Когда умер валентин григорьевич. Основные события жизни В



Р аспутин Валентин Григорьевич – русский прозаик, классик русской литературы, выдающийся представитель так называемой «деревенской прозы», общественный деятель, член Союза писателей СССР.

Родился 15 марта 1937 года в посёлке городского типа Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье Григория Никитича (1913-1974) и Нины Ивановны (1911-1995) Распутиных. Детские годы будущего писателя прошли в селе Аталанка, в 400 км от Иркутска. В 1954 году окончил среднюю школу. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета, в течение ряда лет – до того, как стать профессиональным писателем, – работал журналистом в Сибири. Жил в Москве и в Иркутске.

Его творчество во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов «Я забыл спросить у Лёшки» (1961), за которым последовали «Край возле самого неба» (1966) и «Человек с того света» (1967). Основное место действия его произведений – Приангарье: сибирские деревни и посёлки. Повесть «Деньги для Марии» (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность. Следующая повесть «Последний срок» (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е годы). К нему также относятся сборник рассказов «Вверх и вниз по течению» (1972), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976) – вершина творчества писателя. Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть «Пожар» (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х годов, окрашенных в апокалиптические тона.

В 1967 году он стал членом Союза писателей СССР.

В.Г.Распутин в 1970-х годах изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У.Фолкнером и Г.Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси «земля» – «небо» – как система восходящих окружностей: от «житейской круговерти» до «вечного круговорота жизни» и круговращения небесных светил. В своём творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.

Главная героиня повести «Последний срок» – умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо её детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил её уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны).

«Последний срок» – элегический пролог трагедии, которую запечатлевает В.Г.Распутин в повести «Живи и помни» (1974; Государственная премия, 1977): старуха Анна и её непутевые дети всё же собираются в её «последний срок» под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в «Живи и помни», относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания – волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настёне, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку – преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настёна – подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настёна – венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести – уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в «Последнем сроке» предстает изба Анны. Самоубийство Настёны, уносящей с собой в глубокие воды ещё одну народившуюся жизнь: ребёнка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика.

Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матёрой» (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести – история затопления расположенного на острове сибирского села Матёры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матёра (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, – символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый посёлок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни – крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев – Павел – навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настёне он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это – погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.

Девять лет спустя в повести «Пожар» (1985) В.Г.Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира – на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, – уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти «простоту смысла жизни». Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда – эстетическая двойственность стиля «Пожара», в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками «кочевого» быта леспромхоза.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения писателю Распутину Валентину Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Эти же публицистические интонации становятся всё более ощутимы в прозе В.Г.Распутина второй половины 1980-х – 1990-х годов. Аляповато-лубочное изображение в рассказах «Видение», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «Новая профессия» (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как «Нежданно-негаданно» (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля В.Г.Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.

По произведениям В.Г.Распутина поставлены фильмы: «Уроки французского» (1978), «Прощание», «Продаётся медвежья шкура» (оба – 1980), «Живи и помни» (2008).

В последние годы В.Г.Распутин занимается в основном публицистикой, пишет статьи. В 2004 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000).

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников «поворота северных рек». В 1989-1991 годах депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А.Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу».

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР В.Г.Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. В 1990-1991 годах член Президентского совета СССР.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1984, 14.03.1987), орденами Трудового Красного Знамени (1981), «Знак Почёта» (1971), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (08.03.2007) и 4-й (28.10.2002) степени, Александра Невского (1.09.2011), медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2012), премии Президента РФ (2003), премии Правительства РФ (2010), премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премии имени Л.Н.Толстого (1992), премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994), премии имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1996), премии Александра Солженицына (2000), литературной премии имени Ф.М.Достоевского (2001), премии имени Александра Невского «России верные сыны» (2004), Всероссийской литературной премии имени С.Т.Аксакова (2005), премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (2005, Китай), премии Международного фонда единства православных народов (2011), премии «Ясная Поляна» (2012).

Почётный гражданин Иркутска (1986) и Иркутской области (1998).

Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Отец – Распутин Григорий Никитич (1913–1974). Мать – Распутина Нина Ивановна (1911–1995). Супруга – Распутина Светлана Ивановна (1939 г. рожд.), пенсионер. Сын – Распутин Сергей Валентинович (1961 г. рожд.), преподаватель английского языка. Дочь – Распутина Мария Валентиновна (1971 г. рожд.), искусствовед. Внучка – Антонина (1986 г. рожд.).

В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался – в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом –у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве не помышлял –видно, не пришел еще срок.

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет…

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Л?шки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. До больницы он не дотянул. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Л?шкой...

В это же время в альманахе «Ангара» стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» (1966) о тафаларах – маленьком народе, живущем в Саянах.

Лучшие дня

Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними же он поехал на Читинское совещание молодых писателей, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал «крестным отцом» молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и заинтересовали широкий круг читателей «от Москвы до самых до окраин». Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес. В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она – неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя.

Василиса не простила давней обиды мужу, взявшемуся как-то по пьянке за топор и ставшего виновником гибели их так и не родившегося ребенка. Сорок лет прожили они рядом, но не вместе. Она – в доме, он – в амбаре. Оттуда ушел на войну, туда же и вернулся. Василий искал себя на приисках, в городе, в тайге, он так и остался подле жены, сюда же привел и хромоногую Александру. Сожительница Василия пробуждает в ней водопад чувств – ревность, обиду, злость, а позже – принятие, жалость и даже понимание. После того как Александра ушла искать сына, с которым их разлучила война, Василий по-прежнему оставался в своем амбаре, и только перед самой смертью Василия Василиса прощает его. Василий и видел, и чувствовал это. Нет, она ничего не забыла, она простила, сняла с души этот камень, но осталась тверда и горда. И это мощь русского характера, познать который не суждено ни врагам нашим, ни нам самим!

В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.

В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей. И у нас тоже есть дети. И пока мы помним о своих корнях, имеем право называться Людьми. Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. Все остальное – менее важно. Работа, успехи, связи, по сути своей, не могут быть определяющими, если ты потерял нить поколений, если забыл, где твои корни. Вот и в этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя, независимо, живо оно или нет. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, едва ли не порвавших тонкую ниточку взаимосвязи, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В «Прощании с Мат?рой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи. Казалось бы, чем знамениты эти необразованные сибирячки, которым за долгие годы жизни то ли не удалось, то ли не захотелось повидать большой мир? Но их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Старухи Распутина – особая стать. Сильные духом и крепкие здоровьем, эти русские бабы – из породы тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это они рожают русских богатырей и их верных подруг. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля-матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу. Даже обижаясь и презирая, они созидают, а не разрушают. Но вот пришли иные времена, которым противостоять старики не в силах.

Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Мат?ра. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для молодежи это, возможно, и был счастливый выход в большую жизнь, для стариков – погибель. А по сути, – судьба страны. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков – Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета.

Распутин не срывается на обличительство и критиканство, не становится трибуном и глашатаем, призывающим к бунту. Он не против прогресса, он за разумное продолжение жизни. Его дух восстает против попрания традиций, против потери памяти, против отступничества от прошлого, его уроков, его истории. Корни русского национального характера именно в преемственности. Нить поколений не может, не должна быть прервана “иванами, родства не помнящими”. Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях.

В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей – это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, – тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания.

К Настене вернулся муж с фронта. Не героем – днем и по всей деревне с почетом, а ночью, тихо и крадучись. Он – дезертир. Войне уже виден конец. После третьего, очень сложного ранения он сломался. Вернуться к жизни и вдруг умереть? Не смог он перешагнуть этот страх. У самой Настены война отняла лучшие годы, любовь, ласку, не позволила ей стать матерью. Случись что с мужем – захлопнется перед ней дверь в будущее. Скрываясь от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается. Настена в отчаянии бросается в Ангару.

Душа рвется на части от боли за нее. Кажется, вместе с этой женщиной под воду уходит весь мир. Нет более красоты и радости. Не взойдет солнце, не поднимутся в поле травы. Не зальется трелью лесная птица, не зазвучит детский смех. Ничего живого не останется в природе. Жизнь обрывается на самой трагической ноте. Она, конечно, возродится, но без Настены и ее неродившегося ребенка. Казалось бы, судьба одной семьи, а горе – всеобъемлющее. Значит, есть и такая правда. И главное – есть право ее отображать. Отмолчаться, спору нет, было бы проще. Но не лучше. В этом глубина и драматизм философии Распутина.

Он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка – кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.

Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. На генном уровне, с молоком матери передают они следующим поколениям накопленный опыт, душевную щедрость и стойкость. Такое достояние богаче банковских счетов, престижнее должностей и особняков.

Простой русский дом – та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.

Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар». Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. Особенно во времена, когда в «герои» выдвинулись новые русские буржуа, братки и олигархи.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения – политика не его удел.

Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам.

Немало наших именитых современников в литературе, кинематографе, на эстраде и в спорте родом из Сибири. Силу и свой искрометный талант впитали они из этой земли. Распутин подолгу живет в Иркутске, каждый год бывает в своей деревне, где родные люди и родные могилы. Рядом с ним родные и близкие по духу люди. Это жена – верный спутник и самый близкий друг, надежный помощник и просто любящий человек. Это дети, внучка, друзья и единодумцы.

Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб – с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина – незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.

Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

Хронологическая таблица Распутина расскажет о жизни и творчестве известного русского писателя, общественного деятеля, публициста.

Материал познакомит с датами окончания школы, учёбы в Иркутском университете, местами работы и проживания писателя. С помощью таблицы можно узнать о первых публикациях Валентина Григорьевича, о датах выхода в свет его повестей и рассказов. Повесть «Живи и помни» получила Государственную премию. В начале двухтысячных годов издаётся сборник сочинений писателя. В 2010 году его кандидатуру выдвигали на Нобелевскую премию. Так вышло, что дата рождения и смерти Распутина совпали, это 15 марта. Похоронен писатель на родине, в городе Иркутске.

Основные даты жизни и творчества Распутина Валентина Григорьевича помогут самостоятельно закрепить пройденный материал, подготовиться к проверочной работе.

1937 год, 15 марта – родился в районном посёлке Усть-Уда Иркутской области.Отец писателя был крестьянином, работал в леспромхозе, мать – домохозяйка.

1954 – оканчивает школу и поступает на первый курс историко-филологического факультета Иркутского университета.

1955 – знакомство с Александром Вампиловым, поступившим на первый курс историко-филологического факультета ИГУ.

1957 – Распутин начинает работать внештатным корреспондентом газеты “Советская молодежь”.

1958 – в газете “Советская молодежь” Распутин печатает статьи, зарисовки, репортажи, критические корреспонденции о студенческой жизни, о деятельности пионерских дружин, о работе милиции, о жизни школы;
печатается в соавторстве с Р.Градом, М.Ворониным, под псевдонимом Р.Валентинов, но чаще всего под собственным именем – В.Распутин.

1959 – заканчивает пятый курс историко-филологического факультета ИГУ;
работает в газете “Советская молодежь”. Под газетными публикациями появляется псевдоним В.Каирский.

1961 – в альманахе “Ангара” впервые опубликован рассказ Распутина (“Я забыл спросить у Лешки…”);
Распутин увольняется из редакции газеты “Советская молодежь” и поступает на должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения;
в газете “Советская молодежь” (12 февраля, 17 сентября), в альманахе “Ангара” начинается публикация рассказов и очерков будущей книги “Край возле самого неба”.

1962 – Распутин увольняется с Иркутской студии телевидения и работает в редакциях разных газет («Советская молодежь”, “Красноярский комсомолец”, “Красноярский рабочий” и др.)

1962, август – Распутин принят на должность литсотрудника газеты “Красноярский рабочий” в Красноярске.

1964 – в газете “Восточно-Сибирская правда” опубликован рассказ “Человек с этого света”.

1965 – в альманахе “Ангара” опубликован рассказ “Человек с этого света”;
Распутин принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей, встречается с В. Чивилихиным, отметившим талант начинающего автора;
в газете “Комсомольская правда” опубликован рассказ “Ветер ищет тебя”;
в журнале “Огонек” напечатан очерк “Разъезд Стофато”.

1966 – в Красноярске выходит книга очерков “Костровые новых городов”.

1967 – публикуется повесть “Деньги для Марии”, принесшая писателю известность;
Распутин принят в Союз писателей СССР.

1968 – писателю присуждена комсомольская премия имени И.Уткина.

1969 – начало работы над повестью “Последний срок”.

1971 – поездка в Болгарию в составе клуба советско-болгарской молодежной творческой интеллигенции. В Новосибирске (Западно-Сибирское книжное издательство) в серии “Молодая проза Сибири” выходит книга “Последний срок” с послесловием С.Викулова, принесшая Распутину всемирную известность.

1974 – выходит в свет повесть “Живи и помни” (Государственная премия, 1977).

1976 – выходит повесть “Прощание с Матёрой”;
Распутин совершает поездку в Финляндию с прозаиком В. Крупяным по приглашению шведского семинара по вопросам литературы и культуры;
едет в Федеративную Республику Германии совместно с Ю.Трифоновым на книжную ярмарку во Франкфурте-на-Майне.

1977 – в Московском театре им. М.Н.Ермоловой ставится спектакль “Деньги для Марии” по одноименной повести;
в МХАТе поставлен спектакль “Последний срок” по пьесе В.Распутина.

1978 – Распутин принимает крещение в Ельце;
на экраны страны выходит телевизионный фильм К.Ташкова “Уроки французского” по одноименной повести Распутина.

1979 – поездка во Францию.

1981 – Распутин награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1983 – поездка в ФРГ на встречу, организованную клубом “Интерлит-82”.

1984 – поездка в Мексику по приглашению Института изящных искусств.

1985 – поездка в Канзас-Сити (США) по приглашению университета. Чтение лекций о современной прозе.

1986 – поездка в Болгарию, Японию, Швецию.

1987 – пребывание в Западном Берлине и в ФРГ в составе делегации, изучающей проблемы экологии и культуры.

1994 – выступление на Всемирном русском соборе “Путь спасения”.

1995 – решением Иркутской городской Думы Распутину присвоено звание “Почетный гражданин города Иркутска”.

1997 – В.Распутину и Г.Галазию присуждена премия Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного “За веру и верность”;
выходит двухтомник избранных произведений В.Распутина.

1999 – состоится выступление “Унесенному – прощай?” в Италии на Международной конференции по проблемам современного мира и прогнозам на будущее.

2000 – присуждена премия Фонда Солженицына “Братство консерваторов”.

2002 – в издательстве “Янтарный сказ” (Калининград) выходит двухтомник собрания сочинений Распутина;
на праздновании Первых Международных Дней Ф.Достоевского в Эстонии В.Распутину присуждена первая премия Ф.Достоевского;
Распутин принимает участие во Всемирном Русском Народном Соборе.

Среди наиболее известных прозаиков ушедшего столетия можно назвать и такого знаменитого автора, как Валентин Распутин. Краткая биография каждого великого человека начинается с описания его детства.

Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда (нынешняя Иркутская область). Затем семья переехала в другой посёлок. Однако и оттуда Валентин Григорьевич был вынужден уехать, чтобы продолжить образование. После окончания школы будущий писатель поступил на историко-филологический факультет, став студентом Иркутского государственного университета.

Писательский талант проявился у Распутина ещё в студенческие годы. Валентин Григорьевич работал внештатным сотрудником молодёжной газеты. Уже тогда один из его очерков заставил обратить на себя внимание редактора.

В конце 1970-х годов Распутин начала работу в Восточно-Сибирском книжном издательстве, став одним из членов редакционной коллегии для серии «Литературные памятники Сибири». Через несколько лет Валентин Григорьевич вошёл в редакционную коллегию журнала «Роман-газета».

Последние годы жизнь писателя были непростыми. Летом 2006 года в автокатастрофе погибла дочь Валентина Григорьевича. Мария Распутина была органисткой. В 2012 году писатель овдовел. За 2 дня до своего 78-летнего дня рождения писатель был госпитализирован, а через сутки скончался.

Социально-политические изменения в стране не смогли оставить равнодушным советского писателя. В годы «перестройки» Валентин Григорьевич начал общественно-политическую борьбу. Распутин осуждал новый строй, пришедший на смену советской идеологии. Он был в числе некоторых других литераторов, подписавших «Письмо писателей России». Послание было адресовано Верховному Совету СССР. Валентину Распутину принадлежит идея выхода России из состава СССР. В 1989 и 1990 годах писатель был народным депутатом.

Несмотря на все усилия, СССР прекратил своё существование. Распутин искренне раскаивался в том, что начал политическую борьбу. Он считал, что то время, которое он посвятил борьбе за сохранение прежней идеологии, было временем, потраченным напрасно. Однако общественно-политическая деятельность писателя на этом не была окончена. В середине 90-х Распутин стал одним из инициаторов создания Православной гимназии для девочек.

Конфликт взглядов

Кроме этого, писатель принял участие в издании православно-патриотической газеты. Религиозные взгляды не мешали Валентину Григорьевичу быть ярым сторонником коммунистической партии. Писатель открыто поддерживал Зюганова.

Распутин положительно оценивал политику Сталина и не имел никаких негативных ассоциаций, связанных с этим политическим деятелем. Образ генералиссимуса Распутин связывал с победой в Великой Отечественной войне. Забыть о Сталине в день празднования 65-ой годовщины победы писатель считал огромным неуважением к памяти великого вождя.

Творчество писателя

Произведения Валентина Распутина отличаются небольшим объёмом и доходчивостью изложения. Писатель предпочитал создавать краткие и ёмкие повести о жизни современной ему деревни. Во многих произведениях Валентина Григорьевича читатель замечает негативное отношение к городской жизни. Родившийся и выросший в деревне автор был уверен в том, что деревенские жители отличаются более высокой нравственностью. В селе ничего невозможно скрыть от односельчан. В городе человек предоставлен самому себе, что приводит его к искушению отступать от моральных норм.

“Пожар”

Повесть рассказывает о пожаре, который произошёл на складе в деревне Сосновка. Иван Петрович Егоров, один из главных героев повести, участвует в тушении пламени вместе с другим односельчанами. Борьба с огнём не мешает Ивану Петровичу размышлять о жизни. Он вспоминает, какими бескорыстными и приветливыми были жители его родной деревни. Когда-то и Сосновка ему нравилась. После появления в посёлке архаровцев жизнь кардинально изменилась. Многих односельчан Егорова теперь не интересовало ничего, кроме пьянства. В Сосновке появилось воровство. Люди стали жестокими и корыстными.

В повести «Пожар» автор делится своими переживаниями и мыслями о грядущем. Несмотря на то, что людей, подобных Егорову, в стране немало, возврата к прежним ценностям уже не будет. Работа на благо потомков не приносит радости. Отныне каждый хочет жить здесь и сейчас и трудиться только ради личного счастья.

“Живи и помни”

Сельская девушка Настёна рано осиротела и воспитывалась в семье тётки, где не знала ни ласки, ни простого человеческого к себе отношения. Настёна мечтает выйти замуж, чтобы обрести всё то, чего ей не досталось в детстве. Но и в замужестве девушка не находит долгожданного счастья. В семье Андрея и Настёны Гуськовых нет детей, в чём муж постоянно обвиняет жену.

Распутин рассказывает о нелёгкой судьбе сельской женщины, её ежедневном непосильном труде, к которому она приучена с ранних лет. Настёна олицетворяет собой покорность, присущую сотням таких же деревенских девушек, как она. Главная героиня, никогда не любившая мужа, самоотверженно скрывала Андрея-дезертира. Судьба подарила Гуськовым долгожданного ребёнка, который, однако, не принёс счастья ни отцу, ни матери. У Настёны остаётся два пути: или солгать, что ребёнок зачат не от мужа и покрыть себя позором, или признаться в том, что всё это время «предатель» находился поблизости. Не имея никакого выхода из положения, молодая женщина выбирает смерть.

“Прощание с Матёрой”

Строительство гидроэлектростанции требует затопления острова Матёра с расположенным на нём посёлком. Молодёжь давно покинула Матёру. Деревня населена преимущественно представителями старшего поколения. Пожилые люди хотят закончить свою жизнь в родной деревне и быть похороненными на местном кладбище, где покоится прах их предков. Дарья Пинигина, одна из жительниц Матёры, уверена в том, что если она и её односельчане допустят затопление кладбища, всех их после смерти будут судить умершие родственники. Старшее поколение не желает приспосабливаться к новой жизни в городе, к городским квартирам. Дарья поднимает восстание против «пришельцев», решивших затопить её родную деревню.

В повести Распутина противопоставлены два мира: дореволюционный, ещё не успевший исчезнуть до конца, и новый, ещё не вступивший в свои права. Каждый из этих миров по-своему прав. Старики Матёры всего лишь мечтают умереть в родной деревне. Им не нужны благоустроенные квартиры. Те же, кто запланировал строительство гидроэлектростанции, не имеют возможности ждать, пока остров опустеет. Прогресс движется вперёд. Городу необходима электроэнергия. Конфликт остаётся неразрешимым. Будущее не может быть построено на одних традициях. Но и без прошлого нельзя продолжать свой путь.

В 1966. На Читинском семинаре молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока (1965) отмечен талант Распутина, он рекомендован в Союз писателей СССР. Большой успех у читателей получила первая повесть Распутина «Деньги для Марии». Критика отметила ее как переход Распутина от «таёжной романтики и поэтизации сильных характеров в их таинственном единстве с природой» к глубокому психологизму, который будет затем сопутствовать всему дальнейшему творчеству писателя. Распутин будет испытывать своих героев, подвергая их в каждой повести проверке совестью, деньгами, любовью к матери, верностью к дому и стране, отношением к миру и природе. Повесть «Последний срок» (1970) принесла Распутину всемирную известность. С начала 1970-х повести и рассказы Распутина выходят в многочисленных издательствах страны, переводятся на языки всех республик (ныне – «ближнего зарубежья»), выходят во многих европейских странах, в Японии, США. В 1977 за повесть «Живи и помни» Распутину присуждена Государственная премия СССР, в 1987 Государственная премия присуждена за повесть «Пожар». Распутин – член Правления Союза писателей СССР и РСФСР (с 1985), неоднократно избирался секретарём того и другого союзов, с 1994 – сопредседатель Правления Союза писателей России. В 1980-1990-е много работает в жанре публицистики, пишет очерки-размышления о судьбе заветных уголков Сибири. Его книга «Сибирь, Сибирь...» (1991), иллюстрированная снимками иркутянина Б. В. Дмитриева, стала тотчас же по выходе в свет библиографической редкостью. Избирался депутатом Верховного Совета СССР последнего созыва, был советником в Президентском совете при М. С. Горбачеве. Член редколлегий многих газет и журналов, входил в руководящие органы общественных движений, деятельность которых посвящена возрождению России. Инициатор и вдохновитель проведения в Иркутске ежегодных Дней русской духовности и культуры « » с 1994.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011

Жил и работал в Иркутске и Москве. 12 марта 2015 был госпитализирован, находился в коме. Умер 14 марта 2015.

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990 год|1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение 43-х «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».

2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:

«В последние годы под знаменами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище - многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну. Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».

Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1989-1990 - народный депутат СССР.

Летом 1989 на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР.

В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил:

«Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».

В Иркутске Распутин содействует изданию газеты «Литературный Иркутск».

В 2007 Распутин выступил в поддержку Зюганова.

Семья

Отец - Григорий Никитич Распутин (1913–1974), мать - Нина Ивановна Распутина (1911–1995).

Супруга - Светлана Ивановна (1939–2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского , родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа. Умерла 1 мая 2012 в возрасте 72 лет.

Дочь - Мария Распутина (8 мая 1971 – 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории. Погибла 9 июля 2006 в результате авиакатастрофы , произошедшей в аэропорту , в возрасте 35-ти лет.

Сын - Сергей Распутин (1961), преподаватель английского языка.

Сочинения

Повести

  1. Деньги для Марии (1967)
  2. Последний срок (1970)
  3. Живи и помни (1974)
  4. Прощание с Матёрой (1976)
  5. Пожар (1985)
  6. Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

Рассказы и очерки

  1. Я забыл спросить у Алёшки... (1965)
  2. Край возле самого неба (1966)
  3. Костровые новых городов (1966)
  4. Вверх и вниз по течению (1972)
  5. Уроки французского (1973)
  6. Век живи – век люби (1982)
  7. Сибирь, Сибирь (1991)
  8. Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)

Экранизации

1969 - «Рудольфио», реж. Динара Асанова

1969 - «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) видео

1978 - «Уроки французского», реж. Евгений Ташков

1980 - «Прощание», реж. Лариса Шепитько b Элем Климов.

1980 - «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов.

1981 - «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская

2008 - «Живи и помни», реж. Александр Прошкин

Награды

Герой Социалистического Труда (1987), два ордена Ленина (1984, 1987), орден Трудового Красного Знамени (1981), орден Знак Почета (1971), орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007), орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002). Лауреат (1977, 1987) международной премии имени Фёдора Достоевского, премии Александра Солженицына «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращённости с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал », литературной премии имени Сергея Аксакова (2005). премии Правительства РФ (2010), Государственной премии России (2012). Почётный гражданин Иркутска (1986).

Память

Имя Валентина Распутина присвоено Научной библиотеке ИГУ .

В 2015 имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа».

В 2015 имя Валентина Распутина присвоено школе №12 в г. (Иркутская область), в марте 2016 на фасаде здания школы установлена мемориальная доска в честь писателя.

19 марта 2015 имя Валентина Распутина присвоено средней школе № 5 в г. Урюпинске (Волгоградская область).

Приложение. Валентин Распутин. Биографический очерк

«Родился я в трехстах километрах от ,- рассказывает писатель,- в , что на . Так что я - коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало» (Вопросы литературы. 1976. №9).

Детство Распутина прошло в низовьях , в небольшой деревне Аталанке, которая впоследствии была перенесена на берег . С 1944 по 1948 учился в Аталанской начальной школе, с 1948 по 1954 в Усть-Удинской средней школе.

В 1954 поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета .

«В Москве откровенно говорят о том, что не знают, как поступить с Восточной Сибирью. Об этом говорилось на недавнем форуме в Иркутске. Похоже, что нас собираются передать каким-то государствам: продают карту наших полезных ископаемых, чтобы те знали, где и что у нас добывать. Это не сказки, это точно. Тысячи китайцев переходят сюда, селятся, работают, обживаются. В Благовещенске уже не знают, куда от них деваться. Перспективы очень безрадостные... Игры в справедливость, разговоры о правах человека... Какие права человека - здесь людей с родной земли, с родных могил гонят!»

Литература

  1. Русское Устье // Распутин В. Сибирь… Сибирь… : очерки. - М., 1991. - С.221-264
  2. Распутин В. На Индигирке, рядом с океаном // Розовая чайка . - 1991. - № 1. - С.195-201.
  3. Распутин В. Писатель и время : Сб. документ. прозы. - М., 1989. - С.4-50.
  4. Распутин В. Русское Устье: Из книги «Сибирь, Сибирь…» // Наш современник . - 1989. - № 5. - С.3-40.
  5. Валентин Распутин. Дочь Ивана, мать Ивана. Повесть // статья из журнала «Наш современник». - 2003. - № 11.
  6. Чупринин С. Русская литература сегодня. Новый путеводитель. - М., 2009.
  1. У нас - Поле Куликово, у них - «поле чудес» : Валентин Распутин в беседе с Виктором Кожемяко //

Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину.