Кто виноват в гибели Катерины? (Сочинение – исследование по пьесе А.Островского «Гроза»). Кто или что является причиной смерти Катерины в пьесе А.Н

Сочинение на тему «кто виноват в гибели Катерины по пьесе «Гроза»

Катерина в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — персонаж с очень тяжелой и трагической судьбой. За совершение самоубийства героиню можно осуждать или даже не понимать, но невозможно не сочувствовать ей.
Катерина проживает в городе Калинов. Все в этом городе пропитано ненужными условностями, нежелание что-либо менять в лучшую сторону и безразличием. Люди из Калинова не отличаются особыми благодетелями. Они такие же черствые, посредственные, не желающие знать иной жизни, кроме той, которую ведут. Для них чужды высокие идеалы и даже образование считают чем-то ненужным. Калиновцы даже не могут представить себе не могут более яркую и интересную жизнь, жизнь наполненную смыслом. И в этом обществе проходит жизнь Катерины, которая всю жизнь отличалась свободолюбием и яркими мечтами.
В такой окружающей ее обстановке и обществе трудно выделить кого-то конкретного, кого можно было бы обвинить в гибели Катерины. Неудовлетворенность жизнью превращается в трагедию для нее. Светлое чувство любви к Борису только усугубляют ситуацию. Теперь это светлое чувство приносит постоянные страдания. Это чувство можно назвать и смертным приговором и даже освобождением. Теперь душа Катерины отправилась в вечный полет.
Катерина была верующим человеком и самоубийство было для нее страшнейшим грехом. Она, безусловно, могла бы найти иной выход, но драма в том, что ее жизнь не зависела полностью от нее, балы сильнейшая зависимость от мнения и действий окружающих ее людей. Но в ее окружении были люди односторонние, темные и потерявшие всякие надежды. Каждого из них можно обвинить в равной степени в гибели Катерины. Они не уберегли ее от такого рокового шага, а наоборот всячески поспособствовали и подтолкнули ее к могильной плите.
Не прав и муж Тихон, который постоянно приписывает своей матери убийство. Его самого можно назвать убийцей, ведь он никогда в жизни не мог понять и поддержать свою жену и принять ее заботу, ласку, тепло. В такой ситуации получается, что смерть была единственным и самым верным спасение для Катерины.

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремле­ния.

Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездуш­ное существо. Сдетства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений.. В этих условиях сформировались у Катерины есте­ственные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время, гор­дость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Вар­варе: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно-я выбежала на Волгу, селав лодку, да и отпихнула ее от берега. Надругое утро уж нашли, верст задесять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе стар­ших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное оттого, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Бо­рису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю другу друга подрыва­ют, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг с другом, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных… А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы стро­чат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видновдиалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе - ровный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разго­варивать… Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».

Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что толь­ко не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремление других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до Тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, осо­бенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с дет­ства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испы­тав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько без- зтрацна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой дна сама признает­ся в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь, говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!».

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», - отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Си­бирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получа­ет отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, кото­рый вообще ни шагу не ступит наперекор воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью отрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее сло­во обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Про­щай!» - восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура, и не оставив ей другого способа осво­бождения, кроме освобождения смертью.

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремле­ния.

Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездуш­ное существо. С детства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений.. В этих условиях сформировались у Катерины есте­ственные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь кжиз-ни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время, гор­дость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Вар­варе: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно - я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе стар­ших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное от того, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Бо­рису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю друг у друга подрыва­ют, и не столько из корысти, сколько из зависти.

Враждуют друг с другом, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных... А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы стро­чат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе - ровный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разго­варивать... Для других ты честный человек, адля меня разбойник, вот и все... Так и знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».

Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал- «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что толь­ко не противно ее натуре... Но признавая и уважая стремление других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, осо­бенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с дет­ства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испы­тав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько без­отрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признает­ся в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь^ говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!».

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырываюгто, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», - отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Си­бирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получа­ет отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, кото­рый вообще ни шагу не ступит наперекор воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью отрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе."И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее сло­во обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Про­щай!» - восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура, и не оставив ей другого способа осво­бождения, кроме освобождения смертью.

Кто или что является причиной смерти Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.

Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.

Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.

Катерине особенно тяжело в семье мужа из-за особенностей ее характера. Никому не желая зла, героиня мечтала о счастье и благополучии. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, девушка рассказывает Варваре о том, как формировался мир ее чувств и настроений. Ласка матери, которая в дочери «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату, посещение церкви, рассказы странниц – такова была жизнь героини до замужества. Она жила в замкнутом мире, погружаясь порой в сказочные грезы и мечты: «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».

Катерина добра к окружающим, которые, к сожалению, не замечают этого. Она очень много общается с Варварой, доверяет ей свои сокровенные мысли. Девушка пытается найти отзывчивость в сердце мужа, изо всех сил старается быть ему любящей и верной женой. Но все попытки разбиваются о рабскую приниженность Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому «выпить», покутить…

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой: «Такая уж я зародилась горячая! Я лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Ее решительность, ее настрой бороться за свое счастье достигают пика, когда Катерина встречает Бориса. Борис, с первого взгляда, не похож на окружающих, он подарил ей новые впечатления и надежду на счастье. К сожалению, только надежду… Любовь к Борису у девушки была безоглядной, пылкой, не знающей преград. Так любить могут немногие! Весь смысл существования Катерины сошелся в этом человеке. Эта любовь открывала ей дорогу в иную, лучшую жизнь: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись». Мечтательность, безграничная любовь, решительность и искренность непременно помогли бы Катерине обрести счастье, но не в обществе Кабаних и Диких, самодуров и лицемеров. Чистая душа девушки не смогла выжить в этом удушливом обществе. Смерть оказалась предпочтительнее.

Какое же общество окружало Катерину? Большинство жителей города Калинова отличаются редкостным самодурством, тиранией, фанатичной приверженностью к старине, нежеланием принимать ничего нового. И в этом нет ничего удивительного, ведь таковыми являются самые влиятельные и богатые люди в городе – Дикой и Кабаниха.

Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор.

Марфа Игнатьевна Кабанова – это характер сильный и властный. Она ярая сторонница домостроевских порядков. Кабаниху искренне расстраивает то, что ее жизненные принципы уходят в прошлое, молодежь живет своим умом. Ей кажется, что если рухнут ее устои, то наступит конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Поэтому она и тиранит всех окружающих. А эти качества вместе с сильным и властным характером делает жизнь в ее доме просто невыносимой.

Так кто же виноват в смерти Катерины? Я считаю, что нельзя назвать какого-то отдельного человека. Катерину погубила сама атмосфера города Калинова, где нет места новому, светлому, хорошему. Виноват в смерти молодой женщины, безусловно, и Борис. Его слабость, безволие, страх остаться без наследства вынуждают его оставить Катерину. Получается, герой только использовал ее, толкнул своей страстью и увлеченностью на грех, а дальше «ночных свиданий» пойти был не способен.

Виновен в смерти Катерины и Тихон. Он мог бы больше внимания уделять своей жене, поддерживать ее, оберегать от нападок Кабанихи.

Считаю, что необходимо здесь упомянуть и Варвару. Она также сыграла свою роль в гибели Катерины. Ведь именно из-за «сладких» речей Варвары в голову героини начали закрадываться мысли об измене мужу, именно Варвара помогла устраивать свидания Катерине и Борису. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.

Пьеса "Гроза" является вершиной творчества А.Н. Островского. Главной героиней драмы является Катерина, которая была "лучом света в темном царстве". Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере автор показывает, насколько тяжело и ужасно живется человеку в "царстве деспотов и самодуров". Катерина противостоит этому обществу, у неё в душе появляются внутренние противоречия, которые приводят ее к самоубийству.

Так кто же все-таки виноват в гибели молодой девушки? Попробуем разобраться в этом.

Катерина вышла замуж за Тихона не по любви. В новой семье она не находит гармонии. Попав к Кабановым, Катерина понимает, что ей совершенно некого уважать и ценить.

Марфа Игнатьевна (свекровь Катерины) - натура деспотичная, властная, грубая и необразованная. Из всех героев Кабаниха оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Свекровь постоянно оскорбляет девушку, унижает. Сама Катерина говорит: " Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны". Беспричинная злоба Кабанихи наводят Катерину на мысль о самоубийстве.

Тихон - очень жалкий и бесхребетный человек. Он находится под влиянием своей мамочки, во всем её слушается. Хоть ему это и не нравится, но сказать ей об этом боится. И это тоже угнетает Катерину. Ведь супруг не может защитить ее от постоянного издевательства свекрови.

Со временем Катерина встречает Бориса, влюбляется в него и понимает, что совершает большой грех, изменяя мужу. Ведь сама героиня была очень религиозной. Девушка полюбила его искренне, всей душой. Однако Борис считал их отношения минутным увлечением. Он живет одним днем, не думает о том, что будет завтра. Борис спрашивает Катерину: " надолго ль муж-то уехал... О, так мы погуляем! Время-то довольно..." Он согласен только на тайные отношения. Героиня же любит его по-настоящему, не боится никого, готова показать всему миру свои чувства.

Катерина долго размышляет над своим поступком, решает сознаться в том, что изменила Тихону. Но она покаялась не из-за страха перед людьми, а из-за страха перед Богом, потому что религия занимала особое место в ее жизни. Это признание дает Кабановой повод поиздеваться над Катериной. После этого главная героиня не выдерживает, бросается в воду и тонет.

Именно полное отсутствие надежды толкнет героиню на еще более тяжкий грех - самоубийство. Понимая невозможность примирить любовь к Борису с собственной совестью, а желание свободы с отвращением к дому Кабановой, Катерина решается свести счеты с жизнью. Она, по словам Н.А. Добролюбова, "не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу".