Jefferson airplane все о группе. Биография Jefferson Airplane

"Jefferson Airplane" являлись первой психоделической группой из Сан-Франциско, получившей общенациональное признание. И хотя карьера их главных конкурентов из "Grateful Dead " получилась более продолжительной и более популярной, именно "Джефферсоны" определяли шестидесятнический саунд Фриско с кислотной гитарой Кауконена и парящим вокалом Слик и Бэйлина. Два раза они попадали в горячую десятку, неоднократно их альбомы присутствовали в Топ 20, а, кроме того, "Jefferson Airplane" были единственными, кто отметился на трех главных фестивалях эпохи хиппи – в Монтерее, Вудстоке и Альтамонте. Идея создания команды принадлежала 23-летнему Мартину Бэйлину (Мартин Джерел Бухвальд, р. 30 января 1942), успевшего записать пару неудачных поп-синглов и решившего заняться скрещиванием фолка и рока в духе "The Byrds " и "Simon & Garfunkel ". Его первым рекрутом стал Пол Кантнер (р. 17 марта 1941), который в свою очередь привел за собой гитариста Йорму Кауконена (р. 23 декабря 1940).

Далее обладавший неплохим тенором Бэйлин занялся поиском партнерши по вокалу и нашел искомое в лице Сигне Толи (р. 15 сентября 1941). Дополнили оригинальный состав бас-гитарист Боб Харви и барабанщик Джерри Пелоквин, а по предложению Кауконена ансамбль получил имя "Jefferson Airplane" (в насмешку над его блюзовым прозвищем "Blind Thomas Jefferson Airplane"). Начав свою концертную деятельность с клуба "Matrix", команда довольно быстро оказалась под повышенным вниманием, и ей начали поступать предложения от различных лейблов.

Внутренняя жизнь семейки "Джефферсонов" тоже кипела, и спустя некоторое время из группы вылетел Пелоквин, не разделявший наркотических пристрастий своих партнеров. Следующим вышвырнули неумеху Харви, а освободившиеся места заняли ударник Скип Спенс (Александр Ли Спенс, р. 18 апреля 1946) и басист Джек Кэсэди (Джон Вильям Кэсэди, р. 13 апреля 1944). Уже в ноябре 1965-го команда подписала контракт с "RCA", однако два ее первых сингла провалились, да и дебютный альбом, появившийся на свет спустя год, добрался лишь до 128-й строчки "Billboard". Между тем Скип Спенс успел переместиться в "Moby Grape ", передав барабанные палочки Спенсеру Драйдену (р. 7 апреля 1938, у. 11 января 2005), а, кроме того, родившая дочку Сигне ушла ухаживать за ребенком. В качестве замены была приглашена Грэйс Слик (Грэйс Барнетт Уинг, р. 30 октября 1939), которая со своим глубоким контральто составила достойную пару Бэйлину.

Из репертуара своей предыдущей группы "The Great Society" вокалистка прихватила пару песен, "Somebody To Love" и "White Rabbit", с которых и начался настоящий взлет "аэроплана". Изданные синглами, эти композиции помогли психоделично-фолковому альбому "Surrealistic Pillow" пробраться в горячую десятку и принести команде первое золото. На следующей пластинке гитара Кауконена зазвучало более жестко, психоделический привкус усилился, но все эти эксперименты привели к снижению (хоть и не слишком большому) и чартовых позиций, и продаж. Альбом 1968 года вышел уже не таким колючим, и потому ему сопутствовал больший коммерческий успех. С помощью "Crown Of Creation" "Джефферсоны" вернули себе и золото, и присутствие в лучшей десятке, а их концертный авторитет подкреплялся неустанными гастролями.

В 1969-м вышел лайв "Bless Its Pointed Little Head", и в том же году группа усилила свой статус выступлением на легендарном Вудстоке. Очередной студийник был сделан под влиянием растущих в США антивоенных настроений, и потому у музыкантов вышел крупный спор с лейблом из-за политического содержания некоторых песен. Так или иначе, "Volunteers" стал последней работой классического состава "JA". Вскоре после его выхода Драйдена сменил Джоуи Ковингтон, а Кэсэди и Кауконен тем временем сколотили побочный проект "Hot Tuna ". С 1970 года с командой начал сотрудничать скрипач Папа Джон Крич , однако спустя некоторое время случилось более значительное событие - в отставку подал основатель "Jefferson Airplane" Бэйлин. Контракт с "RCA" закончился выпуском сборника "The Worst Of Jefferson Airplane", а полнометражка "Bark" вышла уже под флагом собственного лейбла музыкантов "Grunt". Но если этот относительно мягкий альбом чуть-чуть не дотянул до горячей десятки, то более жесткий "Long John Silver" очутился в самом конце Топ 20.

В то время в команде усилились разброд и шатания, и после концертника "Thirty Seconds Over Winterland" коллектив фактически свернул свою деятельность. Впрочем, участники "JA" сотрудничали между собой и дальше: Кантнер организовал проект "Jefferson Starship " (позже просто "Starship"), где с ним работали и Слик, и Бэйлин, а Кэсэди и Кауконен были заняты в "Hot Tuna ". Недолгий реюнион классического состава "Jefferson Airplane" (за минусом Драйдена) произошел в 1989 году, однако выпущенный тогда одноименный альбом имел весьма скромный успех.

Last update 02.12.10 Годы 1965-1972
1989, 1996 Страна США США Город Сан-Франциско
(штат Калифорния) Откуда Сан-Франциско Лейблы RCA Records Состав
  • Толи Андерсон, Сигни
Бывшие
участники См.: www.jeffersonairplane.com Jefferson Airplane на Викискладе

Группа несколько раз возрождалась под именем «Jefferson Starship », а затем просто «Starship». Имя группы было занесено в Зал славы рок-н-ролла в 1996 году .

История группы

Образование группы

Jefferson Airplane была сформирована в Сан-Франциско летом 1965 года, появившись на волне бума на фолк-музыку, охватившего этот город в то время. Хотя группа считается сан-францисской, на самом деле из участников группы только Пол Кантнер был родом из этого города.

Основателем группы стал 23-летний вокалист Марти Балин , который вырос в Сан-Франциско и начал делать карьеру в качестве поп-исполнителя, сделав несколько записей под своим именем. Балин, вдохновлённый успехом групп, таких как The Byrds и Simon & Garfunkel , которые под влиянием музыки, принесённой Британским вторжением , стали смешивать фолк- и рок-музыку, решает создать группу, которая играла бы подобную «гибридную» музыку. Со своими друзьями он покупает закусочную, которую переоборудует в клуб The Matrix , и начинает искать музыкантов для своей группы.

В другом клубе Сан-Франциско Балин знакомится с Полом Кантнером, который играет фолк в разных проектах. Они начинают просматривать музыкантов для своей группы и приглашают в качестве со-вокалистки Сигни Андерсон , которая выступала в группе в течение года и участвовала в записи первого альбома, покинув группу в октябре 1966 года после рождения ребёнка.

Затем Кантнер приглашает в группу блюзового гитариста Йорму Кауконена , с которым познакомился в институте в 1962 году. Кроме того, в первоначальный состав группы вошли барабанщик Джерри Пелокуин (Jerry Peloquin) и Боб Харви (Bob Harvey).

Происхождение названия в точности не ясно. Так, «Jefferson Airplane» - это также сленговое название для спички , которая сломана пополам и используется для того, чтобы держать сигарету с марихуаной , когда та выкурена настолько, что её не удержать пальцами. Есть мнение, что название группы произошло от этого сленгового термина, но член группы Йорма Кауконен утверждает, что название придумал его друг Стив Тэлбот как насмешку над блюзовыми именами вроде «Blind Lemon» Jefferson.

Начало деятельности

Своё первое выступление под названием «Jefferson Airplane» группа дала в клубе The Matrix 13 августа 1965 года. Данный клуб был отремонтирован и оформлен участниками группы, и в последующем в нём происходили их регулярные выступления. «Matrix» был показан в фильме Страх и ненависть в Лас-Вегасе .

Под влиянием таких мэтров жанра, как The Beatles , The Byrds и The Lovin" Spoonful , группа отошла от фолк-музыки и стала больше ориентироваться на электрическое звучание.

Через несколько недель из группы уходит Пелокуин, частично по причине его негативного отношения к тому, что другие участники группы употребляли наркотики. Вместо него в группу был взят Скип Спенс, а в октябре 1965 года Харви был заменён на Джека Кесиди, давнишнего приятеля Кауконена по Вашингтону.

Мастерство участников группы росло, качество их выступлений стремительно улучшалось, и в скором времени они становятся популярными в Сан-Франциско, не без помощи положительных рецензий известного музыкального критика Ральфа Глисона, который после одного из выступлений Jefferson Airplane назвал их «лучшей группой вообще». Положительные отзывы Глисона и удачные выступления группы в октябре 1965 года в Longshoremen’s Hall в Сан-Франциско помогли группе заключить контракт с RCA Victor , получив неслыханный по тем временам аванс в размере 25 тыс. долл.

Первым синглом группы стала песня Балина «It’s No Secret», на обратной стороне которого была записана песня «Runnin" Round The World», которая стала причиной первого конфликта группы с лейблом. После записи первого альбома Jefferson Airplane Takes Off в марте 1966 года группу покидает Скип Спенс, который был заменён на Спенсера Драйдена.

Первый менеджер группы Мэтью Кац был уволен в августе, и вместо него менеджером группы становится сосед по комнате Балина Билл Томпсон. Именно он убедил Глисона посмотреть выступление группы в Longshoreman’s Hall и затем благодаря Глисону сумел договориться об участии группы в фестивале народной музыки в Беркли и джазовом фестивале в Монтерее en .

Первый альбом

Дебютный альбом группы, который назывался Jefferson Airplane Takes Off , был выпущен в сентябре 1966 года. Несмотря на то, что группа ещё не выступала дальше окрестностей Сан-Франциско и не появлялись на телевидении, альбом привлёк внимание по всей стране и достаточно хорошо продавался, получив статус золотого. Изначально звукозаписывающая компания выпустила только 15 тыс. копий, однако только в Сан-Франциско было продано более 10 тыс. из них, что побудило лейбл сделать второе издание альбома, в которое, однако, были внесены изменения. В частности на переиздании отсутствовала песня «Runnin" Round This World», к словам которой у властей имелись претензии; в текстах двух других песен были изменены некоторые строки. В настоящее время первое издание альбома с оригинальными текстами является раритетным и оценивается коллекционерами в несколько тысяч долларов за пластинку.

Ушедшая из группы в октябре 1966 года Сигни Андерсон (в связи с рождением дочки) была заменена на Грейс Слик (Grace Slick), которая была хорошо известна участникам Airplane, так как она часто выступала с ними на одной сцене в составе группы The Great Society (группа поддержки Jefferson Airplane).

Приход Грэйс Слик в группу оказался важнейшим фактором её коммерческого успеха: её мощное контральто хорошо гармонировало с вокалом Балина и идеально подходило под музыку группы. Кроме того, её присутствие на сцене (а раньше она была моделью) производило впечатление само по себе.

Именно ранняя группа Грэйс Слик The Great Society записала первую версию будущего главного хита Jefferson Airplane - песню «Somebody to Love» (в первоначальном виде песня называлась «Someone to Love»). Однако понадобилось около 50 дублей и аранжировок, чтобы добиться подходящего звучания. Слик присоединилась к Jefferson Airplane после того, как группа выкупила её контрактные обязательства перед The Great Society за 750 долл.

Коммерческий успех

На рубеже 1966-67 годов происходят три события, повлиявшие на рост популярности группы. Во-первых, в декабре 1966 года группа фигурирует в статье в журнале Newsweek . Во-вторых, вместо Томпсона менеджером группы становится Билл Грэм (Bill Graham). Кроме того, в январе 67 года группа принимает участие в «прелюдии» к Лету любви - суточному музыкальному фестивалю Human Be-In .

Третий альбом группы After Bathing at Baxter"s был выпущен 27 ноября 1967 года и в конце концов достиг своего максимума в чартах на 17 позиции. Обложку альбома создал художник Рон Кобб (Ron Cobb ). На ней изображён навеянный творчеством Хита Робинсона летательный аппарат (построенный около идеализированного варианта типового дома района Хейт-Эшбери) парящий над хаосом американской коммерческой культуры.

Запись длилась более четырёх месяцев, практически без участия номинального продюсера Эла Шмитта, новый альбом продемонстрировал растущее увлечение группы психоделическим роком. Если предыдущая пластинка состояла целиком из песен стандартной длины, то на новой преобладали долгие многочастные сюиты, а один трек («A Small Package of Value Will Come To You Shortly») представлял собой акустический коллаж, вдохновлённый авангардными творениями Фрэнка Заппы на четвёртой стороне его пластинки Freak Out! На этом альбоме основными сочинителями стали Кантнер и Слик, наряду с снижением влияния и участия основателя Марти Балина, который становится всё более разочарованным «звёздными поездками» («star trips») и завышенным самомнением, вызванным громким успехом группы.

Альбом ознаменовал конец недолгого периода успеха синглов групп в чартах. В то время как «White rabbit» и «Somebody to love» попали в американский Топ-10, «The Ballad of You and Me and Pooneil» достигла 43-й позиции, а «Watch Her Ride» добралась только до 61-й. Ни один из последующих синглов полосы не попал в Топ-40, а несколько не попали в чарты вообще.

Несмотря на это, Jefferson Airplane продолжает пользоваться значительным успехом, как «альбомная» группа. В период с 1967 по 1972 годы они создали 8 альбомов, попавших в Top 20 в США, а Surrealistic Pillow и Crown of Creation попали в Топ-10.

Видео по теме

Бывшие участники

Зал Славы Рок-н-ролла

  • Пол Кантнер (Paul Kantner) - вокал, ритм-гитара (1965-1972, 1989, 1996; умер в 2016)
  • Йорма Кауконен (Jorma Kaukonen) - соло-гитара, вокал (1965-1972, 1989)
  • Марти Балин (Marty Balin) - вокал, ритм-гитара (1965-1971, 1989, 1996; умер в 2018)
  • Сигни Толи Андерсен - вокал (1965-1966; умерла в 2016)
  • Боб Харви (англ.) русск. - бас-гитара (1965)
  • Джерри Пелоквин - ударные (1965)
  • Джек Касади (англ.) русск. - бас-гитара, ритм-гитара (1965-1972, 1989, 1996)

Американская группа из Сан-Франциско, United States, пионеры psychedelic rock. Была образована в 1965 году.
Выступление группы в августе 1969 года на фестивале Woodstock (Вудсток) было одним из самых ярких моментов за всю историю рока. Группа несколько раз возрождалась под именами « » и потом просто « ». Имя группы было занесено в Зал славы рок-н-ролла в 1996 году.

Название «Jefferson Airplane» - это также сленговое название для спички, которая согнута пополам и используется для того, чтобы держать сигарету с марихуаной, когда та выкурена настолько, что её не удержать пальцами. Есть мнение, что название группы произошло от этого слэнгового термина, но член группы Йорма Кауконен утверждает, что название придумал его друг Стив Тэлбот как насмешку над блюзовыми именами вроде «Blind Lemon» Jefferson. К интересным фактам можно отнести то, что первое выступление Jefferson Airplane прошло в клубе «Матрица» (Сан-Франциско), который показан в фильме «Страх и ненависть» в Лас-Вегасе.
Также несколько композиций использовались в PC-игре Battlefield Vietnam.

Первоначальный состав:
Марти Балин (30 января 1942),
Пол Кантнер (17 марта 1941),
Йорма Кауконен (23 декабря 1940),
Боб Харви и Джерри Пелоквин (впоследствии на их места пришли Александр Скип Спенс (18 апреля 1946) и Сигни Андерсон (Сигни Толи Андерсон, 15 сентября 1941), которых затем сменили Спенсер Драйден (7 апреля 1938) и Джек Кэсэди (13 апреля 1944)).

Вначале они исполняли смесь фолка и рока (позже названной как вест-коаст-рок). Кантнер и Балин вскоре стали очень популярными в местном масштабе, играя на концертах, организованных промоутером Биллом Грэмом.
Осенью 1966 года выходит первый альбом - «Jefferson airplane takes off». Вскоре группу покидает Сигни Андерсон, и на ее место приходит новая вокалистка - Грейс Слик (Грейс Барнетт Уинг, 30 октября 1939), которая уже была известна в составе группы «Great society», из репертуара которой были позаимствованы две песни для альбома «Surrealistic Pillow» - «White Rabbit» и «Somebody to Love», ставшие хитами. «Surrealistic Pillow» до сих пор считается наиболее ярким олицетворением знаменитого «Лета Любви» 1967 года, хотя и вышел немного раньше самих событий - в феврале. Альбом попал на третье место Billboard и доказал, что группы Западного побережья твердо стоят на ногах.
В 1969 году состоялось триумфальное выступление Jefferson Airplane на Вудстоке, после которого за ними закрепилась репутация «психоделических бунтарей».
В 1970 году музыканты решают прекратить концертную деятельность. Каукконен и Кейсиди создают группу Hot Tuna.
В 1974 году группа прекращает своё существование.
Впоследствии возобновляет деятельность под другими названиями.

Наряду с "Grateful dead", "Jefferson Airplane " расценивается как наиболее успешная группа конца 60-х из Сан-Франциско. Банда была основана в августе 1965-го Марти Бэйлином (Мартин Джерел Бачволд, р. 30 января 1942, Цинциннати, США; вокал, гитара). Другими членами первоначального состава были Пол Кантнер (р. 17 марта 1941, Сан-Франциско, США; гитара, вокал) и Йорма Кауконен (р. 23 декабря 1940, Вашингтон, США; гитара, вокал). Боб Харви и Джерри Пелоквин уступили место Александру Скипу Спенсу (р. 18 апреля 1946, Виндзор, Канада) и Сигни Андерсон (Сигни Толи Андерсон, р. 15 сентября 1941, Сиэтл, США). Их в свою очередь сменили Спенсер Драйден (р. 7 апреля 1938, Нью-Йорк, США; ударные) и Джек Кэсэди (р. 13 апреля 1944, Вашингтон, США). В таком составе группа исполняла смесь фолка и рока, названную впоследствии вест-коаст-рок. Кантнер, уже известная личность в местных фолк-кругах и Бэйлин, бывший член "Town Criers" и совладелец клуба "Matrix", скоро стали очень популярными в местном масштабе, играя на концертах, организованных промоутером Биллом Грэмом.

В конечном счете они стали завсегдатаями в клубах "Fillmore Auditorium" и "Carousel Ballroom", находящихся неподалеку от их коммунального дома в районе Haight Ashbury. Вскоре после выхода дебютного диска "Jefferson Airplane takes off", имевшего умеренный успех из команды свалил Андерсон, замененный в октябре 1966-го Грейс Слик (Грейс Барнетт Уинг, р. 30 октября 1939, Эванстон, США; вокал). Слик уже была известна с ее прежней группой "Great society" и пожертвовала для "Аэроплана" две песни из ее репертуара - "White Rabbit" и "Somebody To Love". Оба этих трека вошли во второй альбом группы, "Surrealistic Pillow", и оба попали в американский Топ 10.

Теперь они достигли классического статуса музыки той эры. Текст "White Rabbit" объединил в себе сказку об Алисе в стране чудес с ЛСД-галлюцинациями. Репутация "Jefferson Airplane " была увеличена сильным выступлением на легендарном поп-фестивале в Монтерее в 1967 году. Этот национальный успех закрепился с выходом дисков "After Bathing At Baxters" и "Crown of Creation". На последнем из них чувствовалось разное авторство песен и их различный музыкальный подход. Бэйлинская "If You Feel", кауконенская "Ice Cream Phoenix" и сликовская трагикомическая "Lather" были непохожими друг на друга композициями. Диск также содержал песню друга группы Дэвида Кросби "Triad", которая не попала в альбом "Byrds". Команда поддерживала плотный график и в 1969 году выпустила хорошо сделанный живой альбом "Bless Its Pointed Little Head". В том же году "Jefferson Airplane " появились на знаменитом фестивале в Вудстоке. Позже группа присутствовала на позорном фестивале в Алтамонте, где сволочи из "Ангелов Ада" убили одного зрителя и напали на Бэйлина.

Слик и Кантнер теперь стали любовниками и их хипповские идеалы и политические взгляды нашли отражение на "Volunteers". Альбом получился превосходным, однако на нем было заметно снижение роли Бэйлина в группе. К тому же из команды свалил Драйден, а побочный проект Кауконена и Кэсэди "Hot tuna" отнимал у них все больше времени. В 1970 году к группе присоединился древний скрипач Папа Джон Крич (р. 28 мая 1917, Бивер Фоллс, у. 22 февраля 1994), успевавший, однако, играть и в "Hot tuna".

Кантнер выпустил концептуальный альбом "Blows Against The Empire" под вывеской "Paul Kantner And The Jefferson Starship". "Starship" состоял из разных членов "Аэроплана" плюс Джерри Гарсия, Дэвид Кросби, Грэм Нэш, и другие. Этот величественный альбом был номинирован на премию "Hugo Award". Слик, тем временем, родила дочь Чайну, чей портрет украсил обложку альбома Слик и Кантнера "Sunfighter". После выхода сборника "The Worst Of Jefferson Airplane " и ухода Бэйлина, группа выпустила странно запакованный "Bark". Продававшийся в коричневом бумажном пакете, альбом предложил некоторые интересные моменты, особенно песню Слик "Never Argue With A German", исполненную на "немецкоподобном языке", а также композицию нового ударника Джоя Ковингтона "Thunk", звучавшую в духе a cappella 50-х. Этот диск также стал первым релизом "Jefferson Airplane " на их собственном ярлыке "Grunt". За неудачным альбомом "Long John Silver" последовал взрывной концертник "30 Seconds Over Winterland". Он стал последним альбомом группы под вывеской "Jefferson Airplane ", хотя чуть позже появилась интересная компиляция, состоящая из ранних синглов и студийных купюр, под названием "Early flight".

Кэсэди и Кауконен застряли в "Hot tuna", а Слик и Кантнер выпускали дальнейшие альбомы "соло". Название группы потихоньку эволюционировало в "Jefferson Starship", но это уже другая история. Кантнер, Бэйлин и Кэсэди ненадолго воссоединились в "KBC band" в 1986 году. Название "Jefferson Airplane " было возрождено в 1989-м, когда Слик, Кауконен, Кэсэди, Бэйлин и Кантнер выпустили одноименный альбом. В начале 90-х Кантнер преобразовал "Hot tuna" в "Jefferson Starship", а Слик решила завязать с музыкальным бизнесом.

Http://hardrockcafe. narod. ru/.