14 признаков фашизма изложенные умберто эко. Мачизм, неприятие нестандартного сексуального поведения

Культ традиции, неприятие модерна, несогласие – это предательство, пацифизм – это братание с врагом, «новояз», «суждение народа в телевизоре», презрение к интеллектуалам. Итальянский писатель Умберто Эко ещё в 1995 году составил 14 признаков фашизма.

1). Культ традиции , в котором нет места развитию знания, нет места другой культуре, другим народам. Истина уже провозглашена раз и навсегда!

2). Традиционализм неизбежно ведёт к неприятию модернизма и отрицанию духа Просвещения, развития, разнообразия в единстве.

3). Иррационализм связан с культом «действия ради действия». Действо прекрасно само по себе, а Думание – не мужественное дело. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру в высказывании Геббельса «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет». Культура видится с подозрением, так как она носительница критического отношения. Официальные фашистские мыслители обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вечных традиционных ценностей, называя их - интеллектуальная размазня, яйцеголовые интеллигенты, а университеты – рассадники коммунистической заразы.

4). В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизма «несогласие есть предательство».

5). Несогласие – это знак «инаковости». Ур-фашизм боится инородного, враждебен другим нациям (расизм). Первейшие лозунги фашистского движения направлены против инородцев, то есть они замешаны на расизме.

6). Ур-фашизм рождается из индивидуальной или социальной фрустрации. (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения потребностей или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Все исторические фашизмы опирались на фрустрацию среднего класса, пострадавшего от экономического или политического кризиса и испытывающего страх перед угрозой со стороны раздражённых низов.

7). Социально обездоленным людям, фашизм обещает привилегии по факту принадлежности к нации и рождения в определённой стране. Так выковывается национализм. Единственное, что может сплотить нацию, заражённую фашизмом – это враги . В основе фашистской психологии заложена одержимость идеей заговора, и поиском врага, как внутреннего (евреи, другие нации), так и международного. Люди в фашистском государстве должны ощущать себя осаждёнными, окружёнными врагами. Ксенофобия (от греч. ξένος - чужой + φόβος - страх) - страх или ненависть ко всему чужому , незнакомому, непривычному; восприятие чужого, как опасного и враждебного.

8). Фашисты чувствуют себя оскорблёнными из-за того, что враги «выставляют напоказ» богатство, бравируют силой, помогают своим соплеменникам, имеют тайную сеть взаимопомощи (например, евреи). Зависть к чужому богатству, силе, благополучию объединяет фашистов в идее одолеть любого врага. Фашисты презирают слабых, боятся чересчур сильных, при этом они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника – это ведёт к тому, что фашистские государства обречены всегда проигрывать войны.

9). Для ур-фашизма нет понятия «борьба за жизнь», а есть – «жизнь ради борьбы» , пацифизм приравнивается фашистами к братанию с врагом. Пацифизм (от лат. pacificus - миротворческий, от pax - мир и facio - делаю) - идеология сопротивления насилию ради его исчезновения, «антивоенное движение за мир» осуждается фашизмом, так как « жизнь есть вечная борьба». Борьба до последнего боя, приближающего «Страшный суд» над уничтоженным врагом, когда фашизм приобретёт полный контроль над всем миром и наступит «эра всеобщего мира», «Золотой век». «Вечного Фашизма». Противоречие заложено в тезисах фашизма: «жизнь есть вечная борьба» ради «эры всеобщего мира»!

10). Для всех фашизма, как для всех реакционных идеологий, типичен элитаризм, в силу его глубинной аристократичности. В ходе истории все милитаристские и аристократические элитаризмы держались на презрении к слабым членам общества. Ур-фашизм исповедует популистский элитаризм, когда рядовые граждане составляют собой наилучший народ на свете. Партия фашистов составляется из наилучших рядовых граждан, каждых рядовой гражданин обязан стать членом партии.

В обществе не может быть патрициев без плебеев. Вождь, который знает, что получил власть не законным путём, а захватил власть силой, понимает также, что его сила основана на слабости массы народа, который нуждается в Погонщике и заслуживать его.

Поэтому в таких обществах, организованных иерархически (по милитаристской модели), каждый вождь чувствует себя выше всего общества и презирает и подчинённых, и вышестоящих. Тем самым в обществе укрепляется «массовый элитаризм».

11). Каждого члена общества воспитывают, чтобы он стал «героем», героизм – это норма жизни. В мифах герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; Культ героизма непосредственно связан с культом смерти. Не случайно девизом фалангистов было «Viva la muerte!» - «Да здравствует смерть!». Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить её с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдание, через которое достигается сверхъестественное блаженство. Герой же ур-фашизма ищет героической смерти, указанной ему в качестве лучшей компенсации за героическую жизнь. Герою ур-фашизма невтерпёж умереть героически, но ему гораздо чаще случается умерщвлять других с особой садистской жестокостью, оправдывая это тем, что герой и себя не жалеет.

12). И перманентная война, и героизм – довольно трудные игры, ур-фашизм переносит своё стремление к власти на сексуальную сферу. На половой потенции основан культ мужественности, культивируется пренебрежение к женщине, исполнительнице всех мужских прихотей, и беспощадное преследование любых не конформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма. Конформизм (от лат. conformis - «подобный», «сообразный») - то есть человек становится «как все» в обществе, изменяя свои внутренние установки, мнения, восприятия, поведение в соответствии с требованием, господствующим в данном обществе. Поскольку и сексуальная сфера – это довольно трудная игра, у героя ур-фашизма создается культ оружия, пистолета - эрзаца фаллоса - «invidia penis».

13). Ур-фашизм строится на качественном популизме – это и майдан, и римская переполненная площадь перед балконом Муссолини, и телевидение или сеть интернет, способные представить эмоциональную реакцию специально отобранной группы граждан, как «суждение всего народа». Фашизм ополчается против «прогнивших парламентских демократий».

В условиях демократии исполняются решения большинства граждан общества, граждане пользуются правами личности. В фашистской идеологии индивидуум не имеет прав личности, а Народ предстаёт как качество, как «монолитное единство», выражающее совокупную волю. Поскольку никакое количество человеческих индивидуумов не может иметь «совокупную волю». Вождь народа претендует на то, чтобы быть представителем от всего народа . Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются играть роль Народа. Народ, таким образом, представляет собой театральный феномен.

Первое, что заявил Муссолини на своей речи в итальянском парламенте, было: «Хотелось бы мне превратить эту глухую, серую залу в спортзал для моих ребяток». Муссолини быстро нашёл лучшее применение для «своих ребяток», но парламент разогнал, как не отражающего «суждение народа».

14). Ур-фашизм говорит на «Новоязе». Новояз был изобретён Робертом Оруэллом в романе «1984», как официальный язык «Английского социализма» («Ангсоца»), но элементы ур-фашизма свойственны самым различным диктатурам. И нацистские, и фашистские учебники отличались бедной лексикой и примитивным синтаксисом, ограничиваясь для школьника примитивным набором лозунгов, не допускающих развития критического мышления.

В Украине сегодня присутствуют все 14 признаков фашизма!

© Армен Гаспарян

Культ традиции, неприятие модерна, несогласие - это предательство, пацифизм - это братание с врагом, новояз, «суждение народа в телевизоре», презрение к интеллектуалам: итальянский писатель Умберто Эко ещё в 1995 году составил 14 признаков фашизма. Каждый может прогнать свою страну через этот список, чтобы понять, погрузились ли мы в «тёмное время».

Сегодня понятие «фашизма» девальвировано, превратившись как в государственной пропаганде, так и на низовом, «народном» уровне в штамп, маркирующий неугодного. Особенно отчётливо это видно в ситуации нынешнего кризиса на Украине. Обе конфликтующие стороны - русские и украинцы - жонглируют этим словом, пытаясь с его помощью оправдать свои действия и нанести удар противнику.

Между тем, если абстрагироваться от пропагандистских штампов и просто заглянуть в историю, можно относительно легко увидеть основные признаки настоящего фашизма. В 1995 году это попытался сделать великий итальянский писатель Умберто Эко. Он представил схематизацию фашизма на симпозиуме, проводившемся итальянским и французским отделениями Колумбийского Университета (США). Так как аудиторией Эко являлись студенты, писатель специально несколько упростил схему, сделав её доступной для восприятия и простыми людьми. Этот доклад в несколько отредактированном виде позднее был опубликован под заглавием «Eternal Fascism» в июне того же года.

Умберто Эко составил список из 14 типичных характеристик «вечного фашизма» (ур-фашизма). Если в обществе наблюдается 6-7 признаков из этого списка, то оно близко к наступлению фашизма (дальше всё покатится как снежный ком).

1) Первой характеристикой ур-фашизма является культ традиции . Традиционализм старее фашизма. Он выступает доминантой контрреволюционной католической мысли после Французской революции, но зародился он в поздний эллинистический период как реакция на рационализм классической Греции.

Из него вытекает, что нет места развитию знания . Истина уже провозглашена раз и навсегда; остаётся только истолковывать её тёмные слова. Достаточно посмотреть «обоймы» любых фашистских культур: в них входят только мыслители-традиционалисты. Немецко-фашистский гнозис питался из традиционалистских, синкретистских, оккультных источников. Наиважнейший теоретический источник новых итальянских правых, Юлиус Эвола, смешивает Грааль с «Протоколами Сионских мудрецов», алхимию со Священной Римской империей. Сам тот факт, что в целях обогащения кругозора часть итальянских правых сейчас расширила обойму, включив в неё Де Местра, Генона и Грамши, является блистательной демонстрацией синкретизма.

2) Традиционализм неизбежно ведёт к неприятию модернизма . Как итальянские фашисты, так и немецкие нацисты вроде бы обожали технику, в то время как традиционалистские мыслители обычно технику клеймили, видя в ней отрицание традиционных духовных ценностей. Но, по сути дела, нацизм наслаждался лишь внешним аспектом своей индустриализации. В глубине его идеологии главенствовала теория Blut und Boden - «Крови и почвы». Отрицание современного мира проводилось под знаком отрицания капиталистической современности. Это, по существу, отрицание духа 1789 года (а также, разумеется, 1776-го) - духа Просвещения. Век Рационализма видится как начало современного разврата. Поэтому ур-фашизм может быть определён как иррационализм .

3) Иррационализм крепко связан с культом действия ради действия . Действо прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание - немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Тут всё: и высказывание Геббельса «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет», и милые общие места насчёт интеллектуальных размазней, яйцеголовых интеллигентов, радикал-снобизма и университетов - рассадников коммунистической заразы. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма. Официальные фашистские мыслители в основном занимались тем, что обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вечных ценностей.

4) Никакая форма синкретизма не может вынести критики. Критический подход оперирует дистинкциями, дистинкции же являются атрибутом современности. В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство .

5) Несогласие - это ещё и знак инаковости. Ур-фашизм растёт и ищет консенсусов, эксплуатируя прирождённую боязнь инородного. Первейшие лозунги фашистоидного или пре-фашистоидного движения направлены против инородцев. Ур-фашизм, таким образом, по определению замешан на расизме .

6) Ур-фашизм рождается из индивидуальной или социальной фрустрации. Поэтому все исторические фашизмы опирались на фрустрированные средние классы , пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздражённых низов. В наше время, когда прежние «пролетарии» превращаются в мелкую буржуазию, а люмпен из политической жизни самоустраняется, фашизм найдёт в этом новом большинстве превосходную аудиторию.

7) Тем, кто вообще социально обездолен, ур-фашизм говорит, что единственным залогом их привилегий является факт рождения в определённой стране. Так выковывается национализм . А единственное, что может сплотить нацию, - это враги. Поэтому в основе ур-фашистской психологии заложена одержимость идеей заговора , по возможности международного. Люди должны ощущать себя осаждёнными. Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре - использовать пружины ксенофобии. Однако годится и заговор внутренний, для этого хорошо подходят евреи, потому что они одновременно как бы внутри и как бы вне.

8) Сочлены должны чувствовать себя оскорблёнными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. Когда я был маленьким, мне внушали, что англичане - «нация пятиразового питания». Англичане питаются интенсивнее, чем бедные, но честные итальянцы. Богаты ещё евреи, к тому же они помогают своим, имеют тайную сеть взаимопомощи. Это с одной стороны; в то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, благодаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые . По этой причине фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника.

9) Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы. Раз так, пацифизм однозначен братанию с врагом . Пацифизм предосудителен, поскольку жизнь есть вечная борьба . В то же время имеется и комплекс Страшного суда. Поскольку враг должен быть - и будет - уничтожен, значит, состоится последний бой, в результате которого данное движение приобретёт полный контроль над миром. В свете подобного «тотального решения» предполагается наступление эры всеобщего мира, Золотого века.

Однако это противодействует тезису о перманентной войне, и ещё ни одному фашистскому лидеру не удалось разрешить образующееся противоречие.

10) Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, в силу его глубинной аристократичности. В ходе истории все аристократические и милитаристские элитаризмы держались на презрении к слабому .

Ур-фашизм исповедует популистский элитаризм. Рядовые граждане составляют собой наилучший народ на свете. Партия составляется из наилучших рядовых граждан. Рядовой гражданин может (либо обязан) сделаться членом партии.

Однако не может быть патрициев без плебеев. Вождь, который знает, что получил власть не через делегирование, а захватил силой, понимает также, что сила его основывается на слабости массы, и эта масса слаба настолько, чтобы нуждаться в Погонщике и заслуживать его.

Поэтому в таких обществах, организованных иерархически (по милитаристской модели), каждый отдельный вождь презирает, с одной стороны, вышестоящих, а с другой - подчинённых.

Тем самым укрепляется массовый элитаризм.

11) Всякого и каждого воспитывают, чтобы он стал героем. В мифах герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; однако в идеологии ур-фашизма героизм - это норма. Культ героизма непосредственно связан с культом смерти . Не случайно девизом фалангистов было Viva la muerte! Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить её с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдательный метод достижения сверхъестественного блаженства. Герой же ур-фашизма алчет смерти, предуказанной ему в качестве наилучшей компенсации за героическую жизнь. Герою ур-фашизма умереть невтерпёж. В героическом нетерпении, заметим в скобках, ему гораздо чаще случается умерщвлять других.

12) Поскольку как перманентная война, так и героизм - довольно трудные игры, ур-фашизм переносит своё стремление к власти на половую сферу. На этом основан культ мужественности (то есть пренебрежение к женщине и беспощадное преследование любых неконформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма). Поскольку и пол - это довольно трудная игра, герой ур-фашизма играется с пистолетом, то есть эрзацем фаллоса. Постоянные военные игры имеют своей подоплёкой неизбывную invidia penis.

13) Ур-фашизм строится на качественном (квалитативном) популизме. В условиях демократии граждане пользуются правами личности; совокупность граждан осуществляет свои политические права только при наличии количественного (квантитативного) основания: исполняются решения большинства. В глазах ур-фашизма индивидуум прав личности не имеет, а Народ предстаёт как качество, как монолитное единство, выражающее совокупную волю. Поскольку никакое количество человеческих существ на самом деле не может иметь совокупную волю, Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются - часть за целое - играть роль Народа. Народ, таким образом, бытует как феномен исключительно театральный.

За примером качественного популизма необязательно обращаться к Нюрнбергскому стадиону или римской переполненной площади перед балконом Муссолини. В нашем близком будущем перспектива качественного популизма - это телевидение или электронная сеть интернет, которые способны представить эмоциональную реакцию отобранной группы граждан как «суждение народа».

Крепко стоя на своем квалитативном популизме, ур-фашизм ополчается против «прогнивших парламентских демократий» . Первое, что заявил Муссолини на своей речи в итальянском парламенте, было: «Хотелось бы мне превратить эту глухую, серую залу в спортзал для моих ребяток». Он, конечно же, быстро нашёл гораздо лучшее пристанище для «своих ребяток», но парламент тем не менее разогнал.

Всякий раз, когда политик ставит под вопрос легитимность парламента, поскольку тот якобы уже не отражает «суждение народа», явственно унюхивается запашок Вечного Фашизма.

14) Ур-фашизм говорит на Новоязе . Новояз был изобретён Оруэллом в романе «1984» как официальный язык Ангсоца, Английского социализма, но элементы ур-фашизма свойственны самым различным диктатурам. И нацистские, и фашистские учебники отличались бедной лексикой и примитивным синтаксисом, желая максимально ограничить для школьника набор инструментов сложного критического мышления. Но мы должны уметь вычленять и другие формы Новояза, даже когда они имеют невинный вид популярного телевизионного ток-шоу.

Умберто Эко (1932-2016) известен во всем мире как писатель, философ, исследователь и преподаватель. Общественность познакомилась с Эко после выхода романа «Имя розы» в 1980 году. В числе работ итальянского исследователя присутствуют десятки научных трудов, новелл, сказок, философских трактатов. Умберто Эко организовал в Университете республики Сан-Марино отделение исследований в области средств информации. Писатель, в свое время, стал президентом Высшей школы гуманитарных наук в Болонском университете. Он также был членом Академии наук Линси.

В наши дни одним из ключевых вопросов, стоящих перед журналистами и лояльными оппозиционерами, является то, насколько мы остаемся честными, поскольку эвфемизмы и тривиализации берут верх над дискуссией? Можем ли мы использовать такие слова, как «фашизм» с полным пониманием значения этого слова в мировой истории? Термин, в конце концов, по прошествии десятилетий после Второй мировой войны нивелировался до банального выражения «фашистская свинья», используемого американскими радикалами для обозначения полицейского, не одобряющего их тягу к легким наркотикам.

Эко рос во времена фашистского режима Муссолини, который «был, безусловно, диктатурой, но не был полностью тоталитарным, не из-за его мягкости, а скорее из-за философской слабости его идеологии. Вопреки распространенному мнению, фашизм в Италии не имел особой философии: «У него, однако, был стиль», способ одеваться – гораздо более впечатляющий, с его черными рубашками, нежели Армани, Бенеттон или Версаче могли когда-либо мечтать. Темный юмор комментария указывает на критический консенсус в отношении фашизма. Как форма крайнего национализма, он в конечном итоге принимает контуры любой национальной культуры.

Может показаться, что само слово теряет смысл, поскольку означает так много разных культурных проявлений авторитаризма по всей Европе и даже в Южной Америке. В Италии фашизм стал возможно первой правой диктатурой, захватившей европейскую страну, и получившей название политической системы. Но Эко озадачен, почему слово фашизм стало синекдохой, то есть словом, которое можно было бы использовать для разных тоталитарных движений.

Фашизм был нечетким тоталитаризмом, коллажем из разных философских и политических идей, улей противоречий.

Хоть Эко и твердо заявляет, что был только один нацизм - фашистская игра может исполняться во многих формах, но смысл игры не меняется. Эко выделяет 14 типичных черт того, что он называл ур-фашизмом или вечным фашизмом. И хотя многие из них противоречат друг другу, достаточно появления хоть одного из перечисленных признаков, что бы, со временем, из него проросло это уродливое явление:

1. Культ традиции. «Нужно только взглянуть на программу любого фашистского движения, чтобы найти там главных мыслителей-традиционалистов. Нацистский гнозис питается традиционалистскими, синкретическими, оккультными элементами».

2. Отказ от модернизма. «Просвещение, эпоха разума, рассматривается как начало современной развращенности. В этом смысле ур-фашизм можно определить как иррационализм».

3. Культ действия ради действия. «Действие, являющееся красивым само по себе, должно быть принято заранее и без какого-либо предшествующего размышления. Мышление - это форма выхолащивания».

4. Несогласие - это измена. «Критический дух делает различия, и отличать это признак модернизма. В современной культуре научное сообщество восхваляет несогласие, как способ улучшить знания».

5. Страх перед различиями. «Первое обращение зарождающегося фашистского движения - это обращение против чужаков. Таким образом, ур-фашизм по определению является расистским».

6. Обращение к социальным проблемам. «Одной из наиболее характерных черт исторического фашизма был призыв к разочарованному среднему классу, страдающему от экономического кризиса или от чувства политического унижения или напуганному давлением более низких социальных групп».

7. Одержимость заговором. «Последователи должны чувствовать себя осажденными. Самый простой способ справиться с всемирным заговором - это призыв к ксенофобии».

8. Враг одновременно и сильный, и слабый. «Постоянным смещением риторического фокуса враги становятся в одно и то же время слишком сильны и слишком слабы».

9. Пацифизм - это торговля с врагом. «Для ур-фашизма нет никакой борьбы за жизнь, но, скорее, жизнь ведется для борьбы».

10. Презрение к слабым. «Элитизм - это типичный аспект любой реакционной идеологии».

11. Все учатся, чтобы стать героем. «В ур-фашистской идеологии героизм - это норма. Этот культ героизма строго связан с культом смерти».

12. Маскулизм и оружие. «Маскулизм подразумевает как презрение к женщинам, так и нетерпимость и осуждение нестандартных сексуальных привычек, от целомудрия до гомосексуализма».

13. Селективный плебисцит. «В нашем будущем есть популизм в области телевидения или Интернета, в котором эмоциональный отклик избранной группы граждан может быть представлен и принят как глас народа».

14. Ур-фашизм использует новояз. «Все нацистские или фашистские школьные книги использовали сокращенный словарный запас и элементарный синтаксис, чтобы ограничить инструменты сложных и критических рассуждений».

14 признаков фашизма от Умберто Эко обновлено: Апрель 5, 2018 автором: Лера Леонова

Культ традиции, неприятие модерна, несогласие - это предательство, пацифизм - это братание с врагом, новояз, «суждение народа в телевизоре», презрение к интеллектуалам: итальянский писатель Умберто Эко ещё в 1995 году составил список из 14 признаков «вечного фашизма» (ур-фашизма). Каждый может прогнать свою страну через этот список, чтобы понять, погрузилась ли она в «тёмное время». Если в обществе наблюдается 6-7 признаков из этого списка, то оно близко к наступлению фашизма (дальше всё покатится как снежный ком).


1) Первой характеристикой ур-фашизма является культ традиции. Традиционализм старее фашизма. Он выступает доминантой контрреволюционной католической мысли после Французской революции, но зародился он в поздний эллинистический период как реакция на рационализм классической Греции.

Из него вытекает, что нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда; остаётся только истолковывать её тёмные слова. Достаточно посмотреть «обоймы» любых фашистских культур: в них входят только мыслители-традиционалисты. Немецко-фашистский гнозис питался из традиционалистских, синкретистских, оккультных источников. Наиважнейший теоретический источник новых итальянских правых, Юлиус Эвола, смешивает Грааль с «Протоколами Сионских мудрецов», алхимию со Священной Римской империей. Сам тот факт, что в целях обогащения кругозора часть итальянских правых сейчас расширила обойму, включив в неё Де Местра, Генона и Грамши, является блистательной демонстрацией синкретизма.

2) Традиционализм неизбежно ведёт к неприятию модернизма. Как итальянские фашисты, так и немецкие нацисты вроде бы обожали технику, в то время как традиционалистские мыслители обычно технику клеймили, видя в ней отрицание традиционных духовных ценностей. Но, по сути дела, нацизм наслаждался лишь внешним аспектом своей индустриализации. В глубине его идеологии главенствовала теория Blut und Boden - «Крови и почвы». Отрицание современного мира проводилось под знаком отрицания капиталистической современности. Это, по существу, отрицание духа 1789 года (а также, разумеется, 1776-го) - духа Просвещения. Век Рационализма видится как начало современного разврата. Поэтому ур-фашизм может быть определён как иррационализм.

3) Иррационализм крепко связан с культом действия ради действия. Действо прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание - немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Тут всё: и высказывание Геббельса «Когда я слышу слово „культура“, я хватаюсь за пистолет», и милые общие места насчёт интеллектуальных размазней, яйцеголовых интеллигентов, радикал-снобизма и университетов - рассадников коммунистической заразы. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма. Официальные фашистские мыслители в основном занимались тем, что обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вечных ценностей.

4) Никакая форма синкретизма не может вынести критики. Критический подход оперирует дистинкциями, дистинкции же являются атрибутом современности. В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство.

5) Несогласие - это ещё и знак инаковости. Ур-фашизм растёт и ищет консенсусов, эксплуатируя прирождённую боязнь инородного. Первейшие лозунги фашистоидного или пре-фашистоидного движения направлены против инородцев. Ур-фашизм, таким образом, по определению замешан на расизме.

6) Ур-фашизм рождается из индивидуальной или социальной фрустрации. Поэтому все исторические фашизмы опирались на фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздражённых низов. В наше время, когда прежние «пролетарии» превращаются в мелкую буржуазию, а люмпен из политической жизни самоустраняется, фашизм найдёт в этом новом большинстве превосходную аудиторию.

7) Тем, кто вообще социально обездолен, ур-фашизм говорит, что единственным залогом их привилегий является факт рождения в определённой стране. Так выковывается национализм. А единственное, что может сплотить нацию, - это враги. Поэтому в основе ур-фашистской психологии заложена одержимость идеей заговора, по возможности международного. Люди должны ощущать себя осаждёнными. Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре - использовать пружины ксенофобии. Однако годится и заговор внутренний, для этого хорошо подходят евреи, потому что они одновременно как бы внутри и как бы вне.


8) Сочлены должны чувствовать себя оскорблёнными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. Когда я был маленьким, мне внушали, что англичане - «нация пятиразового питания». Англичане питаются интенсивнее, чем бедные, но честные итальянцы. Богаты ещё евреи, к тому же они помогают своим, имеют тайную сеть взаимопомощи. Это с одной стороны; в то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, благодаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые. По этой причине фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника.

9) Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы. Раз так, пацифизм однозначен братанию с врагом. Пацифизм предосудителен, поскольку жизнь есть вечная борьба. В то же время имеется и комплекс Страшного суда. Поскольку враг должен быть - и будет - уничтожен, значит, состоится последний бой, в результате которого данное движение приобретёт полный контроль над миром. В свете подобного «тотального решения» предполагается наступление эры всеобщего мира, Золотого века.

Однако это противодействует тезису о перманентной войне, и ещё ни одному фашистскому лидеру не удалось разрешить образующееся противоречие.

10) Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, в силу его глубинной аристократичности. В ходе истории все аристократические и милитаристские элитаризмы держались на презрении к слабому.

Ур-фашизм исповедует популистский элитаризм. Рядовые граждане составляют собой наилучший народ на свете. Партия составляется из наилучших рядовых граждан. Рядовой гражданин может (либо обязан) сделаться членом партии.

Однако не может быть патрициев без плебеев. Вождь, который знает, что получил власть не через делегирование, а захватил силой, понимает также, что сила его основывается на слабости массы, и эта масса слаба настолько, чтобы нуждаться в Погонщике и заслуживать его.

Поэтому в таких обществах, организованных иерархически (по милитаристской модели), каждый отдельный вождь презирает, с одной стороны, вышестоящих, а с другой - подчинённых.

Тем самым укрепляется массовый элитаризм.

11) Всякого и каждого воспитывают, чтобы он стал героем. В мифах герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; однако в идеологии ур-фашизма героизм - это норма. Культ героизма непосредственно связан с культом смерти. Не случайно девизом фалангистов было Viva la muerte! Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить её с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдательный метод достижения сверхъестественного блаженства. Герой же ур-фашизма алчет смерти, предуказанной ему в качестве наилучшей компенсации за героическую жизнь. Герою ур-фашизма умереть невтерпёж. В героическом нетерпении, заметим в скобках, ему гораздо чаще случается умерщвлять других.

12) Поскольку как перманентная война, так и героизм - довольно трудные игры, ур-фашизм переносит своё стремление к власти на половую сферу. На этом основан культ мужественности (то есть пренебрежение к женщине и беспощадное преследование любых неконформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма). Поскольку и пол - это довольно трудная игра, герой ур-фашизма играется с пистолетом, то есть эрзацем фаллоса. Постоянные военные игры имеют своей подоплёкой неизбывную invidia penis.

13) Ур-фашизм строится на качественном (квалитативном) популизме. В условиях демократии граждане пользуются правами личности; совокупность граждан осуществляет свои политические права только при наличии количественного (квантитативного) основания: исполняются решения большинства. В глазах ур-фашизма индивидуум прав личности не имеет, а Народ предстаёт как качество, как монолитное единство, выражающее совокупную волю. Поскольку никакое количество человеческих существ на самом деле не может иметь совокупную волю, Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются - часть за целое - играть роль Народа. Народ, таким образом, бытует как феномен исключительно театральный.

За примером качественного популизма необязательно обращаться к Нюрнбергскому стадиону или римской переполненной площади перед балконом Муссолини. В нашем близком будущем перспектива качественного популизма - это телевидение или электронная сеть интернет, которые способны представить эмоциональную реакцию отобранной группы граждан как «суждение народа».

Крепко стоя на своем квалитативном популизме, ур-фашизм ополчается против «прогнивших парламентских демократий». Первое, что заявил Муссолини на своей речи в итальянском парламенте, было: «Хотелось бы мне превратить эту глухую, серую залу в спортзал для моих ребяток». Он, конечно же, быстро нашёл гораздо лучшее пристанище для «своих ребяток», но парламент тем не менее разогнал.

Всякий раз, когда политик ставит под вопрос легитимность парламента, поскольку тот якобы уже не отражает «суждение народа», явственно унюхивается запашок Вечного Фашизма.

14) Ур-фашизм говорит на Новоязе. Новояз был изобретён Оруэллом в романе «1984» как официальный язык Ангсоца, Английского социализма, но элементы ур-фашизма свойственны самым различным диктатурам. И нацистские, и фашистские учебники отличались бедной лексикой и примитивным синтаксисом, желая максимально ограничить для школьника набор инструментов сложного критического мышления. Но мы должны уметь вычленять и другие формы Новояза, даже когда они имеют невинный вид популярного телевизионного ток-шоу.

Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирноизвестных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе «Eternal Fascism», в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на канонический взгляд на эту идеологию, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.

Об авторе

Умберто Эко - итальянский писатель, ученый, публицист, литературный критик, теоретик культуры, а также автор романа «Имя розы», одного из лучших романов в истории литературы по мнению многочисленных опросов. Как публицист, он известен за такие работы как «Пять эссе на тему этики», «Как написать дипломную работу», а также «Вечный фашизм», и речь пойдет о последней.

Эссе «Вечный фашизм»

В 1995 году написал эссе «Вечный фашизм» («Eternal Fascism»). Оно изобилует иронией на грани сарказма и описывает детство и отрочество автора, уделяя внимание тому, как в 1942 году он занял первое место на олимпиаде Ludi Juveniles в возрасте десяти лет.

В своем эссе Эко, прежде всего, указывает на разницу в идеологии Италии при Муссолини и гитлеровской Германией. Даже в наше время легко запутаться в этих двух идеологиях, поэтому Эко посвятил почти половину эссе на существенные различия.

Итальянский фашизм создал у либеральных лидеров Европы убеждение, что итальянская власть способна противостоять умеренную альтернативу коммунистической угрозе, поэтому воспринималась изначально не столь агрессивно. У Муссолини не было четкой идеологии. В первые годы правления, по слухам, он предлагал Господу поразить себя молнией на месте, тогда как на следующем этапе ссылался на имя Божье и называл себя «рукой Провиденья». Итальянский фашизм не был единой идиологией, а скорее ассорти из из разных философских и политических идей.

В фашистской Италии даже существовала премия Бергамо, финансируемая умеренным фашистом Боттаи, который поддерживал новаторское и авангардистское искусство, которое напрочь отрицал и преследовал Гитлер. Культуре Эко посвятил также большую часть эссе, что для человека его профессий вполне понятное желание.

Даже антисемитизм в Италии сформировался по требованию Гитлера, с которым Муссолини хотел вступить в союз. Изначально фашисты не были расистами и антисемитами, было много противоречий между странами, пока в 1930-ых годах итальянцы не приняли доктрину о белом превосходстве в африканских колониях. Так что будем считать, что в итоге фашизм принял расизм как норму и является одним из его признаков.

Говоря проще, нацистская Германия переняла у итальянцев крайний национализм, антикоммунизм и милитаризм, извратив его и превратив в настоящую идеологию. Фашизм является частью нацизма, поэтому хоть немцев в те годы и можно было называть фашистами, все же это понятие не охватывало полностью их суть. Немцы ставили свою расу выше других рас и готовы были к насильственному захвату и унитожению целых народов, тогда как итальянцы гордились своим римским прошлым. Если нацистская Германия помимо внутреннего взгляда смотрела с ненавистью и шовинизмом на другие расы, Италия Муссолини пыталась разобраться в своем прошлом и усилить свое государство. Когда же Германия и Италия стали союзниками, Гитлер даже перенял римский салют фашистов.

В связи с вышесказанным, Эко приводит к выводу, что нацизм - уникален, тогда как фашизм более распространен, и в 20-ом веке это явление стоит рассматривать с большим вниманием, нежели нацизм. Эко предсказывает, что нацизм, скорее всего, больше никогда не станет проблемой человечества, а вот фашизм способен принимать разные формы, потому что даже если из него вытащить несколько признаков, остальные признаки все равно будут составлять костяк фашизма. И в этом есть главная опасность.

Поэтому Умберто Эко в своем эссе вычленил список признаков вечного фашизма (ур-фашизма), при этом указывая, что даже одного признака из 14-ти достаточно, чтобы говорить о «конденсации фашистской туманности». И чем больше признаков, тем более явно выражается сущность любого государства. Если их несколько, есть шанс предотвратить наступление фашизма, однако после 6-7 признаков снежный ком начинает расти и его уже не остановить.

14 признаков фашизма

Культ традиции. Традиционализм старее фашизма. Главные идеологи фашизма состоят сплошь и рядом из мыслителей-традиционалистов. Нет места развитию знания, истина уже провозглашена раз и навсегда.

Традиционализм ведет к неприятию модернизма. Итальянские фашисты и немецкие фашисты обожали технику, тогда как их мыслители-традиционалисты технику клеймили, видя в ней угрозу традиционным духовным ценностям. Фашизм отрицал капитализм, при этом наслаждаясь аспектами своей индустриализации, спокойно существуя в этом противоречии. Поэтому ур-фашизм можно определить как иррационализм.

Культ «действия ради действия». Думание не поощряется, на его место приходит действие. Поэтому фашисты отрицали саму суть культуры, она вполне логично казалась им носителем критического мышления. Когда в государство начинает подозрительно относиться к интеллектуальному миру, это сигнал пристствия фашизма. Поэтому культура отвергалась как факт. Цитата Геббельса: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет» .

Ни одна форма синкретизма не может вынести критики. Синкретизм - сочетание несочетаемых образов мышления, образующее условное единство. Современный мир уважает несогласия, для фашизма несогласие - предательство.

Несогласие - знак инакости. Самые первые лозунги любого фашистского движения направлены против инородного. Фашизм по определению замешан на расизме.

Опора на средний класс. Первой опорой фашистов был средний социальный класс, пострадавший от политического или экономического кризиса. Это класс испытывает страх перед раздраженными низами.

Тому классу, который стоит на грани нищеты, фашизм говорит, что факт рождения в этой великой стране является большим преимуществом. Так выковывается национализм . Также важнейшим моментом является особое мироощущение - повсюду враги. В основе находится боязнь заговора, в идеале международного. Нация должна ощущать себя осажденной. Если нет возможности разбить внешнего врага, выдумывается враг внутренний - например, евреи. Они идеально подходят для фашизма, потому что одновременно находятся как бы и внутри страны, и вне ее.

Враг изображен мощным, но при этом слабым. Британцы питаются лучше, чем честные и работящие итальянцы, евреи богаты, к тому же имеют тайную сеть взаимопомощи. Тем не менее, даже их можно с легкостью завоевать, потому что мыслят они неправильно, а значит слабы.

Нет борьбы за жизнь, есть жизнь ради борьбы . Пацифизм осуждается, идет подготовка к войне и решающему бою, где враг будет разбит, контроль над миром приобретен и наступает Золотой век.

Типичен элитаризм, в виду его аристократичности . Фашизм исповедует популистский элитаризм. В тайне режим презирает низшие слои, однако на словах граждане составляют лучший народ на свете и все вступают в одну партию. В иерархической элите любой презирает вышестоящего (за то, что он ему подчиняется) и нижестоящего (за то, что тот слаб и позволяет собой помыкать).

Каждого воспитывают, чтобы он стал героем . Там, где создается культ смерти, нужны герои. Герой должен понимать, что нет ничего лучше, чем героическая смерть - высшая честь для каждого.

Перманентная война и героизм - сложные игры, поэтому фашизм желает захватить половую сферу. Неконформистские сексуальные привычки (от целомудрия до гомосексуализма) беспощадно преследуются. Игры мужчин с пистолетами имеют фрейдистскую подоплеку.

Фашизм строится на качественном популизме . Так как режим объявляется справедливым и честным, нужно очень постараться, чтобы внушить народу, что он сам хочет перемен - таким образом народ только играет роль народа, не принимая никаких решений. Если все со всем согласны, то и голосование является пустой тратой времени.

Фашизм говорит на Новоязе . Фашисткие тексты отличаются бедной лексикой (совсем как по Оруэллу) и примитивным синтаксисом, потому что богатая лексика автоматически включает критическое мышление и двоемыслие.

Было бы очень удобно при предупреждении фашизма, если бы какой-то теневой лидер выступил на площади и прямо заявил: «Хочу снова открыть Освенцим», однако фашизм может представать в самых невинных формах. Наш долг - вовремя выявлять эти признаки и обращать на них внимание, пока все это не превратилось в снежный ком, который не остановить.

Умберто Эко часто поддавался критике за то, что попытка определить явные черты фашизма ему не удалась, что отдельные признаки можно найти в любом обществе и при этом ничего фашистского в этих странах нет. Также многим не нравится, что эта попытка уместилась в небольшом эссе, тогда как тема эта очень сложна и не может быть столь компактно уложена в 14 пунктов и паре десятков умозаключений. Однако это дает в очередной раз подискутировать на эту крайне неудобную тему, за что его и стоит поблагодарить.