Скачать презентацию образ тургенева отцы и дети. История создания романа «Отцы и дети

Слайд 1

И.С.Тургенев роман «Отцы и дети» Автор: Поломошнова Т.А.
Самым «нашумевшим» романом И.С.Тургенева (1818 – 1883г) явился роман «Отцы и дети» (1862г.). В критике появились отзывы: «Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе». Антонович назвал главного героя романа Евгения Базарова «карикатурой на молодое поколение».

Слайд 2

Летом 1860 года Тургенев обратился к изучению немецких материалистов, которые убеждали, что «не должно прислушиваться к опыту отцов, а должно верить только в круговорот химического вещества и физиологию…». Тургенев создал молодого героя, убежденного, что естественно-научные открытия объясняют в человеке и обществе абсолютно все, и отвергающего опыт поколений, душу, чувства, искусство, авторитеты. Нигилист – разрушитель Базаров верит только в «материю и силу».

Слайд 3

Трагический характер конфликта в романе
Нигилист- материалист Евгений Базаров противопоставлен консерватору и романтической натуре – Николаю Петровичу Кирсанову. Но главным его оппонентом является эстет и аристократ Павел Петрович. Идейные разногласия поколений усилены разногласиями семейными. Столкновения сына, Аркадия Кирсанова, и его отца Николая Петровича постепенно уступают место жизненным нормам и взаимоуважению.

Слайд 4

Либерал Павел Петрович Кирсанов говорит о необходимости следовать нормам и верить авторитетам, упрекает Базарова в презрении к простому народу. Базаров утверждает, что «народ заслуживает презрения», а «химик полезнее всякого поэта и философа». Но в Базарове есть и привлекательные стороны: привычка к труду и целеустремленность. Для Кирсанова важны принципы и вера, для Базарова – разрушение авторитетов и принципов. Это крайние позиции, ускользающие от истины.

Слайд 5

В романе представлен мир на грани социальной катастрофы: натянутые отношения между господами и слугами, разухабистые мужички, едущие в город пьянствовать, крепостническое запустение, бедные деревни. «Преобразования необходимы», - думает Аркадий Кирсанов, но не знает, как их исполнить. Евгений же убежден, что он знает: все сжечь и построить новое.

Слайд 6

Автор романа проводит своего героя через ряд испытаний. Виновницей душевных терзаний Базарова становится Анна Сергеевна Одинцова. Любовь к Одинцовой раскалывает Базарова: одна половина его души не признает романтические чувства, другая – страстно и сильно любит. Одинцова – красивая и сильная женщина. Её красота своенравна и неуступчива. Страсть Базарова пугает Анну, как пожар или наводнение.

Слайд 7

Параллельно истории Базарова и Анны развертывается в романе история сближения Аркадия с Катей Одинцовой. Это история о дружбе, постепенно перерастающей в чистую и нежную любовь. Базаров всегда укорял Аркадия в «излишней», по его мнению, доброте: «Ты нежная душа, размазня…». Но именно Аркадий обретает взаимную любовь, семейное счастье, у него рождается сын. Базаров же глубоко несчастен и одинок.

Слайд 8

Базаров говорит, что любит своих родителей, но редко навещает их, скучает в отчем доме, всем недоволен… Слуга Базаровых Тимофеич упрекает Евгения: «Верите ли Богу, сердце изныло на родителей ваших глядючи». Заразившись при вскрытии трупа, Базаров теряет свою уверенность и самообладание, спрашивает себя: «Нужен ли я России?» И сам отвечает: «Нет, видно, не нужен…»

Слайд 9

В финале романа жизнь входит в будничное русло: Николай Петрович женится на простолюдинке Фенечке. Аркадий Кирсанов – на Кате Одинцовой. Анна Сергеевна тоже выходит замуж «не по любви, а по убеждению». По мысли Тургенева, никогда человек человек не может смириться с бездуховностью и отрицанием жизненных ценностей, он верит во всесилие преданной любви.

Слайд 10

С уходом Базарова поэтическое напряжение романа спадает. С его смертью словно «осиротела жизнь». Как сироты приходят родители на могилку сына. Осиротел и Павел Петрович Кирсанов, уехав за границу: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь к стене, он задумывается, горько стиснув губы…» Тургенев «наказывает» своих героев, но и сочувствует им.

Слайд 11

«Отцы и дети» в русской критике
«Когда Базаров заболевает, жизнь, его окружающая, становится напряженнее… Могила Базарова озарена светом и миром…Базаров отворачивается от природы, не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красе…» (Н.Н.Страхов) «Герой – торжествующий нигилист. Он остается верен себе до последней минуты…» (Д. Писарев) «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо – а все толкуют:- зачем он так дурен? или – зачем он так хорош?» (И.С.Тургенев)

Роман «Отцы и дети»

Написан в 1862 году.

Можно выделить 3 этапа написания:

1860-1861г.-создание основного текста

1862г. «перепахивание романа»,внесение многочисленных поправок


История на страницах романа.

  • У власти Александр Второй.
  • Расцвет образованности и культуры.
  • Крепостной строй тормозит развитие страны.
  • В России развивается капита-листический строй
  • На арену политической борьбы выходят разночинцы.

  • Прямой
  • Переносный
  • Противостоя-

Смена поколений, отцы прередают опыт, дети принимают на-следство и переосмысли-вают его

ние двух сил, социальный конфликт либеральных дворян и разночинцев


Композиция романа- кольцевая

Никольское

Деревушка

Базаровых


  • Н.П.Кирсанов
  • П.П.Кирсанов
  • Родители Базарова
  • Одинцова
  • «ДЕТИ»
  • Е.В.Базаров
  • По сути «отцы», но подражают «детям»:
  • Аркадий
  • Ситников
  • Кукшина

Идейные споры «отцов» и «детей». Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам

  • Павел Петрович
  • Аристократия-главная общественная сила
  • Аристократия дала свободу Англии
  • В А. сильно развито самоуважение и чувство собственного
  • Базаров
  • От аристократов нет никому пользы, сидят «сложа руки»
  • Доводы П.П. о свободе Англии весьма сомнительны.
  • Аристократы заботятся только о себе, живут за чужой счет

достоинства


Об отношении к народу

  • Павел Петрович
  • Русский народ патриархален, не может жить без религии.
  • Умиляется отста-лостью народа.
  • Употребляет много иностранных слов.

*Темнота и неве-

жество народа вызывают в нем

* Гордится тем, что сам из народа.

*Язык Базарова прост, употребляет много пословиц.


О взглядах на искусство, любовь, природу.

  • Павел Петрович
  • Признает старое искусство
  • Отрицательно относится к новым художникам.
  • Сам является жертвой роковой любви.
  • Базаров
  • Отрицает любовь и искусство.
  • Пушкина не знает,
  • Но отрицает.
  • Природу не отрицает, но видит в ней по-ле человеческой деятельности.

Принципы деятельности нигилистов

  • Нигилисты действуют из принципа полезности для общества.
  • Отрицают общественный строй, религию.
  • Не верят в реформы (в том числе и реформу 1861 года)
  • Не считают нужным строить на разрушенном.
  • Не имеют программы дальнейших действий.

  • Соответству-

ют ли взгляды

Базарова ниги-

стическим воз-

рениям или

Тургенев ошиба-

ся, причисляя

Базарова к ниги-листам?

1. Нигилизм-отрицание

общепринятых ценностей:

идеалов,моральных норм,

форм общественной

жизни. (Б.Э.Словарь)

2. Нигилизм-»безобразное

и безнравственное учение,

отвергающее все, что

нельзя ощупать».(В.И.Даль)

3. Нигилизм-»голое отрицание

всего, логически не оправдан-

ный скептицизм. (Толковый

словарь русского языка)

Нигилизм-это убеждения,жесткие

И непреклонные, основанные на

отрицании всего предшествующего

Опыта человеческой мысли, на

разрушении традиций и государст-

венных институтов. Философия

нигилизма не может быть пози-

тивной, так как отвергает все,

не предлагая ничего взамен…

Происходит это во все времена,

в переломные моменты. Как правило,

Это свойственно молодежи и быстро

проходит. (Британика)

  • Нигилизм-это убеждения,жесткие И непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего Опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государст- венных институтов. Философия нигилизма не может быть пози- тивной, так как отвергает все, не предлагая ничего взамен… Происходит это во все времена, в переломные моменты. Как правило, Это свойственно молодежи и быстро проходит. (Британика)

Соответствуют ли взгляды Базарова принципам нигилизма?

  • Научные и философские взгляды:

1.«Есть науки, как есть ремесла, знания, а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда.Все люди друг на друга похожи как телом так и душой; у каждого из нас есть мозг, селезенки, легкие одинаково устроены;

и так называемые моральные качества одни и те же у всех; небольшие видоизме-

нения ничего не значат. Достаточно одно-

го экземпляра, чтобы судить обо всех.


2.«…мы теперь над медициной вообще

смеемся и ни перед кем не преклоняемся».

3.»…я придерживаюсь отрицательного

направления в силу ошущения. Мне при-

ятно отрицать-мой мозг так устроен- и

баста! Отчего мне нравится химия?

Отчего ты любишь яблоки?-тоже в силу

Ощущения. Это все едино. Глубже этого

Люди никогда не проникнут.


  • «Русский человек только тем и хорош,

что сам о себе прескверного мнения».

  • «Аристократизм, либерализм, прогрес,подумаешь,

сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны.

  • «Мы увидали, что и умники наши,так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимамся вздором и пустяками, толкуем о каком-то искусстве, творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о хлебе насущном,когда грубейшее суеверие нас душит…

Эстетические взгляды Базарова

  • «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
  • «Природа не храм, а мастерская, и

человек в ней работник».

  • «Рафаэль гроша медного не стоит».
  • «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть».
  • «Я нахожу, что говорить красиво-неприлично.

«Третьего дня, я смотрю,он Пушкина читает…

  • Растолкуй ты ему, пожалуйста, что это никуда не годится… Дай ему что-нибудь дельное почитать».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И.С.Тургенев «Отцы и дети». История создания, жанр, сюжет, композиция

О романе Год написания – 1860-1861. Публикация – 1862, издательство «Русский вестник». Действие романа – лето 1859 года (накануне крестьянской реформы 1861 года).

История создания романа Замысел романа возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над романом продолжилась и в 1861 году в Париже. Главный герой настолько увлёк Тургенева, что он некоторое время вёл от его лица дневник.

Издание романа Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

Работа над романом В письме П. В. Анненкову И.С.Тургенев извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки.

Жанр романа “ Отцы и дети” - это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя - разночинца Базарова - и остальных персонажей. В столкновениях Базарова с другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды.

Особенности сюжета романа Сюжет романа представляет собой непрерывную цепь столкновений Базарова с другими героями романа. Сюжет романа не имеет завязки, т. е. в романе нет такого события, которое являлось бы причиной всех столкновений Базарова. Основное направление в развитии сюжета - углубление и расширение социального конфликта.

Сюжет романа С каждым новым столкновением увеличивается круг лиц, с которыми спорит Базаров: взаимная неприязнь Базарова и Павла Петровича, обнаружившаяся при первой же их встрече; спор Базарова с Павлом Петровичем о принципах; столкновение демократа Базарова с аристократкой Одинцовой; столкновение демократа Базарова с Кукшиной и Ситниковым, чуждыми ему; «столкновение» Базарова с родителями; новое столкновение с Павлом Петровичем (дуэль); столкновение с Аркадием и полный разрыв с ним.

Композиция романа Композиция романа –кольцевая. В основе композиции романа лежит принцип антитезы. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино - город*** - Никольское - деревня родителей Базарова..

Завязка Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу - сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед: Марьино (поместье Кирсановых) - город *** - Никольское (поместье Одинцовой) - дом родителей Базарова - Никольское - город *** - Марьино - город *** - Никольское - дом родителей Базарова.

Особенности развития конфликта Особенностью развития конфликта романа: две противоположные позиции - Базарова и Кирсанова - во второй части начинают сходиться и оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни.

Выводы Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.


Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Детские годы По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Образование В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Москва Петербург

Cлайд 7

Начало творчества. В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным). В 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).

Cлайд 8

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке).

Cлайд 9

До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Н. В. Станкевич Т. Н. Грановский Италия

Cлайд 10

В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближает с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым). В. Г. Белинский Н. А. Некрасов

Cлайд 11

1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно. Полина Виардо П. В. Анненков

Cлайд 12

Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов. «Записки охотника» написаны во Франции «из прекрасного далека». Книга о России, о ее прошлом, настоящем, будущем. Русские люди талантливы, нравственны, способны понимать и создавать прекрасное. Но они искалечены крепостным правом. Цикл «Записки охотника» отражает живое ощущение России как целого.

Cлайд 13

В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853

Cлайд 14

До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием.

Cлайд 15

Тургенев- романист. Тургенев после ряда повестей стремится к актуальности, злободневности, ищет современного героя, который бы оказался «накануне» грядущих событий, одной ного в будущем России. Тургенева волнует то, что может сделать дворянин в современных условиях, когда перед обществом стоят конкретные практические вопросы. «Рудин» «Дворянское гнездо» «Накануне» «Отцы и дети» «Дым» «Новь»

Слайд 1

Художественное своеобразие

романа И.С.Тургенева

"Отцы и дети"

Слайд 2

Цель урока: рассмотреть художественное своеобразие романа «Отцы и дети» и определить, в чем заключалось новаторство И.С.Тургенева. План урока. 1. История создания романа. 2. Общественно-исторический контекст. 3. Композиция. 4. Речевая характеристика 5. Пейзаж. 6. Жанр. 7. Оценка романа в русской критике.

Слайд 3

Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.

История создания романа.

Слайд 4

В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».

Слайд 5

В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

Общественно-исторический контекст

Слайд 6

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

КОМПОЗИЦИЯ

Слайд 7

Кольцевая композиция

Марьино (усадьба Кирсановых)

Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян)

Никольское (имение Одинцовой)

Слайд 8

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

КОНФЛИКТ

Слайд 9

И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить». Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

Речевая характеристика

Слайд 10

Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.

Что такое пейзаж в литературе?

Слайд 12

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

Слайд 13

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

Слайд 14

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

Оценка романа в русской критике

Слайд 15

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.