Сценарий квеста «Куда пойдешь, то и найдешь!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Квест-игра в ДОУ

Всем привет, сегодня мы выгрузим большую подборку идей и заданий для спортивного квеста. Здесь будут идеи для детей, подростков и взрослых. Причем многие взрослые задания на квест можно адаптировать для детского возраста, и наоборот — взрослые с удовольствием поиграют в детские игры, встроенные в сценарий квеста. Все игры, задания, и испытания я поделила на тематики. Каждое задание можно развить (усложнить) или упростить (под маленьких детей). Можно слегка изменить задание — взять только суть идеи и реализовать ее с другими инструментами и орудиями. Любую игру, вы можете вставить в любой эпизод вашей пошаговой игры-стратегии. Квесты могут сочетать спортивные и интеллектуальные задачи, задания на смекалку, ловкость, координацию, меткость. Все это вы найдете в нашей статье. Давайте посмотрим, какие игры для квеста мы сегодня подготовили для вашего сценария.

Игра квест для детей.
Задание ПРИНЕСИ ВОДЫ.

Задача двух команд наполнить ведра водой — побеждает та команда чье ведро полнее за отведенное время. Свистит свисток, дети носят воду, в конце взвешиваем ведро на весах или безмене (крючке с циферблатом веса).

Способы носить воду могут быть разные. Мы выбираем способ по способностям детей. Подвешенные стаканчики с палкой коромыслом -очень сложно держать на весу второй стакан пока выливаешь первый.

А можно передавать стаканы с водой по цепочке, но в неудобной позе — НАД ГОЛОВОЙ.

Или можно доставку воды делать методом ПЕРЕЛИВАНИЯ по цепочке стаканчиков. Из первого стакана во второй, из второго в третий… и так далее до ведра. Важна скорость и не пролить.

А чтобы переливание было веселым можно делать его вот так. Идея для спортивного квеста-состязания в жаркий летний день на природе.

Игра квест

ХОДЬБА на скорость .

Квест-команды могут состязаться с друг другом в скорости прибытия из пункта А в пункт Б… Это можно делать разными способами.

Приготовьте простые элементы — ПОМОГАТОРЫ ХОДЬБЫ.
Текст сценария:»Земля кишит скропионами или червями-людоедами — нельзя касаться земли, но мы должны попасть в пещеру к мудрой Волчице Сарум. Вот колдун дает нам волшебные ходули — только на них мы можем пройти долину червей-людоедов.

Как видите — такие ходули просто сделать самим — 2 палки — брус нетолстый но прочный (обтесать или обмотать скотчем, чтобы не занозил руки (или дать детям перчатки от заноз). Внизу на каждой палке набита подставка для ноги — обрезок бруса (на два гвоздя, чтобы не вертелся).

Можно сделать снегоступы — широкие доски. Текст » согласно легенде в портал может пройти только зверь с двумя ногами и двумя сердцами». Как раз и получается что широкие снегоступы на двоих игроков создают такого зверя — 2 сердца двух игроков их объединенные две ступни.

Изготовление простое — куски кожи от старого ремня (или куски автомобильной покрышки) которую набили на доску шурупами (через железную прокладку) — на фото выше это хорошо видно.

Можно сделать веревочные много-ступы. Достаточно просверлить в них дырки и протянуть веревку (как на фото ниже).

А вот решение если для квеста нужно ТРЕХ-НОГОЕ мифическое существо. Две пары ног связываем веревкой и получаем зверя с тремя ногами… и двигаемся друг с другом.
Такое задание также подходит когда ребенок работает в паре со взрослым — игры квесты на сплочение семейных отношение (папа — дети, мама-ребенок, семейные связи, зависимость членов семьи друг от друга). Хорошая идея для квеста или спорландии на Папин День…

Игра квест
задание для взрослых и детей
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ с заменой элемента.

Суть этого задания для квеста в том — что здесь ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД происходит по принципу ротации элементов. Задний элемент переносится вперед… снова задний элемент переносится вперед…
На фото ниже все понятно — плот катится на бочках ВОТ ТАК, когда последняя бочка освобождается, она вынимается,. переносится на переднюю часть плота, и подкладывается под плот спереди, на нее наезжает плот и сразу сзади освобождается новая бочка… она тоже переносится вперед под плот… и так далее…

Подроскам очень нравится такой элемент квеста. Дети в восторге. Все при деле — есть 2 парня на веслах (палках-толкалках), есть человек который вынимает последнюю бочку и человек на носе плота, который подкладывает новую бочку под переднюю часть плота. Экипаж работает корабль плывет.

Детям легко поднять пластиковые бочки. Доска — обычный дешевый мебельный щит, или крепкая фанера.

Можно использовать любые цилиндрические предметы — например пластиковые трубы.

Перекатывающимися цилиндрами могут быть даже человеческие тела (фото ниже). Сверху кладем мягкий поролоновый мат и вперед покатили. Такое квест-задание подходит если игра проводится в помещении в зале с гладким напольным покрытием.
Вращение тел начинаем одновременно — на счет: раз, два, три -крутимся!
Освободившийся задний человек-бревно, бежит вперед и ложится перед матом, готовый к новому наезду.

Если вариант с плотом на цилиндровом ходу ДОРОГОЙ по деньгам (купить трубы и бочки), то можно создать другие инструменты. И тоже передвигаться по принципу ротации… освободившийся задний элемент передаем на перед.

вот ниже как раз мы видим как два участника продвигаются вперед меняя три элемента с держателями для рук и ног (обычные доски… жестяные нашлепки или дверные ручки для рук…. резинки для вставки ног).

А вот простое перемещения не двух элементах (куски коврика, куски картона, клеенки подходят). Хорошо использовать в простых квестах для маленьких детей.

Другие НЕСТАНДАРТНЫЕ

способы передвижения для игры-квеста.

Вот ниже давайте посмотрим как еще можно разнообразить задания для квеста на природе или в просторном помещении.

Вспомним детские конкурсы на физре. Передвижение в парах — способ ТЕЛЕЖКА.

А вот передвижение с воздушными шарами зажатыми между ног. Уронил шар — остановись найди зажми ногами и вперед. Не грусти — противник тоже может накосячить и ты вырвешься вперед.

А вот игра ГУСЕНИЦА — любимая забава для квестов и детей и взрослых. Принцип движение как у ГУСЕНИЦЫ ТАНКА. Команда игроков двигается внутри гигинтского гусеничной полосы.

Замкнутую полосу можно сделать слепив скотчем или сшив куски плотного тентового полотка, клеенки для теплицы,

А можно слепить такую модель игрового двигателя из газеты и скотча как на фото ниже.

А вот еще перемещение по принципу ротации — последний становится первым. Имитация игры в ручеек.
Только участники ручейка становятся на карачки попой вверх. Последний игрок проползает под ручейком и становится первым (тоже на карачки)… и новый последний игрок ползет под низ, чтобы тоже стать первым попой кверху. И так пока все игроки не продвинутся до цели своего движения.

Двигаться к цели можно по разному. Не существует границ человеческой изобретательности. Даже обычные вантузы можно использовать для продвижения веред к победе.

Любые неудобные способы двигаться вперед — ГОДЯТСЯ. Изгаляйтесь, глумитесь, прикалывайтесь придумывайте как лишить людей комфорта… чем сложнее, тем смешнее. И главное гнать вперед к победе.

Натянутые веревки могут стать интересной квест-забавой для перелезания сверху. Отличное упражение на ловкость, сплочение команды и его можно подстроить под любой сценарий квеста. Просто объяснить почему так надо, можно натянутые веревки это путы злой ведьмы… может это волшебный лес протянул нам ветки, чтобы мы пролезли над страшным болотом….придумайте сами как обыграть этот элемент квеста в вашей сценарной истории.

Задание для квеста

ТЯНЕМ ПОТЯНЕМ.

Перетягивание каната — классическая забава. Выигрывает не тот, кто упадет, а том кто передвинет БАНТИК за линию своей зоны. На центре каната завязываем платок. Чертим две зону — каждая команда тянет канат на свою зону. Это квест задание выиграет та, команда которая затащит бант в свою зону.
Зону можно нарисовать краской на траве, можно обозначить веревкой на земле.

Или можно устроить перетяжку каната НА СБРОС противника с его базы. На земле устанавливаем базы (ящики, обручи-круги) Задача сместить противника с его точки опоры. Отличное квест задание для игры со спортивным силовым уклоном.

А можно сделать из каната КОЛЬЦО-СЦЕПКУ в нее помещаются два или более игроков и задача донятуться до базы чтобы положить предмет на базу — ВЫИГРАТЬ БОЙ.

Задание под сценарий квеста
ПРОЛЕЗЬ В ОБРУЧ
не размыкая рук.

А вот инетерсное задание на квест детям и взрослым — перенести обруч по цепочки людей с сомкнутыми руками. Обруч должен пройти сквозь всех игроков от первого до последнего, руки разжимать нельзя, пролазим и по другой руке передаем обруч соседу. Я видела, как в эту игру играют толстые люди — смешно, удивительно, но у них получается.

Задание на игру квест
Набери побольше.

Задача игроков набрать полную коробку попкорна. Этот продукт насыпают в стаканы, которые на резинке крепятся поверх вашей обуви. Нужно дойти до коробки и высыпать содержимое стакана не снимая его с ноги. Сложное квест-задание для детей и подростков.

Точно так же сложно переносить яйца в ложках. Вместо яиц переносим пустые контейнеры от киндрер-сюрпризов. Выигрывает команда которая быстрее перенесет свои яйца из одного ведерка в другое. Если яйцо упало нужно поднять его без рук, тоже ложкой.

Можно еще вот так весело наполнять корзинки шариками от сухого бассейна. Просто раскатывая на животе на доске скейтборда с корзинкой в руках. Тоже работают две команды и два скейта — два игрока-конкурента занимают место на скейте и им дается одна минута на улов, потом следующие два игрока за свою минуту добирают шарики и так далее пока все шары не будут собраны. После ведется подсчет шаров в корзине и объявляется победитель.

Игры на квест

на координацию рук и ног.

Очень трудно брать предметы ногами. Игра для квеста собери мячики ногами. Таз с водой в нем плавают мячи для сухого бассейна из нужно поймать и отравить в корзину рядом. Если работают команды то им дается по 2 шара на человека.

Также квест-команда может всем составом игроков одновременно, на скорость собрать пластиковые стаканчики в стопку, используя только пальцы ног.

Или игроки (по одной минуте на каждого в команде) должны собрать как можно больше рисовых или кукурузных шариков в коробку. Работаем не руками а китайскими палочками (или двумя карандашами). Наполненные коробки сравниваются на глаз или на вес кулинарных весов.

А вот здесь (фото ниже) мы собираем конфеты М-Мдемс, всасывая из на кончик трубочки для коктейля.

Если у вас большая команда детей и вы хотите задействовать всех одновременно, то можно организовать ЭСТАФЕТУ вверх-тормашками. Дети лежат на спине, ноги подняты и передаем крупный предмет ногами друг другу.
В сценарии детского квеста это можно обыграть как ОБЕЗЬЯНЫ ДЕЛЯТСЯ БАНАНОМ…. или можно передавать плюшевого медведя, типа мишка прыгает по льдинам… подумайте над ваши сценарием и обыграйте этот элемент квеста под ваших персонажей и их историю.

Квест задание

СОЗДАЙ ВЕЛИКАНА

Игровые задачи для квеста могут быть забавными и смешными. Вот одно из таких. Здесь нужно наполнить шариками человека. Команда на худого и щуплого человека одевает одежду большого размера и пытается наполнить ее воздушными шариками. Шарики можно отрезать от гирлянды которой украшен зал, все равно пропадет, а ведь уже деньги заплачены. Можно заранее самим надуть шарики. А можно сразу всей бригадой надувать на скорость и запихивать под одежду игрока.
По сценарию квеста такое задание может означать, что вы создаете великана, который должен сразится с драконом.
Или можно потом устроить битву двух великонов — они будут как два сумоиста пытаться выпихнуть животами и телами друг друга за пределы борцовского ковра «тотами». Видео будет убойным. Смешно пыхтя с взрывами лопающихся шариков.

Или в вашем квесте можно прописать рождение двухрогих добрых фей… Колготы большого размера наполняются шарами и надеваются на головы игрокам. Выигрывает тот, чьи рога оказываются более высокими и стоячими.

Игра для квеста

КОМАНДНАЯ ЗАДАЧА

Здесь я представляю подборку игр на сплочение коллектива. Вся команда должна руководить одним общим для всех процессом. Каждый игрок выступает как векторная сила, направляющая общее суммарное движение объекта (гы, как заумно). А проще — смотрите на фото.

Игроки сообща рисуют заданную фигуру (логотип фирмы, буквы, спираль) держать за веревочки привязанные к фломастеру. Выигрывает команда у которой получилось лучше и ровнее или быстрее.

Вариация этой же игры — но со слепыми художниками и зрячим начальником. Отличная игра на выявление того, как отдел умеет выполнять точно приказы руководителя и как руководитель умеет правильно организовать работу подчиненных ему людей.

Слепой метод игры подходит если квест проводится среди взрослых или смышленных подростков.

Вот еще вариант который очень нравится подростками и взрослым. Нужно веревочной петелькой построить пирамидку из стаканов. Нижний ряд строится по принципу натяжного поддалкивания. А вот верхний рад уже сложнее, нужно зажать стаканчик боковыми краями петли и поднять, приземлить на нужное место не ослабляя бокового натяжения петли.

Часто мы выкидываем обрезки пенопластового утеплителя, а из него можно сделать веселый лабиринт. Наклеиваем полоски утеплителя в виде барьеров лабиринта на картоне (коробке от пиццы) или на деревянной фанерке.
В основании — по периметру — просверливаем дырки, протягиваем веревки и запускаем процесс игры нужно доставить шарик по адресу — от входа в лабиринт до его выхода.

А можно просто обруч гимнастический заклеить листом бумаги (скотчем) и прорезать круглую дырку сбоку. Задача точно так же манипулируя веревками загнать шар в лунку.

Для детей будет проще и интереснее задание пересыпать шарики из одной корзины в другую держась за веревки и управляя ими. Отличный тренинг для сплочения детского коллектива (лагеря, класса, группы детского сада). И веселое занятие внутри сценария квеста. Обыграть это можно по разному — в зависимости от темы нашего квеста.

А еще трудно на двух веревках нести мяч. Детям даже на двух палках трудно держать мяч. А вот натянутые канаты — это еще более высокий уровень сложности, для подростков или взрослых. Попробуйте взять мяч канатами и перенести его в корзину. Работа в паре — хорошая вещь. Сплачивает и сближает. И весело и смешно. И остальные члены команды за вас болеют.

Игры-задания на детский квест.
Двигаем предметы СИЛАМИ ПРИРОДЫ.

Воздух может сдвигать предметы. Вода может быть двигателем. Ощутите силу природы. Почувствуйте как это работает. Задания для веселых элементов квеста, посвященного естественным наукам.
Давайте поиграем кто быстрее сдует стаканы со стола. Трубочки и пустые пластиковые стаканчики и гладкая поверхность стола. Простая и легкая игра для квеста.

Передвигайте надувной мяч силой струи из водяного пистолета. Две команды могут гнать свой мяч к цели, кто быстрее, тот и победил.

Пластиковые стаканчики можно повесить на крепкую нить между столбиком и забором дачи. Нужна меткость, чтобы из водяного пистолета попасть в стаканчик и заставить его первым придти к стене.

Веселые игры для квеста
ЗАЩИЩАЙ и НАПАДАЙ

А вот две забавы для сценария квеста, где игроки должны работать одновременно в ЗАЩИТЕ и в НАПАДЕНИИ.
Как на фото ниже — защищать свой шарик на ноге, и одновременно стараться лопнуть шарик противника.
Двойная сложная задача. Отличная подвижная игра для квеста любой сценарной группы.

А вот веселая БЕГОВАЯ игра «Догони и наполни»… Здесь тоже каждый игрок нападающий и защищающий. Игроки делятся на 2 команды — одной на спину привязываем белые коробочки, вторые получают синие коробочки. Команда белых догоняет синих — чтобы забросить в их коробочку комок бумаги (или пластиковый мячик или пенопластовый шарик). Но в этой же время они должны помнить, что за их собственными коробочками на спине гоняются игроки синей команды.
То есть ты сам убегаешь, чтобы в тебя не забросили, и в то же время сам забрасываешь противникам.

Игра для квеста

РАБОТАЙ ГОЛОВОЙ.

Здесь будет работать шея. Биток кладем в колготки, надеваем колготы на голову и битком сбиваем кегли (бутылки с водой, пустые банки). Можно усложнить задачи и сбить мандарин, лежащий на стакане, но сам стакан не опрокинуть. Сложная игра на координацию непривычных мышц.

Элемент игры квест

ЛИПКАЯ ПАУТИНА

Вот хорошая идея для эпизода квест-игры. Из липкой малярной ленты и обруча для гимнастики делаем паутину. В нее будем бросать комки бумаги. Выигрывает команда где больше мух попало в паутину.

Можно для каждой команды сделать свою отдельную паутину (2 обруча). А можно сделать игру для двух команд в одном обруче — но комочки они будут бросать разного цвета — команда белых комков и команда газетных комков — выигрывает та, чьих комков прилипло больше к общей паутине. Хорошая игра для детей дошкольного возраста.

Игра для детского квеста.
ТОЧЬ В ТОЧЬ.

Нужно наполнить стаканчики цветными пушистыми шариками точно так как нарисовано на картинке рядом со стаканом. Работаем в командах. Побеждает те, кто сделал правильно и быстро. Игра очень нравится маленьким детям.

Игра для квеста
Найди конфетку.

В миску насыпаем сахарную пудру, или муку в нее закапываем конфету (или ключ от сундука сокровищ, или записку с подсказкой). Игрок должен ее найти ртом и достать. Веселая игра для квеста. Можно закапать не в муке, которая щекочет нос и заставляет чихать, а в нежном вкусном креме (взбитых сливках или взбитом белковом креме, в йогурте, творожке). Подумайте как еще вы можете изменить эту идею.

Можно насыпать мелкий речной песок в таз, в нем спрятать ключ и искать его пальцами ног.

Игра для квеста.

Хрустальный дворец.

Дворец с невидимыми стенами из длинных спагетти и кусочков мягкого зефира нужно построить за 10 минут. Выигрывает команда чей дворец выше по росту. Игра подходит для более взрослых детей. Для маленьких спагетти лучше заменить зубочистками или шпажками (не такие ломкие) или спагетти взять покороче (сломать пополам, так детям будет удобнее с ними работать).

Задание на равновесие
для детского квеста.

Нужно сложить башенку на лбу соседа из печеньев, плиток шоколада. Или другого материала который напрашивается по сценарию вашего квеста. Пусть это будет в тему.

Вкусное задание

для игры квеста.

Съесть на скорость БЕЗ РУК — это не проблема. Особенно если речь идет о вкусных вещах. Дольки арбуза лежащие на тарелке — легко, пончики висящие на веревочке — посложнее, яблоко плавающее в ведре с водой — невероятно трудно. Подумайте какой продукт подходит под сценарий вашего квеста, и решите как его съесть потруднее, но посильно для игрокам данного возраста.

Игра на эрудиция
Детская анатомия.

Команда должна за короткое время вспомнить названия как можно больше ЧАСТЕЙ ТЕЛА человека, написать эти слова на листочка-стикерах и наклеить в ту зону где находится орган. Кто больше вспомнил тот и победил в этом раунде веселого квеста. Подходит для любого сценария квест-игры — части тела это универсальное понятие его можно подогнать под любой сюжет любой истории…

Игры на эрудицию и логику для детских квестов я вынесу в отдельную статью и тогда здесь заработает ссылка.

Детская игра для квеста
Ловкие руки

Нужно заставить шарик упасть в лунку — для каждого игрока в команде даем один шарик. Выигрывают те, кто быстро справится с задачей этого этапа квеста.

Задание для квеста
Слепой архитектор.

Игра в слепого архитектора — веселая забава, особенно для детей. Это очень смешно. Дети падают на пол от хохота, наблюдая за слепыми попытками поставить стаканчик и не сбросить уже почти готовую пирамидку.

Можно разнообразить эту игру и в нее пустить не одного а два слепых строителя. Одни может держать башню а другой надстраивать этажи. Будет смешнее.
В сценарии квеста — такое задание можно вписать в тему НОЧНОГО ЗАДАНИЯ, когда мы в темноте должны справиться с задачей. Как в сказках «построить дворец за одну ночь».

А вот еще одна игра вслепую. Нужно на ощупь найти среди всех фигурок заданную. Тоже найди черную кошку в черной комнате. Игрок ощупывает все игрушки, пытаясь найти кошку. Или найди динозавра по фотографии. Ребенку дают фото фигурки с динозавром, и он на ощупь среди других динозавров ищет именно этого. Засекаем время секундомером. Сравниваем временные показатели двух команд. Отличная игра для детского квеста.

И напоследок… засекать время для квестовых заданий на скорость можно на телефоне (секундомере), а можно на песочных часах… или на гороховых часах… Подумайте какие именно атрибутные часы вы можете вписать в сценарий квеста под нужную тематику и сюжет истории.

Призы, которые вы будете вручать участником квеста могут быть СЛАДКИМИ МЕДАЛЯМИ… вот такими…
Для ребенка это лучший подарок за пройденный квест.

Вот такие интересные задания и игры на квест вы можете предложить своим гостям. Подумайте как вписать в сценарий найденные здесь идеи. Что-то ляжет на вашу историю сразу… а что-то надо повертеть туда-сюда, чтобы понять как изменить игру под вашу сюжетную линию и логический этапы квеста-бродилки.

Удачного вам сценария игры. Успешного прохождения всех этапов квеста.
Станьте пофессионалами в организации детских праздников. И быть может это станет вашим призванием.

Ольга Клишевская, специально для сайта

В последнее время родители часто выбирают квест в качестве развлечения на детский праздник. И такой выбор вполне оправдан. Ведь малыши больше всего на празднике ждут именно развлечений, им хочется активного отдыха. Ну и конечно дети любят разгадывать тайны и загадки. Поэтому череда заданий, объединенных какой-то одной целью, тематикой, всегда вызывает восторг у детишек любого возраста.

Родителям же хочется, чтобы квест был простым в плане его реализации, для него требовалось минимум реквизита.Это особенно актуально, если праздник будет проходить на природе и планируется квест игра для детей на улице.

Именно такой сценарий квеста мы и хотим вам представить. Он рассчитан на дошкольников и учеников младших классов, которые знают буквы, цифры, умеют читать и писать. Все задания несложные, их под силу решить дошкольнику или первокласснику.

Тема квеста — животные, и задания так или иначе связаны с ними.

Квест рассчитан на одну команду, то есть все участники проходят его совместно, у всех общая цель, нет победителей и проигравших, а значит никому не будет обидно.

Приключение можно организовать в лесу, в парке. Обязательное условие — наличие деревьев, кустов, травы. Локации с заданиями не обязательно должны быть далеко друг от друга, пусть они даже будут все в поле зрения. Участники все равно наперед не знают, в каком порядке они будут проходить этапы

Подготовка и необходимый реквизит

Первый этап

Понадобятся: конверт, лист бумаги с заданиями кроссворда, лист с самим кроссвордом, ручка, карандаш или фломастер.

Кроссворд и задания к нему прячем в конверт. Конверт должен быть в руках ведущего к началу квеста.

Второй этап

Понадобятся: файл, распечатанное изображение козы, распечатанные и вырезанные слова и слоги, прищепки или скрепки, на которые слова и слоги крепятся к кусту.

Ищем подходящее дерево, рядом с которым растет куст, или просто отдельно растущий куст. Файл с изображением козы и текст задания прячем в файл. Файл крепим к дереву или к кусту веревкой или кнопкой. Слова и слоги крепим к кусту прищепками в произвольном порядке. Не обязательно все вешать на виду, чтобы было интереснее, несколько из них прячем вглубь куста.

Третий этап

Реквизит: файл, распечатанное изображение лисицы, конверт с заданием, несколько спичечных коробков или капсул от киндер-сюрприза, распечатанные подсказки и несколько пустых бумажек, которые прячутся в спичечные коробки.

В файл кладем изображение лисицы, текст задания и крепим его к дереву.

Коробков должно быть больше, чем подсказок. В некоторых будут бумажки с подсказками, а в некоторых — пустые бумажки. Это усложнит процесс поиска и сделает его интереснее. Коробки прячем тщательно, для этого желательно поискать высокую траву. Спичечные коробки можно заменить капсулами от киндер-сюрпризов.

Четвертый этап

Нам необходимы: файл с изображением кота, конверт с распечатанным заданием, несколько одинаковых веревок, 9 фигурок мышек, вырезанных из картона. На каждой мышке — буква. Из букв можно составить слово “сокровище”.

Файл с изображением кота и с заданием крепим к дереву. Фигурки мышек в произвольном порядке нанизываем на веревки — по 2-3 штуки на каждую веревку. Веревки наматываем вокруг дерева так, чтобы их было не слишком просто размотать.

А вот вам шаблон мышки:

Пятый этап

Реквизит: файл с изображением мышек и с заданием. Также понадобится ведерко с песком и ящик, закрывающийся на замок. В ящике и будут спрятаны сокровища. В качестве сокровищ можете использовать сладости, маленькие игрушки, сувениры, наклейки и прочие приятные мелочи.

Ключ от замка прячем в ведро с песком.

Ну а теперь начинаем наш квест для детей на природе, задания подготовлены и ждут участников.

Старт приключения

Ведущий держит конверт с первым заданием. В конверте находится кроссворд, который необходимо разгадать. В кроссворде всего четыре загадки, ответы на которые вписываются в клеточки, и в результате в серых клеточках у нас должно получиться слово-ключ.Именно это слово и приведет нас к следующему заданию.

Загадки:

  1. На макушке ушки, спит он на подушке. На мышей охотник, кто же это? …….(Котик)
  2. Молоко давать готова нашей бабушки …… (Корова)
  3. Скачет очень ловко, любит он морковку (Заяц)
  4. Лает звонко, охраняет, от злодеев защищает. (Собака)

Какое слово у нас получилось? Коза! А значит ищем следующее задание там, где нарисована коза.

Локация Коза

Ребята бегут к дереву, на котором прикреплен файл с изображением козы. В этом файле находят следующую задачу.

Текст задания: “Дорогие ребятишки! Когда я паслась в лесу, то заметила, что на кустике появились необычные листочки. Видимо, их здесь оставили лесные звери. Листочки надо собрать и разгадать, что же на них написано”

Участники собирают с куста заранее подготовленные листики со словами и со слогами. В словах некоторые слоги пропущены, их надо вставить.

Слова:

Слоги:

Вставляем слоги в слова и получаем названия животных:

  • белочка;
  • хомячок;
  • бурундук;
  • шиншила;

Ведущий: А теперь давайте посмотрим, есть ли что-то общее между нашими зверьками? Может быть кто-то из них лишний?

Дети должны догадаться, что практически все из перечисленных зверушек грызуны, кроме лисицы. Если детям тяжело догадаться, ведущий может задавать наводящие вопросы: что кушают все эти звери, что общего в их внешнем виде и т.д. В конце концов дети приходят к выводу, что в этом списке лисица лишняя. Вот она и будет ключом к следующему заданию. Дети ищут дерево с изображением лисички.

Локация Лисичка

Ведущий: Давайте достанем конверт и посмотрим, какое задание нам подготовила хитрая лисичка.

Ведущий достает конверт и читает задание: “Здравствуйте ребятки, я лисичка-сестричка. Помогите мне в моей беде! Были у меня подсказки, но я бежала, хвостиком махнула и подсказки рассыпались. Помогите мне их собрать!”

Дети ищут в траве спичечные коробки с подсказками. Затем открывают каждый из них и разгадывают, что же в них загадано.

А вот и сами подсказки:

  • не вода, а жидкое, не снег, а белое (молоко)
  • живет в речке, но не лягушка (рыба)
  • он бывает детский, а еще из него делают сырники (творог)
  • маленькая и серенькая, а все ее боятся (мышка)

Ведущий: Ну вот дети мы и помогли лисичке с подсказками, но что же в них зашифровано?

Дети пробуют догадаться сами, если у них это не получается, можно подсказать. Все отгадки — это еда какого-то животного. Какого именно? Правильно, кота! А значит теперь надо искать дерево с изображением кота.

Локация Кот

Ведущий: Ребята, давайте посмотрим, что за задание нам приготовил пушистый котик. Достаем из конверта текст задания.

Текст задания: “Здравствуйте детишки! Я заблудился в лесу и растерял по дороге всех своих мышек. Помогите мне их отыскать. Я точно знаю, что мышки должны вам подсказать что-то очень важное, но я не знаю что именно…”

Малыши распутывают веревку на дереве, снимая с нее картонных мышек. Когда все мышки сняты с веревки, надо составить слово из букв, изображенных на них. Участники составляют слово “Сокровище”.

Ведущий: Что у нас получилось? Сокровище! А что это значит? Что клад уже где-то близко! А кто нам дал подсказку про сокровище! Правильно! Мышки! Значит следующее задание ищем у мышек.

Локация Мышки

Дети подходят к дереву с мышками, ведущий достает из файла задание.

Текст задания: “Здравствуйте детишки, мы — подружки-мышки! В нашей норке был спрятан ключ от сокровища, но норка засыпалась и теперь ключ под песком. Помогите отыскать ключик, а в награду получите сокровища из тайного сундука”.

Участники дружно ищут ключик в ведре с песком. Если хотите усложнить задание, возьмите несколько разных ключиков и спрячьте в песок. Тогда ребятам придется перебрать несколько ключей, прежде чем найдется нужный.

Когда ключ найден и сундук открыт, малыши с радостью забирают свой клад!

Заключение

Такой квест хорошо организовывать, когда праздник подходит к концу. Сладости, найденные в сундуке могут дополнить сладкий стол.

Продолжительность данного квеста — от получаса до часа. Длительность проведения будет зависеть от самих участников и от ведущего, в частности от того, будет ли он им подсказывать, задавать наводящие вопросы.

При желании можно дополнить детский квест на улице картой. Такую карту составляйте на основании расположения локаций на вашей местности. Хотя карта особой роли в самом квесте не играет, она, скорее, для общего антуража.

Практически весь реквизит можно найти в любом магазине канцтоваров, что значительно упрощает организацию квеста. Исключение — ведро с песком и ящик с замком. Если ведро и песок найти не проблема, то ящик придется подобрать по размерам, возможно украсить его, ведь это все-таки клад. Ну и придется задействовать папу, чтобы прикрепил замок на ящик.

Желаем вам веселого детского праздника!

Квест для дошкольников в детском саду, или поиск спрятанного сюрприза по картинкам для детей 4, 5, 6 лет, которые не умеют читать и писать — готовый оригинальный набор красочно оформленных заданий, с помощью которых вы сможете организовать квест для дошкольников в детском саду или интересно обыграть вручение подарка ребёнку на День рождения. Подарите малышам весёлое приключение!

Все задания полностью готовы - нужно только выбрать из них наиболее подходящие по ключевым словам, распечатать и непосредственно перед началом игры разложить в соответствии с продуманной цепочкой поиска.

Готовые сценарии для проведения квеста. Подробную информацию можно посмотреть, нажав на интересующую картинку.

О комплекте

  • Комплект «Квест для дошкольников в детском саду» поможет организовать увлекательный квест для дошкольников — детей 4, 5, 6 лет, которые не умеют читать и писать.
  • Предназначен для проведения квеста в детском саду, также подходит для дома.
  • Красочное качественное оформление комплекта.
  • Интересные и разнообразные задания.
  • Универсальные места, где можно спрятать загадки и сам сюрприз.
  • Подходит для печати на чёрно-белом принтере, поскольку для решения заданий цвета не играют роли.
  • Комплект предназначен для детей 4,5,6 лет, которые ещё не умеют читать и писать.

С помощью данного комплекта можно организовать квест:

  • для двух команд: каждый вид задания выполнен в нескольких вариантах, с разными ключевыми словами - для того, чтобы у команд были равные шансы, и победа зависела от быстроты реакции и сообразительности игроков;
  • для одного игрока или для одной команды игроков: в этом случае у организатора игры будет широкий выбор наиболее удобных мест для составления цепочки поиска, в каждом виде заданий нужно выбрать вариант с самым подходящим ключевым словом.

Оформление комплекта

«Следы» (формат листа А4). Следы можно использовать на начальном этапе, например, для поиска открытки с первой подсказкой. Организатор вырезает их в нужном количестве и прокладывает путь. Также следы можно использовать для подсказки игрокам, они помогут найти нужный среди одинаковых объектов (например, нужную книгу).

Специальная открытка для начала квест-игры , она устойчивая и готовится всего несколько минут (подробности в комплекте), в середине - первая подсказка; формат открытки - А4. В готовом виде она выглядит таким образом:

оформление заданий

Описание заданий

(в скобках указаны ключевые места, где можно спрятать подсказки и сюрприз)

  1. Ошибка художника ( кукла, рисунок). Весёлая подсказка. Нужно найти, что на картинке изображено неправильно.
  2. Лабиринт ( тарелка, чашка). Чтобы узнать, где искать следующую подсказку, нужно найти правильный путь.
  3. Пазл (стол, ящик или шкафчик). Увлекательное задание — чтобы узнать, куда двигаться дальше, нужно составить картинку из разрезанных кусочков.
  4. Игрушки (медвежонок, машинка, мячик). Задание на внимательность: нужно найти, какой игрушки не хватает на одной из картинок.
  5. Лишний предмет ( карандаши, краски, стул). Интересное задание на логику.
  6. Тихий час (сказки «Золушка», «Красная шапочка»). Оригинальное задание на смекалку.
  7. Божья коровка (ведущий). Ещё одно занимательное задание на наблюдательность.
  8. Загадки (зеркало, дверь, одеяло, подушка). Забавные детские загадки в стихотворной форме.

Фотоотчёт проведения квест-игры с помощью данного комплекта:

Фотоотчёт проведения квест-игры в детском саду для старших дошкольников

Подарок!

Игра для детей «Весёлая ромашка» (интересный в ариант игры «Фанты») — готовые карточки для изготовления «Ромашки» (файл pdf)

  • 56 «лепестков» с весёлыми заданиями (все варианты заданий приведены далее)
  • сердцевина со смешной рожицей
  1. Изобразить пчелу, собирающую нектар с цветка
  2. Изобразить походку человека, который движется по скользкой дороге
  3. Спрятаться за спинку стула и громко прокричать 3 раза: «Я в полном порядке!»
  4. Присесть несколько раз, держа себя руками за уши
  5. Изобразить движениями и звуками игривого котёнка
  6. Изобразить пантомимой и звуками кипящий чайник
  7. Зажать себе нос рукой и произнести фразу: «У меня самый приятный в мире голос!»
  8. Гладить себя одновременно по голове и по животу, но в разных направлениях
  9. Глядя в зеркало и не смеясь произнести 5 раз фразу: «Какие у меня красивые глаза!»
  10. Изобразить спортсмена, чтобы остальные отгадали вид спорта
  11. В течение двух минут побыть «зеркалом» другого игрока и повторять в точности все его действия
  12. Тебе повезло – за тебя «отдувается вся компания: каждый подходит к тебе и говорит приятные слова
  13. Рассказывать о слонах в течение 1 минуты
  14. Вспомнить 10 слов на букву «Б»
  15. Махать руками, кружиться и при этом выкрикивать: «Я бабочка!»
  16. С завязанными глазами определить на ощупь, какой предмет ведущий положил в руку
  17. Изобразить танцующего робота
  18. Подойти к любому из игроков, сделать страшное лицо и сказать: «Ну, вот мы и встретились!»
  19. Объяснить, как сделать яичницу, не говоря ни слова
  20. Придумать для каждого из присутствующих ласковое слово (например, «цыпочка», «котик»…)
  21. Сесть на воздушный шарик так, чтобы он лопнул
  22. Произнести фразу: «Я люблю танцевать» разными интонациями (радостно, печально, безразлично, удивлённо)
  23. Пройтись на четвереньках по комнате, пища: «Я луноход один, пип, пип… »
  24. Попросить у кого-нибудь еды, изображая весёлую дворняжку
  25. Встать на стул и рассказать в трёх предложениях о своей жизни
  26. Спеть любую песенку, зажав в зубах 3 спички
  27. Выбрать двух любых игроков и вместе с ними изобразить танец аборигенов
  28. Поклониться 5 игрокам разными способами, не повторяясь
  29. Обойти комнату, делая три шага вперёд и два назад
  30. Нарисовать свой портрет левой рукой
  31. Нарисовать портрет любого игрока с закрытыми глазами
  32. Сообщить всем: «У меня плохое настроение!» и просидеть в течение 1 минуты с сердитым выражением лица (другим игрокам нужно пытаться развеселить тебя)
  33. Положить за щёки орешки или карамельки и сказать скороговорку: «Мама мыла Милу мылом. Мила мыла не любила»
  34. Сыграть на кастрюле, изображая африканца
  35. В течение трёх минут быстро отвечать на вопросы других игроков, при этом нельзя говорить «да», «нет», «не знаю»
  36. Изобразить капризного ребенка, который требует от родителей купить ему игрушку
  37. Набрать в рот воды и постараться продержать её одну минуту (другие игроки должны вас смешить)
  38. Изобразить скульптуру и на протяжении нескольких минут стоять, не двигаясь. Другие игроки могут подходить и изменять позу «скульптуры».
  39. Сделать так, чтобы хотя бы один из игроков засмеялся
  40. Съесть кусочек лимона и не поморщиться
  41. Изобразить с помощью пантомимы осьминога
  42. Изобразить страшного монстра
  43. Пройти по комнате, как по минному полю
  44. Попытаться укусить себя за локоть
  45. Позвонить родителям и прокукарекать в трубку 3 раза
  46. Изобразить сказочного героя, чтобы другие игроки отгадали
  47. Изобразить с помощью пантомимы надоедливую муху
  48. Расхвалить себя в шуточной форме – объяснить другим игрокам, почему с тобой нужно дружить
  49. В течение нескольких минут изображать инопланетянина и пытаться поговорить с другими игроками на «инопланетном» языке
  50. Показать пантомимой, как цыпленок вылупляется из яйца и как делает свои первые шаги
  51. Съесть любой фрукт, не помогая себе руками
  52. На протяжении трёх минут разговаривать как робот, задавая вопросы другим участникам игры
  53. Похвалить своих соседей (игроков слева и справа)
  54. Изобразить 2 предмета на букву «О», чтобы другие игроки отгадали
  55. Спеть любую песенку, зажав себе нос рукой
  56. Организуй «звериный хор»: выбери несколько игроков и все вместе спойте известную песенку, заменяя в ней все слова звуками «гав-гав», «хрю-хрю», «кар-кар». «ква-ква», «кря-кря» и др.)
  • открытка для начала квеста
  • подробные рекомендации по подготовке и проведению квеста
  • «следы»
  • задания и ответы
  • подарок — игра «Весёлая ромашка»

Внимание! Комплект предлагается в электронном виде - вам нужно будет самим распечатать всё необходимое на принтере (формат листов при печати А4, открытка и задания отлично смотрятся на обычной офисной бумаге).

Формат комплекта: задания и ответы — 33 стр., инструкция — 6 стр. (файлы pdf), открытка для начала квеста (файл jpg)

Квест «Космическое путешествие»

для детей старшего дошкольного возраста

Новожилова Н.В.

воспитатель ГБДОУ детского сада № 65

Предисловие

Что такое «квест», актуальность и особенности проведения с детьми

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Сейчас в современном мире появился новый тип игры - КВЕСТ, очень интересный и познавательный. А что же такое квест? Понятие «квест» происходит от английского слова «quest», то есть поиск. Можно вспомнить также английское «question» – вопрос. Квест - это такая игра, в которой согласно правилам участники находят и выполняют ряд заданий. Цель игры – получить максимальное количество заданий, отыскать в них подсказки, пройти все препятствия, найти развязку и заслужить приз. Лучше предварительно продумать сценарий, подготовить реквизит, вовлечь всех в сюжетно-ролевую игру. В каждом квесте должна быть цель. Причем рассказать о ней нужно в начале игры, иначе у ребят не сложится мотивация для достижения цели. Можно намекнуть, что у победителей есть возможность получить ценный подарок. Приз в игре – условие обязательное! А все задания участники должны выполнять строго по правилам (их тоже надо озвучить перед началом игры) и в определенной последовательности. Все задания надо записать на отдельных листочках и спрятать в определенных тайниках, так называемых «станциях». Обязательно нужно объяснить, как искать и выполнять задания на конкретном примере, совсем простом. На организационные вопросы потратится 5-10 минут, зато дети будут правильно настроены, и не будут бояться. В преддверии юбилейного сезона 55-ти лет полета человека в космос, предлагаем квест, посвященный этой теме.

Вход в игру.

Детей делят на 2 команды, объявляют, что сейчас у нас начнется космическое путешествие. Всем раздают должности или наименования предметов: командир корабля, первый помощник, бортовой компьютер и т.п. Дальше надо утвердить маршрут. Но у бортового компьютера пропали все карточки с координатами планет. И здесь появляются первые задания.

  1. Найти спрятанные 8 карточек с изображением планет солнечной системы.
  2. Разложить найденные планеты в порядке удаления от Солнца (такого плана задания можно дать, если об этом говорилось на занятиях посвященных Дню космонавтики).
  3. Задание "Лабиринт"

Это старый приём, но всегда интересный и эмоциональный. Одному человеку (капитану космического корабля) завязывают глаза и запускают в лабиринт, который нарисован мелом на асфальте (или выложен на земле верёвками). Вся остальная команда должна провести капитана по всему лабиринту так, чтобы он не вышел за пределы. Любой заступ за линию и проходить лабиринт придётся с самого начала. Проводя его по лабиринту, каждый участник команды может произносить только одно слово и только в свою очередь. Если проводники сбиваются, говоря два слова или не в свою очередь - слепой начинает проход лабиринта сначала. Таким образом, дети вскоре начинают говорить примерно так: «Иди 1шаг вперед», «2 направо, «3 налево», «Стой»... и т. д.

  1. Задание "Паутинка"

Для этого задания необходима длинная верёвка, и на всём протяжении паутинки развесить буквы. Так, следуя по маршруту верёвки, дети будут собирать слово: простой вариант - РАКЕТА или КОСМОС, вариант посложнее, для хорошо читающих детей: КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ или АСТРОНАВТ.

  1. Задание "Сокровища из сундука"

Все дети любят искать клады и сокровища, и мы их не разочаруем. Мы прячем сундук, который надо не только найти, но и открыть. Но чтобы его открыть, надо подобрать код. Детям выдаются листочки с примерами, которые надо решить.

  1. Задание «Соревнование на меткость». Требуется запустить космические разведывательные зонды (шарики, скатанные из фольги) и изучать кольца Сатурна. Кольца изображает гимнастический обруч. Задача детей попасть в кольцо (обруч).
  2. Задание "Тест памяти"

Развивать зрительную память очень полезно для детей, поэтому такие задания обязательно надо включить в квест. Нам потребуется разлинованная доска и десяток самых разных предметов. Дети пару минут изучают расположение предметов на доске, а затем пытаются расставить предметы по своим местам. Просто и полезно.

  1. Задание "Секретное послание из космоса"

Детям дается фраза с переставленными буквами, необходимо сложить в нужном порядке и узнать, что написано. Например: «ПРИВЕТ ЗЕМЛЯНЕ- В Р И П Т Е Л Е М Н Я Е З»

  1. Завершить квест можно, и нужно ярким общим действием. Например, все участники игры пишут на большом воздушном шаре свои желания, и победитель отправляет этот шар в воздух, как ракету.

Возвращение на Землю, награды, подарки. Поздравляем детей с успешным окончанием миссии. Присваиваем им звание героев космоса.

Предварительный просмотр:

Конспект зимней прогулки в подготовительной группе

«Организация двигательной деятельности на прогулке»

Квест: «В гости к Снежной Королевы»

Подготовила: воспитатель Жукова А.Н.

Цель : Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы.

Задачи:

  • систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
  • создать условия для поисковой исследовательской деятельности;
  • создать условия для побуждения детей к речевой активности;
  • создать условия для организации двигательной деятельности;
  • закреплять основные виды движений в подвижных играх;
  • вызывать эмоциональный отклик на упражнения.

Материалы и оборудование: конверт с письмом, снежинки, сундучок, новогодняя игрушка-хлопушка. Для исследования (кусочки льда на каждого ребенка, полоски красного картона, палочки для рыхления снега). Ведра – 2 шт. + 1 ведро, которое будет висеть на березе, большая льдинка, внутри которой заморожено письмо от Снежной Королевы, смайлики

Ход прогулки:

Дети с воспитателем выходят на прогулку. В дверях их встречает почтальон и передает письмо от Снежной Королевы.

Воспитатель : - ребята, давайте прочитаем и узнаем, о чем нам пишет Снежная Королева?

«Дорогие ребята! Я приглашаю вас в гости в мое снежное царство»

Воспитатель: Ну, что ребята, вы хотите отправится в гости к Снежной Королеве? Но я хочу вас предупредить, что б добраться до снежного царства нужно будет пройти трудный путь и выполнить все задания, которые приготовила для вас Снежная Королева. Ну что отправляемся в путь? (ответы детей).

Воспитатель: Ой, подождите, а тут в письме есть еще что-то. Да это же снежинка, а на ней загадка:

Стою в тайге на одной ноге

Сверху шишки, снизу мишки

Зимою и летом зеленого цвета

Платьице в иголках, а называюсь я….. (елка)

Воспитатель: Правильно елка. Интересно, а зачем нам Снежная Королева загадала загадку. Давайте с вами подойдем к елке и посмотрим (дети под елкой находят еще одну сундучок)

Воспитатель: Какой интересный сундучок. Как вы думаете, что в нём может быть? Смотрите тут еще одна снежинка, а в ней загадки:

1 загадка (1 задание – беседа с детьми о зиме)

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром

Воспитатель: О ком эта загадка? (о зиме)

А вы любите зиму? Почему?

Назовите зимние месяцы (декабрь, январь и февраль)

Что значит «снегопад»?

Найдите на участке нашего сада приметы зимы (снег, мороз, метель)

Почему снег бывает рыхлый (слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха).

Воспитатель: Какие вы молодцы. А тут на нашей снежинке есть еще одна загадка:

2 загадка (2 задание – исследовательская деятельность)

Вот так дерево! Иголки

подлиннее, чем у ёлки!

Но на ёлочку похоже –

зелено всё время тоже.

Шишки круглые торчат –

вот забава для ребят! (сосна)

Воспитатель: Правильно, ребята, угадали. А где на нашем участке растёт сосна? (ищут сосну, на сосне висит новогодняя игрушка, внутри которой задание от Снежной Королевы). Находят сосну, воспитатель спрашивает:

Воспитатель: Ребята, а что такого необычного на этой сосне? Но ведь новый год уже закончился, а новогодняя игрушка висит. Я думаю, что это нам послание от Снежной Королевы. (снимают игрушку, а там письмо с заданием)

Воспитатель: Ребята, нам Снежная Королева предлагает провести одно небольшое, но интересное исследование.

Исследовательская деятельность «Сравнение льда и снега». Дети находят лед и снег.

Воспитатель:

  1. Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда.

Что вы чувствуете? Что у вас осталось на ладошке? Какой можно сделать вывод?

Вывод : снег и лед холодные, состоят из воды

  1. Какого цвета снег? (белый)

А лед имеет цвет? Значит он какой? (бесцветный)

Вывод: Снег - белого цвета, лед - бесцветный.

  1. Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег какой? (Непрозрачный).

А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).

Вывод: Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.

  1. Возьмите палочки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Снег рыхлый).

Про лёд мы такого сказать не можем. Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? (Лёд хрупкий).

Вывод: Снег - рыхлый, лед - хрупкий.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием мы справились. А здесь в письме есть загадка:

Красила весной и летом

Волосы зелёным цветом.

Но видать перестаралась;

Без волос зимой осталась.

Только белый сарафан

Облегает стройный стан.

Воспитатель: Правильно, береза. Где у нас растет береза? У нас на участках очень много берез, интересно какую березу имела в виду Снежная Королева? Я думаю, что на ней должно быть что-то необычное. Пойдемте, поищем такую березу. Находят березу на которой висит ведро, а в ведре задание:

Необходимо эти два ведра наполнить снегом, только не лопатой и на дальнем расстоянии.

Подвижная игра «Попади в цель»

Описание игры: Дети делятся на две команды. Каждая команда встает напротив своего ведра. По сигналу, дети снежками заполняют ведра снегом. Команда первая заполнившая ведро снегом выигрывает (пока дети играют, воспитатель вешает на березу послание от Снежной Королевы).

Воспитатель: Ребята, вы не заметили, что на улице как-то стало очень холодно? Это наверно очень близко мы подошли к царству Снежной Королевы. А что бы не замёрзнуть что можно сделать? Проводится игра «Два Мороза»

Подвижная игра «Два Мороза»

Описание игры: игра проходит на двух площадках. На противоположных сторонах площадки отмечены «детский сад» и «дом». Выбираются два Мороза – водящие, а остальные ребята располагаются за линией дома в одну шеренгу. Посередине площадки – на улице – стоят два Мороза. Морозы обращаются к детям:

Мы два брата молодые

Два Мороза удалые

Я Мороз - Синий нос

Я Мороз-Красный нос

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Дети (хором)

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

После этих слов ребята бегут из дома в детский сад. Морозы осаливают-замораживают ребят. Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились, и не заметно добрались до страны Снежной Королевы. Ой, смотрите, вы ничего необычного не замечаете? Посмотрите, там впереди какая-то невиданная птица. И она что-то держит в клюве. Давайте подойдем поближе и посмотрим что это. Какая интересная льдинка, а в ней письмо. Да это же письмо от Снежной Королевы. Она пишет, что вы такие молодцы справились со всеми ее заданиями, не испугались мороза и добрались до снежного царства. К сожалению, встретить вас она не может, но Снежная Королева приготовила для вас подарок (воспитатель угощает детей от лица Снежной Королевы конфетами).

Воспитатель: Ну вот, ребята, на этом наше путешествие закончилось. А вам понравилось путешествие? А чем оно вам запомнилось? А теперь я предлагаю вам взять смайлики. Если вам понравилось путешествие в царство Снежной Королевы, то возьмите улыбочку, а если что-то не понравилось, то можете взять другой смайлик. А давайте, мы с вами, наши улыбочки для снежной королевы оставим. Согласны? Нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Предварительный просмотр:

КВЕСТ

Тема: «Дорожное путешествие»

Цель : Повторить и закрепить знания детьми правил дорожного движения.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Вызвать положительный эмоциональный отклик и желание принять участие в тематическом развлечении.

Продолжать учить различать дорожные знаки, их классификацию.

Закреплять представление, что машины едут по проезжей части, а люди ходят только по тротуару.

Познавательное развитие: закрепить знания дорожных знаков, умение им следовать.

Социально-коммуникативное развитие: формировать навыки безопасного поведения на улице, воспитывать чувство ответственности и осторожное поведение на улицах; воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми в процессе игр.

Речевое развитие: упражнять детей в выразительном чтении стихов про дорожные знаки, развивать диалогическую речь, умение четко и правильно назвать дорожный знак.

Художественно-эстетическое развитие: развивать слуховое внимание.

Физическое развитие: развивать двигательную активность, быстроту реакции, умение правильно передать эстафету.

Предварительная работа с детьми: экскурсии по поселку, беседы о поведении детей на улице, настольные дидактические игры, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением дорожных знаков, индивидуальное разучивание стихотворений про дорожные знаки, просматривание презентации "Правила дорожного движения для старших дошкольников".

Методы: наглядный, репродуктивный.

Приемы: игровые ситуации, поощрение, речевое стимулирование, напоминание, уточнение, побуждение, рассматривание иллюстраций.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Оборудование: дорожные знаки, знак с ноткой, разрезные картинки 2-х знаков, светофоры м аленькие 3 шт., светофор большой электрический, машинки большие, медали для каждого ребенка, музыка "Поезд", песенки "Я - зебренок" и "Помни правила движенья".

Форма проведения: развлечение.

Ход развлечения.

В группу входит воспитатель, одетый в костюм светофора.

Светофор: - Здравствуйте, ребята! Догадайтесь, кто пришел к вам в гости?

Дети : - Светофор.

Светофор: - Правильно.

Я - великий Светофор,

Всем известен с давних пор.

Чтобы не сердился я,

Знайте мои правила.

Слушайте и запоминайте

И всегда их соблюдайте.

Загорелся КРАСНЫЙ свет,

Стой, малыш, прохода нет.

ЖЕЛТЫЙ свет,смотри, горит

Приготовься говорит.

А зажегся свет ЗЕЛЕНЫЙ

Проходи мой друг ученый.

Помните правила движенья

Как таблицу умноженья!

Но я с собой хотел привести своих друзей маленьких светофориков, но они пошли гулять и заблудились. Я очень огорчен, ведь мы собирались в гости в страну Светофорию к нашему дядюшке Светофору Ивановичу. Все пропало?! Вы поможете мне найти моих друзей?

Дети : - Конечно поможем.

Светофор: - Нас ждет долгая дорога, вы готовы?

Дети : - Да.

Светофор: - Тогда садимся на поезд и отправляемся в дорожное путешествие.

1-я станция. Кухня.

Перед кухней стоит дорожный знак "Пункт питания", а напротив знак "Место отдыха"

Светофор: Ребята, как называются эти знаки?

Дети: Это знаки "Пункт питания" и "Место отдыха".

Светофор: Верно, давайте отдохнем, а я вам приготовил загадки.

“Перекрёсток загадок”

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём.

Только лучше правь рулём. (Велосипед)

Что за чудо этот дом!

Пассажиров много в нём.

Обувь носит из резины

И питается бензином. (Автобус)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (Мотоцикл)

Не летает, не жужжит -

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Чтоб тебе помочь, дружок,

Путь пройти опасный,

День и ночь горят огни -

Зеленый, желтый, красный.

(Светофор)

Четыре братца бегут -

Друг друга не догонят. (Колеса)

Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как,

Вам в пути… (Дорожный знак).

Что за “зебра” на дороге?

Все стоят, разинув рот.

Ждут, когда мигнет зеленый,

Значит это… (Переход).

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

И что это? (Машина)

Как таблицу умноженья,

Знайте правила... (движенья).

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился…

(Парашют)

Светофор: Молодцы. Пора и подкрепиться.

Детям наливают сок.

2-я станция. Музыкальный зал.

При входе в зал висит знак с ноткой.

Светофор: Ребята, а вы знаете такой дорожный знак?

Дети : Нет, такого знака не существует.

Дети входят в музыкальный зал.

Чтение стихотворений про дорожные знаки.

Знак «Уступи дорогу»

Если видишь этот знак,

Знай, что он не просто так.

Чтобы не было проблем,

Уступи дорогу всем!

Знак «Движение запрещено»

Этот знак ну очень строгий,

Коль стоит он на дороге.

Говорит он нам: «Друзья,

Ездить здесь совсем нельзя!»

Знак «Въезд запрещен»

Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича!

Знак «Обгон запрещен»

Знак любителей обгона

Объявляет вне закона.

В этом месте, сразу ясно,

Обгонять других опасно!

Знак «Пешеходный переход»

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

Знак «Движение без остановки запрещено»

Ты, шофер, не торопись,

Видишь знак, остановись!

Прежде чем продолжить путь,

Осмотреться не забудь.

Знак «Движение пешеходов запрещено»

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!»

Знак «Остановка запрещена»

Здесь машину не грузи,

Не паркуй, не тормози.

Этот знак всем говорит:

«Тот не прав, кто здесь стоит!»

Знак «Дети»

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

Знак «Подача звукового сигнала запрещена»

Эй, водитель, не гуди,

Шумом спящих не буди.

Не пугай гудком прохожих,

Ведь и сам оглохнешь тоже.

Знак «Дорожные работы»

Знак «дорожные работы».

Чинит здесь дорогу кто-то.

Скорость сбавить нужно будет,

Там ведь на дороге люди.

Знак «Дикие животные»

Бродят здесь посредь дороги

Лоси, волки, носороги.

Ты, водитель, не спеши,

Пусть сперва пройдут ежи!

Знак «Больница»

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторов

Там вам скажут: «Будь здоров!»

Знак «Телефон»

Если нужно дозвониться

Хоть домой, хоть заграницу,

Знак поможет, скажет он,

Где искать вам телефон!

Знак «Пункт питания»

Коли вам нужна еда,

То пожалуйте сюда.

Эй, шофер, внимание!

Скоро пункт питания!

Если ты устал в дороге,

Если ехать далеко,

Отдохни шофер немного,

Место здесь отведено. (Место отдыха)

Светофор: Хорошо рассказали стихи. А как называется дорожка на дороге, по которой пешеходы переходят улицу?

Дети: Зебра.

Звучит песенка "Я - зебренок".

Светофор: Я надеюсь вы будете переходить дорогу только по "зебре". Ребята, а это кто?

За шторкой дети находят маленького светофорчика.

Светофор: Ну вот, один мой друг нашелся. Поехали дальше.

На пути детям попадаются знаки "Главная дорога", "Движение только прямо", знак " Крутой поворот".

3-я станция. Физкультурный зал.

Игра “Разрешается – запрещается”

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

Идти толпой по тротуару…(разрешается)

Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

Идти по тротуару слева…(запрещается)

Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

Игра « Да и нет»

Ты переходишь дорогу на красный свет светофора? (Нет)

Ты переходишь дорогу только там, где есть пешеходный переход? (Да)

Ты идёшь в детский сад по тротуару? (Да)

Ты играешь на проезжей части дороги? (Нет)

Ты обходишь автобус спереди? (Нет)

Надо уступать место пожилым людям в общественном транспорте? (Да)

Подвижная игра "Автомобили".

Дети двигаются, взяв обручи, по залу по сигналам светофора.

"Красный" - стоим в гараже (или едем в гараж).

"Желтый" - готовимся к поездке.

"Зеленый" - едем.

Эстафета "Собери дорожный знак"

Дети делятся на две команды. По очереди бегут к обручу, берут по одному пазлу и возвращаются. Затем собирают знак и говорят, как он называется.

Светофор: Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. Но что это?

Дети находят еще одного маленького светофорчика.

Светофор: Как здорово, осталось отыскать только одного самого маленького друга. Отправляемся в путь.

На пути встречается знак "Дорожные работы" и "Поворот влево"

4-я станция.

На противоположной стороне дороги стоит маленький светофорчик.

Светофор: Ребята, нам нужно правильно перейти дорогу, чтобы спасти маленького светофорчика от беды. ».

Цель : Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице.

Задачи :

Образовательные задачи :

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и о необходимости их соблюдения в целях безопасности;

Закреплять знания детей о тротуаре и проезжей части;

Систематизировать знания детей о дорожных знаках и правилах перехода через улицу;

Закреплять знания детей о профессии полицейский и его функциях;

Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;

Дать представление о компасе и работе с ним;

Развивающие задачи :

Развивать речевую и двигательную активность детей, умения отвечать на вопросы полными предложениями, использовать объяснительную речь;

Развивать внимательность при выполнении заданий, зрительную память, осторожность и осмотрительность на дорогах;

Воспитательные задачи :

Воспитывать у детей чувство коллективизма, умение добиваться поставленной цели;

Воспитывать желание знать и выполнять ПДД и соблюдать их в повседневной жизни.

Коррекционные задачи :

Развитие зрительного внимания детей;

Развитие навыков ориентировки в большом пространстве.

Интеграция образовательных областей : «Безопасность» , «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация»

Оборудование : площадка с разметкой ПДД, бутылка с картой, чёрная метка, сундук с сокровищами, дорожные знаки, костюм инспектора ГИБДД, жезл, руль, билеты на автобус, компас.

Ход занятия:

Взрослые Дети

I часть.

Пират (выскакивает из засады) :

Здравствуйте, ребята! Я давно вас здесь жду!

У меня большое горе! Мои «друзья» - пираты высадили меня на этот остров и уплыли на корабле. Сказали, что возьмут меня обратно в команду, если я найду сокровища… А как я их найду, если я привык ходить по морям, а не по суше. Да и карты у меня нет? Ой, горе мне, горе! (плачет)

Ведущий :

Ребята, что делать?

Давайте поможем пирату , не бросать же его в беде?

Пират :

Правда, поможете? Ой, спасибо вам большое! А что это за остров? Где я оказался?

II часть :

Пират :

Пираты оставили мне чёрную метку. В ней сообщается, где искать карту .

(Зашифровано слово «качели» ).

О! Карта! Это мне знакомо! Сейчас посмотрим, какие моря нужно проплыть, чтобы найти сокровища! (смотрит карту)

… Ничего не понимаю… Где моря? Где океаны? Какие-то линии и значки. В моих картах такого нет, в морях нет таких знаков. Что же делать?

А! Понял! Спасибо!

(переходит дорогу в неположенном месте) .

Как в неположенном? Вот карта. Мне надо сюда… (показывает) .

Пират :

Вот спасибо вам, ребята.

Объяснили мне, Пирату ,

Как дорогу перейти,

путь к сокровищам найти!

(смотрит карту)

Здесь какой-то непонятный знак нарисован. Что это?

Пират :

Какие ещё билеты?

Пират :

Теперь понятно!

Пират (смотрит карту) :

Нам здесь выходить.

Смотрите, здесь опять какой-то знак. Что он обозначает?

Ура! Клад уже совсем близко ! Осталось преодолеть полосу препятствий.

Это я знаю, это легко! Сейчас я вас научу. У меня есть компас. Он показывает стороны света : север (показывает, юг, запад и восток. Синяя стрелка компаса всегда указывает на север, а красная – на юг. В какую сторону нам нужно пройти 5 шагов?

Спасибо вам, ребята! Помогли найти мне сокровища, научили соблюдать правила дорожного движения. За это я поделюсь с вами! Кодекс Пирата !

Здравствуйте!

Ответы детей.

Поможем, конечно.

Это не остров, а город Санкт-Петербург.

Разгадывают шифровку, находят бутылку с картой.

Мы тебе поможем, Пират . Не огорчайся! Это карта дорог в городе. По ним ездят машины - называется «проезжая часть» . А люди ходят по тротуарам.

Свисток инспектора ГИБДД.

Инспектор :

Здравия желаю! В чём дело, гражданин? Почему переходите дорогу в неположенном месте?

Инспектор :

Так дорогу переходить нельзя. Ребята Вам сейчас расскажут и покажут, как правильно переходить дорогу.

Дети подходят к пешеходному переходу, показывают на светофор и объясняют Пирату , что переходить дорогу можно только на зелёный сигнал светофора и по пешеходному переходу.

Это знак «Автобусная остановка» . Значит, тебе нужно сесть на автобус и ехать далеко.

Смотри. Вот и знак! Это автобусная остановка. Сейчас подъедет автобус, сядем и поедем.

(Подходит ребёнок, в руках руль – «автобус» )

Дети и Пират «заходят» в автобус (встают парами) и «едут» .

Подходит кондуктор :

Приобретайте билеты.

В транспорте нужно приобретать билеты, оплачивать проезд. Нельзя шуметь и толкаться, нужно держаться за поручни. Это правила поведения в транспорте.

Кондуктор :

Следующая остановка «Тише едешь-дальше будешь» .

Выходят из автобуса.

Это надземный переход.

Нужно перейти дорогу. (Поднимаются на горку, съезжают) .

Строятся на игру «Тише едешь-дальше будешь» .

Перед началом подвижной игры во дворе чертятся две линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. У одной линии встает водящий, у другой все остальные дети. Задача игроков вплотную приблизиться к водящему и дотронуться до его плеча. Водящий поворачивается спиной к остальным игрокам и говорит : «Тише едешь – дальше будешь! Стоп!»

Пока водящий проговаривает слова , дети могут двигаться. После слова «Стоп!» все должны замереть. Водящий поворачивается и смотрит – не пошевелился ли кто-нибудь из детей. Если кто-то пошевелился, он должен вернуться назад, за ту линию, откуда начинал движение. Затем водящий отворачивается и снова все повторяется сначала. Как только кто-то из игроков сумел добраться до водящего, он занимает его место. Все остальные возвращаются за черту и игра повторяется.

Это «подземный переход» .

Нужно пройти под землёй.

(проходят под горкой на полосу препятствий) .

Дети с Пиратом проходят полосу препятствий, соблюдая ПДД .

Что это за обозначение : пройдите 5 шагов на юг. Как это определить?

В сторону красной стрелочки.

Находят сундук с сокровищами.

Цель: Обобщить знания детей о природе.
Задачи :
Образовательные
1. Уточнить и систематизировать представления детей об сезонных изменениях в природе.
2. Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы.
Развивающие :
1. Способствовать развитию умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты;
2. Развитие словесно -логического мышления.
3. Развивать смекалку, память.
Воспитательные :
1. Воспитание бережного отношения к природе.
2. Формировать навык коллективного общения и активности.
Предварительная работа: Беседа с детьми о текущем времени года.
Уточнение знаний о признаках и сезонных изменениях времен года. Пословицы и поговорки, народные приметы о временах года.
Оборудование: Аудиокнига Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», ноутбук, мультимедийный экран для проектора, проектор, презентация, конверты, мнемотаблицы, разрезанные мнемотаблицы, карточки с изображением времен года, карточки с изображением живой и неживой природы на каждого ребенка, загадки, лист белой бумаги с нарисованным белым восковым мелком грибом (на каждого ребенка), баночки для воды, кисти, краски, карандаши, альбомный лист с нарисованными трафаретами зимующих и перелетных птиц,


Ход игры:
Дети играют. На экране появляется картинка с изображением Карлсона, дети обращают на нее внимание.
Воспитатель: Ребята, вы знаете этого героя? (Ответы детей).
Воспитатель: Хотите послушать историю о его проделках? (Ответы детей).
Воспитатель: Устраивайтесь поудобнее, и мы начнем.

(Включаю детям аудиозапись сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»).

На словах «Это был обычный мальчик» раздается стук в дверь и в группу входит «Малыш», (ребенок подготовительной группы).

Малыш: Здравствуйте, меня прислал Карлсон, сам он заболел, и прилететь не может. У вас в группе он спрятал банку с вареньем. Найдите ее, пожалуйста, а я передам варенье Карлсону.
Воспитатель: Ребята, поможем Карлсону, найдем варенье? (Ответы детей)
Воспитатель: Малыш, мы поможем, только мы не знаем где искать?

Малыш: А вот карта, вам ее Карлсон передал. (Отдает карту детям).

(Дети разворачивают карту и видят что все размыто водой).

На экране происходят изменения (отрывок из фильма «Марья Искусница»), появляется надпись:
«Это я Тетушка-Непогодушка водой смыла всю карту, и если вы хотите найти варенье и вылечить Карлсона, вам придется потрудиться и выполнить все мои задания».
Воспитатель: Ребята, вы не побоитесь Тетушки-Непогодушки? (Ответы детей). Тогда отправляемся на поиски варенья!

(На экране появляется фотография книжного уголка группы).

(Дети подходят к книжному уголку и находят конверт с 1-м заданием.

1-е задание «Времена года»
Разложить разрезанные мнемотаблицы в соответствии с временами года.

После выполнения задания на экране появляется фотография экспериментального уголка группы.

2-е задание «Живая и неживая природа»
Разрезать карточки и определить что нарисовано. Карточку с изображением живой природы положить в зеленый обруч, карточку с изображения неживой природы в красный обруч.

После выполнения задания на экране появляется фотография музыкального уголка группы.

3-е задание «Краски осени»
Загадки:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
ОТВЕТ: Осенью

Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Летом, не боясь жары, Зрели красные шары. Вызрели как на подбор. Что за овощ? (Помидор)

Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. (Гриб)
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: Помочь узнать ответ нам смогут краски осени.
(предлагаю закрасить красками осени лист бумаги).

После выполнения задания на экране появляется фотография спортивного уголка группы.

4-е задание «В мире птиц»
Нужно заштриховать только зимующих птиц и перечислить их.
После выполнения задания на экране появляется фотография полки с игрушками.
5-е задание «Придумай рассказ»
Дети должны используя мнемотаблицу придумать рассказ об осень.

После выполнения задания на экране появляется надпись:
«Вижу я, что вы умные ребята, отдаю вам варенье и за смелость хочу угостить дарами природы. Тетушка-Непогодушка».
Высвечивается последняя подсказка «Уголок уединения». Дети идут и находят корзину, в которой банка варенья и угощение от Тетушки-Непогодушки.
Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились, нашли варенье, Малыш, неси его скорее Карлсону. Пусть лечится.
Малыш: До свидания, ребята. (уходит).
Дети получают угощение.
На экране появляется картинка «Малыш угощает Карлсона вареньем».