А.И. Куприн

Героический эпос, мифы и былины зачастую ориентированы на то, чтобы отображать события исторической жизни определенного народа. Героический эпос характерен, как и для времен Киевской Руси, как и для 17-18 века, ведь в произведениях героического эпоса воплощались нравственные идеалы разных народов.

Героический эпос как выражение сознания народа

Героические песни, мифы и былины выступают в роли выражения исторического сознания народа. Прежде всего, произведения такого жанра воплощают в себе идеалы социальной справедливости и прославляют истинных героев, защитников народа и своей родной земли.

Но героический эпос сочетает в себе и историческую действительность в образах, и художественный вымысел. Зачастую такие произведения обладают торжественным и пафосным тоном, и это оправдано тем, что они прославляют великие страницы истории и великих людей – честных, смелых и свободных.

Таким образом, именно героический эпос раскрывает общественные нравственно-эстетические идеалы. Само возникновение такого жанра обусловлено тем, что народу была необходима определенная творческая форма для того, что выразить свои впечатления от происходящее и создать идеалы, близкие именно ему.

Поэтому знаменитые эпические произведения, мифы и былины – это отображение той веры и идеалов, которые были более близки именно народу определенной страны и определенного исторического периода. В произведениях эпоса главными героями бывают богатыри, которые воплощают в себе идеал мужественности, они – образец защитника народа и защитника своей свободы.

Если говорить о древнем эпосе, то в нем главные герои были наделены какими-то сверхсилами, что говорит о том, что народы тех времен мистифицировали своих народных героев. Русский героический эпос включает в себя таких смелых и отважных персонажей, как Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Они защищают свою землю, и идут в одиночку против целой армии противников. Поэтому о таких персонажах можно говорить, как об олицетворении народной силы, которая способна противостоять любому врагу.

Воплощение нравственных идеалов

Главные герои эпоса и мифов – это плоды художественного обобщения, так как в одном человеке воплощены сила народа и его вера в победу. В основном, мотивы и образы произведений героического эпоса одинаковы, отображаются лишь разные исторические события разных народов.

Также героический эпос показывает то, что народ верил в истину чудес, так как создавал героев с нечеловеческими возможностями. Но самое главное, что стоит отметить в былинах – это народное представление о справедливости, долге и чести. Благодаря многим произведениям героического эпоса мы видим не только народное понимание истории, но и понимаем, какими были нравственные идеалы того или иного времени.

Герои эпоса – благородные и честные люди, и в этом их мощь для народа. Они отказываются от богатств ради своей свободы и родной земли, они не страшатся врагов и всегда готовы защищать тех, кто слаб.

В эпосе всегда отдельное место занимает мотив высшей справедливости, и в этом прослеживается позиция народа. Добро всегда торжествует, независимо от такого каким могущественным и влиятельным было зло, справедливость всегда восстанавливается.

А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»

Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Оборудование урока: портрет А. И. Куприна.

Методические приемы: рассказ учителя, доклад ученика, аналитическая беседа.

Ход урока

I . Слово учителя

Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870—1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых годов ХХ века.

Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л. Н. Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное — созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

II. Сообщение ученика о биографии А. И. Куприна

III. Слово учителя

Куприн тринадцать лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом...

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий... Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» — писал о Куприне К. И. Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты — репортер жизни... Суйся решительно всюду... влезь в самую гущу жизни» — так определил Куприн свое признание. Куприн — темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).

Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

I V . Беседа по повести «Олеся»

— Какое значение имеет место действия рассказа?

(Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.)

— Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех... Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня» Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа — пробуждаются чувства. В последней главе — внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град — природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается — «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному корыстному миру.)

— Как рисует Куприн образ главной героини?

(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама — «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть... но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III). Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV). Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)

— В чем особенность изображения героя-рассказчика?

(Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый... доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».)

— Как построен сюжет повести?

(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей — картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (глава ХI). Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно... Не буду же я несчастнее других, в самом деле?» А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы — в ее природности.)

— Какой цвет сопровождает образ Олеси?

(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, кораллов — единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви (последний эпизод).

— Почему счастье героев оказалось таким коротким?

(Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, — темой недостижимости счастья.)

— В чем, по-вашему, идея рассказа?

(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

V . Доклад ученика (или сообщение учителя) об истории повести «Олеся» и ее связях с циклом И. С. Тургенева «Записки охотника»

Куприн всегда испытывал тягу к земле, к природе, воплощавшей для него представления о свободе, гармоничной жизни. В одном из интервью он говорил: «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Мне и моим писаниям она дает силу. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, мужики, хороводы, охота, рыбная ловля, простота, размах русской природы...»

Весной 1897 года писатель находился в Волынской губернии, в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой цикла рассказов. Кроме собственных наблюдений Куприна, в полесском цикле явно видно влияние Тургенева, в частности, его «Записок охотника».

Для обоих писателей характерно стремление к «естественному состоянию» личности: слияние с природой, тяга к духовной гармонии, отсутствие практицизма по отношению к природным богатствам, естественные отношения людей, основанные не на расчете, а на любви. И Тургенев, и Куприн сочувственно и внимательно относились к судьбам простых людей, изображали их в условиях притеснений, исторических испытаний, тяжелого труда. С этим связана и проблема взаимоотношений народа и интеллигенции.

Многие герои купринских произведений напоминают персонажей Тургенева, есть несомненная общность в изображении действительности, быта, нравов.

Оба писателя создали цикл рассказов о народной жизни. Однако принципы объединения рассказов разные: в «Записках охотника» они связаны общим героем-повествователем, у Куприна же несколько рассказчиков. Объединяет произведения писателей отношение к крестьянству, к проблеме человека и природы.

Герой «Записок охотника» Ермолай и герой «Олеси» Ярмола похожи. Прежде всего, созвучны их имена, вернее, Ярмола — просторечный вариант имени Ермолай. Оба обладают охотничьим даром, наблюдательны, понимают язык природы. Оба чувствуют свое превосходство над барином-охотником. Если Тургенев относится к недостаткам Ермолая с юмором (тот равнодушен к повседневному сельскому труду), то Куприн изображает своего Ярмолу критически: невежественным, тёмным, склонным к предрассудкам. Когда охотник узнает о знакомстве «паныча» с «ведьмакой» Мануйлихой, он отворачивается от Ивана Тимофеевича:

«Его черные глаза следили за мной издали с упреком и неудовольствием каждый раз, когда я собирался идти в лес, хотя порицания своего он не высказал ни одним словом».

Куприн подчеркивает связь Ярмолы с другими полесскими мужиками, привыкшими к своему рабскому положению: «Они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки, а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облизывать мои сапоги». Для Куприна принадлежность к крестьянскому сословию, к «простой» жизни вовсе не означает внутреннюю раскрепощенность, близость к природе, к естественности. Предрассудки, угнетенное положение, тяжелая жизнь крестьян не дают развиться их светлым началам.

Куприн описывает жестокость, невежество, пьянство с явным осуждением. Повествовательный тон Тургенева более спокоен, объективен, отстранен, невозмутим. Он старается показать неординарность натуры крестьян, их природную одаренность. Эта разница во многом объясняется тем, что Тургенев был, по существу, первооткрывателем крестьянской темы, его задачей было представить крестьян людьми, порой не уступающими «господам» по своим душевным качествам, а в чем-то и превосходящими их.

Общность писателей проявляется наиболее значительно в изображении природы, в понимании ее роли в жизни человека. Идеал Куприна — нераздельное слияние человека с вечно прекрасным земным миром. Пейзажная живопись Тургенева, ценная сама по себе, часто служит для передачи душевных состояний. У Куприна образ природы наделен разнообразными функциями.

2. Ответить на вопросы:

— В чем смысл названия повести?

— Какие темы затрагивает писатель?

Пестрецова Ольга Сергеевна
Должность: учитель литературы и русского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12
Населённый пункт: город Шарыпово Красноярского края
Наименование материала: КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА
Тема: "Воплощение нравственного идеала в повести "Олеся" А.И. Куприна"
Дата публикации: 16.09.2018
Раздел: полное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Шарыпово

КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА

Воплощение нравственного идеала

в повести «Олеся» А.И. Куприна

Учитель русского языка и литературы

Пестрецова Ольга Сергеевна

Цель: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Задачи:

1. Личностные: формировать умение видеть красоту природы.

2. Предметные: совершенствовать навыки анализа произведения для выявленияего

идейно-художественного своеобразия.

познавательные:

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии;

логическое рассуждение, делать выводы;

регулятивные:

упределять

обучения,

корректировать

действия в соответствии с изменяюшейся ситуацией;

Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и

сверстником, работь индивидуально и в группе.

Тип урока : изучение нового материала

Форма урока : урок-проект

Ход урока

Этапы урока

Вступление

(2 минуты)

Вступительное слово учителя о

прозе начала 20 века. О ярких

именах писателей Бунине и

Сообщение цели и формы урока.

Этап актуализации

(3 минуты)

В чем особенности творчества

Какие произведения

принадлежат писателю?

О чем пишет Куприн в этих

произведениях?

Его герой яркая,

сильная деятельная,

цельная личность.

- «Поединок»,

«Гранатовый браслет»,

«Суламифь».

Его произведения о

Проблему безответной,

платонической, высокой

любви, любви до

самоотречения и даже

самоуничтожения,

красивой любви

«маленького человека с

великой душой»

Этап постановки

проблемы

(2 минуты)

О чем же пишет писатель в

повести «Олеся»?

Традиционно о любви.

Олеся и Иван

Тимофеевич любят друг

ставит в этом произведении, если

оно о любви?

Проблема в том, что

герои любят друг друга,

но вместе им не суждено

быть. Ведь закономерно:

если любовь взаимная,

то люди должны быть

вместе. (осознание

проблемы)

проектом

Постановка

определение

(4 минуты)

Вот эту проблему мы сегодня и

постараемся решить на уроке. И

решать мы ее будем через проект.

Какова цель проекта?

Чтобы достичь этой цели, что

вы должны сделать, т.е. какие

задачи решить?

Узнать причины

несчастливого финала

повести: почему

любящие друг друга

герои не стали счастливы

и не остались вместе.

Выдвинуть гипотезы.

Проверить их через

анализ текста.

Рассмотреть

художественные

особенности, чтобы

понять мысли и

настроения Олеси и

Ивана Тимофеевича.

Выдвижение

(3 минуты)

Какие у вас предположения,

почему герои не стали вместе?

Учитель записывает гипотезы на

Разное происхождение

Они воспитывались и

жили по-разному.

Она живет в гармонии с

природой, а он испорчен

светской жизнью.

Непонимание

окружающих их людей.

Вы сформулировали проблему,

определили цель и задачи,

выдвинули гипотезы.

Приступайте к реализации

намеченных целей и задач для

решения проблемы в группах.

При подготовке защиты своей

гипотезы, используйте эти

1. Какое значение имеет место

действия в почести?

2. Какую роль в повести играет

Ученики работают в

Проверяют гипотезы,

через ответы на вопросы

и анализ текста.

Составляют схему для

понимания ответа.

3. Как рисует Куприн образ

главной героини?

4. В чем особенность

изображения героя-рассказчика?

5. Как построен сюжет?

6. Какой цвет сопровождает

Выступлени

Отвечают желающие

ученики от группы

Результат

(2 минуты)

Какую схему из предложенных

мы принимаем, как самую

доступную и понятную?

Вот схема второй группы:

Изображаются

Герои Пейзаж

живет в гармонии

с природой

Иван Тимофеевич

не понимает природу

Второй группы.

Вывод заключается в

следующем: только в

единении с природой, в

сохранении

естественности человек

способен достигнуть

духовной чистоты и

благородства. Такой была

Олеся. А герой не был в

гармонии с природой.

Поэтому они не смогли

быть вместе

Обобщение (1 минута)

Ваш ответ созвучен с темой

урока. Так кто в повести является

воплощением нравственного

Воплощением

нравственного идеала в

единения природы и

человека.

Домашнее задание: (1

Напишите отзыв на повесть

«Олеся» по плану сочинения в

Разработка урока по литературе

Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Учитель: Санникова Н.Н.

Цель: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Оборудование: портрет А.И.Куприна.

Методические приемы: рассказ учителя, доклад ученика, аналитическая беседа.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Творчество И.А.Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870-1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца 50-х годов 20 века.

Этих писателей много объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л.Н.Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное- созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

2. Сообщение ученика о биографии А.И.Куприна.

3. Слово учителя.

Куприн 13 лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях:

Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, И управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом.

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий…Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!»- писал о Куприне К.И.Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты –репортер жизни… Суйся решительно всюду…влезь в самую гущу жизни»,- так определил Куприн свое призвание. Куприн- темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы(лирики он не писал).

Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

4. Беседа по повести «Олеся».

- Какое значение имеет место действия рассказа?

(Действие происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств «со странными обычаями, своеобразным языком», с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и при пояснении авторской идеи).

- Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех… Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом.

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа- пробуждаются чувства. В последней главе- внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град- природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается- «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному», корыстному миру).

- Как рисует Куприн образ главной героини?

(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит «свежий, звонкий и сильный» голос Олеси, и наконец появляется она сама- «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть,..но трудно было его описать»: «лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости.(гл.3) Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (гл.4) Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности- эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)

- В чем особенность изображения героя-рассказчика?

(Героя описывает сама Олеся: « человек вы хоть и добрый, но только слабый…Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин…Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете.)

- Как построен сюжет повести?

(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей- картина бурной весны, объяснение любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима,

что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (гл.11) Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных…и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других, в самом деле?». А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы в ее природности.)

-Какой цвет сопровождает образ Олеся?

(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги»красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега(первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, «кораллов»,- единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе6 и об ее нежной, великодушной любви» (последний эпизод).

- Почему счастье героев оказалось таким коротким?

(Олеся владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна,- темой недостижимости счастья.)

-В чем, по-вашему, идея повести?

(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

5. Подводятся итоги.

6. Домашнее задание: перечитать повесть Куприна «Поединок».