Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение. Вопрос: Помогите,пожалуйста,написать сочинение на тему "Что ценит в людях Толстой?(По роману война и мир)"

Каждый писатель, творец - это прежде всего человек. Конечно, у него свои пристрастия, свои взгляды на жизнь, принципы. Потому и созданные им герои для него, словно живые люди, тоже делятся, как и для нас, читателей, на любимых - то есть на тех, что разделяют его мысли, и на чужих. И дело не только в том, что есть герои главные, таким отводится много места, уделяется много внимания на страницах произведения, и второстепенные. Так и в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Я считаю, что и капитан Тушин, и Тимохин, хоть и участвуют только в определенных эпизодах, но тоже "из лагеря Толстого". Автор к ним относится с уважением и сочувствием, ибо они, по его мнению, составляют лучшую часть русского народа.

Свое понимание сущности человека Л. Н. Толстой воплощает в судьбах героев произведения. Вспомним благородного, умного и красивого в поступках и стремлениях Андрея Болконского. После многих подъемов и катастрофических разочарований он жаждет не славы, а общественно полезного дела: "Надо, чтобы все знали меня, чтобы не только для меня одного шла моя жизнь, чтобы не жили они независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе". Мы видим его высокомерие в столичных салонах и красоту и конкретную помощь в дыму и порохе Шенграбена, когда эвакуируют батарею капитана Тушина, ощущаем его личный высокий порыв, "его Тулон" во время Аустерлицкого сражения и гордость оттого, что он "служит здесь, в полку", а не сидит в штабе. На Бородинском поле его объединяет с солдатами и офицерами грустное, трагическое чувство утраты и в то же время гнев на врага, который вторгся на его Родину. С какой горечью говорит он о смерти отца, разорении имения - говорит по-русски, теми же словами, что простой русский солдат: "Я смоленский". Всегда придававший большое значение военной стратегии и тактике, перед Бородинским сражением он ставит на первое место чувство оскорбленной гордости патриота, отбрасывая общие фразы и говоря о конкретном для каждого человека значении слова "Родина": "...у меня остались отец, сестра и сын в Лысых Горах". Именно это понимание своего единства с народом в лихую годину наполняет жизнь князя Андрея новым содержанием.

Вспомним Пьера Безухова с его размышлениями: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила правит всем?" Такой нескладный, во многом наивный, он становится сильным, когда нужно защитить друга, когда осознает себя "русским Безуховым" - победителем Наполеона, когда берется за решение важных проблем - как улучшить жизнь во всей стране. Наташа Ростова, с ее живым, эмоциональным лицом, что от любви к людям и миру сияет счастливой улыбкой. Это лицо искажается от ярости и гнева, когда она видит, как многие обитатели столицы, увозя вещи, бросают в Москве родных. Благодаря ее настойчивости, почти все подводы Ростовых были отданы раненым солдатам и офицерам. Милосердие русской женщины воплощено в этом поступке, в ее отчаянном крике-порыве: "Разве мы немцы какие?" На последних страницах романа Толстой изображает Наташу счастливой женой и матерью. С точки зрения автора, счастливая семейная жизнь - это идеал существования мужчины и женщины. Но мы видим счастье Наташи и Пьера не только в достатке и комфорте дома, в тепле семейного очага, а прежде всего - в понимании друг друга, в том, что Наташа жила "каждой минутой жизни мужа".

Герои Толстого живут, развиваются, откликаются на события, стремятся к самосовершенствованию, добру для людей. Они живут жизнью своей Отчизны в важные для нее минуты. Они действительно любимые герои Толстого, считающего: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, бороться, ошибаться, начинать и бросать, и снова начинать, и снова бросать, и вечно бороться, и метаться. А спокойствие - душевная подлость".

Сравните с ними красивую, распущенную Элен с ее маской на лице - выражением, которое она копирует с лица уважаемых особ, нудную Жюли Карагину, сменяющую, как моду в определенный период, настроение и язык и расставляющую сети "пензенских лесов и нижегородских имений" на красивых женихов. А чего стоит Берг, строящий свою жизнь по чьему-то образу и подобию, вплоть до салфеточки на столике и вазочки с печеньем, и покупающий во время всеобщего отступления из Москвы "шифоньерку и туалет!" А Борис Друбетской, лезущий вверх по ступеням выгодных знакомств и протекций, не брезгуя даже женитьбой на симпатичной ему Жюли ("я всегда смогу устроиться, чтобы реже видеть ее"). Даже объявление о нападении французов он воспринимает не как ошеломляющую новость, оскорбительную и горькую для настоящего гражданина, а как возможность показать другим, что он первый о чем-то узнал.

Их образ жизни - напрасная трата времени, а потому нет смысла упоминать о них в эпилоге, ибо что могло всерьез измениться в жизни этих статичных манекенов высшего света! Только Анатолия Курагина, даже не помнившего, где он служит, значится, живущего только сегодняшним днем, изменит судьба, очищая участием в Бородинском сражении и тяжелым ранением. Что же стало причиной их статичности, шаблонности их жизни, не вызывающей интерес у читателя? Обратимся еще к одному герою, куда более симпатичному и эмоциональному, пройдем через этапы его жизни. Николай Ростов - талантливый и живой, по-своему очень порядочный, потому что не может нарушить слово, данное Соне, считает своей обязанностью выплату отцовских долгов. По зову романтики он бросает университет и идет на войну обычным юнкером, презрительно отбрасывает рекомендационные письма. Он задирает "штабного" Болконского, хотя сознает, что очень хотел бы иметь его своим другом.

Но он испугается под Шенграбеном, побежит как заяц, попросится с легкой раной сесть на лафет орудия. Он не понимает подвига Раевского, который пошел впереди войска с сыновьями-подростками, чтобы поднять дух войска. Отправившись защищать безвинно пострадавшего товарища, он не доведет дело до конца, потому что попадет в атмосферу фанатичного обожествления государя-императора и потеряет время в толпе при торжественной встрече. К слову сказать, Лев Толстой не нашел для Николая Ростова места на Бородинском поле - именно в это время он в тылу занимается лошадьми и фуршетом. В трудное время он поможет княжне Марье, потом, влюбившись в нее, станет ее мужем, будет много работать в имении, поднимая его после разрухи, но свою жену до конца понять не сможет и детей, как Пьер, любить не будет. И такого семейного счастья, как у Наташи с Пьером, автор ему не даст.

Многие дворяне, офицеры с 1812 года начали относиться к своим крепостным по-новому, потому что вместе с ними, рядовыми, партизанами и ополченцами, они победили врага. А Николай, раздраженный хозяйственными хлопотами, бьет своего крепостного так, что разбивает камень на перстне. Вполне может быть, что он бьет того, кто шел вместе с ним защищать Россию. Многие из бывших офицеров задумывались о смене государственного строя, потому что "в судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучают народ, образование душат. Что молодо, честно - то губят!" Рядом с ними будущие герои Сенатской площади - Пьер, Николинька Болконский. Им сочувствует и, наверное, присоединится Василий Денисов.

Николай Ростов не сомневается в их порядочности, он тоже мог бы пойти с ними, но он становится на противоположную сторону. По мнению Николая Ростова, нельзя ничего изменять, если существуют государственные установки, не надо даже думать об этом. Это у него с юности: рубиться и не думать, вот и все! Потому он может, бездумно выполняя приказ Аракчеева, "идти с эскадроном и рубить" против родных и близких...

По мнению Льва Толстого, именно напряженная работа мысли и сердца является главным признаком личности, сущностью человека. Итак, мысль, поиски смысла бытия, своего места в жизни, большая работа над совершенствованием собственной личности - вот из чего складывается стержень настоящего человека, вот что ценит и уважает в людях Лев Толстой. Вот что завещают нам автор и его любимые герои - таинственный путь к настоящему счастью человека.

Каждый писатель, творец - это прежде всего человек. Конечно, у него свои пристрастия, свои взгляды на жизнь, принципы. Потому и созданные им герои для него, словно живые люди, тоже делятся, как и для нас, читателей, на любимых - то есть на тех, что разделяют его мысли, и на чужих. И дело не только в том, что есть герои главные, таким отводится много места, уделяется много внимания на страницах произведения, и второстепенные. Так и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Я считаю, что и капитан Тушин, и Тимохин, хоть и участвуют только в определенных эпизодах, но тоже «из лагеря Толстого». Автор к ним относится с уважением и сочувствием, ибо они, по его мнению, составляют лучшую часть русского народа.

Свое понимание сущности человека Л. Н. Толстой воплощает в судьбах героев произведения. Вспомним благородного, умного и красивого в поступках и стремлениях Андрея Болконского. После многих подъемов и катастрофических разочарований он жаждет не славы, а общественно полезного дела: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не только для меня одного шла моя жизнь, чтобы не жили они независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе». Мы видим его высокомерие в столичных салонах и красоту и конкретную помощь в дыму и порохе Шенграбена, когда эвакуируют батарею капитана Тушина, ощущаем его личный высокий порыв, «его Тулон» во время Аустерлицкого сражения и гордость оттого, что он «служит здесь, в полку», а не сидит в штабе. На Бородинском поле его объединяет с солдатами и офицерами грустное, трагическое чувство утраты и в то же время гнев на врага, который вторгся на его Родину. С какой горечью говорит он о смерти отца, разорении имения - говорит по-русски, теми же словами, что простой русский солдат: «Я смоленский». Всегда придававший большое значение военной стратегии и тактике, перед Бородинским сражением он ставит на первое место чувство оскорбленной гордости патриота, отбрасывая общие фразы и говоря о конкретном для каждого человека значении слова «Родина»: «…у меня остались отец, сестра и сын в Лысых Горах». Именно это понимание своего единства с народом в лихую годину наполняет жизнь князя Андрея новым содержанием.

Вспомним Пьера Безухова с его размышлениями: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила правит всем?» Такой нескладный, во многом наивный, он становится сильным, когда нужно защитить друга, когда осознает себя «русским Безуховым» - победителем Наполеона, когда берется за решение важных проблем - как улучшить жизнь во всей стране. Наташа Ростова, с ее живым, эмоциональным лицом, что от любви к людям и миру сияет счастливой улыбкой. Это лицо искажается от ярости и гнева, когда она видит, как многие обитатели столицы, увозя вещи, бросают в Москве родных. Благодаря ее настойчивости, почти все подводы Ростовых были отданы раненым солдатам и офицерам. Милосердие русской женщины воплощено в этом поступке, в ее отчаянном крике-порыве: «Разве мы немцы какие?» На последних страницах романа Толстой изображает Наташу счастливой женой и матерью. С точки зрения автора, счастливая семейная жизнь - это идеал существования мужчины и женщины. Но мы видим счастье Наташи и Пьера не только в достатке и комфорте дома, в тепле семейного очага, а прежде всего - в понимании друг друга, в том, что Наташа жила «каждой минутой жизни мужа».

Герои Толстого живут, развиваются, откликаются на события, стремятся к самосовершенствованию, добру для людей. Они живут жизнью своей Отчизны в важные для нее минуты. Они действительно любимые герои Толстого, считающего: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, бороться, ошибаться, начинать и бросать, и снова начинать, и снова бросать, и вечно бороться, и метаться. А спокойствие - душевная подлость».

Сравните с ними красивую, распущенную Элен с ее маской на лице - выражением, которое она копирует с лица уважаемых особ, нудную Жюли Карагину, сменяющую, как моду в определенный период, настроение и язык и расставляющую сети «пензенских лесов и нижегородских имений» на красивых женихов. А чего стоит Берг, строящий свою жизнь по чьему-то образу и подобию, вплоть до салфеточки на столике и вазочки с печеньем, и покупающий во время всеобщего отступления из Москвы «шифоньерку и туалет!» А Борис Друбецкой, лезущий вверх по ступеням выгодных знакомств и протекций, не брезгуя даже женитьбой на симпатичной ему Жюли («я всегда смогу устроиться, чтобы реже видеть ее»). Даже объявление о нападении французов он воспринимает не как ошеломляющую новость, оскорбительную и горькую для настоящего гражданина, а как возможность показать другим, что он первый о чем-то узнал.

Их образ жизни - напрасная трата времени, а потому нет смысла упоминать о них в эпилоге, ибо что могло всерьез измениться в жизни этих статичных манекенов высшего света! Только Анатолия Курагина, даже не помнившего, где он служит, значится, живущего только сегодняшним днем, изменит судьба, очищая участием в Бородинском сражении и тяжелым ранением. Что же стало причиной их статичности, шаблонности их жизни, не вызывающей интерес у читателя? Обратимся еще к одному герою, куда более симпатичному и эмоциональному, пройдем через этапы его жизни. Николай Ростов - талантливый и живой, по-своему очень порядочный, потому что не может нарушить слово, данное Соне, считает своей обязанностью выплату отцовских долгов. По зову романтики он бросает университет и идет на войну обычным юнкером, презрительно отбрасывает рекомендационные письма. Он задирает «штабного» Болконского, хотя сознает, что очень хотел бы иметь его своим другом.

Но он испугается под Шенграбеном, побежит как заяц, попросится с легкой раной сесть на лафет орудия. Он не понимает подвига Раевского, который пошел впереди войска с сыновьями-подростками, чтобы поднять дух войска. Отправившись защищать безвинно пострадавшего товарища, он не доведет дело до конца, потому что попадет в атмосферу фанатичного обожествления государя-императора и потеряет время в толпе при торжественной встрече. К слову сказать, Лев Толстой не нашел для Николая Ростова места на Бородинском поле - именно в это время он в тылу занимается лошадьми и фуршетом. В трудное время он поможет княжне Марье, потом, влюбившись в нее, станет ее мужем, будет много работать в имении, поднимая его после разрухи, но свою жену до конца понять не сможет и детей, как Пьер, любить не будет. И такого семейного счастья, как у Наташи с Пьером, автор ему не даст.

Многие дворяне, офицеры с 1812 года начали относиться к своим крепостным по-новому, потому что вместе с ними, рядовыми, партизанами и ополченцами, они победили врага. А Николай, раздраженный хозяйственными хлопотами, бьет своего крепостного так, что разбивает камень на перстне. Вполне может быть, что он бьет того, кто шел вместе с ним защищать Россию. Многие из бывших офицеров задумывались о смене государственного строя, потому что «в судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучают народ, образование душат. Что молодо, честно - то губят!» Рядом с ними будущие герои Сенатской площади - Пьер, Николинька Болконский. Им сочувствует и, наверное, присоединится Василий Денисов.

Николай Ростов не сомневается в их порядочности, он тоже мог бы пойти с ними, но он становится на противоположную сторону. По мнению Николая Ростова, нельзя ничего изменять, если существуют государственные установки, не надо даже думать об этом. Это у него с юности: рубиться и не думать, вот и все! Потому он может, бездумно выполняя приказ Аракчеева, «идти с эскадроном и рубить» против родных и близких…

По мнению Льва Толстого, именно напряженная работа мысли и сердца является главным признаком личности, сущностью человека. Итак, мысль, поиски смысла бытия, своего места в жизни, большая работа над совершенствованием собственной личности - вот из чего складывается стержень настоящего человека, вот что ценит и уважает в людях Лев Толстой. Вот что завещают нам автор и его любимые герои - таинственный путь к настоящему счастью человека.

Помогите,пожалуйста,написать сочинение на тему "Что ценит в людях Толстой?(По роману война и мир)"

Ответы:

В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх - герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем. Шесть лет напряженного труда отдал Л.Н. Толстой роману «Война и мир», создав гениальное произведение, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Несмотря на обилие исторических реалий, сквозным сюжетно-композиционным стержнем этой монументальной эпопеи является семейная хроника.

Похожие вопросы

  • Южная Америка и Северная Америка. какой из материков открыл мореплаватель Христофор Колумб,а какой Америго Веспуччи.
  • проследи по плану Санкт- Петербург помещённому в учебнике как от Московского вокзала добраться до Земного дворца. напиши какие достопримичательности в стретятся по пути.
  • Опис Климка із твору Таємне Товариство Боягузів
  • х+x+x=30 используя числа 1,3,5,7,9,11,13,15 одно и то же число можно использовать несколько раз
  • Река п..шла. П..шла и п..шла -- и уж никому её не остановить. З..к..чались на ней л..дины, п..плыли, б..гут, друг друга кружат. Тут и всякая в..дяная птичка нал..тела. Все п..щат, кр..чат, в..селятся. Кто рыбу ловит, ныряет за ней в воду, кто носом в тину тыкает, ищет там что-то. 1) Прочитайте. Озаглавьте текст. 2) Спишите, вставляя пропущенные буквы. 3) Найдите глаголы. Подчеркните глагол в неопределённой форме. Определите время других глаголов.
  • как решить 10у+2*(7у-2)=5*(4у+3)+3у
  • Отрезок bd диаметр окружности с центром в точке о хорда ac делит пополам радиус ob и перпендикулярна ему. Найдите углы четырехугольника 2. Высота пров едена к основанию равнобедренного треугольника равна 9 см а основание 24 см найдите радиусы вписанной и описанной окружности. 3 сторона.ромба ровна 50 см диагональ 60 см найдите радиус вписанной в окружности ромба
  • какие внешние и внутренние факторы привели к краху четвертой республики и возвращению Де Голля к власти?
  • ответьте пожалуйста нам на загадки! 1) четыре ноги без хвоста.кожа без защитного покрова.2)шесть ног. три части тела четыре крылышка. длинный хоботок. 3)четыре ноги.есть хвост.тело покрыто роговыми чешуйками.4)две ноги.два крыла.тело покрыто перьями.домашнее животное
  • Помогите решить задачу. Из аэропорта с интервалом в 1 ч по одному и тому же маршруту вылетели два самолета. Средняя скорость первого самолета 900 км в ч а расстояние которое он должен преодолеть - 1800 км. С кокой средней скоростью летел второй самолёт если он приземлился на 40 мин позже чем первый. Если вы затрудняетесь в нахождении времени полёта второго самолёта то можешь предположить что первый самолёт вылетел в 9 часов. После этого легко определить время приземления первого самолёта а потом время вылета и время приземления второго самолёта.

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» - сложное философское произведение. Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека.

По мнению Толстого, человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия, духовная работа. В этом отношении Наташа Ростова – героиня, воплощающая лучшие начала человеческой природы: способность любить, сопереживать, сострадать. Однажды Наташа застала Соню в слезах и совершенно преобразилась, забыв о своих именинах, о своей радости, приняв полностью на себя «горе» подруги: «… распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Так же чутко, «всем существом» Наташа реагирует на огромный проигрыш брата. Когда Николай вернулся домой, Наташа мгновенно заметила его состояние. Она поет для него и этим спасает от страшных мыслей о самоубийстве.

Наташа талантлива во всем: в пении, в танце, в общении с людьми. Но главный ее талант – движения любящей души. Когда Ростовых постигает страшное несчастье – гибель младшего в семье Пети, Наташа, словно вся растворившись в страданиях матери, старается «как-нибудь снять с нее на себя излишек сдавившего ее горя». Наташа не отходила от больной матери, не спала, почти не ела, и своей самоотверженной любовью сохранила ей разум.

Любимая героиня Толстого покоряет окружающих своей «прелестью», но эта «прелесть» прежде всего духовная. Наташа становится прекрасной тогда, когда ее внешняя привлекательность исчезает. Смертельно раненный князь Андрей видит только ее глаза: «Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». В этом плане показателен эпизод, в котором Наташа требует, чтобы с подвод сняли ее приданое: ковры, хрусталь, ткани и т.д. Девушка хочет, чтобы из Москвы вывозили раненых людей, которым необходима помощь. В этот момент Наташа снова прекрасна именно потому, что испытывает сильные движения души. Она не входит, а «врывается в комнату» «с изуродованным злобой лицом, как буря…» Толстой намеренно обращает внимание на внешнюю непривлекательность, чтобы усилить впечатление от внутренней красоты поступка. Героиня чувствует успокоение, когда служит, помогает другим. Ее красота – от внутреннего огня любви.Толстой не делает своих любимых героев идеальными. Они ошибаются, испытывают соблазны, но способны к самоанализу, к строгому нравственному суду. Именно такие люди обнаруживают душевную тонкость, чуткость, духовное богатство. Брат Наташи Николай Ростов тоже имеет доброе сердце, способен к пониманию и участию. Однажды мать сообщила ему, что у нее есть вексель Анны Михайловны, ее подруги, на две тысячи, и спросила, как он думает поступить с ним. В это время семья Ростовых переживала тяжелый материальный кризис, но Николай ответил матери: «…Я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны…» Молодой Ростов разорвал вексель, и этим поступком «слезами радости заставил рыдать старую графиню».

Во время Отечественной войны 1812 года Николай случайно встретил княжну Марью. Мужики взбунтовались и не выпускали княжну из имения. Николай помог ей выехать. За это время он успел полюбить ее: «… увидел… ясно, как будто он знал всю ее жизнь, всю ее чистую духовную внутреннюю работу… ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование». Ростов обладал красивой внешностью, но Марья угадала в нем «благородную, твердую, самоотверженную душу». Некрасивая девушка сама покорила его «особенной, нравственной красотой».

Княжна видела свое призвание в любви и самопожертвовании. Она терпела суровый нрав отца, его частые деспотические выходки. Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню». Но не жена, а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним. Марья взяла на себя все заботы о племяннике, как умела, заменяла ему мать. Когда со старым князем «сделался удар», она дни и ночи проводила у постели отца. Девушка испытывала не только физические, но и духовные страдания. Самоотверженно ухаживая за отцом, она с ужасом обнаружила, что постоянно думает о том, что после его смерти будет жить свободно. Княжна не щадит себя, строго осуждает свои надежды на личное счастье, а смерть любимого отца переживает с ощущением невосполнимой потери. И в этой героине есть не просто внутренняя красота, но и дар преодолевать противоречия человеческих поступков и желаний.

Толстой в портрете княжны постоянно обращает внимание на ее «лучистые глаза». Писателю дорог богатый душевный мир героини, ее способность любить и согревать окружающих теплом своего сердца. Толстой пишет: «Глаза княжны… были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Выйдя замуж за Николая Ростова Марья создает в доме светлую атмосферу, так необходимую каждому, особенно детям. Она с наслаждением посвящает себя нравственному формированию детской души.

Внутреннюю красоту Толстой подчеркивает и в маленьком, внешне невзрачном капитане Тушине. У этого артиллерийского офицера были «большие добрые и умные глаза». Именно в глазах, во взгляде человека отражается его душа. Важнейшая черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их «велено было бросать». Капитан всей душой стремится помочь любому человеку. Так, «худому, бледному солдату с шеей, обвязанной окровавленной подверткой», Тушин велел дать воды.

Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда. Так, писатель не боится постоянно напоминать о физической немощности Кутузова. По контрасту с его внешними недостатками сильнее выявляется внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армии – олицетворение добра, простоты. Накануне Бородинского сражения Андрей Болконский встречается с Кутузовым. Узнав о смерти старого князя Болконского, он находит те слова, которые необходимо сказать в этой ситуации: «Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой». Кутузов «обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». При прощании он говорит князю Андрею: «… помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец».

Истинная красота человека – стремление к миру, к гармонии с собой и окружающими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к самопожертвованию. Внутренняя красота – дар, но этот дар может развить в себе каждый.

Сочинение по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
В 19 веке очень актуальной была проблема поиска нравственного идеала женщины. Какой должна быть она, идеальная женщина. Многие авторы того времени задумывались над этим вопросом в своих произведениях, создавая различные женские образы: Соня Мармеладова, пожертвовшая своей честью ради семьи и Вера Павловна, живущая по принципу разумного эгоизма, княгиня Трубецкая - жена декабриста, которая оставила ребенка и последовала за мужем в Сибирь и Анна Одинцова - решительная женщина с твердым характером. Поставил такую проблему и Л.Н. Толстой в своем романе «Война и мир». Он изобразил несколько женских образов, как бы сравнивал их. Но его любимой героиней является Наташа Ростова.
Впервые мы встречаем Наташу тринадцатилетней девочкой: «Черноголовая с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, а своими сбившимися назад черными кудрями... была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Очень часто, описывая Наташу, Толстой подчеркивал ее некрасивость. Но есть в романе и очень красивая женщина - Элен: «Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою... победительно действующую красоту». Элен - душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но только из-за влекущей внешней оболочки.
Наташу тоже любят все, несмотря на то, то она некрасива. Не во внешней красоте дело. Наташа жизнерадостна, непосредственна и, что самое главное, естественна. Она никогда не скрывает своих чувств. Например, ночь в Отрадном. Душа Наташи полна восторженности, ей не спится, она просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Разве могли такие же чувства, охватить душу Элен. Нет! Элен живет по заведенным правилам, она постоянно лицемерит, «умеет держать себя» или, по-другому, умеет быть неестественной. Именно эта неестественность светских дам больше всего отвратительна Андрею Болконскому, и, когда он встречает живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу, он в нее влюбляется. Его привлекает в Наташе ее непохожесть на светских барышень, потому что она всегда остается сама собой: «Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа».
Наташа тоже полюбила Андрея, полюбила его искренно до глубины души. Толстой подчеркивает в Наташе это качество отдавать себя полностью каким-либо чувствам, погружаться в них с головой. Наташа любит Андрея и желает сделать это чувство еще более полным и волнующим: «Ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце».
А способна ли Элен любить так искренне, так глубоко! Наверное, нет. Сердце Элен слишком холодно для переживания таких чувств. «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом ума и утонченности, и все перед ней преклоняются». Так думает об Элен Пьер, и с ним нельзя не согласиться. Она только представляется всем умной, а на самом деле она, скорее, догадлива и расчетлива. Она хочет разбогатеть и делает это самым простым не требующим ума, привычным для женщины способом она выходит замуж за миллионера, решив за него, что он ее любит.
В Наташиной душе нет и тени той расчетливости и эгоизма, которые присущи Элен. Наташа же обладает редким даром, который дан не каждому: она умеет сострадать. Когда Соня плакала, Наташа, не знала причины слез подруги « ... распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок и только оттого, что Соня плакала».
Наташа - человек очень чуткий она интуитивно угадывает людей. Возникает вопрос, как же Наташа, так глубоко любившая Андрея и всегда чутко чувствовавшая людей, могла влюбиться в такого лживого и лицемерного Анатолия Куракина? Дело в том, что характер Наташи изменчив, она реальный человек, которому не чуждо все мирское Ее сердцу присущи открытость, влюбчивость, доверчивость. Она просто не думала, что делала, а открывалась навстречу чувствам. Но Толстой с тревогой думает о том, что неестественный и лицемерный мир, в котором живет Куракин, способен поглотить естественную человеческую душу. В конце концов, Наташа осознает лживость и неискренность чувств Анатолия и понимает, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. Больше всех за измену жениху Наташа упрекает себя. Она мучается угрызениями совести, страдает, ненавидит себя за все случившееся. А Элен? Даже став причиной развода и расставшись с мужем, она не чувствует угрызений совести, и в обществе представляет все так, что виноватым оказывается Пьер, а не она.
Во время войны 1812 года раскрывается еще одно качество Наташи - патриотизм. Она всеми силами хочет помочь русским солдатам, и, когда она узнает, что раненым срочно нужны подводы, она ни минуты не колеблясь, отдает их им: «Люди собрались вокруг Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказание о том, что отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые».
Толстой преподносит нам Наташу пылкой, живой, любящей, патриотической и дает нам понять, что она способна на подвиг. И если Пьер в 1825 году окажется на Сенатской площади, а позже его сошлют в Сибирь, Наташа бросит все и отправится за ним. А способна ли на такой подвиг Элен? Да она ни на что на свете не променяет светское общество, деньги, балы и салоны, ведь только в этом заключается вся ее жизнь.
Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую семью, которой она отдается целиком и полностью. Она сумела организовать все в доме так, что прислуга не только исполняла, но даже угадывала желания ее мужа Пьера. Семья стала для Наташи основой ее духовного счастья: «Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но так как все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она и не могла себе представить, и не видела никакого интереса в представлении о том, что было бы если бы был другой». Не приходится сомневаться, что в семье Наташи вырастут хорошие дети, ведь она понимает, что материнство ставит женщину превыше всех, и она счастлива этим материнством. Элен не способна созидать, давать новую жизнь, она - бездумная разрушительница. Как жестока Элен в сцене, когда она отказывается от материнства. Элен можно сравнить с божественно красивой статуей из белого мрамора, на которую смотрят, которой восхищаются, но никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, - камень, холодный и твердый, там нет души, а значит нет отклика и тепла. А в образе Наташи Ростовой Толстой воплотил все, что по его мнению, должно быть присуще женщине. Он дал ей все те же качества, которые необходимы человеку и которые он ценит в людях, и в особенности в женщинах. Вот почему Наташа - любимая героиня автора романа «Война и мир».