Методология и методы социологии управления. Прикладные социологические исследования проблем управления

Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение цели (целей) системы. Существующая и функционирующая в обществе система управления не может оставаться неизменной и в ней происходят фундаментальные перемены. Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни людей, мотивацию их интересов, их ценностные ориентации.

В обществе существует огромное разнообразие общностей, некоторые из них складываются спонтанно, стихийно, на основе взаимной симпатии, заинтересованности людей друг в друге. Но есть и такие виды социальных общностей, которые создаются и функционируют для достижения общей цели или целей, а взаимодействия входящих в них индивидов (групп), их социальные роли и функции, права и обязанности определенным образом организуются и управляются. Такие социальные общности называются организацией и представляют определенным образом взаимодействующие группы людей, деятельность которых координируется и управляется для достижения общей цели.

Группы людей, которые созданы по воле руководства для достижения определенных целей и взаимодействие в данных группах регламентируется соответствующими распоряжениями, приказами, инструкциями, называются формальными организациями.

В структуре любой организации, пусть даже небольшой по численности входящих в нее людей, ориентированной па выполнение нескольких функций, возникает специфический социальный феномен - управление, а оно приводит к появлению отдельных личностей или их групп, специально занимающихся управленческой деятельностью.

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением груда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Ли Якокка считает, что управление - не что иное, как «настраивание людей на труд». АкиоМорита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое. Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу. Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять - значит приводить к успехам других. Майкл Мескон считает, что управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей.

Можно дать и такое определение: управление - это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей.

Все приведенные определения управления имеют нечто общее - это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью. Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Таким образом, под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему). В качестве таковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятии, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели.

Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни людей, их ценностные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом.

Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками - политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Однако каждая из них выделяет из него свой, только ей присущий объект и предмет исследования.

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта и предмета социологии управления дает возможность сформулировать определение и самой специфической отрасли социологического знания - социологии управления.

Социология управления - специальная социологическая теория, изучающая:

  • процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей;
  • многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем;
  • весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;
  • отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;
  • формирование целей управления с точки зрения социально- экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;
  • анализирует и оценивает социальные последствия принимаемых управленческих решений, определяет эффективность управленческих действий;
  • совершенствование социальных механизмов воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тэйлором, А. Файолем, М. Вебером, Г. Фордом, Г. Эмерсоном, Э. Мэйо, Р. Мертоном и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями.

Толковый словарь по управлению дает такое определение: социология управления - раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Э.М. Коротков трактует эту науку как формирование групп в системе управления по социологическим признакам, изменение социальной структуры в процессах развития управления, ее характеристики и практический эффект.

По мнению М.В. Удальцовой, наука, изучающая социальные отношения и устанавливающая основные критерии эффективности их функционирования с точки зрения всех субъектов социальных отношений, называется социологией и психологией управления и организаций.

В этих определениях подчеркиваются два основных аспекта: во- первых, изучение социальных отношений; во-вторых, исследование процесса формирования и изменения групп (социальных общностей).

  • с одной стороны, с проходившими в 60 - 70-е годы XX в. дискуссиями о предмете социологии, в результате которых возникло определение социологии как науки, изучающей социальные отношения;
  • с другой стороны, по мнению многих ученых (В. Харчева, В.А. Ядова и др.) специфика социологии как целостной системы научного знания состоит в том, что она изучает закономерности образования, функционирования и развития социальных общностей. Ключевой, основополагающей категорией является категория «социальная общность» как взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности. Выделение понятия «социальная общность» в качестве основной категории социологии позволяет учесть субъекта о-деятельностную компоненту социального:
    • 1) . Социальное действие;
    • 2) . Последовательность действий - социальный процесс;
    • 3) . Формы социальной организации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях); социальные институты; социальную структуру (как упорядоченную систему общественного разделения труда и связанную с этим систему отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей); структуру социальных функций и ролевых предписаний;
    • 4) . Субъективные конструкции социальной реальности, которые отдельные индивиды выстраивают только благодаря взаимодействию с другими прямо или опосредованно.

Г. Спенсер, проводя аналогию между обществом и живым организмом, выделял в обществе «управляющее и управляемое сословия».

Управляемость есть основная характеристика, о. управление- основная функция социальной системы. Процесс управления есть не что иное, как упорядочение системы. При этом поскольку одной из основных задач управления является сохранение качественной определенности системы посредством перевода ее из одного состояния в другое, упорядочивающее воздействие выступает как приведение системы в соответствие с присущими ей объективными закономерностями и тенденциями, характеризующими эту качественную определенность. Однако для того, чтобы этот процесс шел успешно, социальная система должна быть управляемой.

Управляемость- как основная характеристика системы - означает ту степень контроля, который управляющая подсистема какого-либо организационного целого осуществляет по отношению к управляемой, а также ту степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. Конечно, эта грань подвижна и варьирует в зависимости от типа социальной организации, качества управляющего воздействия, особенностей и т.д. Однако совершенно исчезнуть она не может Это характерно для всех социальных систем.

Большие по размерам и более сложные социальные системы имеют иерархическую и многоступенчатую структуру. Иерархия (от греч. hieros- священный и arche - власть) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему, характеризующая различные многоуровневые системы.

Вертикальное строение системы при ее иерархическом устройстве можно представить в виде многослойной пирамиды своеобразной «пирамиды влияния» при этом отношения внутри каждого слоя являются горизонтальными, т.е. равноправными, а между элементами различных слоев возникают отношения соподчинения. Хотя элементы всех слоев иерархической системы взаимосвязаны и образуют единое множество, сами слои составляют отдельные подмножества более тесно связанные отношениями внутри слоя, чем с другими слоями и отличаются друг от друга. Сущность этих различий - властное неравноправие элементов, основанное на неравном объеме степеней свободы образовывать активные связи с другими элементами, т.е. воздействовать на них. Все промежуточные звенья или подструктуры имеют активные и пассивные связи за исключением низшего слоя. Однако решающие значение для иерархии управления имеют только активные связи, т.е. возможности активно воздействовать на другие элементы и их объединения.

Системные связи (горизонтальные и вертикальные) - основа существования системы, отличаются устойчивостью, регулярно повторяются в неизменном виде. Иначе говоря, люди приходят и уходят, а отношения остаются. В месте с тем, в системе могут возникать неустойчивые отношения, т.е. такие, которые проявляются спорадически и не повторяются.

Элементы системы, индивиды, социальные группы, организации и общности, существуют не изолировано друг от друга, а в определенных отношениях. Любые отношения в системе могут быть представлены как парные отношения типа «элемент 1 - связь - элемент 2». Каждая связь в системе может быть выражена через соответствующую внутрисистемную пару. Например, «начальник - подчиненный», «руководитель - исполнитель», «управляющая подсистема - управляемая подсистема».

Внутрисистемные пары сцепляясь и пересекаясь с другими, образуют как саму систему, так и ее функциональную основу - управление.

Следовательно, основной задачей социологии управления будет изучение диагностирование этих отношений, поиск способов повышения их эффективности.

Управленческое отношение (отношение системных пар) - то главное звено, с помощью которого можно вытащить всю цепь. Если использовать модель социального организма Г.Спенсера, то управленческие отношения есть аналогия нервной системы в живом организме. Именно этим обстоятельством и обусловлен выбор социологии управления.

Таким образом, предметом социологии управления являются управленческие отношения и способы управленческой деятельности, их закономерности, различные социальные явления и структуры, а также люди как индивиды. Специфической особенностью социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат исследовательской социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях общности людей.

Таким образом, социология управлениякак часть общей социологии рассматривает процесс становления, функционирования и развития определенной сферы жизнедеятельности и культуры согласованно действующей общности людей; она исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведения в системах и процессах управления.

Социологический подход к управлению заключается в выделении и изучении следующих взаимосвязанных компонентов:

  • 1. Социология управления изучает органы управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем и включает изучение комплекса подбора, расстановки, воспитания управленческих кадров, отношений, складывающихся между людьми при выполнении ими управленческих функций. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организаций.
  • 2. Социология управления включает постановку и реализацию социальных целей управления с точки зрения социальных критериев; анализ социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследование и разработку системы учета интересов, мнений и предложений людей.
  • 3. Социология управления исследует проблемы целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности, которые выражают определенные отношения, возникающие в процессе управления.
  • 4. Социология управления изучает проблемы внутригруппового регулирования и социальную самоорганизацию в отдельных группах и на предприятии в целом.

Социология управления рассматривает такие актуальные проблемы:

  • организационная культура;
  • - система власти и отношения руководства-подчинения;
  • социальная структура организации; взаимосвязь формальной и неформальной структур;
  • социальные группы, статусы и роли;
  • формирование социальных групп в системе управления;
  • соединение личных, групповых, общеорганизационных целей;
  • участие исполнителей в выработке общих решений;
  • оценка руководителей;
  • организационные конфликты;
  • адаптация персонала;
  • управленческое консультирование;
  • социальное планирование;
  • сокращение персонала;
  • дискриминация по признакам пола, возраста, образования и т.д.;
  • удовлетворенность трудом и отчуждение от работы;
  • социальная ответственность.

Социология рассматривает управление как постоянно осуществляющийся социальный процесс воздействия на управляемую подсистему систему. Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления. Эффективная деятельность организации возможна лишь при учете социального фактора.

Г.П. ЗИНЧЕНКО

СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Людмила Олеговна Ромашова

Олег Викторович Ромашов,

Издательство «ЭКЗАМЕН»

ИД №05518 от 01.08.01

Гигиенический сертификат

№77.99.02.953.Д.000494.01.01 от 31.01.2001 г.

Главный редактор Д. В. Яновский

Научный редактор Л. И. Турусова

Компьютерная верстка А. Ф. Дамбиева

107066, Москва, ул. Александра Лукьянова д. 4, стр. 1.

E-mail: [email protected]

тел./факс 263-96-60.

Подписано в печать с диапозитивов 14.05.2002.

Формат 84x108/32. Гарнитура «Таймс».

Бумага офсет № 1. Уч.-изд. л. 20,38.

Усл. печ. л. 26,89. Тираж 3000 экз. Заказ № 1303

Общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93,том 2; 953005 – книги, брошюры, литература учебная

Отпечатано с готовых диапозитивов заказчика

в ГУП «Марийский полиграфическо-издательский комбинат»

424000, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, 112

По вопросам реализации обращаться по тел.: 263-96-60.

ПРЕДИСЛОВИЕ 8

ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК НАУКА
И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 11

1. Становление и развитие социологических
концепций управления............................................................................ 11

2. Объект, предмет и методы социологии управления......................... 16

ГЛАВА 2. ПУБЛИЧНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
В СИСТЕМЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 20

1. Роль и место администрирования в системе самоорганизации общества 20

2. Социальное целеполагание и его типология..................................... 23

3. Социокультурные основания функционирования государственной службы 26

ГЛАВА 3. СИСТЕМА ПУБЛИЧНОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 29

1. Система и процесс администрирования............................................ 29

2. Социальный механизм администрирования..................................... 31

3. Социальная обусловленность государственных решений............... 33

4. Социальное действие администрирования........................................ 36

ГЛАВА 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ
В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 42

1. Политическое представительство интересов..................................... 45

2. Функциональное представительство интересов................................ 47

3. Социальное партнерство.................................................................... 49

ГЛАВА 5. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 54

1. Роль коммуникаций в публично-правовых связях........................... 54

2. Информационное обеспечение администрирования......................... 57



3. Организация и регуляция коммуникативных процессов............................ 58

ГЛАВА 6. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ – РАЗНОВИДНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ 64

1. Характер труда менеджеров
в сфере администрирования................................................................... 64

2. Разделение труда в государственном аппарате
и состав основных категорий работников............................................. 75

3. Особенности социально-профессиональной общности государственных служащих 77

ГЛАВА 7. ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ 83

1. Институт государственной службы – регулятор административной деятельности чиновников.............................................................................................. 83

2. Становление института профессиональной государственной службы в Российской Федерации........................................................................... 86

3. Функционирование института государственной службы................ 93

ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 99

1. Понятие и классификация организаций............................................. 99

2. Организационная модель государственного учреждения............. 101

3. Типы организационных структур.................................................... 106

ГЛАВА 9. РАБОЧАЯ ГРУППА В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 113

1. Признаки и разновидности рабочих групп............................................. 113

2. Социометрические структуры............................................................... 115

3. Руководство и лидерство....................................................................... 117

ГЛАВА 10. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА 123

1. Формирование рабочей группы...................................................... 123

2. Развитие рабочей группы................................................................. 126

3. Продуктивная среда групповой деятельности................................ 129

ГЛАВА 11. КОМАНДА В СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 134

1. Роль командной работы в сфере администрирования.................... 134

2. Алгоритм формирования команды................................................. 137

3. Факторы эффективности команды................................................... 140

ГЛАВА 12. АДМИНИСТРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА 146

1. Субкультуры в сфере администрирования..................................... 146

2. Признаки и типы административной культуры.............................. 148

4. Изменение культуры......................................................................... 153

ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 156

1. Искажения ценностно-нормативной системы администрирования 156

2. Дисфункции государственной службы............................................ 159

3. Пути дебюрократизации государственного аппарата.................... 163

ГЛАВА 14. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 168

1. Стратегия административной реформы.......................................... 168

2. Алгоритм оптимизации структур и механизмов администрирования 171

3. Клиентноориентированная модель государственной организации 177

4. Цель и задачи программы реформирования государственной службы 182

ГЛАВА 15. СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ В СФЕРЕ

ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ........................................185

1. Административно-практический уровень социальной

инженерии...............................................................................................185

2. Управленческое консультирование как разновидность

социальной инженерии............................................................................187

3. Технологизация консультирования.....................................................190

ГЛАВА 16. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И

ПРОЦЕДУРЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ..............................................193

1. Процедуры анализа проблемы............................................................194

2. Методы диагностического исследования..........................................195

3. Методы выработки решения...............................................................198

4. Алгоритм внедрения.............................................................................200

ГЛАВА 17. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. .................................................202

1. Сущность стратегического управления.................................................202

2. Оценка ориентации администрации...................................................... 204

3. Организационный аудит – технология диагностики

управляемого объекта..................................................................................208

ГЛАВА 18. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ

КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ...................................274

1. Перспективы социализации и гуманизации кадровой

работы............................................................................................................276

2. Схема диагностики кадровой политики.................................................281

3. Процедуры анализа и описания работы. ..............................................288

4. Технологии набора и отбора кадров.......................................................289

5. Методы оценки персонала.......................................................................294

6. Стратегия мотивации...............................................................................297

7. Функции тренинга в формировании команды.......................................301

ГЛАВА 19. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ

УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ..............305

1. Метод профильного анализа процесса (ПАП)......................................306

2. Методика оценки эффективности административной

организации (ЭДЭ).......................................................................................319

ГЛАВА 20. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ

АДМИНИСТРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ..................................................325

1. Процедуры выявления стиля управления...........................................325

2. Методика оценки соответствия индивидуальных

особенностей работника организационной культуре............................329

3. Методы определения уровня служебной этики. ...............................332

4. Технология изменения административной культуры..........................334

ГЛАВА 21. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ

ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ..........................341

1. Технология разработки программы ПР-акции......................................341

2. Условия и процедуры организации приема граждан............................344

3. Методы регулирования социальной напряженности. .....................346

ГЛАВА 22. КООРДИНАЦИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ............................ 352

1. Обзор основных областей диагностического

исследования административного учреждения.....................................352

2. Дерево решений для инноваторов......................................................357

Послесловие.................................................................................361

Литература..................................................................................................366

Словарь ключевых терминов..................................................................368

ПРЕДИСЛОВИЕ

Российское общество переживает эпоху глубоких трансформаций. Оно находится в ситуации «догоняющего социокультурного развития», обусловленного кризисным состоянием индустриального хозяйства. Россиянам предстоит выйти на высший уровень индустриализации с тем, чтобы органично, на собственной основе вступить в фазу постиндустриального развития.

Минуло первое десятилетие реальных реформ, ориентированных, прежде всего на первоначальное накопление капитала. Такая стратегия привела к распространению теневой экономики и квазирынка, олигархической формы публичных отношений, «пропитанных» духом коррупции. Допущенные просчеты свидетельствуют о пороках принятой модели управления, устаревшего типа взаимодействия государства и общества. Публичные политики и профессиональные чиновники недопонимают, что перестройка административного механизма важнее тех целей изменения общества, которые они ставят. Вместо применения негодного механизма к воздействию на общество, нужно, напротив, использовать общество в целях модернизации административной системы.

Актуальность этой задачи уже осмыслена. «Сегодня колоссальные возможности страны, - подчёркивается в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, блокируются громоздким неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом… Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. А знание чиновниками современной науки управления – это всё ещё очень большая редкость».

Реальная возможность преодоления очевидных недостатков российской бюрократии заключается в развёртывании профессиональной подготовки государственных служащих нового типа – посредников между государством и гражданским обществом. Иными словами, усилия общества следует направить не на борьбу с чиновниками, а на создание условий для формирования профессионального слоя бюрократии.

В этой связи особое значение приобретают проблемы содержания обучения государственных и муниципальных служащих в высших учебных заведениях. Курс социологии управления органично вписывается в цикл специальных дисциплин подготовки кадров для государственного аппарата. Однако пограничный статус данного курса определяет его специфику. Если наука управления рассматривает процесс администрирования как бы «сверху-вниз», от субъектов управления к объектам, к социуму или конкретным его фрагментам, то социология предполагает противоположную точку зрения: от общества в целом (управляемого объекта) к одному из своих компонентов (управляющему субъекту). Таким образом, социология управления как отраслевая дисциплина изучает систему и процесс администрирования в особом, социальном ракурсе.

В основу концепции предлагаемого курса положено разграничение трех понятий, которые зачастую отождествляются: управление, менеджмент и администрирование.

Управление в самом широком смысле слова может быть определено как деятельность людей, соединяющих свои усилия для достижения общих целей. Термин «управление» используется также и в более узком смысле применительно к частной и государственной сферам. В первом случае принято говорить о менеджменте (бизнес-управлении), а во втором об администрировании (государственном управлении).

Менеджмент ёмкое понятие. Оно обозначает процесс, посредством которого управленцы формируют организации и воздействуют на них ради достижения конкретных целей. Менеджмент предполагает функции, методы принципы руководства людьми для получения результатов, соответствующих выдвинутым целям.

Администрирование представляет собой процесс реализации законодательных, исполнительных, судебных и других властных полномочий государства в целях выполнения его регламентационно-регулирующих функций в обществе. Для администрирования определяющими являются не цели, а социальные ресурсы. Оно предполагает взаимодействие субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

С обыденной точки зрения администрирование носит «бюрократический», а менеджмент – «деловой» характер. На самом деле разница состоит в том, что менеджеры воздействуют на социальные организации (предприятия, учреждения и т.п.), цели которых задаются извне, а администраторы – на социально-территориальные общности (страна, регион, город, деревня), цели которых формируются изнутри. В отличие от социальных организаций процесс целедостижения в социальных общностях носит не управляемый, а направляемый характер. Возможно, по этой причине в текст Конституции РФ включено понятие «государственная служба», а не «государственное управление». Оно более приемлемо для органов государственной власти.

Принципиально разные виды управленческой деятельности дают основание для выделения «ведомственных» предметов социологии управления и разработки учебных курсов, соответствующих профилю вуза. Так, для подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления уместно предложить курс по социологии администрирования, отвечающего современному образовательному стандарту не в бюрократическом, а в профессиональном смысле слова. Исходя из такого подхода, можно сформулировать следующие цели и задачи учебного пособия.

Основные цели:

§ раскрыть содержание и структуру социологии управления, представить социологические теории и концепции управления;

§ показать специфику социальных отношений в процессе управления, в том числе менеджмента (бизнес-управления) и администрирования (государственного управления);

§ ознакомить с методами социологического анализа администрирования.

Текущие задачи:

§ освоение основных понятий и положений социологии администрирования;

§ приобретение навыков социологического анализа процесса администрирования.

В результате освоения данного пособия читатель сумеет:

§ организовать совместную работу людей в рабочих группах над определенным заданием;

§ обеспечить информационно-коммуникативную поддержку управленческих решений;

§ представлять государственные интересы в социуме;

§ администрировать в агрессивной среде;

§ использовать социальные ресурсы модернизации государственного аппарата, повышения его эффективности.

В заключение хочу поблагодарить коллег по кафедре социологии СКАГС Капитонова Э.А., Кармизову С.Т., Лысенко В.Д., Сидоренко В.А., вместе с которыми я отрабатывал концепцию авторского курса. Особая признательность Заяц П.В., собравшему материал для подготовки словаря ключевых терминов.


ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Цели главы:

§ Рассмотреть становление и развитие социологических концепций управления.

§ Определить объект, предмет и методы социологии управления.

Социология управления – одна из отраслей социологического знания, выделяющая в обществе отношения управления. Эти отношения возникают в результате взаимодействия таких социальных субъектов, как лидер и ведомый (отношения зависимости), кредитор и заемщик (отношения власти), государь и подданный (отношения господства), руководитель и исполнитель (отношения подчинения) и др. Само сочетание слов «социология» и «управление» говорит о пограничном статусе этой науки. Она образовалась на стыке развития двух самостоятельных дисциплин: социологии и управления.

Социология управления - это социологическая дисциплина, которая является одним из направлений социологии, а точнее экономической социологии. Кроме того, социология управления является еще и пограничной наукой. Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. Как же развивались дисциплины, лежащие в основе социологии управления?

Развитие наук «социология» и «управление» как база возникновения социологии управления

В системе научного знания социологии отведено особое место. Это молодая наука, изучающая самый сложный объект - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Открытие первых социологов сводится к тому, что не только люди управляют экономическими и политическими отношениями, но в этом участвуют также незримые социальные связи. Эти связи - социальные отношения между людьми. Задача новой науки состояла в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать их с целью выявления законов, управляющих обществом. А поскольку общество состоит из различных групп и личностей, то социология изучает общество в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей .

0 классовом строении общества, принципах социальной справедливости, правильном разделении труда писали в IV в. до н.э. Платон и Аристотель. После них свои гипотезы предлагали Ибн Хальдун, Руссо, Вольтер, Кант, Маркс и Гегель. Множество вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти ответ. Однако основателем социологии считается французский мыслитель начала XIX в. Огюст Конт, который дал имя новой науке.

Социология сегодня - это логически стройная и обоснованная система достоверного знания. Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т.е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, социология не занимается тем, что называется «человеческои» натурой, ее интересует не внутренний мир индивида, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.

Социология позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессов, прогнозировать будущие события. Предметом социологии выступает концептуальная (т.е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Социолога интересует не исключительное, а закономерное и типичное.

Поскольку половина активной жизни человека проходит в сфере труда, производства и экономической деятельности, особого внимания заслуживают те социальные отношения, которые формируются и функционируют в данной социальной среде. Наука, объектом изучения которой является взаимодействие двух основных сфер общественной жизни - экономической и социальной и, соответственно, взаимодействие двоякого рода процессов - экономических и социальных, и называется социологией экономической жизни, или экономической социологией. Особенность этого объекта состоит в том, что описываются не отдельно взятые тенденции в сфере экономики и общества, и даже не взаимосвязи между ними, а нечто более сложное: механизмы, которые порождают и регулируют эти взаимосвязи. Так, распределительные отношения - это феномен экономики, но в основе этих отношений лежит определенный регулирующий их социальный механизм - поведение и взаимодействие социальных групп, от которых зависит характер распределения благ.

Социология экономической жизни как разработка социальных подходов к экономике формируется уже около трех веков. Ее основатели - Э. Дюрк- гейм, М. Вебер, Т. Веблен, К. Маркс, А. Смит - стремились объяснить социальные изменения, происходившие в западноевропейском обществе, исходя из влияния на них разделения труда, состояния экономики, урбанизации индустриального общества, трансформации социальной структуры. Так формировалась система социологических взглядов на производительную деятельность, «погруженную» в контекст экономических изменений, постепенно превращаясь в самостоятельную и авторитетную дисциплину 1 .

Социология экономической жизни возникла практически одновременно с появлением социологии как науки. Сегодня это одно из ведущих направлений социологии, в котором выделяется целый ряд поднаправлений и подотраслей: социология промышленности и социология сельского хозяйства, социология процветания и социология бедности, социология предпринимательства и социология управления, социальные исследования миграции и многие другие.

Экономическая деятельность всегда должным образом организуется и институционализируется, а не выступает в виде хаотически реализуемых поступков людей, поэтому перед социологами встала задача - определить направленность изучения социальных явлений в данной области, в области социального управления. Появляется еще одно направление в социологии - социология управления.

Появление социологии управления - это вполне закономерный процесс, поскольку из всех ресурсов общественного развития - материально- сырьевых, духовных, финансовых - ресурс управления имеет огромнейшее значение. При этом управление только тогда может быть качественным ресурсом, когда в нем отражен весь управляемый объект, в центре которого субъектно-объектные отношения. Такую целостную и адекватную картину можно получить только с помощью социологических методов, поэтому социология еще в начале XX в. стала неотъемлемой частью управленческих технологий .

Социология управления - социологическая дисциплина, изучающая поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также отношения и взаимодействие больших социальных групп, связанных с управлением, например управленческих элит, в масштабах всего общества .

Предметом социологии управления является изучение характеристик социальных отношений, возникающих между людьми в процессе управления, функциональных и структурных сторон процесса управления, социальных характеристик участников управления. Социология управления изучает также основы и закономерности функционирования социальных организаций, принципы и механизмы регулирования, оптимизации и координации социальных процессов, стимулирования и мотивации социального поведения людей, социальных групп во всех сферах общественной жизнедеятельности, во всех видах социальных организаций и пр.

Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом общего управления, а точнее менеджмента, а еще точнее его подраздела - управления персоналом. Однако методы этой дисциплины, способ анализа, концептуальные подходы позаимствованы из социологии (о чем было сказано ранее). Социология управления глубже, чем менеджмент, связана с менталитетом (духовными и социальными ценностями). Социология управления ориентирована не на иерархическое администрирование, а на расширение и углубление социального партнерства и не только в трудовых отношениях, а во всех институализированных формах социального взаимодействия.

Функциональное отличие социологии управления от менеджмента заключается в необходимости сосредоточения ее интересов на формировании собственного социального института как устойчивого комплекса правил и норм, регулирующих ролевые отношения в различных сферах. Кроме того, социология управления в отличие от менеджмента отражает как общие процессы трансформации института управления вместе с политической и экономической системами при переходе от одной стадии развития общества к другой, так и более частные модификации.

Тем не менее «своеобразное соединение» менеджмента и социологических методов исследования оказалось весьма плодотворным: социологии управления удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры человеческих отношений, которые в общей социологии обычно обходят стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение технико-организационных вопросов, совершенно не затрагиваются.

Как верно отмечено Д. С. Клементьевым, понятийный аппарат российской социологии управления находится в стадии становления. До сих пор социология управления в нашей стране развивается по канонам «чистой» науки. Имеет место парадокс: система управления не может в полной мере воспользоваться академической социологией - требуется эмпирический опыт, а социология управления как самая молодая сфера социологии не обладает ни материальными, ни исследовательскими, ни методологическими ресурсами.

Управление - очень емкое понятие - выступает предметом изучения многих паук, в том числе и естественных. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Приведем несколько наиболее распространенных определений управления:

  • управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу;
  • управление - это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов;
  • управлять - делать что-либо руками других людей;
  • управление - совокупность универсально-исторических принципов, на которых основываются взаимоотношения в иерархии в любом обществе в любую историческую эпоху. Это может быть общество, крестьянское хозяйство, промышленное предприятие и т.д. Везде, где есть иерархия, где есть организация, действуют универсально-исторические законы управления.

Все это многообразие определений связано с тем, что управление означало разные вещи для разных людей в разное время.

Дошедшие до нас исторические источники указывают на то, что понятие «управление» первоначально было сформулировано греками, ему соответствовало понятие techne , в соответствии с которым технично, оптимально осуществлялось любое творчески созидательное дело. Позже оно обозначалось как кибернетика и означало искусство вождения кораблей.

В древнерусских истоках корень «правь» составлял центральную мировоззренческую сущность в триедином символическом единстве «Явь - Навь - Правь», обозначавшем обязанность человека перед природой и перед родом жить правильно, знать правое дело и т.д. Отсюда происходит связь природы, космоса, культуры с уровнем развития и организации человеческого потенциала, его зависимости от состояния общества, его идеалов и ценностей.

Таким образом, управление находится в ряду явлений «второй» (искусственной) природы, возникшей и развивающейся в течение истории человеческой цивилизации. Этому способствовал естественно-научный аспект управления, к которому ученые стали относить взаимодействие гравитационных, электромагнитных, радиационных и иных сил Вселенной. Далее, в середине XX столетия, работы К. Шеннона и Н. Винера послужили началом развития математической теории информации и информационной теории управлении. Математическая теория информации стала мощным стимулом развития кибернетики - науки об общих законах получения, хранения и передачи информации в целях ее использования в процессах управления различными системами, в том числе и социальными. Возникло и получило признание родовое понятие «управление», характеризующее упорядоченное взаимодействие определенного множества элементов, или составных частей, природы, общества, человека. Несколько позднее получили развитие системный, синергический (плюс самоорганизация) подходы к управлению и пр. В настоящее время проводятся интересные исследования в области постмодернизма и соответствующей ему философии управления (замена порядка во всем: иерархии - анархией, централизации - рассеиванием, отбора нужного - комбинированием и пр.) 1 .

Социология избрала свой угол зрения на управление, она изображает его в виде пирамиды социальных отношений. Управление с социологической точки зрения - это властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся местом в системе организации труда (важностью и сложностью выполняемых задач), которое принято называть должностным положением. Кроме того, учитывается место в системе распределения труда, которое определяет размер основного вознаграждения (оклад, заработная плата) и дополнительных выплат (премия, доля от прибыли и т.д.). Это искусство так направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.

Управление может быть:

  • 1) системой отношений;
  • 2) формой взаимодействия.

В первом случае говорят о социальной иерархии, диапазоне контроля, власти, ранге, статусе, ролях и т.д. Во втором - о методах контроля (общем и детальном), делегировании полномочий, силе руководства, конкуренции, продвижении, лидерстве, конфликтах и о многом другом, что может быть названо динамикой управления. С технической точки зрения управление - всего лишь рациональный способ достижения максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий, времени.

В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.

Толковый словарь но управлению дает такое определение: социология управления - раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Э. М. Коротков трактует эту науку как формирование групп в системе управления по социологическим признакам, изменение социальной структуры в процессах развития управления, ее характеристики и практический эффект.

По мнению М. В. Удальцовой, наука, изучающая социальные отношения и устанавливающая основные критерии эффективности их функционирования с точки зрения всех субъектов социальных отношений, называется социологией и психологией управления и организаций.

В этих определениях подчеркиваются два основных аспекта предмета изучения социологии управления: во-первых, изучение социальных отношений; во-вторых, исследование процесса формирования и изменения групп (социальных общностей). Такое двоякое отношение авторов к определению предмета связано, с одной стороны, с проходившими в I960-1970-е гг. дискуссиями о предмете социологии, в результате которых возникло определение социологии как науки, изучающей социальные отношения.

С другой стороны, по мнению многих ученых (В. Харчева, В. А. Ядова и других), специфика социологии как целостной системы научного знания состоит в том, что она изучает закономерности образования, функционирования и развития социальных общностей. Ключевой, основополагающей категорией является категория «социальная общность» как взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности.

Итак, социология управления - это часть социогуманитарного знания, предметом которого является изучение закономерностей, определяющих гуманитарные и социальные предпосылки; содержание и результаты управления обществом и его важнейшей сферой - жизнедеятельностью человека (на уровне больших и малых социальных организаций). Эти закономерности выявляются посредством анализа взаимосвязи управленческой деятельности и социальной реальности с таким учетом фактора времени, который адекватно отражает актуальные процессы и их потенциальные перспективы развития 1 .

Таким образом, социология управления как комплексная интегративная область научных знаний о конкретных социальных процессах призвана обеспечить анализ и поиск путей оптимального разрешения социальных проблем. Для этого она должна обеспечить разработку теории и технологии, методов социальной работы, учета и реализации социальных потребностей и интересов различных категорий населения, раскрыть закономерности, принципы и механизмы планомерного, организованного, целенаправленного воздействия.

  • Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: учеб, пособие. М. :Финансы и статистика, 2001. С. б.
  • Клементьев Д. С. Социология управления: учеб, пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М. :Изд-во МГУ, 2010. С. 3.
  • Кравченко Л. И. Социология менеджмента: учеб, пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 5.

Социология является наукой, которая рассматривает человеческое общество как единую социальную систему. Отдельной ее отраслью является социология управления. В общем объеме наука социология изучает основы функционирования общества и закономерности его развития, его структуру, а также организацию людей в обществе и их поведение в нем. Вся эта наука опирается на теорию и имеет свои методы исследования. В общую социологию входит много разных наук, в том числе и такая редкая, как понимающая социология.

3 уровень - это подчиненные, являющиеся техническим уровнем.

Задачи управления рассматриваются и другими науками вместе с социологией:

Экономика - рассматривает реализацию задач и положений механизма хозяйствования.

Информатика - рассматривает информационные взаимодействия.

Кибернетика - в ее сфере находится взаимодействие различных элементов и подсистем.

Психология - рассматривает процессы принятия решений.

Социология управления в этом ряду является дисциплиной среднего уровня. Она в себя включает определенные и разные теоретические проблемы. В нее также входят тренинги и различные организационные игры.

Задачами социологии управления являются:

1.Изучение фактов, которые составляют непосредственный и постоянно развивающийся процесс управленческой деятельности. Именно в этом процессе проявляется взаимодействие людей из различных уровней управленческой пирамиды.

2.Выявление важных и сопутствующих фактов, обнаружение на этой основе в зависимости от меняющихся условий тенденций развития процессов управления.

3.Необходимость объяснения, почему возникают в системе управленческой деятельности различные новшества, и какие возможны способы их реализации.

Социология управления - это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы, динамическую систему и процессы управления, их социальные функции и принципы, особенности управленческих решений и управленческой деятельности, степень их эффективности в условиях существующих в обществе социальных отношений.

Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какого может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, социальная, духовная сфера или звенья (предприятия, учреждения, организации и т.п.) - с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели. Социальное управление осуществляется путем целенаправленного воздействия на условия жизни людей, их ценностные ориентации и деятельность, на их поведение.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении пяти взаимосвязанных его компонентов. Первый из них - деятельность органов управления (управляющая подсистема), как государственных, так и общественных, с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем, включая весь комплекс подбора, подготовки, переподготовки, расстановки кадров, их продвижения по служебной лестнице, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов, предпочтений и ориентации.


Вторым компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией управления, является целенаправленное управленческое воздействие на управляемый аппарат, включающее целеполагание (социальное проектирование, планирование, регулирование" и т.п.) и целедостижение. Такое воздействие может быть внешним по отношению к управляемым объектам, когда орган управления находится за рамками данных объектов (например, министерство по отношению к входящим в состав соответствующей отрасли предприятиям или вузам), либо внутренним, т.е. самоуправлением, когда управление осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого управляемого объекта (например, дирекция Минского тракторного завода или ректорат Белорусского государственного университета).

Третьим компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией, выступает социальная самоорганизация, представляющая собой совокупность спонтанных процессов внутригруппового регулирования (общественное мнение, традиции, обычаи, социальные нормы, лидерство и т.п.), оказывающих регулирующее, управляющее воздействие на поведение и деятельность индивидов и их общностей (групп), на их ценностные ориентации и взаимоотношения.


Четвертым компонентом^ управленческой деятельности, которую исследует социология, является система управленческих решений (определенных "команд"), направленных на обеспечение целостности и сохранение или повышение качественных параметров управляемой системы, ее устойчивого развития, повышение эффективности ее функционирования и обеспечение адаптируемости к изменяющимся условиям окружающей среды, как при-* родной, так и, особенно, социальной.

Пятый компонент управленческой деятельности, составляющей объект социологического исследования, представляет анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы, позволяющий оперативно корректировать ее деятельность в соответствии с изменившимися внутренним ее состоянием или внешними воздействиями (например, корректировка качества или количества выпускаемых фирмой товаров, их цены в связи с изменив-


шейся конъюнктурой рынка). Сюда же входит оценка деятельности управляемой подсистемы (завода, отрасли производства, учебного заведения, театрального коллектива и т.п.) с точки зрения соответствия социальным критериям, интересам, стремлениям и ожиданиям управляемых, анализ социальных последствий принимаемых решений, отношение к ним исполнителей, учет мнений и предложений исполнителей в целях совершенствования деятельности управляющей подсистемы.

Социология управления изучает также проблемы компетентности, ответственности, исполнительности, дисциплины сотрудников исследуемой социальной организации в их соотнесенности с управленческой деятельностью, поскольку соответствующие явления и процессы рассматриваются не просто как социальные качества отдельных индивидов-работников, но и как воплощение определенных социальных взаимодействий, которые возникают в процессе осуществления управленческих решений.

Оптимальное соотношение рассмотренных компонентов управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждого из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Например, руководитель любой организации - завода, вуза, банка, торговой фирмы и т.п. -заинтересован в том, чтобы как можно больший объем управленческих решений (распоряжений, заданий, указаний и т.д.) перевести из формы разовых воздействий в форму оптимально действующей системы в соответствии с целями, стоящими перед данной организацией.

Социология изучает управление как непрерывно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Это воздействие не должно прерываться, а тем более прекращаться. Сама же непрерывность процесса управления обеспечивается непрерывностью движения информации. Субъект управления только потому способен воздействовать на управляемую систему, что непрерывно получает информацию об ее состоянии, равно как и о состоянии окружающей среды, об отклонениях в движении системы к заданной цели, перерабатывает эту информацию в решения, команды, передает их объекту управления, корректирует его пове-


дение, обеспечивая тем самым выполнение заданий программы. Всякий управленческий цикл начинается со сбора информации, ее осмысления; включает в себя переработку информации в управленческие решения и передачу последних исполнителям, и заканчивается получением новой информации, которая является исходной для нового управленческого цикла.

Разработка стратегии управления (перспективных целей и задач), выработка и выбор управленческих решений, организация их выполнения, регулирование и контроль, подведение итогов исходят из получения информации и ее преобразования в команды, но этим не ограничиваются. Они предполагают четкое распределение времени и выделение приоритетов в деятельности как системы управления, так и в управляемой системе. Как правило, управляющая система в своем функционировании сталкивается с множеством проблем, часть из которых являются срочными или несрочными, важными и не очень. Срочные дела требуют, чтобы ими занялись безотлагательно, и управляют нами, как марионетками. Яркий пример - звонок телефона. Руководитель может быть занят разработкой важного управленческого решения вместе со своими помощниками и экспертами, но если в этот момент затрещит телефон, и от руководителя потребуется выполнить некое срочное дело, он в большинстве случаев принимается за это дело^и откладывает выработку решения. Такова уж психология человека, управленца в том числе.

Однако срочные дела отнюдь не всегда являются важными. Срочность какого-либо дела требует быстрой реакции. Что же касается важных дел, то они требуют проявления инициативы, настойчивости и компетентности, активных действий, направленных на поиски новых возможностей оптимизации деятельности управляемой системы. Если руководитель то и дело поглощен решениями срочных дел, это приводит его к постоянному перенапряжению, к стрессам и кризисному мышлению, приводящему к небольшому и кратковременному эффекту. Если же управляющая подсистема (руководитель, управляющий и т.п.) в своей деятельности четко выделяет приоритеты, отделяет срочные, "пожарные" дела от важ-


ных и сосредоточивает свое основное внимание именно на этих важных делах, тогда перед этой подсистемой раскрываются широкие перспективы, устанавливается четкий баланс дел важных, как основных и срочных, так и сопутствующих; вырабатываются оптимальные управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, а управляемая система функционирует эффективно, устойчиво, без кризисов и сбоев, надежно. Поэтому в управленческой деятельности очень важное значение имеет правильное определение приоритетов и их неуклонное осуществление.

В социологии управления принято четко различать деятельность руководства и управленческую деятельность. Различие между ними известные американские социологи П. Дракер и У. Беннис определили следующим образом: "Менеджмент - искусство карабкаться по лестнице успеха, руководство - умение определить, к той ли стене приставлена лестница". Коренное различие между этими двумя видами деятельности можно понять, если представить себе группу шахтеров, которые врубаются в угольный пласт и добывают уголь для транспортировки его на поверхность земли. У них за спиной - организаторы работ (менеджеры, или управляющие) указывают, где и какие поставить крепления, внедряют усовершенствованные технологии, разрабатывают тарифы и ставки заработной платы, режим труда и отдыха работника. А руководитель - это тот человек, который в соответствии с геологической картой залегания пластов вдруг дает команду: "Остановиться, начать вырубку в другом направлении, ибо там пласты более мощные, а качество дела более высокое".

Работники шахты - рядовые шахтеры, мастера, инженеры, начальники смены и т.д. - в такой степени заняты повседневной работой, добычей угля, что даже не замечают, что они движутся по угольному штреку не в том направлении. А сверхдинамичный мир вокруг делает эффективное руководство все более необходимым, ибо только оно разрабатывает стратегию деятельности, определяет, нужно ли дальше наращивать добычу угля или, быть может, перепрофилировать угледобычу в другую, более эффективную деятельность, переобучив занятый персонал


для работы в другой, более эффективной сфере производства, например, в химической, как это делается сейчас в Рурском каменноугольном бассейне в Западной Германии.

Руководство разрабатывает стратегию деятельности организации, отрасли производства или целой страны, определяет цели ее развития и переориентирует ресурсы в правильном направлении. Управление же вырабатывает тактические средства достижения поставленных целей, определяет наиболее эффективные пути и средства реализации определенных руководством задач деятельности данной системы, будь это завод, шахта или футбольная команда.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф.У. Тейлором ("Основы научного управления"), А. Файолем ("Общее и промышленное управление"), Г. Эмерсоном ("Двенадцать принципов производительности"), Г. Фордом ("Моя жизнь, мои достижения") научных основах управления промышленным производством. Тейлор сосредоточил свое внимание на цеховом управлении, Эмерсон и Форд - на всем производственном процессе, а Файоль занимался преимущественно проблемами высшей администрации и общей организации производства.

Выражая сущность своей системы "научного управления", Ф. Тейлор писал: "Наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния".

Эти общие принципы научного управления производством были конкретизированы А Файолем в учении о шести основных операциях, осуществляемых предприятиями. Основное внимание он уделил анализу управленческих операций, без которых ни одно предприятие успешно функционировать не в состоянии. Он дал такое определение операциям управления: "Управлять - значит предвидеть, организовать, распоряжаться, координировать и контролировать". При таком понимании управление не


является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директора предприятия, - это функция, разделяемая между управляющей и управляемой подсистемами общей и единой системы данного предприятия, осуществляемая вместе с другими его функциями - технической, коммерческой, финансовой и др. Тем самым А. Файоль, как и другие представители классической теории управления, сосредоточивает свое внимание на административных аспектах деятельности предприятия (организации).

Опираясь на эти выводы, один из классиков социологии М. Вебер разработал "идеальный тип" административного управления, обозначенный им термином "теория бюрократии". Основные характеристики этого "идеального типа" таковы:

1. Вся деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные, простейшие операции, что, в свою очередь, предполагает строгое формальное определение задач каждого из звеньев организации. Максимально возможное разделение труда создает условия для использования во всех звеньях управляемой системы специалистов - экспертов, которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2. Организация строится на принципах иерархии, т.е. каждый нижестоящий служащий или каждое подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только свои собственные, но и всех подчиненных ему лиц.

3. Деятельность организации регулируется последовательной системой абстрактных правил и инструкций и состоит в применении этих правил к частным случаям. Четкие правила и инструкции определяют ответственность каждого члена организации и формы координации их индивидуальной деятельности.

4. Нормальное функционирование организации в соответствии с рациональными стандартами исключает вмешательство личных соображений и эмоций, симпатий и антипатий, но базируется на "формалистической безличности", без гнева и пристрастия. Следовательно, уст-


ранение личностно окрашенных симпатий, предвзятости в служебных делах является наиболее благоприятным фактором, отвечающим подлинным интересам клиентов, а одновременно и справедливому отношению ко всем сотрудникам, развитию демократических принципов в деятельности администрации.

5. Служба в системе управления основывается на соответствии квалификации сотрудника занимаемой им должности, а служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения. Служба в организации неотделима от карьеры, поэтому должна существовать система "продвижения" в соответствии со старшинством или успешной деятельностью, или тем и другим. Такая политика в отношении кадров призвана развивать "корпоративный дух" среди служащих, воспитывать у них инициативу и высокую степень лояльности к организации.

6. Наем организацией сотрудников основывается на профессиональных качествах кандидатов, причем должностные лица не выбираются, а назначаются, завися, таким образом, от вышестоящих начальников, а не от какой-либо группы избирающих. Всей деятельностью организации руководит специальный административный штат, в задачу которого входит обеспечение ее эффективного функционирования, в особенности функционирования ее каналов коммуникаций, ориентированных на достижение целей, поставленных перед организацией.

Придав первостепенное значение формально организуемым аспектам управления, М. Вебер в то же самое время оставил вне поля зрения неформальные отношения. Однако такие отношения жизненно важны, ибо, как доказали на основе эмпирических социологических исследований П. Блау, Ч. Бернард, Р. Мертон и другие социологи, именно неформальные отношения способны сыграть важную роль в повышении эффективности управленческой деятельности.

Обобщая теоретические положения классической теории управления, их развитие и конкретизацию в последующих социологических исследованиях, а также опыт управленческой деятельности в бизнесе и других сферах-деятельности, крупные американские специалисты в области теории менеджмента Р. Блейк и Дж. Мутон разра-