Скрябин а н композитор. Скрябин александр николаевич

Композитор, пианист, педагог.

Родился в дворянской семье. Отец — Николай Александрович Скрябин — служил дипломатом в Турции. Мать — Любовь Петровна (урожденная Щетинина) — была незаурядной пианисткой, окончила Петербургскую консерваторию у Т. Лешетицкого (ее дарование высоко ценили А.Г.Рубинштейн, А.П. Бородин, П.И.Чайковский).

В 5-летнем возрасте Скрябин легко воспроизводил на фортепиано услышанную музыку, импровизировал, в 8 лет пытался сочинить оперу «Лиза», подражая классическим образцам. Заметив незаурядное музыкальное дарование юного музыканта, с ним начал заниматься С. И. Танеев (по существу, заложил основы композиторской техники Скрябина). Позднее направил Скрябина к Г. Э. Конюсу для дополнительных занятий по гармонии, который заметил: «Все потребное для музыканта … жило в Скрябине самородочной жизнью, заготовлено было самой природой. Мне оставалось, по большей части, прикреплять теоретические этикетки (названия, термины и т. д.) к тому, что врожденно оказалось им уже усвоенным» (Энгель Ю. А. Н. Скрябин. Биографический очерк. С. 21-22). В 11 лет по семейной традиции поступил во Второй московский кадетский корпус, где в первый же год обучения выступал в концерте как пианист. После домашних занятий под руководством сестры отца Любови Александровны, с 1885 г. начал занятия по фортепиано у Н. С. Зверева. В 1888 г., за год до окончания кадетского корпуса, поступил в Московскую консерваторию по 2 специальностям: «фортепиано» и «свободное сочинение». В 1892 окончил консерваторию с малой золотой медалью по классу В. И. Сафонова, получив на выпускном экзамене оценку «пять с плюсом» (имя Скрябина занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). Занимался также у Танеева (контрапункт строгого стиля) и А. С. Аренского (фуга, свободное сочинение). Отношения с Аренским, однако, не сложились (поставил ученику за переэкзаменовку дисциплин «канон и фуга» отметку «три»). Не укладывался также в консерваторскую программу подготовки композиторов, что еще более раздражало Аренского: «Не умея считаться с индивидуальностью ученика, он не разгадал в Скрябине зреющего великого художника» (Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования. С. 327). В итоге Скрябин не получил разрешения сдать экзамен для получения диплома композитора, хотя к моменту поступления в Московской консерватории был автором свыше 70 сочинений, в том числе мазурок ор. 3, прелюдий ор. 11.

После окончания Московской консерватории из-за обострения болезни правой руки, переигранной еще в процессе обучения, пережил тяжелый период в своей жизни, из которого ему помог выйти известный петербургский меценат М. П. Беляев (до конца своих дней был издателем и пропагандистом музыки композитора), отправив Скрябина в турне по Европе. Во 2-м турне, организацией которого занимался также Сафонов, Скрябин выступил с серией концертов, завоевав признание как превосходный композитор и пианист. Играл практически только собственные сочинения, покоряя слушателей романтической утонченностью и одухотворенностью пианистического стиля.

В 1898 г. Сафонов, обойдя ряд формальностей и недовольство некоторых педагогов, пригласил Скрябина преподавать специальное фортепиано в Московской консерватории. По отзывам, был незаурядным педагогом: «Скрябин пригласил меня к себе в класс выслушать его учениц, - писал профессор Венской консерватории П. Кон, — и я с большим удовольствием пробыл 4 часа, убедясь в том, что он солидный педагог и ведет свое дело с большим знанием и любовью. Я почти уверен, что он лучший профессор Московской консерватории» (Цит. по: Скрябин А.Н. Письма. М., 1965. С. 217). Скрябин был одним из первых, кто нарушил традицию обучения молодых пианистов преимущественно на инструктивно-педагогическом материале. В зависимости от технических возможностей, подбирал высокохудожественный репертуар для учеников. По воспоминаниям М. С. Неменовой-Лунц, при этом ставил перед ними «такие жесткие, неумолимые технические требования, что иногда они казались положительно невыполнимыми. В центре его внимания был “звук”, которым сам он владел как маг и волшебник» (Неменова-Лунц М. С. Скрябин — педагог // Советская музыка. 1948. № 5. С. 59). Изобретал специальные технические упражнения, но заботился также о творческом развитии ученика. В классе часто велись беседы, прежде всего о «звании Артиста», которое Скрябин считал очень высоким и ответственным (Там же). За недолгое время работы (до 1904 г.) подготовил таких прекрасных пианистов, как Неменова-Лунц, Е. Бекман-Щербина и др.

Педагогическую деятельность Скрябин совмещал с интенсивным композиторским творчеством. Увлекался сочинениями поэтов-символистов. Посещал философские кружки (особое влияние на Скрябина оказала философия В. С. Соловьёва, был также другом философа С. Н. Трубецкого) и литературные диспуты, что привело к рождению собственной философско-художественной концепции «духа творящего» (Третья симфония «Божественная поэма», 1903-04; «Поэма экстаза», 1905-07; «Прометей», 1911), фортепианные произведения. Позднее, познакомившись с книгой «Тайная доктрина» Е. П. Блаватской, увлекся восточными религиозными учениями и пришел к идее синтеза музыки и других видов искусства, возрождающего жанр древней мистерии.

В 1904-09 жил за границей. Давал концерты в Америке с оркестром под управлением А. Никиша, познакомился с С. А. Кусевицким. В 1909 г. с триумфальным успехом выступил в Москве. В 1910 окончательно вернулся на родину. Последние годы жизни посвятил в основном фортепианным сочинениям. Тогда же сформировал новую систему музыкального мышления, получившую развитие в искусстве ХХ веке (усложнение гармонической вертикали, снимающее необходимость разрешения диссонанса, появление диссонантной тоники, расширение тональности, охватывающей все 12 ступеней, образование новых ладовых структур, возникновение «гармониемелодии» — так называемый прометеев аккорд, в котором гармонический комплекс становится свернутым в вертикаль звукорядом). В 1910 г. молодой С. С. Прокофьев посвятил Скрябину симфоническую поэму «Сны».

Смерть Скрябина произошла из-за внезапно возникшего заражения крови и вызвала большое потрясение в российском обществе.

Его первая жена — В. И. Скрябина (урожденная Исакович). Его вторая жена - Татьяна Федоровна Скрябина (урожденная Шлёцер), племянница П. Ю. Шлёцера; их сын - Юлиан Скрябин (1908-1919), учился в Киевской консерватории по классу композиции Р. М. Глиэра, несмотря на юный возраст, был многообещающим композитором; трагически погиб (утонул).

А.Н. Скрябин рассматривал своё творчество не как цель, а как средство решения гораздо более крупной задачи…

Он задумал «Мистерию» «…для оркестра, света и хора в 7000 голосов, которая предполагалась к исполнению на берегу Ганга, призванная объединить всё человечество, воспитать в людях чувство великого братства (как известно, подобные же надежды связывал со своей 9-й симфонией другой великий романтик, Л. Бетховен ). Трагический символ можно усмотреть в том, что работа над «Мистерией» была прервана нелепой смертью (от заражения крови) 42-летнего композитора в 1915 году».

Торосян В.Г., История образования и педагогической мысли, М., «Владоспресс», 2006 г., с. 202.

«Проект Мистерии был грандиозен и фантастичен. Её контуры выстраивались в сознании композитора свыше десяти лет. Он понимал, что берётся за решение труднейшей задачи, но верил в реализацию великого духовного акта, призванного принести желанное освобождение человечеству. И всё же сомнения терзали душу композитора. Он решился на некий предварительный вариант воплощения Мистерии и сделал наброски так называемого «Предварительного действа» - грандиозного соборного спектакля, или Службы, в которой участвует всё человечество.

В поэтической основе «Предварительного действа» явственны отголоски христианских, точнее, ветхозаветных сюжетов, в которых герои общались с Творцом. Диалоги между Я и Ты могут служить тому примером:

Я: Кто ты, звучанием белым воспетая?
Кто ты, молчанием неба одетая?
Ты: Я последнее свершение,
Я блаженство растворения,
Я вседозволенности алмаз,
Я всезвучное молчание,
Смерти белое звучание,
Я свобода, я экстаз.

Картина мироздания в «Предварительном действе» полна тайны и глубокого смысла:

Все мы – единый
Ток, устремленный,
К мигу от вечности.
В путь человечности.

Не случайно храм в древней Индии, где должна была состояться Мистерия, задуман был композитором как гигантский алтарь, возвышающийся над истинным храмом – Землей. Так он своеобразно воплотил русскую идею соборности, оказавшую огромное влияние на художников-символистов. Заметим, что в трактовке Вяч. Иванова соборность олицетворялась со способностью искусства объединять людей в едином духовном порыве. Задуманный Вяч. Ивановым «театр мистерий» мало чем отличался от скрябинского. Он тоже мечтал об уничтожении рампы - «разделительной полосы» между сценой и зрителем. Впрочем, зрителя как такового в Мистерии быть не должно, все - участники.

Скрябин шёл тем же путём, но дальше. Он пытался преодолеть чисто технические трудности воплощения Мистерии. Известно, что он вёл переговоры о покупке земельного участка в Индии для строительства храма. Думая о Мистерии, композитор говорил: «Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъёма творческой деятельности, который будет вызван моим искусством».

Убеждение в особенности собственной миссии было у Скрябина чрезвычайно развито:

Я апофеоз мироздания,
Я цели цель, конец концов...
Хотел бы я в сердцах народов
Свою любовь запечатлеть...
Дарую им покой желанный
Я силой мудрости своей.
Народы, радуйтесь, - от века жданный
Конец настал страданий и скорбей.

Композитор верил в цель Мистерии, в заветный «берег очарованный», к которому стремится всё человечество, и брал на себя ответственность за духовное преображение людей. Средством такого преображения виделся ему синтез искусств, синтез звука, цвета, действия, поэзии.

Сама идея расширения границ музыки, её слияния с другими видами искусства, конечно же, не нова. Мы уже не раз говорили об этом важном положении эстетики символизма. И всё же Скрябин в вопросе синтеза искусств был крайне осторожен. У него нет музыки, соединенной со словом. Он, как и его современники-поэты, избегал открытых, досказанных, прямолинейных мыслей. Его музыка не столько реально соединяется со словом, сколько ассоциативно осваивает образы философской поэзии. Чистота музыкального, вернее, инструментального самовыражения была для композитора важнее теоретических доктрин. Тем самым творчество Скрябина воплотило важную символистскую идею о музыке как высшем из искусств, о музыке - «сверхискусстве», способном выражать через звуковые потоки все богатства художественной культуры. Мистерия должна была выполнить миссию всеобщего духовного очищения. Сама мысль о таком соборном действе могла возникнуть лишь в контексте идей дерзновенных художников-философов «серебряного века». Не случайно Вяч. Иванов писал: «...Теоретические положения его (А.Н. Скрябина – Прим. И.Л. Викентьева) о соборности и хоровом действе... отличались от моих чаяний, по существу, только тем, что они были для него ещё и непосредственно практическими задачами».

Рапацкая Л.А., Искусство «Серебряного века», М., «Просвещение»; «Владос», 1996 г., с. 54-56.

Александр Николаевич Скрябин - русский композитор, уникальный человек, чье творчество имело большой успех. Скрябиным восторгались в , он действительно был хорошим композитором.

Александр Николаевич родился в декабре 1871 года, в Москве. Отец его был юристом, позже работал русским консулом в Турции.

Дед был военным. Мать композитора была незаурядной пианисткой, но через год после рождения сына умерла. Отец, служивший дипломатом в далекой от Москвы Турции, редко виделся с Сашей.

Воспитанием мльчика занималась в основном его бабушка по отцовской линии Елизавета Ивановна. Бабушка, как и все нормальные бабушки, души не чаяла в маленьком Саше. Очень она уж любила своего внука.

Своим уходом, Елизавета Ивановна сумела оградить Скрябина от невзгод, которые могли бы повлиять на Александра в худшую сторону.

С ранних лет Александр проявил расположение к музыке. Любимым музыкальным инструментом маленького мальчика был рояль. Говорят, что интересоваться роялем, Саша стал в четыре года.

В пять он уже играл на нем, даже пытался, что- то сочинять, «фантазировал музыку». Еще одним увлечением детства Александра Скрябина был театр.

У него был складной детский театр, играя в который он любил проводить свободное время. В этом театре, он ставил различны сценки.

В 11-летнем возрасте был отдан на обучение в Кадетский корпус. Военное образование приучило Александра Николаевича к дисциплине и порядку.

Обучаясь, он не забывал и про свои музыкальные увлечения. Окончив «кадетку», поступил в Консерваторию. Закончил её, в 1892 году, а спустя шесть лет, преподавал в консерватории, в звании профессора, "игру на фортепьяно".

Ранние произведения Скрябина отличались некой утонченностью, гармоничностью и мелодичность. Хотя многие специалисты отмечают, что эти же самые первые его произведения, были отмечены подражанием Шопену. Влияния Шопена на свое творчество Александру Николаевичу удалось преодолеть с помощью творчества Вагнера и Листа. Через некоторое время, он создаст свой неповторимый и ни с чем не сравнимый, музыкальный стиль.

С началом двадцатого столетия, Скрябин задумывает новые сочинения. Создает «Первую симфонию», затем и вторую. Через некоторое время он покидает Московскую Консерваторию, ибо не может совмещать преподование со своей творческой деятельностью.

В 1904 году, на деньги меценатов, отправляется зарубеж, в Швейцарию. Здесь Александр Николаевич создает «Божественную поэму» (Третья симфония), и «Поэму Экстаза». Это был новый этап в творчестве . Он теперь окончательно избавился от влияний музыкальных гениев, и проявил свою настоящую индивидуальность.

В 1910 году Скрябин пишет - «Поэму огня». Это был совершенно новый опыт, не только новых звучаний, но и использование цветомузыки. Музыка его воспринимается весьма контрастно. Творчество русского композитора, это любовь, которая находила отражение в его музыке.

В личности Скрябина переплеталось множество дум и переживаний, так свойственных русскому человеку. 14 апреля 1915 года Великого русского композитора Александра Скрябина не стало.

Музыка Скрябина - это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. ...Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры.
Б. Асафьев

А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского, «при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности». Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, «Поэма экстаза », поэма «Прометей » для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром ; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и др. сочинения для фортепиано. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX в. Напряженность и пламенность тонуса, титанические устремления к свободе духа, к идеалам добра и света, ко всеобщему братству людей пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.

Скрябин родился в интеллигентной семье патриархального уклада. Рано умершую мать (кстати, талантливую пианистку) заменила тетя - Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Отец служил по дипломатической части. Любовь к музыке проявилась у маленького. Саши с раннего возраста. Однако по семейной традиции он в 10 лет был отдан в кадетский корпус. Из-за слабого здоровья Скрябин был освобожден от тягостной строевой службы, что давало возможность больше времени отдавать музыке. С лета 1882 г. начались регулярные занятия по фортепиано (с Г. Конюсом, известным теоретиком, композитором, пианистом; позднее - с профессором консерватории Н. Зверевым) и композиции (с С. Танеевым). В январе 1888 г. юный Скрябин поступил в Московскую консерваторию в класс В. Сафонова (фортепиано) и С. Танеева (контрапункт). Пройдя курс контрапункта у Танеева, Скрябин перешел в класс свободного сочинения к А. Аренскому, однако их отношения не сложились. Скрябин блестяще окончил консерваторию как пианист.

За десятилетие (1882-92) композитор сочинил немало музыкальных пьес, больше всего для фортепиано. Среди них вальсы и мазурка, прелюдии и этюды, ноктюрны и сонаты, в которых уже звучит своя, «скрябинская нота» (хотя ощущается порою воздействие Ф. Шопена, которого так любил юный Скрябин и, по воспоминаниям современников, прекрасно исполнял). Все выступления Скрябина-пианисту - на ученическом ли вечере или в дружеском кругу, а позднее - на крупнейших эстрадах мира - проходили с неизменным успехом, он умел властно захватить внимание слушателей с первых же звуков рояля. По окончании консерватории начался новый период в жизни и творчестве Скрябина (1892-1902). Он вступает на самостоятельный путь композитора-пианиста. Его время заполнено концертными поездками на родине и за рубежом, сочинением музыки; начинают публиковаться его произведения издательством М. Беляева (богатого лесопромышленника и мецената), оценившего гениальность молодого композитора; расширяются связи с другими музыкантами, например с «Беляевским кружком» в Петербурге, куда входили Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Лядов и др.; растет признание как в России, так и за границей. Остаются позади испытания, связанные с болезнью «переигранной» правой руки. Скрябин вправе сказать: «Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». В зарубежной прессе его называли «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом; он - весь порыв и священное пламя». В эти годы сочинены 12 этюдов и 47 прелюдий; 2 пьесы для левой руки, 3 сонаты; Концерт для фортепиано с оркестром (1897), оркестровая поэма «Мечты», 2 монументальные симфонии с ясно выраженной философско-этической концепцией и др.

Годы творческого расцвета (1903-08) совпали с высоким общественным подъемом в России в преддверии и осуществлении первой русской революции. Большую часть этих лет Скрябин прожил в Швейцарии, но живо интересовался революционными событиями на родине и сочувствовал революционерам. Все больший интерес проявляет он к философии - вновь обращается к идеям известного философа С. Трубецкого, знакомится в Швейцарии с Г. Плехановым (1906), изучает труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Плеханова. Хотя мировоззрения Скрябина и Плеханова стояли на разных полюсах, последний высоко оценил личность композитора. Покидая Россию на несколько лет, Скрябин стремился освободить больше времени для творчества, отвлечься от московской обстановки (в 1898-1903 гг. он помимо всего прочего преподавал в Московской консерватории). Душевные переживания этих лет были связаны и с изменениями в личной жизни (уход от жены В. Исакович - прекрасной пианистки и пропагандиста его музыки - и сближение с Т. Шлецер, сыгравшей далеко не однозначную роль в жизни Скрябина). Живя в основном в Швейцарии, Скрябин неоднократно выезжал с концертами в Париж, Амстердам, Брюссель, Льеж, в Америку. Выступления проходили с грандиозным успехом.

Накаленность общественной атмосферы в России не могла не повлиять на чуткого художника. Подлинными творческими вершинами стали Третья симфония («Божественная поэма», 1904), «Поэма экстаза» (1907), Четвертая и Пятая сонаты; сочинены также этюды, 5 поэм для фортепиано (среди них «Трагическая» и «Сатаническая») и др. Многие из этих сочинений близки «Божественной поэме» по образному строю. 3 части симфонии («Борьба», «Наслаждения», «Божественная игра») спаяны воедино благодаря ведущей теме самоутверждения из вступления. В соответствии с программой симфония повествует о «развитии человеческого духа», который через сомнения и борьбу, преодоление «радостей чувственного мира» и «пантеизма» приходит к «некоей свободной деятельности - божественной игре». Непрерывное следование частей, применение принципов лейтмотивности и монотематизма, импровизационно-текучее изложение как бы стирают грани симфонического цикла, приближая его к грандиозной одночастной поэме. Заметно усложняется ладогармонический язык введением терпких и острозвучащих гармоний. Значительно увеличивается состав оркестра за счет усиления групп духовых и ударных инструментов. Наряду с этим выделяются отдельные солирующие инструменты, связанные с тем или иным музыкальным образом. Опираясь в основном на традиции позднеромантического симфонизма (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также П. Чайковского, Скрябин создал вместе с тем произведение, утвердившее его в русской и мировой симфонической культуре как композитора-новатора.

«Поэма экстаза» - сочинение, небывало смелое по замыслу. Оно имеет литературную программу, выраженную в стихах и сходную по идее с замыслом Третьей симфонии. Как гимн всепобеждающей воле человека звучат заключительные слова текста:

И огласилась вселенная
Радостным криком
Я есмь!

Обилие в пределах одночастной поэмы тем-символов - лаконичных выразительных мотивов, многообразное их развитие (важное место принадлежит здесь полифоническим приемам), наконец, красочная оркестровка с ослепительно яркими и праздничными кульминациями передают то состояние духа, которое Скрябин и называет экстазом. Важную выразительную роль играет богатый и колоритный гармонический язык, где уже преобладают усложненные и остронеустойчивые созвучия.

С возвращением Скрябина на родину в январе 1909 г. начинается завершающий период его жизни и творчества. Главное внимание композитор сосредоточил на одной цели - создании грандиозного сочинения, призванного изменить мир, преобразить человечество. Так появляется синтетическое произведение - поэма «Прометей» с участием оркестра громадного состава, хора, солирующей партии фортепиано, органа, а также световых эффектов (в партитуре выписана партия света). В Петербурге «Прометей» был впервые исполнен 9 марта 1911 г. под управлением С. Кусевицкого с участием в качестве пианиста самого Скрябина. В основу «Прометея» (или «Поэмы огня», как назвал его автор) положен древнегреческий миф о титане Прометее. Тема борьбы и победы человека над силами зла и тьмы, отступающими перед сиянием огня, вдохновила Скрябина. Он полностью обновляет здесь свой гармонический язык, отступая от традиционной тональной системы. В напряженном симфоническом развитии участвуют много тем. «Прометей - это активная энергия вселенной, творческий принцип, это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль», - так говорил о своей «Поэме огня» Скрябин. Одновременно с обдумыванием и сочинением «Прометея» создаются для фортепиано Шестая-Десятая сонаты, поэма «К пламени» и др. В последние годы жизни композитор работал над «Предварительным действом», он записал текст и сочинил музыку, но не зафиксировал ее. Напряженная во все годы композиторская работа, постоянные концертные выступления и связанные с ними разъезды (нередко с целью материального обеспечения семьи) постепенно подрывали и без того некрепкое здоровье.

Скрябин скончался скоропостижно, от общего заражения крови. Весть о его ранней кончине в расцвете творческих сил поразила всех. В последний путь его провожала вся артистическая Москва, присутствовало много учащейся молодежи. «Александр Николаевич Скрябин», - писал Плеханов, - «был сыном своего времени. ...Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим ».

БИОГРАФИЯ

Искания (продолжение)

Эти настроения, слившись с непоколебимой убежденностью Скрябина в великой, преобразующей жизнь силе искусства, привели его к замыслу, который явился дальнейшим развитием идей финала Первой симфонии и неосуществленной оперы. Это был замысел «Мистерии », ставший для него отныне центральным делом его жизни. «Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств - музыка, поэзия, танец, архитектура и т. д. Впрочем, это должно было быть, по его идее, не чисто художественное произведение, а совсем особое коллективное «действие», в котором примет участие ни более ни менее, как все человечество! В нем не будет разделения на исполнителей и слушателей-зрителей. Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой какой-то грандиозный мировой переворот и наступление некоей новой эры.

На формирование скрябинской идеи «Мистерии» оказали влияние распространенные среди некоторой части интеллигенции мистические «учения». Местом исполнения «Мистерии» Скрябину представлялась Индия, «действие» должно было совершаться в специально построенном для этого храме с куполом в форме полушария, стоящем на берегу озера так, чтобы вместе с его отражением в воде образовалась форма шара - самая совершенная форма.

В идее «Мистерии», несмотря на ее предельную фантасмагоричность и оторванность от реальной действительности, своебразно отразилась, хотя и в причудливо искаженном виде, конкретная историческая обстановка эпохи. Ощущение неминуемой гибели существующего строя, назревающий кризис буржуазного общества по-своему ощущали и те, кто приветствовал грядущую революцию, и те, кто, ее страшился. В представлении идеалистически и мистически настроенных кругов интеллигенции ожидание великих социальных переворотов приобретало форму предчувствия «мировых катастроф» и гибели, наполняло их страхом и вызывало глубоко пессимистические настроения. Этого рода настроения нашли особенно яркое отражение в творчестве некоторых поэтов-символистов.

Однако в отличие от многих своих современников Скрябин был принципиально далек от упадочных, пессимистических настроений. Наоборот, с момента возникновения идеи «Мистерии» им овладевает огромный душевный подъем. Осознав свою основную, как ему казалось, жизненную «миссию», он проникается глубоким оптимизмом. «Мистерия» представлялась ему великим, радостным праздником освобождения человечества, а назревающие социальные бури воспринимались как признаки постепенного приближения к этому празднику. Немного позднее, в 1906 году, он писал бывшей своей ученице М. Морозовой: «Политическая революция в России... и переворот, которого я хочу,- вещи разные, хотя, конечно, эта революция, как и всякое брожение, приближает наступление желанного момента».

Так сформировалось исключительно сложное взаимоотношение между общим мировоззрением Скрябина и его музыкальным творчеством. Как это нередко бывало в истории искусства, выдающийся художник, чутко ощущавший и художественно правдиво, с огромной силой воплощавший определенные стороны окружающей его действительности, оказался выше своих ограниченных идейных взглядов. Благодаря этому созданные Скрябиным в годы полного творческого расцвета музыкальные произведения по своему объективному содержанию и историческому значению несоизмеримы с теми идеалистическими философскими представлениями, с которыми он субъективно связывал свое искусство.

С момента возникновения замысла «Мистерии» она стала для Скрябина главной, конечной целью его творчества. Замысел этот вынашивался им вплоть до последних лет жизни, при этом с годами разрастаясь и расширяясь. Однако его грандиозность и, главное, абсолютная фантастичность и реальная неосуществимость, которую сам Скрябин, очевидно, не мог в конце концов не сознавать где-то в тайниках души, заставляли композитора откладывать непосредственное осуществление плана «Мистерии», хотя кое-какой предназначавшийся для нее музыкальный материал исподволь у него все же возникал.