Типы главных героев. Типы персонажей в аниме

Персонаж (от французского personage - личность, лицо) - действующее лицо художественного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писателя привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

Характер (от греческого character - черта, особенность) - образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра.

Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымысел, «домысливает» прототип, даже если его герой - историческое лицо.

«Персонаж» и «характер» - понятия не тождественные. Литература ориентирована на создание характеров, которые часто вызывают споры, воспринимаются критиками и читателями неоднозначно. Поэтому в одном и том же персонаже можно увидеть разные характеры (образ Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети»). Кроме того, в системе образов литературного произведения персонажей, как правило, гораздо больше, чем характеров. Далеко не каждый персонаж - характер, некоторые персонажи выполняют только сюжетную роль. Как правило, не являются характерами второстепенные герои произведения.

Тип - обобщенный художественный образ, наиболее возможный, характерный для определенной общественной среды. Тип - это такой характер, в котором содержится социальное обобщение. Например, тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.

Лирический герой - образ поэта, лирическое «я». Внутренний мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, через переживание определенной жизненной ситуации. Лирическое стихотворение - конкретное и единичное проявление характера лирического героя. С наибольшей полнотой образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта. Так, в отдельных лирических произведениях Пушкина («Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Пророк», «Желание славы», «Я вас люблю...» и других) выражены различные состояния лирического героя, но, взятые вместе, они дают нам достаточно целостное представление о нем.

Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, точно так же не следует переживания лирического героя воспринимать как мысли и чувства самого автора. Образ лирического героя создается поэтом так же, как художественный образ в произведениях других жанров, с помощью отбора жизненного материала, типизации, художественного вымысла.

Система образов - совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. д.

При создании образов используются следующие художественные средства:

1. Речевая характеристика героя, которая включает в себя монолог и диалог. Монолог - речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи особенно характерны для драматургических произведений (один из самых знаменитых - монолог Чацкого из «Горя от ума» Грибоедова). Диалог - речевое общение между действующими лицами, которое, в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сюжета.

В некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, записок, дневников, писем. Этот прием, например, используется в повести Толстого «После бала».

2. Взаимохарактеристика, когда один персонаж рассказывает о другом (взаимохарактеристики чиновников в гоголевском «Ревизоре»).

3. Авторская характеристика, когда автор рассказывает о своем герое. Так, читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации.

Портрет - изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. В литературе часто встречается психологический портрет, в котором через внешность героя писатель стремится раскрыть его внутренний мир (портрет Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова).

Пейзаж - изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).

 Литературу можно назвать искусством «человековедения»: она создается человеком (автором) для человека (читателя) и рассказывает о человеке (литературном герое). Это значит, что личность, жизненный путь, чувства и устремления, ценности и идеалы человека - мера всего в любом литературном произве дении. Но читателей, конечно, в первую очередь интересуют те из них, где создается образ человека, т.е. действуют персонажи со своими индивидуальными характерами и судьбами.
Персонаж (personage франц. лицо, личность) - это действующее лицо в произведении, то же самое, что литературный герой.
Создавая образы действующих лиц, писатели используют различные приемы и художественные средства. Прежде всего, это описание внешности или портрет героя, который складывается из различных описательных подробностей, т.е. деталей.
Типы портретов литературных персонажей (см.схема 2):

Виды портретов литературных персонажей
Схема 2

Портрет-описание - обстоятельное перечисление всех запоминающихся черт героя. В портрете-описании, по которому легко нарисовать иллюстрацию, особо выделяются черты, дающие представление о характере героя. Описание часто сопровождается авторским комментарием.
Вот как описывает И. Тургенев Павла Петровича Кирсанова - одного из героев романа «Отцы и дети»:
...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отпивали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной. Весь облик, изящный и породистый, сохранял юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом.

Портрет-сравнение более скуп на реалистические детали, он создает у читателя определенное впечатление о герое через сравнение с каким-то предметом или явлением. Например, портрет Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».
Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, т. е. есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Портрет-впечатление включает минимальное количество описательных деталей, его задача - вызвать у читателя определенную эмоциональную реакцию, создать запоминающееся впечатление о герое. Так нарисован портрет Манилова из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души».
На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

Описание внешности - это только первый шаг на пути знакомства с героем. Его характер» система жизненных ценностей и целей раскрываются постепенно; чтобы понять их, нужно обратить внимание на манеру общения с окру жающими, речь героя, его поступки. Понять внутренний мир героя помогают различные формы психологического анализа: описание снов, письма, внутренние монологи и т.д. Многое может сказать также выбор имен и фамилий героев.

Система персонажей

В произведении с развернутым сюжетом всегда представлена система персонажей, среди которых мы выделяем главных, второстепенных и эпизодических.
Главные герои отличаются незаурядностью и оригинальностью, они далеко не идеальны, могут совершать и дурные поступки, но их личность, мировоззрение интересны автору, в главных героях, как правило, воплощаются наиболее типичные, важные черты людей определенной культурно-исторической эпохи.
Второстепенные персонажи появляются во многих сценах и также связаны с развитием сюжета. Благодаря им, резче и ярче проступают черты характера главных героев. Эпизодические персонажи необходимы для создания фона, на котором происходят события, они появляются в тексте один или несколько раз и никак не влияют на развитие действия, а лишь дополняют его.
В драматических произведениях встречаются также персонажи внесюжетные: никак не связанные с развитием действия, так называемые «случайные лица» (Феклуша в «Грозе» или Епиходов в «Вишневом саде»), и внесценические: не появляющиеся на сцене, но упоминающиеся в речи действующих лиц (князь Федор, племянник княгини Тугоуховской в комедии «Горе от ума»).
Антагонисты (antagonists греч. спорщики, борющиеся друг с другом) - это герои с разными идеологическими, политическими и социальными установками, т.е. с диаметрально противоположным мировоззрением (хотя в характерах у них могут быть схожие черты). Как правило, такие герои оказываются в роли идейных противников и между ними возникает острый конфликт.
Например, Чацкий и Фамусов из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» или Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов из романа И. Тургенева «Отцы и дети».
Антиподы (antipodes греч. буквально расположенные ногами к ногам) - это герои, разительно отличающиеся своим темпераментом, характером, особенностями мировосприятия, нравственными качествами, что, впрочем, не мешает их общению (Катерина и Варвара из «Грозы», Пьер Безухов и Андрей Болконский из «Войны и мира»). Бывает, что такие персонажи даже не знакомы друг с другом (Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна из романа «Обломов»).
«Двойники» - персонажи, в чем-то похожие на главного героя, чаще всего близкие ему по идеологическим и нравственным ценностям. Такое сходство далеко не всегда по душе самому герою: вспомним, с каким отвращением относился Раскольников к Лужину - герою, воплощающему в вульгарном варианте тип сильного человека. К приему двойничества очень часто обращался Достоевский, использован он и в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где у многих героев «московского» сюжета есть двойники из сюжета «ершалаимского» (Иван Бездомный - Левий Матвей, Берлиоз - Кайфа, Алоизий Могарыч - Иуда).
Резонер (raisonneur фр. рассуждающий) - в драматическом произведении герой, который выражает точку зрения, близкую авторской позиции (Кулигин в «Грозе»).


Классификация персонажей




Принципы классификации

Эффекты являются тем инструментом, который позволяет визуально обострить конфликт между героем и миром истории. Таким образом визуальные эффекты оказывают прямое влияние на нарративную природу аудио-визуального произведения. Соответственно возникает прямое влияние визуальных эффектов и на облик персонажа и его физические способности. Поэтому оправданно сделать попытку классификации персонажей с учетом влияния на них визуальных эффектов.

Рассматривая эту связь мне удалось отыскать единственную классификацию персонажей близкую по целям. Эта классификация, на которую ссылается А. Н. Митта (А. Н. Митта, «Кино между адом и раем», М.: Подкова, 2000, С. 76), включает в себя четыре категории персонажей: «наши знакомые», «андердоги», «потерянные души» и «идолы». Классификация делит персонажей в зависимости от уровня конфликта, который им приходится преодолевать. Но в ней, с моей точки зрения, большее внимание уделяется самому конфликту и уровню энергии, содержащейся в нем, в то время как природа самого персонажа является вторичной. Учитывая, что уровень конфликта всегда коррелируется с возможностями персонажа, по этой классификации можно составить лишь впечатление о предельных возможностях персонажа.

Проанализировав более трехсот наиболее известных фильмов, созданных за период с 1896 года по конец 2010 года, я взял на себя смелость классифицировать персонажей, опираясь на их свойства. В основе этой классификации лежат три принципа.

Классификация по типу актера

Классификация по типу актера рассматривает все многообразие персонажей с точки зрения методов и средств, необходимых для создания их визуального образа.


Персонаж-человек - персонаж, создаваемый актером-человеком без использования визуальных эффектов (или визуальные эффекты используются таким образом, чтобы оставить у зрителя ощущение от персонажа, как обычного, реального человека). Необходимо оговориться, что обычный актерский грим к визуальным эффектам не относится.

Ярким примером подобного персонажа может служить Джеймс Бонд, герой двадцати двух фильмов, таких как «Доктор Но» режиссера Т. Янга (1962), «Никогда не говори никогда» режиссера И. Кершнера (1983), «Лицензия на убийство» режиссера Д. Гленна (1989), «Золотой глаз» режиссера М. Кэмпбелла (1995), «Завтра не умрёт никогда» режиссера Р. Споттисвуда (1997), «И целого мира мало» режиссера М. Эптеда (1999), «Умри, но не сейчас» режиссера Л. Тамахори (2002), «Казино Рояль» режиссера М. Кэмпбелла (2006), «Квант милосердия» режиссера М. Форстера (2008). Несмотря на все сложности ситуаций, в которые попадает этот герой, он демонстрирует находчивость и изворотливость, не выходя за рамки физических возможностей реального человека.


Персонаж-сверхчеловек - персонаж, создаваемый актером-человеком с применением цифровых или натурных визуальных эффектов. Визуальные эффекты могут использоваться как для изменения облика персонажа (например, великан, вампир, гномик, чудовище Франкенштейна), так и для придания ему динамики движений, невозможной для обычного человека (Тринити, героиня фильма «Матрица», показывающая нереальную динамику во время сцены погони). Эта категория персонажей достаточно широка и охватывает многие из жанров. Так в фильме «Форест Гамп» бывший однополчанин Фореста Гампа предстает перед зрителем инвалидом, потерявшим ноги на войне. Персонажи этого типа характерны для фильмов военной тематики, поскольку для имитации различных ранений и травм обычно используются натурные или цифровые эффекты. Другим примером могут служить фантастические персонажи из трилогии «Властелин колец» режиссера П. Джексона (2001-2003), такие как орки, эльфы, гномы. Волшебник Гэндальф по сюжету, в силу расовых отличий более высокого роста, чем другие персонажи трилогии - хоббиты. Для того, чтобы добиться этого эффекта использовался целый ряд приемов визуальных эффектов, как цифровых, так и натурных. Другим примером использования персонажа этого типа может служить голова богатыря из фильма «Руслан и Людмила» режиссера А. Птушко (1972).


Натурный персонаж - персонаж, создаваемый с помощью натурных эффектов. К этой категории можно отнести насекомых, героев всех фильмов В. Старевича, Кинг-Конга, лилипутов из фильма «Новый Гулливер». Как уже упоминалось, первый натурный персонаж был создан в 1912 году для фильма «Завоевание полюса».

Часто для оживления (частично или целиком) самых различных персонажей, не имеющих анатомического сходства с человеком, используется актер-кукловод. Так, например, в телевизионном фильме «Прогулки с динозаврами» (телевизионный канал BBC, 1999) крупные планы голов динозавров, жующих листву, делались с помощью так называемых «чулок». «Чулок» это латексный пустотелый муляж головы, в который кукловод вставляет руки и, двигая ими, осуществляет анимацию персонажа.


Цифровой персонаж - персонаж, создаваемый с помощью цифровых эффектов, например: Джар Джар Бинкс («Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза»); доктор Аки Росс и другие персонажи фильма «Последняя фантазия: Духи внутри»; Горлум (трилогия «Властелин колец»); дракон, герой фильма «Сердце дракона» режиссера Р. Коэна (1996); кот Гарфилд из одноименного фильма «Гарфилд» режиссера П. Хьюита (2004).


Персонаж-ансамбль - персонаж, создаваемый ансамблем из актеров и визуальных эффектов. Наиболее показательным примером опыта создания такого персонажа можно считать героя фильма «Загадочная история Бенджамена Баттона». Также яркими примерами являются герои фильмов «Годзилла» и «Маска». Среди персонажей-животных наиболее показателен герой фильма «Бэйб: Четвероногий малыш» режиссера К. Нунена (1995), который создавался с помощью использования реального поросенка и цифровой модели.

Цифровые технологии открыли перед кинематографом широкий спектр новых возможностей, которые повлияли и на развитие персонажей, при этом разнообразие цифровых приемов отразилось в первую очередь на методах визуального воплощения. Поэтому автор посчитал необходимым проанализировать частные случаи «цифровых персонажей»:


Цифровой дублер - цифровой персонаж, подменяющий реального актера в трюковых сценах, или сценах, где участие человека невозможно. Примером могут служить общие планы элитной конницы Тамуджина в финальной битве фильма «Монгол», в которых и всадники и лошади были синтезированы на компьютере.


Клон - персонаж, которого играет реалистичная цифровая копия реально существующего или существовавшего человека. В истории кинематографа на сегодняшний момент существует два примера, когда актеры были реконструированы после смерти. Это Л. Оливье в фильме «Небесный капитан и мир будущего» режиссера К. Конрана (2004) и М. Брандо в фильме «Возвращение супермена» режиссера Б. Сингера (2006). Образ экс-президента США Дж. Буша был портретно реконструирован в фильме «Смерть президента» режиссера Г. Рэнджа (2006), а в короткометражном фильме «Гамлет» (РЕН-ТВ, 2002) были портретно реконструированы политики В. Путин, Б. Ельцин и В. Волошин. Американский канал Mini Movie Channel выложил в Интернет короткометражные фильмы, в которых фигурируют цифровые копии американских политиков и актеров: Б. Обама, Дж. Буш, Х. и Б. Клинтон, С. Джексон, М. Гибсон, К. Уинслетт и другие.


Гость - персонаж, портретный образ которого вводится в реальную хронику средствами цифровых эффектов. Так в фильм «Форест Гамп» были включены хроникальные кадры, в которых главный герой картины общался с президентом США Р. Рейганом и певцом Дж. Ленноном, подобный прием с ведущим был повторен в цикловой аналитической передаче Российского телеканала НТВ «Намедни».

Классификация по типу облика персонажа

Классификация по типу облика персонажа представляется автору следующей. В силу того, что подобная классификация предлагается впервые, автор понимает, что обозначение типов персонажей может быть в дальнейшем изменено, а классификация - подвергнута корректировке.


Человек - персонаж-человек, визуальный облик и физические возможности которого не выходят за рамки реального мира, при этом персонаж такого типа может действовать в фильме любого жанра, например: Индиана Джонс, Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, доктор Кроув ("Шестое чувство", реж. М. Шьямалан, 1999), доктор Аки Росс из фантастического фильма «Последняя фантазия: Духи внутри».


Сверхчеловек - персонаж-человек, визуальный облик и/или физические возможности которого выходят за рамки возможностей реального человека. Такой персонаж может иметь измененный, отличный от обычного человеческого, облик, как герой фильма «Франкенштейн», или, при наличии обычного облика реального человека, иметь специфические суперспособности, какими обладают герои сериала «Герои», которые могут летать, оживать после смерти или останавливать время и так далее. Возможны варианты, когда персонаж объединяет в себе и измененный облик и расширенную динамику.


Гуманоид - человекообразный персонаж, образ которого подразумевает облик, отличный от человеческого, но построенный на его основе. Эти персонажи являются выходцами из разных миров: сказочного, фантастического и мистического. Примеры гуманоидов из мистического мира: чудовище Франкенштейна, Дракула, Хэллбой («Хеллбой: Герой из пекла», реж. Г. дель Торо, 2004), демон («Затащи меня в ад», реж. С. Рэйми, 2009); фантастических гуманоидов: хищник («Хищник», реж. Дж. МакТирнан, 1987), роботы-андроиды из фильмов «Мегаполис», саги «Звездные войны», «Планета бурь» («Планета бурь». реж. П. Клушанцев, 1961), «Искусственный разум».


Животное - персонаж, являющийся реально существующим животным, например, Мухтар («Ко мне, Мухтар», реж. С. Туманов, 1964), Бетховен («Бетховен», реж. Б. Левант, 1992), Лесси («Лесси», реж. Д. Питри, 1994), Бейб.


Зооморф - персонаж, создаваемый на основе анатомии животного, но образ которого является выдуманным, таким как гигантская анаконда («Анаконда», реж. Л. Ллоса, 1997), Годзилла или Кинг-Конг.

В большинстве случаев анатомия зооморфа представляет собой компиляцию органов различных животных. Ярким примером такой компиляции является «шарктопус» («Шарктопус», телефильм, реж. Д. О’Брайен, 2010), помесь акулы и спрута, или животные, которых использовали всадники-орки вместо лошадей из трилогии «Властелин колец», явно похожи на компиляцию из головы волка и тела льва. Поэтому этот тип персонажа вплотную примыкает к следующему элементу классификации - метисам. Хотя метисы - более широкий класс, так как включают в себя не только животных, но и все остальные типы.


Метис - персонаж, образ которого является компиляцией других известных образов, например: кентавр, шарктопус, киборг-робокоп («Робокоп», реж. П. Верховен, 1987).


Существо - персонаж, образ которого является выдуманным, не имеющим прототипов в реальной жизни, например: робот, герой фильма «Короткое замыкание» режиссера Дж. Бэдэма (1986); робот-андроид из фильма «Я, робот», чужой, Солярис, Джар-Джар Бинкс, инопланетяне их фильма «Район №9» режиссера Н. Бломкампа (2009), Монстро.


Трансформер - персонаж, в основе образа которого лежит несколько обликов, например: человек-невидимка, оборотень, Халк, робот модель «Т-1000», Маска, герои фильмов «Дом большой мамочки», «Тутси», «Миссис Даутфайер», «Чокнутый профессор» режиссера Т. Шедьяка (1996).


Мультперсонаж - анимационный персонаж, оказавшийся в реальном мире, как например: кролик Роджер («Кто подставил кролика Роджера», реж. Р. Земекис, 1988), мультгерои фильма «Космический джем» режиссера Дж. Питки (1996), Гарфилд, малыш Стюарт («Стюарт Литтл», реж. Р. Минкофф, 1999), Скуби-Ду («Скуби-Ду», реж. Р. Госнелл, 2002).

Классификация по принадлежности к миру

Классификация по принадлежности к миру , из которого появился персонаж, может быть весьма условна, но мне кажется, что без нее классификация персонажей была бы неполной. Она включает в себя четыре типа персонажей: реальных, фантастических, сказочных и мистических.


Реальные персонажи - реальными персонажами являются все персонажи, которые родились в том же реальном мире, в котором живет зритель. Примером реального персонажа может служить герой боевиков, Джеймс Бонд, подробно рассмотренный ранее.


Фантастические персонажи - к фантастическим персонажам можно отнести инопланетян, клонов, мыслящих роботов и разумные компьютерные программы, то есть всех персонажей, пришедших из миров, в которых технический прогресс превосходит уровень технического развития нашего реального мира. При этом реальный мир, в котором обитает зритель, становится фантастическим с появлением в нем таких персонажей, как Монстро («Монстро», реж. М. Ривес, 2008), Терминатор, Человек-паук, Халк, Бэйб, Хэнкок («Хэнкок», реж. П. Берг, 2008) или герой фильма «Искусственный разум».


Сказочные персонажи - персонажи, населяющие фэнтэзийные и сказочные миры. Сказки стали едва ли не первыми сюжетами фильмов на заре кинематографа. От фильмов первой половины ХХ-го века: «Морозко», «Багдадский вор», «Руслан и Людмила», «Волшебник страны ОЗ», до современных: «Властелин колец», «Десятое королевство» («Десятое королевство», сериал, Sky One, NBC, 1999), серия фильмов о Гарри Поттере.


Мистические персонажи - персонажи, пришедшие из потустороннего мира или имеющие с ним непосредственную связь. К ним относятся вампиры и оборотни, демоны и ангелы, колдуны и ведьмы. Самыми яркими мистическими персонажами являются Дракула («Дракула», реж. Ф. Ф. Коппола, 1992), Вий («Вий», реж. Г. Кропачев, 1967), вернувшийся из небытия египетский царь из фильма «Мумия» («Мумия», реж. С. Соммерс, 1999), герой фильма «Призрак оперы» («Призрак Оперы», реж. Д. Литтл, 1989), различные виды зомби, которым посвящены множество фильмов и сериалов. С мистическими персонажами борются герои сериалов «Сверхестественное» («Сверхестественное», The WB Television Network, 2005-2010) и «Зачарованные» («Зачарованные», The WB Television Network, 1998-2006).

Необходимо оговориться, что в одном и том же фильме могут участвовать персонажи, родившиеся в разных мирах. Так в фильме «Чужой» наравне с фантастическим персонажем действуют реальные персонажи, перемещенные из реального мира в мир фантастический. Реальные персонажи являются определенной точкой отсчета для зрителя, какими бы фантастическими персонажами не был населен мир фильма. Трудно назвать хотя бы один игровой фильм, в котором отсутствовали ли бы реальные персонажи. Исключение составляют фильмы В. Старевича, которые, по-видимому, именно по этой причине и были причислены к жанру мультипликации.

Таким образом можно сделать вывод, что наличие реальных персонажей в аудиовизуальном произведении является необходимым условием отнесения его к категории игрового кинематографа. Анализ этой темы автор предполагает провести в дальнейших исследованиях.

Классификация персонажей массовых сцен

В фильмах, в которых используются массовые сцены, необходимые для создания атмосферы картины, для реализации этих сцен требуются большие скопления персонажей. Эти персонажи вынесены автором в отдельную классификацию в силу специфичности актерской задачи.

По методу реализации персонажей массовых сцен можно разделить на четыре категории: съемочные, размножаемые, натурные и цифровые.


Съемочные - большие скопления актеров массовых сцен, приглашаемых на съемочную площадку. Таким способом создавались войска в фильме «Война и мир» («Война и мир», реж. С. Бондарчук, 1965). Этот метод оказался не только дорогостоящим, но и существенно замедлял съемочный процесс, так как требовал управления большими группами людей. Поэтому специалисты искали другой способ создания людских масс.

Такой способ был найден - размножение.

Размножаемые - многократное тиражирование небольших групп съемочных персонажей. Изначально было разработано размножение персонажей с помощью линзовых или зеркальных оптических систем. Но несовершенство метода было очевидным, так как зритель замечал границы между размножаемыми областями.

Размножение актеров массовых сцен стало возможно с появлением компьютерных технологий. Так демонстранты в фильме «Форест Гамп» были размножены с помощью цифровых технологий. Таким же методом размножались войска в фильмах «Монгол», «Турецкий гамбит» и многих других.

Натурные - замена актеров массовых сцен на макеты или манекены, создаваемые средствами натурных спецэффектов. В фильме «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза», в сцене гонки, зрители, сидящие на трибунах, были созданы из маленьких кусочков дерева размером чуть больше спички. Эти микроманекены были укреплены на пружинках и обдувались струей воздуха их вентилятора, благодаря которой они приходили в хаотичное движение.

Цифровые - внедрение в кадр больших групп анимированных цифровых персонажей. В том же фильме, «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза», в финале, толпы народа стекаются ко дворцу праздновать победу. Для создания реалистичности была разработана специальная программа «Массив», которая позволяла задать каждому цифровому персонажу цель. Также в трилогии «Властелин колец» с помощью цифровых технологий были синтезированы массовые батальные сцены. Развитие цифровых технологий и их удешевление позволили использовать цифровых актеров массовых сцен не только в высокобюджетных кинофильмах, но и в сериалах. Так в сериале «Ходячие мертвецы» («Ходячие мертвецы», AMC, 2010), вышедшем на телеэкраны в 2010 году, массы бредущих зомби второго плана являются цифровыми актерами.

И в заключение

Из исторического обзора развития способностей персонажей и приведенной классификации видно, что визуальные эффекты начали оказывать влияние на персонажа уже на ранних этапах истории кинематографа и всегда сопутствовали персонажу, помогая ему в реализации поставленных перед ним нарративных задач.


Вспыльчивый персонаж.

Цундере - происходит слово от "цун-цун", что означает - "отвращение", и "дере-дере", что означает - "влюбленность". Такие персонажи изначально предстают как неприятные, нередко самовлюбленные, вспыльчивые, очень гордые и эгоистичные типажи, но на протяжении сюжета раскрывают в себе "светлую", хорошую сторону характера.
Фактически, суть цундере сводится к смене своего отношения к окружающим от наглого и хамоватого к сентиментальном и любящему за короткий промежуток времени, несколько минут. В особо запущенных случаях цундере переходит из "цун-цун" в "дере-дере" и наоборот несколько раз в секунду.
Как вариант, в обществе ведёт себя замкнуто, сурово, относится ко всем презрительно и равнодушно, а наедине с собой герой становится чувствительным и нежным.
В большинстве случаев неопытен в отношениях с противоположным полом, при человеке, который нравится цундере краснеет, начинает заикаться и т.д.
Как Вы поняли с перевода названия этого типа выше, то порой подобные изменения в характере персонажа этого типа могут быть из-за влюблённости.
Нередко персонажи этого типажа выглядят непобедимыми. Некоторые стараются завести много друзей. Некоторые склонные к сквернословию/слишк- ом грубым выражением. Большинство персонажей этого типа преспокойно применяют физическую силу чтобы облагоразумить кого-либо.

Цунахо, альтернативное название - цунбака или более нейтрально - цундодзи - эти персонажи очень хотят казаться плохими, но из-за неуклюжести, а часто и недалекости всегда все путают, роняют вещи, падают сами и вообще ведут себя комично. Подтип цундере.

Цунтере - это более открытый (и моэйный вид) цундере. "Тереру" означает "застенчивый". То есть, цундере, который пытается казаться холодным и неприступным, но из-за собственной застенчивости иногда выдает настоящие чувства. Таким образом становится видно, что персонаж на самом деле "дере-дере". Подтип цундере.

Цунгире - "гире" происходит от «киреру» (короткое замыкание, означающее такое состояние ума как «заклинило/перемкну- ло»). Если разозлить этого персонажа, то... Лучше не надо. Если этот персонаж холоден с Вами, а Вы не спешите узнать, с чего бы это такое отношение, то это может привести его к нервному срыву с непредсказуемыми последствиями. Спешите узнать у него причину не взирая на трудности. Пока ещё не поздно узнайте его "дере" сторону. Не оставляйте его в покое!
На первый взгляд иногда сложно отличить цунгире от яндере, но вспышка ярости и безумие - всё же разные вещи.
Иногда цунгире это цундере, не имеющий объекта любви. Например, она ведет себя как "цун-цун" с большинством окружающих, но как "дере-дере" с близкими и друзьями, тогда как большинство цундере зачастую проявляют "дере-дере" по отношению к определённому человеку противоположного пола.
Непробиваемый человек, любому готов дать отпор и наверняка в детстве любил подраться, однако, только с самым близким человеком он открываете свою более добрую сторону. Он не стремится заводить друзей и вообще вокруг его только те, кто сами к нему подошли и ему понравились. Стать его другом сложно, но возможно. Подтип цундере.

Цунсюн - подвид цундере, но в отличии от самих цундере, такой персонаж сначала ляпнет гадость не подумав, а потом из-за этого в депрессию. Возможно, такой персонаж упрекает себя в излишней, как ему кажется, эмоциональности. Подтип цундере.

Цундора - буквально означает "тундра". Это наиболее замкнутый и мрачный тип персонажа, ледяной. Холоднее, чем "Снежная королева", но если не узнать за что такая милость - копай могилу. Растает и... Взорвется. Подтип цундере.

Обычный японский школьник(ОЯШ) - он чаще всего носит очки, причём большие круглые или квадратные. Внешность его самая, что ни на есть стандартная: волосы тёмные, глаза тёмные, характер - ровный, возраст - период полового созревания.

Обычный японский школьник может быть в любом жанре - в сенене, мистике, гаремнике или фантастике, и что самое обидное для необычных японских школьников - обычный японский школьник чаще всего бывает главным героем. Его заставляют спасать мир, или отбиваться от толпы сохнущих по нему девчонок (и что они в нём находят?), он может быть мегасилен, но таковым не выглядеть - мешают очки и ровный невыразительный характер. ОН краснеет при виде женской груди и заикается, когда нужно признаться в любви.

Кавайный/Кавайная - «милый», «прелестный», «хорошенький», «славный», «любезный». В японском языке «каваий» также может относиться к чему-либо, что выглядит маленьким, иногда имея двойное значение «прелестный» и «маленький». Слово также может использоваться для описания взрослых, демонстрирующих ребяческое или наивное поведение.

Бисёдзё - термин, обычно относящийся к молодым красивым девушкам, чаще школьницам старших классов. В аниме и манге, особенно среди западных отаку, термин может использоваться для обозначения стереотипного женского персонажа - красивой молодой девушки, сюжета с такими персонажами, определённого стиля изображения таких персонажей.

Moэ - кавайные персонажи которые вызывают не просто умиление, а влечение. Сам термин «Моэ» означает обожание (иногда в прямом смысле слова), едва ли не фетешизацию, чего или кого либо из анимемангиигр. В раздел моэ входят некоторые типажи, вроде меганекко - девушек в очках, петтанко - персонажи, которые делают сильный акцент (или акцент делается со стороны) на их плоской груди, доджикко - неуклюжие девушки, да и вообще названий типажей внешности и поведения не счесть.

Бисёнэн - слово обозначающее идеально красивого молодого человека. За пределами Японии обычно используется отаку для обозначения стереотипного шаблона мужских персонажей манги и аниме, который применяется в основном в жанрах сёдзё, сёнэн-ай, или яое.

Персонаж, попадающий под определение бисёнэна, как правило, молод, женственно красив, не обладает выраженной мускулатурой. Часто одевается в подчёркнуто элегантную и непрактичную одежду, имеет волосы необычного цвета. Характер бисёнэна может быть различным в зависимости от сюжета произведения.

Стереотип бисёнэна весьма популярен среди девушек, что отчасти связано с эмансипацией и отождествлением женственного мужчины со свободной и независимой женщиной, а отчасти с уникальным понятием прекрасного в японской культуре.

Мэганэкко - типичная девушка в аниме, отличием которой является то, что она носит очки. Довольно часто встречается такое развитие: если она переходит на контактные линзы, то все и каждый внезапно осознают её красоту.

Мэганэ-кун (Megane-kun) - мальчик в очках.

Бакуню (bakunyuu) - особенность дизайна, заключающаяся в том, что героиня аниме или манги изображается с намеренно преувеличенными (и часто выходящими за рамки жизненных реалий) размерами грудей. Наиболее богаты такими художественными приемами эротические жанры аниме.

Мэйд (maids, meido) - служанка. Один из типичных вариантов дизайна аниме-героинь, призванный сочетаться с образом «сэксуальной прислужницы». Данный феномен со временем стал настолько распространен в аниме-индустрии, что начали появляться целые сериалы, полностью посвященные тематике служанок (например, He is My Master и Hanaukyo Maids Team), тем самым делая мэйдо практически полноценным поджанром аниме и манги.

Чиби (Chibi) - стиль, изображающий людей в уменьшенном, по сравнению с обычным, видом. Неотъемлемой чертой стиля является непропорциональность - увеличенная голова и глаза, укороченные руки-ноги, иногда без кистейстоп и пальцев. Прорисовка эмоций таких персонажей тоже сильно упрощается. Чибики очень похожи на детей, вследствии чего просто детей тоже называют чибиками.

Кэмономими (Kemonomimi) - буквально «ушки животных». Стиль рисовки, в котором люди имеют ушки (иногда и хвост, реже лапы, носы и т.п.) определенного животного. Например, Некомими - девушка (или парень) с ушками кошки, Кицунемими - с ушками лисы и т.д.

Цундере (Tsundere) - происходит слово от цунцун (tsuntsun), что означает - отвращение, и дередере (deredere), что означает - влюбленность. Такие персонажи изначально предстают как неприятные, нередко самовлюбленные и эгоистичные (видели когда-нибудь в аниме т.н. «принцесс», ojou-sama, девочек из богатых семей) типажи, но на протяжении сюжета раскрывают в себе «светлую», хорошую сторону характера, в большинстве случаев - под воздействием объекта любви. Они изначально сторонятся этого самого объекта и всячески дают понять свое к нему отвращение, но маскировка рано или поздно рушится. Это классическое определение цундере. Неклассические цундере могут быть похожи на обычных, ничем не выделяющихся людей, но выдающих типаж, резко выходя из себя при малейшем подстрекании, либо же при контакте с пресловутым объектом любви.

Махо-сёдзё - «девушка-волшебница». Основной сюжетной особенностью махо-сёдзё является главный персонаж - девочка, или молодая девушка, обладающая некими сверхъестественными способностями,которые она использует для борьбы со злом, защиты Земли, слабых и тому подобных действий. Иногда присутствуют несколько девушек, обладающих различными способностями и как правило работающих в одной команде. Наиболее характерные представители этого поджанра манги и аниме «Сейлор Мун» (первый сериал, где таких персонажей несколько), «Cardcaptor Sakura», «Tokyo Mew Mew», «Magic Knight Rayearth», «Pretty Sammy» и «Futari wa Pretty Cure». Первым аниме-сериалом в жанре махо-сёдзё стал «Mahou Tsukai Sally», вышедший в 1966 году. Девушки-волшебницы также известны в Японии как мадзёкко или «девушки-ведьмы».

Существует и аналогичный поджанр махо сёнэн («юноши-волшебники»), где используются схожие линии, с изменённой гендерной направленностью, то есть главный герой - юноша (в качестве примера можно назвать «DNAngel»), однако он значительно реже используется в качестве главной сюжетной линии.

Также следует отличать жанр махо-сёдзё и от поджанра махо канодзё («подружка-волшебница»), где главным героем является мальчик или юноша, у девушки которого обнаруживаются сверхъестественные способности.

Яндере (Yandere) - сокращение от yanderu deredere, «яндеру» означает, если быть максимально точным, «больной» (на голову). В общем, «полоумная(ый) дередере». Попрошу сразу уяснить, что не истеричная (ый), а полоумная (ый)! Это разные вещи.

Собственно суть яндере заключается в чрезмерной привязанности к объекту любви, доходящем до фанатизма. Так сказать, обратная сторона цундере. Такие персонажи в обычном своем состоянии (в классическом определении) вполне себе милые и от дередере неотличимы, но при попытке впутать в романтику начинют сходить с ума, преследовать объект любви и ревновать его/её ко всему, что движется. Ну, и разумеется, пытаться ему/ей угодить во всем. В общем, классические яндере - параноидальные прилипалы. И не дай вам Ями-сама попробовать им изменить - в классическом своем определении они тут же будут тянуть руки к острым предметам.

Неклассическое определение яндере - это немного (или много) полоумные дередере. Они могут считать себя нелюдями, по-странному себя вести, но все это вертится вокруг противоположного пола. Если девушка шарахается парней и не упускает случая в порядке самозащиты их бить, то это тоже яндере.

Цунахо (Tsunaho), альтернативное название - цунбака (Tsunbaka) или более нейтрально - цундодзи (Tsundoji), - это особый вид цундере, который вкратце описать можно как «позер от цундере». Этот типаж действительно пытается быть нехорошим, однако ввиду врожденной неуклюжести и глупости всегда все путает, роняет вещи и вообще ведет себя более чем комично. Нехорошо, конечно, смеяться над чужими проблемами, но здесь уж ничего не поделаешь, правда.

Цунтере (Tsuntere) - это более неприкрытый вид цундере. «Тереру», tereru означает «застенчивый». Иными словами, цундере, которая (а бывает, и который!) не может быть холодным до самого конца и нет-нет да выдаст свои чувства. Происходит потому, что типаж обладает застенчивостью, достаточной для открытия дередере-стороны.

Цундора (Tsundora) в буквальном переводе значит «тундра», которая со снегом и с лесом. Это более замкнутый и негативный тип персонажа, негостеприимный, как тундра. Пробудить дередере-сторону у такого типажа очень и очень сложно.

Цунгире (Tsungire) - ещё более опасный тип цундере, называющийся по аналогии с «киреру» (kireru), что означает - короткое замыкание. Опасный он потому, что если не доводить до цунцун-стороны, то вам же лучше. Потому что если довести, то может сорваться и учинить истерику. Нельзя путать их с последующим типажом яндере, потому что истерика и полоумность - разные вещи. Вскрыть же дередере-сторону у такого типажа несложно - надо просто спокойно сделать это без лишних движений, и тогда проблемы отойдут сами собой. Если не сделать этого - истерика гарантирована. Секай из School Days может подойти под описание, хоть она больше янгире.

Цунцун (Tsuntsun) в данной трактовке будет означать необщительного мизантропа, который не особо-то и собирается становиться добрым. Такие персонажи нечасто попадаются, но, что характерно все злодеи, не перешедшие на сторону добра (Lawful - Neutral - Chaotic Evil) попадают под определение с поразительной точностью.

Дередере (Deredere) соответсвенно будет означать доброго и милого персонажа, самую малость скромного и в меру оптимистичного. Таких много, хотя бы в одной бисёдзё-гейм будет такая. Да и среди парней таких пруд пруди. Только надо быть осторожным в классификации, или же вас ждет неприятный сюрприз в виде замедленного типажа или того же цундере.

Кудере (Kuudere), что является сокращенным англицизмом cool deredere (cool в значении «прохладный») - это не такое уж и старое слово, означающее хладнокровный и равнодушный типаж. Видели когда-нибудь персонажей, сидящих с книгой в углу, ни с кем не общающихся или же наоборот, вставляющих свое веское «фи» во все, что творится вокруг них, причем всегда к месту? Вот это и есть кудере. Зачастую умные (хотя ввиду особенностей типажа, бывают и не очень - но только потому, что страдают от хронической лени) и дередере-сторону раскрывают, только если вы такому персонажу понравитесь. Опять же, такой типаж не лишен эмоций, но в себе их крепко задерживает и наружу не являет. Впрочем, если эти оковы ослабнут, кудере может разрыдаться или засмеяться вполне спокойно. Кудере очень часто рисуют с волосами синего оттенка, это своеобразный штамп.

Дандере (Dandere) - сокращенное danmari deredere, что означает «стеснительная/ый дередере». Данмари само по себе значит «молчание», но причины молчания дандере отличаются от оных у кудере. Молчит дандере только потому, что стесняется. Да, это типаж социофобов, которые замкнуты в себе только потому, что стесняются, но хотели бы быть коммуникабельными. Обычно при контакте с определенным персонажем, по большей части - с объектом любви, становятся вполне обычными дередере, но даже в таком случае скованность и стеснительность останутся. Но не думайте, что дандере нельзя разозлить, нет - если это сделать, то можно даже пожалеть об этом, так как накопленные эмоции могут выйти не так и с непредсказуемыми последствиями.

Янгире (Yangire) строится по аналогии с цунгире. Но здесь истеричность накладывается на полоумность, и получается ходячий армагеддон. Бессмысленные и беспощадные маньяки, которые могут повернуться умом абсолютно на пустом месте. Такие персонажи, как нередко и яндере, идут в комплекте с темным прошлым. Но если особо постараться, можно вынести и общение с таким типажом, только игра в данном случае не стоит свеч, и замкнуть такой типаж проще некуда. Лучше вообще не трогать.

Вообще по той же аналогии можно наблюдать и янбаку, которая будет все делать наперекосяк. Но это уже немного неканонично. Впрочем, кого волнуют каноны?

Генки (Genki) - это оптимистичные и гиперактивные персонажи. Как правило, они являются центром компании, быстро заводят друзей, являются экстравертами и опять же подразделяются на две ветви. Первый тип генки - это более-менее сообразительный типаж, мы будем просто именовать их «умными генки», которые помимо гиперактивности ухитряются мыслить со скоростью действий. А что касается второго типажа, будем именовать их «бака-генки», то вы все их видели - это сносящие все подряд сумасшедшие комки энергии. Впрочем, не всегда бака-генки должны быть действительно идиотами, некоторые из них имеют весьма неплохой ум, вот только соображают они, мягко скажем, особенно.