В чем заключается суть теории раскольникова. Теория раскольникова в романе "преступление и наказание" и ее развенчание

Теория Раскольникова сформировалась случайно: он нечаянно услышал разговор в пивной, и в его голове возникло своеобразное обоснование этой идеи, созданной в нем исключительно тяжелыми обстоятельствами его жизни.

Мысль Раскольникова уже и раньше останавливалась над вопросом об относительности в жизни понятий добра и зла. В среде человечества Раскольников отделял небольшую группу людей, стоявших как бы над вопросами о добре и зле, над этическими оценками поступков и деяний, людей, которым в силу их гениальности, их высокой полезности для человечества, ничто не может служить препятствием, которым все позволено. Остальные же, не выходящие из круга посредственности, масса, толпа, должны подчиняться существующим общим нормам и законам и служить средством высоких целей избранных людей. Правила морали для последних не существуют, они их могут преступать, ибо их цели оправдывают их средства.

Так обосновывает Раскольников право исключительной личности на преступления во имя не животных и эгоистических, а общих и высоких целей. Раскольников понимает, что такому образу действий должна соответствовать и особая психическая структура личности человека, готового «преступить» мораль. Он должен быть для этого обладателем сильной воли, железной выдержки и в нем над чувствами страха, отчаяния, робости, должно властвовать одно лишь сознание поставленных интеллектуальных целей. Впавшему в отчаяние и тоску, Раскольникову необходимо себе самому доказать, что он не «тварь дрожащая», что он смеет, может, что ему суждено пройти все свои предначертания. «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут только одно: стоит только посметь!»

Таким образом, задуманное убийство влечет Раскольникова не возможностью обогащения, а как победа над самим собой, как подтверждение его сил, как доказательство того, что он не «материал» для постройки, а сам строитель. Задумывая преступление, Раскольников весь уходит в теоретику, в философские размышления, и его гораздо больше интересуют выводы логические, чем результаты поступка. Он остается теоретиком, мыслителем даже тогда, когда выполняет все задуманное. И, несмотря на то, что, как казалось, он все заранее предвидел и предусмотрел, но самого главного он не мог предвидеть именно потому, что он человек мысли, а не действия.

Нужда и связанные с нею унижения и обиды для самолюбивого юноши послужили одним из первых толчков к принятию решения. Закладывая свои вещи у ростовщицы, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемые в нем видом и всей обстановкой зловещей старухи. И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух студентов об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Хотя защищавший так горячо эту точку зрения студент и сознался, что сам бы не мог подтвердить ее действием и на убийство бы не пошел, но в голову Раскольникова запала эта мысль, и он много о ней думал. Он останавливался и на практических последствиях преступления: деньги старухи дали бы ему возможность окончить университет, помочь матери и сестре, начать полезную для общества деятельность. Но потом его всеце¬ло захватывает собственная теория о гении и толпе, о людях силы и воли, о строителях-сильных одиночках - и толпе как материале для построек.

Раскольникову становится необходимым во что бы то ни стало доказать себе, что у него хватит сил и решимости оправдать на деле свою смелую теорию. Совершенно разбитый лихорадочной и упорной работой мысли, истощенный голодом, он делается жертвой своей навязчивой идеи и, как загипнотизированный, уже не имеет сил оторваться от намеченного пути.

Вначале он боролся сам с собой, в нем что-то протестовало против его решения, мысль об убийстве наполняла тоской и отвращением. Но потом он как-то механически подчинился своей идее, уже не владея собой, а словно исполняя чужую волю. «Как будто, - говорит автор, - его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

Случайные внешние обстоятельства побуждают его привести в исполнение задуманный план. Предусмотрев некоторые мелочи, Раскольников думал, что обнаружил полную подготовку к новой жизни по своей «новой морали». Но развернувшиеся вслед за свершением убийства обстоятельства показали теоретику, что в непосредственной жизни и ее событиях есть своя особая логика, разбивающая в прах все доводы и рассуждения отвлеченной теории. На собственном страшном опыте Раскольников убедился в сделанных им ошибках.

Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти". Именно там, на
каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями", которые ставят себя выше нравственных законов
общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают
по разному. Раскольников считает, что возможно, так как это "простая арифметика". Не может быть в мире гармонии,
если прольется хоть одна слеза ребенка (ведь Родион убивает Елизавету и ее неродившегося ребенка). но герой
находится во власти автора, и потому в романе Родион Раскольников терпит крах.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни
всегда опровергает, делает недееспособным любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И поэтому
главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение
человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающие эту теорию.

Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на исключительности одних и унижении других. И убийство
старой задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую
позицию: преступление, которое поступит Раскольников, - это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он поступит
его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то
распоряжения.

Однако этическая "арифметика", логическая "казуистика" героя постоянно сталкиваются с его душевной "алгеброй", что
заставляет совершать "нелепые" поступки: искренне сочувствовать несчастьям Мармеладовых, оставляя у них на подоконнике
последние деньги, жалеть поруганную девочку на бульваре, ненавидеть Свидригайловых и Лужин, называть подлость
подлостью вопреки логическому изложению - "негодяй человек, и подлец тот, кто его за это подлецом называет".

"На дело хочу покуситься и в то же время, которых глупостей боюсь!" - Думает Раскольников , пораженный страхом
встречи с квартирной хозяйкой. Герой считает "низким жанром" свою причастность к миру простых людей с их
обыденным сознанием и мелкими заботами. Свойственные ему черты приличия он презирает. Так возникает конфликт
между сознанием Роскольникова и его поведением, неожиданным для самого героя, и не поддающимся контролю его
жестокого и беспощадного разума. Страшная ненависть героя к "глупостей", постоянная досада на то, что он не властен,
рассчитать себя, - прямое следствие его рабства в плену у ограниченной, оторванной от жизни, бесчеловечной идеи.

Достоевский хочет убедить читателя в нелепые и вредности активной борьбы человека за изменение существующего
порядке, в нелепые и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Общая гармония и счастье людей
могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением.

Достоевский «Преступление и наказание». Несостоятельность теории Раскольникова. Сочинение

«Я убил себя, а не старуху»
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в.
В то время многие чувствовали себя разочарованными, загнанными и сжатыми собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о городских дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он нечеловеческий. Это город «уличных девочек», «трактирных постоянных посетителей», которые ищут в вине минутное забвение от скуки. Атмосфера Петербурга — атмосфера тупика. В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала. И крики второй женщины: «До беса допилася, батюшки, до черта … удавиться тоже хотела, с веревки сняли». Вот один из сумрачных эпизодов. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к распивочной, находящаяся в каком-то подвале. Противная еда, духота «и все это к тому же пропитано винным запахом, что кажется, от одного воздуха можно за пять минут сделаться пьяным». Здесь же звучат слова Мармеладова, убитого горькой беднотою и пьянством: «А если не к кому, если пойти более некуда?»
Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в «смрад пивных». Оставляя шумные улицы, автор ведет нас в дома, где живут его герои.
На мгновение открываются двери в чужую жизнь, полную отчаяния. Ведь страшно жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «безобразном сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Судьба «маленьких» людей, которые живут в таких квартирах — с вечной нищетой — страшная.
Писатель заставляет нас заглянуть в один из «закутков» столицы — семью Мармеладовых и ему открывается бездна. «Мармеладов … смешной, жалкий и уродливый, это оборванец с его чиновничьей осанкой, шут, со своим» ораторством «кабацких завсегдатаев». Но этот «забавник» — человек трагической судьбы. Открывшись перед Раскольниковым, Мармеладов говорит: «Некуда идти человеку, а это надо». Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и он погибает, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов. Он остро осознает свою вину: «А разве сердце у меня не болит от того, что я ползаю в кабак?» Можно жалеть человека, укравшего последнюю копейку у своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойных сожаления, сочувствовать недостойным этого сочувствия! Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо «он все это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. Но не только Мармеладов, но и много «маленьких» людей в романе, придушенных беднотою. Они беспощадно жертвуют собой ради благополучия близких. Соня Мармеладова ради семьи «продала» себя, но чем же лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, ради брата и матери выходит замуж за господина Лужина? Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывающие повседневную трагичность жизни народа.
Такой мир, в котором живут герои Достоевского, мир «униженных и оскорбленных», «тех, кто погиб и тех, кто погибнет». Трагедия положения героев Достоевского заключается не только в безвыходности, но и в осознании этого тупика: они видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии обреченных на смерть.
Всем содержанием роман Достоевского показывает полную невозможность найти какой-либо выход, если оставаться в этом обществе, ведь принимать его законы, жить в таком обществе человеку невозможно!
Впервые роман «Преступление и наказание» увидел свет в 1886 году. Это роман о современной Россию, которая пережила эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных стрессов, эпоху «расстройства», роман о современном герое, который впитал в себя все страдания, боли и раны времени.

«Вечером жаркого июльского дня, незадолго до захода солнца, выходит на улицу бывший студент Родион Раскольников». Так начинался роман Достоевского. С этого момента без отдыха, в палкой ненависти снуёт он по улицам Петербурга, останавливается на мостах, над темными холодными водами канала, заходит в грязные кабаки герой Достоевского.
С первых страниц романа мы узнаем о том, что Раскольников соблазнился на какое-то дело, которое является новым шагом, месяц назад у него родилась мечта, к осуществлению которой он близок сейчас.
А месяц назад, почти умирая от голода, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Большую ненависть сразу чувствует он к капризной и никчемной старухе, которая высасывает кровь из бедных, получает богатство за счет чужого горя. «Странная мысль просыпалась в его голове, как вылупливается из яйца цыпленок». Вдруг услышан в трактире разговор студента с офицером о ней же, «глупой, никчемной, злой, больной старухи, никому не нужной и, напротив, всем вредной». Она живет «сама не зная для чего», а молодые свежие силы исчезают «без всякой поддержки», «и это тысячами, и это повсюду».
Полгода назад Раскольников написал статью «О преступлении», где изложил свою теорию психологического состояния преступников на протяжении всего преступления. Он доказывал, что это состояние более похоже на болезнь — помрачение ума, расстройство воли, случайность и нелогичность поступков.
Мы почти ничего не знаем о том длительном процессе, о той большой работе мысли, в результате которой развилась в сознании Раскольникова его идея, только после убийства раскрывается идея Раскольникова — во всем величии и во всей жалости.
В ужасном грязном трактире, где пьяный шум, крик и хохот заполняют воздух, слушает Раскольников шутливый и трагический рассказ Мармеладова о семнадцатилетней дочери Соне, ее подвиге, ее жертве, о спасении семьи. Но человек ко всему привыкает. Так и Мармеладов.
Негоден тот человек, который ко всему привыкает, все воспринимает, всему повинуется. Нет, не негодяй лишь тот, кто бунтует, разрушает, переступает. Никаких препятствий нет для необычного, «непослушного» человека.
«Еще один удар, ещё один шаг к бунту — письмо матери о Дунечке, сестре, которая» выходит на Голгофу «, выходя замуж за нелюбимого человека, Дунечка, которая моральную свободу не отдаст за комфорт, ради собственной выгоды.
Где выход? Разве возможно обойтись без жертв, нужны ли они? Теперь одними мыслями не поможешь, надо что-то сделать сейчас и быстро. Надо на что-то решится, хоть на что-нибудь … «Или отказаться от жизни совсем, — крикнул он вдруг в пылу, — послушно принять судьбу такой, какая она есть, раз и навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всевозможных права действовать, жить и любить! » Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить».
Встреча Раскольникова с пьяной презренной девочкой на Конногвардейском бульваре тоже оказалась судьбоносной. Она тоже жертва стихийных законов, жестокой и непреодолимой необходимости, спокойно оправданной теми, кто смирился: «Говорят, что так и нужно. Такой процент, говорят, должен умирать ежегодно … куда-то … к черту, так должно быть, чтобы других освобождать и им не мешать «. И Сонечка, и Дунечка уже попали в этот «процент».
Убийство старухи нужно Раскольникову для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи, которая как он рассуждал, неоспорима. Решив уже выдать себя, он говорит сестре: «Никогда, никогда я не был сильнее уверен, чем теперь!» Он подвергает свою «идею» беспощадному моральному анализу, он не в силе от нее отказаться: идея неоспоримая, совесть его спокойная. Сознательные, логические возражений своей идеи Раскольников не увидел до конца. Он объединяет объективные особенности современного мира, уверен в невозможности что-то изменить: «бесконечность человеческого страдания и разделение мира на униженных и на тех, кто подавляет, обладателей и подчиненных, или, по Раскольникову на» пророков «и» тварей дрожащих «.
Признание своей вины — это для Раскольникова признание собственной беспомощности и мизерности.

(По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкно­вение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова основывается на неравенстве лю-


дей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Та­кой способ изображения убийства отражает авторскую пози­ций): преступление, которое совершил Раскольников, - это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он совер­шил его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то предписание.

В трактире Раскольников подслушал рассуждения сту­дента о том, что во имя высоких целей старуху-процентщи­цу можно убить. Но возникло непредвиденное обстоятель­ство - роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Убив старуху, он перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее, Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свид-ригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить..." В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя. Задача писателя заключается в том, чтобы по­казать, какую власть над человеком может иметь идея и ка­кой страшной может быть эта идея.

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Реальная жизнь победила теорию. Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников при­нимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете отка­зывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития худонсественного


образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Рас-кольникова звучат не очень убедительно.

Но все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеоб­щая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман "Преступление и наказание".

"Бедные люди" в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание"

В статье "Забитые люди" Н. А. Добролюбов писал: "В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, нако­нец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным са­мостоятельным человеком самим по себе".

Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказа­ние" - это книга о жизни обездоленных, это боль писателя за поруганную честь "маленького" человека. Перед чи­тателем разворачиваются картины страданий "маленьких" людей. Их жизнь протекает в грязных каморках, на бульваре.

Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных. Трактирная и уличная стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечаток на их переживания и поступки. Вот женщина, которая бросается в канал.... А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у Расколь­никова. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоп­танная с юных лет человеческая душа. "Бедная девочка!.. Очнется, поплачет, потом мать узнает... Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, и сгонит... А


не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка туда да сюда... Потом тотчас больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и тихонько от них пошаливают), ну а там... а там опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три - калека, итого житья ее девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с..."

И гневом дышат его слова, когда он с возмущением гово­рит, что существующая жизнь оправдывает подобное созна­тельное унижение человека: "Это, говорят, так и следует. Та­кой процент, говорят, должен уходить каждый год..." В этот процент и попали Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова.

Типичный приют столичной бедноты - жалкая комната Мармеладовых. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин не­сколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи. Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире - это потрясающая исповедь "погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств". Это вопль о помощи. Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступе­ни человеческого падения. "Нас обкрадывал да в кабак носил", - говорит Катерина Ивановна.

Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета. "Милостивый государь, - начал он почти с торжественностью, - бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же - никогда и никто". Мармеладов - человек, которому "некуда идти". Отчаянием человека-одиночки звучит его жалоба: "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!"


сохранил лучшие человеческие порывы, способность сильно чувствовать, по словам Д. И. Писарева, "ему не изменила естественная деликатность и чуткость глубоко нежного ха­рактера". Последнее душевное движение Мармеладова - это мольба к Катерине Ивановне и Соне о прощении.

Да, действительно, всю жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, "плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней доче­рью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Тут невольно вспоминаются слова Мармеладова: "Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти"? Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: "А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было". Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление слова­ми "гордо и с достоинством осмотрела своих гостей", "не удостоила ответом", "громко заметила через стол". Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство - доброта. Она старается оправ­дать своего мужа, говоря: "Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит". Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: "Соня! Соня! Я не верю!" В поисках справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним.

Так Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения, якобы приводящую всех к сча­стью и благополучию, когда Катерина Ивановна отвергает


утешение священника. Трагичен конец Катерины Иванов­ны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ива­новна решается на последний шаг: она идет просить ми­лостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, ("уездили клячу", "надорва­лась"), перекликаются с образом замученной, забитой до смерти клячи, которая когда-то приснилась Раскольникову. Об_раз надорвавшейся лошади у Ф. Достоевского, стихотво­рение Н. Некрасова об избиваемой кляче, сказка М. Сал­тыкова-Щедрина "Коняга" - это обобщенный, трагический образ замученных жизнью людей. В лице Катерины Иванов­ны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заклю­чает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы.

Трагизм существования отверженных воплощен и в обра­зе Сони Мармеладовой. Достоевский любил контрастно отте­нять трагическое, ставя его рядом с пошлым, будничным, смеш­ным. Так появляется первый раз Соня в кричащем костюме продажной женщины у постели отца. Этот нелепый костюм заставляет почувствовать трагичность судьбы его обладатель­ницы. А судьба Сони трагична. Ей также некуда идти в этом мире, ибо, по словам Мармеладова, "много ли может бедная, но честная девица честным трудом заработать". Сама жизнь отвечает на этот вопрос отрицательно. Вот и идет Соня тор­говать собой, чтобы спасти семью от голода, так как выхода нет, она не имеет права покончить с собой. Д. И. Писарев писал: "Может быть, Софья Семеновна так же сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выло­жить на стол перед Катериной Ивановной 30 целковых, в которых заключался весь смысл и все оправдание ее безнрав­ственного поступка". Положение тупика, когда даже исход самоубийства невозможен для бедного человека, толкает лю­дей на моральные преступления против самих себя, ставит перед выбором: нарушить нравственность - преступно, не нарушить - тоже преступно по отношению к близким. Не пойди Соня на нарушение норм нравственности, и дети умер­ли бы с голоду. Образ Сони превращается в обобщающий


образ вечных жертв. Поэтому Раскольников восклицает: "Со­нечка Мармеладова! Вечная Сонечка".

Образ Сони является проводником взглядов на жизнь са­мого автора. Все в ее образе говорит о величии нравственного подвига, о сострадании к людям, о силе души, о стремлении к самоуничижению, к смирению.

Горькая участь и душевная сила Сони запечатлены во внешнем облике: "...в комнату, робко озираясь, вошла одна девушка... Это была Софья Семеновна Мармеладова... Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и при­личною манерой, с ясным, но как будто несколько запуган­ным лицом..."

Характерными деталями Ф. Достоевский подчеркивает униженное положение Сони в этом мире: "Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам", "Соня опять села и опять робко, потерянно, поскорей взглянула на обеих дам и вдруг потупилась".

Это робкое забитое существо становится моральным наставником, ибо его устами говорит Ф. Достоевский. Глав­ное в характере Сони - это смирение, всепрощающая хри­стианская любовь к людям, религиозность. Вечное смирение, вера в Бога придают ей силы, помогают жить. По­этому именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в страдании.

Раскольников спрашивает у нее, что делать ему теперь. Соня отвечает: "Пойди сейчас, сию же минуту, стань на пере­крестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре сто­роны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Чтобы показать мораль­ную силу Сони, Достоевский пишет, что и на каторге, куда пошла она за Раскольниковым, каторжане полюбили ее. Под ее влиянием излечивается от душевной травмы и Раскольни­ков. Образ Сони был единственным светом Ф. М. Достоев­ского в общем мраке безнадежности.

Сонечка Мармеладова - это олицетворение любви к лю­дям. Она сохранила чистоту души в той грязи, в которую толкнула ее жизнь.


Образ Сони - это обобщенный образ страдания челове­ческого. Но этот образ заключает в себе и огромное реали­стическое содержание. Судьба Сони как жертвы мерзостей, уродств собственнического строя, при котором женщина становится предметом купли-продажи, приобретает широкое обобщающее значение. Подобная судьба уготована и Дуне Раскольниковой, которая должна была пойти дорогой Сони. Единственно реальный путь для девушки без средств - это путь продажи себя, только лицу определенному, в данном случае Лужину.

Очень подробно, психологически верно изображая "бедных людей", Ф. М. Достоевский проводит основную идею романа: дальше так жить нельзя.

Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Многие великие писатели в своих произведениях созда­вали образ Петербурга, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский в своем романе изображает столицу в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург в романе - не просто фон, на котором происхо­дит действие. Это тоже своеобразное "действующее лицо" -город, который давит, душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи, и поэтому история нравственной борьбы Раскольникова разворачивается в романе на широ­ком фоне повседневной жизни города. Перед нами проходят образы спившегося чиновника Мармеладова, его жены Ка­терины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Родиона Раскольникова, успевших уже в провинции, где они жили раньше, познакомиться с тяжелой участью человека из непривилегированных слоев населения, пережить гонения помещиков и богачей. Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину, и его взаи­моотношений с ростовщиком; мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; молчаливую тра-


гедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безвыходного положения семьи пойти на улицу, чтобы продавать себя и обречь на постоянные, мучительные унижения.

Достоевский представляет нам целую галерею "деловых" людей, которые наживаются на народном горе. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно предстает перед Раскольниковым. В романе старуха возникает из мрака: "...и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Алена Ивановна - это крошечная сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким острым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поредев­шие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая каца­вейка".

Эта "старушонка" бьет и держит в рабстве свою сестру-великаншу, простодушную Лизавету. Ростовщица скупа и без­жалостна: она дает за вещи, принесенные ей в заклад, всего четвертую часть их настоящей цены и дерет непомерные про­центы. А все накопленные богатства по завещанию должны перейти в монастырь и "на вечный помин" бессовестной ста­рухиной души.

Следующий представитель галереи - Лужин. Лужина ав­тор изображает ограниченным, расчетливым и трезвым дель­цом-приобретателем. Раскольников, еще до своей первой встре­чи с ним, разгадал корыстолюбивую, черствую и бессердечную натуру Лужина и глубоко возненавидел его. И, однако, стал­киваясь с Лужиным, Раскольников с отвращением убеждал­ся, что, как это ему ни противно, между ним иЛужиным есть и точки соприкосновения. Лужин - не просто себялюбивый, расчетливый делец. Свой образ действий он пытается оправ­дать при помощи принципов политической экономии и бур­жуазной морали. Выслушав рассуждения Лужина, Расколь­ников неожиданно сознает, что эти принципы являются бо­лее низменным вариантом его собственных взглядов, вуль­гарным опошлением его "идей". "А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно


резать", - заявляет он Лужину, устанавлива общность между ними обоими.

Достоевский тем самым заставляет героя ощутить бли­зость между его "наполеоновской" теорией и экономической теорией Лужина. В отличие от Лужина, образ Свидригайлова отталкивающий и трагический. В романе авантюрист-поме­щик Свидригайлов воплощает нравственное разложение рус­ского дворянства. Когда Свидригайлова посадили за долги, его выручила Марфа Петровна, на которой он вскоре женил­ся. Неожиданно пришедшее к нему богатство, власть над кре­постными душами - все это развратило его. Свидригайлов не только опустошен внутренне, он и сам трагически сознает свою опустошенность и глубоко страдает.

Отвращение к себе, трагическое ощущение начинающейся душевной болезни уживается в нем с цинизмом, с садистскими наклонностями. Борьба между жаждой жизни и голосом сове­сти, вызывающим у него отвращение к самому себе, приводит его к самоубийству. На первый взгляд, между помещиком Свид-ригайловым, которого "обошла" крестьянская реформа, и бед­няком Раскольниковым, сестру которого преследует Свидри­гайлов, столь же мало общего, как между Раскольниковым и ненавистным ему дельцом Лужиным. И однако умный Свид­ригайлов при первом же свидании с Раскольниковым заявля­ет ему, что они "одного поля ягода". Провозглашаемое Расколь­никовым отрицание нравственных норм, утверждение им идеи "сильной" личности приводят не только к оправданию "идей­ного" преступления Родиона Раскольникова, но и к оправда­нию разврата и нравственной опустошенности Свидригайлова, вызывающих у него самого тоску и внутреннее омерзение. Если "экономическая" мораль Лужина способна привести к теории Раскольникова о "праве" на преступление, то та же теория в другом видоизменении может привести к свидригайловщине, к потере различия между добром и злом, к полнейшему нрав­ственному разложению личности - такова реальная логика вещей, которую раскрывает нам Достоевский.

Мучительный для самого Раскольникова крах его идеи, та нравственная пытка, которую он переживает после убийства, выражают, по мысли автора "Преступления и наказания", тор­жество общественного, народного начала, присущего натуре


И. 800 СОВр. соч. по рус. И мир. лит. 5-11 КЛ.

Раскольникова, над теми эгоистическими мечтами и духов­ными заблуждениями, которые разъединяют человека с наро­дом, ведут его к нравственному падению и гибели. Таков глу­бокий философский смысл "Преступления и наказания", де­лающий этот роман столь значительным для современного читателя - участника сложной и напряженной борьбы за новые социальные и нравственные идеалы.

Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя всегда оставалось стремле­ние помочь угнетенным и обездоленным людям во всем мире обрести достойное человека существование, завоевать путь в "царство мысли и света". Во всей реалистической про­зе XIX века нет другого произведения, которое бы с такой правдивостью изображало картины страданий широких масс, вызванных нищетой, социальным неравенством и угнетени­ем, как "Преступление и наказание".

Вместе со своим главным героем Достоевский гневно отвергает как оскорбительные для человека взгляды многих мыслителей своей эпохи, полагающих, что страдания и нище­та неизбежны во всяком обществе, что они составляют извеч­ный удел человечества. Великий русский писатель страстно защищает идею нравственного достоинства человека, кото­рый не желает быть "вошью", не хочет терпеть и безмолвно подчиняться, но всем своим существом восстает против об­щественной несправедливости.

В чем же состояла теория Раскольникова? Люди, по его мнению, разделяются на два разряда. Люди первого разряда живут главным образом для того, чтобы служить «материалом» для людей необыкновенных, они ограниченны и консервативны. Другой разряд составляют люди, преступающие закон, не желающие идти по принятым, избитым дорогам; они создают новое и двигают вперед человечество. Обыкновенно второй разряд господствует над первым, так как люди глупы и власть среди них принадлежит тому, кто ее просто посмеет взять.

До этой теории Раскольников дошел, лежа в своей убогой комнате в темные зимние вечера и думая. О том, что эти вопросы занимали его, свидетельствует и его статья о преступлениях, в которой он говорит, что необыкновенный человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через любые препятствия.

Итак, люди делятся на два разряда. В уме Раскольникова возникает вопрос: к какому разряду принадлежит он? хватает ли у него смелости и силы, сможет ли он переступить? И он производит опыт. В качестве цели, с которой он собирается совершить преступление, он выставляет желание помочь материальному положению, как своему, так и сестры и матери. Это, однако, была цель побочная, случайная; главное — ему требовалось приложить к делу свою теорию. Он не воспользовался ничем из того, что взял у старухи.