Кто такая айн рэнд. Американская писательница Айн Рэнд: биография, творчество, лучшие произведения и интересные факты из жизни

Айн Рэнд (Алиса Розенбаўм; 20 января (2 февраля) 1905, Санкт-Петербург – 6 марта 1982, New-york) – американская писательница и философ, создатель философского направления, которому она дала заглавие объективизм.

Алиса Розенбаўм родилась в семье фармацевта Залмана-Вольфа (Зиновия Захаровича) Розенбаума и его супруги, зубного техника Ханы Берковны, старшая среди 3-х дочерей (Алиса, Наталья и Нора). Скоро после рождения младшей дочери Норы в 1910 году Зиновий Захарович стал управлять большой аптекой Александра Клинге на Невском проспекте и Знаменской площади, и семья переехала в огромную квартиру на втором этаже дома над аптекой.

Уже в 1912 году Зиновий Захарович стал совладельцем, а в 1914 году – единоличным обладателем этой аптеки.

В 1917 году, после революции в России собственность Зиновия была конфискована и семья переехала в Крым, где Алиса окончила школу в Евпатории.

2 октября 1921 г. Алиса поступила в Петроградский институт на специальность “соц. преподаватель” на 3-х летний курс, который соединял воедино историю, филологию и право. В годы обучения она познакомилась с мыслями Фридриха Ницше, которые оказали на нее огромное воздействие. Закончила институт Алиса весной 1924 года, хотя многие источники неверно говорят, как будто она была исключена из-за “буржуазного происхождения”. В 1925 году в серии “Пользующаяся популярностью кино-библиотечка” отдельной книжкой вышла 1-ая печатная работа Алисы Розенбаўм “Поло Негры” – очерк творчества пользующегося популярностью кинофильма.

В 1925 году Алиса получила визу для поездки на учебу в США и поселилась в Чикаго у родственников собственной мамы. Ее родные остались в Ленинграде и погибли во время блокады в годы 2-ой мировой войны. Обе сестры также остались в СССР. Наталья Розенбаўм (1907-1945) закончила Ленинградскую консерваторию. Элеонора Розенбаўм (в замужестве Дробышева, 1910-1999) эмигрировала в США в 1973 году по приглашению Айн Рэнд, но скоро возвратилась, и до самой смерти жила в Санкт-Петербурге. 1-ая любовь Алисы – выпускник Ленинградского технологического института Лев Бекерман (1901-1937, Лео Каваленски в ее романе “Мы – живы”) был расстрелян 6 мая 1937 г.

Алиса осталась в США и начала работать статистом в Голливуде. Четыре готовые киносценария, которые она привезла из России, не заинтриговали американских кинопродюсеров. В 1929 году она вышла замуж за киноактера Фрэнка О’коннора (1897-1979), 13 марта 1931 года получила гражданство.

В 1927 г. студия, где работала Айн Рэнд, закрылась и до 1932 года писательница перебивается на различных временных работах: официанткой, торговцем газетных подписок. В 1932 году она смогла реализовать кинокомпании Universal Studios сценарий (Red Pawn) за 1500 долларов, что тогда было очень большой суммой. Эти средства позволили ей бросить работу и сосредоточиться на литературной деятельности.

Собственный 1-ый рассказ на английском языке “Супруг, которого я обрела” (The Husband I Bought) Рэнд написала в 1926 году, но опубликован он был исключительно в 1984 году.

В 1936 году в Америке, а в 1937 году в Англии вышел 1-ый роман Айн Рэнд “Мы – живы” (We the Living) о первых годах существования СССР. Писательница отдала роману много сил – произведение писалось практически 6 лет. Но критика посчитала “Мы – живы” слабым произведением, американские читатели также не показали большого энтузиазма к этой книжки. Но в 1942 году роман был экранизирован в Италии (Noi vivi), а суммарный тираж составил 2 миллиона экземпляров.

В 1937 году она написала маленькую повесть “Гимн” (Anthem), которая в 1938 году вышла в Англии. 2-ой большой роман – “Исток” (The Fountainhead) – появился в 1943 году, а 3-ий – “Атлант расправил плечи” (Atlas Shrugged) – в 1957. После “Атланта” Рэнд начала писать философские книжки: “Капитализм: неведомый эталон” (Capitalism: The Unknown Ideal, 1966), “Для нового интеллектуала” (For the New Intellectual, 1961), “Введение в эпистемологию объективизма” (Introduction to Objectivist Epistemology, 1979) и многие другие, также читала лекции в американских институтах.

Айн Рэнд умерла от рака легких 6 марта 1982 года и была похоронена на кладбище Кенсика в городке Валхала, штат New-york. Последователи философии Айн Рэнд и ее читатели составили у гроба писательницы цветы в виде знака доллара – $.

В собственных политических убеждениях Рэнд защищала неограниченный (laissez-faire) капитализм и считала единственной правомерной функцией страны защиту прав человека (в том числе прав принадлежности).

На Западе Айн Рэнд обширно известна как создательница философии объективизма, что основанна на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма с умственным обоснованием капиталистических ценностей в противовес пользующемуся популярностью в то время социализму. Исследованием и пропагандой литературного и философского наследства Айн Рэнд занимается ряд организаций в США и других странах.

Алиса Зиновьевна Розенбаум родилась в Санкт-Петербурге, в семье фармацевта Залмана-Вольфа (Зиновия Захаровича) Розенбаума (1869, Брест-Литовск - между 1941-1943, Ленинград) и его жены, зубного техника Ханы Берковны (Анны Борисовны) Каплан (1880, Санкт-Петербург - ноябрь 1941, Ленинград), старшей среди трёх дочерей (Алиса, Наталья и Нора). Зиновий Захарович служил управляющим аптек, принадлежащих сестре Анны Борисовны - Добруле Каплан и её мужу Иезекиилю Конгейму, где в 1904 году и познакомился со своей будущей женой - дочерью портного, владельца крупного предприятия по пошиву военной формы Бориса (Берки Ицковича) Каплана и фармацевта Розалии Павловны Каплан.

Вскоре после рождения младшей дочери Норы в 1910 году, Зиновий Захарович стал управляющим в крупной аптеке Александра Клинге на Невском проспекте и Знаменской площади, и семья переехала во вместительную квартиру во втором этаже особняка над аптекой. Третий этаж заняла семья другой сестры Анны Борисовны и её мужа - известного петербургского врача-гинеколога и учёного-медика Исаака Моисеевича Гузарчика (1864-?). Уже в 1912 году Зиновий Захарович стал совладельцем и в 1914 году единоличным владельцем этой аптеки, персонал которой теперь включал 6 провизорских помощников, 3 практикантов и нескольких ассистентов.

В 1917 году после революции в России собственность Зиновия Розенбаума была конфискована и семья переехала в Крым, где Алиса закончила школу в Евпатории.

2 октября 1921 года Алиса поступила в Петроградский университет по специальности «социальная педагогика» на трёхлетний курс, объединяющий историю, филологию и право. В годы учёбы познакомилась с идеями Фридриха Ницше, оказавшими на неё большое влияние. Закончила университет весной 1924 года. Некоторые источники ошибочно утверждают, что она была исключена из университета из-за «буржуазного происхождения». В 1925 году в серии «Популярная кино-библиотечка» отдельной книгой вышла первая печатная работа Алисы Розенбаум «Пола Негри» - очерк творчества популярной киноактрисы.

В 1925 году она получила визу для поездки на учёбу в США и поселилась в Чикаго у живших там кузенов своей матери. Её родители остались в Ленинграде и умерли во время блокады в годы Великой Отечественной войны. Обе сестры также остались в СССР. Наталья Зиновьевна Розенбаум (1907-1945) окончила Ленинградскую консерваторию. Элеонора Зиновьевна Розенбаум (в замужестве Дробышева, 1910-1999) эмигрировала в США в 1973 году по приглашению Айн Рэнд, но вскоре возвратилась в Советский Союз и до самой смерти жила в Ленинграде/Санкт-Петербурге. Первая любовь Алисы - выпускник Ленинградского технологического института Лев Борисович Беккерман (1901-1937, Лео Коваленский в её романе «Мы живые») был расстрелян 6 мая 1937 года.

Алиса осталась в США и начала работать статистом в Голливуде. Четыре готовых киносценария, которые она привезла из России, не заинтересовали американских кинопродюсеров. В 1929 году она вышла замуж за артиста кино Фрэнка О’Коннора (англ. Frank O"Connor, 1897-1979). 13 марта 1931 года она получила американское гражданство.

В 1927 году студия, в которой работала Айн Рэнд, закрылась и до 1932 года она перебивалась на разных временных работах: официанткой, продавщицей газетных подписок, а затем костюмершей на студии RKO Radio Pictures. В 1932 году ей удалось продать кинокомпании Universal Studios сценарий «Красной пешки» (англ. Red Pawn) за 1500 долларов, что на тот момент было очень большой суммой. Эти деньги позволили ей оставить работу и сосредоточиться на литературной деятельности.

Айн Рэнд умерла от рака лёгких 6 марта 1982 года. Похоронена на кладбище Кенсико в городе Валхалла, штат Нью-Йорк.

Литературное творчество

Свой первый рассказ на английском языке - «The Husband I Bought» - Рэнд написала в 1926 году, это был первый год её жизни в США. Рассказ не публиковался до 1984 года.

В 1936 году в Америке, а в 1937 году в Великобритании вышел первый роман Айн Рэнд «Мы живые» о жизни лишенцев в СССР. Роману Рэнд отдала много сил, она писала его на протяжении 6 лет. Но критика посчитала «Мы живые» слабым произведением, американские читатели также не проявили к этой книге большого интереса. Однако в 1942 году роман был экранизирован в Италии, а суммарный тираж составил 2 млн экземпляров.

В 1937 году она написала небольшую повесть «Гимн», которая в 1938 году вышла в Великобритании. Второй крупный роман «Источник» вышел в 1943 году, а третий - «Атлант расправил плечи» - в 1957. После «Атланта» Рэнд начала писать философские книги: «Капитализм: неизвестный идеал» (1966), «Для нового интеллектуала» (1961), «Введение в философию познания объективизма» (1979), «Новые левые: антииндустриальная революция» (1971), «Философия: кому она необходима» (1982), «Добродетель эгоизма» (1964) и многие другие, а также читать лекции в американских университетах.

Политические взгляды

В своих политических убеждениях Рэнд защищала неограниченный (laissez-faire) капитализм и минархизм, считала единственной правомерной функцией государства защиту прав человека (в том числе прав собственности).

20 октября 1947 года Рэнд в качестве свидетеля давала показания в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности в связи с фильмом «Песнь о России». В своих показаниях Рэнд расценила данный фильм как коммунистическую пропаганду. В целом она полагала, что преследование в связи с выражением коммунистических взглядов противоречит свободе слова, однако при этом считала, что государство вправе знать, кто является членом партии, пропагандирующей насилие для достижения политических целей. При этом она поддерживала частные меры для сокращения проникновения коммунистической идеологии в кино. Она говорила по этому поводу:

Восприятие наследия на Западе и в России

На Западе имя Рэнд пользуется широкой известностью, как создательницы философии объективизма, основанного на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма и являющегося интеллектуальным обоснованием капиталистических ценностей в противовес популярному в годы её активной писательской деятельности (1936-1982) социализму.

Её повесть «Anthem» стала источником вдохновения для Нила Перта, барабанщика канадской рок-группы «Rush», написавшего стихи к одноимённой песне.

Изучением и пропагандой литературного и философского наследия Айн Рэнд занимается ряд организаций в США и других странах. В первую очередь это Институт Айн Рэнд () в Ирвайне (Калифорния).

В России, несмотря на несколько переводов её романов, Рэнд до сих пор остаётся малоизвестным писателем и философом. Известными поклонниками Айн Рэнд в России являются экономист Андрей Илларионов, бизнесмен Евгений Чичваркин, писатель и журналист Юлия Латынина.

Книги

  • Айн Рэнд Атлант расправил плечи (в 3-х томах) = Atlas Shrugged. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 1364. - ISBN 978-5-9614-1430-1
  • Айн Рэнд Источник (в 2-х томах) = The Fountainhead. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 808. - ISBN 978-5-9614-1671-8
  • Айн Рэнд Мы живые = We the Living. - М.: «Альпина Паблишер», 2012. - С. 473. - ISBN 978-5-9614-1752-4
  • Айн Рэнд Добродетель эгоизма = The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 186. - ISBN 978-5-9614-1462-2
  • Айн Рэнд Возвращение примитива. Антииндустриальная революция = Return of the Primitive: The Anti-Industrial Revolution. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 352. - ISBN 978-5-9614-1480-6
  • Айн Рэнд Капитализм. Незнакомый идеал = Capitalism: The Unknown Ideal. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 424. - ISBN 978-5-9614-1471-4
  • Айн Рэнд Романтический манифест. Философия литературы = The Romantic Manifesto: A Philosophy of Literature. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 200. - ISBN 978-5-9614-1556-8
  • Айн Рэнд Искусство беллетристики = The art of fiction. - М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2011. - С. 319. - ISBN 978-5-17-076672-7
  • Айн Рэнд Муж, которого я купила = The husband I bought. - М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2011. - С. 319. - ISBN 978-5-271-38484-4
  • Айн Рэнд Подумай дважды = Think twice. - М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2012. - С. 319. - ISBN 978-5-271-38691-6
  • Айн Рэнд Концепция эгоизма. - Ассоциация бизнесменов Санкт-Петербурга, 1995. - 128 с. - (Памятники здравой мысли). - ISBN 5-85186-038-3
  • Айн Рэнд Гимн = Anthem. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - ISBN 978-5-9614-1696-1
  • Айн Рэнд Апология капитализма. - М.: «Новое литературное обозрение», 2003. - ISBN 5-86793-229-X
  • Айн Рэнд Атлант расправил плечи (в 3-х томах) перевод Костыгина Д.В. = Atlas Shrugged. - Санкт-Петербург: Культ-информ-пресс, 1997. - 1000 экз.

Статьи

Экранизации

Роман «Источник» был экранизирован в 1949 году, главную роль сыграл Гэри Купер. Роман «Мы живые» был экранизирован в 1942 и в 1986 годах, а экранизация романа «Атлант расправил плечи» вышла в 2011 году.. Было экранизировано три романа писательницы и несколько пьес, также Айн Рэнд была сценаристом фильмов «Любовные письма», которые получили четыре номинации на «Оскар» и «Ты один». Всего состоялось 11 экранизаций по произведениям и сценариям Айн Рэнд.

Сценарий компьютерной игры BioShock был создан на основе критического отношения создателей игры к философии Айн Рэнд. По сценарию игры основатель города Эндрю Райан (анаграмма имени писательницы Ayn Rand - And Ryan) воплощает идеи свободного рынка без внешнего вмешательства, что приводит к разрушению города.

Айн Рэнд (урожд. Алиса Зиновьевна Розенбаум) - американская писательница и философ.

Родилась в Санкт-Петербурге. Изучала философию и литературу в Петроградском государственном университете. Она росла в атмосфере художественного великолепия и православного наследия своего кумира Екатерины Великой. Она была первым ребенком в семье еврейского торговца Фронза, которого она обожала, и его надоедливой жены Анны, которую она ненавидела. Нареченная Алисой Розенбаум, Айн Рэнд была первой из трех дочерей. Она была прелестным ребенком, который научился читать и писать в возрасте четырех лет, в тот период, когда Троцкий, Ленин и Сталин занимались революционизированием ее родной страны. Хотя ее взгляды и были диаметрально противоположны философии той системы, в которой она росла, Айн Рэнд стала типичным продуктом этой системы. Она росла замкнутым ребенком, для которого книги были убежищем.

Она полюбила французские романы раньше, чем ей исполнилось десять лет, и Виктор Гюго стал ее любимым писателем. Она решила стать писателем, когда ей было девять, и сказала в классическом прометеевском стиле: "Я буду писать о том, кем людям следует быть, а не о том, кем они являются". Любимым романом Рэнд были "Отверженные", а одной из первых любимых героев была Цирус, бесстрашная героиня французских приключенческих романов.

Рэнд признает, что именно в этом раннем возрасте она начала мыслить вечными глобальными категориями и принципы стали важной частью ее размышлений. Она говорит: "Размышляя об идеях, я начала задавать себе вопрос почему?". И еще: "Я не помню происхождение своих историй, они приходили ко мне как целое". Описывая себя в детстве, Рэнд вспоминает, что она преклонялась перед героями. И продолжает: "Я была невероятно возмущена даже при намеке на то, что место женщины дома или что юные леди должны оставаться юными леди". Она говорит: "Я всегда была за интеллектуальное равенство, но женщины как таковые меня не интересовали".

Первая мировая война была трагедией для девятилетней Рэнд. Санкт-Петербург оказался в осаде, и большинство членов ее семьи было убито. Когда ей было двенадцать, свершилась русская революция, и ее отец потерял все. Он стал обыкновенным рабочим, борющимся за кусок хлеба на столе и за то, чтобы спасти семью от ненавистных красных. Это оставило неизгладимый отпечаток в сознании Рэнд. Когда она была подростком, впервые услышала коммунистическую доктрину: "Ты должен жить для страны", - это была одна из самых отвратительных концепций, какие она когда-либо слышала. С тех пор она посвятила свою жизнь доказательству ложности этой концепции. Рэнд утверждает, что когда ей было тринадцать, Виктор Гюго влиял на нее больше, чем кто бы то ни было, он находился на недосягаемой высоте над всеми остальными. Его сочинения зародили в ней веру в могущество печатного слова как эффективного средства для великих свершений. Рэнд говорит: "Виктор Гюго - это величайший писатель в мировой литературе... Человек не должен размениваться на меньшие ценности ни в книгах, ни в жизни".

Это и стало толчком к душевному порыву Рэнд писать романы эпического масштаба о героических свершениях. В возрасте семнадцати лет она открыто заявила шокированному профессору философии: "Мои философские взгляды пока не являются частью истории философии. Но они войдут в нее". Он поставил ей самую высокую оценку за ее уверенность в себе и упорство. Учившийся в колледже ее кузен читал Ницше, о котором Рэнд никогда раньше не слышала. Он дал ей одну из его книг, сопроводив пророческим замечанием: "Вот некто, кого тебе следует прочесть, потому что он станет источником всех твоих идей". Рэнд поступила в Ленинградский университет в шестнадцатилетнем возрасте и закончила его в 1924 году, когда ей исполнилось девятнадцать, по специальности история. Затем немного поработала в качестве музейного экскурсовода, перед тем как отправиться в Чикаго в двухнедельное путешествие. Она попрощалась с семьей, решив никогда не возвращаться. Рэнд вспоминает: "Тогда Америка казалась мне самой свободной страной в мире, страной индивидуальностей".

Рэнд приземлилась в Нью-Йорке, совершенно не говоря по-английски, вооруженная лишь печатной машинкой и немногими личными вещами, которые ее мать купила, продав фамильные драгоценности. Самая изобретательная русская иммигрантка выбрала себе имя Айн и проявила свои творческие способности, приняв в качестве фамилии название марки своей печатной машинки "Ремингтон Рэнд". После нескольких месяцев, проведенных в Чикаго, Рэнд отправилась в Голливуд с мыслью о карьере актрисы или сценариста для кинематографа. Она встретила великолепного молодого актера Фрэнка 0"Коннора, за которого вышла замуж в 1929 году. Отчасти романтическое приключение с 0"Коннором было вызвано тем, что срок ее визы катастрофически истекал. Их свадьба удовлетворила работников иммиграционных служб, которые оформили ей американское гражданство в 1931 году. Брак продлится пятьдесят лет, и Фрэнк станет ее другом, поверенным, редактором, но она никогда не возьмет его фамилию. Она всегда хотела стать знаменитой писательницей и решила оставить свою собственную фамилию как утверждение своего будущего, даже если этой прославленной в будущем фамилией оказалось название фирмы, производящей печатные машинки.

Рэнд начала писать и закончила свою первую пьесу, "Чердачные легенды", в 1933 году. В следующем году она была поставлена на Бродвее, где продержалась недолго. Что побудило Рэнд взяться за написание своего первого романа, "Мы - живые", опубликованного Макмилланом в 1936 году. Это была ее первая работа, осуждающая тоталитаристское государство и тех, кто пожертвовал бы собой во имя этого государства. Потом Рэнд погрузилась в свой первый великий роман "Источник", который она писала в течение четырех лет. Были времена, когда эта одержимая работой женщина проводила тридцать часов за печатной машинкой без единого перерыва на еду или сон.

Говард Рорк, главный герой "Источника", стал средством для выражения философской доктрины Рэнд. Рорк стал ее первым героем, представлявшим идеального мужчину. В основе романа лежала борьба добра и зла. Рорк олицетворял добро, а бюрократическая система - зло. Муж Рэнд сказал репортерам после того, как "Источник" стал сенсационным хитом: "Она абсолютно искренна... Она никогда не задавалась вопросом, придет ли к ней известность. Единственный вопрос заключался в том, сколько времени на это потребуется". Успех пришел быстро. Ко всеобщему восторгу, "Источник" был опубликован в 1943 году. В рецензиях многих серьезных критиков работа была оценена как выдающееся произведение. В обзоре книг за май 1943 года "New-York Times" назвала ее писателем огромной мощи с тонким простым умом и способностью писать блестяще, великолепно и резко. В течение 1945 года эта книга двадцать шесть раз попадала в список национальных бестселлеров, и Рэнд заказали сценарий для Гарри Купера. Она встала на свой путь.

В 1925 году получила визу для поездки на учёбу в США. В России, несмотря на несколько переводов её романов («Источник», «Атлант расправил плечи»), до сих пор остаётся малоизвестным автором. На Западе её имя пользуется широкой известностью, как создательницы философии объективизма, основанного на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма и являющегося интеллектуальным обоснованием капиталистических ценностей в противовес популярному в то время социализму. В своих политических убеждениях Рэнд защищала неограниченный (laissez-faire) капитализм и минархизм, и считала единственной правомерной функцией государства защиту прав человека (в том числе прав собственности).

Рэнд начала писать "Гимн", опубликованный в конце концов в 1938 году, будучи еще подростком, в Санкт-Петербурге, в России, зная, что она никогда не сможет закончить и опубликовать в большевистской России роман, "провозглашающий эгоизм". Работа над романом была отложена до 1926 года, когда она приехала в Соединенные Штаты. Первыми ее занятиями по прибытии была работа статистки и сценаристки, потом она работала официанткой во время Депрессии, и часто - в качестве секретаря. Она работала писателем по найму для того, чтобы оплатить счета в то время, когда занижалась написанием двух величайших романов, в основе которых лежала ее объективистская философия. Рэнд написала "Мы - живые" (1936), "Гимн" (1938), "Источник" (1943), "Атлант расправил плечи" (1957), "Для нового интеллектуала" (1961), "Добродетель эгоизма" (1964), "Философия: кому она необходима?" (1982). Эти семь книг были проданы в количестве тридцати миллионов экземпляров в течение последних сорока лет. Литературный критик Лорин Пюрэтт после публикации "Источника" писала: "Хорошие романы идей очень редки в любое время. Это единственный роман идей, написанный американской женщиной, который я могу вспомнить".

Две основные работы Рэнд сейчас считаются классическими, хотя сперва эксперты издательской индустрии отказывались их печатать. "Источник" и "Атлант расправил плечи" были "слишком интеллектуальны" и "не для широкой публики", как говорили издатели, двенадцать из которых возвратили рукопись "Источника". Они утверждали, что книга слишком противоречива, с невероятной сюжетной линией. В конце концов Боббс-Меррилл опубликовал роман несмотря на то, что не видел никакой возможности продать его когда-либо. За следующие десять лет "Источник" был продан в количестве четырех миллионов экземпляров и стал классической культовой книгой. По этой книге был сделан фильм в 1949 году в Голливуде с Гарри Купером в главной роли - он играл Говарда Рорка, "идеального мужчину", который стал художественным персонажем, защищающим индивидуализм и эгоизм. Рэнд была убеждена, что мир живет по законам племени, которые неизбежно превратили бы человека в посредственное животное, ведомое альтруизмом и гедонизмом. Эта первая значительная работа была направлена против распространяющегося коммунизма как смертельного врага творческой и новаторской личности. По словам Рорка, "мы приближаемся к тому миру, в котором не можем позволить себе жить". В книге Рорк добивается положения триумфатора как иконоборческого символа идеального мужчины, который так или иначе является образцом для подражания каждой из тринадцати героинь нашей книги.

Рэнд написала первую строку "Атлант расправил плечи" в 1946 году, это была апокалипсическая фраза "Кто такой Джон Голт?", и потом потратила двенадцать лет, пытаясь ответить на этот вопрос в философском диалоге. Чтобы написать знаменитую речь Джона Голта по радио, потребовалось два года, длина этой речи - пятьсот тысяч слов. Верная своему неподражаемому стилю, Рэнд не позволила Рэндом Хауз вырезать хотя бы одно слово из диалога. Она спросила: "Вы бы стали сокращать Библию?" На самом деле героем книги было "человеческое сознание", которое высвечивалось через главного героя Джона Голта, фактически являвшегося трансформированным "вторым я" Рэнд. "Атлант расправил плечи" нацелен на моральную защиту капитализма и следование требованиям "разума". Рэнд проповедовала: "Каждый человек волен подняться настолько высоко, насколько позволяют ему его желания и способности; но только его собственное представление о пределах своего развития определяет эти пределы".

"Атлант расправил плечи" - это не столько роман, сколько эпический миф, который объясняет философские ошибки коллективистских обществ. Джон Голт выражает дух предпринимательства всего человечества, что наиболее ярко высказано в его знаменитой фразе: "Я никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу другого человека жить ради меня". Последнее, что сделал Голт - нарисовал знак всемогущего доллара на песке и заметил: "Мы возвращаемся к миру". Рэнд презирала альтруизм и гедонизм и поддержала концепцию Ницше афоризмом "Сильные призваны завоевывать, а слабые - умирать". Она наделила Джона Голта всеми чертами совершенного супермужчины. Его раздражала "непримиримая рациональность", "незадетое самолюбие" и "неумолимый реализм". Рассуждая о капитализме, Голт говорит: "Нет анонимного достижения. Нет коллективного творения. Каждый шаг на пути к великому открытию носит имя своего творца... Не было коллективных достижений. Никогда не было. Никогда не будет. Никогда не может быть. Нет коллективного мозга". "Атлант расправил плечи" стал классическим философским романом в том же самом смысле, как и "Преступление и наказание" Достоевского стал классическим психологическим романом. С 1957 года он был распродан уже более чем в пяти миллионах экземпляров и до сих пор продается более чем по 100 тысяч экземпляров каждый год.

После завершения своего монументального произведения "Атлант расправил плечи" Рэнд провела остаток своей карьеры, защищая и проповедуя религию объективизма. "Письмо Айн Рэнд" создавалось в течение многих лет, пропагандируя достижения объективизма, а "Объективистский бюллетень" печатается до сих пор. Сейчас тексты из книг Рэнд используются во многих учебных курсах метафизики и эпистемологии. Рэнд оказала огромное влияние на общество и капитализм и, возможно, сделала больше для разрушения Берлинской стены, чем все политики и бюрократы мира вместе взятые. Институт Натаниэла Брэндена в Нью-Йорке стал центром объективистской философии. В 60-70-х Рэнд посетила множество университетов, включая Гарвардский, Йельский и Колумбийский, в качестве лектора, пропагандируя объективистскую философию.

Айн Рэнд обладала независимым духом, одержимостью в работе, даром макровидения. Ее считали догматичной в своих убеждениях и даже высокомерной в отношениях с другими людьми. Она была замкнута и излишне раздражительна. Рэнд стала хитом на трех шоу Джонни Гарсона в течение 1967-го и 68-го годов и получила самую большую почту в истории поздних ночных шоу Эн-Би-Си. Майк Уоллес был не слишком расположен брать интервью у Рэнд из-за ее репутации тяжелой личности. Рэнд отказывалась появляться на телевизионных ток-шоу, если ей не предоставляли гарантии, что интервьюироваться будет только она, что не будет никакого редактирования и что на нее не будет нападок с использованием цитат ее противников. Уоллес сказал, что она очаровала всю его команду своей гипнотической личностью. Когда он послал своих людей на предварительное интервью, "они все влюбились в нее".

Рэнд любила Аристотеля и приняла его афоризм: "Литература имеет большую философскую ценность, чем история, потому что история представляет вещи такими, какие они есть, в то время как литература представляет их такими, какими они могли бы быть и должны быть". Всю жизнь Рэнд была антифеминисткой, для которой мужчина был высшим существом, но она считала Дэйни Таггерт из романа "Атлант расправил плечи" идеальной женщиной. Рэнд чувствовала, что любовь - это не самопожертвование, а самое глубокое утверждение ваших собственных нужд и ценностей. Человек, которого вы любите, необходим вам для вашего собственного счастья, и это самый большой комплимент, самое большее, что вы можете ему дать. Рэнд, когда ей было четырнадцать, решила, что она - атеистка, и написала следующие строки в своем дневнике: "Во-первых, нет никаких причин верить в Бога, потому что нет никакого доказательства для этой веры. Во-вторых, концепция Бога оскорбительна и унизительна для человека. Она подразумевает, что предел возможностей недоступен для человека, что он - низшее существо, способное только поклоняться идеалу, которого ему никогда не достичь".

Ее философия - вот что характеризует ее. По ее собственным словам, она сама является "этой концепцией мужчины как героического существа, нравственная цель жизни которого - его собственное счастье, плодотворное достижение - результат его самой благородной деятельности, а разум - его единственное божество".

В двадцатых годах Айн Рэнд вышла замуж за Фрэнка 0"Коннора, борющегося актера, "потому что он был прекрасен". Он был воплощением героического образа из ее подсознания, которым она так восхищалась. Она решила жить среди героев, а 0"Коннор был живым и дышащим голливудским героем. Он был старше ее на шесть лет, а одним из дополнительных плюсов в их браке было то, что он дал ей сначала постоянную визу, а потом и американское гражданство в 1931 году. Позднее она скажет, что их бракосочетание проходило под прицелом ружья, которое держал Дядя Сэм. 0"Коннор стал ее редактором и компаньоном на всю жизнь, несмотря даже на тринадцатилетний роман с Натаниэлом Брэнденом. Рэнд стала наставницей Брэндена после того, как он был пленен "Источником", будучи молодым канадским студентом Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Брэнден боготворил Рэнд, и они сходились все ближе и ближе. Отношения наставницы и ученика переросли в эмоциональные и физические в 1954 году. По словам жены Натаниэла, Барбары Брэнден, Рэнд, совершенно рационально мыслящая женщина, взывала к ней и своему мужу для благоразумного разрешения этого эмоционального кризиса. Рэнд убедила их принять эту любовную связь в философских терминах как интеллектуально приемлемые сексуальные отношения, выгодные для всех сторон. Брэнден был на двадцать пять лет моложе Айн и боготворил ее. Он стал преданным последователем ее произведений и философии. Рэнд считала их роман сексуальным убежищем для двух родственных душ, но можно смотреть на это более глубоко, как на метафорическую сцену из завершаемого ею романа "Атлант расправил плечи". Айн была Дэйни Таггерт, а Натаниэл - Джоном Голтом, и их фантазия воплотилась в реальной жизни в самом сердце капитализма, в Манхэттене. В своем описании Барбара Брэнден говорит о Рэнд: "Айн никогда не жила и не любила в реальности. Это был театр или фантазия в ее собственном вымышленном мире. Такова была и ее связь с Брэнденом".

Брэнден стал любовником Рэнд, ее поверенным и наследником трона объективизма. Он посвятил свою жизнь распространению этой религии. Он основал расширенный институт Натаниэла Брэндена, предназначенный для изучения объективизма. Он начал издавать "Информационный бюллетень Объективизма", чтобы распространять философские труды по всему миру. Он печатал "Бюллетень Айн Рэнд" в поддержку капитализма. Брэнден был наиболее ответственной личностью в распространении философии объективизма, которая в конце концов стала кредо партии Свободы. В 1958 году Брэнден полюбил более молодую женщину и предпринял попытку благоразумного разрыва с Айн. Ей было уже шестьдесят три года, а ему тридцать восемь, но Рэнд усмотрела в его отказе от продолжения отношений отречение от истины. Подсознательно она все же поняла истинное положение вещей. Возраст брал свое. Рэнд была уничтожена. Она больше никогда не разговаривала с Брэнденом.

Карьера в жизни Рэнд стояла на первом месте. Она никогда не предполагала иметь детей. На это совершенно не было времени. Она посвятила годы, которые могла бы потратить на рождение детей, воплощению мечты всей своей жизни - написанию "Источника". Вскоре после этого, в 1946 году, она написала строку "Кто такой Джон Голт?", В это время ей исполнился сорок один год, и она никогда не отступала от стремления завершить свой замысел. Фрэнк 0"Коннор всегда поддерживал ее и следовал за нею по ее жизненному пути, принимая все ее условия. Ради воплощения мечты своего детства Айн Рэнд пожертвовала всем: своей семьей в России, своим мужем, своей материнской природой. Она сказала, что заплатила небольшую цену, так как несомненно, что она осуществила мечту своего детства, создав героев типа суперменов, которые останутся на века классикой в мире литературы и философии.

Айн Рэнд вызывала насмешки и ненависть большинства либералов и интеллектуалов. Она глубоко верила в то, что мир делится на "черное и белое и нет серого цвета. Добро борется со злом, и нет никакого оправдания действиям, .которые мы считаем злом". Слова "компромисс" не было в ее словаре. Философы любили или ненавидели ее, но большинство из них никогда не принимали ее, также как и литературные круги, но ее книги пользовались гораздо большей популярностью, чем книги тех, кто ее оскорблял. Конечно же, никто не говорил о Рэнд с безразличием. Это совершенное воплощение духа свободного предпринимательства "бросало вызов традициям двух с половиной тысяч лет" и постоянно вызывало неудовольствие большинства религий, политических систем и экономических догм. Рэнд была догматична в своей вере в свободу человека идти на риск и стояла в первых рядах тех, кто выбирал риск, чтобы изменить существующее положение вещей. Это и характеризует творческих гениев свободного предпринимательства и новаторов. Айн Рэнд - показательный пример гуру философии и темперамента, необходимого для того, чтобы соперничать в этом мире.

Рэнд умерла 6 марта 1982 года в своем любимом городе Нью-Йорке. "New-York Times" писал: "Тело Айн Рэнд лежало рядом с символом, который она приняла как ее собственный - шестифутовое изображение знака американского доллара". Дух просвещенного эгоизма Рэнд был бы реализован в полной мере, если бы она прожила еще хотя бы восемь лет и увидела низвержение Берлинской стены и развал Коммунистической партии в России. Айн Рэнд суждено остаться в истории философским трибуном капиталистической системы. Ее значение для капитализма сходно со значением Карла Маркса для коммунизма. Ее "Атлант расправил плечи" найдет свое место рядом с "Коммунистическим Манифестом" Маркса в университетах и других обителях знания всякий раз, когда будут обсуждаться политические и экономические системы.

Айн Рэнд была совершенным "творческим гением", она восхищалась своей героиней Екатериной Великой. Она говорила о своем детстве: "Я думала, что была точной копией Екатерины". И когда ей исполнилось пятьдесят пять, сказала: "Вы знаете, я до сих пор жду того дня", когда достигну всего, чего достигла Екатерина. Я верю, что история поместит Айн Рэнд рядом с Екатериной как одну из истинно великих русских женщин, которая осмелилась бросить вызов миру и у которой хватило мужества прийти и изменить его.

Главной книги Айн Рэнд подогрели интерес к одной из самых влиятельных женщин американского XX века, и сегодня ее никак нельзя назвать "забытой" или "малоизвестной" на родине. Однако очевидно и то, что многие соотечественники слышали только имя. Поэтому здесь сегодня я опишу биографию Айн Рэнд, урожденной Алисы Зиновьевны Розенбаум, эмигрантки из России, оказавшей огромное влияние на формирование представлений Америки о себе самой.

Во всяком случае, один из учеников и почитателей Айн Рэнд бывший (и самый знаменитый) руководитель Федеральной Резервной Системы США Алан Гринспен признавался: "Именно она убедила меня долгими ночными спорами, что капитализм не только эффективен и практичен, но морален".

Айн Рэнд (Алиса Розенбаум) (1905-1982)


Алиса Розенбаум родилась в семье аптекаря (по другим данным, торговца бытовой химией) в Санкт-Петербурге (у нее было две младших сестры).

Наташа, Нора и Алиса Розенбаум

Училась в престижной женской гимназии (вместе с сестрой Владимира Набокова Ольгой). Отец радовался февральской революции, но не октябрьской; аптеку отца конфисковали и семья уехала в Крым. Вскоре туда тоже пришли большевики. Алиса окончила гимназию на юге, там же некоторое время учила грамотности бойцов Красной Армии, о чем вспоминала с теплотой. Когда ей было 16, семья вернулась в Петроград.

Алиса Розенбаум в юности

Там Алиса Розенбаум поступила на факультет социальной педагогики, специализируясь на истории, и закончила его через три года, весной 1924. В это время ее заинтересовало кино, и она год учится в фотокинотехникуме. Тогда же она публикует свою первую книгу - брошюру о популярной актрисе Поле Негри.

В конце 1925 года Алиса получила визу для посещения своих родственников в США и в январе 1926 года покинула Советскую Россию. Как оказалось, навсегда.

Алиса Розенбаум в 19 лет, студентка

В США Алиса Розенбаум взяла себе псевдоним Айн Рэнд (Ayn Rand), и с тех пор ее знали под этим именем. Полгода у родственников в Чикаго она изучала английский язык, а затем отправилась дальше на запад. Первой ее целью был Голливуд, но привезенные с собой четыре сценария никому не подошли. Некоторое время Айн Рэнд подрабатывала статистом - получить эту возможность тоже было непросто; биографии рассказывают, что голливудский продюсер Сесил Демилль предложил ей работу после того как подвез в своем кабриолете возвращавшуюся после очередного отказа на киностудии девушку.

Айн Рэнд на балконе своей квартиры в Голливуде в конце 1920-х гг.

В апреле 1929 года Айн Рэнд вышла замуж за начинающего актера Фрэнка О"Коннора, с которым прожила всю жизнь.

Фрэнк О"Коннор

В 1934 году Айн Рэнд заканчивает роман "Мы, живые", в котором рассказала о Советской России. Сама Рэнд писала о нем так (оглядываясь на американских левых, которые в тот момент симпатизировали Советскому Союзу):

"это первый рассказ, написанный русским, который знает условия жизни в новой России и который действительно жил под властью Советов. ... Первый рассказ, написанный человеком, который знает факты и который спасся, чтобы о них рассказать. "

Сюжет любовной интриги состоит в том, что главная героиня отдается чекисту, чтобы спасти арестованного и больного чахоткой любимого, но чекист оказывается сложной и сильной натурой и тоже ее притягивает. Когда мужчины узнают друг о друге, чекист освобождает арестованного и кончает с собой, а освобожденный бросает героиню. Она пытается бежать из страны, но на латвийской границе ее убивает часовой. Однако в романе гораздо больше деталей и атмосферы российской действительности периода нэпа.
Намного позднее Айн Рэнд так характеризовала роман:

"Мы, живые не рассказ о Советской России в 1925 -м. Это рассказ о диктатуре, любой диктатуре, везде и во все времена, будь то Советская Россия, нацистская Германия или - что, возможно, этот роман помог предотваратить - социалистическая Америка ".

Роман не имел успеха в год первой публикации, но стал бестселлером на пике "холодной войны", в 1959-м. К настоящему времени продано два миллиона экземпляров.

Однако в середине тридцатых успех Рэнд принесла пьеса (и киносценарий) "Ночь 16 января ". Пьеса была поставлена на Бродвее. В ходе спектакля из зрителей набиралось жюри присяжных, а спектакль имел два варианта окончания, в зависимости от решения присяжных.

Айн Рэнд времен работы сценаристом

В 1938 году в Англии (и только через семь лет в США) была напечатана небольшая антиутопия Айн Рэнд "Гимн ", в котором изображалось будущее, где забыто слово "я". Главный герой, бежавший после многих невзгод от коллектива начинает новую жизнь с изобретения этого слова.

Айн Рэнд не любила Рузвельта, считая, что он ведет США по пути к социализму. В 1940 году она участвовала в предвыборной кампании на стороне республиканского кандидата Уэнделла Уилки. В это время она познакомилась (и подружилась) со многими ведущими защитниками свободного рынка, включая, например, Людвига фон Мизеса.

Первым большим успехом писательницы стал опубликованный в 1943 году роман "Источник ", проданный уже в 6,5 миллионах копий. Главная мысль романа: слишком многие живут за других или жизнью других, вместо того, чтобы жить самостоятельно.

"Цивилизация есть прогресс по направлению к обществу приватности. Все существование дикаря публично, управляемо законами его племени. Цивилизация - процесс освобождения человека от других людей ".

«Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня », - говорит герой уже следующего и самого знаменитого ее романа "Атлант расправил плечи ", опубликованного в 1957 г.

В 1947 году Айн Рэнд приглашена свидетелем в комитет Палаты представителей Конгресса на слушания по расследованию антиамериканской деятельности в Голливуде. Она настаивает, что "Миссия в Москву" и "Песнь о России" неверно изображают СССР, приукрашивая его действительность, фактически являясь пропагандой коммунизма.

После успеха "Источника" Айн Рэнд переехала из Калифорнии в Нью-Йорк. У нее появляются поклонники и сторонники. Именно в это время вокруг нее формируется группа, шутливо (имея в виду основную индивидуалистическую идею Рэнд) называемая "Коллективом", в которую входили, в частности, будущий председатель ФРС Алан Гринспен, Натан Блюменталь (позже ставший Натаниелем Бранденом) и Леонард Пейкофф.

Натаниель (моложе Айн на 25 лет) был ее восторженным почитателем. В 1954 году у них начался роман (как пишет английская Википедия , с согласия супругов (with the consent of their spouses)).

Но самым знаменитым произведением Айн Рэнд стал "Атлант расправил плечи". Вот характерная цитата:

«Утром тридцать первого октября он получил уведомление, что на всю его собственность, включая текущие и депозитные счета, наложен арест в связи с обвинительным заключением, вынесенным судом по делу о недоимке в уплате подоходного налога трехлетней давности. Это было официальное уведомление, оформленное в строгом соответствии с законом, если не считать, что никаких недоимок никогда не существовало, а судебное разбирательство и вовсе не имело места ».

Не пытайтесь узнать в этом тексте российские реалии. Место действия - США. Основная интрига «Атланта …»: К власти в США, как и во всём мире, приходят социалисты, начинаются гонения на крупный (а потом и на весь остальной) бизнес, свободный рынок уступает свои позиции плановой экономике, страна медленно погружается в хаос и тьму. Противостоят этой ускоренной тепловой смерти немногочисленные бизнесмены вроде Хэнка Реардэна и главной героини романа, Дэгни Таггарт, каждый из которых является подлинным воплощением духа свободного предпринимательства. Силы, однако, оказываются неравны, и положительные герои один за другим уходят со сцены, бросая заводы, шахты и скважины на растерзание своре государственных чиновников, неспособных решительно ни к какой созидательной работе. Результаты такой всеобщей стачки ужасны: экономика разрушена, вспыхивает гражданская война, начинается голод.

В этом романе и последующих философских работах Айн Рэнд создает собственную философию, которую она назвала объективизмом . (Безобразно упрощая, я бы характеризовал ее как антипод конструктивизма). Она так определила основные принципы объективизма:

реальность существует независимо от чьих-либо верований и желаний;

разум - единственный источник знаний для человека и основной инструмент выживания;

человек обретает цель в самом себе, это означает, что каждый индивидуум должен жить своим умом и для самого себя, не принося себя в жертву другим, и не делая других своими жертвами;

капитализм - единственная моральная социальная система.

Айн Рэнд рассматривала философию не как убежище от мира сего или игру, а как вопрос жизни и смерти. Страстный защитник индивидуализма и капитализма, она считает политическую философию лишь следствием фундаментальной философии: "Я являюсь в первую очередь защитником не капитализма, а эгоизма, и даже не столько эгоизма, сколько разума. Если человек признает приоритет разума и последователен в этом, все остальное само собой разумеется ".

Современные философы, например лингвистические аналитики, только тем и занимаются, что убеждают студентов в их неспособности понимать реальность как она есть. Восставая против западной традиции, Рэнд искала опору в здравом смысле бизнесмена, ценящего свое личное понимание как главное из средств практической жизни.

В конце 1950-х Блюменталь-Бранден создает свой Институт, с целью пропаганды идей Айн, но в 1964 году роман Натана с молодой актрисой (на которой он в конце концов женился, оставив и свою первую жену, и Айн) приводит к их разрыву и закрытию института.

Тем не менее, в 1985 году Леонард Пейкофф создал , существующий и сегодня. Помимо института, существует и общество Айн Рэнд , ведущую активную деятельность.

Очень отрицательно Айн Рэнд отнеслась к студенческим волнениям конца 1960-х:

"Социальное движение, которое началось с тяжеловесных, головоломных конструкций Гегеля и Маркса, закончилось ордой неумытых детей, топчущих ногами и визжащих "Я хочу прямо сейчас" ", - писала она о выступлениях в Беркли в 1965-м.

В 1968-м она обращалась к бунтующим студентам: "идеи ваших профессоров правили миром в течение последних пятидесяти лет, причиняя ему все большее опустошение, ... и сегодня эти идеи разрушают мир так же, как они разрушили ваше уважение к самим себе ".

Иногда Айн Рэнд даже утверждала, что современная ей Америка реализовала все положения "Коммунистического манифеста". Как большинство консерваторов, Рэнд придавала идеям каузальное значение. Только с такой позиции можно говорить об интеллектуальной ответственности. Если верить в то, что идеи ведут к поступкам, человека можно призвать к ответственности за идеи. Радикальная мысль, наоборот, всегда ценила материалистические схемы. Среди прочих своих функций они полезны тем, что лишают саму мысль причинного значения, а значит, и ответственности за собственные следствия.

Айн Рэнд умерла в 1982 году, по одним данным от рака легких, по другим - от остановки сердца.


Айн Рэнд научила американцев гордиться капитализмом, а не стыдиться его. В начале своей писательской карьеры ей нужен был для этого опыт России. Позднее она научилась формулировать мысль без прямого привлечения экзотического для американцев опыта, но этот опыт - память о коллективистских экспериментах первых лет советской власти - был с ней всегда.

"Атлант расправляет плечи ", по некоторым опросам, является самой популярной книгой в США после Библии - ее влияние на себя признали почти 8% американцев.

В сегодняшней России идеи Айн Рэнд оказались востребованными.
На презентации русского перевода "Атланта " переводчики объявили, что будут добиваться утверждения этого романа в качестве обязательного чтения в средних школах. Бывший экономический советник президента, а ныне оппозиционер Андрей Илларионов назвал Рэнд своим кумиром, и сообщил, что рекомендовал Путину читать "Атланта ".

Основные источники :
Wikipedia , Эткинд А. Толкование путешествий: Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М., 2001.

Победу на выборах в США одержали социалисты и теперь курс правительства направлен на «равные возможности»: бесталанные и никчёмные граждане будут богатеть за счёт талантливых и успешных.

Но в результате жёсткого давления на бизнес разрушается экономика государства, а лучшие бизнесмены начинают исчезать один за другим при загадочных обстоятельствах.

Общество погружается в апатию и хаос…

Источник

Много лет подряд этот роман Айн Рэнд возглавляет список бестселлеров, став классикой для миллионов читателей во всём мире.

Его герои отстаивают право на свободу творчества в обществе, где наивысшей ценностью являются «равные возможности» для всех. Действия Говарда Рорка всегда экстраординарны, ведь только так можно бороться с серостью толпы и расчётливым карьеризмом. Люди должны быть свободны от предрассудков, общественного мнения, негативных эмоций.

И именно поэтому книга вдохновляет, восхищает, даёт веру в собственные силы и своё предназначение!

Мы живые

Петроград-Ленинград начала 20-х годов ХХ века. Добиться своих целей в новой России пытаются трое молодых людей: Лео — бывший аристократ, Андрей — герой Гражданской войны, идейный коммунист и Кира — юная девушка, мечтающая стать независимой.

Перед каждым героем — свой сложный выбор, своё непростое испытание. Как сложится жизнь героев романа? Останутся ли они верны своим идеалам и смогут ли противостоять государству?

Узел проблем только затягивается…

Добродетель эгоизма

Книга «Добродетель эгоизма» – это сборник эссе американской писательницы Айн Рэнд, нашей бывшей соотечественницы, написанных в разные годы. Все статьи объединяет тема защиты концепции «разумного эгоизма» в качестве этической основы свободного общества.

Ответственность, самоуважение, разумный индивидуализм — вот лозунг, которым оперирует автор, верящий в здоровый эгоизм и отрицающий альтруизм.

Какие ценности необходимо ставить во главу угла, чтобы люди оставались свободными, могли развиваться и обретать счастье? Какую систему можно признать нравственной? Об этом расскажет автор.

Идеал (сборник)

«Идеал» — книга, написанная дважды: вначале как повесть, а после как пьеса в далёком 1934 году.

Все Идеалы стали глубочайшими философскими повествованиями, сюжет которых строится на возвышенной физической и духовной красоте молодой актрисы.

Философия объективизма Айн Рэнд не теряет актуальности и находит своих поклонников по всему миру.

Гимн

Повесть о жестоком противостоянии безликого, бездушного системного «мы» простому человеческому «я».

В этом мире всё решено и распланировано: выбор барака и порции еды, школы и профессии… Здесь нет беззаботного «я» — лишь обесцвеченное и безропотное «мы».

Но человеческое любопытство и пытливый ум способны разрушить любые стены. Зерно сомнения посеяно. Но какие всходы оно даст?..

Возвращение примитива. Антииндустриальная революция

Кого выпускает современная школа — ярких, творческих, независимых профессионалов или унылых, безликих, слабых невротиков?

Что скрывается за таким красивым названием как «мультикультурность»: благородная попытка сделать мир справедливее или уступка дикости?

Какие цели стоят перед зелёными движениями? Что маскируется под лозунгами о защите природы в действительности?

На все провокационные вопросы Айн Райд даёт прямые и бескомпромиссные ответы.

Романтический манифест. Философия литературы

В издании «Романтический манифест. Философия литературы» известная Айн Рэнд попыталась развенчать миф о том, что искусство нельзя осмыслить с рациональной точки зрения.

Вы сможете понять, что связывает Жана Вальжана, Джеймса Бонда и Говарда Рорка, а еще вы, вероятно, в корне измените свой взгляд на любовную литературу, боевики и ужастики.

Эта работа Рэнд приоткроет вам занавес на кухню писательской деятельности и творчества в целом.

Капитализм. Незнакомый идеал

Айн Рэнд – мыслитель, которая смогла соединить экономику и политику с философией, идеей личности и рационализма.

Она разглядела в них воплощение моральных идеалов жизни социума и отдельных его членов.

Для Айн Рэнд капитализм – это не ужасная порабощающая и монстроподобная система, а механизм, который провозглашает свободу, права личности и уважение к остальным членам общества.

Ответы: Об этике, искусстве, политике и экономике

Айн Рэнд — известная американская писательница, которая яростно пропагандировала идеи капитализма, свободы личности, ограничения участия государства.

Плотно занимаясь лекционной деятельностью, в конце всех своих речей Айн Рэнд отвечала на вопросы аудитории по самым актуальным тематикам.