Авторы импрессионисты. Стиль импрессионизм: картины известных художников

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление), направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во французской живописи в конце 1860-х годов. Эдуар Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), Дега, Ренуар, Моне внесли в изобразительное искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни.

Французские художники обратились к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций, духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со знаменитой "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. Художники-импрессионисты использовали фрагментарные реальности ситуаций, использовали на первый взгляд неуравновешенные композиционные построения, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур.

В 1870–1880-е годы формируется пейзаж французского импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Название направления произошло от наименования картины Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"; экспонировалась в 1874, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы и валёры породили беспримерно светлую, трепетную живопись импрессионизма.

Отдельные стороны и приемы этого направления в живописи использовались живописцами Германии (М. Либерман, Л. Коринт), США (Дж. Уистлер), Швеции (А.Л. Цорн), России (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь) и многих других национальных художественных школ. Понятие импрессионизм применяется также к скульптуре 1880–1910-х годов, обладающей некоторыми импрессионистическими чертами – стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы, пластической эскизностью (произведения О. Родена , бронзовые статуэтки Дега и др.). Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных средств современной ему литературы, музыки, театра. Во взаимодействии и в полемике с живописной системой этого стиля в художественной культуре Франции конца 19 – начала 20 века возникли течения неоимпрессионизма и постимпрессионизма.

Неоимпрессионизм (франц. neo-impressionnisme) – течение в живописи, возникшее во Франции около 1885, когда его главные мастера, Ж. Сера и П. Синьяк , разработали новую живописную технику дивизионизма. Французские неоимпрессионисты и их последователи (Т. ван Рейселберге в Бельгии, Дж. Сегантини в Италии и другие), развивая тенденции позднего импрессионизма, стремились приложить к искусству современные открытия в области оптики, придав методичный характер приемам разложения тонов на чистые цвета; одновременно они преодолевали случайность, фрагментарность импрессионистической композиции, прибегали в своих пейзажах и многофигурных картинах-панно к плоскостно-декоративным решениям.

Постимпрессионизм (от лат. post – после и импрессионизм) – собирательное название основных течений французской живописи конца 19 – начала 20 веков. Мастера постимпрессионизма с середины 1880-х годов искали новые выразительные средства, способные преодолеть эмпиризм художественного мышления и позволить перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний, материальных и духовных констант. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимодействие отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. К постимпрессионизму обычно причисляют творчество мастеров неоимпрессионизма, группы "Наби", а также В. ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

1. Освобождение от традиций реализма (никаких мифологических, библейских и исторических картин, только современная жизнь).

2. Наблюдение и изучение окружающей действительности. Не то, что видит, а как видит с позиции воспринимаемого «зрительная сущность вещей»

3. Повседневная жизнь современного города. Психология горожанина. Динамика жизни. Темп, ритм жизни.

4. «Эффект растянутого мгновения»

5. Поиск новых форм. Небольшие размеры работ (этюды, кадрирование). Не типичное, а случайное.

6. Серийность картин (Моне «Стога»)

7. Новизна живописной системы. Открытый чистый цвет. Рельефность, богатейшая коллекция рефлексов, трепетность.

8. Смешение жанров.

Эдуард Мане – новатор. От глухих плотных тонов к светлой живописи. Фрагментальность композиций.

«Олимпия»- опирается на Тициана, Джорджоне, Гойя. Позировала Виктория Мюран. Венеру изображает современной кокоткой. В ногах черная кошка. Негритянка преподносит букет. Фон темный, теплый тон тела женщины как жемчужина на голубых простынях. Нарушается объем. Светотеневой моделировки нет.

«Завтрак на траве» - натурщица и два художника + пейзаж + натюрморт. Черные сюртуки образуют контраст с обнаженным телом.

«Флейтист» - впечатление от музыки.

«Бар Фоли-Бержер» - девушка – барменша. Трепетность подсмотренного момента. Одиночество бурлящего города. Призрачность счастья. Поставил ее во весь холст (недоступная в своих мыслях, но доступная клиентам бара). Полный зал посетителей – образ мира.

Клод Моне – отказался от традиционной последовательность (подмолевок, лессировка и т.д.) - аля-прима

«Впечатление. Восходящее солнца» - фиерия желтого, оранжевого, зеленого цвета. Лодка – зрительный акцент. Неуловимый, незаконченный пейзаж, нет контуров. Изменчивость световоздушной среды. Лучи света изменяют видение.

«Завтрак на траве» - опушка леса, впечатление от пикника, темно-зеленая гамма с вкраплением коричневого и черного. Листва получается влажная. Одежда женщины и скатерть освещены, наполнены воздухом, свет сквозь листву.

«Бульвар Капуцинок в Париже» - фрагментальная. Срезает двух человек, которые смотрят на бульвар с балкона. Толпа людей – жизнь города. Половина в свете от заходящего солнца, а половина в тени от здания. Нет зрительного центра, мгновенное впечатление.


«Скалы в Бель-Иль » - господствует подвижная масса воды(густые мазки). Радужные оттенки энергично нанесенные. Скалы отражаются в воде, а вода в скалах. Ощущение мощи стихии, кипение зелено- синей воды. Композиция с высоким горизонтом.

«Вокзал Сен-Лазар» - показан интерьер вокзала, но больше интересует паровоз и пар, который везде (увлечение туманом, сиреневым маревом).

Пьер Огюст Ренуар - художник радости, известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности.

«Качели» - пронизана теплым колоритом, показана молодость, девчушка под впечатлением.

«Бал в Мулен де ла Галлетт» - жанровая сцена. День. Молодые люди, студенты, продавщицы идр. За столиками под деревьями акаций, площадка для танцев. Световые переливы (солнечные зайчики на спинах).

«Портрет Жанны Самари» - женщины-цветы. Обаятельная, женственная, грациозная, трогательная, непосредственная актриса. Глубокие глаза, легкая солнечная улыбка.

«Портрет мадам Шарпантье с детьми» - элегантная светская женщина в черном со шлейфом платье и две девочки в голубом. Гобелены столик, собака, паркет – все говорит о богатстве семьи.

Эдгар Дега – не писал на пленере, культ линии и рисунка. Композиции по диагонали (от нижнего к верхнему)); S-образные, спиралевидные фигуры + окно из которого освещение + освещение от софитов. Масло, затем постель.

«Балетницы», «Танцовщицы» - вторгается в жизни балерин. Штрихи соединяют рисунок и живопись. Постоянный ритм тренировок.

«Голубые танцовщицы» - нет индивидуальности - единый венок из тел. В одном углу еще свет от рамп, а в другом тень кулис. Момент еще актрис и простых людей. Выразительные силуэты, васильковые платья. Фрагментальность – персонажи не смотрят на зрителя.

«Апсент» - мужчина и женщина сидят в кафе. Пепельная гамма. Мужчина с трубкой смотрит в одну сторону, а пьяная женщина с отрешенным взглядом - щемящее одиночество.

Камиль Писсарро – увлекается пейзажами, включая в них людей, повозки. Мотив дороги с идущими. Любил весну и осень.

«Въезд в деревню Вуазен » - неяркий, мягкий ландшафт, деревья вдоль дороги – обрамляют въезд, их ветки смешиваются, растворяясь в небе. Неспешно, спокойно идет лошадь. Дома не просто архитектурные объекты, а жилища для людей (теплые гнезда).

«Оперный проезд в Париже» (серия) – серенький облачный день. Крыши слегка припорошины снегом, мокрая мостовая, здания тонут в пелене снега, прохожие с зонтиками превращаются в тени. Окраска влажного воздуха обволакивает. Сиренево-голубые, оливковые тона. Мелкие мазки.

Альфред Сислей – стремился подметить красоту природы, эпическое спокойствие, присущ сельский пейзаж.

«Мороз в Лувесьенне» - утро, свежее состояниепредметы купаются в свете (слияние). Нет теней (тончайшие нюансы), желто-оранжевые цвета. Спокойный уголок, а не торопливый город. Ощущение чистоты, хрупкости, любви к этому местечку

В России импрессионизм. развивается в более позднее время и в ускоренных темпах, чем во Франции

В.А.Серов – равнодушен к академическому рисунку хочет показать красоту природы в цвете.

«Девочка с персиками » - портрет Верочки Мамонтовой. Все естественно и непринужденно, каждая деталь связана одна с другой. Прелесть девичьего лица, поэзия жизненного образа, светонасыщенная красочная живопись. Прелесть и свежесть этюда, органически соединились две тенденции, две силы, образовавшие единую форму живописного видения. Все кажется таким простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности!! С предельной выразительностью В. Серов передал свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на вас просто и откровенно. Но покой этот только минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению.

«Дети» - показывает духовный мир детей (сыновья). Старший смотрит на закат, а младший обращен к зрителю. Разный жизненный взгляд.

«Мика Морозов» - сидит в кресле, но скатывается на зрителя. Передается детская взволнованность.

«Хористка» - этюдность. Пишет сочными ударами кисти, широкие мазки в листве, мазки то вертикальные, то горизонтальные и различные по фактуре ⇒ динамичность, воздух и свет. Соединение природы и девушки, свежесть, непосредственность.

«Париж. Бульвар Капуцинок» - пестрый калейдоскоп цветов. Искусственная освещенность - зрелищность, декоративность театральность.

И.Э.Грабарь – волевое, эмоциональное начало.

«Февральская лазурь» - увидел березу с уровня земли и был потрясен. Перезвоны радуги объединены лазурью неба. Береза монументальна (во все полотно).

«Мартовский снег» - девушка несет ведра на коромысле, тень от дерева на подтаявшем снегу.

Импрессионизм открыл новое искусство - важно как видит художник, новые формы и способы подачи. У них мгновение, у нас – растянутость во времени; у нас меньше динамики, больше романтизма.

Мане Завтрак на траве мане олимпия

Мане «Бар Фоли-Бержер Мане Флейтист»


Моне «Впечатление. Восходящее солнца Моне «Завтрак на траве» - «Бульвар Капуцинок в Париже»



Моне «Скалы в Бель-Иль » Моне «Вокзал Сен-Лазар


Моне «Бульвар Капуцинок в Париже Ренуар «Качели»


Ренуар «Бал в Мулен де ла Галлетт» Ренуар «Портрет Жанны Самари»

Ренуар «Портрет мадам Шарпантье с детьми»


Дега «Голубые танцовщицы» Дега «Апсент»


Писсарро – «Оперный проезд в Париже» (серия) Писсарро «Въезд в деревню Вуазен »


Сислей «Мороз в Лувесьенне» Серов «Девочка с персиками»


Серов «Дети» Серов «Мика Морозов»


Коровин «Хористка» Коровин «Париж. Бульвар Капуцинок»

Грабарь «Февральская лазурь» Грабарь «Мартовский снег»

Импрессионизм (от французского «impression » - впечатление) представляет собой направление в искусстве (литературе, живописи, архитектуре), появилось оно в конце ХIХ начале ХХ века во Франции и быстро получило широкое распространение и в других станах мира. Последователи нового направления, считавшие что академические, традиционные техники, например, в живописи или в архитектуре, не могут в полной мере передать всю полноту и мельчайшие детали окружающего мира, перешли на использование совершенно новых техник и методик в первую очередь в живописи, затем в литературе и музыке. Они позволяли наиболее живо и натурально изобразить всю подвижность и изменчивость реального мира посредством передачи не его фотографического вида, а сквозь призму впечатлений и эмоций авторов по поводу увиденного.

Автором термина «импрессионизм» считается французский критик и журналист Луи Леруа, который под впечатлением посещения выставки группы молодых художников «Салон отверженных» в 1874 году в Париже, называет их в своем фельетоне импрессионистами, своеобразными «впечатленцами», причем данное высказывание носит несколько пренебрежительный и ироничный характер. Основой для названия данного термина послужила увиденная критиком картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». И хотя поначалу многие картины на этой выставке подверглись резкой критике и неприятию, позже данное направление получило более широкое признание публики и стало популярным во всем мире.

Импрессионизм в живописи

(Клод Моне "Лодки на пляже" )

Новая стилистика, манера и техника изображения были придуманы французскими художниками-импрессионистами не на пустом месте, в её основу легли опыт и наработки художников самых талантливых живописцев Эпохи Возрождения: Рубенса, Веласкеса, Эль Греко, Гойи. От них импрессионисты взяли такие методы более яркой и живой передачи окружающего мира или выразительности погодных условий как использование промежуточных тонов, применение техники ярких или наоборот тусклых мазков, крупных или мелких, отличающихся абстрактностью. Адепты нового направления в живописи либо полностью отказались от традиционной академической манеры рисования, либо полностью переделали методы и способы изображения на свой лад, внеся такие новшества как:

  • Предметы, объекты или фигуры изображались без контура, его заменили мелкие и контрастные мазки;
  • Не использовалась палитра для смешения цветов, подбирались цвета дополняющие друг друга и не требующие слияния. Иногда краска выдавливалась на полотно прямо из металлического тюбика, образуя чистый, сверкающий цвет с эффектом мазка;
  • Практическое отсутствие черного цвета;
  • Холсты в основном писались на открытом воздухе, с натуры, для того чтобы более ярко и выразительно предать свои эмоции и впечатления от увиденного;
  • Применение красок, обладающих высокой кроющей способностью;
  • Нанесение свежих мазков непосредственно на еще не просохшую поверхность холста;
  • Создание циклов живописных произведений с целью изучения изменений света и тени («Стога сена» Клода Моне);
  • Отсутствие изображения острых социальных, философских или религиозных проблем, исторических или значимых событий. Произведения импрессионистов наполнены позитивными эмоциями, здесь нет места мрачности и тяжелым думам, здесь только легкость, радость и красота каждого мгновения, искренность чувств и откровенность эмоций.

(Эдуард Мане "Чтение" )

И хотя не все художники данного направления придерживались особой точности в исполнении всех точных особенностей стиля импрессионизм (Эдуард Мане позиционировал себя как отдельный художник и никогда не участвовал в совместных выставках (всего их было 8 с 1874 по 1886 год). Эдгар Дега творил только в собственной мастерской) это не мешало создавать им шедевры изобразительного искусства, хранящиеся до сих пор в лучших музеях, и частных коллекциях по всему миру.

Русские художники импрессионисты

Находясь под впечатлением от творческих идей французских импрессионистов, русские художники в конце 19 начале 20-го века создают свои оригинальные шедевры изобразительного искусства, позже известные под общим названием «русский импрессионизм».

(В. А. Серов "Девочка с персиками" )

Его наиболее яркими представителями считаются Константин Коровин («Портрет хористки», 1883 год, «Северная идиллия» 1886 год), Валентин Серов («Открытое окно. Сирень», 1886 год, «Девочка с персиками», 1887 г), Архип Куинджи («Север», 1879 год, «Днепр утром» 1881 год), Абрам Архипов («Северное море», «Пейзаж. Этюд со срубом»), «поздний» импрессионист Игорь Грабарь («Березовая аллея», 1940, «Зимний пейзаж», 1954 год).

(Борисов-Мусатов "Осенняя песня" )

Методы и манера изображения присущие импрессионизму имели место в творчестве и таких выдающихся русских художников как Борисов-Мусатов, Богданов Бельский, Нилус. Классические каноны французского импрессионизма в картинах русских художников претерпели некоторые изменения, в результате чего данное направление приобрело самобытную национальную специфичность.

Зарубежные импрессионисты

Одним из первых произведений, выполненных в стиле импрессионизма, считается картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», выставленная на суд публики в 1860 году в парижском «Салоне отверженных», где могли демонтироваться полотна, не прошедшие отбор Парижского салона искусств. Картина, написанная в стиле, кардинально отличавшемся от традиционной манеры изображения, вызывала массу критических замечаний и сплотила вокруг художника последователей нового художественного направления.

(Эдуард Мане "В кабачке папаши Латюиля" )

К наиболее известным художникам-импрессионистам относят Эдуарда Мане («Бар в «Фоли-Бержер», «Музыка в Тюильри», «Завтрак на траве», «У папаши Латюиля», «Аржантей»), Клода Моне («Поле маков у Аржантея», «Прогулка к утесу в Пурвиле», «Женщины в саду», «Дама с зонтиком», ««Бульвар Капуцинок», серия работ «Водяные лилии», «Впечатление. Восходящее солнце»), Альфреда Сислея («Сельская аллея», «Мороз в Лувесьене», «Мост в Аржантее», «Ранний снег в Лувесьенне», «Лужайки весной»), Пьера Огюста Ренуара («Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «Танец в деревне», «Зонтики», «Танец в Буживале», «Девушки за фортепьяно»), Камиля Писарро («Бульвар Монмартр ночью», «Жатва в Эраньи», «Жницы отдыхают», «Сад в Понтуазе», «Въезд в деревню Вуазен»), Эдгара Дега («Танцевальный класс», «Репетиция», «Концерт в кафе «Амбассадор», «Оркестр оперы», «Танцовщицы в синем», «Любители абсента»), Жорж Сера («Воскресный день», «Канкан», «Натурщицы») и других.

(Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин ")

Четверо художников в 90-х годах 19 века создают новое направление в искусстве на основе импрессионизма и называют себя постимпрессионистами (Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек). Для их творчества характерно передача не мимолетных ощущений и впечатлений от окружающего мира, а познание подлинной сути вещей, которая скрыта под их внешней оболочкой. Их наиболее известные произведения: Поля Гогена («Озорная шутка», «La Оrana Maria», «Борьба Иакова с ангелом», «Желтый Христос»), Поля Сезанна («Пьеро и Арлекин», «Большие купальщицы», «Дама в голубом»), Винсента Ван Гога (Звездная ночь», «Подсолнухи», «Ирисы»), Анри де Тулуз-Лотрека («Прачка», «Туалет», «Обучение танцу в Мулен-Руж»).

Импрессионизм в скульптуре

(Огюст Роден "Мыслитель" )

Как отдельное направление в архитектуре импрессионизм не сложился, можно найти его отдельные черты и признаки в некоторых скульптурных композициях и памятниках. Скульптуре данный стиль придает свободную пластику мягких форм, они создают удивительную игру света на поверхности фигур и придают некоторое ощущение незавершенности, скульптурные персонажи часто изображены в момент движения. К произведениям в данном направлении относят скульптуры знаменитого французского скульптора Огюста Родена («Поцелуй», «Мыслитель», «Поэт и муза», «Ромео и Джульетта», «Вечная весна»), итальянского художника и скульптора Медардо Россо (фигуры из глины и гипса залитые для достижения уникального светового эффекта воском: «Привратница и Сводня», «Золотой век», «Материнство»), русского гениального самородка Павла Трубецкого (бронзовый бюст Льва Толстого, памятник Александру III в Петербурге).

Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в XIX-XX веках, являющее собой художественную попытку запечатлеть какой-нибудь момент жизни во всей его изменчивости и подвижности. Картины импрессионистов словно качественно смытая фотография, возрождающая в фантазии продолжение увиденной истории. В этой статье мы рассмотрим 10 самых известных импрессионистов мира. К счастью, талантливых художников гораздо больше десяти, двадцати или даже ста, поэтому давайте остановимся на тех именах, которые нужно знать обязательно.

Чтобы не обидеть ни художников, ни их почитателей, список приведен в русском алфавитном порядке.

1. Альфред Сислей

Этот французский живописец английского происхождения считается самым известным пейзажистом второй половины XIX века. В его коллекции насчитывается более 900 картин, из которых самые известные это «Сельская аллея», «Мороз в Лувесьене», «Мост в Аржантее», «Ранний снег в Лувесьенне», «Лужайки весной», и многие другие.


2. Ван Гог

Известный всему миру печальной историей о своем ухе (кстати, отрезал он не все ухо, а только мочку), Ван Гон стал популярным лишь после своей кончины. А за жизнь смог продать одну-единственную картину, за 4 месяца до смерти. Говорят, он был и предпринимателем, и священником, но нередко попадал в психиатрические больницы из-за депрессии, поэтому вся мятежность его существования вылилась в легендарные произведения.

3. Камиль Писсарро

Писсарро родился на острове Сент-Томас, в семье буржуазных евреев, и был одним из немногих импрессионистов, родители которого поощряли его увлечение и вскоре отправили в Париж на обучение. Больше всего художнику пришлась по вкусу природа, ее-то он и изображал во всех красках, а если сказать точнее, то у Писсарро был особый талант подбирать мягкость цветов, сочетаемость, после чего на картинах словно появлялся воздух.

4. Клод Моне

С детства парнишка решил, что станет художником, несмотря на запреты семьи. Самостоятельно переехав в Париж, Клод Моне окунулся в серые будни тяжелой жизни: два года на службе в вооруженных войсках в Алжире, тяжба с кредиторами из-за бедности, болезни. Однако, создается ощущение, что трудности не угнетали, а наоборот, воодушевляли художника создавать такие яркие картины, как «Впечатление, восход солнца», «Здание парламента в Лондоне», «Мост в Европу», «Осень в Аржантее», «На берегу Трувилля», и множество других.

5. Константин Коровин

Приятно знать, что среди французов, родителей импрессионизма, можно с гордостью поставить нашего соотечественника - Константина Коровина. Страстная любовь к природе помогла ему интуитивно придавать невообразимую живость статической картинке, благодаря соединению подходящих красок, ширины мазков, выбора темы. Невозможно пройти мимо его картин «Пристань в Гурзуфе», «Рыба, вино и фрукты», «Осенний пейзаж», «Лунная ночь. Зима» и серии его работ, посвященных Парижу.

6. Поль Гоген

До 26-ти лет Поль Гоген и не задумывался о живописи. Он был предпринимателем и имел большую семью. Однако когда впервые увидел картины Камиля Писсарро, решил, что непременно станет рисовать. С течением времени стиль художника менялся, но самые известные импрессионистические картины это - «Сад в снегу», «У обрыва», «На пляже в Дьеппе», «Обнаженная», «Пальмы на Мартинике» и другие.

7. Поль Сезанн

Сезанн, в отличие от большинства своих коллег, стал известен еще при жизни. Ему удалось организовать собственную выставку и выручать с нее немалые доходы. Люди знали толк в его картинах - он, как никто другой научился совмещать игру света и тени, делал громкий акцент на правильных и неправильных геометрических формах, строгость тематики его картин гармонировала с романтикой.

8. Пьер Огюст Ренуар

До 20-ли лет Ренуар работал декоратором вееров у старшего брата, и только потом перебрался в Париж, где познакомился с Моне, Базилем и Сислеем. Это знакомство помогло ему в будущем стать на дорогу импрессионизма и прославиться на ней. Ренуар известен как автор сентиментального портрета, среди его самых выдающихся работ - «На террасе», «Прогулка», «Портрет актрисы Жанны Самари», «Ложа», «Альфред Сислей и его жена», «На качелях», «Лягушатник» и многие другие.

9. Эдгар Дега

Если вы еще ничего не слышали о «Голубых танцовщицах», «Репетиции балета», «Балетной школе» и «Абсенте» - поспешите скорее узнать о творчестве Эдгара Дега. Подбор оригинальных цветов, уникальных тем для картин, ощущение движения картинки - все это и многое другое сделало Дега одним из самых известных художников мира.

10. Эдуард Мане

Не путайте Мане с Моне - это два разных человека, работавших в одно время и в одном художественном направлении. Мане всегда привлекали сцены бытового характера, необычные внешности и типажи, как будто случайно «пойманные» моменты, впоследствии запечатленные на века. Среди известных картин Мане: «Олимпия», «Завтрак на траве», «Бар в «Фоли-Бержер», «Флейтист», «Нана» и другие.

Если у вас появится хоть малейшая возможность повидать картины этих мастеров вживую - вы навсегда влюбитесь в импрессионизм!

Александра Скрипкина,

Термин «импрессионизм» возник с лёгкой руки критика журнала «Le Charivari » Луи Леруа , который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне « » (фр. Impression, soleil levant ). Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ИМПРЕССИОНИЗМ

    ✪ М.С.Казиник. Импрессионизм Дебюсси (Маларме)

    ✪ Лучшее из Дебюсси

    ✪ Debussy, Satie, Faure, Ravel, Saint Saens

    ✪ В двух словах. Импрессионизм. Imagine Review.

    Субтитры

Импрессионизм в живописи

Истоки

К середине 1880-х годов импрессионизм, постепенно перестает существовать как единое направления, и распадается, дав заметный толчок эволюции искусства. К началу ХХ века набрали силу тенденции отказа от реализма и новое поколение художников отвернулось от импрессионизма.

Возникновение названия

Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара . Там было представлено 30 художников, всего 165 работ. Холст Моне - «Впечатление. Восходящее солнце » (Impression, soleil levant ), ныне в Музее Мармоттен, Париж , написанный в 1872 году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari » для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление.

Название «импрессионизм» - достаточно бессодержательное, в отличие от названия «Барбизонская школа », где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приёмы и средства полностью «импрессионистические», - Уистлер , Эдуард Мане , Эжен Буден и т. д. К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес , не порывая с господствующими идеями своей эпохи.

Была ещё одна статья (автор Эмиль Кардон) и ещё одно название - «Выставка мятежников», абсолютно неодобрительное и осуждающее. Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами. Импрессионистов сразу обвинили в аморальности, мятежных настроениях, несостоятельности быть добропорядочными. В настоящий момент это вызывает удивление, потому что непонятно, что аморального в пейзажах Камиля Писсарро , Альфреда Сислея , бытовых сценах Эдгара Дега , натюрмортах Моне и Ренуара .

Прошли десятилетия. И новое поколение художников придет к настоящему развалу форм и обнищанию содержания. Тогда и критика, и публика, увидела в осужденных импрессионистах - реалистов, а немного позже и классиков французского искусства.

Специфика философии импрессионизма

Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм, будучи искусством в известной степени манерным и маньеристским , сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.

Как и искусство ренессанса (Возрождение), импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Вместе с тем ренессансное виденье взрывается доказанной субъективностью и относительностью человеческого восприятия, которое делает цвет и форму автономными составляющими образа. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено.

Картины импрессионистов не несут социальной критики, не затрагивают социальные проблемы, такие как голод, болезни, смерть, представляя лишь позитивные стороны жизни. Это привело позже к расколу среди самих импрессионистов.

Импрессионизм и общество

Импрессионизму присущ демократизм. По инерции, искусство и в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на росписи, монументы, именно они - главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались. Критика кощунственной морали общества в картинах Теодора Жерико , Франсуа Милле находила отзыв лишь у сторонников художников и немногих знатоков.

Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму . С другой стороны они пылко желали признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане , который годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.

Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь - это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара , Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.

Техника

Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля , Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий - разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные, и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:

  • Голубой - Оранжевый
  • Красный - Зелёный
  • Жёлтый - Фиолетовый

Таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом для отказа от чёрного.

Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр , где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала.

Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с «внутренним », а «внешним » светом, отражающимся от поверхности .

Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор » и «Парламент Лондона».

В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуард Мане , Клод Моне , Огюст Ренуар , Эдгар Дега , Альфред Сислей , Камиль Писсарро , Фредерик Базиль и Берта Моризо . Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.

Хронология по художникам

Импрессионисты

Выставки

  • Первая выставка (15 апреля - 15 мая )

Адрес : бульвар Капуцинок , 35 (ателье фотографа Надара).Участники : Аструк , Аттендю, Белиар , Бракемон , Брандон , Буден , Бюро , Гийомен , Дебра , Дега , Кальс , Колен, Ла Туш , Левер, Лепик , Лепин , Мейер, де Молен, Моне , Моризо , Мюло-Дюриваж, Джузеппе Де Ниттис , А. Оттен, Л. Оттен,