Экспериментальные исследования в области гештальтпсихологии. Шпаргалка: Гештальтпсихология: основные идеи и факты

Гештальтпсихология основные положения. Понятие гештальтпсихологии.

Понятие и основные идеи гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология – наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии. Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

    Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;

    Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;

    Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;

    Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;

    Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;

    Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;

    Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Гештальтпсихология – это наука, которая исследовала целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы. Представители гештальтпсихологии считали, что предметом данной науки несомненно является исследование психики, анализа всех познавательных процессов, динамики и структуры развития личности. Методологический подход к изучению данной науки базируется на понятии психического поля, феноменологии и изоморфизма. Психические гештальты имеют схожие физические и психофизические характеристики, т.е. процессы, происходящие в коре головного мозга, имеют сходство с процессами, происходящими во внешнем мире и осознаваемые нами в переживаниях и мыслях. Каждый человек способен осознать собственные переживания и найти путь выход из сложившейся ситуации. В настоящее время практически все свойства восприятия раскрыты благодаря проведенным исследованиям. Также доказано значение данного процесса при формировании и развитии воображения, мышления и прочих когнитивных функций. Подобный тип мышления представляет собой полнейший процесс формирования образных представлений об окружающем нас мире, позволяя раскрыть важнейшие механизмы творческого мышления.

История возникновения и развития гештальтпсихологии.

Впервые, понятие гештальтпсихологии было введено в 1890 году Х. Эренфельсом при исследовании процессов восприятия. Главным свойством данного процесса было выделено свойство транспозиции, т.е. переноса. В начале XIX века была создана Лейпцигская школа, где собственно и было определено комплексное качество, пронизанное чувством, как единого переживания. Гештальтисты вскоре начинают выходить за рамки психологии, тем самым все К 50-м годам с приходом фашизма проявление резкого стремления к гештальтпсихологии спадает. Данная наука оказала огромное влияние на процесс формирования и развития психологической науки. И уже к 1978 году было создано Международное психологическое сообщество под названием «Гештальттеория и ее приложения», куда вошли следующие представители из разных стран мира: Германии (З.Эртель, Г. Портеле, М. Штадлер», К.Гусс), США (А. Лачинс,Р. Арнхейм, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер) и др., Финляндии, Италии, Австрии, Швейцарии.

Основные идеи, факты и принципы гештальтпсихологии.

Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем. Полученные в ходе проведения его исследований данные заложили основы подхода к восприятию (а в дальнейшем и к прочим психологическим процессам) и стимулировали критику ассоцианизма. Так, основным принципом формирования психику стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законами гештальта. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме, соотнося, структурируя и сохраняя отдельные образы. При этом соотношения предметных образов не должно быть статичным, неподвижным, но должно определяться меняющимися соотношениями, устанавливаемыми в процессе познания. Дальнейшие кспериментальные исследования Вертгеймера позволили установить, что существует множество факторов, от которых зависит устойчивость фигуры и ее совершенство. Сюда можно отнести общность цвета, ритмичность в построении рядов, общность света и многое другое. Действие данные факторов подчиняется главному закону, согласно которому действия интерпретируются в качестве стремления к устойчивым состояниям на уровне электрохимических процессов.

Поскольку перцептивные процессы считаются врожденными, объясняя при этом особенности функционирования коры головного мозга, возникает необходимая объективность, превращающая психологию в объяснительную науку. Анализ проблемных ситуаций, а также способы их решения позволили Вертгеймеру выделить несколько этапов процессов мышления:

    Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;

    Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;

    Решение сложившейся проблемы;

    Принятие решения;

    Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке.

Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия.

Проблема целостности – главная проблема гештальтпсихологии. Предмет - психическая целостность. Термин «гештальт» впервые ввел Энфейс.

Метод – феноменологический.

Области исследования:

Восприятие (факторы и законы образования структуры; принцип изоморфизма)

Принципы целостности:

1. надсуммативность целого – не сводится к сумме составляющей частей. Основывался на том, что элементы, составляющие целое, могут меняться в своих характеристиках. Если изменения не касаются структуры целого, они не меняются качества целого

2. транспонируемость целого (гештальт остаётся узнаваемым также и в транспонируемой форме)

Гештальтпсихология возникла в начале 20-х годов в Германии как реакция против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Отцы-основатели: М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка – представители Берлинской школы; и, конечно же, огромный вклад внес К.Левин, основавший собственную школу.

Понятие «гештальт» было введено Эренфельсом в статье «О качестве формы» (1890) при исследовании восприятий.

1912 г. – статья о восприятии движения. Этот год – дата рождения гештальт-психологии. Задача – не описание экспериментов, а трактовка в свете принципа изоморфизма, действия разнонаправленных сил, основой которого являются гештальты.

1918 – Келер провел эксперименты с обезьянами. Это также начало гештальт-психологии. Было открыто, что мышление, интеллект у обезьян и человека разные. Если животное объединяет в единое целое условия и средства решения, то через некоторое время возникает инсайт (внезапное усмотрение связей для решения).

1920 – Келер проводит эксперимент с курами. Показал, что курица реагирует не на отдельные воздействия, а на целостные отношения между элементами ситуации. Гештальт – основополагающее свойство психики.

Коффка – объяснение развития с позиций гештальта: изначально мир гештальтирован, но гештальты не коммуницируют один к другому и сами по себе недостаточно совершенны.

20-е - журнал «психологические исследования». Распространение психологии. Формулируются основные принципы гештальт-психологии.

1926 – Левин выпускает книгу «Намерения…»

Первопроходцами целостной психологии были ученые Лейпцигской школы – Ф. Крюгер, И. Фолькельт, Ф. Зандер (конец 10-х – конец 30-х годов ХХ века). Главное понятие их психологии - понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Разрабатывать не стали – испугались каких-то методологических трудностей.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. В этой работе описал эффект кажущегося движения (стробоскопическое движение). Весьма занимательно.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер, К. Коффка (1886-1941), В. Кёлер (1887-1967), К. Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю. Вообще гештальтисты серьезно вышли за пределы психологии → а давайте все процессы действительности определим законами гештальта!

Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода в противоположность элементаризму и механицизму старой, ассоциативной, и новой, бихевиористской, психологии.

Важные моменты:

1. Новое понимание предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны и выделяются по своему функциональному значению в этом целом. Целое нельзя разложить на элементы, так как тогда оно перестает существовать.

2. Критика метода аналитической интроспекции. Гештальтисты считали, что анализ является продолжением, первоначально восприятие дает целостную картину. Аналитической интроспекции был противопоставлен другой феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. В отличие от интроспективной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его знают, но таким, каким они его видят в данный момент. В этом описании нет элементов.

3. С помощью экспериментов с использованием феноменологического метода было установлено, что элементы зрительного поля объединяются в перцептивную структуру в зависимости от ряда факторов. Этими факторами являются близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и др. Было сформулировано положение о том, что целостный образ - это динамичная структура и образуется по специальным законам организации. → Формулировка некоторых законов восприятия (не расписываю, так как думаю, что это уж точно все прекрасно помнят):

Закон дифференциации фигуры и фона;(разделение зрительных ощущений на объект - фигуру, расположенный на фоне)

Закон прегнантности(существование тенденции к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.)

Закон дополнения до целого (амплификации)(четкие, но не законченные структуры всегда дополнялись до четкого геометрического целого.)

4. Данная феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. → Структуры не являются результатом психической деятельности. Психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов.

5. Экспериментальное изучение мышления (Кёлер, Вертгеймер, Дункер„ Майер). По Кёлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия животного. Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком → выделение основных этапов мышления:

Возникновение темы → появление чувства «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека;

Анализ ситуации, осознание проблемы → создание целостного образа ситуации;

Решение проблемы → в значительной степени неосознанно, хотя предварительная сознательная работа необходима;

Инсайт → возникновение идеи решения;

Исполнительская стадия.

6. Работы К.Левина (1890-1947)

Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение - квази-потребность. Приставка квази- нужна Левину, чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии и связанного главным образом с биологическими, врожденными потребностями. Квази-потребность – это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель, которая ставится или самим субъектом, или исходит от кого-то другого, например от экспериментатора. Она образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Отсюда название теории К. Левина - «динамическая теория личности». Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левином психологическим полем.. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Именно потребность обусловливает то, что один предмет имеет побудительный характер, притягивает к себе, имеет положительную валентность, другой - не имеет такого побудительного характера, имеет отрицательную валентность.

В связи с квазипотребностями Левин исследовал проблему целеобразо-вания и целенаправленного поведения. Эти исследования ввели в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и некоторые др.

Левин обогатил психологию рядом новых методов и методик:

a. опыты на прерванное действие (М. Овсянкина);

b. опыты на запоминание незавершенных и завершенных действий (Б. В. Зейгарник);

c. опыты на замещение (К. Лисснер и А. Малер);

d. опыты на выявление уровня притязаний (Ф. Хоппе);

e. опыты на пресыщение(А. Карстен) и др.

6. Гештальтпсихология получила применение в области психотерапевтической практики. На ее принципах в сочетании с психоанализом Ф.Перлз основал гештальттерапию.

Слово в защиту пустого стула, или несколько слов за и против эксперимента в современной гештальттерапии (опубликовано в сб Гештальт 2008)

Елена Петрова

Нуждается ли эксперимент в восстановлении своего доброго имени в глазах практикующих терапевтов? Казалось бы, такая постановка вопроса почти абсурдна, так как эксперимент это - "визитная карточка" гештальт-сессии как в индивидуальной, так и в групповой работе. Трудно представить себе преданного гештальт-идеям терапевта (даже из тех, которые предпочитают диалог), который бы высказался против эксперимента. Однако сейчас на супервизионных сессиях не так часто можно увидеть хорошо подготовленный и ясно проведенный эксперимент. И все чаще можно встретить снисходительно-пугливое воспоминание о шумных и однозначно примитивных разговорах клиента «с пустым стулом», которые оставили в уме и психотерапевта, и клиента смутное ощущение бессмысленной игры и замешательства.

Гештальттерапевты часто избегают не только пространственных экспериментов с «подушками», но даже на всякий случай избегают экспериментальной работы с образами сновидений. Гештальтсессия все чаще проходит как разговор с глазу на глаз и лицом к лицу на двух жестких стульях. Почему же так произошло? Это объективная правда развития терапии или случайная мода? Автор статьи считает, что эксперимент отвергнут в дань моде и честно нуждается в реабилитации. Не смотря на все издержки и злоупотребления, которые снизили его ценность в глазах терапевтического сообщества. Однако объяснений негативного отношения к эксперименту несколько, и они вполне убедительны. Во-первых, мода на диалоговый подход. Во-вторых, некоторые опасения терапевта перед неожиданностью, которую несет в себе каждый эксперимент. И в третьих, как ни странно, амбивалентность самого опыта, который может быть получен человеком во время эксперимента. Мы утверждаем,то при правильном использовании эксперимент может принести большую пользу терапевту. И предлагаем несколько меитодических соображений, которые могут обосновать применение эксперимента. Итак, сам по себе эксперимент не является монополией гештальттерапевта. Психотерапевты разных направлений, тренера, педагоги, социальные работники используют ролевые игры, деловые игры, символические или моделирующие эксперименты для самых разных целей. Мы можем найти эксперименты самых разных типов, от фрустрирующих до обучающих, от исследовательских по отношению к бессознательным реакциям до массовых тренинговых заданий, которые предлагают решение этических конфликтов. Есть мнение, что сама идея использования эксперимента в психотерапии заимствована гештальттерапевтами из психодрамы («разговор с пустым стулом», расстановки, диалог полярностей) или из тренинга по телесной работе и практикуму по внимательности (те эксперименты, которые вошли в знамениты практикум по гештальттерапии, разработаны в тренинге по «телесному осознаванию» немецкого психотерапевта Шарлоты Силвер)

Виды экспериментов по функции и месту в сессии.

1. Провокативный эксперимент (фрустрация).

2. Эксперимент, направленный на получение нового опыта в заданном контексте.

3. Исследовательский эксперимент.

4. Фокусирующий эксперимент (сбор и уточнение информации)

5. Творческое приспособление

Виды экспериментов по форме работы

1.Эксперимент с ролевым моделированием отношений с человеком или в группе.

2.Театрализованная экспозиция, отражающая внутриличностные процессы (символические эксперименты).

3. эксперименты по построению вербальной коммуникации

4. Индивидуальные эксперименты с амплификацией телесного опыта.

5. эксперименты по телесному представлению ситуации (групповая скульптура)

6. Эксперименты с метафорами и сновидениями.

7. Эксперименты с полярностями

Виды эксперимента по форме проведения.

1. эксперимент для свободного исследования чувств и получения нового опыта. (участники и терапевт не имеют заранее заданного плана о том, что именно будет пережито)

2. структурированный эксперимент для получения опыта определенного типа.

Терапевт предлагает несколько операций и заданий, при последовательном выполнении которых человек сталкивается с фокусированным переживанием опыта, что помогает более глубокому осознаванию. Какие эксперименты уместны на разных фазах цикла контакта? На разных этапах цикла контакта терапевтом применяются разные эксперименты, имеющие различные цели. На фазе преконтакта - это фокусирующий и возбуждающий энергию эксперимент. На фазе контактирования эксперимент скорее носит исследовательский характер. На фазе финального контакта - это эксперимент, создающий прецедент нового типа отношений или новый контакт. Классификация экспериментов в отношении их размещения по циклу контакта несколько условна, но терапевт может ориентироваться на нее, обдумывая детали постановки эксперимента. Заметим, что в основе этой классификации лежит цикл контакта, развивающийся в личном поле клиента. Если же рассматривать цикл контакта отношений между клиентом и терапевтом, то эксперимент стоит предлагать только в том случае, если клиентом и терапевтом созданы партнерские отношения, и клиент в состоянии поддерживать свою ЭГО функцию на момент начала эксперимента.

Эксперимент создается в зоне эмоциональных напряжений. Терапевт выбирает место для эксперимента в том случае, если напряжение коммуникации в сессии необходимо изменить. Это может быть задача усиления или задача снижения напряжения. Напряженность энергии в коммуникации легко регистрируется терапевтом, когда он внимательно слушает клиента на разных этапах сессии. Терапевт выделяет несколько компонентов и фигур из числа названных клиентом, и привлекает к ним внимание, создавая композицию эксперимента. Элементы композиции и связи между элементами композиции в эксперименте становятся в буквальном смысле пространственным отражением элементов напряжения психического поля. Иными словами - отражением пропущенных или неуместных в вербальной коммуникации элементов эмоционального напряжения. Для примера напомним о ставших популярными в последнее время системных расстановках, взятых из психодрамы. Гештальт-подход заимствовал из психодрамы метод создания композиции расстановок для работы со сновидениями и с метафорами. Аналогичный тип эксперимента представляют собой и системные расстановки по Берту Хелингеру, позволяющие сделать композиции достаточно абстрактных эпизодов душевной жизни и сложных экзистенциальных проблем. Наиболее популярны эксперименты, в которых используется метод размещения в физическом пространстве (используются игрушки, специальные подушки, или даже фигуры участников группового занятия)

Композиция в пространстве имеет несколько характеристик, каждая из которых вносит свой вклад в построение структуры контакта и отражает структуру внутреннего душевного пространства человека. Это векторные характеристики пространства, границы объектов, их взаимное расположение, соседство. Векторность определяет направление и расстояние в трехмерном пространстве (выше, ниже, дальше, ближе); взаимное расположение отражает возможные связи и группировки между объектами. Из правила проекции видно, что такое взаимное расположение объектов буквально отражает в трехмерном пространстве ситуацию межличностных связей, которая определена эмоциями и отношением, то есть создает трехмерную динамическую модель имеющихся эмоций и отношений.

Делая эксперимент как действие в реальном пространстве и реальном времени, вспомним Курта Левина. Когда человек делает субъективное описание своего психического мира, он использует пространственные и временные характеристики, которые почти тождественны описательным характеристикам мира предметного. Иными словами, пространство внутренней интрапсихической реальности, которые можно назвать внутренним полем психики, в плане субъективного восприятия устроено по аналогии с полем физического трехмерного материального мира. Это мир, где действуют законы Ньютоновской механики. Напомним, что в "материальном, реальном" физическом пространстве мы можем иметь дело с трехмерным физическим пространством и с характеристиками времени. И пользуемся векторными формулами для описания взаимодействий.

При развитии темы современная математика предлагает более сложные конструкции. В современном подходе используется понятие сетей (в том числе в области межличностных отношений это социальные сети) и математический аппарат, который соответствует этой системе описания, это теория графов. Но эту систему мы будем рассматривать отдельно. В привычной форме пространственного эксперимента в рамках индивидуальной или групповой гештальтсессии мы используем характеристики времени (понятные как очередность событий) и характеристики пространства (размещение персонажей и предметов в физическом пространстве, ближе или дальше, выше или ниже). Характеристику времени можно использовать и в популярных экспериментах, в которых использована «линия времени». В этом случае человека просят расставить «по линии времени» события, которые произошли с ним в течение жизни. В этих поучительных экспериментах время имеет пространственную проекцию: если мы сравниваем два объекта с точки зрения их как событий во времени, то в пространстве эксперимента мы разместим два таких объекта на разном расстоянии от наблюдателя. То, что было более отдалено (предшествовало) по времени, располагается дальше по расстоянию. Мы не будем тут обсуждать таинственную природу такой параллельности. Некоторые мыслители считают, что человек создал картину пространственного мира как копию (в плане знаковой системы) мира интрапсихического. Другие авторитетные авторы поддерживают гипотезу об обратных связях, считая, что психическая картина мира есть результат практической активности в пространстве мира физического. Эти предварительные соображения позволяют нам перейти к обсуждению четырех неспецифических ресурсов, благодаря которым возможен эксперимент.

Пространственная метафора (следствие феноменов, замеченных в теории поля К.Левина) Эффект проецирования переживания в физическое пространство. В житейской логике соответствует идее "посмотреть на ситуацию со стороны". Целостность движения. Распространенная идея о правде тела и правде выразительного целостного движения Когда тело человека вовлечено в движение, его биомеханика сама настраивает комбинацию работы мышц. Эта комбинация подсказывает композицию и форму движения. Начало движения увеличивает активность всего телесного комплекса. Тело в движении может поддерживать без внутреннего противоречия только одну "тему", поэтому целостное движение побуждает человека сосредоточиться на одной мысли, отодвинуть остальные в фон.. Культурный опыт морфологии и синтаксиса. Речь как дополнительный мир Соответствует житейской теме типа «пока расскажешь - сам поймешь». Форма высказывания подсказывает продолжение, по образцу и примеру. И тянет за собой говорящего, фокусируя энергию. Эффект возбуждения поля Энергия контакта Создание интерактивного диалога возбуждает энергию. Создавая самим фактом действия изменения в системе

Первый ресурс: пространственная метафора. Эффект возрастания энергии базируется на том, что при проецировании внутреннего опыта в метафорическое пространство физического мира человек получает пространственную копию переживания, в которой "границы" фигур психического пространства становятся буквальными границами пространства физического. Это дает возбуждение чувства и создание условий для лучшей фокусировки и детализации опыта, для осознанности деталей структуры конфликта и прочего.

Второй ресурс: активность физического движения. В гештальттерапии это широко известный метод амплификации. Или создания движением пространственной копии абстрактного образа, либо просто усиление смутного чувства и перевод его "из глубины тела"(то есть из области, за которую ответственна гладкая мускулатура и интерорецептеры) в область внешнюю, контактную. То есть в область, за которую ответственные скелетные мышцы, область пространственного движения. Этот неспецифический ресурс дает основание для активации всего организма за счет того, что к решению задач психического типа задач "внутреннего психического мира " добавляется энергия и мышечный опыт пространственного поведения. В плане сомато-психической регуляции мы напомним, что в дело включается двигательная кора, и весь опыт человека в плане получения им обратных связей от внешней предметной среды. Опыт контакта с собственным процессом и опыт контакта с границей физического мира. Примером начала такого эксперимента будет предложение терапевта: " вы чувствуете тревогу? Выразите вибрацию, которая вами понимается как тревога, более сильно. Увеличьте амплитуду. Поймите то, что делает сейчас ваше тело, как начало тематически организованного движения. Двигайтесь так, как если бы ВСЕ ваше тело выражало тревогу, которая переживается сейчас вами внутри!". Другое предложение терапевта было бы более лаконично: "Усильте это движение!"

Третий ресурс: грамматические и морфологические правила речи (языка). Владение речью, то есть свободное пользование знаковой системой родной речи, автоматически побуждает носителя языка пользоваться знакомыми, готовыми, признанными грамматически формулами. Чаще всего произнесение связного текста вслух, особенно "с выражением" и адресно, создает дополнительную опору для фокусировки внимания и ясности мысли. Этот эффект подтверждается известным высказыванием "пока рассказал, сам понял!". Терапевт может побудить клиента сделать полное высказывание! Этот эффект особенно важен для тех, кто говорит и думает на русском языке. Свобода грамматических норм пользования языком в русском языке (сравнительно с романскими языками) дает субъекту свободу увеличивать или уменьшать степень ясности высказывания. Вовлечение человека в процесс рассказывания добавляет энергии, субъективное удовольствие от хорошо сформулированной мысли часто дает свободу. "А теперь давай обсудим то, что происходит с тобой!". Такое предложение дает субъекту начальный импульс для соединения того, что есть в теле, и того, что есть в данный момент в эмоциях.

Четвертый ресурс: энергия контакта и встречи. Любое столкновение человека с другим человеком сопровождается возбуждением или переживанием небольшой эмоциональной встряски. Эффект присутствия другого человека оживляет субъекта. Этот эффект имеет специфически человеческий характер. Энергия встречи и развивающий этот процесс опыт новизны и свежести отношений дает уникальный прирост в плане психической энергии и освобождения чувств. Подводя итоги, заметим, что небольшая прибавка энергии, которую дает любая из перечисленных выше форма эксперимента, достаточно ценна. Но надо напомнить, что эти эффекты существенно снижаются, если клиент выполняет эксперимент только следуя рекомендации (следуя предложению) терапевта механистически, против собственной воли. В этом случае эксперимент выполняется клиентом как "физическое упражнение", или задание "лечебной физкультуры". К области малополезных мы отнесем и те формы активности, которые называют «отыгрыванием» или «эктинг аут». Хотя клиент проявляется достаточно бурно и живо, отсутствие эффекта осознанности снижает субъективное переживание энергии, заменяя его более примитивным по структуре переживанием опыта возбуждения. Конечно, часть эффекта усиления возбуждения все равно проявляется даже при недобровольном участии клиента в формальном эксперименте. Но такая прибавка энергии не удобна для клиента, который может ее либо игнорировать, либо даже использовать эту "прибавку энергии" для усиления сопротивления терапии. Поэтому, как указывалось выше, терапевту можно рекомендовать принцип добровольности в ситуациях, когда он предлагает клиенту эксперимент. В этом случае добавка энергии доставляет клиенту удовольствие и создает предпосылки для фокусировки и осознанности. е не заполнено

Принцип малых шагов в эксперименте. Важно соблюдать принцип: один эксперимент одна фигура. Увеличение количества фигур которые могут появиться из развертывания эксперимента, может привлечь терапевта глубиной и полнотой, Но исходя из опыта, стоит рекомендовать ограничения в области расширение поля. Позитивное свойство эксперимента чаще всего в том, что ограничение (уменьшение свободы и уменьшение вариабельности ситуации) условий создает предпосылки для мобилизации энергии. В эксперименте у клиента меньше фигур для наблюдения, чем в жизни, поэтому он за счет увеличения времени и за счет опоры на рамки эксперимента может использовать с большим эффектом для фокусировании того количество энергии, которое у него актуально имеется в распоряжении. Увеличение количества компонентов эксперимента или смена фигуры на более глубокую" часто запутывает клиента, он теряет нить эксперимента, и на место осознанности (эвэрэнес) приходит некоторое символическое действие (типа "эктинг аут").

Дело в том, что эксперимент сам по себе бывает начат чаще всего в ситуации, когда терапевт имеет дело с прерыванием контакта и сам по себе эксперимент, очевидно, служит инструментом для того, чтобы конфронтировать с эти прерыванием, создавать условия для возвращения свободы и осознанности. Соскальзывание с переживание на переживание для клиента будет не столько опытом "глубины", но и опытом отсутствия границ и отсутствия фокусировки. Что же делать терапевту, если в ходе эксперимента первоначальный план начинает "плыть?" Естественный совет: если появились новые фигуры, стоит остановить старый эксперимент, обсудить его результаты, а потом начинать новый эксперимент с новыми фигурами! Некоторое исключение из предложенных правил могут составлять исследовательские и диагностические эксперименты, которые как раз могут быть направлены на поиск скрытых или избегаемых фигур. Но в этих экспериментах терапевт также помогает клиенту зарегистрировать новые фигуры и после этого фокусированно обсудить их. Ответственность терапевта и ответственность клиента. Как правило, терапевт сам начинает эксперимент. то есть терапевт сам предлагает сделать эксперимент, и получает согласие клиента и его заинтересованность в результате этого эксперимента. То есть устанавливает партнерский договор относительно предстоящего действия и поровну распределяет ответственность с клиентом. Частая ошибка терапевта состоит в том, что он начинает спрашивать клиента о содержании будущего эксперимента в плане тематического желания. То есть спрашивает, хочет ли, желает ли клиент сделать эксперимент, по аналогии с тем, как спрашивает клиента о текущих желаниях, мотивах и потребностях. Однако надо понимать, что терапевтический эксперимент это специальный инструмент терапевта, это особая форма исследования и нацелен он против сопротивления клиента терапии. поэтому такое наивное предложение часто вызывает недоумение у клиента. "Мне сначала предложили поговорить с моей прабабушкой, а потом интересуются, в какой форме я хочу это сделать! Но я не желал как раз этого действия до того, как мне предложил его терапевт. Я всегда избегал, наоборот, вспоминать о своих отношениях с прабабушкой!". Поэтому обычная формула терапевта "я предлагаю вам сделать это!"

Терапевт придумывает композицию эксперимента, это его творческий вклад в сессию. И клиент включается в нее и в игре находит недостающую энергию. Важный этап в проведении эксперимента это его окончание. В этот момент сессии терапевт и клиент завершают эксперимент и переходят к диалогу. Часто терапевту кажется, что клиент "как-то сам" выйдет из эксперимента, когда тот постепенно затухнет и потеряет энергию. Часто даже можно наблюдать ситуации, когда терапевт забывает о том, что по своей инициативе предложил клиенту (начал) эксперимент, и разговаривает с одной из ролей в композиции, как с целостным человеком. Иногда терапевту кажется, что можно устанавливая контакт и отношения, надеясь, что эффект сохранился после завершения эксперимента. это не очень разумный подход. так же как незамысловатое предложение человеку "побыть с этим"..обычная форма завершения эксперимента это свободное обсуждение терапевта и клиента результатов эксперимента. я чаще всего спрашиваю клиента прямо о том, "как он оценивает результаты эксперимента, что ему показалось интересным". Такой принцип "обсуждение на равных" дает место для ЭГО функции клиента. Мне представляется, что есть несколько причин, пор которым терапевт затрудняется четко обозначить момент завершения эксперимента и возврата к диалоговым отношениям, к прямой встрече с клиентом. Чаще всего это контрперенос. Например, терапевту может понравиться состояние эмоций и чувства клиента во время эксперимента, и он по доброте будет надеяться, что состояние клиента теперь изменится и надо его закрепить, чтобы клиент его не потерял!". Или терапевт отвлекся и просто забыл момент, с которого начал эксперимент.

Кстати, я рекомендую терапевтам до начала эксперимента ориентировочно спланировать его композицию и в том числе предположительную композицию завершения выхода из эксперимента. Хотя потом, в ходе настройки эксперимента, терапевт будет импровизировать. И обязательно после эксперимента всегда стоит свободно и на равных обсудить результаты, и тем самым перейти к диалогу!. Заметим, что вопрос неопределенного типа "что это для тебя было?" редко дает путь к началу такого партнерского разговора, так как призывает клиента интерпретировать себя, свои действия, делать самоотчет перед терапевтом. В таких случаях иногда клиенты испытывают тревогу и даже просят терапевта сделать интерпретацию. Зато вопрос терапевта к клиенту типа: "Сейчас эксперимент закончен. Как вы относитесь к эксперименту, что для вас показалось интересным и полезным?" хорошо продвигает идею встречи и партнерства. Почему терапевты иногда боятся эксперимента и предпочитают разговоры? Вот несколько ответов на вопрос «почему вы избегаете эксперимент?», полученных на обсуждении представленного материала в учебных группах. "Потому что опасаются непредсказуемости, что клиент сам сделает изменения без участия терапевта", "Что будут изменены отношения с терапевтом, что терапевт не угонится за скоростью чувств клиента", "Потому что на принятие решения о начале эксперимента и выборе формы у терапевта всего несколько секунд (5-10 секунд) и не успеть придумать", "Потому что кажется, что еще мало энергии у клиента", "Что эксперимент может не получиться и тогда клиент будет дурно думать о терапевте", "Что клиент не подчинится или не согласится".

В целом, эксперимент это риск не только для клиента, но и для терапевта. Он может быть предсказуем по форме, по композиции ролй или фигур, но просто должен быть, обязан быть непредсказуемым по содержанию!!! Иначе зачем же он нужен? Эксперимент по определению содержит новизну. поэтому так обидно бывает, что многие терапевты в качестве эксперимента предлагаю подобие дидактических заданий или композиций, намекающих на успешное разрешение ситуаций! Отказ о эксперимента или срыв эксперимента. Неудачный или слишком сложный для клиента эксперимент скорее вреден, чем полезен, не смотря на энергию чувства. важно, чтобы клиент сохранял позицию осознанности и свободы во время выполнения экспериментов. если осознанность нарушена, эксперимент надо просто завершать! Отказ от эксперимента это просто повод к свободному диалогу с клиентом о его мотивах, хорошее начало более прямого контакта. И нет необходимости настаивать на доведении эксперимента до конца. В дополнение обсудим способы проведения эксперимента в сессии и позицию терапевта. Эксперимент обычно предлагает терапевт по своей инициативе. Бессмысленно спрашивать клиента, "хочет ли он" провести эксперимент. тем не менее требуется всегда получить согласие на проведение эксперимента, иначе это будет просто насилие.

Само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент. Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место, форму, время начало и место завершения эксперимента, чтобы потом перейти к его обсуждению Мотивы клиента и тактики терапевта. Как избежать ошибки при постановке эксперимента. Возможный мотив клиента для участия в эксперименте: терапевт может пробудить активное любопытство клиента к проведению эксперимента, в котором клиент столкнется с отвергаемым процессом. Не путать с тем, что клиент обращает внимание на свои жесты и объясняет и функции этого жеста. Задача в том, чтобы обратить внимание субъекта к своим собственным тайнам. При этом мы помним, что предложение терапевт делает предложение эксперимента вполне директивно, поэтому клиент выполняет именно распоряжение терапевта, сделанное повелительной форме.

Пример работы: ситуация в сессии. клиент затрудняется говорить свободно, испытывает скованность и напряжение. терапевт не имеет возможности прямо обсудить чувства клиента, и обращает внимание на его руку. Терапевт. «я предлагаю тебе поговорить от имени руки». Клиент: "я рука... я напряжена, я опасаюсь сделать лишнее движение..." Терапевт: «ты можешь заметить, что тебе сейчас действительно трудно проявить себя..» Ошибки в этом эксперименте могут быть связаны с излишней активностью терапевта. Например, терапевт может забыть, что остановка чувства имеет причины. Например, стыд. И если терапевт просто предложит развернуть эти чувства является рискованным действием для клиента. Ведь, если посмотреть на ситуацию реально, в действительности сессии, для клиента до начала эксперимента не было достаточно места или энергии для того, чтобы разместить эти чувства в пространстве отношений клиента и терапевта в прямой форме. Поэтому предметом договора между терапевтом и клиентом будет сам интерес к «скрытым чувствам», правда проведения эксперимента, среди которых будет неожиданность для клиента обращения со стороны терапевта, и условия для того, как будут приняты эти пока неизвестные чувства. Терапевт может спросить» как ты думаешь, что я могу сделать, и что ты можешь сделать, чтобы эти чувства, которые будут найдены, могли найти себе подходящую форму и место. Ошибки, таким образом, могут быть вызваны поспешностью терапевта и его излишней директивностью, то есть с нарушением договорных отношений и нарушением принципа равноправия и встречи. Дело в том, что клиент может войти в выполнение эксперимента из разных функций селф. Может проводить либо ИД, либо ПЕРСОНАЛИТИ, либо ЭГО функция. Но нас будет интересовать только ЭГО функция.

Именно к эго функции будет обращаться терапевт, обсуждая с клиентом эксперимент. Нарушения в этом случае это обращение со стороны терапевта к клиенту типа «будет ли ему интересно поговорить от имени руки». Если вдуматься, то это «аксюморон». Человек вряд ли может хотеть (в смысле нужды) говорить от имени части своего тела. Рука своим жестом уже удовлетворила эту нужду. Зато, как мы обсуждали раньше, человек может заинтересоваться тем, чтобы сделать эксперимент, мотивированный собственным интересом к собственных своих тайн, чего-то, что находится вне зоны контакта. Заинтересоваться чем-то в себе, что ему в настоящее время недоступно.

Функция эксперимента во время начала консультации. Эксперимент уместен не только в рамках долгосрочной терапии, но и в ходе краткосрочной консультации. Эксперимент предлагает терапевт, и это парадоксальное действие помогает перейти клиенту от долгого обыденного и привычного для клиента разговора к действию. Такой эксперимент имеет диагностическую и обучающую (демонстрационную) функцию, поэтому он не должен быть очень глубоким и серьезным. Его задача – фокусировка внимания, возбуждение энергии. Эксперимент создает насыщение фигур эмоциональной энергией, обостряет композицию конфликта, если конфликт имеется, выявляет незавершенные действия. в то же время он должен быть достаточно поверхностным, чтобы не испугать и не "перегрузить" клиента. Провокативный диагностический эксперимент в начальной фазе сессии создает позитивный эмоциональный настрой у клиента и далее дает возможность раскрыть эмоции. клиент понимает, что это его собственный опты, а не рассказ о том, что могло бы быть. Эксперименты предлагает терапевт, ориентируясь на состояние клиента и на сообщенный им материал. Эксперимент в начале сессии, однако, может быть предложен клиенту, если он легко выходит на контакт с терапевтом и сам находится в фазе контактирования (динамично выражает чувства, обозначает противоречие мнений или конфликт, демонстрирует прерывания по типу ретрофлексии или проекции. По содержанию в этом эксперименте мы присоединяемся к актуальности клиента и в эксперименте усиливаем те тенденции, которые уже выделены клиентом. Не стоит на этапе начала сессии делать эксперименты, которые конфронтируют с убеждениями клиента или требуют серьезной компетентности. По сути, мы собираем в композиции эксперимента те элементы, которые уже были представлены клиентом к моменту начала эксперимента. Благодаря игровой и экспрессивной форме, которая предлагается экспериментом, элементы фона становятся более активными и начинает формироваться фигура. Клиенту, благодаря такой организации фона, легче фокусировать внимание и легче обрабатывать такой упрощенный материал. Позиция терапевта отличается тем, что терапевт старается заранее предположить, какие реплики и движения мог бы сделать клиент во время эксперимента. Это условие может помочь терапевту избежать излишней глубины и сложности переживаний клиента, сохранив при этом свежесть чувства. это может показаться парадоксом, но что избыточная сложность в начале сессии может истощить силы клиента и лишить его доверия к происходящему. Потому в эксперименте стоит выбирать посильный для клиента фрагмент психологически значимого материала.

Выбор места и способа проведения эксперимента и позиция терапевта. Эксперимент в ходе сессии обычно предлагает терапевт, этот шаг со стороны терапевта, то есть само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта, это внесение новой фигуры в ситуацию контакта. Эксперимент развивает энергию, поддерживает процесс дифференциации и фокусировки, дате место для целостности (объединение тела, эмоций, ума). Эти позитивные моменты не мешают пониманию обратной стороны эксперимента, как дополнительной формы организации контакта, по сравнению с встречей клиента и терапевта. В этом смысле часто в ходе сессии эксперимент это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент. В этом случае эксперимент может быть понят как вариант "тактики подавления". Название тактики подавления предложено Перлзом для того, чтобы обозначить открытые тактики конфронтации терапевта с прерываниями контакта со стороны клиента. Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место начало и место завершения

Примеры экспериментов. Наиболее популярные эксперименты

1. Метафорическая работы. Перевод из одной системы в другую использование метафоры как дополнительной экспрессивной "решающей семантической машины". "Вырази эту проблему в метафорической форме!" Игра. Использование перевода события психической жизни из одной модальности в другую. Это предложения со стороны терапевта типа: "поговори от имени руки!", "поговори от имени напряжения", "сыграй роль персонажа из сновидения!", «вырази свое состояние звуком». Эффект полярности. Введение контрастной пары к имеющимся в распоряжении клиента фигурам создает эффект оживления. Не зависимо от того, выбрана альтернативная роль или абстракция, в ситуации полярностей обращение к полярности расширяет поле и насыщает фон. Некоторый риск таких приемов состоит в то, что внимание клиента рассеивается, и ему иногда приходится просто переключаться на новую фигуру. Популярны эксперименты, в которых полярности «встречаются» в споре как могли бы встретиться два человека на диспуте. Обращение к воображаемой фигуре (диалог с пустым стулом). Этот эффект основан на сочетании движения и произнесенного текста. Монолог, произнесенный адресно и с выражением в адрес обозначенной в пространстве символом (подушкой, предметом) фигуры побуждает человека координировать свои переживания и делать фокусировку. Возможно развитие темы как диалог между фигурами. Групповая скульптура. Популярный групповой эксперимент, в котором клиент делает рассказ о свое ситуации, а затем создает из участников группы пространственный скульптурный портрет, отражающий динамическую семантику внутренних связей его ситуации. Как правило, в таком эксперименте клиент много раз переставляет участников и меняет места, за счет этого усиливая свое осознавание.

2.Собака сверху и собака снизу. Название эксперимента предложил Ф.Перлз, использовав популярную в Америке и мало понятную в России идиому. не смотря на странность названия, этот эксперимент чудесно происходит в группе, когда ставятся два стула, и на них по очереди выходят на эти стулья. Большую роль играет пример предшествующих участников. Участник "болеют" и дают свои эмоции и разогревают тех, кто выходит на эти "ролевые" стулья. с одного стула человек говорит от имени своей внутренней позиции по типу "надо делать", со второго стула человек говорит от имени своей внутренней позиции "естественного сопротивляющегося" персонажа. преимущества работы в группе с этим экспериментом очевидны. Во первых, участники привыкают к импровизации. Кроме того, легализируются некоторая часть чувств и высказываний. Участники группы привыкают к тому, чтобы заметить переключения энергии от одной из фигур к другой. Существенно, чтобы ведущий поддерживал энтузиазм каждой фигуры, и поддерживал, чтобы она говорила, о чем хочет!

3.Полярности. О полярностях рассказано и написано много. Не все любят эксперименты с полярностями. Количество вариантов пар бесконечно, начиная с "я добрый - "я злой", "умный-глупый", "доброта-агрессивность", и завершая совершенными абстракциями. Есть мнения, что работа с полярностями эффектна, но запутывает клиента. Чаще всего эффект запутанности, однако, возникает в ситуации, если невнимательный терапевт часто начинает в качестве эксперимента с полюсами одной семантической оси, а заканчивается дело неожиданно для терапевта конфликтом ролей. А надо помнить, принять к сведению, что тактики поддержки экспериментов с внутренним конфликтом сильно отличаются от тактик поддержки экспериментов с полярностями. В целом, однако, стоит сказать, что использование спонтанно предложенных в ходе сессии полярностей для эксперимента оживляет ситуацию и дает дополнительный эмоциональный материал для работы.

4 «Пустой стул» «Пустой стул» давно стал притчей на языцах. Есть в нем что то одиозное. Конечно, его трудно считать визитной карточкой современной гештальттерапии, тем более что он по сути заимствован из психодрамы. И используется в рамках множества самых разных задач в практике всей современной терапии. Но у гештальттерапевтов есть свои мотивы дружить с этим экспериментом. Как ни как эксперимент с расстановкой пустых стульев отражает пространственную диспозицию. То есть проецирует в физическое пространство те вектора, которые имеют место в эмоциональном пространстве человека. Когда он необходим? Конечно, в моменты, когда необходимо прояснение отношений с конкретными людьми, с ушедшим или с умершим человеком. И в тех случаях, когда конфронтация терапевта со слиянием у клиента затруднена, и человек переживает сложный конгломерат чувств, которые ему трудно дифференцировать. Эффект разговора с пустым стулом с точки зрения гештальттерапии прежде всего в том, что составление завершенного текста проясняет послание и делает переживание более стройным. В то же время не стоит сосредотачиваться на этом эксперименте как на теме "репетиции поведения". Эта игровая терапевтическая работа не специфична для гештальта. Авторы считают, что необходима обязательно встреча, конфронтация двух противоположностей, в результате которой будет развитие фигур и начало контакта. Классическая для аналитической традиции идея о том что необходимо развертывать в внешнем в физическом или фантазийном пространстве внутренний конфликт также естественно находит отражение в экспериментах с пустыми стульями. Литературный аналог этого метода легко найти в работах знаменитого писателя- фантаста Роберта Шекли ("алхимический марьяж Алистера Кромптона" и другие рассказы)

Заключение. Партнерский диалог и встроенный эксперимент. На примере популярного эксперимента "разговор от имени части тела" рассмотрим важную проблему, в которой обсуждается сочетание в одной коммуникации двух стилей установления контакта. Один из них это вопрос о том, возможен ли в эксперименте эпизод работы с внутренней феноменологией в рамках партнерского диалога? И шире – насколько уместен эксперимент в ходе партнерского диалога. В качестве исходной гипотезы предложим идею о том, что в рамках формы отчетливо построенного диалога при отчетливом распределении ответственности можно разместить любую форму эксперимента. Эксперимент – это совместное действие двух людей, которые понимают друг друга, которые готовы к сотрудничеству и которые искренне рады сделать усилие для организации изменений. Это акт совместного творчества. Который имеет свою форму, свою рамку (начало и завершение) и свою уникальную форму завершения. По сути дела, терапевт организовывает действие с экспериментом как проект с отдельной фигурой, и этот проект проходит пот всем четырем фазам цикла контакта. Предконтакт – обсуждение и мотивация клиента, выбор темы для эксперимента. Контактирование – расстановка композиции эксперимента, финальный контакт – действие в эксперименте и наконец постконтакт- обсуждение между терапевтом и клиентом опыта, полученного в эксперименте. (5 октября 2006 - 30 января 2008 Санкт-Петербург)

Взято с сайта http://www.gestalttrening.ru/?groupMenu=221


В период открытого кризиса психологии, наряду с бихевиоризмом и психоанализом, в Германии возникает Берлинская школа гештальтпсихологии. Если бихевиористы и психоаналитики полностью устраняли из зоны научного анализа сознание, как псевдопроблему, то гештальтисты, напротив, считали сознание единственной психической реальностью. Соответственно, предмет психологии остается тем же, что и в классической психологии В.Вундта, но против принципа элементаризма постулируется принцип целостности. « Гештальт» – с немецкого языка переводится как «целостная форма», «динамическая структура».

Официально Берлинская школа гештальтпсихологии оформилась в 1912 году, после публикации статьи лидера этой школы Макса Вертгеймера - «Экспериментальное исследование восприятия движения». Опыт заключался в следующем: в круге сделаны две полоски-прорези под углом в 30 градусов (подобно стрелкам на циферблате). Экспериментатор последовательно подсвечивает левую и правую полоски. Оказалось, что при большом интервале времени между подсветками разных сторон – человек видит отдельно левую и правую полоски. При малом временном интервале человек видит левую и правую полоски одновременно . При средней скорости смены экспозиций: человек видит, как полоска движется слева направо (иллюзия).

Опыт с иллюзиями восприятия был достаточно известным, однако к нему был поставлен новый вопрос, на который не было ответа в классической элементаристской психологии В.Вундта, сводившей любой психический образ к сумме исходных элементов, а все элементарные ощущения в сознании к стимуляции конкретными стимулами. Вопрос к опыту был следующим: как суммой двух неподвижных полосок можно объяснить движение? Иллюзия движения – это целое, отличное от суммы двух его составляющих элементов-полосок. Вертгеймер пришел к заключению о том, что целое существует в таком виде, в каком воспринимается, и не может быть разбито на сумму более простых составляющих. Это явление М.Вертгеймер назвал фи-феноменом.

Итак, главным тезисом гештальтпсихологии является утверждение первичности целостных форм по отношению к составляющим ее компонентам. При этом, целостное восприятие является характерным и в конкретной ситуации, и в онтогенезе, и в филогенезе.

Проработка идеи целостного велась в нескольких направлениях:

Макс Вертгеймер (1880 - 1943): мышление, восприятие.

Вольфганг Кёлер (1887 – 1967) – зоопсихология.

Курт Коффка (1886 – 1941) – психология развития.

Курт Левин (1890 – 1947) – психология личности, социальная психология.

Если в психоанализе и бихевиоризме естественнонаучной почвой была биология, то в гештальтпсихологии естественнонаучным основанием стала физика, в частности теория электромагнитного поля Максвелла . По аналогии с электромагнитным полем, восприятие связано с взаимодействием не отдельных сенсорных элементов, а процессов объективной реальности, коры головного мозга и психической реальности (организуются как электромагнитные поля ). Это положение можно проиллюстрировать следующим примером: когда мы насыпаем металлические опилки на лист бумаги, под которым магнит, то опилки организуются в определенный рисунок: они не соприкасаются с магнитом, но испытывают на себе действие силового электромагнитного поля. Значит, дело не во взаимодействии отдельных элементов как принято в атомизме, а в отношении целых полей . По аналогии с физикой, физическая реальность организует разнозаряженные поля головного мозга, которые организуют психическую реальность. Такое взаимное однозначное соответствие явлений в физическом, физиологическом и психологическом полях известно в психологии как принцип изоморфизма (тождества, соответствия).

Философские предпосылки гештальтпсихологии происходят из функциональной психологии Франца Брентано , противопоставившей аналитической интроспекции как искусственному искажению реальности живого опыта – феноменологический подход, ориентированный на изучение чистых, наивных актов сознания, описание непосредственных переживаний языком жизни. Именно в функциональной психологии исследовательский интерес переносится с содержания сознания на его функции по осознаванию этого содержания. В 1980 г. ученик Ф.Брентано Христиан Эренфельс ввел в психологию понятие – гештальт-качество , которое характеризуется несводимостью образа целого к сумме составляющих его элементов. Например, мелодия остается той же даже при изменении тональности, т.е. изменении каждой ноты. В то же время, образ целого меняется даже при сохранении частей: воспроизведение одних и тех же нот в обратном порядке. Значит, образ целого не определяется его частями.

Развитию идей в Берлинской школе гештальтпсихологии способствовала и дискуссия с представителями Лейпцигской школы диффузно-комплексных переживаний, которую возглавлял ученик В.Вундта – Феликс Крюгер (1874 – 1948) .Главным идейным расхождением школ стало понимание генетической основы развития психических процессов. В Лейпцигской школе основой развития считались чувства и эмоции, в Берлинской школе восприятие.

Гештальтпсихологами было открыто более 114 законов гештальта. Ключевым законом является Закон фигуры и фона, согласно которому, какие-то объекты всегда воспринимаются отчетливо (фигура), другие –аморфно, неструктурированно (фон). В основе переструктурирования поля (обращения фигуры в фон и наоборот) – инсайт , который гештальтпсихологии считали универсальным механизмом мышления и адаптации. Буквально инсайт означает озарение, внезапное усмотрение связей в отношениях предметов между собой в зрительном поле («ага»-реакция, аналог архимедовского «Эврика!»). Это хорошо иллюстрируют опыты, проведенные В.Келером с человекообразными обезьянами. В клетку с шимпанзе помещалась палка. За пределами клетки, но в поле зрения обезьяны, помещался банан. Обезьяне очень хотелось банан, но достать рукой она его не могла. После серии неудачных попыток и метаний, обезьяну озаряла догадка – она брала палку и достала ею банан. Это и есть суть инсайта: все предметы были в зрительном поле обезьяны, но именно инсайт сделал очевидным связи между целью (банан) и средством (палка).

Закон прегнантности (Pragnanz , закон «хорошей фигуры» )утверждает, что сознание стремится к максимально упрощенному и обобщенному восприятию (экономично, симметрично, просто). Хорошая форма та, которую невозможно сделать более простой и упорядоченной. Хорошее восприятие организуется по принципам близости, сходства, общей судьбы, замкнутости и т.д. Если объект восприятия не имеет хорошей или целостной формы, то сознание само достроит эту форму.

Согласно закону константности восприятия, целостный образ остается постоянным при изменении условий его восприятия. Мы видим мир стабильным, не смотря на то, что постоянно изменяется его освещенность, сезонная цветовая гамма, наше положение в пространстве и т.д. Этот закон основан на влиянии прошлого опыта. Например, мы знаем, что колёса велосипеда – круглые, поэтому, когда мы смотрим на колесо под углом и на сетчатку глаза реально проецируется эллипс, мы все равно будем осознавать колесо как круглое. Это, также, подтверждает тезис о целостнообразующей деятельности мозга (независимость от суммы сенсорных данных).

Закон транспозиции утверждает, что восприятие основано не на различении отдельных раздражителей, а на их соотношении, то есть, на целостном образе . Так, в экспериментах К.Коффки, на установочном этапе детям предлагалось найти конфетку, которая была спрятана в одной из чашек, прикрытых цветной картонкой. Обычно, конфета лежала в чашке, прикрытой тёмно-серой картонкой, тогда как под чёрной картонкой конфеты никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать между темно- и светло-серой картонками. Если бы дети воспринимали чистый цвет, то они бы выбрали привычную тёмно-серую крышечку, но дети выбирали светло-серую, ориентируясь на соотношение цветов. Это доказывает первичность восприятия целостных форм в онтогенезе.

В.Келерпроводил подобные эксперименты с курами. На установочном этапе курам сыпали корм на темно-серые плитки в сочетании с черными. В контрольном эксперименте корм сыпали на светло-серую плитку в сочетании с привычной тёмно-серой. Куры выбирали более светлый квадрат, который никак раньше не подкреплялся, а не темно-серый, с которого они привыкли клевать. Таким образом, если даже куры реагируют не на отдельные цветовые элементы, а на соотношение цветов , то есть, на целостную структуру, то целостное восприятие является первичным в эволюционном процессе.

М. Вертгеймер применил гештальт-принципы научения к вопросамтворческого мышления, которое понималось им как процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов. Основа творческого мышления определялась как понимание проблемы в целом, анализ от общего к частному, поскольку понимание всей структуры дает возможность увидеть проблему со всех сторон, с разных точек зрения и уже осмысленно структурировать элементы задачи. Однако, в практике традиционного школьного обучения, по мнению М.Вертгеймера, происходит формирование шаблонов и ранний переход к логическому мышлению от образного, тогда как понимание формируется именно в образном плане. Негативный эффект традиционной практики обучения М.Вертгеймер изучал экспериментально. Результаты исследования показали, что продуктивный подход у детей, которые изучали геометрию в традиционной школе гораздо ниже, чем даже у тех, кто совсем не обучался геометрии. Свои воззрения по проблеме творческого мышления М.Вертгеймер изложил в книге «Продуктивное мышление» (1945).

Курт Левин ввёл в предмет гештальтпсихологии личностное и социальное измерение. Взяв за основу физическую теорию поля и галилеевский подход, объясняющий активность любого тела только при взаимодействии с другими телами, К.Левин предложил психологическую теорию поля . Личность и все, что ее окружает – это поле. Каждый предмет поля имеет для личности определенный заряд – валентность, которая может быть положительной (притягивает, формирует стремление к достижению) и отрицательной (вызывает отвращение, формирует стремление к избеганию). Валентность – не постоянна, а зависит от условий «здесь и сейчас» . Воздействуя на человека, предметы вызывают у личности потребности, не связанные с организмом (социальные) – квазипотребности , которые определяют поведение личности. Таким образом, поведение личности Левин объясняет как результат взаимодействия между личностью и ситуацией (Фрейд объяснял поведение влечениями личности, бихевиористы – стимулами), в чем выражается идея целостности. Поскольку квазипотребность , по Левину, это некая заряженная целостная система, которая стремится к разрядке, то при прерывании действия остается остаточное напряжение, которое требует разрядки, т.е. завершения действия, или гештальта. Незавершенное действие мотивирует активность личности, в том числе и интеллектуальную – этот феномен изучался экспериментально и известен как «эффект Зейгарник».

Поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Согласно Левину, все ф о р м ы п о в е д е н и я м о г у т б ы т ь о п и с а н ы с п о м о щ ь ю п о д о б н ы х с х е м. Но, человек может быть как полностью подчинен внешним влияниям (полевое поведение), так может и подниматься над полем (волевое поведение) . Полевое поведение определяется внешним влиянием поля, а волевое связано с преодолением непосредственного влияния. «Встать над полем» позволяет временная перспектива.

В американский период научного творчества, К.Левин перенес гештальт-принципы и теорию поля на проблемы групповой динамики. Групповое поведение объяснялось К.Левиным через влияние социального поля, а не характеристиками ее отдельных членов.

Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к проблемам мышления и активности личности. В рамках этой школы были выявлен целый ряд актуальных по сей день закономерностей развития восприятия, мышления и личности, сформированы принципиально отличные от прежних экспериментальные методики. Вместе с тем, по-прежнему вызывают критику такие положения гештальтпсихологии, как изоморфизм и его физическое обоснование, а также – антигенетизм, отрицающий роль прошлого опыта.

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

Введение понятия "гештальт"- как качества формы или структуры . Это понятие ввел Х. Эренфельс (1890) в статье "О качестве формы". Он исследовал особенности восприятия мелодий. В любой мелодии на ряду с шестью элементами есть седьмой элемент - это и есть гештальт (структура). При сохранении гештальта мелодия узнаваема, при изменении гештальта мелодия неузнаваема.

Исследования в рамках Лейпцигской школы (Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер), которая получила название школы диффузно-комплексных переживаний или школы психологии развития. Эта школа ввела понятие - комплексное чувство или комплексное переживание, т.е. некое общее, целостное, определяющее формы активности .

Во время зарождения гештальтизма особую остроту приобрела проблема целого и части, в том числе целостность психической жизни, ее внутренняя связанность. Будущие гештальтисты практически воспитывались в двух лабораториях: у ученика Ф. Брентано - К. Штумпфа (Берлин) и у Г. Мюллера в Геттингенском университете, где профессором был Э. Гуссерль. Последний видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не психологию. Он считал, что логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой - раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания. Он считал, что феноменология должна абстрагироваться от всего, что связано с существованием человека, и постигать "чистые" сущности. Для этой задачи прежний, интроспективный метод был непригоден. Требовалась его модификация, получившая название феноменологического метода. Все это было предпосылкой возникновения гештальтпсихологии как школы, родоначальниками которой были Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёллер, основавшие в 1921 г. журнал "Психологические исследования", а также позднее к этой школе примыкали К. Левин (автор теорий психологического поля и групповой динамики), К. Гольдштейн (сторонник холизма в психологии), Ф. Хайдер (применивший гештальт-подход в социальной психологии) .

Первоначально в работах Д. Катца "Построение мира цветов" и "Построение мира сознательных восприятий" было показано, что зрительный и осязательный опыт несравненно полнее и своеобразнее, чем его изображение в психологических схемах, которые ограничиваются простыми понятиями, и что поэтому образ достоин того, чтобы изучаться как самостоятельный феномен, а не как простой эффект стимула. Важным свойством образа является его константность, постоянство при изменяющихся условиях восприятия. Условия варьируют, а чувственный образ остается постоянным. Вместе с тем константность разрушается, если объект воспринимается не в целостном зрительном поле, а изолированно от него.

Интересные факты, говорящие о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений, были получены датским психологом Рубином, изучавшим феномен "фигуры и фона" . Фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется простирающимся позади. Об их различии убедительно говорят так называемые двойственные изображения, когда рисунок, например, воспринимается то, как ваза, то, как два профиля.

В развитии гештальтпсихологии важную роль сыграли экспериментальные исследования по изучению Вертхеймером так называемого фи-феномена . С помощью специальных приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (прямые линии). Когда интервал был относительно большой, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т.е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. В определенный момент, когда временной интервал начинал превышать оптимальный, испытуемый в какой-то момент воспринимал чистое движение, т.е. осознавал, что движение происходит, но без того, чтобы перемещалась сама линия. Это явление и было названо фи-феноменом. Фи-феномен выступал не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как "динамическое целое". Эти опыты опровергали концепцию о сложении ощущений в целостную картину. Они были повторены многими исследователями на самом разнообразном экспериментальном материале. И во всех случаях наблюдался фи-феномен.

В своей теоретической работе "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии" В. Келлер стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического. По его мнению, посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология - физиология не изолированных элементов и путей, а целостных и динамичных структур, т.е. гештальтов. С этой целью Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. В этой работе главной была идея изоморфизма материальных (физиологических) и психологических процессов .

Гештальтистам представлялось, что принцип изоморфизма, согласно которому элементы и отношения в одной системе взаимно-однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой, позволит решить психофизическую проблему, сохранив за сознанием самостоятельную ценность и в то же время утвердив его соответствие материальным структурам. Конечно, изоморфизм как математическая категория сам по себе не является ни материалистическим, ни идеалистическим. Но он не может решить коренные вопросы психологической теории, в том числе психофизическую проблему, в трактовке которой гештальтпсихология следовала идеалистической традиции. Ведь отношение двух рядов явлений (психических и физических) мыслилось по типу параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты превратили психические формы в своего рода сущности. Они утверждали не только несводимость этих форм к их частям, но и существование особых законов гештальта. Им представлялось, что, опираясь на эти законы, психология превратится в точную науку типа физики .

Трактуя интеллект как поведение, направленное на решение проблем, В. Келлер провел свои знаменитые опыты над человекообразными обезьянами. Создавались ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Главная проблема состояла в выяснении того, каким способом решается задача: происходит ли слепой поиск решения путем проб и ошибок или обезьяна достигает цели благодаря инсайту - "озарению", внезапному, спонтанному схватыванию отношений, пониманию ситуации. В. Келлер высказался за второе объяснение. Он объяснял удачные решения животного тем, что поле его восприятия обретает новую структуру, адекватную проблемной ситуации. Реальный смысл этой гипотезы состоял в том, что она вскрыла ограниченность концепции проб и ошибок, но само по себе указание на инсайт никак не объясняло механизм интеллекта .

Учение о неделимых гештальтах привело к тому, что в психологических лабораториях не задавались больше вопросом: как обнаружить в данном восприятии исходные чувственные элементы, из которых оно построено. Стала складываться новая экспериментальная практика изучения чувственных образов в их целостности, динамике (К. Дункер, Н. Майер). В результате представление об ощущениях как исходных, непредметных элементах сознания дополнилось представлением об особой силе, соединяющей их в предметный образ .

Гештальтизм претендовал на общую теорию психической жизни в целом, хотя его реальные достижения группировались в пределах исследования одной из сторон психического - той, на которую указывает категория образа. Пытаясь распространить свои объяснительные схемы на явления, которые не могут быть представлены в категории образа, он сразу же наталкивался на огромные трудности, обусловленные, разъединением образа и действия. Ведь образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Его связь с реальным предметным действием оставалась загадочной. Неспособность соединить эти две важнейшие категории, разработать единую схему анализа психической реальности явилась логико-исторической предпосылкой распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы. Ложная методология, основанная на феноменологической концепции сознания, явилась непреодолимым препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий .

На положениях гештальт-теории базируется специфическое направление психотерапии -- гештальт-терапия. В рамках гештальт-терапии различные формы психопатологии рассматриваются как следствия незавершенных ситуаций и проявления сложившихся на их основе незавершенных гештальтов -- неинтегрированных интрапсихических структур, которые сопряжены с неудовлетворенными потребностями и прерванными действиями, в силу чего вызывают внутреннее напряжение и дисбаланс. Представители гештальт-психологии стремились выработать максимально точный язык описания, подобный математическому, и вывести универсальные закономерности сознания, в точности формулировок не уступающие физическим законам. Одно им определенно удалось: положить начало новому типу психологического мышления, проявляющему себя в различных сферах психологии, психотерапии, искусства, дизайна и т.д. Один из основоположников общей теории систем, Л. фон Берталанфи высоко оценил вклад гештальт-психологов, признав их предвестниками общенаучного системного подхода .

Гештальтпсихология

(от нем. Gestalt - образ, структура) - одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса, явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.

Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий. Непосредственным поводом для исследования Эренфельса послужили некоторые замечания Э. Маха о восприятии мелодий и геометрических форм: по Маху, ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от ощущений отдельных звуков, поскольку сохраняется при изменении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность, как будто бы оно само было таким же простым и неразложимым элементом, как и элементарное ощущение. Этот факт Эренфельс подверг специальному анализу. Он выделил специфический признак гештальта - свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т. п. Однако Эренфельс не развил теорию гештальта.

Главное понятие этой психологии - понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Основу любого психического акта - восприятия, памяти и др.-составляет система бессознательных активных процессов и импульсивных тенденций,. диспозиций, которые детерминируют его продукт. Оформляющая сила духа проявляется особенно в творческих деятельностях по созданию новых идей, форм, а также в играх детей. Исследования лейпцигских психологов привлекли внимание Л. С. Выготского.

История гештальтпсихологии начинается с выходом работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Сам факт кажущегося движения был не нов, новым было объяснение этого факта. По Вертгеймеру, при возбуждении в мозгу определенного пункта «А» вокруг него создается зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передается из пункта «А» в пункт «В». В феноменальном плане этим процессам соответствует восприятие движения из «А» в «В». Идеи Вертгеймера стали отправным пунктом для развития гештальттеории.

Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., до того времени, когда в Германию пришел фашизм. Вертгеймер, Кёлер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения. К 50-м гг. интерес к гештальтпсихологии спадает


Гештальтпсихологи выступили с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны и выделяются по своему функциональному значению в этом целом.

Эксперименты, которые ставили гештальтпсихологи, просты, и они действительно выявляли первоначальную целостность. Начаты они были на восприятии. Например, предъявлялись точки (опыты Вертгеймера). Испытуемый объединял их в группы из двух точек, разделенных интервалом. В другом опыте предъявлялись линии (опыты Кёлера). Испытуемый видел не отдельные линии, но группы из двух линий, разделенных интервалами. Эти опыты показали, что в качестве первичного в восприятии выступает целое. Было установлено, что элементы зрительного поля объединяются в перцептивную структуру в зависимости от ряда факторов. Этими факторами являются близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и др.

Перцептивная работа может иметь много форм: замыкание неполных фигур, искажения (иллюзии) и др. Были сформулированы некоторые положения, которые получили название законов восприятия в гештальттеории.

Важнейший из них закон фигуры и фона , согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон. Фигура замкнута, оформлена, обладает живостью, яркостью, ближе нам в пространстве, хорошо локализована в пространстве, занимает главенствующее положение в поле. Фон служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Он аморфен, кажется расположенным за фигурой, плохо локализуется в пространстве.

В другом законе - прегнантности - выражается тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначных стимульных конфигураций к «хорошей» фигуре, к упрощению восприятия.

Еще один закон восприятия - закон дополнения до целого («амплификации») . Если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое. Например (см. рис. 2), точечная фигура воспринимается как треугольник. Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма.

Факты, полученные в гештальтпсихологии при изучении восприятия, обогащают представление о восприятии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки фигур, которые

Подчеркивается, что, хотя мышление есть единый процесс, в его динамике можно выделить этапы, последовательные фазы .

1) постановка задачи на основе условий(осознание того, что здесь есть проблема. «Видение, правильная постановка проблемы часто гораздо важнее решения поставленной задачи» );

2) группировка, реорганизация, структурирование и другие операции связи с поставленной задачей;

3) обнаружение структуры путем инсайта;

4) нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой.

В исследованиях Дункера экспериментально изучался факт использования при решении задачи элементов ситуации в новом функциональном значении, способность отойти от привычного понимания вещей, сложившегося в жизненном опыте, т.е. механизм инсайта.