Афоризм как литературный жанр.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что афоризмы, глубокие по содержанию, законченные по смыслу, образно и лаконично выраженные суждения, всегда активно использовались в коммуникации, были популярны в народе и высоко ценились многими выдающимися людьми. «Сильные, короткие выражения много содействовали улучшению жизни»,- сказал много лет назад Цицерон. «Максимы и афоризмы - истинная житейская мудрость и соль литературы»,- написал Д.Морли. «Я очень много учился на пословицах, иначе-на мышлении афоризмами»,- утверждал М. Горький. Афористика вызывала интерес и у основоположников научного коммунизма. К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин, мастера слова, виртуозно использовали в своих трудах и выступлениях изречения данного вида.

Афоризмы как самостоятельный жанр занимают значительное место в литературе. Они органично включаются в произведения драматического, повествовательного, поэтического и публицистического характера, так как их воздействующий потенциал велик.

В данной работе мы постарались рассмотреть вопросы о жанровых границах и видовых особенностях афоризмов.

Слово «афоризм» происходит от греческого «aphorismos» (краткое изречение, определение). Автор Королькова А.М. отмечает, что в настоящее время в литературоведении афоризмом принято считать краткое изречение, в котором в лаконичной, художественно заостренной форме излагается обобщенная мысль. Так данный термин трактуется, например, и в Литературном энциклопедическом словаре. Там же совершенно справедливо утверждается, что афоризм выявляет общее и типическое в действительности . Успенский Л. в своем сборнике «Коротко об афоризмах» к афоризмам относит обобщённую, законченную и глубокую мысль определенного автора, выраженную в лаконичной, отточенной форме, отличающуюся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения .

Т.о., все исследователи данного вопроса сходятся в том, что афоризм - изречение краткое по форме, емкое и экспрессивное по содержанию. Но эти же характеристики сближают афоризмы с другими лаконичными и меткими жанрами, такими, как пословица, крылатое выражение и т.п., что создает определенную трудность в определении жанровых границ афоризма.

В работе Ю.Н. Караулова мы встречаем утверждение, что пословицы, крылатые выражения и афоризмы являются разновидностями одного родового понятия - прецедентный текст. Прецедентными он назвал тексты: 1) значимые для личности в познавательном и эмоциональном отношениях; 2) имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников; тексты, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности .

Рассмотрим подробнее выше названные жанры.

Афоризм и пословица. Пословица представляет собой глубокую, законченную, кратко выраженную мысль в образной форме. Она часто употребляется в переносном смысле, например: «Старого воробья на мякине не проведешь»; «От рябины яблок не получишь»; «У всякого свой вкус, а у осла - ослиный». Отличительной чертой многих пословиц является также ритмическая организация речи: «Овца с волком помирилась, да домой не воротилась»; «Сказал бы словечко, да волк недалечко». При этом пословица не имеет авторства. Как и афоризм, пословица не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли .

Афоризм и крылатое слово/ выражение. Крылатые слова/ выражения - весьма распространенные, меткие, образные слова или выражения, которые употребляются весьма широко, но имеют определенного автора. Многие из них, используемые и поныне, имеют евангельское происхождение: «блудный сын», «нищие духом», «соль земли», «ложь во спасение» и т.д. Много крылатых слов, ходовых и в наше время, были высказаны мудрецами Древнего Рима и Греции: «на седьмом небе» (Аристотель), «лебединая песня» (Эзоп), «белая ворона» (Ювенал) и пр. Немало крылатых слов слетело со страниц художественной литературы «нового» времени: «с веком наравне» (А. Пушкин), «звездный час» (С. Цвейг). Если крылатые слова при включении в текст создают какой-либо законченный образ, то крылатые выражения, так же как и афоризмы, передают не образ, а целое умозаключение. Также как и в состав афоризма в крылатое выражение, высказывания вполне устойчивой формы, представляющего собой единое неделимое целое, нельзя ввести какие-либо компоненты, как и нельзя произвольно извлечь из них что-либо, не изменив при этом смысла фразы . Вероятно, это и дает многим авторам право ставить знак равенства между данными понятиями.

Итак, пословица являет собою устойчивое, краткое, многозначное изречение, имеющее переносное значение. Она не имеет авторства. Крылатое выражение представляет собою образное, меткое изречение, принадлежащее какой-либо известной личности и вошедшее в общее употребление . Афоризмы могут не иметь авторства, а могут быть авторскими. Например, такая фраза: «Каждый слышит только то, что он понимает». Гёте - великий мыслитель, является автором данного афоризма; афоризма, который каждого человека способен натолкнуть на размышление. Интересно, что многие подобные высказывания имеют продолжение, не столь популярное и известное, поэтому каждый человек его додумывает самостоятельно.

Не стоит путать крылатое выражение или афоризм с цитатой. Цитатой является дословная мысль, но она не претендует на такую емкость и лаконичность, как крылатое выражение или афоризм. Это может быть фраза, выписанная из книги, стихотворения или любого другого литературного произведения. Зачастую цитаты берут из фильмов, буквально снимая их с уст главных героев. Т.о., по большей части отличие афоризма от цитаты заключается в объеме. Цитата может состоять как из одного предложения, так и из нескольких абзацев. А вот афоризмы (большая их часть - около 70%) состоят всего лишь из нескольких слов. В этом и заключается их своеобразная изюминка. Кроме того афоризмы появляются чаще в контексте каких-либо произведений. Они могут быть художественными, философскими, и даже научными. Не любая цитата может стать афоризмом, однако, авторский афоризм можно назвать более широким термином - цитата.

Афоризм и афористическое высказывание/ изречение. В «Поэтическом словаре» Квятковского афоризмом называется «изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль». Но мы склонны разделить эти понятия. Термин «афористическое высказывание» пока не широко употреблен, однако потребность в нем, как отмечает ряд исследований, явно ощущается. Если обратиться к сборникам афоризмов, то можно заметить, что чаще их именуют «афоризмы и изречения», или «афоризмы и высказывания». А зарубежные сборники- «афоризмы и фрагменты», «афоризмы и цитаты». Как видим, рядом со словом «афоризм» ставится обычно другой, расширительный термин. И это не случайно, ибо есть мудрые мысли, которые, будучи сжаты до предела, все же не укладываются в границы афоризма; такие суждения и можно отнести к афористическим высказываниям. Хотя слово «изречение» нередко выступает как синоним слова «афоризм» и, очевидно, поэтому не всегда упоминается в энциклопедиях и словарях, однако это понятие имеет свои особенности. В сущности, оно является родоначальником таких терминов, как «афоризм», «сентенция», «гнома», «апофегма» (см.ниже разновидности поэтических афоризмов). Термин «изречение» необходим как термин, объединяющий несколько названных понятий, и означает он обобщенную, законченную мысль определенного автора в образной, краткой форме: «Терпение - прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть» (Абуль Фарадж); «Лучше вечный мир, чем расчет на победу» (Тит Ливий).

Рассмотрим разновидности афоризмов. Федоренко Н.Т. выделяет несколько различий, такие как: тематические различия, стилистические.

Тематические различия. Тематика афоризмов чрезвычайно широка, разнообразна и с трудом поддается классификации. Можно различать афоризмы общественно-политические, этические, эстетические, жизненно-бытовые, философские, педагогические и пр. Причем в каждой из этих разновидностей может быть выделено множество более конкретных тем. Например, эстетические афоризмы посвящаются искусству в целом и отдельным его видам или же творчеству, красоте и т.д. Не случайно сборники афоризмов В. Воронцова, С. Игнатьева и др. содержат каждый до 80 тематических заголовков.

Тематика афоризмов отражает неисчислимые грани человеческой индивидуальности и человеческого общества в их диалектическом развитии. В этом смысле она универсальна. Вместе с тем вневременной и внеклассовой афористики не существует. В каждую эпоху, в каждой социальной среде возникают оригинальные идеи, теории, мысли, которые непрерывно обогащают тематику афористики.

Стилистические различия. При создании афоризмов используются многочисленные художественно-стилистические и эмоциональные средства, а именно определение, парадоксальность, разнообразные стилистические фигуры, реже - тропы. В рамках работы над исследованием, мы выяснили, на чем построен афоризм, какую форму имеет и какие художественно-стилистические средства лежат в основе афоризма. Представим эти результаты.

Афоризм, построенный на определении, обычно имеет двучленную форму. В первой части названо какое - либо явление или понятие, во второй раскрывается его суть: «В верности истины - верность отечеству» (С.Цвейг); «Война -преступление, которое не искупается победой» (А. Франс); «Мир есть величайшая ключевая ценность нашего бытия» (Л. Леонов).

Исследование показало, что довольно часто встречаются афоризмы, в основе которых лежит парадокс (истинный по своему смыслу). Таким афоризмам присуща оригинальность и неожиданность заключений: «Есть мертвые, которых надо убивать» (Л. Дануайе); «Незнание законов не избавляет от ответственности, зато знание - запросто» (С. Лец); «Тот, кто способен, -творит, кто не способен, -учит» (Б. Шоу).

Из стилистических фигур в афоризмах чаще всего встречаются антитеза, параллелизм и хиазм. Могут быть также употребительны эллипсис, риторический вопрос, градация, анафора и др. Приведем примеры. Афоризм, построенный на основе антитезы: «Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести» (М. Эбнер-Эшенбах); «Сомнения украшают философов, но губят солдат» (Н. Грибачев). Параллелизм: «В этом мире только одна вещь, перед которой должно пасть на колени,-это доброта» (В. Гюго); «Если бы молодость знала, если бы старость могла» (А. Этьен). Хиазмв основе афоризма: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание» (К. Маркс); «Живые не могут ничему научить мертвых, зато мертвые учат живых» (Шатобриан). Эллипсис представлен в следующем афоризме:«Войну-к позорному столбу» (В.Гюго). Риторический вопрос: «Неужели, если сам стареешь, имеешь право сказать, что цветы не так красивы, а весна не так светла?» (Р. Роллан); «Многим ли лучше станет мир, когда в нем останутся только знания и не останется милосердия?» (Б. Шоу). Градация: «Главное в человеке его чудесная способность искать истину, любить ее, видеть ее и жертвовать собой во имя ее»(Р. Роллан); «Мы помним все. Ничто не позабыто. Но мы за мир. Всерьез! Для всех! Навек!» (К. Симонов). Анафора: «Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света» (Л. Толстой); «Ведь если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, и если мы гореть не будем, так кто же здесь рассеет тьму?» (Назым Хикмет).

Исследуя вопрос о видах афоризмов, мы встретили следующую классификацию. Афоризмы вводные и обособленные. Обособленные афоризмы часто отражают истинные взгляды автора, чего нельзя сказать в отношении вводных афоризмов. Вводные афоризмы далеко не всегда характеризуют позицию автора, они нередко принадлежат персонажу произведения и отражают точку зрения этого персонажа.

Поэтические афоризмы. Поэтические афоризмы встречаются довольно часто. И это понятно: стихотворная форма по самой своей природе требует четкости, выразительности и смысловой емкости. Чаще всего поэтические афоризмы имеют форму из двух строк: «не только знанье и уменье/Для дела надо и терпенье» (И. В. Гёте). Встречаются поэтические афоризмы и в форме катрена - законченной по смыслу строфы из четырех строк: «Настанет день и час придет,/Когда учу и чести/На всей земле придет черед/ стоять на первом месте» (Р. Бернс). Большое количество прекрасных поэтических афоризмов были созданы Пушкиным, Некрасовым, Грибоедовым, Блоком, Маяковским, поэтами нашего времени: А. Твардовским, А. Сурковым, Р. Гамзатовым и мн. др. . При этом до нашего времени дошли и нравоучительные изречения в стихах, особенно популярные в Древней Греции и восточных культурах, которые именовались гномы.

Возвращаясь к вопросу авторства афоризмов отметим, что литературоведческие источники выделяют афоризмы - сентенции (афоризмы без имени автора), апофтегмы (афоризмы, приписываемые определенному автору), хрии (афоризмы определенного лица в определенных условиях), афоризмы включающие в себя максимы (афоризмы морального общечеловеческого содержания).

В ходе работы над исследованием, мы выяснили, что афоризм не смотря на свою лаконичность формы, может являться предметом еще многих глубоких научных изысканий. Даже как литературный жанр он не нашел еще своегочеткого толкования. А риторический потенциал афоризмов вообще мало изучен.

Библиографический список

  • 1. Королькова А.В, Ломов и др. «Словарь афоризмов русских писателей» (эл.книга).
  • 2. Литературный энциклопедический словарь / под общ.ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М., 1987. - 43 с.
  • 3. Попова Е.А. Прецедентные тексты в обучении русскому языку // Русский язык в школе. - 2007. - №3. - С. 44-50.
  • 4. Успенский Л., Коротко об афоризмах, в сборнике: Афоризмы, сост. Е. С. Райзе, Л., 1964;
  • 5. Федоренко Н.Т. Жанровые и видовые особенности афоризмов/ Н.Т. Федоренко, Л.И.Сокольская// Известия АН СССР. Сер.лит. и языка. 1985.-Т.44.-№3.- С. 245-254.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АФОРИЗМ КАК РИТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР: К ВОПРОСУ О ЖАНРОВЫХ ГРАНИЦАХ

Бобкова К.А.

Зуева А.А.

г.Новокузнецк (Россия)

Аннотация. В статье рассматривается жанр афоризма как риторическое явление, вопросы о жанровых границах афоризма, его разновидностях.

Ключевые слова: афористика, афоризм, разновидности афоризмов, риторический жанр, прецедентный текст, цитата, афористическое высказывание.

афоризм жанр явление риторический

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что афоризмы, глубокие по содержанию, законченные по смыслу, образно и лаконично выраженные суждения, всегда активно использовались в коммуникации, были популярны в народе и высоко ценились многими выдающимися людьми. «Сильные, короткие выражения много содействовали улучшению жизни»,- сказал много лет назад Цицерон. «Максимы и афоризмы - истинная житейская мудрость и соль литературы»,- написал Д.Морли. «Я очень много учился на пословицах, иначе-на мышлении афоризмами»,- утверждал М. Горький. Афористика вызывала интерес и у основоположников научного коммунизма. К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин, мастера слова, виртуозно использовали в своих трудах и выступлениях изречения данного вида.

Афоризмы как самостоятельный жанр занимают значительное место в литературе. Они органично включаются в произведения драматического, повествовательного, поэтического и публицистического характера, так как их воздействующий потенциал велик.

В данной работе мы постарались рассмотреть вопросы о жанровых границах и видовых особенностях афоризмов.

Слово «афоризм» происходит от греческого «aphorismos» (краткое изречение, определение). Автор Королькова А.М. отмечает, что в настоящее время в литературоведении афоризмом принято считать краткое изречение, в котором в лаконичной, художественно заостренной форме излагается обобщенная мысль. Так данный термин трактуется, например, и в Литературном энциклопедическом словаре. Там же совершенно справедливо утверждается, что афоризм выявляет общее и типическое в действительности . Успенский Л. в своем сборнике «Коротко об афоризмах» к афоризмам относит обобщённую, законченную и глубокую мысль определенного автора, выраженную в лаконичной, отточенной форме, отличающуюся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения .

Т.о., все исследователи данного вопроса сходятся в том, что афоризм - изречение краткое по форме, емкое и экспрессивное по содержанию. Но эти же характеристики сближают афоризмы с другими лаконичными и меткими жанрами, такими, как пословица, крылатое выражение и т.п., что создает определенную трудность в определении жанровых границ афоризма.

В работе Ю.Н. Караулова мы встречаем утверждение, что пословицы, крылатые выражения и афоризмы являются разновидностями одного родового понятия - прецедентный текст. Прецедентными он назвал тексты: 1) значимые для личности в познавательном и эмоциональном отношениях; 2) имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников; тексты, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности .

Рассмотрим подробнее выше названные жанры.

Афоризм и пословица. Пословица представляет собой глубокую, законченную, кратко выраженную мысль в образной форме. Она часто употребляется в переносном смысле, например: «Старого воробья на мякине не проведешь»; «От рябины яблок не получишь»; «У всякого свой вкус, а у осла - ослиный». Отличительной чертой многих пословиц является также ритмическая организация речи: «Овца с волком помирилась, да домой не воротилась»; «Сказал бы словечко, да волк недалечко». При этом пословица не имеет авторства. Как и афоризм, пословица не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли .

Афоризм и крылатое слово/ выражение. Крылатые слова/ выражения - весьма распространенные, меткие, образные слова или выражения, которые употребляются весьма широко, но имеют определенного автора. Многие из них, используемые и поныне, имеют евангельское происхождение: «блудный сын», «нищие духом», «соль земли», «ложь во спасение» и т.д. Много крылатых слов, ходовых и в наше время, были высказаны мудрецами Древнего Рима и Греции: «на седьмом небе» (Аристотель), «лебединая песня» (Эзоп), «белая ворона» (Ювенал) и пр. Немало крылатых слов слетело со страниц художественной литературы «нового» времени: «с веком наравне» (А. Пушкин), «звездный час» (С. Цвейг). Если крылатые слова при включении в текст создают какой-либо законченный образ, то крылатые выражения, так же как и афоризмы, передают не образ, а целое умозаключение. Также как и в состав афоризма в крылатое выражение, высказывания вполне устойчивой формы, представляющего собой единое неделимое целое, нельзя ввести какие-либо компоненты, как и нельзя произвольно извлечь из них что-либо, не изменив при этом смысла фразы . Вероятно, это и дает многим авторам право ставить знак равенства между данными понятиями.

Итак, пословица являет собою устойчивое, краткое, многозначное изречение, имеющее переносное значение. Она не имеет авторства. Крылатое выражение представляет собою образное, меткое изречение, принадлежащее какой-либо известной личности и вошедшее в общее употребление . Афоризмы могут не иметь авторства, а могут быть авторскими. Например, такая фраза: «Каждый слышит только то, что он понимает». Гёте - великий мыслитель, является автором данного афоризма; афоризма, который каждого человека способен натолкнуть на размышление. Интересно, что многие подобные высказывания имеют продолжение, не столь популярное и известное, поэтому каждый человек его додумывает самостоятельно.

Не стоит путать крылатое выражение или афоризм с цитатой. Цитатой является дословная мысль, но она не претендует на такую емкость и лаконичность, как крылатое выражение или афоризм. Это может быть фраза, выписанная из книги, стихотворения или любого другого литературного произведения. Зачастую цитаты берут из фильмов, буквально снимая их с уст главных героев. Т.о., по большей части отличие афоризма от цитаты заключается в объеме. Цитата может состоять как из одного предложения, так и из нескольких абзацев. А вот афоризмы (большая их часть - около 70%) состоят всего лишь из нескольких слов. В этом и заключается их своеобразная изюминка. Кроме того афоризмы появляются чаще в контексте каких-либо произведений. Они могут быть художественными, философскими, и даже научными. Не любая цитата может стать афоризмом, однако, авторский афоризм можно назвать более широким термином - цитата.

Афоризм и афористическое высказывание/ изречение. В «Поэтическом словаре» Квятковского афоризмом называется «изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль». Но мы склонны разделить эти понятия. Термин «афористическое высказывание» пока не широко употреблен, однако потребность в нем, как отмечает ряд исследований, явно ощущается. Если обратиться к сборникам афоризмов, то можно заметить, что чаще их именуют «афоризмы и изречения», или «афоризмы и высказывания». А зарубежные сборники- «афоризмы и фрагменты», «афоризмы и цитаты». Как видим, рядом со словом «афоризм» ставится обычно другой, расширительный термин. И это не случайно, ибо есть мудрые мысли, которые, будучи сжаты до предела, все же не укладываются в границы афоризма; такие суждения и можно отнести к афористическим высказываниям. Хотя слово «изречение» нередко выступает как синоним слова «афоризм» и, очевидно, поэтому не всегда упоминается в энциклопедиях и словарях, однако это понятие имеет свои особенности. В сущности, оно является родоначальником таких терминов, как «афоризм», «сентенция», «гнома», «апофегма» (см.ниже разновидности поэтических афоризмов). Термин «изречение» необходим как термин, объединяющий несколько названных понятий, и означает он обобщенную, законченную мысль определенного автора в образной, краткой форме: «Терпение - прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть» (Абуль Фарадж); «Лучше вечный мир, чем расчет на победу» (Тит Ливий).

Рассмотрим разновидности афоризмов. Федоренко Н.Т. выделяет несколько различий, такие как: тематические различия, стилистические.

Тематические различия. Тематика афоризмов чрезвычайно широка, разнообразна и с трудом поддается классификации. Можно различать афоризмы общественно-политические, этические, эстетические, жизненно-бытовые, философские, педагогические и пр. Причем в каждой из этих разновидностей может быть выделено множество более конкретных тем. Например, эстетические афоризмы посвящаются искусству в целом и отдельным его видам или же творчеству, красоте и т.д. Не случайно сборники афоризмов В. Воронцова, С. Игнатьева и др. содержат каждый до 80 тематических заголовков.

Тематика афоризмов отражает неисчислимые грани человеческой индивидуальности и человеческого общества в их диалектическом развитии. В этом смысле она универсальна. Вместе с тем вневременной и внеклассовой афористики не существует. В каждую эпоху, в каждой социальной среде возникают оригинальные идеи, теории, мысли, которые непрерывно обогащают тематику афористики.

Стилистические различия. При создании афоризмов используются многочисленные художественно-стилистические и эмоциональные средства, а именно определение, парадоксальность, разнообразные стилистические фигуры, реже - тропы. В рамках работы над исследованием, мы выяснили, на чем построен афоризм, какую форму имеет и какие художественно-стилистические средства лежат в основе афоризма. Представим эти результаты.

Афоризм, построенный на определении, обычно имеет двучленную форму. В первой части названо какое - либо явление или понятие, во второй раскрывается его суть: «В верности истины - верность отечеству» (С.Цвейг); «Война -преступление, которое не искупается победой» (А. Франс); «Мир есть величайшая ключевая ценность нашего бытия» (Л. Леонов).

Исследование показало, что довольно часто встречаются афоризмы, в основе которых лежит парадокс (истинный по своему смыслу). Таким афоризмам присуща оригинальность и неожиданность заключений: «Есть мертвые, которых надо убивать» (Л. Дануайе); «Незнание законов не избавляет от ответственности, зато знание - запросто» (С. Лец); «Тот, кто способен, -творит, кто не способен, -учит» (Б. Шоу).

Из стилистических фигур в афоризмах чаще всего встречаются антитеза, параллелизм и хиазм. Могут быть также употребительны эллипсис, риторический вопрос, градация, анафора и др. Приведем примеры. Афоризм, построенный на основе антитезы: «Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести» (М. Эбнер-Эшенбах); «Сомнения украшают философов, но губят солдат» (Н. Грибачев). Параллелизм: «В этом мире только одна вещь, перед которой должно пасть на колени,-это доброта» (В. Гюго); «Если бы молодость знала, если бы старость могла» (А. Этьен). Хиазмв основе афоризма: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание» (К. Маркс); «Живые не могут ничему научить мертвых, зато мертвые учат живых» (Шатобриан). Эллипсис представлен в следующем афоризме:«Войну-к позорному столбу» (В.Гюго). Риторический вопрос: «Неужели, если сам стареешь, имеешь право сказать, что цветы не так красивы, а весна не так светла?» (Р. Роллан); «Многим ли лучше станет мир, когда в нем останутся только знания и не останется милосердия?» (Б. Шоу). Градация: «Главное в человеке его чудесная способность искать истину, любить ее, видеть ее и жертвовать собой во имя ее»(Р. Роллан); «Мы помним все. Ничто не позабыто. Но мы за мир. Всерьез! Для всех! Навек!» (К. Симонов). Анафора: «Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света» (Л. Толстой); «Ведь если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, и если мы гореть не будем, так кто же здесь рассеет тьму?» (Назым Хикмет).

Исследуя вопрос о видах афоризмов, мы встретили следующую классификацию. Афоризмы вводные и обособленные. Обособленные афоризмы часто отражают истинные взгляды автора, чего нельзя сказать в отношении вводных афоризмов. Вводные афоризмы далеко не всегда характеризуют позицию автора, они нередко принадлежат персонажу произведения и отражают точку зрения этого персонажа.

Поэтические афоризмы. Поэтические афоризмы встречаются довольно часто. И это понятно: стихотворная форма по самой своей природе требует четкости, выразительности и смысловой емкости. Чаще всего поэтические афоризмы имеют форму из двух строк: «не только знанье и уменье/Для дела надо и терпенье» (И. В. Гёте). Встречаются поэтические афоризмы и в форме катрена - законченной по смыслу строфы из четырех строк: «Настанет день и час придет,/Когда учу и чести/На всей земле придет черед/ стоять на первом месте» (Р. Бернс). Большое количество прекрасных поэтических афоризмов были созданы Пушкиным, Некрасовым, Грибоедовым, Блоком, Маяковским, поэтами нашего времени: А. Твардовским, А. Сурковым, Р. Гамзатовым и мн. др. . При этом до нашего времени дошли и нравоучительные изречения в стихах, особенно популярные в Древней Греции и восточных культурах, которые именовались гномы.

Возвращаясь к вопросу авторства афоризмов отметим, что литературоведческие источники выделяют афоризмы - сентенции (афоризмы без имени автора), апофтегмы (афоризмы, приписываемые определенному автору), хрии (афоризмы определенного лица в определенных условиях), афоризмы включающие в себя максимы (афоризмы морального общечеловеческого содержания).

В ходе работы над исследованием, мы выяснили, что афоризм не смотря на свою лаконичность формы, может являться предметом еще многих глубоких научных изысканий. Даже как литературный жанр он не нашел еще своегочеткого толкования. А риторический потенциал афоризмов вообще мало изучен.

Библиографический список

1. Королькова А.В, Ломов и др. «Словарь афоризмов русских писателей» (эл.книга).

2. Литературный энциклопедический словарь / под общ.ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М., 1987. - 43 с.

3. Попова Е.А. Прецедентные тексты в обучении русскому языку // Русский язык в школе. - 2007. - №3. - С. 44-50.

4. Успенский Л., Коротко об афоризмах, в сборнике: Афоризмы, сост. Е. С. Райзе, Л., 1964;

5. Федоренко Н.Т. Жанровые и видовые особенности афоризмов/ Н.Т. Федоренко, Л.И.Сокольская// Известия АН СССР. Сер.лит. и языка. 1985.-Т.44.-№3.- С. 245-254.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Набор признаков афоризма. Краткость, обобщённость, лаконичность, отточенность, оригинальность мысли и иногда парадоксальность. Классификация афоризма как особой единицы языка и речи. Эпистолярное наследие Толстого. Признаки афористичности дискурса.

    реферат , добавлен 27.10.2016

    Афористическая литература как самостоятельный жанр, ее зарождение во Франции в XVII столетии. Ларошфуко, Паскаль, Вовенарг, Шамфор - мастера афоризма, классические представители жанра. Построение жанра и его черты на примере сочинений Ларошфуко и Паскаля.

    реферат , добавлен 30.09.2013

    Теоретические основы исследования комплимента как малой формы эпидейктической речи. Этимология слова комплимент. История изучения комплимента. Комплимент как компонент риторического идеала. Практический анализ комплимента как риторического жанра.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2003

    Исследование готического романа как литературного жанра. Творчество Горация Уолпола - основателя "романа тайны и ужаса". Рассмотрение жанровых особенностей готического романа на примере произведения "Замок Отранто" . Отличительные черты произведения.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2012

    Изучение концепции искусства Г.Э. Лессинга - критика и драматурга, который вместе с И.В. Гете стал творцом золотого века немецкой литературы. Анализ современного искусства и учения Лессинга о границах живописи и поэзии (на примере творчества И. Кабакова).

    дипломная работа , добавлен 18.01.2012

    Феномен фэнтези в культурном пространстве как жанра массовой литературы. Жанровые клише в сюжетной организации романа Дж. Мартина "Игра престолов". Синтез жанровых стереотипов и индивидуально-авторских решений в организации мотивно-образной системы.

    дипломная работа , добавлен 06.04.2016

    Представление жанра исторической повести в романе "Капитанская дочка" Пушкина. Выявление глубокого синтеза и взаимодействия различных жанровых элементов в сочинении: роман-воспитание, элементы семейно-бытовой и психологической повести, любовного романа.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Определение и общая характеристика пословиц и поговорок, их отличие. Историческое происхождение и художественные особенности жанра, отражение в них жизненного опыта народа. Виды народных афоризмов. Разграничение пословичных синонимов и вариантов.

    реферат , добавлен 15.04.2011

    Исследование эстетических, философских и нравственных достоинств "Слово о полку Игореве". Характеристика построения, жанровых особенностей и системы образов произведения. Описания поражения русских войск на Каяле и его последствий для Русской земли.

    реферат , добавлен 06.11.2015

    Роман - одна из свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. Исследование художественно-эстетических особенностей романа Апулея "Метаморфозы".

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Литературные жанры в таблицах

Эпические жанры

  • Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть

    Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».


Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение

    Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия

    Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание

    Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма

    Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода

    Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет

    Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета


Драматические жанры

  • Комедия

    Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия

    Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма

    Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.


Лироэпические жанры

(промежуточные между эпосом и лирикой)

  • Поэма

    Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

  • Баллада

    Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского