Сочинение егэ по тексту д. а.гранина

А.С. Пушкин в этом отношении не исключение. Например, заглавный герой романа «Евгений Онегин» оказался непригодным ни к какому серьёзному делу. Почему? Как и Печорин, он увлёкся «приманками страстей» и не думал об истинном своём предназначении. Когда же пришло желание заняться настоящим делом, оказалось, что Онегину труд упорный «был тошен».

В телепередачах «Синяя птица», «Лучше всех» я видел много юных дарований. Запомнился шахматист, удививший гроссмейстера Карпова, барабанщик, успешно аккомпанировавший Гарику Сукачову. Может быть, эти ребята не добьются выдающихся успехов, но то, что им нужно и дальше развивать свои способности, бесспорно.

Таким образом, при выборе своего будущего пути нужно учитывать всё: свои склонности и способности, советы родителей, и обстоятельства. Но пока выбор не сделан, нужно по-настоящему трудиться, овладевая основами наук. И помнить, что талант – это один процент гения и девяносто девять процентов потения.

13. Д.А. Гранин. «С течением времени начинаю понимать…)

(1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой можем достучаться только совесть – внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.

(2)Поступок, совершённый целиком по совести, – это свободный поступок.

(3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных. (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. (7)Она не ошибается. (8)Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.

(9)Когда я говорю «поступок по совести», мне приходит на память удивительный пример, впечатливший меня надолго.

(10)28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. (11)На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. (12)Им всегда виднее. (13) И рядом не разрешили. (14)Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.

(15)Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. (16)Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17)Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18)Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполоняли лестницу, ведущую к залу. (19) Большая толпа осталась на улице. (20) Радиофицировать не разрешили. (21)Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времён «Серапионовых братьев».

(22)Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. (23)Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из «Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. (24)Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.

(25)«Миша, дорогой, – закричал Борисов, – прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»

(27) Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал. (28)Рыдая, Леонид Борисов отошёл.

(29)Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашёлся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то…»

(30)Что это было? (31) Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство, нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. (32)Это была совесть, совесть взбунтовалась!

(33)Бессовестность сегодня многие стремятся оправдать: «Ничего не поделаешь, таково наше общество». (34)Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, стукачей.

(35)Но при чём тут совесть? (36)Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что нас судит.

(По Д.А. Гранину)

Совесть! Действительно ли до человека порой может достучаться только она – внутренний его голос? Решению этого вопроса посвятил свой текст Д. Гранин.

В целях привлечения внимания к проблеме совести, доступности, достоверности и убедительности её решения, автор прибегает к рассуждению с дедуктивным способом подачи мысли. Тезис о совести как действенном внутреннем голосе человека Д. Гранин конкретизирует посредством доводов, один из которых, кроме соответствующего уточнения, имеет пример-иллюстрацию о похоронах М.М. Зощенко. В заключение автор повторяет тезис в расширенном и проблемном варианте, говоря уже о принадлежности совести личности, душе, которая нас судит. Пониманию комментируемой проблемы также способствует вопросно-ответная форма (предложения 4 – 6, 30 – 31,35 – 36), ссылка на распространённое мнение (предложение 33).

Позиция Д.А. Гранина, как это свойственно рассуждению с дедуктивным способом доказательства, выражена довольно ясно в тезисе доводе и последнем предложении текста. Автор считает, что совесть – это присущий личности действенный внутренний голос, определяющий её свободный поступок. Это принадлежность души, «единственной, неповторимой, той, что нас судит».

С позицией Д. Гранина следует согласиться, так как аналогичным образом думают и другие художники слова.

Ф.М. Достоевский в этом отношении не исключение. Сон Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание», в ночь перед преступлением – это подтверждение того, что «есть тот закон, которого мы не знаем, но который кричит в нас». Это совесть человеческая, чуждая жестокости, преступлению, противящаяся им.

Есть в романе Достоевского и подтверждение, что совесть – это принадлежность души, что судит нас. Как известно, Раскольников совершил преступление. Но что стало следствием? Отсутствие душевного равновесия, муки совести. Это главное наказание человеку, преступившему тот самый закон, который «кричит в нас».

Судит совестливая душа и заглавного героя трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». По мнению поэта, царь Борис причастен к убийству царевича Дмитрия в Угличе. Поэтому вложил он в уста своего героя выстраданные им слова: «Да жалок тот, в ком совесть нечиста». А вот состояние царя-убийцы:

Как молотком стучит в ушах упрёк,

И всё тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах…

И рад бежать, да некуда…

Таким образом, совесть, действительно, действенней всяческих призывов и требований. И так уж прав тот, кто утверждает, что существуют люди без совести?

14. Д.С. Лихачёв. Незаинтересованное чтение

(1)Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе?

Сочинение по тексту:

Даниил Александрович Гранин (род. 1918) - русский писатель, общественный деятель. В своей статье описывает проблему совести.
Эта проблема актуальна в наши дни, так как совесть в человеке - знак хорошего воспитания. И бессовестные люди обычно показывают свое плохое поведение и воспитание.

Даниил Александрович пишет: «Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов». Д. Гранин повествует, «С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть - внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей». Писатель рассказывает, «Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию».

Автор считает, что совесть - это внутренний судья человека, выражающий его способность к оценке собственного поведения, именно она заставляет человека взглянуть на свои поступки со стороны и сделать правильный вывод.

Я согласна с Даниилом Александровичем Граниным. Действительно, не первый раз мы слышим о том, что совесть - внутренний судья человека!

Во-первых, давайте вспомним произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении Раскольников, главный герой романа, в поисках справедливости, перешел грань человеческого бытия. Убив старушку-процентщицу, он долго мучился, но понял, что человек не имеет права лишать других людей жизни, какая бы не была на то причина. И именно совесть, которая проснулась в нем, побудила его сознаться в этом преступлении.

Во-вторых, как-то раз моя сестра пришла со школы и увидела, что я разбила любимую мамину вазу. Она решила помочь мне, сказав родителям, что это она. Но спустя некоторое время, я не смогла спокойно жить. Я чувствовала свою вину перед ней. И решила рассказать всю правду родителям. После этого мне стало намного легче на душе!

Таким образом, я хочу сделать вывод. Совесть относится к важным человеческим качествам, ведь в большинстве случаев именно она ставит человека на верный путь истины.

Текст Даниила Александровича Гранина:

(1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.
(2) Поступок, совершённый целиком по совести, — это свободный поступок.
(3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных? (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. (7)Она не ошибается. (8)Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.
(9)Когда я говорю «поступок по совести», мне приходит на память удивительный пример, впечатливший меня надолго.
(10)28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. (11)На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. (12)Им всегда виднее. (13)И рядом не разрешили. (14)Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.
(15)Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. (16)Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17)Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18)Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу. (19) Большая толпа осталась на улице. (20)Радиофицировать не разрешили. (21)Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времён «Серапионовых братьев».
(22)Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. (23)Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. (24)Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.
(25) «Миша, дорогой, — закричал Борисов, — прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»
(26)Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, люди передавали друг другу его слова, на улице толпа всколыхнулась.
(27)Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал. (28)Рыдая, Леонид Борисов отошёл.
(29)Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашёлся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то...»
(30)Что это было? (31) Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство, нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. (32)Это была совесть, совесть взбунтовалась!
(33)Бессовестность сегодня многие стремятся оправдать: «Ничего не поделаешь, таково наше общество». (34)Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, стукачей.
(35)Но при чём тут совесть? (36)Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что нас...

(По Д. Гранину)*

70 лет назад, осенью 1941-го, началась блокада Ленинграда. В своей «Блокадной книге», созданной совместно с Алесем Адамовичем, Даниил Гранин заметил, что тогда, в условиях жесточайшего голода и холода, люди «не расчеловечились». И это казалось чудом.

Книга была написана 30 лет назад, в 1981-м. А что сегодня? Почему в наше мирное капиталистическое время люди всё чаще ведут себя не по-людски? На этот и другие вопросы 92-летний патриарх русской литературы, фронтовик и старейшина питерской интеллигенции ответил «АиФ».

Барыш души

«АиФ»: - Даниил Александрович, вы не раз подчёркивали: несмотря на все ужасы блокады и даже случаи людоедства, жители Ленинграда всё равно совершали подвиги любви к ближнему. Почему же сегодня Россия «расчеловечилась»? Отчего мы стали другими?

Д.Г.: - Да, это можно назвать и чудом: во время блокады спасались те, кто спасал других. Человека, предельно истощённого голодом, нельзя судить обычной меркой. У него больная, изменённая психика. Тем не менее ленинградцы действительно совершали подвиги любви: умирая, отдавали свой хлеб другим. Или, теряя последние силы, поднимали чужих, незнакомых людей, упавших и замерзающих на улице. В этом был их героизм, пример самопожертвования и человечности. Я не блокадник, но мне приходилось бывать в осаждённом Питере. Я всё это видел. Однако сегодня «героизм» другой - культ рубля, барыш. Есть такое старое и точное русское слово. Эта идеология учит не как помочь, а как обмануть или отнять.

«АиФ»: - А при чём тут идеология? Разве можно навязать народу нравственность, ввести её указом сверху? Может, людям это надо, мы сами хотим обогащаться?

Д.Г.: - Мораль в обществе зависит от политики власти. Сейчас она ориентирована на барыш. Барыш в больнице, в школе, в суде. Куда ни ткнись - всюду царит рубль. И это на фоне огромной, мучительной разницы между бедными и богатыми. При таком режиме невозможно оставаться честным человеком: его выталкивают из жизни, особенно наверху. Система отторгает само понятие честности. Как так: все берут взятки, а он отказывается! Все воруют, он нет?!

Вот вы говорите: нельзя навязать... Но алчность и цинизм нам никто не навязывал. Олигархи, вспоминая о приватизации, говорят: «Мы очутились в нужное время в нужном месте, и поэтому нам повезло». А я вот не смог. И подавляющее большинство наших людей тоже. Успели только очень немногие. Это что, их заслуга? Результат их трудовых усилий или того, что они изобрели что-то полезное для всех? Нет. Это ловкость, хищность, беззастенчивость, несоблюдение правил морали и заповедей... Нельзя рвать цепь времён. Существует преемственность жизни. А мы её нарушили уже дважды: в 1917-м порвали с царской Россией, а в лихие 90-е - с советской жизнью, в которой было много плохого, но много и хорошего.

Это была ошибка и власти, и народа, который польстился на мираж наживы. Помните ваучеры? По две «Волги» на каждого? Это было бесовское, дьявольское искушение.

Соглядатай Бога

«АиФ»: - Вы как-то сказали, что ГУЛАГ изуродовал всех: и тех, кто был жертвой, и тех, кто стал судьёй, палачом или надсмотрщиком. Но каждый решал за себя, кем ему быть. Как и сейчас - быть ли в нужное время в нужном месте. Речь о нравственном выборе. Ситуация та же.

Д.Г.: - Нет, я не думаю, что та же. Вот пример. В советское время в науке был создан очень поощрительный климат - учёным хорошо платили, они могли нормально защищать диссертации. А что сегодня? Диссертацию можно купить, как и диплом. Например, диплом врача - вместе с клятвой Гиппократа. Россия стала страной купленных дипломов.

Возьмите молодого человека. Он думает: зачем корячиться в аудиториях, сдавать экзамены, когда есть богатые папа и мама? Эту мысль ему внушили сами родители, искренне желая блага своему ребёнку. Они за него уже сделали выбор… Жизненные обстоятельства, в которые попадает человек, часто решают всё. Мы уступаем соблазну.

«АиФ»: - А как же совесть, о которой вы сказали, что это дар от Бога, и которая, наверное, есть в каждом? Может, она даётся не всем? Или каким-то чудесным образом мы от этого дара избавились?

Д.Г.: - Всегда были те, кто шёл на сделку с совестью. Всегда был Иуда. Но противоположных примеров больше. Во время работы над «Блокадной книгой» мы с Адамовичем были до глубины души потрясены дневником школьника, который мучился совестью в жутких условиях голода. Каждый день он сталкивался с невыносимой проблемой - как донести домой матери и сестре паёк хлеба и удержаться, чтобы не съесть хотя бы довесок? Его грызли и голод, и совесть. Шла смертельная, непримиримая борьба - что сильнее. Голод растёт, совесть изнемогает, и так день за днём. Часто голод побеждал, и всё повторялось снова. Я думаю, что совесть - вещь врождённая. Это то, что в нас вложено. Кем? Зачем? Ведь совесть невыгодна человеку. Она не приносит доходов. Она мешает нам. Быть может, она и в самом деле представитель Бога, его надзор и соглядатай, глас Божий в сознании человека, дар свыше, который может взрасти, а может и погибнуть? Она есть у каждого. Но тяготы жизни у кого-то заглушают её, а кто-то остаётся ей верен.

Таких людей сейчас очень мало, как и примеров достойной жизни. В России всегда были святые, которых любил народ. И было за что: они страдали и жертвовали собой ради него. Но с уходом Сахарова и Лихачёва святые на Руси ушли в небытие. Нынче любить некого: эти кумиры сброшены, пьедесталы стоят пустые. Трудно жить среди пустых пьедесталов! Хочется иметь пример, видеть, что да, можно сохранить в себе человека. Хотя у соседа вилла, а ты, может быть, ютишься скромно, как это делал, например, академик Сахаров. Я был у него дома в Москве: крохотная квартирка в хрущобе. А мог он жить и иначе. Но не стал, и не потому, что был аскетом. Он считал, что учёному присуща скромность. То есть был собой.

«АиФ»: - Ваша фраза: «Совестью обладает только человек. Её нельзя требовать от народа, от государства». А почему?

Д.Г.: - А потому, что это личное. Совесть не может быть коллективной. Она - свойство моей души. Так же, как талант. Талант не бывает общим.

«АиФ»: - Говоря о Победе, вы заметили: «В нас тогда была жажда справедливости. Настолько сильная, что она сокрушила всё». Почему эта жажда не видна в народе сейчас?

Д.Г.: - Жажда есть. Но чем именно утолить её? Опять революция и кровь? Это невозможно. Значит, надо переделать жизнь мирно. Как? Ясно одно: с таким вопиющим неравноправием страна долго не протянет. Мы живём на двух трубах: нефтяной и газовой. Остальное - несбыточные обещания.

«АиФ»: - Вы сказали, что честных людей выталкивают из жизни. Но большинство, быть может, и сегодня хотели бы поступать по совести. Как же им выжить среди пустых пьедесталов?

Д.Г.: - Откуда вы взяли, что большинство до сих пор живёт честно? Сейчас это очень трудно. Тем более что от отсутствия совести не умирают. Никто не заставляет быть милосердным. Ты можешь пройти мимо, и тебе за это ничего не будет.

Надо иметь силу воли, мужество, если ты хочешь остаться порядочным человеком. Эти качества есть не у всех. Но, даже если кто-то живёт не по совести - берёт взятки, ворует, - я не могу считать его конченым человеком. Я лично людей жалею. Особенно молодёжь, которая не виновата в том, что оказалась в пустоте. Обвинять можно обстоятельства, которые вынуждают нас идти против души.

Сочинение ЕГЭ по тексту Д.А.Гранина 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Совесть. Что значит это понятие в жизни человека? В одном из толковых словарей этот термин объясняется так: «Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков». Точность и правильность этой цитаты неоспорима, так как совесть – это важнейшая составляемая каждого из характеров. Именно по совести человек совершает все поступки, и по совести он судит поступки других людей. Проблему роли совести в нашей жизни поднимает русский писатель и общественный деятель – Даниил Александрович Гранин. Он приводит в пример случай на похоронах М.М.Зощенко, когда все пришедшие молчали о том, что писателя травили, о множественных трагедиях его жизни. И лишь Леонид Борисов, надрывисто прокричав, попросил о прощении у умершего. Этот случай показывает, что люди были вынуждены вести себя по установленным партийным начальством «правилам».


Позиция автора мне ясна, Даниил Александрович убежден, что человек должен поступать по совести. Ведь совесть – это внутренний голос, верный и справедливый, поэтому поступки по совести – правильные и честные поступки.
Я согласна с мнением автора и разделяю его негодование по поводу произошедшего в предложенном отрывке. В Советском Союзе, партийное начальство диктовало людям, как они должны жить, ни какой речи и быть не могло о своем мнении и поступках по совести, и люди подчинялись, потому, что у них не было выбора. Леонид Борисов поступил по совести, так как считал себя виноватым перед М.М.Зощенко, и молчать было бы самым худшим поступком для него, тяжесть от совершенного не покинула бы его долгое время.
Проблема совести хорошо освещена в литературе. Так в своем романе «Преступление и наказание» Ф.М. , на примере героев Лужина и Свидригайлова, показывает, что эгоистические мотивы, ради карьеры и богатства – то есть поступки не по совести – приводят к потере нравственных качеств и ожесточению.
Также, в повести В.Распутина «Живи и помни» красной нитью через все произведение проходит мысль о совести. Андрей – человек, плывущий по течению, делал то, что ему говорили: сначала женился, после пошел служить. В нем говорило чувство обиды на тех, кто не дал ему отпуска после выписки. Он сам думает, что верное решение принято, когда он решает поехать домой.
Получается, что совесть это не определенный ряд признаков, по которым всем нужно жить. Совесть – это внутренне чувство каждого из нас, именно по нему мы решаем, что же нам делать, с его помощью мы оцениваем поступки и принимаем решения. Совесть необходима каждому из нас. Ведь если люди забудут о совести, то общество деградирует. Совесть лежит в основе нравственности.

Что такое совесть? Многие из нас задумывались над этим. Но никто не может дать точного истинного ответа на этот вопрос.

Как поступить по совести? Что такое совестливый поступок? И до сих пор люди спорят над этой проблемой. Ведь сколько людей столько и мнений. И в тексте автор ставит проблему совести.

Затронутая Граниным проблема актуальна и посей день.

Я согласен с Даниилом Александровичем и так же считаю, что совесть это внутренний регулятор нашего поведения. Бывает, что совесть толкает нас на неоправданные поступки или ограничивает нас не давая сделать то или иное действие.

Эта проблема так же поднимается в произведении Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, где главный герой Раскольников пошел на сделку с совестью думая, что проживет только разумом. После совершения своей теории он все-таки понял, что совесть сильнее. Он мучался за убийство старухи. Лишь через время он все-таки обрел душевное равновесие и стал жить по совесть.

Петр Гринев, главный герой “Капитанской дочки” А. С. Пушкина с раннего детства жил по чести и совести. Он всегда прислушивался к своему внутреннему голосу и не слушал окружающих. Всегда поступал по совести и был честным человеком. Слушая свою совесть, он заступается за девушку и позже берет на себя ответственность за воспитание сироты.

В итоге всего выше сказанного можем сделать вывод, что совесть позволяет человеку жить в гармонии с самим собой, но может и причинить много мук.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Согласно народной пословице, тот, кто имеет стыд внутри себя, тот обладает и “совестью”. Хотя не все понимают смысл слова совесть, и не все осознают причины,...
  2. В центре нашего внимания текст знаменитого писателя Даниила Александовича Гранина, в котором описана проблема вечных моральных ценностей Автор задумывается о значении слова “совесть” и говорит,...
  3. СОВЕСТЬ – ЛУЧШИЙ СОВЕТЧИК Совесть – лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем; в нее следует чаще всего заглядывать. Б. Паскаль Мы живем в...
  4. Великий сатирик М. Е. Салтыков-Щердин в одной из поучительных сказок обращается к проблеме воспитания. Писатель уверен, что достойный человек непременно должен быть совестливым. С какого...