Биография стендаля. Другие варианты биографии

Мари-Анри Бейль (фр. Marie-Henri Beyle ) - французский писатель, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стенда́ль (Stendhal ). При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии.

Сын адвоката, воспитывался в семье деда. Сначала посвятил себя под руководством Реньо живописи, потом был на гражданской и военной (итальянской и французской) службе, участвовал в итальянском походе Наполеона I. Выйдя в отставку, занимался самообразованием, посещал литературные кружки и театры. Вернулся в армию; в качестве интенданта в 1806-1814 бывал в различных частях Европы и участвовал в войне 1812 с Россией.

После падения Наполеона (1814) уехал в Италию. С 1821 жил в Париже. В 1830 был назначен французским консулом в Триесте, затем в Чивитавеккьи, где провёл последнее годы своей жизни.

Умер от аппоплексического удара прямо на улице. В завещании просил написать на могильной плите (исполнили на итальянском):
Арриго Бейль
Миланец
Жил. Писал. Любил.

Критика и история искусства

Его путевые очерки «Rome, Naples et Florence» («Рим, Неаполь и Флоренция»; 1818; 3 изд. 1826) и «Promenades dans Rome» («Прогулки по Риму», 2 т. 1829, нов. изд. 1872 г.) принадлежат к остроумнейшим книгам об Италии. Написал также книгу «История живописи в Италии» (т. 1-2; 1817) трактат «О любви» (опубликован в 1822).

Первый роман «Арманс» (т. 1-3, 1827); новелла «Ванина Ванини» (1829). Из его романов наибольший интерес возбудил «Красное и чёрное» («La Rouge et le Noir»; 2 т., 1830; 6 ч., 1831; русский перевод А. Н. Плещеева в «Отечественных записках», 1874).

В романе «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme»; 2 т. 1839-1846) он даёт увлекательное описание жизни при маленьком итальянском дворе. На протяжении 1830-х годов писал «Итальянские хроники» (отдельно изданы 1855), «Записки туриста» (т. 1-2, 1838). Автор неоконченного романа «Люсьен Левен» (1834-1836, опубликован 1929). Посмертно опубликованы также автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» (1835, изд. 1890) и «Воспоминания эготиста» (1832, изд. 1892), неоконченный роман «Ламьель» (1839-1842, изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912-1913),

Полное собрание сочинений Б. (18 т., Париж, 1855-1856), как и «Correspondance inédite» (2 т., 1857) издал Проспер Мериме.

На русском языке кроме «Rouge et Noir» несколько небольших очерков Стендаля издал В. В. Чуйко (Спб., 1883), затем были переведены практически все его произведения.

Годы жизни: с 23.01.1783 по 23.03.1842

Непризнанный при жизни величайший французский писатель XIX века, автор романов «Красное и черное», «Пармская обитель», «Люсьен Левен».

Настоящее имя - Анри-Мари Бейль.

Родился в Гренобле (Франция) в семье богатого адвоката Шерюбена Бейля. Его дед был врачом и общественным деятелем, и как большая часть французской интеллигенции того времени увлекался идеями Просветительства, был почитателем Вольтера. Отец Стендаля увлекался Жан-Жаком Руссо. Но взгляды семьи существенно изменились с началом революции, семья имела состояние и углубление революции напугало ее. Отец Стендаля вынужден был даже скрываться.

Мать писателя, Генриетта Бейль, рано умерла. Сначала воспитанием мальчика занимались тётка Серафи и его отец, но так как отношения с отцом у него не сложились, его воспитание предоставили католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Тайно от своего воспитателя под воздействием взглядов своего деда Анри Ганьона, единственного родственника, который относился к Анри с добротой, он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Полученные впечатления в детские годы от Первой французской революцией сформировали мировоззрения будущего писателя. Расположение к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь.

В 1797 году Стендаль поступил в Центральную школу в Гренобле, целью которой было введение в республике государственного обучения вместо религиозного, и предоставление молодому поколению знаний об идеологии буржуазного государства. Здесь Анри увлекся математикой.

По окончании курса его отправили в Париж для вступления в Политехническую школу, но он туда так и не попал, вступив в 1800 году в армию Наполеона, в которой он прослужил более двух лет, а затем в 1802 году вернулся в Париж с мечтой стать писателем.

Прожив в Париже три года, изучая философию, литературу и английский язык, Стендаль в 1805 году возвращается на службу в армию, вместе с которой в 1806 году он вступает в Берлин, в 1809-м – в Вену. В 1812 году Стендаль по собственному желанию принимает участие в походе Наполеона в Россию. Бежит из Москвы вместе с остатками войска во Францию, сохранив воспоминания о героизме российского народа, которую тот проявил при защите своей родины и сопротивлении войскам Франции.

В 1814 году после падения Наполеона и при захвате российскими войсками, Парижа Стендаль едет в Италию, и поселяется в Милане, где живет почти безвыездно в течение семи лет. Жизнь в Италии оставила глубокий след в творчестве Стендаля сыграв большую роль в формировании взглядов писателя. Он с увлечением изучает итальянское искусство, живопись, музыку. Италия вдохновила его на целый ряд произведений, и он пишет свои первые книги - "Историю живописи в Италии", "Прогулки по Риму", новеллы "Итальянская хроника". Наконец, Италия дала ему сюжет одного из наибольших его романов "Пармская обитель", который он написал за 52 дня.

Одним из его ранних работ является психологический трактат «О любви», который был основан на его неразделенной любви к Матильде, графине Дембовски, с которой он встречался, живя в Милане и которая рано умерла, оставив след в памяти писателя.

В Италии Анри сближается с республиканцами-карбонариями, из-за чего за ним с подозрением следят. Не чувствуя себя в безопасности в Милане Стендаль возвращается во Францию, где пишет неподписанные статьи в английские журналы. В 1830 году после поступления на государственную службу, Стендаль становится консулом в папских владениях в Чивита-Веккия.

В том же году выходит роман «Красное и черное», который становится вершиной творчества писателя. 1834 году Стендаль занялся романом «Люсьен-Левен», который так и остался незавершенным.

В 1841 году с ним случился первый апоплексический удар. Умер Стендаль, так и непризнанный современниками, в 1842 году после второго апоплексического удара, во время очередного приезда в Париж. Гроб с телом на кладбище сопровождали лишь трое его близких друзей.

На надгробной плите, как он и просил, были высечены слова: "Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил".

Информация о произведениях:

Стендаль - название немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века Винкельман.

Библиография

Романы:
- Арманс (1827)
- (1830)
- (1835) - незавершенный
- (1839)
- Ламьель (1839–1842) - незавершенный

Новеллы:
- Rose et le Vert (1837) - незавершенный
- Mina de Vanghel (1830)
- (1837–1839) - входят новеллы "Ванина Ванини", "Виттория Аккорамбони", "Семья Ченчи", "Герцогиня де Палиано" и др.

Ф. Стендаль. Биография (кратко) этого человека будет представлена вашему вниманию ниже.

Общие сведения

Французский писатель Анри Мари Бейль (настоящее имя) родился в г. Гренобле на юге Франции в 1783 г. Его семья была обеспеченной, отец адвокат местного парламента. К сожалению, мальчик в 7 лет лишился матери и его воспитанием занялись отец с теткой. Траур по умершей жене был настолько сильным, что отец с головой ушел в религию, став крайне набожным человеком.

С отцом у Анри отношения не ладились. А дед по материнской линии, врач и сторонник просвещения, стал близким человеком, привил будущему писателю любовь к литературе. Дед Анри Ганьон лично встречался с Вольтером. Именно он познакомил будущего писателя с работами Дидро, Вольтера, Гельвиниция, заложил основу образования, мировоззрения и отвращение к религии. Характер Ф.Стендаля отличался чувственностью и импульсивностью, самовлюбленностью и критичностью, отсутствием дисциплины.

Образование и военная служба

Начальное образование Анри получил в местной Гренобльской школе, проучившись в ней всего три года. Интересовался философией и логикой, историей искусств и математикой. В 16 лет юноша поехал в Париж поступать в Политехническую школу, чтобы стать военным инженером или артиллерийским офицером.

Но вихрь происходящих в стране событий изменил его планы. После событий Революции он записывается в армию Наполеона, в драгунский полк. Вскоре уходит со службы и занимается в Париже самообразованием. В центре его внимания: литература, философия и английский язык. Будущий писатель в дневниках того времени пишет о своем желании стать драматургом.

После непродолжительной службы в Марселе, куда он отправился вслед за актрисой, в которую влюбился, поступает военным чиновником в армию.

Стендаль, биография которого насыщена интересными фактами, участвовал в военных походах Наполеона в Германии, Австрии, Италии и России. В походах он записывает свои размышления о музыке и живописи. В составе наполеоновской армии стал очевидцем Бородинского сражения и пожара в Москве. Прошел Оршу и Смоленск, был на Вязьме. События военной компании в России поразили его патриотизмом и величием русского народа.

Поездка в Италию

Поражение Бонапарта и восстановление власти Бурбонов, к которым у него было негативное отношение, вынуждают Стендаля выйти в отставку и следующие 7 лет провести в итальянском Милане. Писатель влюбляется в Италию, ее язык, оперу, живопись и женщин. Италия стала для Стендаля второй родиной, сюда он переселяет своих героев. Темперамент итальянцев он считал естественным, не похожим на французский. В Милане Стендаль познакомился с поэтом Байроном

Фредерик Стендаль, биография которого была весьма печальной, в Италии начинает литературное творчество и издает первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815) и «История живописи в Италии» (1817).

В Италии начинается движение республиканцев-карбонариев, которых Стендаль поддерживает и финансирует. Но в 1820 г. его друзья карбонарии попадают под преследование, и ему пришлось уехать во Францию.

Жизнь в Париже

Зарабатывать на жизнь писатель Стендаль, биография которого была очень не простой, стал работой в газетах и журналах.

Но власти Парижа уже были осведомлены о его знакомствах. Печататься пришлось в английских и французских журналах без подписи автора.

Двадцатые годы XIX в. отмечены активным творчеством и публикациями.

Выходит в свет книга «Трактат о любви», памфлеты «Расин и Шекспир», первый роман «Арманс» и новелла «Ванина Ванини». Издатели предлагают издать путеводитель по Риму, так появляется книга «Прогулки по Риму».

Стендаль роман «Красное и черное» показал миру в 1830 г. Время действия романа совпадает с эпохой реставрации, в которую жил автор. А основу для сюжета Стендаль прочитал в газете, в колонке криминальной хроники.

Несмотря на плодотворную работу, психологическое и материальное состояние Стендаля оставляют желать лучшего. У него нет стабильного заработка, преследуют мысли о суициде. Писатель пишет несколько завещаний.

Дипломатическая и творческая работа

Политические изменения во Франции в 1830 г. позволяют Стендалю поступить на государственную службу. Он назначен послом в Италию, в Триесту, а позже - в Чивита-Веккию. На консульской работе он и закончит свою жизнь.

Рутинная, однообразная работа и проживание маленьком портовом городке навевали на Фредерика скуку и одиночество. Чтобы развлечься, он стал путешествовать по Италии, ездить в Рим.

Проживая в Италии, Фредерик Стендаль продолжает литературную деятельность. В 1832-1834 гг. написаны «Воспоминания эгоиста» и роман «Люсьен Левен». Автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара» выходит в 1836 г.

Период 1836-1839 гг. Ф. Стендаль проводит в Париже, в длительном отпуске. Здесь он пишет «Записки туриста», изданные в Париже в 1838 г., и последнюю законченную книгу «Пармская обитель».

Последние годы жизни и творчества

Незадолго до смерти писатель смог вернуться в Париж, выхлопотав себе отпуск в ведомстве. В это время он уже был тяжело болен и слаб, что с трудом мог писать, и потому диктовал свои тексты.

Мрачное настроение не покидало Ф. Стендаля. Он думает о смерти и предвидит, что может умереть на улице.

Так и случилось. В марте 1842 г. писатель совершал прогулку, когда его сразил апоплексический удар. Он упал посреди улицы и спустя несколько часов умер.

Гроб с телом непризнанного гения пришли проводить лишь трое его друзей.

Французские газеты сообщили лишь о погребении на Монмартре «неизвестного немецкого стихотворца».

Надгробная плита Стендаля, по его просьбе в знак любви к Италии, содержит короткую надпись: «Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил».

Отношение к религии и формирование взглядов

В детстве Стендаля воспитывал иезуит Райян. После занятий с ним и чтений Библии, Анри возненавидел священнослужителей и религию и на всю жизнь остался атеистом.

Ему чужда мораль аскетизма и покорности. По мнению писателя, лицемерие охватило французское общество. Никто не верит в догмы католической церкви, но вынужден принимать личину верующего. Полное овладение церкви умами французов является ни чем иным, как проявлением деспотизма.

Отец писателя был самодовольным буржуа, а мир Стендаля формировался на противоположных взглядах. Основой была свободная личность, со своими особыми чувствами, характером и мечтами, не признающая установившихся понятий долга и пристойности.

Писатель жил в эпоху перемен, наблюдал и сам участвовал. Кумиром того поколения был Наполеон Бонапарт. Жажда сильных переживаний и энергия действия составляли атмосферу эпохи. Стендаль восхищался талантом и отвагой Наполеона, что повлияло на его мировоззрение. Характеры литературных героев Стендаля изображены в соответствии с духом эпохи.

Любовь в жизни писателя

В Италии, в свою первую поездку, Фредерик Стендаль встретил свою безнадежную и трагическую любовь - Матильду Висконти, жену польского генерала Дембовского. Она рано умерла, но успела оставить след в его жизни и память, которую он пронес через всю жизнь.

В своем дневнике Стендаль написал, что в его жизни было 12 имен женщин, которые он хотел бы назвать.

Признание таланта

«Литературная слава - лотерея», - говорил писатель. Биография и творчество Стендаля не были интересными его современникам. Должная оценка и понимание пришли спустя 100 лет, в XX веке. Да он и сам отмечал, что пишет для малого числа счастливцев.

На фоне знаменитости Бальзака в 1840 г., интересная биография Стендаля была не известна, его не было в списке французских писателей.

Прилежные сочинители того времени, сейчас благополучно забытые, издавались десятками тысяч экземпляров. «Трактат о любви» Ф. Стендаля продали лишь в 20 экземплярах. По этому поводу автор шутил, называя книгу «святыней», потому что мало кто смеет к ней прикоснуться. Знаковый роман «Красное и черное» издавался только 1 раз. Критики сочли романы Стендаля не заслуживающими внимания, а героев безжизненными автоматами.

По-видимому, причина кроется в несоответствии существовавших стереотипов в литературе с жанром его творчества. Пристрастие к личностям с абсолютным авторитетом, подобным Наполеону, противоречило правилам того времени.

Отсутствие признания при жизни не помешало Ф. Стендалю войти в число величайших новеллистов своего времени.

Свой литературный псевдоним Анри Бейль взял по названию города Stendhal в Германии. В этом городе родился знаменитый искусствовед Винкельман, живший в XVIII веке, идеи которого оказали влияние на немецких романтиков.

Свою профессию Ф.Стендаль называл: «Наблюдение за поведением человеческого сердца».

В январе 1835 г. Стендаль был награжден орденом Почетного легиона.

Название романа «Красное и черное» символично и спорно, дискуссии в среде ученых и литературоведов не прекращаются. По одной из версий, красное - цвет революционной эпохи, в которую выпало жить автору, а черное - символ реакции. Другие сравнивают красное и черное со случаем, определяющим судьбу человека. А третьи усматривают в сочетании цветов проблему выбора главного героя Жюльена. Быть военным (красное), как при Империи или священником (черное), что более почетно во время Реставрации. Союз красного и черного - это не только контраст, противоположность, а еще сходство, взаимный переход одного в другое, конфликт и смежность жизни и смерти.

Оценка творчества Ф. Стендаля

Сам Фредерик Стендаль, краткая биография которого была поведана в статье, причислял себя к романтикам, в своих произведениях ставил на первое место внутренний мир и переживания героев. Но внутренний мир основывался на четком анализе, осмыслении социальной жизни, реалистическом мышлении.

В своем отношении к жизни, что нашло отражение в творчестве, Стендаль проверял все события и понятия личным опытом, а опыт произрастает из наших личных чувств и переживаний. Единственным источником познания, считал он, являются наши ощущения, следовательно, не может быть морали с ним не связанной.

Движущая сила и мощный стимул поведения героев кроется в жажде славы и засуженного одобрения.

Создатель жанра реалистично-психологического романа - Фредерик Стендаль, использовал в своих романах тему противопоставления молодых и старых героев, где молодость и энергия выступают против тупости и деспотичности. Главные, любимые герои его романов вступают в конфликт с обществом господствующей буржуазии и победившего «чистогана». Грубая социальная среда, исполненная косных взглядов и привычек, препятствует развитию независимой мысли и свободной личности.

Писателя относят к передовым и ранним практикам реализма.

Творчество Ф. Стендаля имеет два основных тематических направления:

  1. Италия и книги об искусстве.
  2. Описание французской действительности в то время, которое он жил, после Французской Революции.

Фредерик Стендаль – одна из самых значимых фигур в мировом литературоведении. Он является не только автором романов, биографий, афоризмов и цикла путевых заметок по Италии, посвященных различным областям жизни, но и основоположником «психологических романов», когда реализм начал обращаться к состоянию внутреннего мира обычного человека с собственными проблемами.

Детство и юность

Мари-Анри Бейль (таково настоящее имя писателя) родился 23 января 1783 года в небольшом городке Гренобль на юго-востоке Франции. Его отец Шерюбен Бейль был адвокатом. Мать Генриетта Бейль умерла, когда мальчику было всего 7 лет. Воспитание сына легло на плечи отца и тети.

Но с ними не сложились теплые доверительные отношения. Наставником и воспитателем будущего знаменитого французского писателя стал дедушка Анри Ганьон. Цитата Стендаля о нем:

«Я был всецело воспитан моим милым дедом Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят».

В местную центральную школу мальчик пришел с обширным багажом знаний. Домашнее образование, данное дедом, было настолько хорошим, что Мари-Анри проучился в ней всего 3 года. В школе он большое внимание уделил латыни, точным наукам и философии. Кроме того, он внимательно следил за Великой французской революцией и укреплением .


В 1799 году Стендаль покидает школу и едет в Париж. Его целью изначально было поступление в Политехническую школу, но идеи революции не покидали разум. Поэтому юноша уходит на службу в армию, где получает звание сублейтенанта. Через некоторое время благодаря родственным связям писателя переводят в Италию. С этого времени начинается любовь к этой стране, которая пронесется через всю жизнь и станет одной из главных тем его творчества.

В свое время Мари-Анри посещает Германию и Австрию. Каждая поездка ознаменовывалась ведением заметок, в которых подробно описывались искусство, особенно музыка, живопись и стихи. Третья часть этих записок была безвозвратно утеряна при переправе через Березину.

Однако спустя некоторое время ситуация кардинально меняется. Стендаля постигло разочарование: политика Наполеона на деле оказалась совсем иной. Поэтому он решает уволиться из армии и вернуться во Францию. После этого литератор обосновывается в Париже. Свое время он посвящает изучению филологии (в том числе и английский язык), а также философии.

Творчество

После того как Наполеон пал, на французский престол вернулась династия Бурбонов. Стендаль отказался признавать эту власть, поэтому покидает родину и уезжает в Милан. Там он пробудет 7 лет. В это время на свет появляются ранние произведения писателя: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Так появился псевдоним, на деле являющийся родным городом Иоганна Винкельмана – Штендаль. К реалистическому направлению он придет только в 20-е годы.


За время жизни в Италии Стендаль успел приблизиться к обществу карбонариев. Но из-за преследования пришлось срочно возвращаться на родину. Сначала дела шли плохо: за писателем закрепилась сомнительная репутация, поскольку до Франции дошли нелицеприятные слухи о дружбе с представителями карбонариев. Писателю пришлось вести себя как можно осторожнее, чтобы продолжать литературную деятельность. В 1822 году в свет выходит книга «О любви», меняющая представление о личности писателя.


Дебютный реалистический роман «Арманс» был опубликован в 1827 году, а через пару лет – новелла «Ванина Ванини», рассказывающая о запретной связи дочери итальянского аристократа и арестованного карбонария. Существует экранизация 1961 года, режиссера Роберто Росселлини. Рядом с этим произведением стоит “Аббатеса из Кастро”, входящая в итальянские хроники.


В 1830 году Стендаль пишет один из самых знаменитых своих романов – «Красное и черное». В основу сюжета легла история, попавшая на страницы газет в раздел криминальной хроники. Хоть произведение впоследствии было названо классикой, на самом деле Стендалю тяжело давалось творчество. Он не имел постоянной работы и денег, что негативно сказывалось на его душевном спокойствии. Сегодня роман очень известен, его 7 раз брали для съемок фильмов и сериалов.


В этом же году для писателя начинается новая жизнь. Он поступает на службу в консульство Триесты, после чего следует перевод в Чивитавеккию, где романист пробудет всю оставшуюся жизнь. Он практически забросил литературу. Работа отнимала много времени, и город не давал вдохновения для творчества. Самым значимым произведением в этот период стала «Пармская обитель» - последний законченный роман, изданный при жизни писателя. Стремительно развивающаяся болезнь забрала последние силы.

Личная жизнь

В личной жизни писателю очень не везло. Женщины, которые встречались Стендалю на жизненном пути, надолго не задерживались. Он был очень любвеобилен, но его чувства часто оставались безответными. Литератор не хотел сковывать себя узами брака, потому что уже был крепко связан с литературой. Детей у него не было.


Возлюбленные Стендаля: Матильда Висконтини, Вильгельмине фон Грисхайм, Альберте де Рубемпре, Джулия Риньери

Глубокий отпечаток в сердце писателя оставила супруга генерала Яна Дембовского (поляка по национальности) – Матильда Висконтини. Именно ей посвящена книга «О любви». Матильда становилась все холоднее по отношению к Бейлю, а пламя внутри него разжигалось. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но Стендаль был вынужден уехать в Англию, скрываясь от властей. Висконтини в это время умирает. Ей было тридцать пять лет.

Смерть

С каждым годом романисту становилось все хуже. Врачи диагностировали у него сифилис, запрещали выезжать за пределы города и держать перо для написания произведений. Писать книги самостоятельно Стендаль уже не может, ему требуется помощь. Поэтому он диктует свои произведения для переноса на бумагу. Прописываемые лекарства постепенно отнимали последние силы. Но за неделю до фатального дня умирающему позволили съездить в Париж, попрощаться.


Стендаль умирает во французской столице, когда прогуливается по улицам города, в 1842 году. Мистическим образом он сам себе предсказывает такую смерть за несколько лет до этого. Сегодня причиной смерти ученые указывают инсульт. Это был второй удар, поэтому организм не выдержал. В своем завещании писатель изъявил последнюю волю относительно надгробия. Там должна быть выбита эпитафия на итальянском языке:

«Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».

Воля Стендаля была исполнена лишь через полвека, когда опознали его могилу на кладбище Монмартр, в северном районе Парижа.

Цитаты Стендаля

«Гибкость ума может заменить красоту».
«Нельзя называться политиком, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев».
«Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается. Следовательно, глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближает нас к счастью».
«Романтизм - это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение».

Библиография

  • 1827 – «Арманс»
  • 1829 – «Ванина Ванини»
  • 1830 – «Красное и черное»
  • 1832 – «Воспоминания эгоиста»
  • 1834 – Люсьен Левен»
  • 1835 – «Жизнь Анри Брюлара»
  • 1839 – «Ламьел»
  • 1839 – «Чрезмерная благосклонность губительна»
  • 1839 – «Пармская обитель»

Stendhal – псевдоним, настоящее имя — Анри-Мари Бейль; Франция, Париж; 23.01.1783 – 23.03.1842

Фредерик Стендаль является одним из знаковых прозаиков всемирной литературы. Несмотря на то, что автор оставил очень мало произведений художественной прозы его считают одним из основоположников психологического романа. Когда вместо популярных в то время описаний одежды, окружения и лиц героев, Стендаль предпочитал описывать эмоции этих героев и их чувства. О произведениях Стендаля высоко отзывались многие известные писатели, такие как . Возможно поэтому, самый известный роман писателя — «Красное и черное» читать актуально и в нынешнее время. Это позволило этой книге даже попасть в наш .

Биография Стендаля

Родился Анри-Мари Бейль в семье адвоката в 1783 году. Мать мальчика умерла достаточно рано, поэтому воспитанием занимались в основном тетка и отец. Немалую помощь в этом оказывал дед Стендаля, который и привил в юноше любовь к литературе. В центральной школе Гренобля мальчик отучился всего три года и отправился покорять Париж.

Но поступить в Политехническую школу, как собирался Стендаль, у него не получилось. Он увлекся идеями Наполеона и в 1799 поступает на службу в армии. Влиятельные родственники помогли юноше не попасть в жернова войны, а отправили его на север Италии. Эта страна влюбила в себя автора на всю оставшуюся жизнь и уже в более зрелом возрасте, он не раз выбирался сюда на отдых телом и душой.

В 1802 году Стендаль уходит из армии и занимается самообразованием. Но в 1805 году возвращается в армию, но уже в качестве чиновника. Это позволяет ему много путешествовать по Европе, что отражается в многочисленных заметках писателя. В 1812 году Анри-Мари Бейль вместе с войсками Наполеона ступил на Русскую землю. Он видел Бородино и горящую Москву и был поражен «патриотизмом и настоящим величием этой страны».

После поражения Наполеона Стендаль уезжает в Милан, но его политические взгляды здесь также не в чести. Это вынуждает его в 1822 году вернуться в Париж. Здесь его также некто не ждет, поэтому писателю приходиться перебиваться случайными заработками и писать беллетристику, хотя выходят и несколько значимых произведений. Свою наиболее популярную «Красное и черное» книгу он издает в 1930 году. При этом автор находится в крайней депрессии, а на страницах рисует пистолеты и пишет предсмертные завещания. Умер же писатель в 1942 году, болея сифилисом, от крайнего истощения упал прямо на улице и через несколько часов скончался.

Современники Фредерика Стендаля не оценили «Красное и черное» книгу. Но автор и не ожидал этого. Ведь по его же словам его оценят самое раннее в 1880 году. Недаром о произведениях Стендаля говорил, что это письма в будущее.

Фредерик Стендаль на сайте Топ книг

Гениальность книг Стендаля позволила им найти своего читателя через века после смерти автора. Именно благодаря этому «Красное и черное» читать, все еще востребовано. При этом произведение даже занимает достойное место в нашем рейтинге . Хотя конечно много голосов книга «Красное и черное» получила благодаря ее наличию в школьной программе старших классов.

Все книги Стендаля Фредерика

  1. Пармская обитель
  2. Ванина Ванини
  3. Люсьен Левен
  4. Итальянские хроники
  5. О любви
  6. Рим, Неаполь и Флоренция
  7. Арманс
  8. Жизнь Микеланджело
  9. Жизнь Наполеона
  10. Ламьель
  11. Расин и Шекспир