Что должен уметь психолог? Что должен знать и уметь психотерапевт.

Е.Леоненко, Г.Тимошенко

Когда-то давным-давно человеку надоело ходить пешком – долго и утомительно, знаете ли, – и он изобрел колесо. Когда его перестала устраивать скорость передвижения на различных вариантах повозок, появились автомобили. Однако и это не позволяло человеку перемещаться так быстро, как он хотел, и он изобрел самолет. А когда человек понял, что даже на самолете ему не удастся долететь так далеко, как он хочет, – он придумал космический корабль. Иными словами, каждый раз, когда человек изобретает новый способ делать то, про что уже давно известно, как это можно делать – это значит, что его что-то не устраивает в имеющихся способах. И тогда для того, чтобы этот самый новый способ изобрести, ему необходимо совершенно четко сформулировать, что именно его в знакомых способах не устраивает.

Когда мы в свое время начинали постепенно выстраивать свой собственный психотерапевтический подход, мы тоже делали это отнюдь не из желания занести свои имена на скрижали истории. Мы уже понимали, что именно нас не устраивает в имеющихся способах работы, и точно знали, какой способ мы хотели бы получить. Для нас, например, с самого начала было очевидным – хотя кому-то это утверждение, возможно, покажется спорным, – что психотерапия относится к числу профессий, связанных с устранением тех или иных неполадок в функционировании каких-либо систем. Вот из этого мы и решили исходить в поисках ответа на вопрос, каким должен быть психотерапевтический подход.

Итак, что необходимо знать и уметь человеку, который занимается любой «ремонтной» работой?

Во-первых, ему необходимо знать, что собой представляет та система, неполадки в которой он призван устранять. Это значит, что он обязан четко представлять себе, из каких частей она состоит, в каких отношениях эти части находятся между собой, как эта система функционирует в норме… Согласитесь, неплохо было бы, конечно, еще и представлять себе, как эта система возникла, как она стала тем, чем стала, и каковы основные возможности ее дальнейшего развития. Рискнем даже предположить, что это было бы не просто неплохо, но даже, наверное, и обязательно.

Во-вторых, наш «ремонтник» должен понимать, каким образом нормальное функционирование этой системы может быть нарушено и какие вообще возможны принципиальные нарушения в ее работе. Кроме того, ему необходимо владеть способами обнаружения всех этих нарушений.

В-третьих, он обязан иметь представление о том, какие именно действия ему следует совершить, чтобы устранить каждое возможное нарушение. При этом ясно, что хороший мастер понимает смысл каждого своего действия и точно знает, почему именно это действие должно привести к желаемому результату. Иначе говоря, мастер должен обладать не только представлением о самой системе – его представления об устранении возможных неполадок тоже должны носить именно системный характер.


В переводе на язык психотерапии это означает, что, невзирая на наличие у клиента самостоятельной воли и относительную непредсказуемость самого процесса психотерапии, психотерапевт обязан на чем-то строить собственную психотерапевтическую стратегию. Иначе за что, собственно говоря, клиент должен платить – за совместное с психотерапевтом участие в непонятном для обоих процессе?! Речь не идет о том, что психотерапевту должна быть ведома абсолютная истина о внутреннем устройстве человека – ее и в современной-то теоретической психологии нет, – но он должен иметь собственную целостную, внутренне не противоречивую концепцию своей профессиональной деятельности.

Но если со всем сказанным выше согласиться, то что для практической психотерапии является аналогом представлений об устройстве «ремонтируемой» системы и ее составных частей? Совершенно очевидно, что это – четко структурированное представление об устройстве личности и ее нормальном функционировании. Конечно, в психотерапии стало уже общим местом то, что никто точно не знает, что такое норма и что такое психическое здоровье. Тем не менее, мы глубинно убеждены в том, что свой собственный ответ на этот вопрос у каждого практикующего психотерапевта должен быть, причем не только на уровне чисто теоретических моделей, но и в виде очень конкретных представлений о том, как такой – здоровый и счастливый – человек живет. Причем очень важно отметить, что отнюдь не любая из существующих в современной теоретической психологии моделей личности может быть пригодна для использования в психотерапии. И даже те модели, на которые опираются существующие психотерапевтические подходы, не всегда оказываются подходящими для этой цели.

Психотерапевтическим аналогом знаний о том, какие существуют возможные виды и причины возможных нарушений функционирования целостной системы, можно считать теорию патогенеза - иначе говоря, четкое и конкретное представление о том, каким образом может быть нарушена здоровая структура личности и какими эти нарушения в принципе могут быть. Нелишним будет напомнить, что такая теория патогенеза должна напрямую вытекать именно из той теории личности, которая является базовой для данного психотерапевтического метода.

Как любой ремонтник, способный по каким-то признакам распознавать нарушения в работе системы, психотерапевт должен иметь достаточно четкую диагностическую систему , позволяющую ему обнаруживать имеющиеся нарушения личности. Причем эта диагностическая система должна быть очень хорошо структурирована – то есть не просто содержать в себе перечень отдельных симптомов, синдромов или, еще того хуже, жалоб клиента, а быть в полной мере системно организованным знанием о базовых личностных нарушениях и возможных видах проявления этих нарушений.

И, наконец, психотерапевт обязан знать способы устранения этих нарушений. Но и здесь чрезвычайно важно, чтобы это был не просто бессистемный набор техник, устроенный по принципу «когда так – делай этак». Психотерапевт должен представлять себе механизмы , позволяющие личности вернуться к своему целостному и гармоничному устройству, и владеть техническими средствами , способными эти механизмы реализовать. Иными словами, совершая каждое конкретное психотерапевтичное действие, психотерапевт должен понимать, почему именно это действие должно привести к желаемому результату.

К сожалению, сравнив все известные нам современные психотерапевтические подходы с описанными выше критериями, мы пришли к выводу, что ни в одном из них ответов на все сформулированные вопросы нет. В каких-то методах теория личности никоим образом не связана с описанием личностных нарушений и механизмов их возникновения, в других нет и речи о таких механизмах, в третьих отсутствует какое бы то ни было представление о здоровом функционировании личности, в четвертых вообще теория представлена в виде набора разрозненных представлений автора, в пятых эта теоретическая часть безо всяких корректив взята из психиатрии и т.д. Не говоря уж о том, что во многих подходах нет почти ничего из перечисленного.

Иными словами, получается, что современная психотерапия как-то очень легко согласилась с тем, что либо она является составной (и при этом относительно второстепенной) частью психиатрии, либо она по сути своей вообще не наука, то есть никак не соответствует принятым в гносеологии представлениям о структуре науки. Конечно, легко сказать, что наша область деятельности уникальна, поскольку имеет дело с самым сложным предметом в окружающем мире. Но тогда придется отказаться от претензий на то, чтобы психотерапия все-таки считалась наукой, и определить ее статус иначе – искусство, магическая деятельность или как-то еще…

В общем, нам после долгих и весьма утомительных поисков желанной систематичности психотерапевтического знания пришлось придти к неприятной дилемме: либо заниматься психотерапией, полагая ее магией или искусством (при том, что искусство вообще-то является деятельностью, осуществляемой исключительно в интересах самого творца, а то, что оно доставляет еще и удовольствие зрителю или слушателю – скорее побочный продукт…), либо попытаться систематизировать свою профессиональную деятельность самостоятельно. И, предварительно помучившись, мы набрались нахальства и выбрали второй путь.

Итак, что должна содержать в себе система психотерапевтического знания, было понятно. Но к тому времени, когда мы решились на этот весьма непростой эксперимент, мы уже обладали весьма немалым опытом практической работы, который тоже требовалось как-то систематизировать, проанализировать и вывести из него то, что нам казалось необходимым учесть в будущей системе.

Первая идея, от которой мы решили отказаться – это идея о том, что пожелания клиента священны, цель работы определяет именно клиент, и вообще – что лучше психотерапевту быть человеком без собственных представлений о том, как жить стоит, а как лучше и не пробовать. Ведь если уж мы согласились с тем, что наша система должна включать в себя представление о здоровом личностном функционировании, то из этого с необходимостью вытекает, что цель работы тоже обязана с этим представлением соотноситься. А клиент именно потому и стал клиентом, что его личностное функционирование как-то нарушено – но тогда он может иметь столь же нарушенное представление и о том, как он представляет себе счастливую жизнь. Представим себе горе-автомобилиста, который понятия не имеет о том, как обращаться с машиной. И вот слышит такой водитель, что машина издает во время движения какой-то неприятный стук, и приезжает на автосервис лечить своего железного коня. Грамотный автомеханик, услышав сообщение о неприятном стуке, проводит диагностику и обнаруживает серьезнейшие проблемы, создающие при езде просто-таки смертельную опасность. Он сообщает хозяину машины, что необходимо заменить такие-то и такие-то детали. Однако мы же с вами помним, что этот хозяин в устройстве автомобиля не разбирается и потому начинает протестовать: дескать, не нужен мне никакой серьезный ремонт, мне нужно только, чтобы этот противный стук меня во время движения не беспокоил. Может, достаточно просто улучшить звукоизоляцию салона? И что, прикажете автомеханику, который прекрасно понимает, к чему приведет подобный «ремонт», соглашаться на подобное усовершенствование звукоизоляции?!

В медицине – в рамках которой, кстати, и возникла психотерапия – давным-давно известен принцип: лечи не симптом, а причину. Клиент же, как правило, приходит к психотерапевту именно с жалобой на какой-то конкретный симптом. При этом он, конечно, может хотеть, чтобы психотерапевт срочно устранил симптом, не затрагивая при этом никаких других сторон его жизни, но это неизбежно приведет к тому, что на имеющемся корне – некоем базовом личностном нарушении – рано или поздно вырастет новый симптом или, что вероятнее всего, целый букет таких симптомов. Посему было бы весьма странно полагать, что цель психотерапевтической работы должен определять клиент, а не психотерапевт, основывающийся на своем профессиональном знании.

Второе, что никак не вписывалось в наши представления о том, как должна строиться психотерапевтическая работа, – это то, что многие психотерапевтические подходы позволяют себе быть невероятно сложными и «высоконаучными». В результате клиенту приходится либо постигать всю их премудрость с нуля и в отрыве от всех реалий его повседневной жизни, либо просто-напросто верить психотерапевту на слово, что его действия обязательно рано или поздно приведут клиента к счастливой жизни. Еще Курт Воннегут говорил, что если ученый не умеет популярно объяснить восьмилетнему ребенку, чем он занимается, значит, он шарлатан (38). Ведь если научная теория описывает события реального мира, то она может быть сформулирована в том числе и на языке этого самого реального мира, не прибегая к искусственно введенным понятиям. При всей сложности психической жизни человека невозможно отрицать, что она происходит все-таки в реальном мире – пусть и в весьма специфической форме, – а значит, тоже может быть описана вполне простым и доступным языком. Именно поэтому нам куда ближе известный еще со времен средневековья принцип бритвы Оккама: «Не стоит множить сущности без необходимости».

Иначе говоря, нам показалось исключительно важным следующее: наша система должна быть выстроена таким образом, чтобы для клиента любые действия психотерапевта – его интервенции, диагностические версии и прочие события нашей с ним общей психотерапевтической жизни – были понятны. Это, по нашему мнению, совершенно не означает, что психотерапевт обязан обсуждать с клиентом теоретические глубины исповедуемого им терапевтического подхода. Вполне достаточно, чтобы клиент не чувствовал бы себя подопытным кроликом и не воспринимал бы психотерапевта Великим и Ужасным Гудвином, который один точно знает, что надо делать. На наш взгляд, такой способ общения с клиентом есть не только проявление уважения к нему – он и сам по себе является психотерапевтичным: он предполагает разговор на равных, разговор взрослого человека с взрослым человеком – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Третье, от чего нам было очень важно отказаться – это представление о том, что глубинная и эффективная психотерапия обязана быть длительной. Собственно говоря, это предположение обычно не обосновывается ничем, кроме самой сложности человеческого устройства. Тем не менее, это предположение таинственным образом оказывается крайне удобным для психотерапевта: оно одновременно и весьма выгодно с экономической точки зрения, и значительно снижает шансы на неуспех психотерапии. Но если улучшение у клиента наступило, скажем, после трех лет его работы с психотерапевтом, то как мы можем отделить результат нашей работы от естественного течения его жизни? Ведь человек не в состоянии долго находиться в состоянии тоски, боли либо другого страдания – может, он просто собственными усилиями из этого состояния выбрался? Но почему он тогда все это время платил деньги психотерапевту, а не самому себе?..

Короче говоря, мы пришли к выводу, что работа совершенно не обязательно должна быть долгой – разумеется, только в том случае, если психотерапевт точно знает, что делает. Ускорить работу можно было бы за счет совершения действий, которые бы с неизбежностью – причем обязательно с неизбежностью! – запускали такой процесс внутренней работы клиента, который с той же неизбежностью обязан был бы привести к четко определенному завершению, соотнесенному с представлением о нормальном личностном функционировании.

Очень хотелось нам избежать и еще одной, весьма модной в последние годы в психотерапии тенденции – стремления ввести в психотерапевтический процесс некий эзотерический оттенок. Это вовсе не означает, что мы ярые и закоренелые атеисты и волюнтаристы. Но ведь любой автомеханик (врач, программист и т.д.) прекрасно знает, что в процесс его работы неизбежно вмешиваются совершенно неконтролируемые силы: машина может начать необъяснимо барахлить после перехода к новому хозяину, онкологический больной так же необъяснимо и вне всякой связи с лечебным процессом вдруг обнаруживает признаки выздоровления, компьютер по непонятным причинам начинает бастовать… Тем не менее, все эти неведомые человечеству силы не включены в список тех, с которыми вышеозначенные специалисты имеют дело в силу своей профессии. Точно так же и мы исходим из одной простой вещи: профессионал берет деньги за то, что сам понимает и сам делает. Любые силы, влияющие на процесс психотерапии, которые не могут быть корректно учтены в этом процессе в силу их непознанности (или непознаваемости), имеют право оставаться в него не включенными до того момента, пока имеющаяся теоретическая модель, лежащая в основе построения психотерапии, позволяет добиваться конкретных и относительно предсказуемых результатов – то есть пока влияние этих сил не начнет превышать влияние сил, учтенных моделью. Именно поэтому мы будем избегать в нашем изложении всяческих разговоров о душе, духе, духовности и иже с ними. Если предмет разговора не определен – а мы, честно сказать, затрудняемся четко определить все эти понятия, – то разговор бессмыслен.

И, наконец, еще один очень важный, на наш взгляд, момент, на который мы опирались в процессе создания такой системы психотерапевтической работы, которая нас устроила бы по всем приведенным выше критериям. Мы вполне отдаем себе отчет в том, что наши попытки найти исчерпывающие ответы на все поставленные ранее вопросы способны вызвать отчаянное возмущение у коллег и потенциальных клиентов. Но не следует забывать, что психотерапия – впрочем, как и большинство наук – имеет дело с моделями. Перед психотерапией не стоит задачи раз и навсегда дать истинное и универсальное описание устройства внутреннего мира человека. Мы все это время вели речь только о том, что психотерапевтическое знание в рамках каждого конкретного подхода обязано быть системным. Это не подразумевает, что модели и допущения, на которых основан подход, должны быть истинными и абсолютными – им вполне достаточно быть обоснованными и строго взаимосвязанными между собой. Иными словами, мы считаем себя вправе выдвигать любые модели, на которых будем основываться – но при этом мы так же считаем себя обязанными эти модели обосновывать и интегрировать в целостную структуру.

При этом стоит добавить, что мы вовсе не ставили перед собой задачу создать модель личности, достойную называться психологической. У теоретической психологии – одни задачи, у психотерапии – другие: в любой области знаний существуют фундаментальные исследования и прикладные. Так вот мы решали именно прикладную задачу, и обилие весьма глобальных, зачастую даже философских вопросов, которые нам пришлось в ходе ее решения рассматривать, обусловлено исключительно практической необходимостью. Именно поэтому мы не сочли необходимым оснащать книгу серьезным литературным обзором – несмотря на то, что в процессе ее написания литературы было проработано весьма и весьма немало.

Словом, как говорит один очень популярный в последнее время экранный персонаж: «Я вовсе не считаю, что я обязательно прав. Просто обратное предположение я нахожу неудобным для работы»…

Психологом называют специалиста, который хорошо разбирается в человеческих чувствах и эмоциях, может по реакциям понять состояние клиента, предугадать его мысли и действия, подобрать нужные слова для него, скорректировать поведение.

Психолог способен разгадать человека так, как иные специалисты расшифровывают древние рукописи. В отличие от психиатра его областью деятельности являются не отклонения в психике человека, а его душевная организация и внутренние проблемы. Данная профессия привлекательна для многих людей, поэтому многих волнует вопрос о том, как стать психологом.

С чего стоит начать?

Попробуйте ответить сами себе на вопрос – почему я хочу стать психологом. Большинство людей, у которых появляется желание овладеть этой специальностью, мечтают благодаря полученным знаниям разобраться в собственных душевных проблемах.

Другие считают, что могут стать хорошим психологом, так как раздают всем советы. Самые тёмные личности хотят овладеть искусством манипулирования людьми. Однако сам процесс обучения и практики позволяет отсеять тех, для кого психологическая помощь людям не стоит на первом месте.

Как не навредить клиентам?

Многие задумываются, как стать хорошим психологом, чтобы не навредить будущим клиентам своими рекомендациями. Грамотный специалист появляется благодаря трём необходимым элементам:

  • Качественному образованию,
  • Набору определённых навыков и
  • Внутренних качеств, которое невозможно в себе воспитать.

Его и называют талантом. Он сигнализирует, что быть психологом – ваше призвание, и единственный шанс унять творческий зуд – овладеть данной профессией. Именно он является первым фактором, который определяет будущее направление по жизни.

Чтобы быть полностью уверенным в правильности выбора, необходимо задать вопрос – могу ли я стать психологом. Тест на профориентацию поможет ответить. Подобные опросники часто раздаются в школах, также можно самостоятельно найти само тестирование или набор вопросов о том, может ли тот или иной человек овладеть данной профессией.

В большинстве случаев вы получите утвердительный ответ на тест, исключением становятся лишь те ситуации, когда человек выбирает данную профессию, чтобы помочь самому себе, и при этом у него отсутствует способность сопереживать, общаться с людьми и понимать эмоции.

Итак, вы обнаружили у себя стремление к овладению именно этой специальностью и твёрдо решили – хочу стать психологом. С чего начать? Опираясь на возраст, можно выбрать подходящую форму обучения.

Образование

Чтобы не запутаться, необходимо выделить разницу между психологом, психиатром и психотерапевтом. Последние два – врачи. Они постигают секреты профессии в медвузах или колледжах. Будущие психологи проходят курс обучения на психологическом факультете гуманитарного или профильного вуза.

Теперь перед вами открывается множество путей для получения знаний, благодаря которым вы в совершенстве овладеете мастерством психологии и сможете работать по специальности.

Что нужно знать, чтобы стать психологом? На какие предметы нужно делать упор, ещё обучаясь в школе?

Психолог должен иметь отличные знания по всем предметам. И гуманитарные, и точные, и естественные науки найдут применение в практике. Если просмотреть список предметов, которые изучают будущие психологи в вузах, то можно заметить, что они охватывают естественно-научные дисциплины. Главный упор будет собственно на все разделы психологии, биологию, физиологию.

№1 — Получение высшего образования

После того, как вы закончите 11 классов общеобразовательной школы, то можете подать документы на поступление в любой подходящий вуз (очное или заочное обучение). Даже в маленьких городах обязательно есть учебное заведение, где можно поступить на психологический факультет.

Также большинство вузов предлагает абитуриентам посетить годичные курсы, которые помогут подготовиться к поступлению и будущему обучению. Вы прослушаете ряд теоретических предметов, а также обязательно получите некоторые практические навыки.

№2 — Второе высшее

Например, будете проводить тренинги для других студентов, решать задачи или помогать уже состоявшимся психологам работать с реальными клиентами. Если у вас уже есть одно высшее образование, вы всегда можете получить дополнительное.

При каждом вузе существует возможность получения второго образования по ряду дисциплин, в состав которых входит и психология. Поступить туда будет проще, да и сама учёба будет даваться легче, так как вы уже прошли испытание вузом, и для вас происходящее будет не в новинку.

Дополнительное образование занимает обычно 2 года. Также есть возможность обучения в психологических колледжах.

№3 — Практика без образования

Данный вопрос волнует тех, у кого нет возможности поступить в вуз. Как становятся психологами без образования?

Сейчас стало модным давать консультации онлайн или по скайпу. Такие люди не предъявляют документы об образовании, но всё равно занимаются психологической практикой. Большинство получило знание из книг по популярной психологии, а многие просто полагаются на собственный жизненный опыт.

Однако у нас в стране, несмотря на то, что психологи работают без лицензии, не принимают на работу в государственное учреждение без советующего психологического образования. Законодательно это запрещено. Более того, психолог без образования может нанести глубокую душевную травму клиенту, так как не имеет практики и необходимых знаний, которые даются в вузе.

№5 - Сертификация у экспертов

Если вы хотите быть хорошим ответственным специалистом и при этом не имеете возможности на получение образования, то можете записаться на курсы по психологии.

За год или два вы сумеете получить базовые знания и получить необходимый практикум. По окончанию курсов вы получите сертификат, подтверждающий, что вы с отличием окончили данный курс.

Несмотря на то, что в большинстве случаев этого недостаточно, чтобы вас приняли на государственную работу, вы можете начать вести частную практику как консультант. В США на данный момент существует большое количество консультантов и тренеров, прошедших сертификацию у других экспертов.

Этот способ удобен тем, что вы можете начать консультировать и уже в процессе работы в течение 1-2 года получить образование.

Чем отличается хороший специалист?

Что нужно чтобы стать психологом, помимо образования? Хорошего специалиста отличает практика и самообразование:

  • Ведение не менее 10-12 клиентов в месяц;
  • Ведение не менее 2-х тренингов в месяц;
  • Прочтение не менее 3-4-х специализированных книг в месяц;
  • Публикация не менее 5 авторских статей в месяц;
  • Личная терапия у своих учителей;
  • И обучение на курсах и тренингах у экспертов.

Личные качества

Ряд этих черт должен быть у каждого человека, который захотел стать психологом, некоторые качества необходимо в себе воспитывать и культивировать:

  • Высокий уровень эмпатии;
  • Умение внимательно слушать, понимать клиента, наблюдать за его реакциями, подмечать любые мелочи;
  • Способность сочувствовать, найти нужные слова для успокоения;
  • Терпеливость, высокое чувство такта, умение находить нужные слова;
  • Начитанность, эрудированность, высокий уровень общечеловеческих знаний.

При этом психолог должен оставаться нейтральным и объективным, скрывать собственные эмоциональные оценки происходящего. Если он от природы не обладает заразительной харизмой, то должен вырабатывать в себе внутреннюю уверенность, чтобы внушать доверие клиенту.

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

    Гульназа

    Огромное спасибо вам за ваши советы. Теперь точно хочу стать психологом. Я очень многое прочитала и очень многое в жизни поняла. Я давно задумалась стать психологом наверное у меня есть еще время выучится на психолога но мне уже 15 лет.Нно самое главное спасибо вам за совет.

    Здравствуйте! Я сама прислушивалась к советам других людей, теперь имея опыт жизненный за плечами могу и сама давать советы, таков опыт уже имеется. Хочу быть полезной людям. Мне кажется, это мое призвание!

    1) причина почему я хочу стать психологом потому что хочу разобраться сперва в себе. 2) причина все мои знакомые всегда делятся со мной и порой просят совет на что я и даю. 3) причина тесно связано с моей работой я работаю в хосписе. администратором. Раньше работала помощником бухгалтера. У меня высшее образование биолог психолог. Так как училась заочно не знала что к чему и особо не вникала. Но сейчас я понимаю что не зря училась и снова хочу работать психологом. Но нет практики и навыки.

    1. Хочу помогать людям справляться со своими страхами и неуверенностью. 2. Помогать человеку понять себя и его внутреннюю силу. 3. Хочу работу которая будет приносить радость и пользу себе и нуждающимся в ней.

    Добрый день или вечер! Несмотря, что мне 14 лет, я очень хочу стать психологом или на подобие того. Очень хочу помогать подросткам в их проблемах и т. д. Ведь я очень знаю как нужно с ними обращаться и как им помочь. По характеру я очень спокойный и могу слушать. Но есть один минус я троешник.

    Хочу стать консультантом для того, чтобы делать людей счастливее. Хочу стать консультантом для того, чтобы достойно зарабатывать. Стану консультантом для того, чтобы получать удовольствие от своей работы, образа и качества жизни.

    Апельсиновый Турист

    Здравствуйте, мне очень понравилась статься да и сам ролик (видео), во-первых я хочу стать консультантом потому что, хочу помогать людям и давать советы. Во-вторых хочу что бы люди обращались ко мне за поддержку и благодарили меня. В третьих потому что, это очень классная профессия. Спасибо вам за статью))

    Здраствуйте! Отвечаю на ваши вопросы. 1.Хочу помогать людям,ставить их на правильный путь 2.Я атеист,возможно с точки зрения психологии это наверное глупо,но именно по этой причине я хочу быть психологом,так как нужны такие люди которые будут выслушивать людей и давать правильные советы. 3.Как по мне так я понимаю людей,могу почувствовать их боль.Одним словом хочу приносить мир всему миру.И взять на себя то бремя брать всю боль людей на себя,тем самым приносить счастья людям

    Хочу стать психологом, потому что хочу помогать детям (я учитель начальных классов) и их родителям — не слышат друг друга, не умеют слушать... Как порой бывает жаль, что бессильна дать нужный совет. Он есть в голове, но высказать порой не могу. Или боюсь ошибиться? Боюсь навредить. Не люблю нытиков по жизни, хотелось бы помочь перевоспитаться))) Люблю людей позитивных, хотелось бы научить людей верить во все хорошее... Не знаю, решает ли эти вопросы психология))

    Отличные психологи

    Статья помогла понять путь,куда и как идти.У меня педагогическое образование,как жаль что не хватило сил и желания еще годик доучится на практического психолога,это была специализация.Года идут,понимаю, что слишком много людей тянутся ко мне,умею слышать,могу задать направления рассказа,спросить нужный вопрос.Работаю с детками,много очень трудных и проблемных, как мне хочется научить их родителей общаться и слышать,выражать чувства.Все время работаю над саморазвитием

    Хочу стать консультантом потому что мне нравится психология, я давно увлекаюсь ей, прочитала много книг, мне нравится общаться с людьми и помогать им, я ищу себя и думаю могла бы найти свое призвание в этой области.

    Я очень давно думала над этой профессией, но так получилось, что решилась решительно))), только сейчас. Итак: 1. Помощь людям. Всегда прошу у Господа чтобы дал знак чем заняться, чтоб быть полезной людям и помогать им. 2. Свободный график работы. 3. Постоянное совершенствование себя, как специалиста!

    Я хочу стать психологом т.к. мне нравится помогать своим друзьям в их отношениях и мне хочется совершенствовать свои навыки, и помогать всем кто за х

    Я хочу стать профессиональным консультантом,потому что: это нужно мне для жизни я смогу помогать людям менять их жизни к лучшему я смогу сменить профессию и зарабатывать

    Я очень хочу стать психологом

    Я хочу быть психологом!

    1. Хочу помогать людям решать их проблемы. 2. Хочу чтобы люди становились счастливее с моей помощью. 3. Хочу совмещать приятное с прибылью.

    Я хочу стать консультантом потому что: 1)я люблю помогать людям2) я люблю общаться и легко нахожу подход к разным личностям3)люблю давать советы

    Отличная статья. Я буду психологом,решила давно!

    Как часто мне самой требовалась поддержка и совет! Умом понимаешь, что поступать необходимо так и не иначе, но нужен кто-то, чтобы подтолкнул к действию. Я — педагог по профессии. Мне достаточно много лет. Окружающие меня люди, верят моему слову и прислушиваются к моему слову. И мне хотелось бы не допускать ошибок, оценивая ту или иную ситуацию, проблему. Я хочу учиться, совершенствоваться.

    Любовь Вечна

    Считаю, что настоящий Психолог это как дар от природы. Равно как и хороший хирург. Есть то, что приходит с практикой, с опытом, а есть то, что даётся Человеку Свыше. Быть Психологом, значит Служить людям, Жить этим. считаю это не профессией, а образом жизни, призванием. Когда служишь людям это наполняет тебя, питает. Не считаю это помощью другим, скорее долгом прийти и помочь в любое время, не смотря ни на что...

    Здравствуйте! Я хочу стать консультантом: 1) потому что люблю давать советы, 2) Хочу научиться слушать и слышать людей, 3) Я поняла, что мне нужно дело, где я буду сама решать как мне поступить без посторонних указаний.

Здравствуйте, Наталия!

В любом случае, чтобы стать психологом, необходимо получить высшее психологическое образование, а также пройти долгосрочную (2-4 года) программу по выбранному направлению психологии, психотерапии. Это может быть психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапия, НЛП, экзистенциальная, телесно-ориентированная, когнитивно-поведенческая терапия и другие виды в зависимости от того, что более подходит в первую очередь самому специалисту по личностным качествам, склонностям, что он считает более действенным и эффективным. Такие программы можно начинать осваивать будучи студенткой психологического факультета ВУЗа, но без диплома о высшем образовании данные программы не дадут вам право работать психологом . Как, на мой взгляд, и одного лишь высшего психологического образования, даже полученного в хорошем ВУЗе, недостаточно для того, чтобы быть специалистом, психологом.

Можно посетить разовые, 1-3 дневные тренинги, терапевтические или обучающие группы специалистов-психологов различных школ и направлений, чтобы выбрать подходящее вам и заодно ощутить себя в профессии , примерить на себя роль ведущего, психолога .

1. Ирвин Ялом ("Лечение от любви ", "Лжец на кушетке", "Мамочка и смысл жизни" и другие). Книги Ялома кроме того, что являются увлекательными художественными произведениями, также помогут вам получить представление о работе психолога, психотерапевта.

2. Книги, описывающие особенности человеческих взаимоотношений, а также работу с различными категориями людей: дети, подростки , взрослые, семьи (Фабер, Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили", Карл Витакер "Полночные размышления семейного терапевта")

3. Будучи гештальт-терапевтом, мне, конечно интересна литература по данному направлению. Ф. Перлз "Гештальт-подход. Свидетель терапии", "Практикум по гештальт-терапии", Джойс, Силлс "Гештальт-терапия шаг за шагом". Но, стоит учесть, что такие узкоспециальные книги могут быть сложны для восприятия и не очень интересны для начинающих, написаны они, прежде всего, для профессионалов, с использованием большого количества терминов.

4. Когда я была подростком (в 12 лет), начинала "путь в профессию " с книг Николая Козлова ("Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни", "Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день"). На данный момент разделяю далеко не все взгляды данного специалиста, но эти первые две его книги очень помогли мне определиться с

Последнее обновление: 06/10/2013

Основные факты о психологии для начинающих

Если вы решили изучать психологию, то первое время вам будет тяжело разобраться в ее обширных теориях. Запомните для начала эти 10 основ. Они помогут вам лучше понимать, что такое психология.

Если психология для вас является чем-то новым, скорее всего, она покажется вам слишком запутанной и обширной наукой. Однако знание некоторых базовых истин может помочь вам в начале её изучения. В статье перечислена только малая часть важнейших постулатов, которые нужно знать об этой занимательной науке. Когда вы разберетесь с ними, будьте уверены – вы подготовлены для более глубокого изучения психологии.

Психология занимается исследованиями в области человеческого поведения и психики. Сам термин «психология» происходит от греческого слова «psyche», что значит «дыхание, дух, душа», и «logia» – «наука». Она возникла на основах философии и естественных наук, кроме того, соприкасается и с другими науками, например, с социологией, медициной, антропологией и даже лингвистикой.

Одним из самых популярных заблуждений о психологии является то, что это не наука, а просто болтовня, разговоры, руководствующиеся обычным здравым смыслом. Однако психология успешно пользуется именно научными методами для изучения своих проблем и приведения последующих выводов. Психологи работают с целым спектром разных приемов, например, с наблюдением в естественных условиях, экспериментами, тематическими исследованиями и анкетированием.

Проблемы и ситуации, требующие внимания психологов, можно рассматривать под разным углом. Возьмем, например, насилие. Некоторые обратятся к биологическим факторам, влияющим на его применение, другие же рассмотрят эту проблему с точки зрения культуры, отношений в семье, социального давления и прочих ситуаций, могущих спровоцировать насилие. Вот несколько основных подходов, применяющихся в психологии:

  • Биологический подход;
  • Когнитивный подход;
  • Поведенческий подход;
  • Естественнонаучный (эволюционный) подход;
  • Гуманистический подход.

4. Психология имеет множество подразделений

В психологии существует множество разных отраслей. На вводных уроках студенты обычно учат основы разных сфер профессиональной деятельности. Более глубокое изучение каждой сферы, как правило, зависит от выбранной специализации. Клиническая, когнитивная, социальная психология, психология личности и развития – это только несколько возможных специализаций психолога.

Когда кто-то говорит слово «психология», вы сразу представляете себе доброго врача с блокнотом и пациента на кушетке, вещающего про детские воспоминания? Такая терапия, конечно, присутствует в психологии, однако это далеко не всё, с чем работают психологи. На самом деле, многие вообще не занимаются психическим здоровьем людей, так как психология включает в себя и другие области, например, консультирование, обучение, исследования…

Специалисты-психологи нужны в самых разных компаниях и отраслях, например:

  • В колледжах и университетах;
  • В частных компаниях;
  • В начальных и старших школах;
  • В больницах;
  • В правительственных учреждениях.

6. Психология вокруг каждого

Психология – это не только академическая дисциплина, которая существует только в учебных классах, лабораториях и приёмных психологических кабинетов. Принципы психологии мы встречаем каждый день в самых обыденных ситуациях. Печатная реклама и реклама, которая каждый день идет по телевизору, основаны на психологическом воздействии, убеждающем нас покупать рекламируемую продукцию и пользоваться услугами. Различные веб-ресурсы, которые мы регулярно посещаем в сети, также используют эту науку, чтобы понять, как люди читают и интерпретируют информацию с интернет-страниц.

7. Психология исследует и реальность, и теорию

В самом начале изучения психологии, вам может показаться, что некоторые теории не слишком применимы к реальной жизни. Тут важно не забывать, что психология – одновременно и теоретическая, и прикладная наука. Некоторые специалисты-психологи сосредоточены только на добавлении нового к совокупным знаниям о психике и поведении человека (это фундаментальные исследования). Тогда как концентрируются на непосредственном решении проблем в жизни пациента, применяя психологические принципы и теории в реальных ситуациях (прикладные исследования).

Если вы подумываете о карьере психолога, приятной неожиданностью для вас может стать то, что вы можете выбрать один из множества путей её развития. Варианты зависят от вашего образования и полученного опыта работы. Важно знать, какое необходимо обучение, какие предъявляются требования к лицензиям для конкретной специализации. Вот только несколько вариантов: клиническая и судебная психология, организационно-производственная психология и психология здоровья.