Как Л. Толстой понимает патриотизм? (по роману «Война и мир»)

Проблемы истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В экстремальных ситуациях, в моменты вели­ких потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутрен­нюю сущность, те или иные качества своей нату­ры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бес­полезной суетой - кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и стра­дания при сознании общего несчастья». Первые лишь Мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые - патриоты по сути - отдают жизнь во имя общей победы или оставля­ют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю.

В первом случае мы имеем дело с ложным пат­риотизмом, отталкивающим своей фальшью, эго­измом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спо­койная, роскошная, озабоченная только призра­ками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором на­ходился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положе­ния». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят ко­рыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афиш­ки», призывает жителей города не оставлять сто­лицы, а затем, спасаясь от народного гнева, созна­тельно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство со­четаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними дей­ствиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воз­званий и афиш, писанных тем ерническим язы­ком, который в своей среде презирает народ и ко­торого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким лжепатриотом является в романе Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет слу­чая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Таков, наконец, Друбецкой, ко­торый, подобно другим штабным офицерам, дума­ет о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казав­шееся ему особенно заманчивым в армии». Навер­ное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное воз­буждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеет­ся, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты в бата­рее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам

Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». ЭКивое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот. «Тащи все, ребята, не остав­ляй французам!» - кричит он русским солдатам.

А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, про­дает имение, чтобы экипировать полк. И что за­ставляет его, обеспеченного аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувст­во обеспокоенности за судьбу своей страны, жела­ние помочь в общем горе.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Мос­кву, не желая покориться Наполеону.Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Оте­чество в опасности». А его сестра Наташа освобож­дает подводы для раненых, хотя без семейного добра она останется бесприданницей.

Истинные патриоты в романе Толстого не ду­мают о себе, они чувствуют потребность собствен­ного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Роман «Война и мир» - великое произведение русской и мировой литературы, грандиозная эпопея, героем которого является русский народ, проявивший невиданный героизм и патриотизм в борьбе за свободу и независимость своей родины в войне 1812 года.

Огромный жизненный материал этого романа объединен единым замыслом, «Я пытался писать историю народа», - говорит Толстой. Народ, по мнению Толстого, - это не только крестьяне, но и дворяне, те люди, которых тревожит судьба страны, кто находится в водовороте великих событий. Колоссальная волна гнева поднялась в народе после нападения французов. Все русские люди, за исключением небольшой кучки придворных аристократов, не могли себе представить, как они смогут жить под властью французов. Всякий русский поступал так, как он находил это возможным для себя. Кто наступал в действующую армию, кто уходил в партизанские отряды. Такие, как Пьер Безухов, отдавали часть своих денег на снаряжение ополченцев. Многие, как смоленский купец Ферапонтов, сжигал лавки и свое имущество, чтобы ничего не осталось врагам. А многие просто собирались и уходили из своих родных мест, уничтожая после себя все.

Толстой отмечает в русских людях Простое, норой неосмысленное чувство патриотизма, которое выражалось не в громких фразах о любви к отечеству, а в решительных действиях. Жители Москвы без всякого призыва покидали древнюю столицу. Толстой подчеркивает, что для москвичей не могло быть вопроса о том, что хорошо было бы под управлением французов в Москве или дурно. Просто так нельзя было жить, так как это было хуже всего.

То же самое происходит и в других городах и деревнях русской земли. На территории, куда враг уже вступил, он видел ненависть и неподдельное возмущение народа. Крестьяне отказывались продавать французам продовольствие и сено. Стихийно возникло партизанское движение, без какого бы то ни было приказа свыше. По образному выражению Толстого, «партизаны подбирали то опавшие листья, которые сыпались с общего дерева французского войска, а иногда и трясли это дерево».

Не только простой народ, но и передовые слои дворянства и интеллигенции прониклись ожесточением к врагу. Недаром князь Андрей говорит, что они разбили его дом, а теперь идут разорять Москву, оскорбляя ее каждую секунду» И поэтому, по его понятиям, они не только враги, но и преступники. Князь Андрей честно выполняет свой долг, вступая в действующую армию в самом начале войны, хотя до этого и решил, что никогда больше не будет военным. Он не остался в штабе, как ему предлагали, а идет на передний край событий. Особенно ярко проявился героизм и неподдельная любовь россиян к родине в Бородинском сражении. Накануне сражений Андрей Болконский говорит: «сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть… и кто будет злее драться… Завтра, что бы ни было, мы выиграем сражение».

Защищая свой дом, свою семью, свою родину, право на жизнь, русские люди обнаружили изумительную стойкость духа и самопожертвование, показали чудеса храбрости. Они вызывали в непобедимом до сих пор Наполеоне сначала удивление, а потом страх. Нельзя не гордиться русскими людьми. И можно не сомневаться, что у такого народа - великое будущее.

Патриотизм
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» назван эпопеей, потому что охватывает исторические события, происходившие с 1805 по 1821 год. Таким образом, действие романа занимает продолжительный отрезок времени. Более того, в нем участвуют более 200 персонажей, в том числе и всемирно известные полководцы. Автор изображает и Наполеона, и Кутузова, и Багратиона, и Раевского, и даже царя Александра I на фоне Отечественной войны 1812 года. Здесь же задействованы любые социальные слои России: крестьяне, дворяне, приближенные царя, провинциалы, купцы. Неудивительно, что этот роман произвел неизгладимое впечатление на мировую общественность.
Главной темой эпического произведения Толстого стала тема героизма русского народа в период войны с Наполеоном. Независимо от социального положения, люди становились на защиту своей страны и сплоченно воевали против вражеского нашествия. Одним из самых достойных полководцев, которого автор показывает во всей красе, был, конечно же, Кутузов. Но что же обычные люди? Как они повели себя в трудные для всей нации времена? В романе «Война и мир» мы видим, что социальное разделение происходит не по классовому признаку, а по уровню гуманности и нравственности.
Такие герои, как Андрей Болконский рисуются истинными патриотами своей страны, даже совершая порой ошибочные шаги. Ведь никто не может быть идеальным. У всех свои достоинства и недостатки, маленькие капризы и прихоти, но при этом нравственно зрелого человека выдают смелость, решительность и готовность совершенствоваться. Андрей - выходец из уважаемой семьи с хорошим состоянием и княжеским титулом. Несмотря на это, он презирает высший свет с его интригами и великосветскими балами. Такой жизни он предпочитает службу в армии. Если изначально война ему видится чем-то восторженным и героическим, то к концу своей жизни он понимает, что смысл бытия в мире, а не в войне. Таких, как он, к сожалению, немного в романе, как и в реальной жизни.
Не отстает от друга и Пьер Безухов - человек неуклюжий и на первый взгляд не привлекательный. Получив большое состояние в наследство от отца, он мог бы прожигать жизнь, посещая светские рауты и не выходя за рамки своего комфорта. Однако со временем мы видим, что в этом персонаже просыпается патриотический дух. Он не может оставаться в стороне. Несмотря на то, что Пьер человек не военный по натуре, он хочет внести свой вклад в освобождение народа. Автор характеризует его, как истинно русского человека, который не может жить частными интересами и тянется к народу. Свой посильный вклад в освободительную войну вносят и Наташа Ростова с Марьей Болконской. Обе они не поддаются всеобщей панике покинуть Москву, а, наоборот, остаются, чтобы помогать раненным.
Таким образом, мы видим, что передовые слои дворянства, наравне с простым народом прониклись духом патриотизма. Возьмем, к примеру, купца Феропонтова, который бесплатно раздавал свой товар русским солдатам, чтобы как-то поддержать в них боевой дух и улучшить их положение. Или же простого мужика Тихона Щербатого, который организовывал крестьянские отряды, чтобы помочь основной армии. Но все же самым героическим поступком жителей Москвы стало сожжение столицы и части Смоленска. Люди собственноручно сожгли все то, что создавалось веками, и по крупицам было собрано их предшественниками, лишь бы не отдать свою страну врагу. Вот где истинный патриотизм! Вот, что автор хотел донести до современного читателя спустя века!
Я думаю, когда Толстой работал над своим гениальным романом, он в душе восхищался народным духом, несокрушимостью нации и силой ее нравственного воспитания. Защищая свои дома, семьи и города, русские люди показали удивительную стойкость духа и способность к самопожертвованию. Своим характером и силой противостояния они вызвали у французских захватчиков поначалу удивление, а затем страх. Нет в русской литературе другого произведения, настолько убедительно изображающего мощь и величие русского народа. Поэтому, можно смело утверждать, что тема патриотизма в романе «Война и мир» на самом первом месте.

Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого "Война и мир» "Война и мир» - величайшее произведение ми­ровой литературы. Создавался он с 1863 по 1869 гг. В ро­мане более 600 действующих лиц. Судьбы героев просле­живаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны. И хотя Толстой именно мирную жизнь считает настоящей жизнью людей, в центре повествования - рассказ об Отечественной войне. Толстой ненавидел вой­ны, но эта война со стороны России была освободитель­ной, Россия отстаивала свою независимость, русские люди защищали свое отечество. Естественно, поэтому автор за­трагивает в своем романе проблему патриотизма, но рас­сматривает ее неоднозначно. Он доказывает, что в дни, тя­желые для России, большинство русских людей проявляли подлинный и мужество, защищая родину. Но были и такие - их меньшинство, - кто только играли в патриотизм и мужество.

Это ненавистное Толстому светс­кое общество, завсегдатаи салонов Шерер, Курагиной, Бе-зуховой. Их так называемый патриотизм выразился в том, что они перестали говорить по-французски, на стол у них не подавались французские блюда, а в салоне Элен и от этого не отказались и сочувствовали Наполеону. Были люди, подобные Борису Трубецкому, которые делали карь­еру в дни страданий отечества. Толстой противопоставляет этой кучке лжепатриотов истинных сынов отечества, для который в годину испытаний главным была родина. Народ и лучшая часть дворянства, в понимании Толстого, состав­ляли нацию.

В дни войны свою истинную любовь к родине проявили дворяне Болконские, Ростовы и многие другие. На свои средства снаряжали ополчение, сын Болконского, Андрей, отправился в действующую армию, не желая быть адъютантом. Пьер Безухов остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Но этого ему не удается. На батарее Раевского он помогает батарейцам. Жители Москвы покидают и сжи­гают город. Когда старик Болконский провожает сына, он говорит, что если Андрей поведет себя подло, ему будет горько и стыдно.

Наташа отдает подводы для раненых. Княжна Болконская не может оставаться в имении, захва­ченном врагами. Толстой рассказывает о настроении, которое владело солдатами. Накануне Бородинского сражения солдаты на­дели чистые рубахи, потому что шли на священный смерт­ный бой за Россию. Они отказались от лишней порции вод­ки, так как не хотели быть одурманенными. Они говори­ли: "Всем миром навалиться хотят, один конец сделать хотят. Писатель показывает, как сражались солдаты ба­тареи Раевского.

Пьера поражала будничность, с которой они в этих страшных условиях выполняют свой долг. Тол­стой считает, что Бородинское сражение было нравственной победой русской армии. Русские не уступили. Стойкость и мужество, проявленные защитниками Москвы в Бородинс­ком сражении, питались именно чувством патриотизма. Пьер беседует с князем Андреем. Князь Андрей настоен чрезвычайно зло: "Французы - враги твои и мои. Они при­шли, чтобы уничтожить Россию.

Война - это мерзость, но русские вынуждены вести эту войну, а Наполеон пришел, как захватчик, врага нужно уничтожить, тогда уничтожит­ся и война». Толстой прекрасно рисует партизанскую войну. Восхи­щается тем, что десятки Карпов и Власов, вооружившись вилами и топорами, шли на захватчиков. Иронизирует по поводу того, что Наполеон возмущен войной не по прави­лам. Дубина народной войны поднялась и гвоздила фран­цузов, пока не изгнала последнего захватчика.

Партизанс­кое движение было самым ярким проявлением патриотиз­ма всего народа. Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: "Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли... Когда Россия боль­на, ей нужен свой человек». Кутузов был подлинно народным полководцем, он по­нимал солдат, их нужды, настроение, потому что любил свой народ. Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчай­шую ответственность и приказывает отступить.

В этом при­казе - подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Мос­квы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла срав­ниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России. После того как Наполеона вытеснили за русские грани­цы, Кутузов отказывается воевать за пределами России. Он считает, что русский народ выполнил свою миссию, изгнав захватчика, и незачем более проливать народную кровь.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Сочинение Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Толстого «Война и мир» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Проза Война и мир. Том первый История создания романа "Война и мир" Анализ текста Психологические приемы, использованные в романе Наташа Ростова после смерти князя Андрея Критика о романе "Война и мир" Н. Н. Страхов Н. А. Бердяев В. В. Вересаев Темы сочинений "Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого" "Дети в изображении Л. Толстого" "Познавательные сказки Л. Н. Толстого" "Рассказы Льва Толстого о животных" "Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны"
    "Война и мир" - роман Льва Николаевича Толстого - национальная эпопея, посвященная героизму русских людей в Отечественной войне 1812 г., подвигу, совершенному народом. Еще описывая Шенграбенское сражение один из главных эпизодов кампании 1805 г., Толстой показал подвиг капитана Тушина и солдат его батареи. Капитан Тушин - рядовой офицер, человек, олицетворяющий народную мудрость и простоту. Во время боя он бесстрашно руководит бомбардировкой, показывая пример мужества солдатам, свято выполняя свой воинский долг. Капитан Тимохин
    Патриотическая тема в романе-эпопее. Тема освободительной войны 1812 г. вводит в повествование романа-эпопеи Л. Н. Толстого тему истинной любви к своей Родине. Страшные страницы истории проверяют на прочность каждого героя "Войны и мира". На страницах произведения автор показывает всю мощь порыва "скрытого патриотизма" русского народа. Истинный патриотизм. Помыслы всех истинных сынов своего отечества, вне зависимости от социальной принадлежности, были нацелены только на освобождение своей страны от нашествия французов. К этой цели
    Сила народная - сила могучая. Н. А. Некрасов Одна из любимых мыслей Л. Н. Толстого в "Войне и мире" - мысль о том, что частная жизнь людей подчинена великим событиям исторической жизни народа и определяется этими событиями. Толстой уверен, что никакая, даже незаурядная, личность не способна сыграть выдающуюся роль в истории, если она оторвана от народа. Стремление стать над народом и руководить им, не считаясь с его интересами, не понимая его отношения к
    Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого "Война и мир» Один из основных вопросов, который волнует Толстого, - вопрос о патриотизме. и героизме русского народа - рассмот­рен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на собы­тия сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит о своем романе и о верных сынах Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины, о
    «Я старался писать историю народа»,- говорил Л. Н. Толстой о своем романе «Война и мир». И это не просто фраза: великий русский писатель действительно изобразил в произведении не столько отдельных героев, сколько весь народ в целом. «Мысль народная» определяет в романе и философские Взгляды Толстого, и изображение исторических событий, конкретных исторических деятелей, и нравственную оценку поступков героев. Какая сила движет народами? Кто является творцом истории - личность или народ? Такие вопросы
    1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой. 2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе? А. Толстой в 1930-е годы увидел в

Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой, кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые — патриоты по сути — отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю.

В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. "Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова. По распоряжению графа Растопчина, по Москве расклеиваются глупые «афишки», призывающие жителей города не оставлять столицы, а затем, Растопчин, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах — иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и "приехали нас учить — славные учителя!"

Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: «…наибольших для себя выгод и удовольствий… Трутневое население армии». К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.

Берг в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Борис Друбецкой, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением воз-буждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти ».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеется, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо.

Перед Бородинским сражением ополченцы надевают белые рубахи, готовясь стоять насмерть. Защитники батареи Раевского погибают все, но никто не отступил, никто не бросил позиции. Полк князя Андрея Болконского восемь часов стоял под артиллерийским огнем, две трети солдат и офицеров погибло, но они до конца проявляли выдержку и мужество.

Живое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот. «Тащи все, ребята, не оставляй французам!» — кричит он русским солдатам. А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк. И что заставляет его, обеспеченного аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувство обеспокоенности за судьбу своей страны, желание помочь в общем горе.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество в опасности». А его сестра Наташа освобождает подводы для раненых, хотя без семейного добра она останется бесприданницей.

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.