Что такое классическая литература определение. Классическая литература в современном мире

(оценок: 28 , среднее: 4,29 из 5)

В России литература имеет свое направление, отличающееся от любого другого. Русская душа загадочна и непонятна. Жанр отражает в себе и Европу, и Азию, поэтому лучшие классические русские произведения необыкновенны, поражают душевностью и жизненностью.

Главное действующее лицо — душа. Для человека не важно положение в обществе, количество денег, ему важно найти себя и свое место в этой жизни, найти истину и душевное равновесие.

Книги русской литературы объединены чертами писателя, владеющим даром великого Слова, полностью посвятившим себя этому искусству литературы. Лучшие классики видели жизнь не плоско, а многогранно. Они писали о жизни не случайных судеб, а выражающих бытие в его самых уникальных проявлениях.

Русские классики настолько разные, с разными судьбами, но объединяет их то, что литература признана школой жизни, способом изучения и развития России.

Русская классическая литература создавалась лучшими писателями из разных уголков России. Очень важно то, где родился автор, ведь этого зависит его становление как личности, его развитие, а также это влияет на писательское мастерство. Пушкин, Лермонтов, Достоевский родились в Москве, Чернышевкий в Саратове, Щедрин в Твери. Полтавщина на Украине — родина Гоголя, Подольская губерния – Некрасова, Таганрог – Чехова.

Три великих классика, Толстой, Тургенев и Достоевский, были абсолютно непохожими друг на друга людьми, имели разные судьбы, сложные характеры и великие дарования. Они сделали огромный вклад в развитие литературы, написав свои лучшие произведения, которые до сих пор будоражат сердца и души читателей. Эти книги должен прочитать каждый.

Еще одно важное отличие книг русской классики – высмеивание недостатков человека и его образа жизни. Сатира и юмор – главные черты произведений. Однако многие критики говорили о том, что это все клевета. И лишь настоящие ценители видели, насколько персонажи одновременно и комичны, и трагичны. Такие книги всегда цепляют за душу.

У нас вы можете найти лучшие произведения классической литературы. Вы можете скачать бесплатно книги русской классики либо читать онлайн, что очень удобно.

Представляем вашему вниманию 100 лучших книг русской классики. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Данная литература известна каждому и признана критиками со всего мира.

Конечно, наш список книг топ 100 – всего лишь небольшая часть, собравшая в себя лучшие работы великих классиков. Его можно продолжать очень долго.

Сто книг, которые должен прочитать каждый, чтобы понять не только то, как раньше жили, какие были ценности, традиции, приоритеты в жизни, к чему стремились, а узнать в целом, как устроен наш мир, насколько светлой и чистой может быть душа и как она ценна для человека, для становления его личности.

В список топ 100 вошли самые лучшие и самые известные работы русских классиков. Сюжет многих из них известен еще со школьной скамьи. Однако, некоторые книги трудно понять в юном возрасте, для этого нужна мудрость, которая приобретается с годами.

Конечно, список далеко не полный, его можно продолжать бесконечно. Читать такую литературу – одно удовольствие. Она не просто чему-то учит, она кардинально меняет жизни, помогает осознать простые вещи, которые мы порой даже не замечаем.

Надеемся, наш список книг классики русской литературы пришелся вам по душе. Возможно, вы уже что-то читали из него, а что-то нет. Отличный повод составить свой личный список книг, свой топ, которые вы бы хотели прочитать.

Классическая литература

Классическая литература - корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Понятие классики в литературе складывается в три последних столетия античности : оно обозначало определённую категорию писателей, которые по не всегда ясным причинам (в силу древности или авторитета в глазах просвещённых людей) считались достойными служить образцами и наставниками во всём, что касается владения словом и получения знаний. Первым классическим автором безусловно считался Гомер . «Одиссея » и «Илиада » уже в классический период развития Греции (V в. до н. э.) считались недостижимой драматической вершиной (понятие «драмы» у древних греков было практически тождественно понятию литературы в целом). В V-VIII веках н. э. сложился канонический список auctores (буквально: «поручителей»), обладающих auctoritas , - текстов, определявших нормы и теории, что передавались в процессе обу­чения. Канон этот не был абсолютно незыблемым; однако в разных школах он варьируется минимально, и ядро его остаётся постоян­ным. По мере приближения к XIV веку возникает тенденция к расширению списка. Наряду с поэтами и прозаиками эпохи Августа в эти перечни включаются писатели более поздних эпох, а также представители язычества и христианства IV, V, а иногда и VI и VIII веков. Все эти «авторы » служат общим, как бы обезличенным достоянием; их постоянно цитируют<, им подражают, их разрезают на сентенции , к ним сочиняют глоссы .

Современный смысл понятия «классическая литература» уходит корнями в Эпоху Возрождения, когда в процессе секуляризации европейской культуры писатели обратили своё внимание на античных авторов. Результатом этого явилась эпоха классицизма в литературе, во время которой писатели подражали греческим драматургам, прежде всего Эсхилу , Софоклу и Эврипиду . Канон классической драмы описан в работе Николя Буало «Поэтическое искусство». С тех пор в узком смысле слова «классическая литература» означает всю античную литературу. В широком смысле слова понятие «классический» стало употребляться по отношению к любому произведению, которое задало канон для своего жанра. Так появилась классика романтизма (Байрон), классика модернизма (Пруст , Джойс), классика массового романа (Дюма), и так далее.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Классицизм (Россия)
  • Классическая культура Веракрус

Смотреть что такое "Классическая литература" в других словарях:

    КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - В тесном смысле слова: литература древних греков и римлян. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В тесном смысле: литературы древних греков … Словарь иностранных слов русского языка

    Литература Таджикистана - литература на таджикском языке. Кратко Письменные и устные произведения, составляющие литературу, сложились на территории современного Таджикистана в 16–20 веках. Таджикскую литературу, возможно, более, чем какие либо другие, кроме иранских,… … Википедия

    Литература Турции - литературные произведения, созданные на территории Анатолии, часть культуры Турции. Содержание 1 Древнетюркский период 2 Мусульманский период … Википедия

    ЛИТЕРАТУРА - это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Классическая точка зрения - Классика (от лат. classicus образцовый) Классика период в истории древнегреческого искусства (V в. до н. э. сер. IV в. до н. э.). Классика в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Возникший в… … Википедия

    Классическая гитара - Классификация … Википедия

    Классическая культура Веракрус - и другие важные поселения классической эры … Википедия

    Классическая цивилизация Веракрус - Классическая культура Веракрус и другие важные поселения классической эры Пирамида ниш, Эль Тахин Серия стенных рельефных изображений с Южного стадиона для игры в мяч в Эль Тахине, изображающая прин … Википедия

    Классическая школа уголовного права - Классическая школа уголовного права направление в уголовно правовой науке, появившееся в XVIII веке. Среди основных положений, выдвигаемых сторонниками данной школы, можно назвать признание уголовного закона единственным актом, который… … Википедия

    Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского - Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского … Википедия

Книги

  • Классическая литература Востока , . Большинство статей сборника посвящены малоизученным проблемам классических восточных литератур - арабской, индийской, иранской, китайской и др. Статьи содержат критический анализ текстов,… Купить за 90 руб
  • Классическая литература для детей. А. С. Пушкин «Капитанская дочка " , Творческий коллектив программы «Хочу всё знать». Вместе с литературоведом, доктором филологических наук Евгением Викторовичем Жариновым мы поговорили о бессмертной повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»! Испытывал ли царь Николай I…

Словосочетания «высокая (или строгая) литература», «литературный верх» не обладают полнотой смысловой определенности. Вместе с тем они служат логическому выделению из всей «литературной массы» (включающей в себя и конъюнктурные спекуляции, и графоманию, и, по выражению американского ученого, «пакостную литературу», какова порнография) той ее части, которая достойна уважительного внимания и, главное, верна своему культурно-художественному призванию. Некий «пик» этой литературы («высокой») составляет классика–та часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы.

Слово «классический» (от лат . classicus – образцовый) используется искусствоведами и литературоведами в разных значениях: классики как писатели античности противопоставляются авторам Нового времени, а представители классицизма (тоже именуемые классиками) – романтикам; в обоих этих случаях за словом «классический» стоит представление о порядке, мере, гармонии. В этом же смысловом русле литературоведческий термин «классический стиль», который связывается с представлением о гармонической цельности и мыслится как своего рода ориентир для каждой национальной литературы (в русской словесности классический стиль наиболее полно воплощен в творчестве Пушкина).

В словочетании же художественная (или литературная) классика содержится представление о значительности, масштабности, образцовости произведений. Писатели-классики – это вечные спутники человечества. Литературная классика являет собой совокупность произведений первого ряда . Она, как правило, опознается лишь извне, со стороны, из другой, последующей эпохи. Классическая литература (и в этом ее суть) активно включена в межэпохальные (трансисторичекие) диалогические отношения.

Поспешное возведение автора в высокий ранг классика рискованно и далеко не всегда желательно, хотя пророчества о будущей славе писателей порой оправдываются (вспомним суждения Белинского о Лермонтове и Гоголе). Говорить, что тому или иному современному писателю уготована судьба классика, подобает лишь предположительно, гипотетически. Автор, признанный современниками, – это лишь «кандидат» в классики. Вспомним, что предельно высоко оценивались в пору их создания произведения не только Пушкина и Гоголя, Л. Толстого и Чехова, но и Н.В. Кукольника, С.Я. Надсона, В.А. Крылова (популярнейшего драматурга 1870–1880-хгодов). Кумиры своего времени – еще не классики. Бывает (и примеров тому немало), что «появляются литераторы, которые художественно-неосмысленным мнением и беспредметно-обывательским вкусом публики поднимаются на несоответственную и не принадлежащую им высоту, при жизни объявляются классиками, помещаются неосновательно в пантеон национальной литературы и затем, иногда еще при жизни (если они живут долго) – бледнеют, отцветают, стушевываются в глазах новых подрастающих поколений». Вопрос о том, кто достоин репутации классика, как видно, призваны решать не современники писателей, а их потомки.

Границы между классикой и «неклассикой» в составе строгой литературы прошлых эпох размыты и изменчивы. Ныне не вызовет сомнений характеристика К.Н. Батюшкова и Б.А. Баратынского как поэтов-классиков, но долгое время эти современники Пушкина пребывали во «втором ряду» (вместе с В.К. Кюхельбекером, И.И. Козловым, Н.И. Гнедичем, заслуги которых перед отечественной словесностью бесспорны, но размах литературной деятельности и популярность у публики не так уж велики).

Вопреки широко бытующему предрассудку художественная классика отнюдь не является некой окаменелостью. Жизнь прославленных творений исполнена нескончаемой динамики (при всем том, что высокие репутации писателей сохраняют стабильность). «Каждая эпоха, –писал М.М. Бахтин, –по-своему переакцентирует произведения ближайшего прошлого. Историческая жизнь классических произведений есть, в сущности, непрерывный процесс их социально идеологической переакцентуации». Бытование литературных произведений в большом историческом времени сопряжено с их обогащением. Их смысловой состав способен «расти, досоздаваться далее»: на «новом фоне» классические творения раскрывают «все новые и новые смысловые моменты».

При этом прославленные творения прошлого в каждый отдельный исторический момент воспринимаются по-разному, нередко вызывая разногласия и споры. Вспомним широчайший диапазон трактовок пушкинского и гоголевского творчества, разительно не похожие одна на другую интерпретации трагедий Шекспира (в особенности «Гамлета»), бесконечно разнообразные прочтения образа Дон Кихота или творчества И.В. Гете с его «Фаустом», чему посвящена знаменитая монография В.М. Жирмунского. Бурю обсуждений и споров вызвали в XX в. произведения Ф.М. Достоевского, в особенности–образ Ивана Карамазова.

Пребывание литературы в большом историческом времени отмечено не только обогащением произведений в сознании читателей, но и серьезными «смыслоутратами». Для бытования классики неблагоприятны, с одной стороны, авангардистское небрежение культурным наследием и произвольная, искажающая модернизация прославленных творений – их прямолинейное осовременивание, с другой стороны – омертвляющая канонизация, догматическая схематизация авторитетных произведений как воплощений окончательных и абсолютных истай (то, что называют культурным классицизмом ). Подобная крайность в отношении классики неоднократно оспаривалась.

В составе литературной классики различимы авторы, которые обрели всемирную непреходящую значимость (Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Достоевский), и национальные классики – писатели, имеющие наибольшую авторитетность в литературах отдельных народов (в России это плеяда художников слова, начиная с Крылова и Грибоедова, в центре которой – Пушкин).

Инструкция

Элитарная культура включает произведения разных видов искусства: литература, театр, кино и т.д. Поскольку ее понимание требует определенного уровня подготовки, то она имеет очень узкий круг ценителей. Не все понимают картины Пабло Пикассо и Анри Матисса, фильмы Андрея Тарковского и Александра Сокурова. Особый тип мышления необходим для понимания произведений Франца Кафки или романа Джеймса Джойса «Улисс». Творцы элитарной культуры, как , не пытаются добиться высоких гонораров. Гораздо более ценной для них является творческая самореализация.

Потребителями элитарной культуры становятся люди с высоким образовательным уровнем и развитым эстетическим вкусом. Многие из них сами являются творцами произведений искусства или их профессиональными исследователями. Прежде всего, речь идет о писателях, художниках, искусствоведах, литературных и художественных критиках. Также в этот круг входят знатоки и ценители искусства, постоянные посетители музеев, театров и концертных залов.

При этом произведения одних и тех же видов искусства могут принадлежать как к элитарной, так и к массовой культуре. К примеру, классическая музыка к элитарной культуре, а популярная – к массовой, фильмы Тарковского – к элитарной, а индийские мелодрамы – к массовой и т.п. В то же время, существуют литературные жанры, которые всегда относятся к массовой культуре и вряд ли когда-нибудь перейдут в разряд элитарной. Среди них – детективы, дамские романы, юмористические рассказы и фельетоны.

Иной раз случаются любопытные того, как произведения, относящиеся к элитарной культуре, могут, при определенных условиях, перейти в разряд массовых. Например, музыка Баха – это, бесспорно, явление элитарной культуры, но, если она используется в качестве сопровождения к программе фигурного катания, то автоматически превращается в продукт массовой культуры. Или совершенно противоположный : многие произведения Моцарта для своего времени были, скорее всего, «легкой музыкой» (т.е. могли бы быть отнесены к массовой культуре). А сейчас они воспринимаются, скорее, как элитарной.

Большинство произведений элитарной культуры первоначально носят авангардный или экспериментальный характер. В них используются средства, которые станут понятны массовому сознанию спустя несколько десятилетий. Иногда специалисты даже называют точный срок – 50 лет. Иными словами, образцы элитарной культуры на полвека опережают свое время.

Связанная статья

Термин «классическая музыка» порой трактуется чрезвычайно широко. К ней относят не только творения выдающихся композиторов прошлых лет, но и ставшие всемирно известными хиты популярных исполнителей. Тем не менее существует строго аутентичное значение «классики» в музыке.

В узком смысле классической музыкой называется довольно короткий период в истории этого искусства, а именно, XVIII век. Первая половина восемнадцатого века ознаменовалась творчеством таких выдающихся композиторов как Бах и Гендель. Принципы классицизма как построения произведения в строгом соответствии с канонами развил в своих произведениях Бах. Его фуга стала классической – то есть образцовой – формой музыкального творчества.

А после смерти Баха в истории музыки открывается новый этап, связанный с Гайдна и Моцарта. На смену достаточно сложному и тяжеловесному звуку пришла легкость и стройность мелодий, изящество и даже некоторое кокетство. И тем не менее, это все еще классика: в своем творческом поиске Моцарт стремился найти идеальную форму.

Произведения Бетховена представляют собой стык классической и романтической традиции. В его музыке страсти и чувства становится гораздо больше, чем рассудочной каноники. В этот период становления европейской музыкальной традиции сформировались основные жанры: опера, симфония, соната.

Широкая трактовка термина «классическая музыка» подразумевает творчество композиторов прошлых эпох, которое выдержало испытание временем и стало эталоном для других авторов. Иногда под классикой подразумевают музыку для симфонических инструментов. Наиболее же четким (хотя и не получившим широкого распространения) можно считать классической музыки как авторской, четко прописанной и подразумевающей исполнение в заданных рамках. Однако некоторые исследователи призывают не путать академическую (то есть зажатую в определенные рамки и правила) и классическую музыку.

В оценочном подходе к определению классики, как наивысших достижений в истории музыки, скрыта возможная . Кого считать лучшим? Можно ли причислить к классике мастеров джаза, The Beatles, The Rolling Stones и других признанных авторов и исполнителей? С одной стороны, да. Именно так мы и делаем, когда называем образцовыми. Но с другой, в эстрадно-джазовой музыке нет строгости авторского музыкального текста, характерного для классики. В ней, напротив, все строится на импровизации и оригинальных аранжировках. В этом между классической (академической) музыкой и современной пост-джазовой школой пролегает принципиальное различие.

Видео по теме

Видео по теме

Источники:

  • Что такое культура? Определение слова культура. Значение слова культура и фото

Существует несколько видов литературы, каждый из которых обладает своими особенностями. Так, под классической литературой понимают произведения, которые считаются образцовыми для той или иной эпохи.

История термина

Классическая - довольно обширное понятие, поскольку к данному виду относятся произведения разных эпох и жанров. Это общепризнанные произведения, считающиеся образцовыми для эпох, в которые они были написаны. Многие из них входят в обязательную программу.

Понятие классики сложилось в три последние века эпохи античности. Тогда оно обозначало определенных писателей, которые по разным причинам считались образцами и для подражания. Одним из первых таких классиков был древнегреческий поэт Гомер - автор «Илиады» и «Одиссеи».

В 5-8 веках н.э. сложился авторов текстов, которые определяли передаваемые в процессе обучения теории и нормы. В разных школах этот канон отличался минимально. Постепенно данный список пополнялся новыми именами, среди которых были представители языческой и христианской веры. Эти авторы стали культурным достоянием общественности, которым подражали и которых цитировали.

Современный смысл понятия

В период Эпохи Возрождения европейские писатели обратили свой взор на авторов античности, вследствие освобождения светской культуры от чрезмерного давления . Результатом этого в литературе стала эпоха , при которой стало модным подражать древнегреческим драматургам, таким как Софокл, Эсхил, Эврипид, и следовать канонам классической драмы. Тогда под термином « » в узком смысле стала подразумеваться вся античная литература.

В широком же смысле классическим стали называть любое произведение, создавшее канон в своем жанре. Например, есть эпохи модернизма, эпохи , реализма и т.д. Существует понятие отечественной и зарубежной, а также мировой классики. Так, признанными классиками отечественной литературы в России считаются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и т.д.

Как правило, в истории литературы разных стран и наций есть век, в который художественная словесность обрела наибольшее , и такой век называют классическим. Существует мнение, что произведение обретает общественное признание, когда оно несет в себе «вечные ценности», что-то актуальное для всех времен, призывает читателя задуматься над какими-либо общечеловеческими проблемами. Классика остается в истории и противопоставляется произведениям-однодневкам, которые со временем предаются забвению.

Способность человека к эмоционально-чувственному восприятию действительности и к художественному творчеству побудила его выражать свои переживания образно, с помощью красок, линий, слов, звуков и т.д. Это способствовало появлению художественной культуры в широком смысле.

Что входит в понятие

Художественная культура - это одна из сфер общественной культуры. Ее суть - творческое отображение бытия ( , общества и его жизнедеятельности) в художественных образах. Она имеет важные функции, такие как формирование эстетического восприятия и сознания людей, общественных ценностей, норм, знаний и опыта, и рекреационная функция (отдых и восстановление людей).

Как система она включает в себя:
- искусство как таковое (индивидуальное и групповое), произведения и художественные ценности;
- организационную инфраструктуру: учреждения, обеспечивающие развитие, сохранение, распространение художественной культуры, творческие организации, образовательные учреждения, демонстрационные площадки и т.д.;
- духовную атмосферу в обществе - восприятие , общественный интерес к художественно-творческой деятельности, искусству, государственную политику в этой области.

К художественной культуре относятся массовая, народная, художественная культура; художественная и эстетическая стороны различных видов деятельности (политической, экономической, правовой); региональные художественные субкультуры; художественные субкультуры молодежных и профессиональных объединений и т.д.

Она проявляется не только в искусстве, но и в быту, и в материальном производстве, когда человек придает создаваемым им предметам практического и утилитарного назначения выразительность и , реализуя свою потребность в эстетике и красоте, в творчестве. Помимо материальной сферы и физических предметов, она касается также и духовной сферы.

Художественная культура в узком смысле

Ядро художественной культуры - это профессиональное и бытовое искусство. Сюда относятся слово «человек», другой – «искусство». Уже из этимологии слова можно догадаться, что гейши – это не японские куртизанки. Для последних в японском есть отдельные слова – дзёро, юдзё.

Гейши в совершенстве владели быть женщиной. Они поднимали дух мужчин, создавая атмосферу радости, непринужденности и раскрепощения. Достигали этого благодаря песням, танцам, шуткам (часто с эротическим подтекстом), чайной , которые демонстрировали гейши в мужских компаниях наряду с непринужденным разговором.

Гейши развлекали мужчин как на светских мероприятиях, так и на личных свиданиях. На встрече тет-а-тет также не было места интимным отношениям. Сексом гейша может заниматься со своим покровителем, который лишил ее девственности. Для гейш это является ритуалом под названием мидзу-агэ, который сопровождает переход из ученицы, майко, в гейши.

Если гейша выходит замуж, то она уйти из профессии. Перед уходом она рассылает своим клиентам, покровителю, учителям с угощением – вареным рисом, сообщая этим о разрыве связи с ними.

Внешне гейши отличаются характерным макияжем с толстым слоем пудры и ярко-красными губами, которые делают лицо женщины похожей на маску, а также старинной высокой, пышной прической. Традиционная гейш – кимоно, основные цвета которого – черный, красный и белый.

Современные гейши

Считается, что гейши появилась в городе Киото в XVII веке. Кварталы города, где расположены дома гейш, называют ханамати («цветочные улицы»). Здесь существует школа , где их с семи-восьми лет обучают пению, танцам, проведению чайной церемонии, игре на национальном японском инструменте сямисэне, ведению беседы с мужчиной, а также учат гримироваться и надевать кимоно, - всему тому, что должна знать и уметь гейша.

Когда в 70-х годах XIX века столица Японии была перенесена в Токио, туда переселились и знатные японцы, которые составляли основную часть клиентов гейш. Спасти их ремесло от кризиса смогли фестивали гейш, которые проводятся с определенной периодичностью в Киото и стали его визитной карточкой.

После Второй мировой войны Японию захватила массовая культура, оставив на задворках японские национальные традиции. Число гейш значительно сократилось, но те, кто остался верен профессии, считают себя хранительницами истинной японской культуры. Многие продолжают полностью следовать старинному укладу жизни гейши, некоторые лишь частично. Но быть в обществе гейши до сих пор остается прерогативой элитарных слоев населения.

Источники:

  • Мир гейш

Классическая литература – это произведения, считающиеся образцовыми для определенной эпохи. Многие подобные книги включены в обязательную школьную программу, так как считается, что они могут многому научить и рассказать о том, как на самом деле происходила жизнь 2-3, а то и более веков назад.

Классика жанра определяется всем полезным, что может этот жанр принести. То есть, если в произведении «Война и мир», которое считается классическим и входит в школьную программу рассказывается не только о жизни и всем, что происходило в ту эпоху, но и показывает было ли это правильным, значит такая литература в принципе показан для чтения и приносит только пользу.

История классической литературы

Понятие классики в литературе появилось в последние несколько эпох античности, когда оно еще обозначало только писателей, ставших по какой-то причине образцовыми для обычного жителя. Одним из первопроходцев был Гомер, автор известных «Илиады» и «Одиссеи». В 5-8 веке был целый ряд авторов, которые уже сложили определенные понятия в современном мире и являлись классиками по причине написания научных произведений. С каждым веком список пополнялся, в нем начали возникать имена авторов, которых в дальнейшем начали не только регулярно перечитывать, но и цитировать.

Каждый народ имеет век, во время которого созрело наибольшее количество авторов-классиков. Как правило, им следовали и подражали, поскольку считали просветленными. Так ли это на самом деле и что мы будем считать классикой спустя 2-3 века пока неизвестно, но стоит надеяться на то, что плохих произведений и авторов видеть не придется.