Флобер родился в городе. Гюстав флобер, краткая биография

Не секрет, что многие великие художники имели не менее великолепные художественные студии. Ведь развитое чувство эстетики у человека, несомненно, отражается на том, как он организовывает свое личное пространство. Существует также и обратная связь. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус являются нашими проводниками для общения с внешним миром. Поэтому чем богаче эти восприятия, тем ярче наша фантазия.

Леонардо да Винчи, как один из высочайших ценителей эстетики и красоты, в свое время был известен не только как выдающийся художник, но и как талантливый музыкант, танцор, и даже повар. Совершенствование остроты всех чувств было краеугольным камнем в его способе познания мира. Он хорошо понимал, что информация, которую мы получаем нашими органами чувств из повседневности, несомненно, отражается на наших мыслительных способностях. Заглянув к нему в мастерскую, вы бы никогда не увидели слабое освещение, безвкусно окрашенные стены или убогий вид из окна.

Чтобы создать собственную студию необходимо, прежде всего, выбрать помещение, в котором вы сможете спокойно работать. Идеальным вариантом будет, конечно, снимать отдельную комнату или найти родственников с пустующей квартирой. Однако такую роскошь не каждый может себе позволить, особенно . Поэтому мы остановимся на том варианте, когда мастерская будет находиться в вашей квартире.

Давайте рассмотрим основные составляющие, которые помогут нам создать собственный эквивалент креативной студии.

Помещение

Это может быть любая просторная комната с белым или бежевым цветом стен. Однако если вы поклонник стиля лофт, то кирпичная стена тоже вполне подойдет. Уберите из комнаты все лишнее, что может вас отвлекать: старую мебель, сломанную технику, лишние стулья или стол, заваленный бумагами.

Беспорядочным скоплениям сувениров и прочей мелочи здесь тоже не место – лучше сложить их в шкаф или унести в другую комнату. В этой комнате не должно быть телевизора и даже компьютера (если только вы не используете его для работы), которые притягивают к себе внимание как магниты. По возможности в вашей студии должны находиться только мебель и предметы, которые необходимы для занятия творчеством. Это может быть стеллаж для хранения красок и кистей, комод с холстами, полка для подрамников, вешалка для рабочего халата, небольшой столик и естественно мольберт. Простота и минимализм дадут простор для мыслей и полета фантазии, а грамотная организация пространства позволит не отвлекаться по мелочам.

Lisa Madigan

Освещение

Освещение для таких целей лучше всего подходит естественное, поэтому ищите комнату с большими окнами. Слишком яркое освещение также не годится как для фотографии, так и для живописи, поэтому южная сторона в доме для мастерской не желательна. Если же все-таки нет другого варианта, то придется приобрести однотонные рольшторы, желательно белого или кремового цвета. Для зимнего варианта освещения используйте флуоресцентные лампы широкого спектра, галогенные лампы, лампы накаливания или качественные светодиодные лампы с высоким индексом цветопередачи.


Студия Brian Rutenberg

Звук

Независимо от того, предпочитаете ли вы работать в тишине или под музыку, качественная стереосистема будет здесь не лишней. Вы сможете включать музыку и наслаждаться ей во время перерывов в работе или использовать в качестве фона во время работы. Для таких целей лучше всего подойдет классическая музыка или джаз. Можно проводить эксперименты и работать под любые стили музыки, а затем анализировать и записывать результат, чтобы понять, что для вас наиболее подходит. В любом случае, не стоит ограничивать себя уже привычными и знакомыми мелодиями. Изучая стили и различные стили и направления всех эпох, возможно, вы откроете для себя неожиданно новый мир ощущений.

Эстетика

Мастерская – это своеобразный храм творчества, поэтому здесь должно быть то, что вдохновляет художника, подпитывает его и помогает создавать шедевры. Развесьте на стенах ваши любимые фотографии, картины и время от времени меняйте экспозицию, чтобы сохранить свежесть восприятия. Декорируя комнату, вход может пойти все- что угодно: лепнина из гипса, красивый календарь, декоративные тарелки.

Главное не перестараться и не превратить студию в склад. В дополнение к этому обязательно обзаведитесь живыми растениями, которые не только круглый год радуют глаз своей зеленью, но и заодно будут очищать воздух в помещении и насыщать его кислородом. Кроме того, приобретите большое зеркало, которое не только украсит комнату, но и станет вашим незаменимым помощником при рисовании. Как советовал в своих заметках Леонардо да Винчи, просто взгляните на свою работу через зеркало, и вы увидите ее словно чужими глазами, что обязательно поможет в поиске и устранении ошибок.


Fia Cielen

Воздух

Для хорошей мастерской очень важно регулярно проветривать помещение. Воздух не должен быть слишком сухим или наоборот влажным – это влияет на качество хранения ваших работ. Зимой особенно важно помнить, что деревянные подрамники могут перекоситься, когда они близко стоят к батарее.

Для регулировки влажности приобретите увлажнитель воздуха, а если есть возможность, то и очиститель воздуха в комплексе и ионизатором. После того как комната будет наполнена чистым и свежим воздухом, можно попробовать наполнить ее различными ароматами. В вашем арсенале могут быть благовония, сухие духи или эфирные масла. Смешивая их между собой, вы можете создавать неповторимые ароматы и сами исследовать их влияние на психику человека. А если вы дополните свою мастерскую живыми букетами цветов, то получите не только приятный аромат, но и дополнительный источник для вдохновения природной красотой.


Laura Jones

Всем вдохновения и удачной планировки собственной студии!

Вопрос создания атмосферы является важнейшим вектором режиссуры вне зависимости от ее отраслевой принадлежности (театр, кино, телевидение, театрализованные представления и праздники). Само понятие атмосферы было рассмотрено многими исследователями в области режиссуры.

Так, М. А. Чехов в своей книге «О технике актера» признает за атмосферой главенствующее положение в сценической иерархии элементов, считая ее душой и сердцем театрального произведения .

Исследование А. Д. Попова показывает, что «через взаимодействие человека с окружающими людьми и обстановкой возникает сценическая атмосфера. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни, и, наконец, психофизическое самочувствие способствуют выделению атмосферы времени, в котором он живет…». Вместе с тем, надо понимать, что в жизни каждому сопутствует своя атмосфера, и она не однозначна, в ней всегда происходит борьба различных мотивов, так называемая «борьба атмосфер»- где люди носители различных атмосфер, где наша личная атмосфера может подчиняться общественной и т.д..

А.Я. Зися в отношении атмосферы утверждает, что «художническое видение объекта как живого многогранного целого создаёт плотную атмосферу произведения искусства, сопротивляющуюся тому анатомированию, которое может иметь место в теории».

А Э.Золя, художественно осмысливая понятие атмосферы, замечал, что она «неопределима, но определяема. Мы всегда её чувствуем, ощущаем… Интересный как будто бы спектакль (книга, фильм, картина, музыкальное произведение), но чего-то не хватает. Это отсутствие чего-то важного, это раздражающая нас пустота спектакля сводит на нет все усилия актёров, режиссёра, художника, композитора. То, что отсутствует, мы называем по-разному: воздухом спектакля, его особенным излучением, обаянием».

Многие практики в области режиссуры утверждают, что нет более загадочного и неуловимого понятия в режиссерской технологии, чем атмосфера. Другие элементы театрально-зрелищного искусства можно определить и проверить на площадке с той или другой степенью точности. А атмосфера создается постепенно и складывается из множества элементов, заданных автором или сочиненных режиссером. Это понятие почти невозможно определить, уложить в словесные формулы. Оно ускользает от однозначной прямолинейности, дразнит своей изменчивостью, непостоянством и зыбкостью. Верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника. В ней должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения.

Каждое произведение требует своей особой атмосферы, которая должна подчеркнуть основную мысль и действие на сцене. Поиски атмосферы зависят от жанра продукта труда режиссера. Большую роль при создании атмосферы играет знание быта, эпохи, традиций. Все это создает колорит и единый стиль произведения. Таким образом, атмосфера – это одно из главных направлений в замысле режиссера и создается с общим постановочным решением.

Вместе с тем, формирование атмосферы – это сложный динамический процесс, лежащий на плечах режиссера, целью которого является создание единого, гармонически целостного художественного произведения, на создание которого, обычно, направлены не только все выразительные средства режиссуры, но и усилия всего творческого коллектива. Таким образом, атмосфера – объемный показатель, детерминирующий в себе атмосферу внутреннюю – «творческую» (настрой исполнителей, творческого коллектива в целом) и атмосферу внешнюю – сценическую (выразительные средства режиссуры – декоративно-художественное оформление, музыка, свет, звук, видео, электронные и цифровые постановочные технологии и т.д.).

Вопросом формирования внутренней, так называемой «творческой» атмосферы занимались в свое время М.Чехов, К.С. Станиславский, В.И Немирович-Данченко, Г.Товстоногов, А. Попов и многие другие корифеи в области режиссуры.

Творческая атмосфера - это один из могучих факторов в искусстве, и создать рабочую атмосферу необычайно трудно. Это не в состоянии сделать один руководитель - создать ее может только коллектив. Разрушить ее, к сожалению, может любой человек.

Атмосфера – явление глубоко человеческое, и в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный комплекс взаимоотношений с окружающей действительностью, мир наших мыслей, чувств, желаний, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего немыслимо было бы наше существование, это и есть атмосфера жизни, без нее наша жизнь была бы обескровлена, автоматична, а человек напоминал бы робота.

Вместе с тем, весь сложный творческий процесс создания актером образа - это не только репетиция с руководителем и труппой. Этот процесс не вмещается только в рамки репетиций. Актер, готовящий роль, должен быть целиком захвачен ею на всем протяжении работы надпроизведением.

Атмосфера относится к чувственной сфере, как и искусство. Но это не значит, что если спектакль или представление насыщено индивидуальными чувствами артистов, то в нём есть атмосфера. Отдельные актёры с их чувствами – не более как часть целого. Они должны быть объединены и гармонизированы, и объединяющим началом в этом случае является атмосфера спектакля.

По-настоящему хорошее произведение искусства может вырасти только в условиях хорошей морально-творческой атмосферы. Значит, чтобы создать хорошее произведение, то есть выполнить свою прямую режиссерскую функцию, режиссер обязан заботиться о создании хорошей атмосферы в коллективе ничуть не меньше, чем, скажем, о хорошем качестве мизансцен или декораций. В коллективе, где морально-творческая атмосфера находится на должной высоте, работа над спектаклями протекает быстрее и дает лучшие плоды .

Формирование творческой атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и праздников основывается на этих же базисах. И процесс этот может быть реализован только в результате целеустремленного, целенаправленного действия исполнителей в предлагаемых обстоятельствах и той общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители, и участники – чувством радости каждого от сопричастности к творчеству, от встречи со зрителем, от участия в праздничном действе и т.д.

Вместе с тем, внутренний настрой исполнителя рождается:

В результате целеустремленного, целенаправленного его действия в предлагаемых обстоятельствах.

Его увлеченностью исполняемым номером.

Доверительным, верным общением со зрительным залом.

Общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители и исполнители – одни – чувством радости творчества, другие – сопричастности к творчеству.

Выражается же внутренняя творческая атмосфера в режиссуре театрализованных представлений и праздников через темпоритм номера, эпизода, блока; психофизическое самочувствие исполнителей, их поведение на сцене; темпоритме, в котором идет действие.

Что касается внешней «сценической» атмосферы, то она являлась и является коренным, природным, неотъемлемым свойством и качеством русского театра переживания. Это самый заразительный, эмоциональный и духовно активный, сущностный компонент действия, так такового, реализующий его художественный смысл. Её поиск и подробное, живое построение, должны стать одной из главных задач постановщика с первых же дней репетиций.

Сценическая атмосфера зависит от характера событий, развертывающихся перед нами, от места и времени действия. Атмосфера не только порождается основными событиями – она является одновременно и причиной и следствием этих событий.

Так, А.Д. Попов, утверждал, что верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения в сценическом действии – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника…ей должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения .

Формирование сценической атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и праздников, в отличие от режиссуры театра, процесс не мене сложный и многоступенчатый. Сценическая атмосфера в данной предметной области создается и выражается: оформлением, музыкой, светом, звуками, шумами и другими постановочными средствами.

Создавая сценическую обстановку номера, эпизода, всего представления, режиссеру необходимо помнить и о том, что каждой эпохе, каждому времени, каждому событию присуща своя особая атмосфера. Атмосфера времен гражданской и Отечественной войн не одна и та же; атмосфера послевоенных лет не похожа на атмосферу наших дней. Каждый город, каждое село, каждая семья тоже имеют свою атмосферу, которая зависит от социального, общественного, бытового уклада, от природных особенностей, места расположения и т.п..

Естественно, что и каждое событие тоже имеет свою собственную неповторимую атмосферу. Вот почему еще на стадии изучения материалов, связанных с той или другой датой, которой посвящается массовое действие, идет и процесс постижения условий, в которых это событие происходило, что и приводит к возникновению у режиссера ощущения связанной с ним (событием) атмосферы.

Процесс создания верной сценической атмосферы - это, прежде всего, поиск и сознательный отбор средств, которые наиболее точно ее выражают: световой и цветовой палитры, бытовых деталей, музыки, шумов, звуков и т.п.. Поскольку средства, выражающие сценическую атмосферу, весьма разнообразны, то верно найденная атмосфера и точно решенные выразительные средства режиссуры являются комплексом творческих усилий режиссера, актера и других участников режиссерско-постановочной группы. Каждый из них, через ощущение личной причастности, вносит свой вклад в практическое осуществление массового действа. И именно в результате их совместной работы рождается зримый образ массового действа.

Образ - это результат и идеальная форма отражения режиссерского замысла. А сама образность – изобразительность, яркость, наделенность образами. Необходимо отметить, что найденный режиссером образ, не может быть сведен к какому-то единому правилу или условию, ибо он заложен в том богатстве художественных индивидуальностей, какими являются режиссерские стили, их неповторимость. В театрализованных представлениях и праздниках специфика образа состоит в том, что он определяется конкретным событием, с которым связана и представляет собой художественное осмысление, обобщение реального факта, оказывающее воздействие на массу именно силой художественного обобщения реальности.

Различают символическую образность, историческую образность и персонифицированную образность.

Символическая образность – совокупность художественных образов символического значения. Она используется для выражения идеи массового действа:

Как принцип построения (найдя образ, адекватный идее, режиссер выявляет действенный ход построения всего представления – ход-прием);

Как движущая сила (символ становится сюжетным стержнем всего представления);

Для усиления эмоционального фона восприятия реального жизненного материала.

Символическая образность предполагает поиски условно-знаковой системы, ассоциирующейся у участников театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме.

Историческая образность -это живое, наглядное представление событий, имеющих в своей основе близкие зрителю аналогии в прошлом. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмированные, художественно-спортивные состязания.

Персонифицированная образность дает возможность апробировать себя как личность в различных ролях, подражая избранным героям. Порой по замыслу организаторов праздника в рамках такой образности «оживают» предметы, которым придается характер одушевленных персонажей в театрализованном действе.

Вместе с тем, создание сценической атмосферы – это путь не только к целостному образу сценического действия, но и его стилевому единству, коррелирующее с режиссерским замыслом представления и детерминирующее в себе всю палитру выразительных средств режиссуры.

Основными диффинициями отражения спектра выразительных средств режиссуры, с помощью которых создается сценическая атмосфера в театрализованном представлении и празднике являются:

Одно из самых действенных выразительных средств, создающее верную и прежде всего броскую, яркую праздничную сценическую атмосферу представления. Ведь декорационное решение, соответствующее определенному времени, создает среду, в которой присутствуют точные приметы времени.

2)Музыкальное оформление.

Музыкально-шумовое оформление создает на сцене точную атмосферу того или другого исторического времени, вызывает у зрителей ассоциации, связанные с определенной эпохой, определенным временем, определенным событием. Основными приемами использования музыки в театрализованном представлении и массовом празднике можно считать:

Лейтмотив всего представления, помогающий развитию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизоды, погружая их в определенную музыкальную среду.

Как характеристика действующего лица (определенная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его личной музыкальной характеристикой, раскрывающей какие-либо его внутренние качества.

Как раскрытие внутреннего состояния действующих лиц в происходящем на сцене событии. Или как контраст, разоблачающий истинную цель героя.

Как заставка, как связка между номерами, эпизодами, блоками.

Важное место в создании сценической атмосферы занимают звуки и шумы. Верно прозвучавший на сцене звук (скрип двери, вой ветра, шум дождя, перестук вагонных колес и др.) несет в себе действенно-эмоциональный заряд и придает физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно происходит.

3) Световое оформление.

При работе над световым решением режиссеру необходимо помнить, что каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект должен нести в себе определенный смысл, понятный зрителю и служить выявлению содержания номера, эпизода в театрализованном представлении и празднике.

Однако, режиссер театрализованных представлений и праздников обязан помнить: любые постановочные приёмы (мизансцены, свет, кино, музыка, декорационное оформление) должны служить главному – созданию такой эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участникам наиболее выразительно исполнить свой номер, а зрителям воспринять их не только умом но и сердцем. Главной задачей режиссёра театрализованных представлений является создание праздничного поля энергетической среды – наполнить пустое пространство, создать атмосферу, в которой будет всё жить: все, что создаёт атмосферу (декорации, музыка, свет и т.д.) и всё что создано атмосферой (целостный образ представления, люди).

  • Зись А.Я. В поисках художественного смысла. М., 1991.;
  • Кнебелъ М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М.: Искусство, 1966. 168 с.;
  • Конович А.А Театрализованные праздники и обряды в СССР, М 1990. 45 с;
  • Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959. -292 с.;
  • Станиславский, К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 3 / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1990.;
  • Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. – Л., 1984. 34 с.;
  • Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2002. 45 с.;
  • Чехов М.А. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1999. - 271 с.;
  • Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Советская Россия, 1988 56 с.;
  • Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. – М. : Просвещение, 1992. – 25, 65 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait