скончался в 1883 году, 3 сентября, в пригороде Парижа. Близкие исполнили волю Ивана Сергеевича и перевезли его тело на Родину. Классик был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. В последний путь его провожали многочисленные почитатели.

Такова биография Тургенева (краткая). Всю свою жизнь этот человек посвятил любимому делу и навсегда остался в памяти потомков как выдающийся писатель и знаменитый общественный деятель.