Как быть хорошим писателем. Как становятся писателями? Советы, рекомендации

Профессия писателя кажется удивительной: человек создает мир, публикует книги и, если они кажутся интересными, то он получает хорошие деньги. Отечественная практика показывает, что литературное творчество - это больше призвание, нежели профессия. В этой статье мы разберемся как стать писателем.

Кто такой писатель на самом деле

Писатель - это человек, который создает произведения, предназначенные для общественного потребления. За указанный вид деятельности он получает вознаграждение. Другой формой данной деятельности является признание человека писательским сообществом, критиками или получение другой экспертной оценки.

Это хобби или профессия

Писатель должен быть:

  • Трудоспособным – между идеями в голове и книжкой в обложке находятся часы работы.
  • Грамотным – ни один корректор не исправит огромное количество ошибок.
  • Усидчивым – возникшие идеи нужно уметь красиво преподносить. Для этого придется провести много часов за компьютером.
  • Образованным - многие авторы ведут дневники, в которые вписывают красивые речи, сенсации, сценки и т. д. Этот материал им потребуется для работы.
  • Уметь высказывать свои мысли, чувства, настроение.

Писателем может стать человек, у которого есть талант. Соответствующие навыки можно развить, чувство стиля - привить. Однако, обучить человека красиво переносить идею из головы на бумагу очень тяжело. Но возможно.

Можно ли на этом заработать

Обычно издатели платят 10% от стоимости экземпляра, а розница делает 100% наценку. Автор получает примерно 5% от стоимости книги на полке. Начинающие писатели публикуют произведения в количестве 2-4 тыс. экз. Если гонорар за единицу составляет 10 руб., то с такого количества можно получить 40 тыс. рублей.

Продавать книги можно и через интернет, самостоятельно устанавливая цену. Вся полученная прибыль будет полностью принадлежать автору. Тираж будет зависеть от популярности труда.

С чего начать карьеру писателя

Писательское дело, как любой вид искусства, строится на четких правилах. Чтобы стать писателем и зарабатывать на жизнь этим занятием, придется загонять себя в рамки сроков и тематик. Но сначала нужно проделать большую работу.

1. Выбрать жанр и свой стиль

Правильно выбранный жанр – это стопроцентное попадание в целевую аудиторию. Многие авторы считают, что сужение работы до одного жанра лишит их потенциальных читателей. Этот тезис не относится к начинающим авторам. Если последний не хочет определить жанр, то он сбивает с толку потенциального читателя, то есть покупателя. Читатель хочет приобрести определенный товар. Если за считанные секунды автор не может объяснить, какую книгу он создал, то читатель уйдет без покупки.

2. Сделать не меньше 10 попыток

Как начинающие, так и успешные писатели часто сталкиваются с проблемой сохранения своего «уникального» взгляда на мир. Прежде чем достичь писательского Олимпа, нужно изучить то, что уже выбрало человечество. Тогда взгляд автора станет по-настоящему оригинальным. В попытках игнорировать культуру человечества писатель рискует остаться со своим видением наедине.

Нужно постоянно писать. Много и обо всем, стараться подбирать правильные слова. Пытаться сохранить свежий взгляд на литературу. Лучше всего это сделать, используя остроумие. Чтобы не потеряться на полпути, нужно верить в себя и свои силы, писать максимально искренне и хорошо.

3. Проанализировать результат

Старайтесь сохранить свежий взгляд на литературу. От этого будет зависеть то, захочет ли читатель изучить вашу книгу и рассказать о ней окружающим. Для этого нужно сравнить свою работу с сочинением известного автора. Этот ход хорошо зарекомендовал себя в общении с редактором. Если человек при первой встречи говорит, что пишет в духе Салтыкова-Щедрина, то издателям становится понятно, что перед ними автор, который стремится создать художественно-политическую сатиру. Поиск икон стиля важен не только для сравнения, но и для дальнейшего обучения.

4. Выслушать мнение окружающих

Предоставьте свое произведение на изучение не только редактору, но и близким. Если они высказывают конструктивную критику. То к ней следует прислушаться. Если только вы не связались со всезнающим «хайтером». Нужно уметь отличать мнение дилетантов, от людей с профессиональным и жизненным опытом и прислушиваться к последнему. Затем проводить работу над ошибками, то есть над редактированием стиля и доступностью изложения.

Советы редактора очень полезны. Чаще всего он получает сырое произведение с большим количеством погрешностей. Его задача - исправить недостатки и создать стилистически грамотный и легкий текст. Иногда он бывает достаточно резким и жестким. Потому что во многом от результатов его работы зависит конечный успех книги.

5. Прислушаться к себе – это ваше или нет

Успех сочинения зависит от умения автора перенести читателя в центр событий. Людям все равно на пережитые вами в детстве трудности. Если вы сможете сделать так, чтобы читатель проникся происходящим, извлек урок, то книга будет удачной. Другой вопрос, сможете ли вы это доступно осуществить, как автор. Нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу.

6. Продолжать писать, не смотря ни на что

Популярность - это результат кропотливой работы над ошибками. Стать писателем очень тяжело. Не все зависит от трудолюбия и “тренировок”. Можно хоть по 6 часов просиживать с ноутбуком и диктофон, но в результате получать унылое произведение. Не всегда желание писать совпадает с талантом человека. Если прикладывать усилия, совершенствовать навыки, много читать, еще больше писать и пробовать себя в разных стилях, то шанс достичь успеха значительно увеличивается.

7. Придумать себе псевдоним

  • Определить, какую часть имени хотите оставить, например, вместо Александр – Сан.
  • Выбрать имя, сочетающееся с жанром. Автору в стиле фантастике больше подойдут инициалы, а создателю литературных произведений - «мягкие» имена, которые будут красиво звучать.
  • Придумайте несколько красивых псевдонимов и дайте себе время на изучение каждого из них.
  • Выбирайте тот, который понравился больше всего.

Публикация книги стоит много денег. Даже после прохождения жесткого отбора произведений и корректировки стиля, гарантию окупаемости затрат никто предоставить не может. К тому же произведения новичков публикуются в маленьком тираже.

Поэтому редакторы советуют начинать с социальных сетей и специальных онлайн платформ. Электронная публикация избавляет автора от нескольких степеней преткновения: он может сам выйти на свой круг читателей и протестировать различные литературные произведения. Джоан Роулинг получила 8 отказов, прежде чем издать рукопись о Гарри Поттере, а произведение Э. Л. Джеймс «50 оттенков серого» австрийское издательство нашло на форуме фанфиков.

9. Провести литературный вечер своих трудов

Еще один способ найти своего читателя и прислушаться к мнению критиков - поучаствовать в литературном вечере произведений. Вначале стоит посетить мероприятие известного автора, познакомиться с «литературной элитой», прислушаться к актуальным темам. Вечер проходит по двум сценариям: либо поклонники читают любимые произведения автора, либо сам «кумир» зачитывает новые произведения. Практикуются также встречи, на которых выступают авторы, пишущие в разных направлениях. Начинающие творцы на таких мероприятиях делятся своими набросками и выслушивают мнение профессионалов, в том числе литературных критиков.

Чтобы стать писателем, нужен большой талант и самодисциплина. Необходимо четко понимать, какую прозу вы хотите получить, иметь пример перед глазами и следовать ему.

Самое трудное для писателя - это довести работу до конца. Это не получится сделать без терпения.

Все действительно хорошие книги поражают своей правдоподобностью. Читатель будто сам переживает все события и эмоции. Только хороший писатель может дать все это людям.

Если вы хотите написать роман в трех частях, но не знаете с чего начать, просто садитесь и начинайте сочинять. Это главный совет, который можно дать новичку. Сюда относится не только создание произведений, но и ведение дневников, блогов, писем близким и т. д.

  • Не обязательно описывать события в хронологическом порядке. Писатель - это творец! Сначала можно придумать концовку, а затем саму историю.
  • Русский язык очень богат. Старайтесь использовать неожиданные метафоры и сравнения при создании произведений.
  • Более трех персонажей держать в голове очень тяжело. Поэтому лучше создать краткое описание каждому из них. Имена следует подбирать отличные друг от друга, но в тоже время характеризующие героев.
  • Произведения с неожиданными концовками сильно врезаются в память и вызывают массу эмоций.
  • Оконченную работу следует дать кому-нибудь почитать. Если нет возможности воспользоваться услугами корректоров, лучше отдать произведение друзьям и знакомым, но сделать это анонимно, чтобы получить объективную оценку.

Вот как Стивен Кинг создает свои произведения. Автору нужно иметь два экземпляра своего произведения: черновой и чистовой вариант. Первый должен быть создан без чьей-либо помощи за закрытой дверью. Чтобы все выраженные мысли преобразовать в произведение, потребуется время. На тот период писатель советует полностью сменить вид деятельности или уехать отдохнуть. Книга должна отлежаться минимум шесть недель в закрытом ящике.

По истечению указанного времени проводятся первые корректировки текста: исправляются все опечатки и несоответствия. Главная цель повторного прочтения произведения – понять, связан ли текст полностью.

Формула второго экземпляра рукописи = Первый вариант - 10%.

Только после достижения этой пропорции книга попадает на стол к корректору.

Как быстро захотеть писать, если муза вас покинула

Любого может покинуть вдохновение.

Как быть в таком случае:

  • Вас тревожит какой-то животрепещущий вопрос? Постарайтесь разобраться в нем сами и помогите сделать это окружающим.
  • Стивен Кинг рекомендует писать для одного идеального читателя. Ведь не случайно книги, дошедшие до нас с древних времен, являются письмом к одному человеку («К самому себе» М. Аврелий).
  • Плохих набросков не бывает. Задача писателя - хорошо отполировать текст. Исходник может быть какой угодно.
  • Доверяйте интуиции. Вдохновение может наступить в любой момент. Постарайтесь ухватиться за него и использовать по максимуму, а затем уже работать с результатом. Еще один нюанс: вдохновение приходит во время работы.
  • Работайте на все 110%. Пишите о том, что интересует лично вас. Тогда и другие люди найдут в написаном что-то знакомое.

Все время развивай свой литературный талант

Когда поэт пишет, он создает сочинение для самого себя, когда его корректирует – для читателей. В этот момент важно убрать все лишнее. Тогда произведение станет интересным для других читателей.

Писатель должен развивать свой словарный запас. Но путем чтения. Орфографический словарь лучше положить на полку с инструментами. Стивен Кинг считает, что любое произведение можно испортить, если добавить в него кучу длинных слов. Автору следует излагать мысли быстро и прямо.

Хорошее описание – залог успеха. Это приобретенный навык, которому можно обучится только, если много читать и писать. Описание - это визуализация объекта, героев, предметов, которое начинается со слов автора и должно заканчиваться в воображении читателя.

Как стать хорошим детским писателем

Создание книг для детей - это модное, но сложное занятие. Восприятие ребенка не такое, как у взрослого. Им нужны не модные, а интересные книги.

Поэт детских книг несёт большую ответственность. В них не должно быть насилия, жестокости, издевательств. Детская психика еще не сформирована, потому им тяжело понять иронию и сарказм. Детский автор должен четко знать аудиторию. Чем она младше, тем проще должны быть рассказы и ярче персонажи. Малыши хорошо воспринимают сказки, а более взрослые детки - замысловатые истории.

Хочу стать известным писателем, как этого достичь

  • Убедитесь, что вы действительно хотите стать писателем и готовы работать в этом направлении. Без уверенности в своих силах продвигаться дальше будет очень тяжело.
  • Как можно больше читайте. Чередуйте краткие рассказы с серьезными шедеврами. Это значительно расширит словарный запас.
  • Напишите за 10 дней рассказ, размером в 10 страниц. Используйте полностью свою фантазию.
  • Заведите дневник для будущего «бестселлера» и ежедневно заполняйте в нем одну страницу. Не важно, будет ли это художественное или документальное направление. Дневник нужен для оттачивания мастерства.
  • Предоставляете свои творения широкой публике. Начать продвижение книги можно самостоятельно, через интернет.
  • Прислушивайтесь к конструктивной критике. Запишите себе краткие тезисы и оставьте их на видном месте.
  • Старайтесь создать реальных героев и полюбить свои персонажи.
  • Пишите обо всем, что вас интересует!

Как и в любой профессии, в писательстве врожденный талант имеет второстепенную важность. Писательские способности – это один из ключевых элементов успеха, но далеко не самый главный. Больший вес имеет жизненный опыт, образование (и тут мы говорим не об университетском образовании, а о личностном) и, конечно же, практика.

Как и любой вид искусства, писательское дело основывается на четких правилах. Конечно, некоторые писатели сами выводят эти правила со временем, но изучить их гораздо проще. И если вы хотите зарабатывать на жизнь писательством, то будьте готовы к тому, что, несмотря на романтизм профессии, вам придется загонять себя в четкие рамки сроков и тематик.

Итак, начнем с советов профессионалов начинающим писателям. Ведь у кого учиться, как не у тех, кто добился признания в желаемой сфере.

Стивен Кинг

Король ужасов знает, как написать действительно шедевральную книгу. От его произведений невозможно оторваться, а плавность и гармоничность повествования, даже у далеких от писательского ремесла людей, вызывает восхищение. И вот несколько советов начинающим писателям от Стивена Кинга:

Нил Гейман

Весьма талантливый английский фантаст тоже может сказать пару весомых и полезных советов новичкам. Его советы достаточно просты, но вместе с тем очень полезны:

Рэй Брэдбери

Пару кратких советов дает начинающим писателям и всеми любимый создатель более восьмисот литературных произведений. Классик научной фантастики считает, что:

Курт Воннегут

Один из наиболее значимых американских писателей также имеет в запасе несколько наставлений о том, как правильно и главное хорошо писать короткие рассказы:

Эрнест Хемингуэй

Несмотря на то, что сам Хемингуэй говорил, что рассуждать о его ремесле – совершенно бесполезное понятие, все же у него проскакивали некоторые мысли по этому поводу в его произведениях, интервью, статьях и письмах:

Марк Твен

Эксцентричный и поистине гениальный писатель дает новичкам весьма острые и ироничные советы, которые точно будут чертовски полезны каждому из вас:

Чак Паланик

Создатель легендарной книги “Бойцовский клуб” дает своим коллегам практические и действенные советы, к которым, мы считаем, стоит прислушаться:

1. Справочник писателя

Начало – это всегда самый сложный этап в карьере писателя, так как за неимением опыта он попросту не знает, как грамотно оформить свою рукопись. Писательница Эльвира Барякина создала книгу, в которую она вложила все свои знания о том, как нужно писать, и о том, как правильно подать свое произведение, чтобы оно стало успешным.

2. Как стать писателем

Еще одна книга-пособие от опытного и одного из самых издаваемых фантастов. В этой книге Юрий Никитин передал свой бесценный опыт, в который входит многолетнее общение с другими писателями, лекции Литинститута и масса секретных писательских приемов.

3. Как писать книги

После того, как мэтр ужасов был сбит машиной, ему довелось переосмыслить свои взгляды на жизнь. Именно в этот период и вышла его книга, в которой Стивен Кинг рассказывает молодым писателям о тонкостях и особенностях писательского ремесла. Сложно не согласиться, что у Кинга есть чему поучиться.

4. Золотая роза

В этой книге Константин Паустовский рассказывает о том, где же писателю взять вдохновение, какую роль играет его внутренний мир и как происходит накопление “золотой пыли” бесценного опыта и жизненных приключений, из которых и создается “золотая роза” – книга.

5. Стилистика и литературное редактирование: Учебник

Конечно, мало кто будет в восторге от изучение скучной теории, но так построен любой вид искусства, что именно теория является его краеугольным камнем. Поэтому в наш список полезных книг для писателей мы включаем учебник, подготовленный учеными двух ведущих лингвистических школ – московской и петербургской.

Писательство – такая же работа, как любая другая. Но многие начинающие писатели этого не понимают, им видится бесконечный полёт творчества. Жаль, но всё прозаичнее. Чтобы стать хорошим писателем (не гениальным, но по-настоящему хорошим), нужно делать следующее:

1. Пишите каждый день

Суть в том, чтобы каждый день садиться и писать художественную прозу (или пьесы, если вы драматург, или статьи, если вы журналист). Польза огромная. И это вовсе не сложно. Моя знакомая работает помощником руководителя. Каждый день она пишет по 15 минут перед работой и 15 минут во время обеда.

Можно весь день разглагольствовать о великих сюжетах для романов или сценариев, но есть только один способ стать хорошим писателем – сесть и писать.

2. Ведите дневник

Дневник – отличное подспорье для саморазвития, не только для писателей, но вообще для кого угодно. Дневник – это место, где вы пишите правду и только правду о своей жизни (никто же не прочитает, можно и честным побыть), анализируете эмоции, находите важные решения. Кроме того, писатель всегда может записать в дневник любую пришедшую ему идею и практиковаться собственно в писательстве.

3. Извлекайте уроки из всего без исключения

Когда в жизни происходит нечто «плохое», это на самом-то деле отличный урок. Спросите себя, как бы вы пережили это событие во второй раз, а потом используйте его – придумайте сцену на его основе, например. У всех в жизни бывают трагедии, но хороший писатель найдёт, что с ними делать.

4. Заткните рот своему внутреннему критику

Голос критика в вашей голове срывается на визг, как только вы садитесь писать. «Это бред!», - кричит критик. «Никто этого читать не будет!», - надрывается критик. Не слушайте его. Он задушит ваш творческий потенциал, если вы ему позволите. Заткните ему рот. И не судите себя сами слишком строго – вы только учитесь.

5. Читайте столько, сколько можете

Читайте такие книги, какие сами хотели бы написать. Читайте книги, которые волнуют вас. Читайте книги, от которых не можете оторваться. А когда читаете – учитесь у писателей. Даже у ваших кумиров, которые давным-давно стали популярными, бывают в книгах слабые места. Когда находите такие – спрашивайте себя самого: а как бы я это улучшил?

6. Радуйтесь сторонней критике и неприятию

Поймите, что любое искусство субъективно. Неприятие означает, что вас точно заметили, а это здорово. Столько талантливых писателей никому не показывают свои работы, потому что боятся получить отказ! Сделайте коллаж из таких отказов и гордитесь ими. Каждый отказ – это попытка. А попытка – это гораздо больше, чем делают многие.

7. Пробуйте новое

Учитесь новому, увлекайтесь новым, посещайте новые места. Глядите на мир со стольких углов, со скольких вообще можете. Новые мероприятия, места, люди, культуры – всё это вдохновит на новые истории. Чтобы стать хорошим писателем, нужно смотреть на мир.

8. Обращайте внимание на всё, что касается писательства

Телепередачи, фильмы, даже электронные письма и посты в соцсетях – всё это учит писать. Что вы думаете о сценарии «Игры престолов»? Или вы заметили кучу грамматических ошибок в сообщении друга? Есть ли способы структурировать рассылку для сотрудников? И так далее.

9. Всегда ищите, куда расти

Никогда не думайте, что вы достигли совершенства. Хороший писатель, вне зависимости от уровня и статуса, всегда чему-то учится.

10. Прислушивайтесь к другим писателям

Один из путей роста – писательские курсы, чтение книг и блогов о писательстве, посты любимых писателей в социальных сетях и так далее.

11. Бросьте себе вызов

Не говорите себе, что чего-то не можете: например, писать научную фантастику или написать роман за месяц. Бросайте себе вызов, желательно не единожды.

12. Учитесь у других видов искусства

Ходите в музеи, на концерты, в кино, театры. Всегда ищите новые источники вдохновения, чтобы стать хорошим писателем. Заодно познакомитесь с творческими людьми других профессий. Никогда не знаешь, рисунок, фотография, песня или фильм вдохновит на следующий рассказ.

13. Следуйте за навязчивыми идеями

Пишите то, что хотите написать, а не то, чего от вас ждут друзья, родители или наставники. Не надо писать только потому, что такое будут покупать или такого хотят издатели. Пишите о том, чем увлечены. Пишите о том, что любите. Пишите такие рассказы, которые сами хотели бы прочесть.

14. Цените собственный стиль

Не сравнивайте себя с другими писателями. Не пытайтесь быть как Стивен Кинг или Дж.К. Роулинг. У каждого человека свой уникальный опыт, свой взгляд на мир. Нет двух писателей, которые рассказывали бы одинаковые истории. Ищите истории, которые можете рассказать только вы, и пишите.

Начинающему писателю необходимо быть не только талантливым, но и очень терпеливым и активным. Главное в писательстве – болеть этим делом, получать от него удовольствие и не отчаиваться, даже если вас не признают критики.

Какие качества нужны писателю? Пожалуй, самые главные - фантазия и умение образно изложить свои мысли на бумаге. Но вот найти работу благодаря связям в этом деле не получится точно. Чтобы стать успешным писателем, придется сначала писать в стол, затем рассылать свои нетленки по редакциям, а потом месяцами ждать ответа. Повезет или нет, покажется ли ваш труд не только интересным, но и в востребованном читателями формате - это уже решат издатели. Поэтому необходимо быть не только талантливым, но и очень терпеливым и активным, ведь сам себя не продашь - никто не купит.

Любовь надо отвоевывать

Сформулировать точные указания, которые помогут вам стать писателем, никто, разумеется, не в силах. Однако многие с готовностью рассказывают о своем пути на этом поприще, о том, как молодым талантам можно сделать себе имя.

Для начала мы пообщались с автором любовных и исторических романов, детективов и фантастики Елены Арсеньевой. Родилась Елена Грушко (псевдоним она взяла позже) в Хабаровске. Окончила филологический факультет Хабаровского пединститута и заочно - сценарный факультет ВГИКа. После этого работала на Хабаровском ТВ редактором передач для детей и юношества, в литературно-художественном журнале «Дальний Восток» и в Хабаровском книжном издательстве. Переехав в Нижний Новгород, она стала региональным представителем «Молодой гвардии».

Первым произведением Елены была новелла «Не жена», опубликованная в журнале «Дальний Восток». Критик газеты «Литературная Россия», делавшая обзор творчества молодых писателей Сибири и Дальнего Востока, буквально разгромила дебютантку, но та не расстроилась и отнесла в издательство сборник рассказов «Последний снег апреля». Если сначала Елена была поклонником реализма и документалистики, то позже ее стали привлекать сказки и фантастика: так появились повести «Голубой кедр», «Атенаора Меттер Порфирола», «Созвездие видений» и другие.

«Иногда успех к писателю приходит быстро, а порой его ждут годами. Я всегда принимала активное участие в общественной жизни: посещала семинар молодых фантастов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске и многие другие специализированные конвенты», - вспоминает Елена. Вскоре судьба преподнесла ей новый подарок - знакомство во время поездки в Москву с писателем-фантастом Юрием Медведевым. Несколько лет они издавали в соавторстве книги энциклопедического характера по истории Руси, России и русскому быту.

В конце 90-х Елена Грушко начала писать исторические произведения и детективы, тогда же обзавелась и псевдонимом. Сейчас на ее счету более семидесяти романов - детективных, исторических, любовных, а также сборников исторических новелл. «Главное в писательстве - болеть этим делом, получать от него удовольствие и не отчаиваться, даже если вас не признают критики. Любовь надо отвоевывать», - резюмирует автор.

Пишу в стол, а зарабатываю журналистикой

К сожалению, далеко не всем, избравшим писательскую стезю, так везет. Вот история Татьяны: «Еще в период учебы на филологическом факультете ННГУ я начала работать журналистом и уже в 25 лет стала главным редактором нижегородского светского издания. Но все это время мечтала писать книги». Татьяна была главредом трех печатных изданий, но через 15 лет приняла судьбоносное решение уйти работать фрилансером , чтобы иметь время для создания своих произведений. Она сама рассылала предложения по московским издательствам, пока одно из них не согласилось опубликовать ее книгу, в которой рассказывается о профессии журналиста. В итоге гонорар за нее составил 18 тысяч рублей. Такая же сумма должна была перечисляться за каждые 5 тысяч проданных экземпляров.

Позже Татьяна написала еще два исторических романа, но вот уже четыре года издательства отказываются от них - «не формат». «Сейчас я выложила свои романы в Интернете - у меня появились свои поклонники, мы с ними переписываемся. Я не отчаялась - думаю, все еще впереди, - говорит она. - Главное, я получаю удовольствие от процесса, что очень важно. А зарабатываю в качестве журналиста в свободном полете».

Писатель создает новую Вселенную

Восходящая звезда издательства «Эксмо» Ольга Володарская - автор романов в жанрах мелодрамы и детектива («Стерва на десерт», «Убийство в стиле ретро», «Призраки солнечного юга», «Плачь, влюбленный палач», «Кара Дон Жуана»). Несмотря на жуткие названия, в ее книгах принципиально нет криминальных авторитетов, торговцев оружием или наркотиков. Ольга призналась, что в детстве была страшной фантазеркой, обожала книги Волкова про Изумрудный город и любила представлять, как однажды попадет в волшебную страну. Ее первое собственное произведение было посвящено приключениям девочки Оли и ее четвероногих друзей. С тех пор она постоянно что-то сочиняет: то сказки, то рассказы, то киносценарии.

Серьезно заняться писательством Ольга решилась в двадцать пять лет, после того, как завершила первый большой труд - историческую мелодраму «Жена Синей Бороды». «Я никому не давала читать свои книги: прятала рукописи, ставила пароль на компьютер - словом, писала в стол, - рассказывает она. - Только первый детективный роман „Стерва на десерт“ увидел своих читателей». Этот жанр как раз и был выбран пять лет назад только из-за своей популярности. Читая детективы, Ольга всегда сразу же вычисляла убийцу и полагала, что писать их так же скучно. Но все оказалось намного интереснее, и за третий роман она взялась уже с большим азартом. «Написать новую книгу - все равно что создать новую Вселенную, - объясняет Ольга. - Ведь ты придумываешь свой мир, населяешь его людьми и придумываешь их судьбы. Может быть, у меня мания величия, но я считаю, что писатель создает новый мир».

Из старой жизни - по частям

Ольга Володарская советует начинающим писателям запастись терпением и упрямством. В свое время она отнесла в издательство несколько книг: «И когда меня наконец пригласили на встречу, я даже не обрадовалась - так долго ждала. В 2008 году контракт все-таки был заключен, а до этого держалась я на плаву только благодаря издательству „Подвиг“, которое платило мало, но все же помогало выжить. Работала я тогда в информационно-вычислительном центре за компьютером. Каждый день приходила домой и писала».

После долгожданного заключения договора Ольга уходила из старой жизни «не целиком, а по частям». Уволилась с работы не сразу - сначала брала административный отпуск: боялась прощаться с коллективом, привычным режимом и укладом. Но когда ушла окончательно, то началась совершенно новая жизнь: не надо было вставать в шесть утра и нестись сломя голову на утреннюю электричку - можно было и полениться. «Теперь не представляю, как можно вернуться в прошлое. Мне по душе свобода, и в этом плане я счастливый человек. Мое рабочее место там, где есть ноутбук. Это так здорово, что можно работать в такси, самолете, в гостях».

Герои ищутся на курортах

По словам Ольги, сегодня явно не будет пользоваться популярностью истории про то, как люди поднимают завод: «Нужно писать про гламурную жизнь, хорошо читаются и детективы. Правда, сейчас рынок стал более разнообразным, а буквально пять назад лет на них был бешеный спрос». В среднем Ольга пишет три книги в год. Дело это энергозатратное, поэтому после завершения каждой рукописи она едет отдыхать, «заряжается» и часто именно на курортах начинает размышлять над новым сюжетом.

Так, например, произошло с романом «Кара Дон Жуана», задуманным в 2003 году во время отдыха в Адлере. Ольга сидела у моря, а рядом с ней играла черноволосая смуглая серьезная девочка. Она подбирала камушки и бросала в воду, стараясь попасть в купающихся детишек. Так появилась героиня Кара. А с прообразом главного персонажа Сергея автор познакомилась на набережной Абхазии. Он жил в этой стране, но покинул ее во время конфликта с Грузией. «Над этим романом я работала примерно шесть месяцев, если не считать периода „вынашивания“. Я долго придумываю сюжет, а потом начинаю его быстро записывать. При этом часто результат получается другим - не таким, как планировала изначально».

Ольга призналась, что известным писателям завидуют менее успешные коллеги: «Не понимаю, как можно кого-то критиковать, но люди у нас любят злословить: „За этого заплатили, поэтому он издается, за этого пишут рабы, а эта вообще бездарность, просто у нее муж знаменитый“. Абсолютно бездарный человек может пробиться благодаря деньгам, но долго он все равно не продержится».

Писательница считает, что всегда интереснее пробовать что-то новое. Сама она балансирует на грани детектива и мелодрамы, но есть те, кто виртуозно владеют одним жанром и становятся в нем непревзойденными. «Например, Агата Кристи - какая же она молодец! Все произведения гениальны, проходных среди них нет», - восхищается она.

Верьте в себя!

Какие советы можно дать начинающим писателям? Ольга Володарская подчеркивает: будьте готовы к долгому и тернистому пути. Ее первую книгу переиздавали три раза и заплатили только 25 тысяч рублей. «Начинала работать я с литературным агентом, - делится она опытом. - Если брать агента, то непременно „акулу“, который должен отлично разбираться в этом бизнесе. Ничего не могу сказать - мой был порядочным человеком, многое держалось просто на честном слове. А ждать ответа по поводу договора с хорошим, честным издательством можно бесконечно».

Наша героиня ждала года два. Дебютантам могут сказать, что книга понравилась, но до момента заключения контракта пройдет еще очень много времени. Когда она пришла на встречу с главным редактором издательства, оказалось, что он отлично знает ее книги. Например, спросил Ольгу, как она смогла так правдоподобно описать Рио-де-Жанейро. Но она туда никогда не ездила: просто черпает информацию со слов знакомых или же смотрит журналы и различные альманахи.

Итак, запаситесь терпением и сдавайте в издательства сразу несколько книг. Также очень важно верить в себя: если близкие, друзья, коллеги относятся к вашему занятию как к баловству, не стоит их слушать, идите своим путем. «Мама очень мной гордится, а вот муж - известный переводчик - как писателя всерьез не воспринимает, - рассказывает Ольга. - По его мнению, тому, кто пишет хуже Гюго, нечего и браться за это дело. Меня это не обижает, да и читательская аудитория у меня женская, а не мужская».

Хорошо ли быть Львом Толстым?

Ольга уверена, что творческий кризис, при котором идеи действительно иссякают, может настигнуть любого писателя: «Я чувствую, что когда у меня кончается вдохновение (а это обычно бывает к середине романа), меня одолевают тяжкие мысли, наступает несколько дней паники. Думаю, в этих случаях лучше всего сделать перерыв, пожить для себя, а еще лучше поменять обстановку. Не зря же голливудские звезды берут себе передышку, которая иногда затягивается на несколько лет».

Единственный и основной доход Ольги - писательство. Она признается, что если бы жила на ренту или была замужем за миллионером, то издавала бы одну книгу в год, но вкладывала в нее все свои силы. Не было бы безумной спешки и конкретных сроков сдачи. «Хорошо быть Львом Толстым, когда можно и в лаптях походить, и писать долго свои четыре тома, - рассуждает она. - Я нисколько не умаляю достоинств нашего классика, но не думаю, что художник должен быть голодным. Все же лучше быть сытым и при этом не терять желания творить».

Как правило, солидные гонорары автор начинает получать после трех-четырех публикации высоким тиражом. Первое вознаграждение в среднем составляет 20–30 тысяч рублей, при этом книга может создаваться месяцами или даже годами. Издатель предпочитает, чтобы начинающий писатель принес на просмотр несколько произведений или серию с продолжением.

Число женщин-авторов в России с каждым годом растет. Чтобы стать успешным фрилансером, надо быть дисциплинированным, обязательным и ответственным. Елена Арсеньева призналась, что пишет не менее 7–8 часов в день, включая выходные. Кроме того, много времени приходится проводить в библиотеках, чтобы изучать архивы и выяснять необходимые сведения.

Ольга желает всем читателям хороших и разных книг: «Я понимаю, что значит испытывать литературный голод. Раньше мне казалось, что я прочитала уже все достойные моего внимания книги и постоянно искала такую, которая бы произвела на меня бо льшее впечатление, чем, например, „Сто лет одиночества“ Маркеса».

Профессия писателя кажется многим просто удивительной: ты создаешь свой мир, твое имя на книгах, которые покупают люди, а если еще и книга окажется интересной, то ты сможешь прославиться и делать хорошие деньги.

Последнее, правда, больше характерно для заграничных авторов, поскольку отечественные писатели редко живут только на гонорары, подрабатывая редакторами, преподавателями, корректорами, издателями.

И все равно, молодые таланты донимают своих старших коллег одним и тем же вопросом: «Как стать писателем

Хочу предупредить сразу: если вы хотите много зарабатывать, то выбирайте мир бизнеса или финансов!

Литературное творчество – это, скорее призвание, чем специальность.

К тому же оно, как и любое другое занятие, требует постоянного усовершенствования своих способностей, вложения труда и времени.

Не передумали?

Что ж, тогда, вполне возможно, что сейчас эту статью читает будущий Тарас Шевченко или Лев Толстой. 🙂

Как стать писателем: мини-опрос

Если вы опросите с десяток случайных людей на улице на предмет, что нужно, чтобы стать писателем , то в большинстве случаев получите один ответ: «Литературный талант!»

А если следующим вопросом, который вы зададите респонденту, будет: «Что такое литературный талант?», то услышите, что это умение:

  • связно и грамотно излагать свои мысли;
  • писать интересно и захватывающе;
  • создать книгу, которую захочется перечитать еще раз;
  • писать увлекательно о скучных вещах и т.д.

Действительно, всеми этими качествами хороший писатель должен обладать, но литературный талант – это дар, которые вы получили при рождении, но лишь его недостаточно, чтобы оставить свой след в литературе.

Как я смогла стать писателем?

Открою вам свою страшную тайну: в юности я писала стихи, и даже посещала литературный кружок, где мне рассказывали, как стать писателем .

Конечно, были среди моих произведений и совсем бросовые наборы букв, но некоторые получили похвалу членов Союза писателей Украины, которые проводили с нами занятия.

Последние классы школы и первые курсы университета я трудилась особенно продуктивно и сегодня храню, как память, несколько исписанных тетрадок.

Последние годы учебы были очень загруженными, поэтому было не до писательства.

Свой последний стих я создала много лет назад.

И вот смотрите: зародыши литературного таланта у меня были – это признавали опытные поэты, но писателем я так и не стала, да и не собиралась, честно говоря.

Для того чтобы действительно покорить литературный Олимп помимо таланта, вам потребуется:

  1. Колоссальная – между идеями, парящими у вас в голове, и книгой в красивой обложке прячутся сотни часов рутинной работы.
  2. Грамотность – ни один корректор не сможет исправить опусы с огроменным количеством ошибок.
  3. Усидчивость – если вы хотите создать хотя бы одну книгу в этой жизни, то придется провести много часов за компьютером, не отвлекаясь на социальные сети.
  4. Постоянное самообразование – многие писатели , куда выписывают сентенции, красивые фигуры речи, увиденные бытовые сценки и прочее, не потому что им заняться нечем, а потому, что все это может им пригодиться для работы. Ну, и конечно, читать придется очень много.
  5. Жизненный опыт – шестнадцатилетняя девочка, создавшая литературный шедевр, – это, скорее, исключение из правил. В своем произведении вы должны передать людям знания, впечатления, а откуда они могут взяться в юном возрасте?
Перенимать опыт старших коллег – не стыдно.

Некоторое время я общалась с известным украинским писателем – лауреатом Шевченковской премии, и он рассказал мне, как стать писателем , и поведал о своих принципах литературного труда.

    Внимай всему, что происходит вокруг тебя.

    Ты должен не просто идти на рынок за покупками, а постараться найти новые сюжеты.

    Постоянно наблюдай за людьми.

    Половина успеха произведения – персонажи, которым веришь.

    Ты должен не придумывать, что сделал бы учитель в этой ситуации, а точно знать алгоритм его действий.

    Заботься о деталях.

    Если ты пишешь о какой-то профессии, то собери максимально полную информацию, заручись при необходимости поддержкой специалистов.

    Пиши просто и красиво.

    Предложение, размером со страницу, и без знаков пунктуации – модная тенденция, которая скоро пройдет.

    Читатель должен понимать тебя, но опускаться на уровень пятиклассника, естественно, нельзя.

    Приготовься к отказам.


    Даже если ты создал произведение, которое считаешь шедевром, будь готов к тому, что у издателей имеется по поводу него противоположное мнение.
  1. Пиши каждое произведение так, будто бы оно – последнее в твоей жизни.

    Размышления: «Да ну, это ведь всего маленький рассказик для журнала» – недостойны писателя.

    Даже четверостишье на открытке нужно писать с максимальной отдачей.

    Помни о том, что быть писателем – не развлечение, а работа, которой нужно уделять не меньше 5 часов в день.

    Если не продвигается создание текста, то почитай что-то, что поможет тебе найти ниточки для сюжета.

    Каждое ваше произведение должно учить чему-то хорошему, но избавьтесь от менторского тона.

    Вы должны поучать ненавязчиво, через юмор, лирику, драму, но не в лоб.

    Завязка и концовка – наиболее важные части произведения.

    А вот неудачная концовка приведет к раздражению, которое выльется в обещание: «Никогда больше не куплю книгу этого автора!»

    Не гонитесь за литературными премиями.

    Работайте для читателя, а дипломы и медали вас сами найдут.

    А даже если и не найдут, то, по-моему, гораздо важнее, чтобы твоими произведениями зачитывались целые поколения, чем создать нечто, которое даже члены комиссии, вручающей тебе диплом, не смогли осилить.

Не ленимся и смотрим познавательное видео о том,

как обычные люди становяться писателями!

Но самое главное – выбирая нелегкий писательский труд, хорошо подумайте.

Литература беспощадна к халтурщикам.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту