Зацелованная могила оскара уайльда.

Детство будущего прозаика, драматурга и поэта последнего периода Викторианской эпохи Оскара Фингала О’Флаэрти Уиллса Уайльда прошло в столице Ирландии, городе Дублине. Он родился 16 октября 1854 года. Его родители были известны в кругах высшего общества. Отец Уильям Уайльд занимался медициной, в сферу его профессиональной деятельности входила ото-офтальмология.

В 1864 году ему присвоили звание рыцаря. Мать будущего писателя Джейн Франческа Уайльд боролась за права ирландцев и активно поддерживала революционное движение. Оба родителя увлекались литературой: отец писал исторические и археологические труды, а мать - поэзию. В доме у четы Уайльдов собирались салоны, на которых присутствовал цвет медицинской и культурной элиты страны.

Годы учебы

Оскар был средним ребенком в семье. Его старший брат Уильям родился на два года раньше Оскара, а сестра Изола - на два года младше. Девочка умерла в десятилетнем возрасте по причине воспаления головного мозга. Дети получили прекрасное домашнее образование. У них были немецкая и французская гувернантки. Первым учебным заведением для братьев стала Королевская школа Портора, которая находилась в небольшом городке, недалеко от Дублина. Маленький Оскар отличался талантом к чтению и к остроумным высказываниям. По окончании учебного заведения в возрасте 17 лет Уайльд получил золотую медаль и был направлен в Тринити-колледж.


Зародившаяся во время школьной учебы любовь Оскара к древнегреческой культуре получила свое развитие в колледже. Он занимается подробным изучением античной истории, эстетики, древних языков. Постепенно все полученные знания Уайльд начинает претворять в жизнь. Его манера поведения, одежда, тяга к эллинизму, скептицизм, самоирония - все то, что составило его славу в дальнейшем, формировались под воздействием полученных знаний.

Через три года перспективного студента отправляют в Оксфорд, где окончательно складывается стиль и образ Оскара Уайльда, как безупречного денди. Одним из критериев успешности для молодого человека уже тогда становится формирование ореола легендарности вокруг своей личности. Он никогда не спешил разрушать все невероятные сплетни и слухи, которые касались его имени.


В Оксфордском университете окончательно формируется и отношение будущего литератора к прекрасному. Нравственные ценности для Оскара теперь не являются единственным критерием красоты. Педагогом, который повлиял на мировоззрение Уайльда, стал Джон Рескин - английский писатель и теоретик. Он оказал большое влияние на развитие литературных тенденций конца XIX века.

В годы учебы Оскар впервые совершает путешествие в обожаемые им Италию и Грецию. Вдохновленный новыми впечатлениями Уайльд пишет одну из первых своих поэм «Равенна», за которую получает премию университета.

Творчество

В возрасте 24 лет Уайльд переезжает жить в столицу Великобритании. Он становится популярным завсегдатаем светских салонов Лондона за счет своих ироничных и противоречивых высказываний и манеры одеваться. Вкусы и привычки Уайлда диктовали моду для интеллигенции и аристократии. Вскоре стало появляться много молодых людей, которые во всем старались подражать своему кумиру. Шутки молодого ирландца его поклонниками разбирались на цитаты.


Оскар Уайльд начинал как поэт

В первые годы своего литературного творчества Оскар Уайльд занимался только лишь поэзией, изредка создавая эссе посвященные проблемам эстетики. С 1882 по 1883 годы молодой литератор провел за рубежом, в США, где путешествовал со своими лекциями по искусству. Американская публика была без ума от обаяния и интеллекта писателя, Оскар приобрел себе за океаном большую армию поклонников и последователей.

После возвращения в Европу Уайльд сразу же отправляется во Францию, где знакомится с цветом французской литературы.

Вернувшись на родину и обретя семью, Оскар Уайльд посвящает себя написанию сказок, на создание которых его вдохновили собственные дети. Это сборники «Счастливый принц» и «Гранатовый домик», самыми знаменитыми произведениями которых становятся «Мальчик-звезда», «Преданный друг», «Соловей и роза», «Рыбак и его душа». К этому времени слава Уайльда в Англии достигает своего пика.


Его журналистские статьи печатаются в лучших изданиях страны, Уайльд берет на себя обязанности редактора в журнале «Женский мир». О нем в своих интервью благосклонно отзывается легендарный драматург . Лондонский денди и провокатор вызывает противоречивые чувства у публики: от слепого обожания, до критики, которая выражается в нападках и публикации карикатур на литератора. Но колкости в адрес Оскара только укрепляют его авторитет и популярность в обществе.


Первое издание романа "Портрет Дориана Грея" в британском журнале

В возрасте 33 лет Уайльд впервые написал первые серьезные произведения. Начав с создания рассказов «Преступление лорда Артура Севила», «Кентервильское привидение», «Сфинкс без загадки», Уайльд приступает к основному труду своей творческой биографии - роману «Портрет Дориана Грея», который вышел в свет в 1890 году. Книга была воспринята современниками неоднозначно.

Несмотря на воспитательные цели, которые преследовал автор, в высшем обществе роман восприняли, как аморальное произведение. Но публика попроще была в восторге. Вслед за скандалом, связанным с публикацией единственного романа, Оскар Уайльд издает драму «Саломея», которая во многом повлияла на развитие искусства декаданса. Пьеса также получила противоречивую оценку общественного мнения и долго не ставилась в Великобритании.


Афиша пьесы «Идеальный муж»

В начале 90-х годов Оскар Уайльд создает ряд комедий для театральной сцены, которые получают свое воплощение на подмостках Лондона. Это такие пьесы, как «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж» и «Как важно быть серьезным». В них драматург проявляет себя, как мастер остроумного диалога. Все увереннее в драматургии он использует прием парадоксальности.

Личная жизнь

Оскар Уайльд с молодости отличался влюбчивостью. Его первыми увлечениями были Флорри Бэлкум, актриса Лилли Лангтри. Уже в молодом возрасте литератор становится посетителем столичных домов терпимости, которые в то время пользовались популярностью у представителей богемы. Но в возрасте 27 лет Уайльд знакомится с Констанцией Ллойд, дочерью ирландского юриста, которая после бурного трехгодичного романа становится его женой. Вскоре в семье лондонского денди появляются мальчики-погодки - сыновья Сирил и Вивиан.


Через несколько лет брака между супругами началось отчуждение. Вполне возможно, что причиной этого стала недолеченная венерическая болезнь литератора. Оскар Уайльд начинает жить отдельно от супруги и детей, а затем меняет ориентацию. Одним из первых его партнеров-мужчин становится Роберт Росс, который долгое время проработал личным секретарем и доверенным лицом писателя.


В 1891 году состоялось знакомство, которое сыграло роковую роль в жизни писателя. К нему в гости пришел молодой маркиз Альфред Дуглас, который высказал свое восхищение только что изданным романом писателя. Вскоре между двумя эстетами завязалась крепкая дружба, которая переросла в страсть.

Суд и тюрьма

Мужчины перестали скрывать свои отношения, они часто появлялись на светских вечеринках вместе. Бози Дуглас, как звали Альфреда все знакомые, обладал нарциссическим типом характера - он все и всех старался подчинить своей воле. Оскар не мог устоять перед капризами юноши и постоянно потакал ему. О связи своего сына Бози узнал вскоре его отец маркиз Куинсберри. Шокирующая новость сподвигла его начать преследование Уайльда. Последней каплей для терпения писателя стала открытая записка, которая была передана ему маркизом, во время собрания клуба «Элбемарл». В ней отец Бози обвинял Уайльда в содомии.

Возмущенный Оскар подает в суд на своего оппонента за клевету, что становится для него ошибкой. Подготовленный маркиз доказывает правоту своего обвинения. После завершения процесса начинается встречное заседание суда, целью которого стало обвинение Уайльда в гомосексуализме. Маркиз выиграл дело, и писателя посадили в тюрьму. Оскар Уайльд получил максимальное наказание, существующее в те годы: два года каторжных работ. Многие его друзья, в том числе и Бози, отвернулись от него. Жена вместе с детьми покинула страну и поменяла фамилию. Через несколько лет она скончалась в Италии после неудачно проведенной операции.

Смерть

После возвращения на свободу в 1897 году Оскар сразу поспешил покинуть родину и отправился в Париж. Эти годы он живет на содержание, которое присылает ему жена после распродажи всего личного имущества семьи Уайльда. В столице Франции он вновь начинает встречаться с Дугласом, но их отношения становятся напряженными. Взяв псевдоним Себастьян Мельмот, Оскар приступает к литературной деятельности и пишет знаменитое произведение последних лет своей жизни «Балладу Редингской тюрьмы».

В начале 1900 года Оскар заболевает ушной инфекцией, которая при ослабленном заключением организме, спровоцировала развитие менингита. Воспаление мозга и стало причиной смерти писателя 30 ноября того же года. Уайльд был похоронен на одном из кладбищ в Париже, а через одно десятилетие его могила была перенесена на кладбище Пер-Лашез. На месте захоронения писателя установлен памятник в виде головы Сфинкса.

  • По результатам опроса, который проводился среди зрителей канала ВВС, Оскар Уайльд признан самым остроумным человеком, когда-либо жившем в Англии.
  • Роман «Портрет Дориана Грея» был воплощен силами кинематографа уже более 25 раз.
  • Дом привидений Токийского Диснейленда украшен портретом молодого Дориана Грея, который меняет картинку на изображение страшного старика.

  • Путешествуя по США, Оскар Уайльд заключил пари с одним американцем на самую неправдоподобную фразу. Первая же реплика оппонента: «Однажды американский джентльмен...» принесла ему победу. Оскар Уайльд остановил его и признал свое поражение.
  • Тюремное заключение известного литератора повлияло на судебное законодательство Великобритании. Написанный Уайльдом и переданный в палату общин «Акте о тюрьмах» был принят к рассмотрению и повлиял на дальнейшее улучшение условий содержания заключенных.

Цитаты

  • «Положительные люди действуют на нервы, плохие - на воображение».
  • «Как сказал один остроумный француз, женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить».
  • «Циник - это человек, который всему знает цену и ничего не ценит».
  • «Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».
  • «В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна - когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая - когда получаешь».

Книги

  • «Равенна» (1878)
  • «Сад Эроса» (1881)
  • «Герцогиня Падуанская» (1883)
  • «Кентервильское привидение» (1887)
  • «Преступление лорда Артура Сэвила» (1888)
  • «„Счастливый принц“ и другие сказки» (1888)
  • «Портрет Дориана Грея» (1890)
  • «Саломея» (1891)
  • «Гранатовый домик» (1891)
  • «Веер леди Уиндермир» (1892)
  • «Женщина, не стоящая внимания» (1893)
  • «Сфинкс» (1894)
  • «Идеальный муж» (1895)
  • «Баллада Редингской тюрьмы» (1898)
"Зацелованный" памятник и самая сексуальная могила

"Зацелованный" памятник Оскару Уайльду

Оскар Уайльд шутил: «Все можно пережить, кроме смерти». Однако и смерть удалось победить гениальному писателю, память о нем живет и по сей день, и к его могиле приходят тысячи неравнодушных почитателей его таланта. Похоронен великий ирландец в Париже на кладбище Пер-Лашез. На его могиле установлен огромный памятник в виде крылатого сфинкса, украшенный бессчетным количеством… поцелуев.


Целовать памятник Оскара Уайльда стало традицией
Оскар Уайльд был большим оригиналом при жизни. Возможно, именно поэтому на месте его захоронения сложилась такая необычная традиция - оставлять отпечатки красной помады. Первые следы поцелуев появились на надгробии в конце 1990-х годов, нередко они сопровождались надписями в духе: «Продолжай смотреть на звезды», «Настоящая красота заканчивается там, где начинается разум». Тысячи поклонниц творчества писателя считали своим долгом оставить на памятнике отпечаток алых губ.

"Сфинкс" - памятник Оскару Уайльду
Власти предприняли решительный шаг, утвердили штраф в размере 9000 евро ($12,000) за ненадлежащее отношение к мемориалу, однако любвеобильные туристы зачастую успевали скрыться «с места преступления» до приезда полиции. Не помог даже судебный иск внука Оскара Уайльда, Мерлина Холланда, требовавшего оберегать памятник.


Поцелуи и надписи губной помадой
Помада въедается в гранит и отчищать ее достаточно сложно, поэтому сегодня «Сфинкс» буквально зацелован. В 2011 году по случаю 111-й годовщины со дня смерти великого писателя и поэта парижские власти приняли решение соорудить стеклянное заграждение вокруг памятника. Отныне «целовальщики» оставляют следы на стекле, забрасывая записки и цветы внутрь корпуса.


Захоронение на кладбище Пер-Лашез (Париж)
Как известно, Оскар Уайльд закончил свою жизнь, будучи абсолютно нищим, даже шутил перед смертью, что «умирает не по средствам». Друзья смогли его похоронить за городом в Баньо, однако в последующие годы его друг Роберт Росс на деньги, вырученные от продаж художественных произведений Уайльда, оплатил перезахоронение его праха на известнейшем кладбище Пер-Лашез. Через год Элен Керью, подруга Роберта Росса, анонимно перечислила 2 тысячи фунтов стерлингов на то, чтобы возвести памятник по проекту молодого скульптора Джейкоба Эпстайна.


Мемориальная доска у памятника Оскару Уайльду
Когда скульптуру, созданную в память о поэме «Сфинкс», привезли на кладбище, парижские чиновники были возмущены наготой ангела. Чтобы «прикрыть» неподобающий вид, было решено установить мемориальную табличку, в таком виде памятник был открыт в 1914 году, к сожалению, в последующие годы он неоднократно подвергался нападениям вандалов.

Самая сексуальная могила в Париже



Кладбище Пер-Лашез.
В Париже существует целый город мертвых, где на извилистых мощеных дорожках установлены собственные дорожные знаки, где могилы выглядят как маленькие готические соборы и где покоятся Джим Моррисон, Эдит Пиаф и Оскар Уайльд. Да, мы снова о том же кладбище Пер-Лашез, но уже не о памятнике автору "Портнета Дориана Грэя", а чтобы увидеть могилу, на которую стремятся толпы женщин.

Котелок с цветами.
Здесь, среди могил всемирно известных личностей, есть и могила некого Виктора Нуаре, который умер при весьма необычных обстоятельствах. Работая журналистом в Париже, он оказался вовлечённым в один редакционный спор. Его коллегу и друга Паскаля Груссэ чем-то оскорбило письмо принца Бонапарта, опубликованное конкурирующим изданием. Паскаль попросил своего друга Виктора потребовать от Бонапарта дуэли. Подробности инцидента были утеряны, но в 1870 году все закончилось тем, что Нуар ударил по лицу принца, в ответ тот выхватил пистолет и застрелил журналиста. Это случилось буквально за день до свадьбы Нуара.


Должно быть бывалый был ходок.
На похоронах Виктора присутствовали почти 100 000 человек, которые выражали свое возмущение тем, что принц Бонапарт, внучатый племянник Наполеона III, был полностью оправдан судом.

Над могилой Виктора скульптор Жюль Далу установил реалистичный бронзовый монумент в натуральную величину, который изображает убитого журналиста в момент его смерти - когда он упал навзничь на улице, уронив цилиндр рядом с собой.


Спи спокойно по-французски.
Никто не знает истинных мотивов скульптора, но несложно заметить, что статуя Нуара имеет очень заметное утолщение в районе ширинки брюк. С этим связана легенда, что когда тело журналиста привезли в морг, то у убиенного внезапно возникла эрекция.

На протяжении многих лет могила Виктора на кладбище Пер-Лашез фактически стал символом плодородия для парижанок. Городские мифы утверждают, что если положить в цилиндр цветок, поцеловать статую в губы и потереть область эрегированных гениталий, то в течение года родится ребенок, появится муж или же исчезнут все расстройства в интимной сфере. В результате область вокруг гениталий статуи сейчас отполирована до блеска.

Оградку снесли паломники.
В 2004 году вокруг могилы был построен забор, чтобы прекратить паломничество любвеобильных женщин к статуе, но из-за массовых протестов женского населения Парижа и бурной критики в прессе забор снесли.

Могила Оскара Уайльда в Париже

Мемориал знаменитого ирландского писателя и поэта 19-го века Оскара Уайльда расположен на кладбище в Париже. Выточенное из 20-тонного каменного блока надгробие представляет собой крылатую фигуру, напоминающую сфинкса в полете с вертикально распростертыми крыльями.

В течение многих лет поклонницы посещают мемориал в Париже крупнейшем кладбище Пер-Лашез чтобы воздать должное ирландскому драматургу и оставить след поцелуя с красной помадой. Тысячи помадных поцелуев покрывают нижнюю половину надгробия.

Все началось в конце 1990-х годов, когда кто-то решил оставить помадный поцелуй на могиле. С тех пор отпечатки губ и сердца были соединены в россыпь красного граффити, содержащего выражения любви, такие как: "Уайльд мы тебя помним", "Продолжайте смотреть на звезды» и «Настоящая красота заканчивается там, где начинается интеллект". Поцеловать могилу Оскара во время туристической поездки в Париж стало желанием многих.

Штраф в € 9,000 ($ 12,000) будет наложен на любого, кого поймают целующим или повреждающим исторический памятник, но это не имеет никакого эффекта. Очень не просто поймать людей во время данного акта и большинство преступников туристы. Апелляции внука Уайльда, Мерлина Холланда прекратить эту практику также не были услышаны.

Мемориальная доска с просьбой относиться уважительно к могиле никого не останавливает. Между тем, эти жирные красные пятна помады просочилась в камень и его все труднее и труднее чистить. После каждой очистки слой камня становится все более пористым.

В 2011 году по случаю 111-й годовщины со дня смерти Оскара Уайльда, власти установили стеклянный барьер, окружающий гробницу, чтобы предотвратить поцелуи и причинение ущерба. Но теперь туристы оставляют поцелуи на стекле, а цветы и записки бросают внутрь корпуса и теперь ими усыпано все подножие надгробия.

Оскар Уайльд умер банкротом и его друзья смогли обеспечить ему погребение только шестого класса в Банье, за пределами города. В течение следующих лет его другу и литературному душеприказчику Роберту Россу удалось за счет продажи работ Уайльда аннулировать банкротство Оскара и приобрести участок для захоронения на Пер-Лашез. В следующем году Хелен Карью, один из друзей Росса, которые знали Уайльда в его расцвете, анонимно предложил деньги для установки памятника, изготовленного молодым скульптором Иаковом Эпштейнаом.

Есть на Пер-Лашез места, которые вполне можно назвать культовыми. Некоторые могилы привлекают большое число посетителей, желающих вспомнить своих кумиров, отдать им дань памяти и уважения. Другие захоронения вдруг становятся "модными", обрастают легендами, около них стремятся исполнить некие ритуалы, иногда далеко не очевидные...

Виктор Нуар (1848 - 1870), журналист

Гибель журналиста Виктора Нуара наделала в свое время много шума. Утверждают даже, что она способствовала свержению династии Бонапартов. Виктор (настоящее имя Иван Салмон) родился в семье еврейского сапожника, принявшего католичество. Он работал в газете "Марсельеза" и был застрелен в Париже принцем Пьером Наполеоном Бонапартом, племянником императора Наполеона III, что вызвало народное возмущение и серьезное общественное недовольство правящей династией.

Говорят, Нуар был не только талантливым журналистом, но и любимцем женщин, непревзойдённым любовником; погиб же он всего за неделю до собственной свадьбы. Возможно поэтому скульптор Жюль Далу придал надгробной статуе Нуара некую специфическую особенность, а именно, оттопыренные в интимном месте брюки. С тех пор могила журналиста стала настоящим местом паломничества француженок, принеся памятнику бо льшую известность, чем самому журналисту. Считается, что если поцеловать статую в губы, оставить цветы в цилиндре и потереть выпуклость в районе ширинки, то это поможет найти мужа, придаст разнообразие сексуальной жизни и улучшит рождаемость. Нетрудно видеть что в соответствующих местах бронза отполирована до блеска...

Чтобы сделать фотографию надгробия, мне пришлось прождать минут десять, пока подошедшие до меня к могиле женщины досконально не исполнили предписанные действия и не запечатлели друг-друга за этим занятием.

Оскар Уайльд (1854 - 1900), писатель

Уайльд был одним из знаменитых людей своего времени. Лондонский денди, эстет, философ, писатель, драматург, поэт, публицист, он был позднее осуждён за гомосексуализм и отвергнут английским обществом. После двух лет тюрьмы и исправительных работ, Уайльд уехал во Францию, где жил в забвении под другим именем и умер в бедности. Наибольшую известность ему принесли пьесы, полные крылатых фраз и афоризмов, а также роман "Портрет Дориана Грея".

Через 10 лет после смерти, Уайльда перезахоронили на кладбище Пер-Лашез. На его могиле был установлен памятник работы Д.Эпстайна, заказанный американской актрисой Хелен Кэрью. Некоторые называют эту фигуру летящим сфинксом, но на самом деле она навеяна образами крылатых ассирийских быков. Памятник стал местом поклонения почитателей писателя, а впоследствии и гомосексуалистов. В конце 1980-х поклонницы Уайльда завели необычную традицию целовать надгробие ярко накрашенными губами. Возникло поверье, что каждый поцеловавший каменного человеко-льва, не потеряет свою любовь до самой смерти. К могиле Оскара Уайльда стали приезжать специально за поцелуем, в результате за несколько лет памятник покрылся целым слоем губной помады. Его неоднократно, но безуспешно чистили, а пару лет назад обнесли стеклянной оградой, чтобы предотвратить разрушение камня от жирных следов. Но как видно на верхнем фото, следы ритуальных поцелуев умудряются оставлять на камне и сейчас.

Так выглядело надгробие Уайльда, когда стеклянной ограды вокруг него еще не было.

Джим Моррисон (1943 - 1971), певец

«В "эпоху цветов" - время подъема движения хиппи, когда все пели о невинности, леденцах и мармеладном небе, Doors стали самой радикальной и сумрачной группой 60-х годов. Критики окрестили их "черными исповедниками Великого Общества", а лидера группы, раскольника Моррисона - Дионисом современной культуры. Альбомы Doors были своего рода шоковой терапией, каталогами психических ударов, насыщенных скорбью. О Моррисоне писали, что он пел так, как если бы его казнили на электрическом стуле.»

Алкоголь и наркотики оборвали жизнь певца, когда ему было неполных 28 лет. Поскольку Моррисон умер в Париже, похоронили его на Пер-Лашез. Эпитафией на надгробии стала фраза "Kata ton daimona eatoy" -- "Он был верен своим демонам".

Могила певца сразу стала местом паломничества его фанатов. Они устраивали здесь "поминки", приносили послания, исписывали соседние надгробия цитатами из песен Doors и признаниями в любви к Джиму. В конце концов администрация кладбища огородила могилу, а окрестности стали периодически обходить служители. Говорят, рядом даже поставили скрытые видеокамеры. Но если люди хотят что-то выразить, они найдут как это сделать. Теперь один из ритуалов, совершаемых у могилы Моррисона - это прикрепить жевательную резинку к растущему рядом дереву...

Аллан Кардек (1804 - 1869), исследователь спиритизма

Еще одно культовое место Пер-Лашез - это могила Ипполита Денизар-Ривайля, известного под псевдонимом Аллан Кардек. Пытливый ученый, Ривайль стремился выяснить, что вызывает физические эффекты, обычно приписываемые действию духов. Он начал проводить собственные исследования, составив список вопросов и задавая их "духам" через приглашенных медиумов. Псевдоним "Аллан Кардек" возник когда "духи" сообщили исследователю, что таким было его имя в одной из предыдущих жизней, когда он был галльским друидом. По этой же причине надгробие Кардека напоминает по форме кельтский дольмен.

Кардек написал несколько книг по результатам своих исследований и размышлений, которые стали фундаментальными трудами по оккультизму и своего рода "библией" спиритов. Французские спиритулисты и сейчас собираются на могиле Кардека, но приходят сюда также и обычные люди, поскольку возникло поверье, что тут можно "зарядить" различные предметы, прикладывая их к камню надгробия или к бронзовому бюсту. Приезжают на это место и гости из далекой Бразилии, в спиритических общинах которой Кардек почитается как мессия.

Амедео Модильяни (1884 - 1920), художник
Жанна Эбютерн (1898 - 1920), его муза

Принц Монпарнасса, герцог Ротонды, граф Улья... Кто знал, что за наброски этого полу-нищего гордеца с алым шарфом на шее будут когда-нибудь платить миллионы?

Модильяни прославился прежде всего своими необыкновенными портретами, которые можно назвать и поэтичными, и музыкальными - так прекрасны и гармоничны их линии. В разные года музами художника были Анна Ахматова и Беатрис Гастингс. Но главной и последней любовью и музой Амедео стала художница Жанна Эбютерн, скромная, тихая и молчаливая девушка с прекрасным взглядом и медными волосами.

Жанна глубоко любила художника, родила ему дочь и ждала второго ребенка. Модильяни собирался на ней жениться, но успел - он умер от застарелого туберкулеза. Говорят, Жанна не плакала, она словно окаменела и все время молчала. А через два дня после смерти Амедео она выбросилась из окна своей спальни в родительском доме...

Жанну похоронили на маленьком кладбище за городом, и лишь десять лет спустя семья Эбютерн дала разрешение перенести ее прах в могилу Модильяни. Так они вновь соединились, теперь под общей плитой. На ней высечена надпись на итальянском:
"Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы"
"Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним"

У могилы Модильяни не совершают никаких ритуалов. Здесь просто оставляют скромные знаки внимания: кто-то кладет камушек, кто-то записку, кто-то безыскусную самоделку.

Эдит Пиаф (1915 - 1963), певица

Эдит родилась в бедной семье и к шести годам почти ослепла от лишений и болезней. Зрение неожиданно вернулось к ней после паломничества в Лизье к могиле Св.Терезы. Но глаза её так и не наполнились солнечным светом; Жан Кокто, влюблённый в Эдит, называл их "глазами прозревшего слепца". С девяти лет девочка зарабатывала уличным пением. Когда Эдит исполнилось двадцать, ее её заметил Луи Лепле, владелец кабаре на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе. Он научил её петь с аккомпаниатором, выбирать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Лепле нашёл для Эдит сценическое имя — Пиаф («воробушек»). В рваных туфлях она пела на улице: «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей». Первые же выступления увенчались большим успехом...

После неожиданной смерти Лепле, большую роль в судьбе Эдит Пиаф сыграл поэт Раймон Ассо. В это трудное для нее время он поддержал молодую певицу, взял на себя развитие ее карьеры, написал для неё несколько песен. Раймонд выступал как её наставник, учил Эдит культуре и этикету. Вместе с Маргарит Монно, которая стала постоянным композитором Эдит Пиаф, он создал для Пиаф персональный репертуар, отражающий её уникальный голос и опыт. Прошли первые триумфальные концерты. Эдит стала возлюбленной и музой Раймона, а для тысяч французов - настоящим кумиром. Судьба окончательно связала ее с песней...

Последующая жизнь Эдит Пиаф была и трудной, и во многом трагической. Она любила, но ее избранник Марсель Сердан погиб в авиакатастрофе. Ни с одним из других своих возлюбленных она не смогла создать нормальной семьи. Только музыка, сцена, и грандиозный успех оставались неизменными. В 46 лет у Эдит обнаружили рак, а в 48 она скончалась. Во время похорон певицу провожали больше 40 тысяч человек. Эдит Пиаф практически вернулась домой: от дома №72 по улице Бельвиль, где она родилась, до ее могилы на Пер-Лашез всего несколько минут ходьбы...

В одной могиле с Эдит похоронен Теофанис Ламбукас , ее последний муж. Она познакомилась с ним за год до кончины, уже будучи смертельно больной и... полюбила. Мало кто верил сначала, что возможна искренняя любовь 26-летнего парня к больной женщине "за 45". Однако же это случилось: Тео любил Эдит, уже почти инвалидку, изможденную алкоголем, наркотиками, утратами. Как горько шутили "он был вдвое выше, вдвое младше и любил ее вдвое больше, чем она его". Их брак был счастлив, но совсем недолог: Эдит умерла на руках Тео в первую годовщину их свадьбы, а через несколько лет погиб в автокатастрофе и ее молодой избранник.

Сара Бернар (1844 - 1923), актриса

Сара Беранр вошла в историю театра и мировой культуры как самая великая актриса XIX века. Ее актерское мастерство вызывало восхищение своей эстетической завершенностью. Манера игры Сары Бернар была основана прежде всего на виртуозной внешней технике - на выразительности и пластичности жестов, поз, движений, великолепном владении мелодичным голосом и тщательно разработанной системе интонационных оттенков речи. Ее искусство было великолепным воплощением эстетических принципов "школы представления". Талант актрисы, ее острая наблюдательность и блестящая техника позволяли ей убедительно играть и даже трогать публику в ролях, не требующих трагедийной масштабности мыслей и страстей.

Не всем нравилась ее манера игры - например, Чехов и Шоу были ее противниками, считая, что "ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". Тем не менее публика ее боготворила, а весь высший свет обожал ее. Сара обладала магическим воздействием на мужчин. У нее были "особые отношения" с принцем Уэльским (будущим королем Эдуардом VII) и племянником Наполеона Бонапарта, её осыпали подарками император Австрии Франц-Иосиф, король Испании Альфонсо и король Италии Умберто. Король Дании Кристиан IX предоставлял в её распоряжение свою яхту, а герцог Фредерик позволял ей пользоваться своим родовым замком.


Жорж Кларен. Портрет Сары Бернар, 1876

Благодаря своему непомерному честолюбию, огромной силе воли и небывалой энергетике, Сара Бернар добилась на сцене всего о чем только можно мечтать. В 53 года она сыграла Гамлета. Когда актрисе исполнилось 65, она играла 20-летнего юношу. Даже когда в 1914 году ей ампутировали ногу, она продолжала играть с протезом. В Париже на площади Шатле находится театр, который она создала и который сейчас носит ее имя.

Фредерик Шопен (1810 - 1849), композитор, пианист

У могилы Шопена всегда много цветов, и обязательно здесь стоят белые и красные розы. Сюда их приносят и французские почитатели композитора, и поляки, живущие или приезжающие в Париж, для которых Шопен является национальным героем.

Если можно говорить о поэзии в музыке, то таким поэтом несомненно был Шопен. Находясь за роялем, он отдавал исполнению всю свою душу, и также страстно вкладывал ее в создаваемые им музыкальные произведения. Шопен всегда страдал - и в своей любви к Жорж Санд, и в своем обожании родной Польши, которая в XIX веке фактически исчезла как государство, будучи разделенной между Россией, Пруссией и Австрией. Эти любовь и боль выразились в темах героико-драматических композиций Шопена, и в народно-жанровых мотивах его полонезов и мазурок, и в прекрасных печальных ноктюрнах.


Лионелло Балестриери. Фредерик Шопен и Жорж Санд

Согласно завещанию, после смерти Шопена его сердце было перевезено в Варшаву, где оно теперь замуровано в колонне церкви Святого Креста.

Доминик Энгр (1780 - 1867), художник

У этой могилы я не мог не остановиться. Помню, когда я еще был школьником, экскурсовод в Эрмитаже назвала Энгра лучшим рисовальщиком среди художников. Только спустя много лет я понял, насколько это верно: линия Энгра - это нечто неповторимое, кажется всё в его картинах и портретах подчинено ей: и композиция, и форма, и даже сюжет - всё строится на точнейшем и виртуозном рисунке.


Д.Энгр. Большая одалиска


Д.Энгр. Портрет графини д"Оссонвиль

Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем своего учителя Жака-Луи Давида. Поборники неоклассицизма даже считали его своим вождём. Однако в своих мифологических, исторических и портретных композициях Энгр отступал от классицизма, внося свое живое наблюдение натуры, расширяя тематику, показывая собственное, глубоко личное представление о красоте. Этим он оказался внутренне близок мастерам второй половины XIX— XX столетий, его живопись привлекала к себе пристальный интерес и импрессионистов, и постимпрессионистов, оказавшись своеобразным мостом из XIX-го века в XX-й.

Жильбер Беко (1927 - 2001), певец, композитор

Визитной карточкой и талисманом Жильбера Беко был галстук в горошек. Когда-то хозяин пиано-бара, где искал работу молодой Беко, отказал ему, поскольку на нём не было галстука. Тогда мать певца, бывшая рядом, без колебаний отрезала низ своего синего платья в белый горошек и повязала эту ленту на шею сыну. Вернувшись в таком виде к патрону бара, Беко смог добиться прослушивания и был принят на работу. С тех пор он выступал на сцене только в галстуках в горошек.

Энергия Беко была неисчерпаема, он оставил после себя образ человека, всё время находящегося в движении. Его стали называть Месье-сто-тысяч-вольт, когда впервые поднявшись на сцену знаменитой "Олимпии" в 1955 году, он так завел публику, что она даже разломала часть зала - невиданный случай для тех лет. А всего за свою жизнь Беко выступил на сцене "Олимпии" 33 раза, и это рекорд, который никто пока не смог повторить.

Моя любимая песня Жильбера Беко - это конечно же "Натали":

Иногда одна песня делает больше, чем сотня дипломатов. В 60х годах "Натали" пела вся Франция, а этим именем называли девочек; когда Жильбер приехал в СССР в 1965-м, ему жала руку железная Фурцева, а в Москве - пусть и лишь 30 лет спустя - появилось кафе "Пушкин", о котором когда-то спел Беко.

Кладбище Пер-Лашез является одной из главных достопримечательностей Парижа. Расположенное в восточной части города, оно больше известно его жителям как «Восточное кладбище» (Cimetière de l’Est) или «город мёртвых» (la cite des morts). Пер-Лашез занимает территорию около 48 га. Это настоящий хорошо спланированный город с зелёными аллеями из ветвистых старых деревьев.

Многие приходят в это тихое и уединённое место, чтобы прогуляться, подумать о вечном и забыть о времени. Стоит также упомянуть, что данное кладбище считается одним из самых крупных музеев надгробной скульптуры. На сегодняшний день здесь захоронено около миллиона человек, среди числа которых большое количество знаменитостей: Лафонтен и Мольер, Пьер Абеляр и его ученица Элоиза, Оскар Уайльд, Джим Моррисон и многие другие.

История кладбища

Изначально на территории кладбища находился район бедняков и преступников. Позже здесь располагался дом исповедника Людивика XIV Франсуа де ла Шеза, именем которого теперь назван некрополь. И только в 1804 году здесь появилось кладбище. Спроектировал его Николя Фрошо. По его просьбам здесь были перезахоронены Мольер и Лафонтен, Пьер Абеляр и Элоиза, благодаря чему кладбище стало набирать популярность, ведь изначально люди отказывались хоронить здесь своих родственников.

Самые посещаемые и известные памятники Пер-Лашез

Знаменитый и горячо любимый многими английский писатель О. Уайльд скончался 30. 11. 1900 г. и был изначально похоронен на кладбище Баньо. Затем, спустя около 10 лет, его останки были перезахоронены на кладбище Пер-Лашез.

Его могилу украшает скульптура крылатого сфинкса, выполненная Джейкобом Эпстайном. Эта скульптура овеяна легендой о том, что, поцеловав её, обретёшь вечную любовь. По этой причине сфинкс на надгробии писателя был закрыт стеклом, но и это не останавливает неисправимых романтиков оставлять здесь следы от губной помады.

«Победи демона внутри себя», — гласит изречение на надгробии легендарного музыканта, вокалиста группы «The Doors» и поэта. Могила певца находится на пятом месте по посещаемости, благодаря частым визитам преданных фанатов.

Это одно из самых шумных и многолюдных мест на кладбище. Цитатами из песен Моррисона исписаны близлежащие надгробия, из-за чего прах певца хотели даже перезахоронить, но не сделали этого, т.к. могила остаётся одной из самых посещаемых и за неё исправно вносится арендная плата.

Эта могила усыпана цветами в память о великом композиторе, сочинившем легендарный «Похоронный марш», под минорные звуки которого большинство людей прощаются и отправляют в мир иной своих близких.

Сюда часто приходят поляки, оставляя цветы на флаге своего государства. В соответствии с последней волей композитора, его сердце хранится в Варшаве в одном из костёлов.

Знаменитый французский журналист был убит на дуэли с племянником Наполеона Бонапарта за день до своей свадьбы. При жизни он был обожаем женщинами, поэтому его надгробие украшает памятник с эрегированным мужским органом.

Женщины верят, что, потерев детородный орган, обязательно познаешь счастье материнства, а мужчины приходят сюда, чтобы вернуть «мужскую силу».

Стена коммунаров

Стена коммунаров – памятник защитникам Парижской коммуны, которые были расстреляны у одной из стен кладбища. Здесь отдали жизнь 147 человек. Чтобы увековечить это событие в памяти народа, скульптором А. Бартоломе возле кладбища был сооружён барельеф. Сегодня данный мемориал служит символом мужества, воли и пролетарского движения.

Памятник русским воинам

К 60-летней годовщине празднования Великой Победы, в честь участников французского Сопротивления, на кладбище Пер-Лашез был возведён Памятник русским воинам. Данный памятник создал русский скульптор Владимир Суворовцев.

Памятник возведён в честь тех, кто отправился в мир иной. Монумент был открыт в 1899 году.

Он определил путь своего создателя, Альберта Бартоломе, как скульптора. Монумент служит также в качестве оссуария, где хранятся кости из заброшенных могил.

В заключение…

Атмосферу этого места сложно передать словами. Разнообразие памятников, надгробий, фамильных склепов и скульптур просто удивляет. Ещё больше таинственности этому овеянному легендами месту, придают деревья, которых насчитывается около шести тысяч, и, покрывающий надгробные камни, мох. Это место одно из самых посещаемых достопримечательностей Парижа, которое не оставляет туристов равнодушными. Но стоит подумать об экскурсии с гидом, ввиду того, что заблудиться здесь очень легко, не упоминая тот факт, что профессиональный экскурсовод сможет поведать Вам ещё больше интересных фактов и тайн этого удивительного места.

Как добраться

Адрес: 16 Rue du Repos, Paris 75020
Телефон: +33 1 55 25 82 10
Сайт: pere-lachaise.com
Метро: Père Lachaise