Произведения штрауса. Биография штрауса

Дата рождения: 25 октября 1825
Место рождения: Вена
Страна: Австрия
Дата смерти: 30 июня 1899

Иоганн Штраус (сын) (нем. Johann Strau?) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач.

Родился в Вене в 1825 г. Его отец возглавлял собственный оркестр, игравший танцевальную музыку, которую сам сочинял, его называли "королем вальса". Дети в этой семье все были музыкальны. Иоганн уже в шесть лет наигрывал на фортепиано мелодии собственного сочинения. Но отец был категорически против музыкальной будущности своих детей.

Ситуация изменилась после того, как отец бросил семью. В 1844 г. Иоганн Штраус закончил музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации. Он организовывает небольшой оркестр, с которым выступает в увеселительных заведениях Вены.

Осенью 1849 г. неожиданно умирает отец Штрауса. Сын посвятил его памяти вальс «Эолова арфа». Отцовский оркестр выбирает своим дирижером Иоганна Штрауса. В 1852 г. оркестр начинает играть на придворных балах и концертах.

Летом 1854 г. Штраус получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. В 1856 г. он переезжает в Россию. Публика очень тепло приняла его выступления, на концертах бывали члены императорской семьи. В Вене Иоганна Штрауса успешно заменял его брат Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.

В августе 1862 г. Штраус женится на Хетти Трефц, уже имевшей трех дочерей и четырех сыновей. На летний сезон 1863 г. Хетти вместе с мужем приезжает в Россию. В этот период Иоганн Штраус создает свои лучшие вальсы "На прекрасном голубом Дунае"(1866 г.) и "Сказки Венского леса"(1868 г.), в которых нашла выражение музыкальная душа Вены.

В 1870 г. Штраус передает придворные обязанности брату Эдуарду и начинает заниматься написанием оперетты. Уже первая оперетту Штрауса "Индиго и сорок разбойников" имела огромный успех. Весной 1874 г. была поставлена знаменитая "Летучая мышь", триумфальный успех которой приходит лишь спустя 20 лет.

В 1878 г. после смерти Хетти Трефц Штраус женится на молодой актрисе Анжелике Дитрих, брак оказался неудачным и вскоре распался.

В 1882 г. Штраус женится на вдове своего друга, Адели Дойч, ей он посвятил вальс «Адель». Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

В 1885 г. после оперетты "Ночи в Венеции" он создает новый шедевр - оперетту "Цыганский барон"(по сюжету романа "Саффи" Мора Йокаи). Премьера этой оперетты 24 октября 1885 г. накануне шестидесятилетия композитора стала для венцев настоящим праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии.

Иоганн Штраус скончался в Вене 30 июня 1899 г. в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка».

После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Лучшей из них считается «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса.

Иоганн Штраус (сын) – выдающийся австрийский композитор и дирижер. Его творческое наследие включает в себя около 500 оркестровых танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. Он автор полек, галопов, оперетт, комической оперы «Рыцарь Пазман» и балета «Золушка».

Иоганн Штраус -сын. (1825–1899) Strauss, Johann - отец (1804–1849)

Иоганн Штраус (сын) (Strauss, Johann) (1825–1899) родился 26 октября 1825 года в Вене. Иоганн-старший совсем не желал, чтобы сын пошел по его стопам, более того он запрещал ему заниматься музыкой. Несмотря ни на что юный Штраус начал тайно брать уроки скрипки и уже в 19 лет выступил на своем первом концерте в казино Dommayer, которое расположено в венском районе Хицинг. Долго так продолжаться не могло — в один прекрасный день Штраус отец все узнал и в ярости отобрал у своего отпрыска скрипку. Любовь к музыке, однако, оказалась в Иоганне Штраусе сильнее страха отцовского гнева.

Он бросил изучение коммерции и, уже не таясь от главы семьи, стал заниматься композицией у Йозефа Дрекслера. Вскоре он уже основал небольшой оркестр, и 15 октября 1844 состоялся его дирижерский дебют в ресторане Доммайера в Хитцинге.
Публика была от Штрауса без ума. Вот как описано появление композитора за дирижерским пультом в одной из венских газет того времени:«Легкий поклон с одной стороны — и шквал оваций с другой.
Иоганн представил четыре вальса, две кадрили и три польки.

Иоганн Штраус - отец
Вскоре в местных газетах начали появляться статьи с кричащими названиями “Штраус против Штрауса: соперничество между отцом и сыном”. Иоганн-старший был вне себя от ярости — сын не повиновался его воле. К тому же, за свою музыкальную карьеру он ни разу не играл в фешенебельном казино Dommayer, в отличие от своего наследника. Ещё одним поводом для расстройства великого композитора стало назначение сына на почетную должность капельмейстера 2-го венского гражданского полка. Штраус-ст. являлся дирижером 1-го с 1834 года. И когда проходили военные парады, оба “соперника” стояли вместе, по одну сторону, что вызывало у многих недоумение. На протяжении пяти лет Штраусы “правили” танцевальным миром Вены бок о бок.

В 1849 году «Иоганн Штраус Второй» стал «Иоганном Штраусом Единственным» — отец композитора умер. После смерти отца, Иоганн принял руководство оркестром своего родителя. С 1852 по 1965 год Штраус выступал на костюмированных балах и карнавалах в качестве дирижера. За этот период Иоганн женился. Его избранницей стала певица Генриетта Треффс (Henriette Treffz), известная как Джетти. Она стала не просто обожаемой супругой музыканта, но и его помощницей: делала приготовления к концертным турам, заключала театральные контракты и занималась корреспонденцией.

Фактически благодаря Генриетте Треффс Штраус начал сочинять оперетты. В 1871 году Иоганн Штраус написал оперетту «Индиго», которая прошла с грандиозным успехом, получила всеобщее признание. Таким образом Штраус-сын вошел в историю музыки не только мастером классического венского вальса, но и создателем оперетт. Одной из самых известных и блестящих его работ в этом жанре стала оперетта «Летучая мышь». Известно, что в основу сюжета положен реальный случай, имевший место в Париже. Эпизод так вдохновил композитора, что ему потребовалось лишь шесть недель, чтобы написать партитуру.

5 апреля 1874 года в Вене оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына впервые была исполнена в театре «Ан дер Вин». Сначала «Летучая мышь» была холодно принята венской публикой, потому что боготворила Штрауса за вальсы. Однако в Берлине и Париже оперетты Штрауса имели огромный успех. В Париже нарасхват шли не только портреты композитора, но шляпы и перчатки «а ля Штраус» и галстуки «Летучая мышь». Лишь после такого триумфа в Европе эта оперетта, вновь поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями.
8 апреля 1878 года Генриетта умерла от инфаркта. Иоганн был потрясен смертью любимой.
Однако одиночество стало для него невыносимым, и спустя всего 7 недель после смерти Джетти 52-летний композитор женился вновь. Его супруга, актриса и певица Анджелика “Лили” Диттрих (Angelika “Lili” Diettrich), была младше Штрауса на 30 лет. Они отличались не только возрастом, но и взглядами на жизнь. Лили так и не смогла понять маниакальную страсть Иоганна к его работе, его творчеству и в 1882 году бросила Штрауса ради режиссера.

Едва придя в себя от разрыва со второй женой, выдающийся музыкант с головой окунулся в новый роман. Молодая и привлекательная Адель Дойтч (Adele Deutsch) буквально околдовала Штрауса и вскоре переехала к нему жить, а в 1887 году влюбленная пара оформила отношения официально. Адель осталась с ним до конца его жизни.
"Цыганский барон"

В 1885 году он написал сразу же ставшую знаменитой оперетту «Цыганский барон»
Вальсы Штраус писать не перестал, но одновременно с ними создал множество прекрасных оперетт. Из шестнадцати написанных композитором произведений данного жанра лучшей, бесспорно, можно назвать именно «Летучую мышь».
Оперетта «Летучая мышь» является классическим образцом жанра венской оперетты. Это произведение и по сей день неизменно присутствует в репертуаре многих оперных театров мира, пользуясь любовью и популярностью у самой широкой аудитории, благодаря чарующей музыке великого маэстро Иоганна Штрауса-сына.
К его семидесятилетию оперетту «Летучую мышь» поставили в Венской придворной опере.

В октябре 1894 года в Вене было организовано празднование, длившееся неделю, в честь 50-летия его дебюта. Штрауса засыпали цветами и письмами, которые пришли со всего мира. Иоганн был глубоко тронут таким почтением, и в своей речи он, прежде всего, отдал дань уважения своему отцу, гениальному композитору, а затем поведал о своем источнике вдохновения: “…это мой любимый город Вена, в земле которого сосредоточена вся моя сила, а в воздухе парят мелодии, которые впитывает мое сердце”.

За свою творческую карьеру Штраус сочинил более 170 вальсов (Blue Danube 1867, Tales from the Vienna Woods 1868, Perpetual Motion 1869, Roses from the South 1880, Emperor Waltz 1888), а также польки (Thunder and Lightning Polka, Tritsch Tratsch Polka, Figaro-Polka), марши (Russischer Marsch, Napoleon), балет (Aschenbrödel), оперу (Ritter Pásmán), оперетты и кадрили.

Кто мог тогда знать, что «Летучая мышь», это известнейшее произведение Штрауса, станет причиной его смерти? Четыре года спустя, 22 мая 1899 года, дирижируя увертюрой к ней, композитор простудился и заболел воспалением легких. 3 июня Иоганна Штрауса не стало. 73-летний музыкант умер от пневмонии на руках у своей любящей жены Адель.

26 июня 1921 года в Вене состоялось торжественное открытие золотого памятника Иоганна Штрауса, созданного скульптором Эдмундом Хеллмером (Edmund Hellmer). А в 1999 году Австрия отмечала годовщину смерти “Короля Вальса” — 100 лет со дня кончины. Кроме того, во многих фильмах использованы музыкальные произведения и мелодии Штрауса, а в основу некоторых картин легла судьба талантливого музыканта.

Не все, наверное, знают, что каждый вальс Иоганна Штрауса – это на самом деле обычно пять вальсов, вальсовая сюита. Вот и мы построим рассказ о нем как сюиту, где вступление будет посвящено, собственно, не «королю вальса», а его родному городу, который Штраус воспел и остался его кумиром по сей день.
Итак, сначала несколько слов о Вене, – прежней и нынешней.

Город музыки

Те из наших соотечественников и современников, кто побывали в Вене, сравнивают ее с Петербургом. Не только из-за обилия достопримечательностей, а и из-за того еще, что сами жители города воспринимают себя как некую историческую достопримечательность. Вот уже скоро век пройдет, как Вена потеряла свою императорскую корону и стала столицей небольшой «альпийской республики». Однако имперский дух в венцах живет и поныне. Причем не в виде милитаристских, а именно в виде великосветских замашек. Только здесь дамы до сих пор прогуливаются в меховых манто, не рискуя подвергнуться нападенью «зеленых» с баллончиками несмываемой краски. Только здесь можно увидеть лакеев в ливреях и париках. Лишь здесь не только аристократы, но и простые буржуа считают СВОИМ ДОЛГОМ посещать оперу, а не матч по регби или футболу. Только здесь устраиваются знаменитые новогодние балы, билет на которые стоит примерно столько, сколько последняя модель «мерседеса». И на этих балах царит не президент республики, а представители одной из древнейших династий Европы – Габсбурги, а вместе с ними бесконечное число принцев, герцогов и прочих громко и длинно титулованных особ с немецкими, венгерскими, польскими, итальянскими, чешскими, французскими фамилиями, которые словно явились сюда со сцены опереточного театра.
Наконец, только здесь, войдя в кафе, вы рискуете полчаса прождать, прежде чем официант подойдет к вам, а потом еще полчаса – прежде чем он выполнит ваш заказ. Вальяжность, патриархальность и аристократизм – главные черты характера веселой старушки Вены.
И все же венцы гордятся не только былым имперским величием. Бесспорно, что в течение столетия (с середины 18 века) Вена была столицей европейской музыки. От Гайдна до Малера, от Моцарта до композиторов «новой венской школы» (Веберн, Берг, Шонберг, – и это уже 20-й век!)… А также Шуберт, Бетховен, Брамс, Брукнер, Сальери, Зуппе, Кальман, Легар. И, естественно, наверно, самый любимый из них ВСЕМИ венцами – Иоганн Штраус-сын.
Музыка пронизывала жизнь и быт венцев до такой степени, что ноты новых произведений подчас раскупались, как газеты, ведь многие умели читать их с листа. Во время одной из войн с Наполеоном начальник австрийского генерального штаба обратился к главнокомандующему императору Францу с вопросом, где провести военный совет. В маленьком замке, где они остановились, был только один поместительный зал. «Ничего страшного, совещайтесь в нем, господа! Старина Гайдн прислал нам на этот раз квартет. Мы отлично порепетируем и в малой гостиной», – ответствовал император.

Революция… в ритме вальса

«Новые времена – новые песни». И новые танцы, добавим мы. Вальс возник задолго до Великой французской революции на основе немецкого танца лендлера и считался крайне непристойным. Революция реабилитировала его. Правда, в России при императоре Павле он был запрещен строжайше. И поделом: вальс был не просто новомодным танцем, он отражал совершенно новое отношение людей друг к другу. Если в жеманном менуэте партнеры подавали друг другу два пальца, а в гавоте и полонезе к тому же требовалось соблюдать очередность пар согласно социальному статусу, то в вальсе люди были максимально раскованы. Это шокировало стариков, увлекало молодых и вообще было чем-то вроде бит-, рок- или панк-революции, только гораздо глубже и с несоизмеримо более выдающимися последствиями в плане музыки.
Вальсы писал еще Моцарт. Но танцевать их публично в массовом порядке стали в Вене лишь в начале 19 века. Тогда же открылись первые танцевальные залы. Если раньше балы устраивались в частных домах и дворцах знати, то теперь появилась возможность смешивать разные слои общества. Для сравнения: подобное танцевально-музыкальное смешение сословий у нас в России учредилось только лет тридцать спустя, в 30-е годы 19 века. (Это были публичные маскарады в доме Энгельгардта в Петербурге, – их нравы стали основой интриги лермонтовского «Маскарада»).
Демократическая публика и танцев жаждала современных, демократических. Конечно, прежде всего, тогда это был вальс.
Великолепные образцы вальса оставил Ф. Шуберт. Однако теми, кто писал именно вальсы для танцзалов, были в то время Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-отец.

Как ни удивительно, но танцевальную музыку два столетия назад считали жанром несерьезным, вызывавшим в лучшем случае снисходительные улыбки. Переломил ситуацию австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус, недаром именуемый Королем вальса.

Детство и юность

Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.

В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе - офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.

К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.


На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.

Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.


Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.

Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.

Музыка

Уже в 19 лет Штраус обзавелся собственным оркестром и успешно выступал. Дебют состоялся в казино недалеко от австрийской столицы Вены. Отец подключил все свои связи, чтобы талантливому сыну не достались солидные площадки вроде салонов и тем более - императорского дворца.


После смерти отца, объединив коллективы, Штраус ездил по стране с концертами, играл при дворе императора Франца-Иосифа. Молодой человек дирижировал исполнением собственных вальсов, полек, маршей, но и не забывал наследие отца.

Популярность Иоганна набирала обороты, он не побоялся разделить славу с братьями Эдуардом и Йозефом. Старший брат считал младших такими же талантливыми, а себя просто популярным. Очень скоро слава композитора и дирижера вышла за пределы родной Австрии. Последовали триумфальные гастроли по Германии, Румынии, Польше, Чехии, России. Штраус оказался необыкновенно одарен мелодически, по его собственному признанию, музыка «лилась, как вода из крана».


Иоганн Штраус-сын считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки.

Специально для придворных балов музыкантом созданы жемчужины коллекции – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «На прекрасном голубом Дунае». В первом ясно звучат фольклорные мотивы. Последний, именуемый также «Голубой Дунай» и впервые прозвучавший на Всемирной выставке в Париже, считается неофициальным гимном Австрии.

Среди популярнейших вальсов Иоганна Штрауса называются и «Весенние голоса». Впервые произведение исполнено на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», по-прежнему остается обязательным атрибутом светских раутов и балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» - символ празднования Нового года.

В ХХ веке на основе вальсов Штрауса созданы балеты. Шедевры Иоганна - это не просто музыка для танцев. Специалистами и простыми поклонниками они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.

В 1870-х Иоганн передал придворные функции брату Эдуарду и принялся сочинять оперетты, опять оказавшись основоположником отдельного классического жанра. Всего их было 15, а также балет и комическая опера. Не одно поколение артистов завоевали звездный статус, исполняя партии из «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Богини разума».

В это же время композитор посетил с гастролями США. Там Штраус дал 14 концертов и установил мировой рекорд, дирижируя оркестром в тысячу человек. Ради этой единственной заокеанской поездки музыкант отказался от контракта с Царскосельскими железными дорогами и невероятного по тем временам гонорара в 22 тысячи рублей. В дальнейшем Иоганн отказался от подобного гигантизма на потребу публике, несмотря на то, что импресарио сулили большие гонорары.

Личная жизнь

Композитор пять раз посетил Россию, где выступал с оркестром на летних Павловских сезонах. Там Иоганн познакомился с Ольгой Смирнитской и попросил руки девушки. Однако родители Ольги не пожелали отдать дочь иностранцу. Музыкант посвятил русской музе вальс «Прощание с Петербургом».


После того как дирижер узнал, что любимая вышла замуж, он утешился в объятиях оперной певицы Генриетты Халупецкой. Женщина воспитывала семерых детей от разных мужчин, при этом ни разу не будучи замужем. Генриетта стала не просто женой, она поддерживала мужа в творчестве и сподвигла на написание оперетт.


После смерти Генриетты в 1878-м Штраус, едва выдержав рамки приличия для скорбящего вдовца, пошел под венец с Анжеликой Дитрих. Через пять лет брак распался.


Последняя жена музыканта – Адели Дойч, вдова банкира, воспитывавшая дочь Алису. Ради супруги-еврейки Иоганн поменял веру – перешел из католичества в протестантизм, а также и гражданство. На утряску формальностей ушло пять лет, только в 1887 году Штраусы смогли назваться мужем и женой. Ни в одном из браков детей композитор не нажил.

После смерти Иоганна Адель посвятила жизнь увековечиванию его памяти. В квартире, где жила семья, вдова создала музей Штрауса, где сохранены обстановка, музыкальные инструменты, партитуры произведений, личные вещи композитора и дирижера.

Смерть

В последние годы жизни Штраус превратился в добровольного затворника, просиживал дома, не давал концертов. Согласился лишь на одно выступление – в честь юбилея оперетты «Летучая мышь». Решение оказалось фатальным: возвращаясь из театра, Иоганн простудился.


Тяжелая пневмония плюс возраст не дали композитору шансов. Гениальный австриец умер в июне 1899 года. Могила расположена на Центральном кладбище Вены, рядом с могилами Иоганнеса Брамса и .

Произведения

  • 1867 - «На прекрасном голубом Дунае»
  • 1868 - «Сказки Венского леса»
  • 1869 - «Вино, женщины и песни»
  • 1874 - «Летучая мышь»
  • 1877 - «Прекрасный май»
  • 1881 - «Поцелуй»
  • 1883 - «Весенние голоса»
  • 1885 - «Цыганский барон»
  • 1888 - «Императорский вальс»
  • 1892 - «Рыцарь Пасман»
  • 1897 - «Богиня Разума»

Иоганн Штраус (сын) (нем. Johann Baptist Strauss; 25 октября 1825, Вена - 3 июня 1899, там же) - австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Биография

Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Его прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720-1800) из Буды (часть Будапешта) был евреем, принявшим католичество. Двое из четырёх братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей.

Вскоре Штраусу удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).

Ещё больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали.

1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех.

Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша. Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».

1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской (1837-1920), но родители Ольги Василий Николаевич и Евдокия Акимовна Смирнитские воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус - Ольга Смирнитская. 100 писем о любви».

В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с офицером Семёновского полка Александром Степановичем Лозинским (1840-1920), женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz). Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.