Почему три дня характеризуются Мцыри как “три блаженных дня”. Три дня на воле мцыри сочинение За три дня свободы мцыри дано было увидеть

Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы?

    Надо же, я уж и не думала что кто-нибудь вспомнит о Мцыри!

    Ты хочешь знать что делал я на воле?

    Жил. И жизнь моя без этих трех блаженных дней,

    Была б печальней и мрачней,бессильной старости твоей!

    Так говорил Мцыри старику-монаху, который пришел к нему

    чтобы узнать что делал Мцыри все эти три дня, когда сбежал.

    Ты хочешь знать что видел я на воле? – Пышные поля,

    холмы покрытые венцом дерев, разросшихся кругом…

    Я видел груды темных скал, когда поток их разделял.

    И думы их я угадал… Я видел горные хребты,

    причудливые, как мечты…Вдали я видел сквозь туман,

    В снегах, горящих, как алмаз,

    Седой незыблемый Кавказ;

    Господи, какая поэма! Какие слова!

    Он видел горы, небо, горную бурную реку, девушку-грузинку.

    Он дрался с барсом. Он хотел свободы,

    хотел вернуться к своим родным, от которых

    его оторвали в детстве. Три дня он скитался по

    горам, а потом оказался снова там, откуда бежал.

    Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель

    принесли.

    Речь идет о поэме Лермонтова. Главный персонаж Мцыри за три дня жизни на свободе ощущает всю красоту свободы и проживает целую жизнь. Находясь в неволе он всегда хотел узнать:

    В итоге он убедился в том, что мир очень красив и интересен. Увидел природу, ощутил себя самого, вспомнил детство и родителей, любовь и свободу.

    За три дня свободы Мцыри узнал, собственно, что такое свобода. Что такое жизнь без оков и обязанностей. Он увидел мир за пределами монастыря, в котором обитал. В основном это были красоты природы, поскольку дело происходило в горах и степях Кавказа.

    Также он увидел очень красивую девушку, и испытал к ней чувства, которые и должен испытывать нормальный молодой человек при виде красивой девушки.

    Несмышленым ребенком Мцыри был оставлен в монастыре, где он вырос, превратившись в юношу, не видевшего большого мира. Однако, когда его готовили к постригу в монахи, юноша решил бежать на волю.

    Перед ним открылся удивительный мир природы. За 3 дня он узнает намного больше, чем некоторые люди за всю свою жизнь.

    Первое, что Мцыри ощущает – восхищение прекрасной природой Кавказа , она кажется невероятно прекрасной. На фоне роскошных пейзажей Кавказа юноше вспомнился родной аул, картины детства, близкие люди.

    Его чуткая натура говорит о принадлежности Мцыри к людям, которые общение с дикой природой предпочитают обществу, испорченному фальшью.

    Чувствуется, что Лермонтов противопоставляет героя поэмы своему окружению, которое, в большинстве свом, являлось пустым, молодые люди часто сетовали на скуку, ежедневно прожигая свою жизнь на балах, в салонах.

    На фоне горных пейзажей Мцыри познат дыхание первой любви в образе юной стройной грузинки . Однако, страстно мечтая увидеть свою родину, он не поддатся искушению любви, продолжая свой путь.

    И тут, такая красивая доселе природа, поворачивается к нему другим лицом, настигая его холодной и беспроглядной ночью. Юноша снова ощущает одиночество, томившее его в монастыре, а природа, вместо друга внезапно становится врагом. В облике барса, она встала на пути Мцыри, предложив ему завоевать право на продолжение начатого пути. Сражение с барсом отняло у него последние силы, за время нахождения в монастыре он потерял связь с природой, то особое чутье, которое помогает найти дорогу к родному аулу, поэтому, сделав круг, он невольно возвращается в те места, откуда бежал, и здесь теряет сознание.

    В итоге Мцыри снова оказывается в обители, среди людей, которые его выходили, но представляют совсем другую культуру. Теперь он уже сам приближает свою смерть, его только печалит мысль, что он умрт рабом, так и не увидев своей родины и близких людей.

    За три дня свободы Мцыри для себя узнал и почувствовал намного больше, чем за всю свою вялотекущую жизни в стенах монастыре. Его побег и эти три дня на воле стали настоящим счастьем. Эа эти три дня он вдохнул свободу полной грудью. Он увидел весь мир с иной стороны, которая ранее была вообще ему неведома. Он просто наслаждался великолепием окружающей природв, кавказкими горами, великолепием горного воздуха, бурной речушкой, водопадами. Это скитание по горам было для него чем-то неимоверно прекрасным. Также ему довелось встретиться с опасным противником барсом, где он проявил все свои самые хорошие качества – он был храбр и мужествен.

    И пусть его судьба была умереть, но уже не так тяжело ему было умирать после трх дней настоящего головокружительнго счастья.

    Стремление попасть на родину, обрести свободу толкнуло Мцыри к побегу из монастыря. Не надолго, всего на три коротких дня он обрел долгожданную свободу и какими же насыщенными оказались эти дни. Мцыри познал великолепие свободной природы, он наслаждался видом диких водопадов и гор, он дышал свободным воздухом и думаю был в эти дни бесконечно счастливым. Это главное что он узнал за время побега – что такое счастье. С таким знанием ему и умирать вероятно было не так больно. Он почувствовал вкус жизни, он мог бы познать любовь, ведь он был очарован пением юной грузинки, но тяга к дому оказалась сильнее и он продолжил путь. Ему довелось ощутить чувство опасности, выброс адреналина от схватки с барсом, в которой ему удалось победить и стать Витязем, то есть воином, свободным человеком. Жизнь Мцыри вспыхнула на три дня ярким факелом и он сгорел в его огне.

Поэма «Мцыри» - одно из главных произведений М. Ю. Лермонтова . Проблематика поэмы связана в первую очередь с темой свободы и воли, конфликта мечты и реальности, одиночества и изгнания. Многие черты, изображенные в главном герое, были присущи и самому автору. Юный послушник Мцыри был горд, свободолюбив, отчаян и бесстрашен. Единственное, что его интересовало это природа Кавказа и родные края.

В связи с тем, что он родился в горном ауле, его сердце навсегда осталось там, рядом с родными и близкими людьми. Еще ребенком мальчик был отлучен от родителей и волею судьбы попал в монастырь, стены которого для него стали настоящей тюрьмой. Все время, проведенное там, он мечтал о вольной жизни, такой как его душа. Однажды Мцыри все же смог вырваться из стен монастыря и провести три дня на лоне природы.

Это время стало самым счастливым периодом в его жизни. Даже если бы он знал заранее, что ему суждено на воле погибнуть, то все равно решился бы на этот отчаянный шаг. За три дня свободной жизни он сумел в полной мере раскрыть себя и свои личностные качества. Он возмужал, окреп и стал еще смелее.

Он встретил молодую грузинку на своем пути, чей голос навсегда остался в его сердце. Он встретил могучего барса, с которым вступил в неравный бой. Он смог преодолеть без страха дремучие леса, высокие горы и быстрые реки. Однако до одного края так и не добрался, так как был сильно ранен зверем. И все же эти три дня на многое ему открыли глаза. Мцыри вспомнил лица своих родителей, отчий дом в ущелье горного аула.

Вернувшись в монастырь, он исповедался старому монаху, когда-то спасшему его от смерти. Теперь он снова умирал, но на этот раз от полученных ран. Он ни капли не сожалел о тех трех днях, проведенных на свободе. Единственное, что его тревожило, это тот факт, что он так и не смог обнять в последний раз родных. Последней просьбой послушника было похоронить его в саду лицом в сторону родного аула.

Ответ оставил Гость

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» - так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.
Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи.
«Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.
Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.
На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.
Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился.
Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.
Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…
Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» - так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…

Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

Тест по произведению

Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы?

    Надо же, я уж и не думала что кто-нибудь вспомнит о Мцыри!

    Ты хочешь знать что делал я на воле?

    Жил. И жизнь моя без этих трех блаженных дней,

    Была б печальней и мрачней,бессильной старости твоей!

    Так говорил Мцыри старику-монаху, который пришел к нему

    чтобы узнать что делал Мцыри все эти три дня, когда сбежал.

    Ты хочешь знать что видел я на воле? — Пышные поля,

    холмы покрытые венцом дерев, разросшихся кругом…

    Я видел груды темных скал, когда поток их разделял.

    И думы их я угадал… Я видел горные хребты,

    причудливые, как мечты…Вдали я видел сквозь туман,

    В снегах, горящих, как алмаз,

    Седой незыблемый Кавказ;

    Господи, какая поэма! Какие слова!

    Он видел горы, небо, горную бурную реку, девушку-грузинку.

    Он дрался с барсом. Он хотел свободы,

    хотел вернуться к своим родным, от которых

    его оторвали в детстве. Три дня он скитался по

    горам, а потом оказался снова там, откуда бежал.

    Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель

    принесли.

    Речь идет о поэме Лермонтова. Главный персонаж Мцыри за три дня жизни на свободе ощущает всю красоту свободы и проживает целую жизнь. Находясь в неволе он всегда хотел узнать:

    В итоге он убедился в том, что мир очень красив и интересен. Увидел природу, ощутил себя самого, вспомнил детство и родителей, любовь и свободу.

    За три дня свободы Мцыри узнал, собственно, что такое свобода. Что такое жизнь без оков и обязанностей. Он увидел мир за пределами монастыря, в котором обитал. В основном это были красоты природы, поскольку дело происходило в горах и степях Кавказа.

    Также он увидел очень красивую девушку, и испытал к ней чувства, которые и должен испытывать нормальный молодой человек при виде красивой девушки.

    Несмышленым ребенком Мцыри был оставлен в монастыре, где он вырос, превратившись в юношу, не видевшего большого мира. Однако, когда его готовили к постригу в монахи, юноша решил бежать на волю.

    Перед ним открылся удивительный мир природы. За 3 дня он узнает намного больше, чем некоторые люди за всю свою жизнь.

    Первое, что Мцыри ощущает — восхищение прекрасной природой Кавказа , она кажется невероятно прекрасной. На фоне роскошных пейзажей Кавказа юноше вспомнился родной аул, картины детства, близкие люди.

    Его чуткая натура говорит о принадлежности Мцыри к людям, которые общение с дикой природой предпочитают обществу, испорченному фальшью.

    Чувствуется, что Лермонтов противопоставляет героя поэмы своему окружению, которое, в большинстве свом, являлось пустым, молодые люди часто сетовали на скуку, ежедневно прожигая свою жизнь на балах, в салонах.

    На фоне горных пейзажей Мцыри познат дыхание первой любви в образе юной стройной грузинки . Однако, страстно мечтая увидеть свою родину, он не поддатся искушению любви, продолжая свой путь.

    И тут, такая красивая доселе природа, поворачивается к нему другим лицом, настигая его холодной и беспроглядной ночью. Юноша снова ощущает одиночество, томившее его в монастыре, а природа, вместо друга внезапно становится врагом. В облике барса, она встала на пути Мцыри, предложив ему завоевать право на продолжение начатого пути. Сражение с барсом отняло у него последние силы, за время нахождения в монастыре он потерял связь с природой, то особое чутье, которое помогает найти дорогу к родному аулу, поэтому, сделав круг, он невольно возвращается в те места, откуда бежал, и здесь теряет сознание.

    В итоге Мцыри снова оказывается в обители, среди людей, которые его выходили, но представляют совсем другую культуру. Теперь он уже сам приближает свою смерть, его только печалит мысль, что он умрт рабом, так и не увидев своей родины и близких людей.

    За три дня свободы Мцыри для себя узнал и почувствовал намного больше, чем за всю свою вялотекущую жизни в стенах монастыре. Его побег и эти три дня на воле стали настоящим счастьем. Эа эти три дня он вдохнул свободу полной грудью. Он увидел весь мир с иной стороны, которая ранее была вообще ему неведома. Он просто наслаждался великолепием окружающей природв, кавказкими горами, великолепием горного воздуха, бурной речушкой, водопадами. Это скитание по горам было для него чем-то неимоверно прекрасным. Также ему довелось встретиться с опасным противником барсом, где он проявил все свои самые хорошие качества — он был храбр и мужествен.

    И пусть его судьба была умереть, но уже не так тяжело ему было умирать после трх дней настоящего головокружительнго счастья.

    Стремление попасть на родину, обрести свободу толкнуло Мцыри к побегу из монастыря. Не надолго, всего на три коротких дня он обрел долгожданную свободу и какими же насыщенными оказались эти дни. Мцыри познал великолепие свободной природы, он наслаждался видом диких водопадов и гор, он дышал свободным воздухом и думаю был в эти дни бесконечно счастливым. Это главное что он узнал за время побега — что такое счастье. С таким знанием ему и умирать вероятно было не так больно. Он почувствовал вкус жизни, он мог бы познать любовь, ведь он был очарован пением юной грузинки, но тяга к дому оказалась сильнее и он продолжил путь. Ему довелось ощутить чувство опасности, выброс адреналина от схватки с барсом, в которой ему удалось победить и стать Витязем, то есть воином, свободным человеком. Жизнь Мцыри вспыхнула на три дня ярким факелом и он сгорел в его огне.

    Три дня свободы для Мцыри перевернули всю его жизнь, ведь он познал многообразие и красоту Мира. Он был поражен великолепием природы и с интересом впитывал в себя мельчайшую е частичку. Мцыри дышал полной грудью, созерцая красоты и ощущая неведомую доселе свободу. Юноша даже успел влюбиться, хотя это чувство и не привело к взаимности. Жаль, что Мцыри вновь оказался в обители, а Мир снова оказался для него закрытым.