Образы символы любви в литературе примеры. Презентация на тему "образы, ставшие символами"

Революционные волнения начала ХХ века в России вызвали отклики многих литераторов. События 1917 года и Гражданской войны побуждали к созданию произведений как современников, так и писателей поздних периодов, вплоть до сегодняшнего дня. Среди поэтов, вдохновившихся этим периодом отечественной истории, был и А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» отобразила неоднозначное авторское восприятие переворота, о смысле которого гадают до сих пор. Богатая символика произведения имеет большое количество интерпретаций.

Символы: роль и их значение

Что значит символ для поэта? Это всё равно, что термин для ученого, то есть при помощи него можно более ёмко, без лишних слов, выразить мысль. И Блок в своём творчестве активно пользовался такой возможностью.

  • Цвета. Первое, чем встречает поэма читателя, – антитеза цветов – чёрного и белого. В мировой культуре у этих оттенков существуют десятки значений, но именно для этой поэмы белый – обновление, стремление к будущему, чёрный – мрак старого мира, страдание души, вызванное грехом. Кроме того, в тексте присутствует красный, выражающий сопротивление, желание перемен.
  • Ветер – знак бури и революции. Он пытается взвихрить снег, чтобы занести всё старое, пережитое.
  • 12 – число, наделённое особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с множеством апостолов на Тайной вечере. Существует масса гипотез, какая авторская позиция скрывается за евангельской символикой. Возможно, для Блока события 17-го года сопоставимы по значимости в истории человечества со Страстной неделей.

Образы

  1. Важно подчеркнуть роль и образ автора в «Двенадцати». Блок осознавал, что присутствует при эпохальном событии, он интуитивно ощущал грядущие в стране перемены, потому в этом произведении «Писатель – вития», а сама поэма ассоциируется скорее с летописью. Здесь поэт выступает в роли Пимена или Нестора, цель которого – запечатлеть происходящее.
  2. Обратимся к образу двенадцати красногвардейцев. По именам названы не все, но названные в поэме герои не случайно совпадают с апостолами. Такое упоминание позволяет закрепить за героями наибольшее число ассоциаций, вызываемых у читателя. Иван, Андрей, Петр – эти имена и сакральны, и социальны одновременно.
  3. Например, Петруха раскаивается в убийстве из ревности, но этот герой не был бы столь значимым для поэмы, не вызывай его имя аллюзию на Петра, что отрёкся от Христа. Преступление в обоих случаях не является поводом сойти с пути, но стимулирует с ещё большим рвением двигаться дальше. И для Петра блоковского, и для евангельского не было времени сожалеть о содеянном: нужно двигаться вперед, для воплощения общей идеи.
  4. Самым обсуждаемым образом в поэме является Христос (сочинение о его роли в произведении доступно ). Интересно проследить, как он возникает в поэме. В начале поэмы присутствует ветер, в 12-й главе у этой стихии появляется красный флаг, этот же атрибут и в руках Христа. Можно предположить, что Спаситель присутствует в поэме с первых строк, но в виде духа, дуновения, а находит своё воплощение лишь в конце произведения. Что значит этот образ для поэмы? Несправедливо считать, что это знак авторского одобрения событиям 1917 года. Блок осознавал неизбежность революции, невозможность вернуться к старому порядку. Мир стал другим, старый свет остался в прошлом, страна на пороге новой эры. Предыдущая – началась с Христа и апостолов. И они никуда не исчезли: сменились декорации, но главные герои остались.

Слайд 2

Выяснить, какие образы являются символами - Найти и изучить литературу по данному вопросу; - Выявить образы, ставшие символами; - Выяснить, почему данные образы являются символами; - Определить, что обозначают данные образы. Цель: Задачи:

Слайд 3

Из истории возникновения понятия "символ". Символ: - это слово, в котором в свернутом и скрытом виде заключены свойства вещи (Демокрит); - это некое новое начало, образованное из его составных частей, но не равное им. Смысл этого начала можно только интуитивно угадывать (Эмпедокл); - это то, что всегда включает в себя некий таинственный смысл (Пифагор).

Слайд 4

(от греч. Symbolon – знак, примета) слова, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных)значений еще и новые (переносные). В тумане утреннем Я твоей любовной ласкою неверными шагами Озарен – и вижу сны. Я шел к таинственным Но, поверь, считаю сказкою и чудным берегам. Небывалый знак весны. (С.Соловьев) (А.А.Блок) Символ в литературных произведениях. Символ

Слайд 5

«Плач Ярославны» Художник: В.А.Петров Образ Ярославны как символ женской преданности

Слайд 6

Стародавней Ярославне тихий ропот струн. Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн. Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто Слово спел, Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел? Или русских женщин лики все в тебе слиты? Ты – Наташа, ты – и Лиза, Татьяна – ты! На стене ты плачешь утром… Как светла тоска! И, крутясь, уносит слезы песнь певца – в века! Валерий Брюсов "Певцу слова".

Слайд 7

« Все мы любим так же, как понимаем мир. История любви каждого человека – точный слепок с истории его отношения к миру вообще. Образ любимой и образ любимого - вот наиболее ясные и непреложные символы их мироощущения. Тот, кто любит, не только требует, но и отдает, - не только жаждет наслаждений, но и готов к наивысшим подвигам самоотречения. Зажженный любовью, он дерзает и на то, что превышает его силы». (Федор Сологуб) Ромео и Джульетта как символ любви.

Слайд 8

«…это один из вечных образов: имя Гамлета стало характеристикой человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений» (энциклопедический словарь) Врубель «Гамлет и Офелия» … « Гамлеты точно бесполезны массе; они ей ничего не дают, они её никуда вести не могут, потому что сами никуда не идут». (Тургенев) Гамлет как символ нерешительности.

Слайд 9

«… в феодально-рыцарскую эпоху все строилось на основе «кулачного права». И вот Дон Кихот хочет, опираясь на силу своей руки, восстанавливать справедливость, защищать вдов и сирот, наказывать обидчиков. (К.Маркс) Дон Кихот как символ благородного рыцарства.

Слайд 10

«В герое нет и следа эгоизма, он не заботится о себе, он весь самопожертвование- оцените это слово! – он верит, верит крепко и без оглядки. Смиренный сердцем, он духом велик он не сомневается в себе, в своем призвании, даже в своих физических силах; воля его – непреклонная воля…» (И.С.Тургенев) Дон Кихот как символ благородного рыцарства.

Слайд 11

Недоросль как символ необразованности Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду «вечных». И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших насущную необходимость. Но в любое время найдутся свои Митрофаны, не задумывающиеся о наследии, которое должны оставить своей стране.

Слайд 12

А.Н.Бенуа «Ночная беседа Петра Гринева с Пугачевым» Пугачев как символ бунта Он не был причиной восстания. Бунт давно уже тлел в народе, а Пугачев был лишь орудием, толкнувшим людей на бунт. « Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием. Никогда успехи его не были ужаснее, никогда мятеж не свирепствовал с такой силою…»

Слайд 13

«Хлестаков является в камеди не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом, и притом не самим собою, а именно «ревизором». Страх городничего сделал его ревизором, он – сознание его испуганного воображения, призрак, тень совести». (В.Г.Белинский) «… основным импульсом развития комедии является страх чиновников. Чувство страха объединяет город в единый организм. Это же чувство страха делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей». Ревизор как символ страха.

Слайд 14

В жизни Башмачкина произошел переворот. Он шел по улицам и как будто впервые начинал узнавать их, словно заново стал открывать для себя окружающий мир, ощущать себя в нем. Он будто заново родился. Он жил: Акакий Акакиевича был приглашен на чай к помощнику столоначальника, он мог себе позволить посмотреть на богатую витрину с очень «недурной женщиной и с мужчиной …». Шинель как символ земного благополучия

Слайд 15

Левша как символ русского народа «Один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при учение выдраны», «… в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик стареньки, крючочки не застегаются, парастеряны, а шиворот разорван…»

Слайд 16

Образ Левши под пером Лескова превращается в обобщенный символ русского народа. По мнению автора, нравственная ценность человека заключена в его органической связи с живой национальной стихией – с родной землёй и её природой, с её людьми и традициями, которые уходят в далёкое прошлое … Левша как символ русского народа

Слайд 17

«Голубая птица» - это сказка о счастье. Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Синяя Птица как символ счастья «Самая главная истина, заключенная в произведении, - любить жизнь. Ведь на каждом шагу встречаются маленькие радости, которые, сплетаясь, образуют счастье. Много веков люди искали рецепт счастья. А ведь он так прост! Нужно находить радости в самом простом…»

Слайд 18

«У А. Грина романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни». «Алые паруса» стали символом мечты и веры в ее исполнение». "Алые паруса" как символ надежды

Слайд 19

Маленький принц как символ чистоты души ребенка Маленький принц - это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще, его мир - далёкий для многих взрослых мир детства... Мир детства хрупок и чист, дети - это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца.

Слайд 20

Общечеловеческие Национальные Философские - Ярославна - Недоросль - Алые паруса - Ромео и Джульетта - Пугачев - Маленький принц - Гамлет - Ревизор - Синяя Птица - Дон Кихот - Шинель - Левша Вывод: Символы

Посмотреть все слайды

Александр Блок - одна из самых ярких фигур русской литературы начала XX века. Его поэзия от сборника к сборнику отображает не только развитие его таланта, но и сложную эволюцию личности поэта. Сам Блок называл три тома своих стихотворений поэтическим дневником, «романом в стихах».

Блок чувствовал себя потомком огромного культурного наследия и, как никто другой, отвечал за его судьбу, потому что осознавал, что его родину ожидают страшные потрясения и испытания. Как каждый настоящий поэт, он не отделял личное и общественное.

Первом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» возникают ведущие образы и символы его творчества. На первый взгляд, поэт рассказывает только историю своей любви к молодой девушке. Образ любимой четко не определен, идеален, она олицетворяет «вечную женственность».

Вхожую я в темные храмы, Свершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. Но уже в этом сборнике внимательный читатель заметит, как изменяется сам поэт: высокая и идеальная любовь вырастает в сложную и трагическую земную любовь.

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность

Мечты разлюбив.

Ни тоски, ни любви, ни обмана.

Все померкло, прошло, отошло…

Очертания белого стана.

И твое золотое весло.

Эту трансформацию чувств поэт воспринимает как свою измену высокому идеалу.Неслучайный следующий сборник его произведений имел название «Распутья». Земная любовь принуждает его обратиться к реальности, увидеть в будничном высокое, осознать свою ответственность за свое время, за свою страну, ее историю и будущее. Так из образа-символа Прекрасной Дамы рождается образ-символ России, один из самых сложных в своей символике и наиболее противоречивый. Россия для Блока - жена, с которой навеки связана его жизнь.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Он отвечает, как мужчина за женщину, за все, что происходит с его родиной. Исторические события начала XX века не могли не вызывать ощущения трагизма эпохи. Он не принимает бездуховность «пьяниц с глазами кроликов». Он уверен, что Россия имеет свой исторический путь, на каком «невозможное возможно». Еще один ведущий символ Блока - дорога. Это символ изменчивости.

Опять, как в годы золотые, Три стертых

треплются шлеи, И вязнут спицы

расписные В расхлябанные колеи… И

невозможное возможно, Дорога долгая

легка, Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка, Когда

звенит тоской острожной Глухая песня

В этом стихотворении очень выразительно проявляется поэтическая символика Блока. Начало стихотворения вызывает ассоциацию с известным образом «тройки» из поэмы Гоголя «Мертвые души». С помощью этой ассоциации поэт соединяет прошлое и современное, вводит один из важнейших для него символов - символ дороги, пути, которым идут и страна, и поэт. Так возникает тема общности судьбы народа и поэта, Россия для него, как «слезы первые любви». Он знает, что ее ожидают страшные испытания, но верит в ее историческую миссию: «Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит твои прекрасные черты».

Символические образы Александра Блока помогают поэту установить связь между прошлым, современным, будущим, между внутренним миром, интимным переживанием и общественной, общественной жизнью, между идеальным, космическим и реальным, земным.

Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.

Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, — это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, "черемуховую вьюгу": "Сыплет черемуха снегом". Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

Белые цветы и белая кора березы (береста) также "связываются" друг с другом. А общий для них признак — белый цвет — ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
("Снежная равнина, белая луна ")

С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как "символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка — это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:

Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость,
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.
("Снежная замять крутит бойко...")

Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка — кони, сани — колокольчик... И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова "окно".

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Здесь слово "окно" — только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом "мерзлый", оно превращается в поэтический образ:

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.

Образность слова "окно" усиливается также за счет ее связи со словом "ставни" — "атрибутом" окна:

А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении "Подражанье песне" лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:

Я смотрел из окошка на синий платок...
В пряже солнечных дней время выткало нить...
Мимо окон тебя понесли хоронить.

Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
("Береза")

Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:

Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня
Понесут с могильным пеньем хоронить меня...
Ты увидишь из окошка белый саван мой...
("О дитя, я долго плакал над судьбой твоей...")

Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, "подошла, взглянула в мутное окошко..." Даже боги с ангелами в "райском тереме" — и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: "Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай..." ("Микола")

Таким образом, окно — важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна — это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно — граница этих миров.

Русская изба для поэта — действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за ее толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: "Смолкшим колоколом над прудом/ Опрокинулся отчий дом" ("Нощь и поле, и крик петухов..."); "Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины" ("О красном вечере задумалась дорога...") Образ богатого дома, "больших хором", "палат" и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими "избами", "хатами" и миром голодных возникает и в стихотворении "Село":

Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя.

Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: "Под красным вязом крыльцо и двор". Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, "связанные" друг с другом дорогой — это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
("Гой ты, Русь, моя родная...")

В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
("В том краю, где желтая крапива...")

Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей:

Закружилась пряжа снежистого льна,
Панихидный вихорь плачет у окна,
Замело дорогу вьюжным рукавом,
С этой панихидой век свой весь живем.
("Закружилась пряжа...")

К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни — в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет не только два мира — внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его "голубые года", детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой:

За окном гармоника и сиянье месяца.
Только знаю — милая никогда не встретится.
("Песня")

Проходил я мимо, сердцу все равно —
Просто захотелось заглянуть в окно.
("Не криви улыбку, руки теребя...")

В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого — есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: "Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения".

У древних народов существовал обычай разделять, обычно разламывать, какую-либо вещь или пластинку надвое. При расставании каждый брал себе одну часть. По прошествии лет люди или их потомки, наследники узнавали друг друга, соединив две части в единое целое.

По сути дела, этот процесс является прообразом символизации в искусстве. Символ в литературе - это прежде всего соединение. В нем соединяется физическая картина и ее запредельный, метафизический смысл, который вдруг, внезапно начинает «просвечивать» сквозь обыденно-реальное, придавая ему черты иного, идеального бытия. Другими словами, символ в литературе - это знак или предмет, который замешает некоторый другой предмет, выражая его скрытую сущность и одновременно являясь проводником системы идей или представлений о мире, свойственных тому, кто применяет этот символ; условное выражение сущности какого-либо явления посредством внешнего вида, формы другого предмета или даже его внутренних качеств, в таком случае также становящихся "формой". Утрачивая самостоятельную сущность, предмет-символ или слово-символ начинает "представлять собой" нечто совсем другое. Так, "сладострастие" для В. Брюсова - символ общения в самом высоком смысле этого слова, слияния, взаимопроникновения двух людей до полного растворения их друг в друге. В обыденном употреблении это слово имеет другое, существенно менее «высокое» значение.

Символом в литературе могут служить предметы, животные, известные явления, например, природные ("Гроза" Островского), признаки предметов, действия и др. Вот примеры устойчивых в истории культуры символов: весы - справедливость, держава и скипетр - монархия, власть; голубь - мир, козел - похоть, зеркало - иной мир, лев - сила, смелость, собака - преданность, осел - упрямство, роза - женская красота, лилия - чистота, невинность (во Франции лилия - символ царской власти).

Всем названным предметам, существам, явлениям культура придает знаковый характер. За счет него они являются основой также и такого художественного приема, как аллегория.

Лотос - символ божества и вселенной у индусов. Хлеб-соль является символом гостеприимства и дружбы у славян. Змей - мудрости с одной стороны и греха (Ветхий Завет) - с другой. Крест - распятия, христианства. Парабола - бесконечности. Утро символизирует молодость, голубой цвет - надежду (в предметной системе ее символ - якорь). Существуют разнообразные ряды символов (предметные, цветовые, геометрические и др.). В различных культурных системах различные знаки могут получать разное значение. Так, в евангельской системе рыбы - символ Христа, в Новейшее время они приобретают чувственный, эротический смысл. Художественные образы героев литературных произведений благодаря своему ценностному бытованию в культуре также приобретают характер символа в литературе (это, к примеру, Прометей, Одиссей, Орфей, Гамлет, Дон Жуан, Казанова, Дон Кихот, Мюнхгаузен и др.).

Структурно символ близок к аллегории, также состоя из двух частей, однако оба его компонента (и то, что символизируется, и то, что символизирует) существуют в реальной действительности, тогда как в аллегории один компонент обычно является плодом фантазии. В символе всегда таится скрытое сравнение, связь преображенного явления с бытовой ситуацией (предметом), историческим событием (явлением).

В художественной литературе он может считаться одной из разновидностей художественного образа, однако обычно он воспринимается самостоятельно. Он может быть как индивидуальным созданием того или иного автора (например, «птица-тройка» у Гоголя) или общим для двух и более авторов (у Бальмонта и Бродского речь поэта есть символ его личности в целом), так и универсальной культурной единицей. Так, символом связи жизни и смерти является путешествие в подземный мир и возвращение из него, возникающее в произведениях фольклора древнейших народов и появляющееся в произведениях авторов Нового и Новейшего времени. Этот символ использовали, например, Вергилий, Данте, Дж. Джойс, Брюсов и другие поэты. Помимо связи двух полярных миров он означает инициацию души благодаря получению сложного духовного опыта, ее погружение во тьму и дальнейшее очищение, пробуждение.

Внутри основного символа поэты разрабатывают свою частную символическую систему (ее можно рассматривать и как систему метаобразов, см. Образ). Такова, например, «ласточка» в поэзии Мандельштама, связанная с путешествием в загробный мир и с поиском оживленного поэтического слова (см. стихи "Что поют часы-кузнечик", «Ласточка», «Когда Психея-жизнь спускается к теням...»).

Одни и те же символы в литературе могут появляться у разных авторов, внося новые оттенки значений, которые транслируются от одного поэтического поколения к другому. У авторов они складываются в единую систему, в которой каждое звено связано с другими, всякий раз повторяя художественную логику, отличную от обыденной. Символам посвящено множество интереснейших работ ученых: достаточно упомянуть, например, книгу А Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство» и В. Топорова «Миф. Ритуал. Символ. Образ».