Теория систем. «Теория систем и системный анализ
Приведенные выше закономерности образования и функционирования систем позволяют сформулировать ряд основных принципов общей теории систем и системной динамики.
1. Любая система выступает как триединство цели, функции и структуры. При этом функция порождает систему, структура же интерпретирует ее функцию, а иногда и цель.
В самом деле, даже внешний вид предметов нередко свидетельствует об их предназначении. В частности, нетрудно догадаться о том, что карандаш используется для рисования и письма, а линейка для измерений и графических работ.
2. Система (целое) - больше, чем сумма образующих ее компонентов (частей), поскольку обладает эмерджентным (неаддитивным) интегральным свойством, отсутствующим у ее элементов.
Эмерджентность наиболее ярко проявляется, например, при получении органами чувств человека какой-либо информации из окружающей его среды. Если глаза воспринимают примерно 45 % информации, а уши - 15 %, то вместе - не 60 %, а 85 %. Именно в результате появления нового качества люди создают малые группы и большие сообщества: семью - для рождения здоровых детей и их полноценного воспитания; бригаду - для производительной работы; политическую партию - для прихода к власти и ее удержания; государственные институты - для повышения жизнеспособности нации.
3. Система не сводится к сумме своих компонентов и элементов. Поэтому любое ее механическое расчленение на отдельные части приводит к утрате существенных свойств системы.
4. Система предопределяет природу ее частей. Появление в системе инородных частей завершается либо их перерождением или отторжением, либо гибелью самой системы.
5. Все компоненты и элементы системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Воздействие на одну часть системы всегда сопровождается реакцией со стороны других.
Данное свойство систем необходимо не только для повышения их устойчивости и стабильности, но и для наиболее экономного сохранения живучести. Не секрет, что люди, допустим, с ослабленным зрением, как правило, лучше слышат, а лишенные каких-либо талантов - обладают более терпимым характером.
6. Система и ее части непознаваемы вне своего окружения, которое целесообразно делить на ближнее и дальнее. Связи внутри системы и между нею и ближним окружением всегда более существеннее всех остальных.
1.15. Управление – свойство человеческого общества
Управление существовало на всех этапах развития человеческого общества, т.е. управление внутренне присуще обществу и является его свойством. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества, из общественного коллективистского труда людей, из необходимости общаться в процессе труда и жизни, обмениваться продуктами своей материальной и духовной деятельности – акад. В.Г.Афанасьев.
Управление можно определить как специфическую функцию, которая возникает одновременно с организацией предприятия и является своеобразным инструментом этой организации. В данном случае под управлением понимают целенаправленное воздействие на объекты, обеспечивающее достижение заранее заданных конечных результатов. Учет общих законов и принципов управления на производстве является важным условием повышения уровня безопасности и совершенствования условий труда. Знание основных положений управления безопасностью труда необходимо всем руководителям и специалистам.
Контрольные вопросы
1. Управление как система
2. Сущность управления
3. Анализ, синтез, индукция, дедукция - как формы логического мышления
4. Абстракция и конкретизация – необходимые элементы для принятия решений
5. Что понимается под системой и ее особенности
6. Классификация систем по природе
7. Классификация систем по составу
8. Классификация систем по степени воздействия с окружающей средой
9. Классификация систем по сложности
10. Классификация систем по изменчивости
11. Компоненты системы
12. Структура системы и обобщенная структура
13. Морфология, состав и функциональная среда системы
14. Состояние системы и две ее особенности
15. Процесс функционирования системы. Принцип Ле Шателье - Брауна и его применимость к характеристике стабильности системы
16. Понятия кризис, катастрофа, катаклизм
17. Самоуправляемые системы
18. Шесть основных принципов общей теории систем и системной динамики
19. Управление- свойство человеческого общества
МЕТОДОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Опасность и безопасность
Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье людей. Все виды опасностей разделяют на физические, химические, биологические и психофизические (социальные).
Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью.
Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия.
Источниками формирования опасностей являются:
Сам человек как сложная система «организм – личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека бывают непригодны для реализации конкретной деятельности;
Процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания.
Опасности могут быть реализованы в форме травмы или заболеваний только в том случае, если зона формирования опасности (ноксосфера) пересекается с зоной деятельности человека (гомосфера). В производственных условиях – это рабочая зона и источник опасности, т.е. один из элементов производственной среды (рис 2.1.)
Рис.2.1. Формирование области действия опасности на человека в производственных условиях
Опасность и безопасность являются противоположными событиями и сумма вероятностей этих событий равна единице. Вероятность безопасности труда под влиянием управляющих воздействий асимптотически приближается к единице. Поэтому изменяемость уровней опасности и безопасности труда можно рассматривать как объективную предпосылку управления.
Собственно управление безопасностью и состоит в оптимизации деятельности по критериям управления, которая должна соответствовать требованиям реальности, предметности, количественной определенности и контролируемости. Такая цель может быть достигнута лишь системой мероприятий, направленных на обеспечение заданного уровня безопасности.
2.2. Классификация и характеристики опасностей
Опасности могут классифицироваться по разным признакам (рис.2.2).
Рис.2.2. Виды опасностей
По среде возникновения различают природные, техногенные, социальные и экономические опасности. Первые три могут привести к ущербу для жизни и здоровья человека прямо либо косвенно через ухудшение качества его жизни.
Опасности могут рассматриваться для различных объектов (по масштабу) (рис.2.2). Например, опасные природные явления для человека: сильные морозы, жара, ветер, наводнения. Человек приспособился к ним, создав необходимые системы защиты.
Опасными для объектов техносферы являются землетрясения и другие опасные природные явления.
Опасности реализуются в форме опасных явлений, негативных сценариев развития, нестабильности условий экономической деятельности.
Источник опасности – это процесс, деятельность или состояние окружающей среды, способные реализовать опасность.
По источнику опасности можно выделить:
Опасности территории – сейсмоопасные области, зоны затопления, места захоронения отходов, промплощадки и производственные корпуса, промышленные зоны, зоны военных действий, районы размещения потенциально опасных объектов (например, 30-километровая зона вокруг АЭС) и др.
Опасности вида и сферы деятельности.
Похожая информация.
История развития
Общая теория систем была предложена Л. фон Берталанфи в 30-е годы XX века. Идея наличия общих закономерностей при взаимодействиях большого, но не бесконечного числа физических, биологических и социальных объектов была впервые высказана Берталанфи в 1937 году на семинаре по философии в Чикагском университете . Однако первые его публикации на эту тему появились только после войны. Основной идеей Общей теории систем, предложенной Берталанфи, является признание изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов.
В 50-70-е годы XX века был предложен ряд новых подходов к построению Общей теории систем такими учеными как, М. Месарович, Л. Заде , Р. Акофф , Дж. Клир , А. И. Уемов, Ю. А. Урманцев, Р. Калман, С. Бир , Э. Ласло, Г. П. Мельников и др. Общей чертой этих подходов была разработка логико-концептуального и математического аппарата системных исследований. Системно-мыследеятельностная методология , разрабатывавшаяся в Московском Методологическом Кружке Г. П. Щедровицким , его учениками и сотрудниками, является дальнейшим развитием и расширением Общей теории систем.
Фон Берталанфи также ввел понятие и исследовал открытые системы - системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой.
Предыстория
Л. фон Берталанфи возводил концепцию теории систем к философии Г.В. Лейбница и Николая Кузанского . Предшественником Берталанфи был, в частности, А. А. Богданов со своей тектологией .
А. А. Богданов сделал попытку найти и обобщить организационные законы, проявления которых прослеживаются на неорганическом, органическом, психическом, социальном, культурном и пр. уровнях. Истоки идей самого Богданова также имеют развитую предысторию, уводящую в труды Г. Спенсера , К. Маркса и т. д. Идеи Л. фон Берталанфи в подавляющей массе случаев выступают дополнительными по отношению к идеям А. А. Богданова (например, если Богданов описывает «дегрессию» как эффект, Берталанфи исследует «механизацию» как процесс).
Общая теория систем и другие науки о системах
Сам фон Берталанфи считал , что следующие научные дисциплины имеют (отчасти) общие цели или методы с теорией систем:
- Кибернетика , базирующаяся на принципе обратной связи.
- Теория информации , вводящая понятие информации как некоторого измеряемого количества и развивающая принципы передачи информации.
- Теория игр , анализирующая в рамках особого математического аппарата рациональную конкуренцию двух или более противодействующих сил с целью достижения максимального выигрыша и минимального проигрыша.
- Теория принятия решений , анализирующая рациональные выборы внутри человеческих организаций.
- Топология , включающая неметрические области, такие, как теория сетей и теория графов .
- Факторный анализ , то есть процедуры выделения факторов в многопеременных явлениях в социологии и других научных областях.
- Общая теория систем в узком смысле, пытающаяся вывести из общих определений понятия «система», ряд понятий, характерных для организованных целых, таких как взаимодействие, сумма, механизация, централизация, конкуренция, финальность и т. д., и применяющая их к конкретным явлениям.
Прикладные науки о системах
Также выделяется коррелят теории систем в прикладной науке, которые иногда называют наукой о системах, или системной наукой (англ. Systems Science). Это направление связано с автоматикой. В прикладной науке о системах выделяются следующие области:
- Системотехника (англ. Systems Engineering), то есть научное планирование, проектирование, оценку и конструирование систем «человек - машина».
- Исследование операций (англ. Operations research), то есть научное управление существующими системами людей, машин, материалов, денег и т. д.
- Инженерная психология (англ. Human Engineering).
- На основе систем Берталанфи основана Теория интегральной индивидуальности (Вольф Соломонович Мерлин).
Примечания
См. также
- Метасистематика
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Теория систем" в других словарях:
Концепция, в соответствии с которой менеджеры должны рассматривать организацию как открытую систему взаимосвязанных частей, которая пытается достигнуть разнообразных целей в изменяющейся внешней среде … Словарь терминов антикризисного управления
См. в ст. Система, Системный подход. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
теория систем
- Концепция, в соответствии с которой менеджеры должны рассматривать организацию как открытую систему взаимосвязанных частей, которая пытается достигнуть разнообразных целей в изменяющейся внешней среде. }