Во имя любви (О творчестве Виктора Астафьева).  Основные темы творчества В.П

Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001) - известный советский писатель, прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (Красноярский край).

Начало жизненного пути

В.П. Астафьев прожил трудную жизнь, наполненную переживаниями, жизненными трудностями, испытаниями эпохой. Виктор был четвертым ребенком в семье, однако старшие его сестры умерли еще в младенчестве. Отца ребенок лишился тоже в юном возрасте. Кормильца, как и деда, посадили по политическим мотивам.

Мать будущего писателя погибла, когда маленькому Виктору едва исполнилось 7 лет. Он рос трудным подростком, лишенным родительской опеки и заботы. Некоторое время находился под покровительством родной бабушки, но после серьезных проступков в школе, его обязаны были отправить в детский дом. Виктор сбежал от преследователей, долгое время, скитаясь, как бездомный.

Испытания взрослой жизнью

По окончанию школы ФЗО, молодой Астафьев устроился работать сцепщиков поездов. Однако, трудовые будни очень скоро сменились ужасом войны. Несмотря на железнодорожную бронь, Виктор в 1942 году отправляется добровольцем на фронт. Там бывший хулиган и дебошир показывает всю свою натуру героя и патриота. Он был и шофером, и связистом.

Отличился в гаубичной артиллерии, где и получил тяжкое ранение, а затем и контузию. Заслуги перед отчеством были подкреплены целым рядом важнейших наград: орден «Красной Звезды», «За Отвагу», «За победу над фашистской Германией».

Демобилизация настигла героя в звании «рядовой» уже по окончанию военных действий в 1945 году. Бывший солдат переехал в городок Чусовой (Пермский край). Здесь он создал семью с Марией Корякиной, родившей супругу троих детей. Кроме этого, Астафьев стал приемным отцом еще двух дочерей.

Навстречу судьбе

Виктор перепробовал себя на многих работах: от слесаря и кладовщика до учителя и дежурного по вокзалу. Переломный момент наступил тогда, когда писатель устроился в редакцию «Чусовский рабочий» (1951 год). Здесь он впервые смог познакомить общественность со своими работами. Спустя 2 года выходит его первая книга «До будущей весны».

5 долгих лет понадобилось молодому писателю, чтобы стать частью Союза писателей СССР, С 1959 по 1961 Виктор обучается на Высших литературных курсах. Затем следовали года длительных переездов с Перми в Вологду, а затем в Красноярск. С 1989 по 1991 год писатель числился в чиновницких рядах.

Творчество

Ключевые темы творчества Астафьева - военно-патриотическое направление и романтика деревенской жизни. Первым его произведением, написанным еще в школе, стал рассказ «Васюткино озеро». Спустя много лет свою детскую работу писатель трансформировал в полноценную публикацию. Из ранних повестей самыми известными считаются «Стародуб», «Звездопад», «Перевал».

Эдвар Кузьмин в свое время охарактеризовал «язык» Астафьева, как живой, но корявый, исполненный неточностями, но с невероятной свежестью восприятия реальности. Писатель сибиряк писал, как простой солдат, часто описывая рабочих, воинов, простых сельских жителей.

Особую подачу, умению надрывно выражаться, раскрывая читателю свои личные переживания, отметил и маршал Д. Язов. О мирной жизни Астафьев писал сурово, не прикрывая всю бытовую горечь и трагедию «маленького человека».

Умер Виктор Астафьев в 2001 году в Красноярске.

Сочинение

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) начал писать очень рано. Работая корреспондентом в различных газетах, Астафьев заявил о себе как прозаик в 1953 г., выпустив сборник рассказов «До будущей весны». Следом вышли книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958). Писателя волновала проблема становления личности в нелегких жизненных условиях. Эта тема нашла отра­жение в произведениях: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит вой­на». В последующих рассказах Астафьев писал о людях села, про­изведения писателя критика стала причислять к деревенской прозе. Жанр короткого или приближенного к повести рассказа ста­новится любимым для писателя.

Большое место в творчестве писателя заняла работа над прозаи­ческими циклами «Последний поклон» и «Царь-рыба». Замысел «Последнего поклона» (1958-1978), создаваемого в течение двух де­сятилетий, родился от желания писателя рассказать о Сибири, о впечатлениях детства. Автор назвал сборник «страницами детства». Главным героем цикла, объединяющим все рассказы, является ре­бенок Витька Потылицын. Первая книга наполнена описанием детских игр, рыбалок, деревенских забав. Мальчик Витька эмоцио­нально открыт к пониманию красоты, через его восприятие писа­тель передает песенную разноголосицу. Написанные от первого лица рассказы наполнены чувством благодарности судьбе за обще­ние с прекрасной природой, за встречи с необыкновенными людь­ми. Писатель отдал последний поклон всему хорошему, что было и есть в этом мире. Страницы книги проникнуты исповедальностью и лиризмом.

Новеллистический цикл «Царь-рыба» (1976) рассказывает о взаи­моотношении человека и природы. Сюжет книги связан с путешест­вием автора по родным местам Сибири. Действие каждого из расска­зов происходит на одном из притоков Енисея. Меняются люди, обстоятельства, неизменной остается река, олицетворяющая течение жизни. В нескольких рассказах поднимается проблема браконьерст­ва. Это, по мнению писателя, не только браконьеры из поселка Чуш, безжалостно уничтожающие речные богатства, не только государст­венные чиновники, так спроектировавшие плотину, что река за­гноилась и все живое в ней погибло, но и Гога Герцев, который раз­бивают сердца одиноких женщин. «Царь-рыба» - это книга- предупреждение о надвигающейся экологической катастрофе, раз­мышления писателя о бездуховности современного общества.«Криком изболевшей души» назвал Василь Быков роман Астафь­ева «Печальный детектив» (1986). Сам автор считал его необычным романом, соединившим художественность с публицистикой. Героем романа является сотрудник милиции, оперуполномоченный Леонид Сошнин. Действие происходит в провинциальном русском городке Вейске в течение нескольких дней. В романе девять глав, рассказы­вающих об отдельных эпизодах из жизни героя. Воспоминания героя переплетаются с реальными эпизодами его профессиональной дея­тельности. Предстает страшная картина насилия, грабежей, убийст­ва. Конфликт произведения заложен в столкновении главного героя с миром безнравственности, беззакония.

Астафьев много размышлял о войне и неоднократно обращался к этой теме. Первым произведением, рассказывающем о военных событиях, была повесть «Звездопад» (1961). В начале 70-х вышло, по мнению критиков, самое совершенное произведение писателя - повесть «Пастух и пастушка» (Подзаголовок «Современная пасто­раль», 1867-1971). В центре повести история взаимоотношений Бо­риса Костяева и Люси. Писатель параллельно описывает нежные отношения влюбленных и страшные картины смерти и крови на войне. Свой миф о Великой Отечественной войне Астафьев создал в романе «Прокляты и убиты» (1992, 1994). Произведение резко от­личается от всего созданного о Великой Отечественной войне: писа­тель разрушает сложившиеся стереотипы изображения народа на войне.

О чем бы ни писал Астафьев главной темой в его творчестве все­гда были судьба и характер простого человека, жизнь народа «во глубине России».

Цель урока : познакомить с основными этапами жизни и творчества Астафьева; выявить своеобразие тематики творчества, особенности звучания темы взаимоотношения человека и природы: развивать навыки анализа прозаического текста.

Ход урока. За что судьба даровала мне счастье? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?
В. Астафьев (из статьи «Сопричастный всему живому»)

I. Вступительное слово.

Писатель и время... Как вы думаете, в чем связь этих понятий?

Эти два понятия тесно переплетены. Настоящий писатель умеет выразить свое время: у него отзывчивое сердце, он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и себе в этом мире. Таков был и Виктор Петрович Астафьев (1924-2001).

Музыкой неистребимой любви к родине звучит каждая строка, написанная Виктором Астафьевым. В основе его прозы то, что он сам пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.

II. Жизненный и творческий путь Астафьева .

Учитель. Детство Виктора Астафьева - труднее не придумать. Мальчику было всего семь лет, когда утонула в Енисее мать. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал». А много позднее, став уже известным писателем, он скажет о маме, Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью.

Ученик. «Если бы мне дано было повторить жизнь - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я попросил бы у своей судьбы - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь...
Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, - он пережил свою мать...»

Учитель. Виктор Астафьев воспитывался бабушкой. Её в первую очередь посвящена книга «Последний поклон» - воспоминания писателя о детстве и отрочестве. Астафьевская бабушка Катерина Ивановна несет столько тепла, света внуку, что, уже став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

Побывал Виктор Петрович и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.

Ученик. «Пришла осень. Затем зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме, и все мне хотелось кому-нибудь рассказать о «моем озере». В этом году преподавать литературу и русский язык нам начал Игнатий Дмитриевич Рождественский... Он часто заставлял нас писать сочинения на «вольные» темы. В одном из школьных сочинений я написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро... Игнатий Дмитриевич признал мое сочинение лучшим и поместил его в рукописный школьный журнал.

Много лет спустя я вспомнил о своем школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

Учитель. Трудные судьбы детдомовцев, «вольных людей», как они себя называют, проходят перед глазами читателей в повести Виктора Астафьева «Кража». Тут любят и калечат друг друга в не по-детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и ворочаются в бессоннице, читают умные книжки и слушают анекдоты; тут красивая песня соседствует с пошлым блатным куплетом...

Не под силу воспитателю Валериану Ивановичу заменить детдомовцам отца, мать, семью. Наверное, поэтому кричит его душа, страдающая от ежедневного соприкосновения с чужой, - нет, для него не чужой - ребячьей болью: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети - любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!». В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в великой душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева.

Ученик. «Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе - учился когда-то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы.

Первый в жизни шрам.

Сколько потом их будет на теле и в душе?..

Сквозь все это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату - ответную любовь».

Звучит фрагмент песни «Священная война».

Учитель. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание - рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.

1-й ученик. «Сколько раз погибал я в мучительных снах! И все-таки воскресал и воскресал. На смену жутко гудящему огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пестрые поляны в цветах; шумливая березовая роща; тихий кедрач на мшиной горе; вспененная потоком река...»
«И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени и, сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится она во мне».

2-й ученик. «О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон... боится мое сердце... трудно мне писать о войне, хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне», идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».

Учитель. Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днем», «Жизнь прожить...».

В более позднем романе «Прокляты и убиты» (1994) Астафьев снова обращается к теме своих произведений прошлых лет - человек и война.

Ученик. «Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, - «неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна... Там люди убивали людей - это страшно, это античеловечно: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты».

Звучит фрагмент песни «Не рубите, мужики, не рубите» в исполнении группы «Любэ».

Учитель. Есть проблемы, которые вечно сопровождают человеческое бытие. Одна из них - взаимоотношения человека и природы. «Нам не привыкать к потерям, - писал Сергей Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, - после этого терять уже будет нечего».

Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. Событием в жизни нашей литературы стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией. В ней автор предупреждает, что возмездием за истребление природы становится разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир.

1-й ученик.
Никогда
Ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Все равно не вернешься обратно,
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад невозможно.
Н. Новиков

2-й ученик. «Переменилась моя родная Сибирь. Все те чет, все изменяется. Свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?
…Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы... Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни».

Учитель. Так родилась замечательная книга рассказов «Затеси». Затесь - это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Это мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги.

Затесь - это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем «сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно...» «Затеси», собранные в книгу с таким названием, писались почти четверть века.

Художественное чтение учениками миниатюр из книги «Затеси», «Тоска», «Хвостик».

Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться сердце этого удивительного художника слова. Остались его книги, а в руках мудрого читателя они становятся живым словом автора:

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты,
Дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Н. Заболоцкий


III. Тематика творчества Виктора Астафьева.

Работа с учебником.

Прочитайте статью в учебнике «Виктор Петрович Астафьев», с. 351-354, запишите в форме плана основные темы творчества этого писателя.

IV. Работа с текстом романа «Царь-рыба».

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

1. Природа и человек.

2. Мифологические мотивы и их роль в романе.

3. Повествование в рассказах - жанр этой книги.

4. Трагичность судьбы таежных поселков, разделивших судьбу распутинской Матеры.

Данные вопросы могут быть предложены для предварительной домашней подготовки в группах.

V. Итог урока.

Недавно увидели свет две новые книги Леонида Подольского с говорящими названиями: роман «Идентичность» и сборник прозы «Судьба».

О том, насколько судьба человека зависит от его самоидентификации, и о творческой связи между книгами, процессом их создания писатель делится в своём интервью на книжном портале PRO-BOOKS.

«Связь, конечно, существует. Иногда - прямая, иногда - косвенная, причем очень непросто определить, что в этой связке «судьба - самоидентификация», первично. И я вам сейчас не дам ответ, лучше отошлю к роману. В самом деле, если бы на этот нелегкий вопрос можно было ответить в нескольких словах, зачем бы тогда писать роман? Литература - не физика, не математика, она редко дает окончательные ответы, она всегда субъективна, литература по большей части ставит вопросы, а найти на них ответы должен читатель. Ведь настоящее чтение - это не поглощение информации, это сопереживание, а может быть, и сотворчество.

Роман «Идентичность» в первую очередь о поиске и обретении идентичности или о самоидентификации, но не только. Меня огорчает, когда критика выделяет в основном одну тему: об идентичности, об антисемитизме в СССР, об эмиграции. На самом деле роман значительно шире. «Идентичность» - это, конечно, еврейский роман, даже в некотором роде «еврейская энциклопедия», но почти в такой же степени это и «русский» роман, в котором перемешаны любовь и боль о России. Это естественно, ведь еврейская (ашканазская) и русская история и вообще жизнь очень тесно, порой трагически переплетены. Недаром Александр Солженицын не так давно написал свою знаменитую книгу «Двести лет вместе».

Создание литературного произведения - это всегда процесс самовыражения, проявления своего творческого «я», мыслей, чувств, эмоций, даже, может быть, подсознательных комплексов, прикрытых сверху сюжетом и фабулой, придуманным - вот это глубинное, внутреннее, тонкими нитями-нейронами связывает все мои произведения, в них - моя биография, моя память, мое мироощущение и жизненный опыт. Очевидно, что это исключительно внутренняя, психо-эмоциональная связь. Вероятно, лингвистический и прочий анализ выявил бы общие черты, употребление слов, повторы, возвращения к каким-то исходным точкам, нечто личностное, хотя писал я разные свои произведения (в книге «Судьба» шестнадцать повестей и рассказов) в очень разное время, в разной обстановке и сам, наверное, сильно изменился за те десятилетия, что прошли между первыми и последними из этих произведений. И еще, конечно, обе книги и все эти повести, рассказы и романы объединяет общность темы, ведь я пишу о России, о ее нелегкой, сложной, противоречивой судьбе, о свободе и о несвободе, о справедливости и о несправедливости".

А также рассказывает, насколько книги связаны с его жизнью и автобиографией:

«Моё ощущение: я пишу биографию страны, России, ее историю и, параллельно, собственную свою биографию. Но художественная биография очень сильно отличается от анкеты. Мои главные герои Леонид Вишневецкий (роман «Идентичность»), Игорь Белогородский (роман «Распад»), который должен выйти из печати в начале 2019 года), Игорь Полтавский (в неопубликованном пока романе «Инвестком», и он же в романе «Финансист», над которым я сейчас работаю) не просто в какой-то мере похожи на меня, у нас совпадают многие биографические моменты, прежде всего возраст, а это значит, что мои герои видят то же, что и я, живут той же, или очень похожей жизнью. Но литература - это особое зеркало, в котором перемешаны реальное и вымышленное, воображаемое, так что биографические совпадения отнюдь не означают тождество. Некоторые биографические совпадения есть и во многих моих рассказах («Воспоминание», «Дурочка и Сизиф», «Московские каникулы»), но и там, где нет прямых совпадений, присутствуют мой опыт, воспоминания о прошедшем, мироощущение, взгляд. Очевидно, что когда вам стукнет 70 лет, вам всегда будет что вспомнить и что рассказать. Нужно только облечь свои воспоминания, свой опыт и мысли в художественную форму.