Малевич казимир самые известные картины. Работы Малевича по годам: описание, фото

23 февраля 1879 года в Киеве родился российский и советский художник-авангардист, основоположник супрематизма Казимир Малевич. Он является одним из основателей абстрактного искусства. Стал известен своей трактовкой предметной формы как комбинации контрастных по цвету геометрических элементов. Мы решили вспомнить несколько знаменитых картин художника.

«Черный квадрат»

Эту картину Казимир Малевич создал в 1915 году. Она является самой известной его работой. «Черный квадрат» задумывался как часть триптиха, в составе которого «Черный круг» и «Черный крест». Картина была создана Малевичем для футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Картина «Черный квадрат» находилась на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах обычно вешают иконы.

Некоторые посчитали, что художник вводит их в заблуждение, скрывая изначальное изображение под черным квадратом. Однако проведенная позднее экспертиза не подтвердила наличие другого изображения на холсте.

Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Черного квадрата» так: «Квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством».

Существуют еще два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Красный и белый квадраты входили в определенную Малевичем художественно-философскую триаду. Впоследствии Малевич с различной целью выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом.

«Черный круг»

Еще одна известная работа Малевича — «Черный круг». Эту картину он создал также в 1915 году, она также выставлялась на выставке «0,10». Является частью триптиха «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». «Черный круг» хранится в частной коллекции. Позднее учениками Малевича под его руководством был создан второй вариант картины. Второй вариант хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Скачет красная конница»

В период с 1928 по 1932 год Малевич создал еще одну картину, которая стала знаменитой. Она известна под названием «Скачет красная конница». Интересно, что эта картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, которая вошла в официальную историю советского искусства. Этому способствовало ее название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18-го года, хотя на самом деле она была написана позже. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба — в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается — возможно, конница из четырех рядов. Земля нарисована из 12 цветов.

«Супрематическая композиция»

Картина «Супрематическая композиция» была создана Малевичем в 1916 году. Она выставлялась в Москве в 1919-1920 годах. В 1927 году Малевич выставлял картину на выставках в Варшаве, а позже в Берлине. После срочного отъезда Казимира Малевича в СССР в июне 1927 года картина была передана им на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. В целом после выставки Малевич оставил в Берлине в 1927 году более ста своих полотен. Позднее Геринг вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство».

Родился Казимир Северинович Малевич в 1879 году в Киеве. Происходил из семьи этнических поляков. Семья была большая. Казимир был старшим из 14 детей. В семье говорили исключительно по-польски, с соседями общались на украинском языке.

До 17 лет Казимир воспитывался дома (семья к тому моменту успела переехать в Конотоп), а в 1895 году он поступил в Киевскую рисовальную студию (первую картину художник написал в 16 лет, а друзья, судя по его рассказам в автобиографии, продали ее за 5 рублей).

В 1896 году Казимир начал работать (в это время семья уже жила в Курске). Творчество он не оставил, продолжая непрофессионально заниматься живописью. В 1899 году он женился.

Первая поездка в Москву

В 1905 году Малевич уехал в Москву. Он попытался поступить в Московское училище живописи, но его не зачислили на курс. В 1906 году он предпринял вторую попытку поступить в училище, опять провалился и вернулся домой.

Окончательный переезд в Москву

В 1907 году вся семья перебралась в Москву. Казимир стал посещать занятия по художественному творчеству.

В 1909 году он развелся и женился на Софье Рафалович, польке, отец которой приютил у себя в доме детей Малевича (в краткой биографии Казимира Малевича нет указаний на причину, по которым его дети остались одни, без матери).

Признание и творческая карьера

В 1910 – 1914 годах началась полоса признания неопримитивистского творчества Малевича. Он принял участие в большом количестве московских выставок (например, «Бубновый валет»), выставлялся в мюнхенской галерее. Именно в это время он знакомился с М. Матюшиным, В. Хлебниковым, А. Моргуновым и другими авангардистами.

В 1915 году им было написано самое известное произведение – «Черный квадрат». В 1916 году им было организовано общество «Супремус», где он пропагандировал идеи ухода от кубизма и футуризма к супрематизму.

После революции он, что называется, «попал в струю» и стал много заниматься вопросами развития советского искусства. К этому времени художник жил уже в Петрограде, работал с В. Мейерхольдом и В. Маяковским , преподавал в Народном художественном училище, которым руководил М. Шагал .

Малевич создал общество УНОВИС (многие ученики Малевича преданно следовали за ним из Петрограда в Москву и обратно) и даже родившуюся дочь называл Уной.

В 20-ые годы работал директором различных музеев и институтов Петрограда, вел научную и преподавательскую работу, выставлялся в Берлине и Варшаве, открыл несколько выставок в ведущих музеях Петрограда и Москвы, преподавал в Киеве, где специально для него была открыта мастерская. В это же время он развелся со второй женой и женился снова.

В 30-ых годах он работал в Русском музее, много выставлялся, но писал в основном портреты, хотя интересовался архитектурой и скульптурой.

В 1933 году он тяжело заболел, а в 1935 скончался. Захоронен недалеко от села Немчиновка, где долгое время жил и работал.

Другие варианты биографии

  • В 1930 году Малевич был посажен в тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Германии. Но следователи и друзья в органах сделали все, чтобы через полгода художник вышел на свободу.
  • Мало кто знает, что кроме “Черного квадрата”, есть еще “Черный круг” и “Черный треугольник”, а сам “Черный квадрат” мастер переписывал несколько раз и только последняя, четвертая версия, его полностью удовлетворила.

Малевич Казимир Северинович родился 11 (23) февраля в 1878 году в сельской местности города Киева. Родители Малевича были коренными поляками. Отец Казимира, Северин Антонович Малевич, работал управляющим сахароваренного завода, владельцем которого был один из известных на то время предприниматель Терещенко. Мама Казимира, Людвига Александровна, была просто героической женщиной, она родила 14 детей. К сожалению, только 9 смогли войти в самостоятельную жизнь. Каземир Малевич был самым старшим: у него было 4 брата и 4 сестры.

В 15 лет У Казимира появился первый набор красок, который подарила ему мама. Она была творческой женщиной: вязала, вышивала.
Из-за работы отца Малевичам приходилось часто переезжать с места на место. Казимир поэтому учился в разных местах, везде по чуть-чуть. Закончил агрономическое училище (5 классов) в селе Пархомовка, немного поучился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко.

В 1896 году семья Малевичей снова переезжает и останавливается в Курске. Там же, в 1899 году Малевич со своим братом Мечиславом женятся на сестрах Зглейц (Казимира и Мария). Казимира в 1901 году родила Малевичу сына Анатолия, а в 1905 году дочь Галину.

Чтобы расти семью, нужны были деньги, и Малевич устраивается работать в Управлении Курско-Московской железной дороги. Тем не менее про художество он не забывает. Совместно с другом Львом Квачевстким и другими единомышленниками Малевич организовывает художественный кружок в Курске. Больший упор делался на работу с натуры. Все шло хорошо, но для Малевича все эти процессы были слишком стандарты, как и во всех других школах. Ему захотелось чего-то большего. Казимир начал задумываться о поездке в Москву. Начал он с того, что подал заявку на обучение в Московское училище живописи, но его не зачислили. Тогда в 1905 году он приехал в Москву и стал жить в Лефорто в художественной коммуне. Но деньги быстро кончились и ему пришлось вернуться обратно в Курск в 1906 году, идти работать снова на те же должности. Летом Малевич попытался снова поступить в Московское училище, его снова постигла неудача. В 1907 году уже семья Казимиры и Казимира Малевича перебралась в Москву, где была предпринята третья попытка поступить в училище, но и она не увенчалась успехом.
В этот период у Малевича появляются уже работы, преимущественно в стиле ипрессионизма и неоимпрессионизма. Это работы "Церковь ", "Весенний пейзаж ". Это ранние работы, где еще много нюансов, они тяжелы для восприятия. Но вот работы "Девушка без службы" , "Бульвар ", "Цветочница " и "На бульваре " выполненны уже в другом стиле и написаны непосредственно с натуры происходящих действий.
Поскольку поступить в Московское училище Малевичу так и не удалось, он в 1905 году пошел учиться к Рербергу Ивану Федоровичу. В Москве он был достаточно известной фигурой в художественном обществе. В период с 1907 по 1910 годы Малевич регулярно выставлял свои картины на выставках Товарищества.

В период обучения у Рорберга Малевич познакомился с Клюнковым Иваном Васильевичем, более известным под прозвищем Клюн. Они стали близкими друзьями на столько, что Малевич переехал жить с семьей в дом Клюнковых.

Малевич пробует себя в религиозной живописи. ("Плащаница "). Так же вместе с Клюном они работают над Эскизами фресковой живописи в 1907 году. К 1909 году Малевич успевает развестись и снова жениться на Софье Михайловне Рафалович, детской писательнице. Дом ее отца в Немчиновке для писателя с того времени стал самым дорогим местом.

В 1911 году Малевич много выставлялся. Кроме московских выставок он участвовал и в Петурбурге на выставке "Союз молодежи". На московской выставке "Ослиный хвост" в 1912 Малевич выставил около 20 своих работ. Работы поражали своей экспрессивностью, яркостью красок. Композиционно и даже анатомически образы и сами картины были совершенно безумны. Но Малевич создавал свои законы и не собирался от них отступать. Затем была у него серия работ на тему крестьянства, выполненная в собственно придуманной техники неопримитивизма.

Работы Малевича начинают все больше напоминать футуристическую живопись, которая получила название "Кубофутуризм" или позднее "кубизм".
В 1912 году выходит его картина "Точильщик (Принцип мелькания)", которая стала классическим примером кубофутуризма, Русского конечно же. В этом же стиле Малевич писал и портреты (Портрет Клюна ,портрет Михаила Матюшкина). Малевич в 1912 году знакомится с Михаилом Васильевичем Матюшиным, большим человекаом в искусстве. В послдествии это знакомство перерастет в большую дружбу, а так же она повлияла на творчество самого Малевича.
В 1913 году Малевич работает над декорациями к футуристическому спектаклю-опере "Победа над Солнцем". В этом же году он вступает в "Союз молодежи".
Не смотря на активную деятельность Малевича, нехватка денег была главным мешающим фактором. Иногда даже на материалы для рисования не хватало.
В один момент художник открывает для себя новые грани живописи. Таким камнем предкновения стала картина "Корова и скрипка ". Через нее Малевич просто разорвал былые принципы устоявшегося искусства. Он даже написал на обоорте картины такие слова: "Алогическое сопоставление двух форм - “корова и скрипка” - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. К. Малевич". В петербургской выставке 1913 года его работы были поделены на две тематики: Кубофутуристический реализм и Заумный реализм.

В 1915 году произошло еще одно не маловажное событие. Состоялась футуристическая выставка "Трамвай В" в Петрограде. Малевич там выставил 16 работ.
В 1915 году появляется одна из самых знаменитых картин Малевича "Черный квадрат ". Это было совсем что-то необычное, черный квадрат на белом фоне. Идея такая Малевичу пришла, когда он готовил второе издание брошюры "Победа над солнцем" (она не вышла в свет). Этот рисунок вылился в целое направление, которое позже Малевич назвал "супрематизмом" (супрема - главенствующий, доминирующий).

По этому поводу Малевич написал небольшую книжку "От кубизма к супрематизму", распространяли ее на вернисаже.

17 декабря 1915 года состоялась последняя футуристическая выставка "0, 10" ноль-десять в Художественном бюро Надежды Добычиной.

Но друзья Малевича не поддержали его идею о супремативизме как наследнике футуризма. Не готовы они были примнуть к совершенно новому направлению. К тому же художники запрещали Малевичу называть свои картины супремитивизмом ни в катологах, ни на выставках.

Но Малевич стоял на своем. Он называл свое искусство "Новым реализмом". Отличительная черта супрематизма была в том, что фоном картины всегда была белая среда. Изображение на белом фоне давало ощущение глубины пространства, бездонности. На этом фоне изображались различные геометрические фигуры, использовалась техника чистого цвета.

Малевич разделил супрематизм на 3 ступени: черную, цветную и белую.

Черный этап: это формы квадрата, креста и круга. Картина "Черный квадрат " считается базисной. "Черный крест " и "Черный круг ", следовательно, идут следующими элементами.

Цветной этап: начинался с "Красного квадрата ". Это более сложные композиции, различное сочетание замысловатых геометрических фигур.
Белая ступень: достиг ее Малевич 1918 году. Теперь он убрал из своих работ даже цвет.

После Октябрьской революции Малевич занимает посты в официальных органах Народного комиссариата просвещения. Больше всего он занимался развитием музеев в России. Так же он начал заниматься педагогической деятельностью, преподавал в московских Свободных государственных мастерских.
В 1919 году в июле выходить большой труд Малевича "О новых системах в искусстве". К этому времени он уже переехал в Москву, оставив беременную жену в подмосковье - нехватка средств заставила. С работой ему помогали Марк Шагал и Лазарь Лисицкий.

В 1927 году Малевич совершает первый в своей жизни выезд за границу. Сначала это была Варшава, потом Берлин. Везде он выступает с персональными выставками. Внезапно Малевич резко уезжает в СССР после получения письма, содержание которого неизвестно. Даже картины он свои оставляет, собираясь вернуться через год. Видимо тогда у него было смутное предчувствие, что уезжая, он оставляет завещание на картины.

Приехав на родину, Малевича арестовывают и несколько дней держат в заключении. Друзьям кое-как удается вызволить художника. Картины его так же подверглись гонению, к счастью, большинство сохранилось, даже после Второй мировой при гитлеровском режиме.

Для Малевича наступает так называемый этап постсупрематизма. Поездка за границу дала ему новый взгляд, новые идеи, ведь до этого он хотел оставить живопись, полагая что супрематизм был конечной точкой в этом направлении. Появляются новые произведения. Среди них картина "Девушки в поле ", написанная в 1912 году. На подрамнике картины была сделана надпись "Супранатурилзм". Малевич в своем новом термине объединил ранние понятия "Натурализм" и "супрематизм". Он снова пишет на крестьянскую тему, только уже в новом стиле. Теперь образы людей стали безликими: вместо лиц просто различные овалы. В картинах больше эмоций, трагизм и одновременно героизм и величие.

После 1927 года Малевич часто меняет места работы. С работой не ладилось, приходилось много ездить. Ему приходилось даже в Киев ездить преподавать. На Украине любили художника, даже писали о нем в газетах, целый цикл рассказов.

В 1928 году исполнилось 30 лет творческой работе Малевича. Он стал готовить персональную выставку в Третьяковской галерее. Это получился масштабный и эффектный проект.

В Киеве же в 1930 году проходит его персональная выставка, но она получает жесткую критику. После этого Малевича снова арестовывают и на несколько недель сажают в тюрьму.

В 1933 году его настигает неизлечимая болезнь. Умер Малевич в 1935 году. Его похоронили, как и завещал, в Немчиновке у дуба. Бул установлен памятник в виде куба с черным квадратом.


Имя: Казимир Малевич (Kazimierz Malewicz)

Возраст: 56 лет

Деятельность: живописец, сценограф, теоретик искусства, педагог

Семейное положение: был женат

Казимир Малевич: биография

Полотна Казимира Малевича известны миллионам, но понятны единицам. Одних картины художника пугают и раздражают простотой, других восхищают и завораживают глубиной и тайными смыслами. Малевич творил для горстки избранных, но равнодушным не оставил никого.


Прожив насыщенную исканиями жизнь, первопроходец русского авангарда подарил потомкам все, чем живет искусство сегодня, а его картины парадоксальным образом выглядят современнее нарисованных последователями.

Детство и юность

Казимир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года. Биография художника загадочна и полна «белых пятен». Одни называют годом рождения будущего кубиста 1879-й, другие – 1978-й. По официальной версии Малевич родился в Киеве, но есть и те, кто склонен считать малой родиной художника белорусский городок Копыль, а отцом Казимира – белорусского этнографа и фольклориста Северина Малевича.


Если придерживаться официальной версии, то родители крестили Казимира Малевича в середине марта 1879 года в Киевском костеле святого Александра, свидетельством чего является архивная запись в приходской книге.

Отец будущего абстракциониста – шляхтич Северин Малевич – родился в местечке Турбов Подольской губернии Российской империи (сегодня Винницкая область Украины). В Турбове Северин Антонович трудился управляющим на сахароваренном заводе промышленника Николая Терещенко. Мама Казимира Малевича – Людвига Александровна Галиновская – присматривала за домом и воспитывала многочисленное потомство: у Малевичей родилось четырнадцать детей, но до зрелого возраста дожили девять из них – пятеро сыновей и четыре дочки.


Казимир – первенец четы Малевичей. В семье общались на польском языке, но знали украинский и русский. Будущий художник считал себя поляком, но в период коренизации в анкетах записывался украинцем.

До 12 лет Казимир Малевич прожил в селе Моевка Ямпольского уезда Подольской губернии, но из-за работы отца до 17 лет по году-полтора жил в селах Харьковской, Черниговской и Сумской губерний.


В детстве Казимир Малевич о рисовании знал мало. Интерес к холсту и краскам у подростка проявился в 15 лет, когда сын с отцом побывал в Киеве. На выставке юный Малевич увидел поразивший его портрет девочки, сидящей на скамейке и чистящей картошку. Картина стала отправной точкой для желания взяться за кисть. Заметив это, мама на день рождения купила сыну набор красок.

Увлечение Казимира рисованием оказалось так велико, что 17-летний сын упросил отца позволения поступить в Киевскую художественную школу, основанную русским художником-передвижником Николаем Мурашко. Но проучился Малевич в Киеве только год: в 1896 году семья перебралась в Курск.

Живопись

Первая картина в технике масляной живописи, принадлежащая кисти Малевича, появилась в Конотопе. 16-летний Казимир на полотне размером аршин на три четверти изобразил лунную ночь и реку с пришвартованной на берегу лодкой. Работу назвал «Лунная ночь». Первое полотно Малевича продано за 5 рублей и утеряно.

После переезда в Курск Казимир Малевич устроился чертежником в управлении российской казенной железной дороги. Живопись стала отдушиной от скучной и нелюбимой работы: молодой художник организовал кружок, в котором собрались единомышленники.


Через два года после переезда в Курск Малевич устроил первые выставки картин, о чем написал в «Автобиографии», но документальных свидетельств не осталось. В 1899-м Казимир женился, но вскоре семейная жизнь, рутинная работа в управлении и провинциальность города подтолкнули художника к переменам: Казимир Малевич, оставив семью в Курске, отправился в Москву.

В августе 1905 года Малевич подал прошение в столичное училище живописи, ваяния и зодчества, но получил отказ. Казимир не вернулся к семье в Курск, а за 7 рублей в месяц снял комнату в лефортовской художественной коммуне, где обитало три десятка «коммунаров». Через полгода деньги закончились, и Казимир Малевич вернулся домой.


Летом 1906 года он совершил вторую тщетную попытку поступить в столичное училище. Но на этот раз художник перебрался в Москву с семьей: Малевич с женой и детьми жил в снятой матерью квартире. Людвига Александровна работала заведующей столовой на Тверской улице. После ограбления столовой и разорения семья перебралась в меблированные комнаты доходного дома в Брюсовом переулке.

Желание учиться подтолкнуло Казимира Малевича к посещению студии русского художника Федора Рерберга. Три года, начиная с 1907, художник жадно учился. В 1910 году участвовал в первой выставке общества художников «Бубновый валет» – крупном творческом объединении раннего авангарда. «Бубновалетовцы» известны тем, что порвали с традициями реалистической живописи. В объединении Малевич познакомился с Петром Кончаловским, Иваном Клюном, Аристархом Лентуловым и Михаилом Ларионовым. Так Казимир Малевич сделал первый шаг к новому направлению – авангардизму.

Кубизм и супрематизм

В том же 1910 году работы Малевича участвовали в первой выставке художников «Бубнового валета». Зимой 1911-о картины Казимира Севериновича экспонировались на выставке общества «Московский салон», а весной участвовали в выставке первого объединения авангардистов Санкт-Петербурга «Союз молодежи».

В 1912 году Казимир Малевич отправился в Мюнхен, где участвовал в совместной выставке работ «Союза молодежи» и немецких экспрессионистов общества «Синий всадник». В этот период художник вошел в группу молодых коллег объединения «Ослиный хвост», существовавшего до 1913 года и открывшего миру Нико Пиросманишвили.


Творчество художников-авангардистов пересеклось с творчеством поэтов футуристов Велимира Хлебникова и Алексея Крученых. Казимир Малевич иллюстрировал самописные книги Хлебникова и Крученых, а в 1913 году создал декорации и эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем», текст которой написан Крученых. Опера дважды прошла в санкт-петербургском театре «Луна-парк». Декорации Малевича – трехмерное воплощение картин того периода и состоят из геометрических фигур. Казимир Малевич назвал эти полотна «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В автобиографических воспоминаниях Малевич рассказал, что идея «Черного квадрата» родилась во время работы над оперой Крученых: художник «увидел» свой квадрат на заднике декорации.


Картина Казимира Малевича "Черный квадрат"

В 1915 году Малевич участвовал в первой выставке футуристов «Трамвай В» в Петрограде и написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». В манифесте Казимир Малевич обосновал новое направление авангардизма – супрематизм (от латинского супрем – доминирование), основателем которого являлся. По замыслу Малевича цвет доминирует над остальными свойствами живописи и краска на полотнах «освобождена» от подсобной роли. В супрематических работах художник уравновесил творческую силу человека и Природы.

В декабре 1915 года (по новому стилю – январе 1916) на футуристической выставке «0,10» Казимир Малевич экспонировал 39 полотен, объединенных названием «Супрематизм живописи». Среди выставленных работ нашлось место его знаменитому произведению «Черный квадрат». Картина – часть триптиха, в который вошли «Черный круг» и «Черный крест».


В Городском музее Амстердама хранится холст Малевича «Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях», нарисованный в 1915 году. Для передачи собственного «я» мастер использовал минимум красок и геометрические фигуры с углами. В автопортрете Казимир Малевич «признался» в несговорчивом, «колючем» характере, упрямстве. Но красный и желтый цвета «разбавляют» мрачную характеристику, а маленькое кольцо в центре «говорит» о коммуникации с внешним миром.

Супрематизм Малевича оказал влияние на русских художников Ольгу Розанову, Ивана Клюна, Надежду Удальцову, Любовь Попову, Мстислава Юркевича. Они вошли в организованное Казимиром Малевичем общество «Супремус».


Картина Казимира Малевича "Черный квадрат", "Черный круг" и "Черный крест"

Летом 1917 года Казимир Малевич возглавил Художественную секцию Московского совета солдатских депутатов и оказался в числе разработчиков проекта Народной академии искусств. В октябре Малевич стал председателем «Бубнового валета», а в ноябре московский Военно-революционный комитет назначил художника комиссаром по охране памятников старины. Он вошел в Комиссию по охране художественных ценностей, в том числе ценностей Кремля. Новая власть благоволила художникам, совершившим революцию в искусстве.

В 1918 году Казимир Малевич переехал в Петроград, где создал декорации и костюмы к постановке Всеволода Мейерхольда «Мистерия-Буфф» по пьесе . На это время приходится период «белого супрематизма» Малевича. Ярким примером исследователи называют полотно «Белое на белом» (другое название – «Белый квадрат»).


Картина Казимира Малевича "Белый квадрат"

В 1919 году Казимир Малевич вернулся в Москву, где назначен руководителем «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма».

Зимой 1919 года, в разгар гражданской войны, авангардист переехал в Витебск, где руководил мастерской Народного художественного училища «нового революционного образца». Возглавлял училище . В том же году ученики Малевича вошли в созданную им группу «УНОВИС» (Утвердители нового искусства), развивавшую направление супрематизма. Председателем Творкома (Творческого комитета) «УНОВИСа» выбрали Лазаря Хидекеля, создавшего архитектурный супрематизм. В эти годы Казимир Малевич сосредоточился на разработке нового направления и написании философских трактатов.


Казимир Малевич и группа "Утвердители нового искусства"

Позже, в условиях гонений на авангардное искусство, идеи супрематизма в Советском Союзе «перетекли» в дизайн, сценографию и архитектуру.

В 1922 году теоретик и философ дописал главный труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» и переехал с учениками из Витебска в Петроград.

С творчеством Малевича познакомились в Берлине: полотна авангардиста показаны на Первой русской художественной выставке.


Картина Казимира Малевича "Супрематическая композиция"

В 1923 году Казимир Малевич – исполняющий обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры. Вместе с учениками «УНОВИСа» он занимается исследовательской работой.

С 1924 по 1926 год – директор Ленинградского государственного института художественной культуры, где возглавил формально-теоретический отдел. Но после опубликованной в июле разгромной статьи «Монастырь на госснабжении» институт закрыли, а готовый к печати сборник трудов аннулировали. Советская власть отвернулась от представителей «реакционного» искусства.

Гонения усилились в 1927 году, когда Казимир Малевич побывал в Германии. На ежегодной художественной выставке в Берлине художнику предоставили для его работ зал, но он, получив официальное письмо с требованием вернуться, срочно отбыл в Ленинград.


Малевич в ожидании худшего написал завещание, оставив картины, среди которых «Белый квадрат», на попечение семейства фон Ризен и архитектора Гуго Херинга. Во время войны исчезло 15 работ, остальные полотна хранятся в Амстердамском городском музее. Картину «Утро после вьюги в деревне» Казимир Малевич продал в Берлине. Холст экспонируется в Музее Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке.

Власть не простила Малевичу признания на Западе и поездки в Германию. В 1930 году Казимира Малевича арестовали, заподозрив в международном шпионаже. Реакция западных СМИ и коллег заставила власть выпустить художника на свободу через 2 месяца. Страх наказания не сломал Малевича, и он «рассказывает» посредством кисти и полотна ту правду, которую видит: крестьяне на картинах кубиста – манекены без лиц на фоне плодородных полей. Таким Казимир Малевич видит население деревень после раскулачивания и коллективизации.


Картина Казимира Малевича "Утро после вьюги в деревне"

Враждебность власти к художнику росла: выставку работ Малевича в Киеве раскритиковали, а осенью снова посадили в тюрьму, обвинив в антисоветской пропаганде. Но в декабре Казимир Малевич вышел на свободу.

После второй тюремной отсидки кубист создал полотна второго «крестьянского цикла», знаменующие этап «постсупрематизма», характерного плоскостью изображаемых торсов. Яркий пример – картина «На жатву (Марфа и Ванька)».

В 1931 году художник трудился над эскизами росписи «Балтийского дома» (ранее Красного театра). В следующем году Малевич назначен руководителем Экспериментальной лаборатории Русского музея и участвует в юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет». Для этой выставки, по мнению биографов, Казимир Малевич написал последний, четвертый вариант «Черного квадрата», который хранится в Эрмитаже.


В последние три года авангардист рисовал портреты в жанре реализма. Работу над картиной «Соцгород» Малевич так и не закончил.

Особенность живописи Казимира Малевича – техника наложения красок одна на другую. Для получения красного пятна художник на нижний черный слой накладывал красный. Зритель видел цвет не чисто красным, а с оттенком темноты. Эксперты, зная секрет Малевича, легко выявляли подделки его полотен.

Личная жизнь

В 1896 году Казимир Малевич с родителями переехал в Курск. Спустя три года 20-летний чертежник женился на дочери местного пекаря Казимире Зглейц. Свадьба оказалась двойной: на сестре Казимиры Марии женился брат Казимира – Мечислав.

В 1992 году у супругов родился первенец Анатолий (умер от тифа в 15 лет). А в 1995-м появилась дочь Галина.

Совместная жизнь пары дала трещину вскоре после рождения детей: жена считала увлечение мужа рисованием баловством. Малевич уехал в Москву, и отношения супругов ухудшились.


Личная жизнь не наладилась и после воссоединения семьи в Москве: Казимира забрала детей и устроилась фельдшером в психиатрической больнице в селе Мещерском в Подмосковье. Вскоре женщина влюбилась и, бросив сына и дочь на попечение коллеги, уехала с возлюбленным в неизвестном направлении.

Казимир Малевич приехал в Мещерское за детьми и познакомился с Софьей Рафалович, женщиной, на попечении которой остались дети. В 1909 году Софья и Казимир сыграли свадьбу, а в 1920-м у них родилась дочь Уна, названная в честь «УНОВИСа».


Жена поддержала увлечение мужа творчеством, взяла на себя бытовые проблемы и, пока супруг совершенствовал технику рисования, зарабатывала деньги для семьи. В 1925 году семейная идиллия закончилась: Софья умерла, оставив супруга с 5-летней Уной на руках.

Казимир Малевич через 2 года женился третий раз: его супругой стала младшая на 23 года Наталья Манченко.

Смерть

В 1933 году Малевичу поставили страшный диагноз: рак предстательной железы. Болезнь прогрессировала: в 1935-м мастер не поднимался с постели. Бедность – Казимир Малевич не получал пенсии от Союза художников – и неизлечимая болезнь быстро свели мэтра в могилу: его не стало 15 мая.

Зная о грядущей смерти, он спроектировал последнее пристанище – супрематический крестообразный гроб, в котором его тело лежало с раскинутыми руками: «распластавшись на земле и открываясь небу».


Ученики Казимира Малевича, как он и завещал, сделали гроб по его эскизам. Одели умершего гения в белую рубаху, черные брюки и красные туфли. Попрощались с мастером в Ленинграде и Москве. Тело кремировали в московском Донском крематории и 21 мая похоронили прах под любимым дубом художника неподалеку деревни Немчиновка (Одинцовский район Московской области).

В военные годы деревянный памятник с нарисованным черным квадратом разрушился, могила затерялась.


После войны энтузиасты установили местонахождение могилы, но на этом месте раскинулось пахотное поле. Поэтому увековечили место захоронения на лесной опушке в двух километрах: на лицевой стороне белого бетонного куба размещен красный квадрат. Сегодня рядом с условной могилой стоит дом №11, улица в Немчиновке носит имя художника.

Колхозное поле, на котором покоится прах Казимира Малевича, застроили элитным жилым комплексом «Ромашково-2». В августе 2013 родственники мастера запечатали землю с места захоронения в капсулы, одну захоронили в Ромашкове, другие передали в места, где жил Казимир Малевич.

  • Гений кубизма и супрематизма дважды провалил экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
  • В феврале 1914 года абстракционист участвовал в эпатажной «футуристической демонстрации», во время которой гулял с коллегами по Кузнецкому мосту, засунув деревянные хохломские ложки в петлицы.
  • Полотно «Скачет красная конница» – единственная абстракция Малевича, признанная официальной историей советского искусства из-за связи с Октябрьской революцией. Работа разделена на три части: землю, небо и людей. В соотношении ширины земли и неба художник применил «золотое сечение» (пропорция 0,618). Картина хранится в санкт-петербургском Русском музее.

Картина Казимира Малевича "Скачет красная конница"
  • Символом созданного Казимиром Малевичем авангардного объединения «УНОВИС» стал черный квадрат, нашитый на рукав.
  • Как завещал Казимир Малевич, на его похоронах главенствовала супрематическая символика. Изображение квадрата было на гробу, в зале гражданской панихиды и на вагоне поезда, везшего прах в Москву.
  • Существует версия о создании Казимиром Малевичем граненого стакана. Идея пришла в голову художнику в 1930-м, во время второй отсидки в тюрьме. Малевич поделился замыслом с автором монумента «Рабочий и колхозница» Верой Мухиной, которая подключила знакомых и запустила выпуск граненых стаканов в массовое производство.

  • Родные сестры второй жены Софьи Рафалович вышли замуж за художников Евгения Кацмана и Дмитрия Топоркова, стоявших у истоков социалистического реализма. Творчество Малевича соцреалисты считали недостойным.
  • После смерти Казимир Малевич предложил проект монумента вождя. По замыслу абстракциониста гору сельскохозяйственных инструментов венчал куб как символом вечности. Проект отвергли.
  • В 2008 году на аукционе Sotheby"s картину Казимира Малевича «Супрематическая композиция» купил неизвестный человек за $60 миллионов. Полотно стало самой дорогой картиной, написанной художником из России.

Знаменитые картины Малевича

  • «Черный квадрат»
  • «Белое на белом»
  • «Черный круг»
  • «Красный квадрат»
  • «Скачет красная конница»
  • «Супрематическая композиция»

Казими́р Севери́нович Мале́вич (польск. Kazimierz Malewicz; 11 февраля 1879, Киев - 15 мая 1935, Ленинград) - российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

В соответствии с записью в метрической книге киевского костёла св. Александра, Казимир Малевич родился 11 (23) февраля, а крещён 1 марта 1879 года в городе Киеве. Ранее считалось, что годом его рождения является 1878.

Его отец, Северин Антонович Малевич (1845-1902) (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда), родом из местечка Турбова Подольской губернии служил управляющим на сахароваренных заводах известного промышленника Николая Терещенко. Мать, Людвига Александровна (1858-1942), в девичестве Галиновская, была домохозяйкой. Венчались они в Киеве 26 февраля (10 марта) 1878 года.

По происхождению родители поляки. Казимир стал их первенцем. В семье было ещё четыре сына (Антон, Болеслав, Бронислав, Мечислав) и четыре дочери (Мария, Ванда, Северина, Виктория). Всего у супругов Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста.

Семья Малевичей была польской, дома в семье говорили по-польски, в окружении - по-украински; впоследствии Малевич написал на украинском языке ряд статей об искусстве. Современники Малевича считали его поляком, и сам Казимир Малевич относил себя к полякам, но в 1920-е годы, в период т. н. коренизации, Малевич в некоторых анкетах писал о себе «украинец» и даже пытался склонить к этому своих родственников. В «Главах из автобиографии художника», написанных незадолго до смерти, он вспоминал о себе и своём лучшем друге курского периода Льве Квачевском: «Мы оба были украинцами». Также в некоторых источниках ищут белорусские корни отца художника.

Детские годы Казимира прошли в украинском селе. До 12 лет в Моевке Ямпольского уезда Подольской губернии, затем в Пархомовке, Волчке, Белополье; далее до 17 лет он преимущественно оставался в Конотопе. В 1895-1896 годах посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко , учась у Н. К. Пимоненко.

В 1894-1895 годы Малевич жил в Конотопе. По воспоминаниям самого художника (инициированным в 1933 году Николаем Харджиевым) первую картину в технике масляной живописи он написал в 16 лет (по всей вероятности, в 1894 году). На картине под названием «Лунная ночь», размером аршин три четверти, была изображена река с лодкой на берегу и отражающая лучами Луна. Работа понравилась друзьям Малевича. Один из друзей (по-видимому, конотопских) предложил продать картину и, не спросив художника, отнёс её в магазин, где та была достаточно быстро куплена за 5 рублей. Местонахождение картины так и осталось неизвестным.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Казимир работал чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь - с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертёжником на железной дороге и с другой - жажда творчества.

1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок» (хотя документальных сведений об этом не обнаружено).

В 1899 году женился на Казимире Ивановне Зглейц (польск. Kazimiera Zglejc) (1881-1942). Венчание произошло 27 января 1902 года в Курске в католическом Храме Успения Богородицы.

В Курске семья Малевичей за 260 рублей в год снимала дом (пять комнат), по адресу ул. Почтовая, 13, принадлежавший Анне Клейн. Здание сохранилось до наших дней.

В 1904 году решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против, так как Малевич оставлял её с детьми в Курске. Это наметило раскол в его семейной жизни.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →