Живопись космическая фантастика. Картины с космосом

soluhrom в Мечта о полётах.
Издавна человек мечтал о полётах. Мечтал покорить небо, а позже, когда, наконец, выяснилось, что Земля - лишь песчинка среди мирриадов планет, человек мечтал покорить и космос. И не просто покорить, но и узнать что-то новое на далёких планетах, а также поделиться своими знаниями с жителями тех планет.

Вот характерная картина советского художника Таира Салахова. "Тебе, человечество!" 1961 год

Интересно, что картина впервые была выставлена 12 апреля 1961 года, как раз в день первого полёта человека в космос.

Полёт советского космонавта Юрия Гагарина в космос вдохновил людей на новые свершения, новые открытия. И конечно же, этот полёт не мог не вдохновить советских художников.


А.Дейнека "Покорителм космоса"

На картине А. Дейнека покорение космоса - уже привычное людям дело. Не успевает взлететь одна ракета, как уже к полёту готова следующая.


Г. Голобоков "Труженики космоса"

У Г. Голобокова человек, работающий непосредственно в космосе - уже повседневность.


Плакаты времён СССР призывали молодёжь стать достойной сменой первым покорителям космоса.

Космическая тема использовалась художниками и в повседневности.
До сих пор на улицах городов можно встретить сохранившуюся "космическую" мозаику. Вроде этой:

А вот такая мозаика украшает подземные пешеходные переходы в моём городе:


И неожиданностью для меня было обнаружить, что есть палехские шкатулки с росписью на космическую тему.

Это микроскопическая часть тех работ, на создание которых вдохновила их создателей осуществлённая советским человеком мечта о полётах к звёздам.

В нынешнее время нередко можно услышать мнение, что все эти мечты были глупостью и мечтать надо было о другом. Не о Великих свершениях, а о мелком материальном счастьице. Мир, в котором всё чаще начали молиться его высочеству Потреблению, - в нём, этом мире, казалось, умрёт мечта о космосе и полётах. И нынешние дети мечтают совсем не об этом. Какой-нибудь модный гаджет - вот предел мечтаний современного ребёнка, уверяют многие.

Но так ли это?

Неужели нашим детям действительно чужд мир звёзд, дорогу в который проложили их деды?

Активисты общественного движения "Суть времени" решили проверить, так ли это, проведя конкурс детского рисунка и короткого рассказа среди ростовских школьников под названием

Ко Дню космонавтики 12 апреля. О живописи русских космонавтов Алексея Леонова, Владимира Джанибекова и американского астронавта Алана Бина

Космонавтов - людей по-настоящему героической профессии - сложно представить в философских раздумьях, с кистью за мольбертом. Оно и понятно. Космос - суровый мир, не прощающий человеку ошибок ни на орбите, ни на земле, требующий предельной рациональности. Но для тех избранных, кто побывал в нем, космос - это еще и фантастические эмоции, совершенно особые переживания, внутренний диалог с вечностью наедине с безграничной вселенной. Возможно, поэтому космонавты и берутся за кисти. И не без успеха: не в стол, а с альбомами, с книгами, с выставками, с музеями. Вот о таких космонавтах-художниках и пойдет речь.

Самый известный художник среди космонавтов еще с 1960-х годов - это, конечно, Алексей Архипович Леонов (1934). Дважды Герой Советского Союза (просто больше двух золотых звезд космонавтам не давали), первый человек в открытом космосе (в тот раз чудом не погибший в нештатной ситуации), смельчак, не раз смотревший смерти в глаза. Вместе с Гагариным он ходатайствовал об участии в пилотируемой экспедиции на Луну (так и не состоявшейся). Однако Леонов не суровый герой, а обаятельный, улыбчивый человек, любимец жителей Звездного городка. Его книга «Солнечный ветер», оформленная его же рисунками и картинами, была у многих советских школьников. В те времена на просвещение денег не жалели.

Леонов - художник впечатления, которому важны не графическая безупречность и фотографичность, а фантастическая палитра и неземные виды, которые он наблюдал собственными глазами. На борт корабля Леонову удавалось проносить цветные карандаши, так что в основе многих работ лежат этюды, сделанные на борту станций. Не случайно одной из лучших его картин стала «Над терминатором» (зона смены дня и ночи), на которой нет ни космонавтов, ни космических кораблей будущего - одна лишь природа во всем своем совершенстве.

Леонов писал картины как полностью сам, так и совместно с Андреем Константиновичем Соколовым (1931–2007) с середины 1960-х годов. Картины Леонова и Соколова много раз публиковались, а одна из их живописных серий легла в основу дизайна серии почтовых марок «15 лет космической эры» 1972 года.

Картины Леонова есть в музеях, участвуют в выставках, трижды выставлялись на аукционах. Самая высокая цена была зарегистрирована на Sotheby’s в далеком 1996 году. Тогда его полутораметровый холст с моментом старта «Союза-19» был продан за $9 200.

Картины соавтора Леонова - художника выставлялись на торги К космосу Соколов не имел прямого отношения, но в космической живописи был одним из пионеров. Архитектор по образованию (его отец, к слову, строил Байконур), Соколов с 1957 года увлекся живописью на космическую тему, с научно-фантастическим уклоном. Фантаст Иван Ефремов посвятил ему рассказ «Пять картин» - довольно реакционный, критикующий в соответствии с духом того времени абстракционизм и возвышающий художников, работающих с темами космоса и будущего космических исследований. Ефремовский «Сокол Русский» - случайно найденный «единственный русский художник космоса, творивший в самом начале космической эры», - это как раз Соколов. Его картины вдохновили не только Ефремова. В биографиях Андрея Константиновича можно прочитать, что именно под влиянием его картины «Лифт в Космос» Артур Кларк написал книгу «Фонтаны рая». Вполне возможно. И картина, и сама идея по-прежнему производят впечатление. Картины Соколова сегодня можно приобрести на галерейном рынке. А буквально месяц назад одна из его живописных работ, «Сахалин из космоса» (1980) была продана на аукционе «Русская эмаль» за 90 000 рублей.

Другой русский космонавт, серьезно занимающийся живописью, - (1942). Смельчак, профессионал высочайшего класса и большая умница. Совершил пять экспедиций, дважды Герой Советского Союза. Джанибекова посылали в самое пекло, на самые сложные и рискованные задачи. В 1985 году Джанибеков и Савиных были отправлены восстанавливать работу потерявшей управление и неработоспособной станции «Салют-7». Стыковались с ней в визуальном ручном режиме, без автоматики. Вошли, отремонтировали, в результате станция продолжила работу.

Владимир Джанибеков рисует и пишет не только космос, хотя космические сюжеты у него встречаются часто. Но если посмотреть его избранные работы на официальном сайте , то становится понятно, что его скорее интересует не технологическая сторона освоения космоса, а человек и философские вопросы мироздания. Джанибеков - член Союза художников, а в 2012 году его приняли в художественное объединение «Митьки» .

На аукционном рынке картина Джанибекова выставлялась пока только один раз - в 2015 году на берлинском аукционе Auctionata. Тогда его холст «Космонавт» (1984) был продан за $455.

Для наших космонавтов живопись - это скорее внутренняя потребность, они точно не искусством зарабатывают на жизнь. А вот их заокеанскому коллеге удается и зарабатывать своим гражданским увлечением. Американский астронавт Алан Бин (1939) в 1969 году участвовал в высадке на Луну в составе экипажа Apollo 12 . Ходил по поверхности спутника Земли, собирал образцы грунта в Океане Бурь.

Уволившись из НАСА в 1981 году, Алан Бин выбрал не обычную для отставников политическую карьеру, а полностью посвятил себя живописи. Его главной темой, естественно, стали лунные пейзажи, астронавты в скафандрах, работающие на поверхности Луны. Его работы выставляют музеи на профильных космических выставках, продают галереи, а их ценовой уровень составляет около $45 000. Единственная аукционная продажа для картин Алана Бина зарегистрирована в 2007 году. Среднеразмерный акрил с изображением астронавта, работающего на Луне, был продан на американском аукционе New Orleans за $38 400. На аукционах также продаются его большие литографии (около $500) и фотографии, сделанные во время лунной экспедиции ($300–$1000 долл.).

Вот такие они - космические художники.

И, пользуясь случаем: космонавтов, астронавтов, инженеров, ученых, медиков, всех специалистов, участвующих в космических программах, и всех, кто за них болеет, - с праздником! С днем космонавтики! С 55-летием полета Гагарина, которое мы отмечаем в 2016 году!

Владимир Богданов, AI



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Мы подготовили эту статью на основе лекции, прочитанной Ксенией Подлипенцевой, искусствоведом, куратором художественных проектов, в рамках фестиваля «Библионочь-2018».

Космос - тема, волновавшая художников в разные эпохи, но, пожалуй, наиболее своеобразно она была представлена в космизме, футуризме и супрематизме.

Космизм - особое явление первой половины XX века. Основоположником русского космизма считается Николай Фёдоров, создавший план так называемого «общего дела ». Согласно представлениям Фёдорова, человечеству надо объединить все усилия для того, чтобы достигнуть бессмертия и осваивать космос.

Конечно, можно сказать, что идея бессмертия восходит к православной традиции, но есть существенное различие. Прежде всего, в том, что Фёдоров говорил о бессмертии не только души, но и тела. Причём «бессмертные» должны были ещё и озаботиться тем, чтобы оживить всех, кто жил когда-либо ранее. Поскольку подобное рано или поздно привело бы к перенаселению Земли, Фёдоров предполагал, что к тому моменту люди уже достигнут такого уровня знаний, что им будет под силу переселиться на другие планеты, хотя в то время, естественно, никакого технического оснащения для полётов в космос ещё не было.

Помимо Фёдорова, это направление также разрабатывали Сергий Булгаков, Павел Флоренский, Константин Циолковский. А с точки зрения живописи самым известным космистом был Николай Рерих, обращавшийся к жанру философского пейзажа.

Прежде всего, это пейзаж «обобщённый», в нём нет акцентуации на индивидуальных чертах конкретной местности. Не менее важной особенностью является свет: свет на картине не столько явление физического мира, сколько маркер духовного состояния художника. Наконец, на полотнах Рериха всегда выделяется небо: даже горы принимают очертания облаков или напоминают иные небесные объекты.

Люди на полотнах Рериха, как правило, не располагаются в центре, то есть не являются главными героями, хотя и нельзя сказать, что их «задавливает» бесконечное небо: скорее, все элементы картины находятся в гармонии, ведь основная идея творчества художника - это гармония человека и Вселенной.

Пожалуй, высокой оценкой для Рериха можно считать признание Гагарина, который так описал свой полёт в космос:

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Не менее значимым направлением в начале прошлого столетия был футуризм : зародившись в Италии, он наиболее громко заявил о себе в России, став одним из самых радикальных явлений авангарда. Футуризм считал себя провозвестником новой эры, воспевая, однако, не столько будущее, сколько стремительно развивавшееся настоящее заводов и машин.

Будетляне, первая группа писателей-футуристов, не раз в своём творчестве обращались к фантасмагорическим для того времени образам покорения Вселенной. Однако в футуристической живописи космический мотив всё же не являлся ведущим. Самыми яркими примерами здесь можно назвать «Пустоту» Натальи Гончаровой, произведение, написанное в период её увлечения беспредметной живописью, и серию картин «Пространство».

Несмотря на всю агрессивность и самоуверенность футуризма, к началу Первой мировой он начал потихоньку затухать, раскалываясь на разнообразные течения и уступая место другим направлениям искусства.

Супрематизм связывают, прежде всего, с его создателем - Казимиром Малевичем. И конечно же, самая знаменитая картина, ассоциирующаяся с именем этого художника, - «Чёрный квадрат», абсолютно уникальная вещь по количеству существующих интерпретаций. В этом периоде Малевич отказался от предметности, заявив, что живопись должна выражать не предмет, а ощущение художника от предмета. Иными словами, Малевич призывал отказаться от «посредника» формы и писать ощущение.

На картине - чётко очерченный чёрный квадрат, граничащий с белым фоном; необходимо учитывать, что произведение, как правило, экспонируют на белой стене. Представьте мысленно, как белый фон холста сливается с белым фоном окружения, а сам квадрат отдаляется всё дальше и дальше, постепенно превращаясь в чёрную точку… Нет смысла искать в «Чёрном квадрате» особый сюжет или иную картину, якобы спрятанную под слоем краски. По сути, «Чёрный квадрат» - это попытка графически представить бесконечность Вселенной.

Евгений Ковтун, искусствовед

из статьи «“Победа над солнцем” - начало супрематизма»

Супрематический метод состоял в том, что Малевич взглянул на землю как бы извне, внутренняя «духовная» вселенная подсказала ему этот взгляд, и сразу же рухнули незыблемые каноны пространствопостроения. В супрематических станковых работах исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» - все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация «верх - низ»), оно перестало быть геоцентричным, то есть «частным случаем» вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, обладающий собственным полем сцеплений-тяготений и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией.

Главный элемент на картинах Малевича - супремы (от лат. supremus - наивысший), геометрические фигуры, нарисованные в отрыве от земли, отражали идею художника о космическом городе, комплексе, свободно парящем в воздухе, создание которого было бы возможно благодаря будущим научно-техническим достижениям.

Более конкретно разрабатывал космическую тему один из любимых учеников Малевича - Илья Чашник, считавший супрематизм «мироощущением беспредметных, природных и космических сложений». В его самой известной работе «Красный круг на чёрной поверхности» можно угадать планету в бескрайнем космическом пространстве и находящуюся рядом с ней космическую станцию, хотя по-прежнему речь идёт именно о супрематической композиции. Интересно, что эту картину часто можно встретить на обложках книг научной фантастики.

Конечно, перечисленными направлениями космическая тема не ограничивается: чего стоит причудливый «соцфутуризм», рисовавший светлое будущее освоения других планет и контактов с инопланетными существами. И хотя в XXI веке появились новые, небывалые возможности для изучения Вселенной, стоит признать, что в прошлом столетии тема космоса вызывала гораздо больший ажиотаж - по крайней мере, в искусстве.