Фокус распиливание женщины. Фокус распиливание человека

Почти у каждого известного фокусника есть фокус распиливание человека, он очень любим и фокусниками, и зрителями. Суть его заключается в том, что в ящик забирается человек, ящик закрывают и распиливают пополам, но когда ящик открывают, то человек из ящика выходит целый и невредимый. Весь секрет очень прост.

В ящике уже сидит мкжчина или женщина, и когда ящик распиливают, то оба человека, сжавшись, прячутся по его концам, и пила проходит через пустое пространство.

Фокусник Боско показывал свое искусство в XIX в. в России. Его фокусы были занимательны и заинтересовывали зрителей своей «технологией». Например, он стрелял в птицу в клетке, после помещал ее в котел и ставил его в печь. Но когда открывал крышку, то из котла вылетала настоящая птица.

Он клал на стол платок и накрывал платок колпаком. И вдруг этот же платок обнаруживался в клетке, висящей высоко на стене. Когда снимали колпак, то под ним оказывался кролик. Так же в своей программе он использовал фокусы с распиливанием.

Кто первый раз провел фокус с распиливанием

Первый раз фокус с распиливанием человека в 1806 г. во Франции показал фокусник Торрини (граф де Гризи). Потом много лет его никто не показывал. В 1929 г. английский фокусник Перси Сельбит ввел его в свою фокусную программу.

В начале XX в. фокус с распиливанием показывал и знаменитый русский фокусник Эмиль Кио.

Техника испольнения этого фокуса довольно сложна. Самое важный секрет при проведении распиливания тела - надо подобрать гибких ассистентов. При выполнении этого фокуса создается иллюзия реального распиливания, но мы то уже знаем в чем секрет трюка с распиливанием тела мужчины или женщины.

Многие великие фокусы остаются неразгаданными по сей день. А самый великий фокус так и вовсе пока не придуман (речь о мгновенном переносе Кремля с обитателями в гостеприимное жерло вулкана Эйяфьядлайёкюдль). Но ряд грандиозных трюков и «престижей» удалось вскрыть и довести до твоего понимания.


Фокус с ловлей пули - один из самых древних и уважаемых, почти такой же древний и уважаемый, как сама пуля. Впервые фокус был упомянут в 1631 году в трактате «Театры Божьего суда», написанном преподобным Томасом Бирдом. С веками фокус с пулей совершенствовался, пока не достиг своей вершины в исполнении фокусников Пенна и Теллера, одновременно стреляющих друг в друга и ловящих пулю ртом.


Кажимость


Действительность

Для успешного проведения фокуса с пулей важна не столько кропотливая подготовительная работа, сколько ловкость рук, щек и языка. Пули, которые демонстрируют активистам из зала и которыми в итоге выстреливают, - поддельные, скорее всего восковые, они разрываются, едва вылетев из дула. Чтобы сделать такие пули максимально похожими на настоящие, мастера покрывают их акриловой краской свинцового цвета. Почему же добровольцы из зала не замечают, что пули поддельные? Представь, на тебя направлена камера, все ждут твоих остроумных ответов на вопросы всемирно известных фокусников, у тебя потеют ладони - тут не до скептицизма.

Пенн четко озвучивает, какие инициалы ставит доброволец на пуле и что он рисует на гильзе. Рисунок, как ты понимаешь, сложностью не отличается: большинство людей малюют смайлик, солнышко или палочку. В это самое время ассистент за сценой изображает на уже отстрелянной заранее пуле инициалы (можно смазанные, все-таки пуля побывала в револьвере). Пенн и Теллер подходят к вешалке, на которой их поджидают защитные жилеты и маски.


Обрати внимание: вешалки расположены рядом с занавесом. Это роковой момент: оба фокусника отворачиваются от камеры, на секунды они вне поле зрения окружающих. И тогда-то ассистенты кладут пули в рот Пенну и Теллеру.


Самое время восхититься разговорными навыками Пенна: он продолжает свой отвлекающий зрителей монолог об опасности огнестрельного оружия, удерживая за щекой пулю. Дальнейшее - дело техники и тренировок. Все, что остается фокусникам, - это прицелиться, выстрелить холостыми, а затем, прикрываясь пороховой завесой, выпихнуть пулю из-за щек и зажать ее между зубами.

Каждый иллюзионист мечтает пройти по воде. До XXI века удалось лишь одному, да и то в библейские времена. Зато в наши дни благодаря развитию технологий фокус стал осуществим. В числе первых его продемонстрировал миру британский иллюзионист Стив Фрейн, известный как Динамо. Да как эффектно продемонстрировал - прошел не по какой-нибудь воде, а по самой Темзе!


Действительность

Поскольку фокусы Динамо еще не раскрыты компетентными людьми, мы выскажем свою версию.

Цимес фокуса - в массивной нетонущей платформе из плексигласа, которая заранее была поставлена на якорь у набережной. В принципе, происходи дело в бассейне с чудесной журчащей хлорированной водой, платформа была бы видна и невооруженным глазом. Но речь о Темзе. Здесь вода такая темная, волнистая и грязная, что, задумай иллюзионист пройтись по утопленникам, наряженным в разноцветные перья, никто и этого бы не заметил.


Гребцы, демонстративно проплывшие за спиной Динамо, вообще не заслуживают критики. Но мы все-таки покритикуем. Глубина погружения одноместной байдарки - не больше 15 см.


А если ты внимательно посмотришь на это фото, то увидишь, какие массивные кроссовки у Динамо и как ощутимо они увеличивают его рост. Это позволяет байдаркам проплыть над платформой, не побеспокоив ее.


Ну и, наконец, на этом фото мы можем наблюдать зыбь, образующуюся только на мелкой глубине.

Ровно 101 год назад, в 1912-м (уточняем, если ты случайно закинул калькулятор на другой конец дивана), этот фокус исполнил небезызвестный Гарри Гудини. С тех пор освобождение из ящика с водой стало одним из самых уважаемых фокусов в мире, ну прямо crème de la crème иллюзий. Существуют десятки интерпретаций освобождения. В частности, потому, что, прежде чем осесть в личной коллекции Копперфильда, подлинный ящик долгое время болтался неизвестно где и установить точную технику исполнения фокуса было непросто. Фокус активно снимался в кино: например, в уже упомянутом «Престиже» и «Докторе Хаусе» (сезон 4, эпизод 8 «Лучше тебе не знать»). Но мы выбрали версию дуэта иллюзионистов Шерри и Кралла, потому что в 2012 году, на столетие фокуса, они повторили трюк Гудини точно так, как его исполнял маэстро. Разве что в ящик с водой лезет не мужчина, а женщина.


Кажимость


Действительность

Секрет трюка по большей части в замке камеры. Ну и в отличной физической подготовке иллюзиониста, которому предстоит выбраться из нее.


В тот момент, когда Кралл, выполняющий роль ассистента, запирает замки на крышке, Шерри незаметно вытаскивает стержни из петель, удерживающих крышку. Поэтому, чтобы выбраться, девушке достаточно сильно напрячь мышцы пресса, подтянуться и вылезти из открытой камеры.


Возможно, ты сейчас потянулся на диване и буркнул: «Подумаешь, это каждый может». На самом деле китайская водяная камера пыток считается самым настоящим смертельным номером. Сам посуди: исполнитель трюка минимум три минуты проводит подвешенным вниз головой, что само по себе испытание. Прибавь к этому погружение в воду, необходимость физической нагрузки и риск потерять сознание от притока крови к голове. Все-таки приятно, что существует люди, готовые рисковать жизнью нам на потеху.

Чтобы прославиться на весь мир, Дэвиду Сету Коткину пришлось не только взять себе фамилию покрасивее, но и на несколько минут лишить американцев их национального достоинства. Второе, между прочим, оказалось куда проще, чем многие думают.


Кажимость


Действительность

Как ты, должно быть, читал в Википедии, статуя Свободы стоит на небольшом островке, вдали от огней большого города. Единственные источники света на острове принадлежат собственно системе освещения статуи. Поэтому, когда перед носом зрителей поднимается белая ткань, все, что требуется, - это элементарно выключить внутреннее и внешнее освещение девушки с факелом.


Белая ткань опускается, и зрители в унисон ахают, увидев, что статуя исчезла. Хотя на деле им следовало бы ахнуть от того, как несовершенно человеческое зрение: зрители не могут рассмотреть медную 93-метровую махину, так как их ослепили освещенные столбы, на которые натягивается ткань. Когда через несколько минут Копперфильд поднимает ткань, вновь заслонив статую от пуб­лики, их глаза еще не успели адаптироваться и рассмотреть дорогие сердцу янки очертания.


Что до прожекторов, пересекающих «пустое» пространство, то и это обман зрения. Прожекторы были установлены не по сторонам от статуи, а перед ней, и, направленные вертикально, они не задевали статую и создавали иллюзию пустоты. Позже, когда исчезновение транслировали по телевидению, доверчивым телезрителям показывали пленку, снятую с вертолета. А вот это уже видеомонтаж: статуя была загодя изъята с постамента.

Фокус «Метаморфозы», придуманный иллюзионистом Джоном Невилом Маскелином в XIX веке, в XX веке приобрел статус легендарного. По мере сил его старались выполнять все фокусники, от Гудини до Марка Уилсона, и каждый привносил в номер что-то новое. Особенно отличились в деле усовершенствования «Метаморфоз» Джонатан и Шарлотта Пендрагон. Они так набили руку и другие части тела на этот фокус, что кульминацию проворачивали за рекордные две секунды. С этими жалкими секундами Пендрагоны и вошли в юбилейное 50-е издание Книги рекордов Гиннесса.


Кажимость


Действительность

Во-первых, конечно, мешок. Не так прост мешок, как кажется. Обрати внимание, что мы никогда не видим его дна, оно все время скрыто от нас сундуком. Поэтому, даже несмотря на то, что Шарлотта честно прячет своего мужа в мешке и завязывает его сверху, Джонатан всегда может выбраться через дырявый низ мешка. Что он и делает, едва Шарлотта захлопывает крышку.


Что до замка, то он тоже запирается по-настоящему. Ну да кому какое дело, что внутри сундук оснащен системой отодвигания верхней крышки. Едва Шарлотта забирается на ящик, она закрывает его и себя черной материей и при этом упирается в боковые стенки сундука. Тут-то и начинается, грубо говоря, магия. Джонатан, уже выбравшийся из мешка, отодвигает крышку. Шарлотта не падает, потому что боковые стенки, на которых она стоит, неподвижны. Джонатан привстает на крышке ящика и берет из рук Шарлотты ткань.


Передав эстафету, девушка запрыгивает в сундук и захлопывает крышку. В этот же момент Джонатан откидывает ткань и предстает перед публикой - запыхавшийся и лоснящийся от гордости. Пока он раскланивается, его жена успевает сорвать с себя верхний купальник, под которым скрывается другой, контрастного цвета (хотя, согласись, больший эффект был бы достигнут, выпрыгни миссис Пендрагон из сундука голой). Осталось лишь залезть в мешок, что Шарлотта успешно и делает.


Тем временем Джонатан демонстративно вынимает саблю и отпирает бесполезный замок. Развязывает мешок, и - вот неожиданность! - в мешке оказывается его жена. В купальнике другого цвета!*


* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Примерно по такой схеме всегда и выполняются «Метаморфозы». Супруги Пендрагон оказались самыми быстрыми исполнителями иллюзии благодаря своей отличной физической форме и способности прыгать из сундука и обратно, не свернув себе случайно шею »

Все в суд!

Как ты понимаешь, иллюзионисты очень не любят, если их фокусы раскрываются. Когда в 1997 году вышла первая американская передача из серии «Тайны великих магов», профсоюзы фокусников по всему миру забили тревогу. Это не помогло: программа, детально препарирующая фокусы, снимается до сих пор. Собственно, ее вклад в подготовку этого материала неоценим. Ведущий программы, фокусник Вэл Валентино, пояснил, что раскрывает фокусы, дабы его коллеги придумывали новые. Но мы подозреваем, что он делает передачи ради славы и денег.

А еще иллюзионисты очень любят ходить в суды и выяснять, кто первым придумал вытаскивать кролика из распиленного ящика, парящего в невесомости. Так, в 1930-х годах широкую огласку получило дело фокусника Горация Голдина против табачной компании R.J. Reynolds Tobacco Company, использовавшей объяснения его патентованного фокуса «Распиливание женщины на части» в рекламе новых сигарет. Рекламная кампания называлась «Весело быть обманутым... Но еще веселее знать» и целиком состояла из разоблачений фокусов. Голдин так и не выиграл дело, но впредь был осторожнее и, во избежание утечки информации, даже не стал патентовать свой следующий громкий фокус, в котором распиливал ассистентку уже не обычной, а циркулярной пилой.

«- Ты когда-нибудь видел этот трюк?

Нет, - отвечает радиожурналист Эд Харрис, герой романа «Великий человек» американского писателя Эла Моргана.

Классный трюк. Пользовался успехом здесь и в пуэрториканском квартале. Этот парень резал даму круглой пилой, останавливался посередине и приглашал публику подняться на сцену посмотреть зверство, а! Такой кровавой шутки, черт ее дери, никто еще не видел.

Да, я смотрел его шесть вечеров подряд. Изучил оборудование. Все не мог понять, как же он, подонок, делает это. Без шуток! Выйду на сцену - вижу: ассистентка прямо искромсана круглой пилой.

Может, это был не фокус? Может, он действительно распиливал ее надвое? В конце трюка он швырял половинки тела в плетеную корзину и уносил со сцены. Но женщина была все время одна и та же, каждый вечер. Так я и не понял, как он это проделывал».

Диалог, изложенный Элом Морганом, безусловно, правдив. Кому приходилось видеть исполнение иллюзиона «Распиливание женщины», тот помнит зрительское возбуждение. Эл Морган точно рассказал о трюке «Распиливание женщины», который является обязательным для иллюзионистов-профессионалов, желающих пробиться в «великие мастера». Номер «Распиливание женщины» впервые продемонстрировал известный покоритель зрительских сердец Торрини. Это произошло в 1806 г., когда фокусник выступал в Константинополе.

Рис. 55. «Распиливание женщины»

Юная красавица, только что исполнившая эротический восточный танец, грациозно укладывалась в деревянный сундук с роскошными узорами. И сундук тотчас же разрезался пилой пополам, в самой середине, вместе с девушкой. Потом половинки сундука немного отодвигались друг от друга. Далее половинки сундука снова соединялись, открывалась верхняя крышка. И мило улыбающаяся дева, живая и невредимая, появлялась перед потрясенными зрителями. Этот жутковатый иллюзион, наверное, мог придумать только Торрини, бывший аристократ де Гризи.

Прославленный фокусник Пинетти с тревогой следил за возрастающей славой французского аристократа графа де Гризи (1768–1830). Случай свел их на концерте во время неаполитанского карнавала в 1796 г. Пораженный артистичностью и превосходной техникой де Гризи, он начал опасаться конкуренции. Приняв решение устранить опасного соперника, Пинетти наговорил ему комплиментов и предложил де Гризи выступить вместо себя на одном великосветском вечере, где присутствовал неаполитанский король Фердинанд IV. Пинетти даже предложил ему помощь своих ассистентов.

Коварная «помощь» погубила де Гризи.

Во время выступления один из ассистентов, сидевший среди публики, с притворным возмущением заявил, что фокусник взял у него для своих трюков драгоценный перстень с крупным алмазом, а вернул дешевую подделку. Де Гризи, не растерявшись, спокойно предложил решить недоразумение по окончании сеанса. В это время другой помощник Пинетти, воспользовавшись тем, что внимание публики было отвлечено спровоцированным скандалом, подменил колоду карт, приготовленных для следующего фокуса. Ничего не подозревая, де Гризи подошел к королевской ложе и попросил короля вынуть из колоды какую-нибудь карту. Фердинанд вытянул карту и вдруг, гневно швырнув ее фокуснику в лицо, вне себя от ярости выбежал из ложи. Де Гризи поднял карту, и его объял ужас: на ней было написано грязное ругательство в адрес короля.

Тотчас же де Гризи был арестован. Все его имущество было конфисковано. Де Гризи просидел бы в тюрьме до конца своей жизни. Его выручили бурные политические события. В 1799 г. французские войска вторглись в Южную Италию, при их поддержке была провозглашена республика. Де Гризи получил свободу и начал выступать как профессиональный фокусник.

Решив отомстить Пинетти его же оружием, де Гризи включил в свой репертуар номера, которые приносили его сопернику невероятный успех. Куда бы теперь ни приезжал Пинетти, он с огорчением убеждался в том, что здесь уже выступал де Гризи с теми же самыми фокусами. Напрасно Пинетти метался по всей Европе в течение целого года. Его выступления нигде не имели ни малейшего успеха.

1800 год. Прославленный фокусник де Гризи выступает перед самим папой римским Пием VII. Папский конклав в восторге: знаменитый фокусник-аристократ знает свое дело прекрасно…Весь конклав Ватикана во главе с папой Пием VII ожидал представления, которое давал аристократ де Гризи, ставший фокусником.

Один из наиболее влиятельных кардиналов владел бесценными, уникальными карманными часами. Во время выступления де Гризи попросил одолжить ему эти часы. Кардинал с большим удовольствием расстался с часами, попросил обращаться с ними бережно. Де Гризи пообещал, но взял часы так неосторожно, что они упали на пол. Наклоняясь, чтобы их поднять, споткнулся и наступил на часы. Послышался зловещий хруст, кардинал побледнел от бешенства, навеки прощаясь со своей любимой игрушкой. Растерянный иллюзионист дрожащими руками собрал остатки часов, возвратился на сцену, сложил их в большую ступу и начал толочь пестиком.

Внезапно раздался взрыв. Де Гризи осторожно заглянул в ступу, потом повернул ее вверх дном. Естественно, что оттуда ничего не высыпалось. Чародей на мгновение приложил руку ко лбу, словно что-то вспоминая. Потом де Гризи сообщил, что часы - невредимые и целые - находятся в кармане его святейшества. Изумленный папа опустил руку в карман и извлек оттуда часы кардинала. Интересно, что де Гризи не приближался к папе. За исполнение этого фокуса Пий VII вручил де Гризи золотую табакерку, усыпанную бриллиантами. Много лет данный трюк оставался необъяснимым. И все же де Гризи сжалился над недоумевающими и рассказал, что готовил трюк долго и старательно и стоил он больших денег.

Обладая информацией об уникальных часах, иллюзионист лелеял слабую надежду, что найдет идентичный экземпляр. По просьбе де Гризи доверенные лица искали подобные часы по всей Европе у известных коллекционеров. В конце концов артист сам неожиданно натолкнулся на «двойника» у одного из римских часовщиков. Купил часы за большие деньги, договорившись о сохранении тайны. Исполнение самого фокуса для мастера иллюзий не составляло значительного труда. Единственное, о чем не рассказал де Гризи, - кто вложил часы кардинала в карман папы. Ведь он сам не приближался к Пию VII даже на несколько метров.

Несчастный случай омрачил блестящую артистическую карьеру де Гризи. Во время исполнения иллюзионного трюка «Сын Вильгельма Телля» фокусник нечаянно убил своего партнера - родного сына. По ошибке пистолет оказался заряженным не холостым, а боевым патроном. Жена не пережила катастрофы. Де Гризи, взяв псевдонимом имя Жены - Торрини, начал разъезжать по странам Европы и Азии. В долгих дорожных раздумьях Торрини и придумал трюк «Распиливание женщины», где жизнь, несмотря на ужасы, торжествует. После смерти Торрини этот иллюзион длительное время не показывали. Маги иллюзиона знали о его существовании, но расценивали рассказ о нем как сценическую легенду, так как не могли его повторить.

Его секрет разгадали в 1889 г., но не мастера волшебных превращений, а представители веселого жанра - комики. Английские клоуны, братья Галлон, продемонстрировали его на Всемирной выставке в Париже. Один из братьев укладывался в ящик, так что с одной стороны ящика высовывалась его голова, с другой стороны торчали ноги. Другой брат распиливал этот ящик, после чего раздвигал его половинки на небольшое расстояние и снова придвигал их друг к другу. В конце иллюзиона «распиленный» клоун выскакивал из ящика без единой царапины. И вновь над «распиливанием женщины» опустилась тайна - иллюзионисты по-прежнему не могли додуматься до секрета исполнения загадочного трюка. Сейчас в такое трудно поверить. Но ведь познание - процесс сложный и не всегда прямолинейный.

Возможно, иллюзионную мысль уводила в сторону форма ящика. У братьев Галлон он был не прямоугольный, а квадратный. Последнее и окончательное возрождение иллюзион «Распиливание женщины» пережил в 1921 г. Его воспроизвел английский иллюзионист Перси Селбит (1881–1938). Его настоящая фамилия - Тиблес, Перси Тиблес. Селбит рассказывал, что замысел этого иллюзиона пришел к нему, когда он наблюдал за действиями рабочих, разрезавших толстое бревно двуручной пилой. Надо заметить, что демонстрация Селбита не произвела на зрителей того ошеломляющего и ошарашивающего впечатления, которого данный трюк заслуживал. Это случилось, возможно, потому, что действующим лицом иллюзиона являлась не девушка, а связанный мальчик.

Спустя несколько месяцев американец польского происхождения Гораций Гольдин (1873–1939) продолжил линию «ужасов» на нью-йоркской сцене. Он показал иную версию фокуса «распиливания». Данному представлению была создана мощная реклама. На прекрасно освещенной площади перед входом в театр, где было объявлено о представлении «Распиливание женщины», стояла машина «скорой помощи». В проходах зрительного зала дежурили сестры милосердия в белых халатах, с походными аптечками. Публику предупреждали, что при несчастном случае или обмороке какого-нибудь слабонервного зрителя медсестры немедленно придут на помощь. На сцене, перед самым занавесом, находились еще две сестры милосердия с табличками-вывесками: «При несчастном случае с пилой».

Публика была чрезвычайно заинтригована. Еще до начала представления в зале установилась атмосфера взволнованного ожидания чего-то необычайно страшного и опасного. На ярко освещенную сцену вышла красивая, элегантно одетая по самой последней моде молодая девушка. Подойдя к ней, Гольдин сделал несколько гипнотических пассов, и девушка заснула. Подъемным краном ее подняли в воздух и бережно уложили в ящик. Потом ассистенты вывезли на тележке большую циркулярную пилу и вначале распилили полено, чтобы зрители могли убедиться, насколько остра пила. Затем пилу подвезли вплотную к ящику и включили мотор. Пила с молниеносной быстротой «перерезала» ящик вместе с женщиной, и мотор выключили. Трюк «Распиливание женщины» поражает воображение зрителей до сего времени.

Между тем секрет исполнения этого «гран-трюка» чрезвычайно прост. После того как девушка уляжется в ящик, с одного торца зрители видят ее голову, а с другого - ноги. Создается впечатление, будто она лежит внутри ящика вытянувшись. На самом деле это не так. В фокусе участвует еще одна девушка. Это ее ноги видят зрители. Ассистентка, остающаяся поначалу невидимой для глаз зрителей, скрыта в кушетке - подставке, на которой располагается ящик. Между девушками внутри ящика оказывается пустое пространство. Можно пилить.

Это вполне безопасно, пила еще никогда не соскальзывала, и женщины оставались целыми и невредимыми. Практика проведения фокуса показала, что форма ящика может быть произвольной. Размеры зависят от роста и комплекции исполнителей иллюзиона. Ящик состоит из двух отдельных секций. Каждая из них длиной приблизительно 65–80 см, шириной и высотой по 50 см. В бока ящика, обращенные к середине, где идет разрез, вставляют щиток-стенку, которая закроет стороны разреза и каждый ящик с внутренней стороны. Щиток совершенно изолирует друг от друга оба отделения. Это делается для того, чтобы не портить ящик. Распиливается фанера, которая прибита к обеим сторонам и крышке.

Чтобы не повредить ящик, на месте разреза набиваются железные полоски (под фанеру). Для головы, рук и ног ассистентки в стенах делают вырезы и вставляют в них щитки, которыми эти части тела зажимают, выпуская наружу. В левом ящике прорезают большое отверстие в дне, сквозь него должны пройти ноги второй ассистентки. Обычно ящик внутри покрашен темной краской, например «черной» морилкой. Сверху ящик грунтуют, а по окрашенному масляной краской фону делают интересный рисунок.

Рис. 56.

Секрет иллюзиона «Распиливание женщины»: внутри кушетки находится вторая ассистентка. Размеры кушетки с секретным приспособлением для второй ассистентки зависят от размеров ящика, а форма кушетки показана на рис. 56. Она очень удобна: выступающие углы по бокам как бы уменьшают ее действительную высоту. Высота в 25 см внутри кушетки для ассистентки вполне достаточна. Ширина же и длина ее немного больше ширины и длины самого ящика. Кушетку мастерят из реек и обшивают фанерой (при желании обивают дерматином). Углы по бокам, скрадывающие высоту, не должны особенно выступать. Кушетка должна выглядеть просто. На одной стороне в верхней доске есть разрез с дверкой, куда может свободно пролезть вторая ассистентка. Для ее ног делают вырезы. К кушетке приделывают четыре ножки на роликах. Это позволяет легко выкатывать ее на сцену вместе с находящейся внутри второй ассистенткой и быстро убирать обратно за кулисы.

Секрет иллюзиона заключается в том, что внутри кушетки находится вторая ассистентка (первая же занимает определенное положение внутри аппарата во время его показа), а также в «подмене» ног первой ассистентки ногами второй. Перед демонстрацией номера за кулисами тщательно проверяют приготовленный ящик, следя за тем, чтобы фанера для распила была достаточно широка, а ящики были на расстоянии не менее 6 см друг от друга: тогда пила не заденет их стенок. Вторую ассистентку, в точно таких же чулках и туфлях, как у первой, кладут внутрь кушетки и тщательно закрывают крышкой. Ставят на верх кушетки ящик - и аппарат готов для показа зрителям.

На сцене, как только в ящик положат первую ассистентку, вторая тотчас же высовывает свои ноги, и их пропускают в отверстие ящика. Первая же тотчас высовывает через вырезы голову и руки. Голову, руки и ноги помощники зажимают щитками, которые входят в пазы вырезов. Первая ассистентка в это время быстро принимает положение, показанное на рисунке, следя за тем, чтобы платье не попало в разрез.

Для большей страховки она упирает ноги в специально сделанную для этого планку внутри ящика. Это вполне надежно предохраняет ее от пилы (обычно на репетициях следят, чтобы ноги девушки были расположены не ближе, чем на 10 см от пилы). Ассистентка упирается ногами в планку.

Когда после распила раздвинутые ящики соединят опять вместе и вынут щитки, она сейчас же распрямляется и вытягивается во весь рост в ящике. Как только освободят ее голову и руки, она быстро выходит из ящика. Ноги второй ассистентки помощники «забывают» освободить. Их видит публика, которая догадывается после этого о секрете иллюзиона. Некоторые иллюзионисты, выполняя данный номер, обувают ассистенток в специально сделанные жесткие цветные сапожки.

Зрители видят, как девушка свои сапожки пропускает в отверстия в стенке ящика, и как их зажимают. Она тотчас же вынимает ноги из сапожек, а вторая надевает их и шевелит ногами. В конце фокуса вторая выдергивает ноги из сапожек, а первая продевает ноги в сапожки. Лучше не делать специальную обувь, чтобы не обращать на нее внимание зрителей. С течением времени трюки совершенствуются.

Например, иллюзионист Кальма начал распиливать девушку не на две, а на три части. Изобретательный Гарри Янсен, носящий многозначительный литературный псевдоним Данте, применил распиливание на четыре части. Блестящий английский фокусник Робер Харбин на глазах изумленного зала распиливал любую девушку-добровольца, вышедшую из публики. Дэвид Копперфилд сменил пилу на ультрасовременные лазерные лучи. Ассистентку запирают в шкаф, переворачивают вверх ногами и «разрезают» на три части. Затем средняя часть извлекается. И лазерные лучи на своем пути неизменно встречают пустоту…

Warning . strpos() : Empty delimiter in /var/www/terraincognito/data/www/terraincognito.mmfm.ru/includes/frontend.php on line 31

Распиливание человека &ndash, название этого трюка вызывает ассоциации со средневековыми пытками и казнями. Однако стоит только посмотреть цирковое представление, как зловещий налет улетучивается без следа. В самом деле, садист-фокусник распиливает надвое симпатичную девушку, а та улыбается как ни в чем не бывало, двигает руками и отделенными от верхней половины ногами, а потом еще и выходит из ящика целой и невредимой.

&ldquo,У меня очень много ассистенток, и каждый вечер я распиливаю по одной из них&rdquo, - сказал Игорь Эмильевич Кио в ответ на просьбу раскрыть секрет фокуса. &ldquo,Не волнуйтесь, я уже двадцать лет пилю людей, и до сих пор никто из них не жаловался&rdquo, - говорится в анекдоте. Впрочем, история действительно не знает ни одного случая нанесения увечья кому-либо из &ldquo,разрезанных&rdquo, ассистентов иллюзионистов.

Сегодня люди не верят в чудеса, таким фокусом никого не испугаешь. Разве что маленьких детей. Рассказывают, что однажды Эмиль Теодорович Кио взял с собой на представление своего трехлетнего сына &ndash, тоже Эмиля. Тот сидел в первом ряду и наслаждался представлением до тех пор, пока не увидел, как &ldquo,папа стал распиливать маму&rdquo,. Расплакавшись, ребенок перескочил через барьер и набросился на отца с кулаками. Не растерявшись, тот подхватил сына на руки и кое-как закончил номер. Представьте себе жуткую сцену: мальчик плачет, папа пилит. И все же для большинства номер слишком известен и привычен. Пилят направо-налево не только ассистентов, но и зрителей. Удивление, желание разгадать секрет есть. А страха, веры в сверхъестественное нет.

Когда-то было не так. Об аналогичном трюке &ndash, обезглавливании &ndash, упоминается еще в самом первом известном документе об иллюзионном искусстве &ndash, древнеегипетском папирусе Весткар. Он повествует о событиях, относящихся к 2900 году до нашей эры, эпохе царствования фараона Хуфу (Хеопса). В одном из преданий говорится о выступлении перед фараоном дрессировщика и фокусника Джеди: &ldquo,Затем ему принесли гуся, у которого была отрезана голова. Гуся положили в западную часть колонного зала. Тогда Джеди произнес магические заклинания, и гусь приподнялся, подрагивая. И когда первый достиг его, гусь встал и загоготал. Затем ему принесли другого гуся, и то же самое было проделано с ним. Затем фараон предложил привести ему вола, чья голова, будучи отрезана, упала на землю. И тогда Джеди произнес магические заклинания, и бык встал, мыча&rdquo,.

Демонстрация &ldquo,воскрешения&rdquo, животного и &ldquo,приращения&rdquo, отрубленной головы была сочтена настоящим чудом. Недаром Хуфу не отпустил фокусника, а, щедро наградив его, повелел отвести в дом своего сына, чтобы Джеди жил там в полном довольстве, но не оспаривал исключительное право фараона совершать чудеса на земле.

В фокусе, разумеется, ничего чудесного нет. Он сохранялся в репертуаре иллюзионистов в течение тысячелетий. В 1750 году итальянец Бальдуччи выпускал на сцену петуха, голова которого была предварительно засунута под крыло и привязана в таком положении. А на ее месте к туловищу приделывалась отрубленная голова другого петуха с пузырем, наполненным красной краской. Бальдуччи давал петуху пробежать несколько шагов, &ldquo,отрубал ему голову&rdquo, причем из пузыря хлестала &ldquo,кровь&rdquo, и показывал эту голову зрителям. Затем накрывал птицу платком, высвобождал из-под крыла настоящую голову, а отрубленную прятал. И показывал невредимого петуха зрителям.

С XIII века в литературе упоминается трюк с &ldquo,обезглавливанием&rdquo, человека. Это зрелище называлось &ldquo,отсечением головы Иоанна&rdquo, что придавало ему свойственный эпохе религиозный оттенок. Впервые фокус был объяснен в книге Скотса &ldquo,Разоблачение колдовства&rdquo,.

Стол закрыт до пола скатертью, в ней, как и в доске стола, проделаны два круглых отверстия. Вместе с иллюзионистом в трюке участвуют два мальчика. Один ложится на стол ничком. Иллюзионист, делая вид, будто отрубает ему голову, заслоняет ее от зрителей своим телом, а мальчик опускает голову в отверстие. Затем иллюзионист, словно поднимая отрубленную голову, не поворачиваясь, идет вдоль стола, а в это время другой мальчик, сидящий под столом, высовывает свою голову сквозь второе отверстие. Тогда иллюзионист отходит в сторону и показывает зрителям &ldquo,отрубленную&rdquo, голову, якобы только что положенную им у ног обезглавленного тела. Для довершения иллюзии у &ldquo,отрубленной&rdquo, головы делается деревянная шея, измазанная &ldquo,кровью&rdquo, а специально раздуваемый серный дым придает лицу мертвенно-бледный вид. Впоследствии голову помощника стали подменять восковой головой.

Современное представление о развлечении несколько отличается от древнего, поэтому из распиленной девушки не брызжет кровь во все стороны. Юмор стал более тонким. Когда Горейс Голдин (1873-1939) показывал в Нью-Йорке трюк &ldquo,распиливание девушки&rdquo, в том виде, в каком он существует сегодня, у входа в зал стояла машина &ldquo,скорой помощи&rdquo, с надписью: &ldquo,На случай, если пила соскользнет&rdquo,.

В 50-е годы XX века британские телезрители увидели распиливание в исполнении знаменитого индийского мага Соркара (1913-1971). По окончании телепрограммы тысячи людей звонили в студию, чтобы узнать, жива ли девушка.

Однако сегодня, повторюсь, людей так просто не проведешь. Только ленивый не знает, в чем секрет фокуса (хотя, благодаря мастерству артиста, все равно трудно поверить, что все так просто). Не раз его раскрывали в книгах и на манеже. Однажды Игорь Кио, распилив, как обычно, женщину, раскланивался перед публикой, когда услышал, что смех в зале куда веселее, чем обычно. Какой-то бойкий мальчишка, прокравшись за спиной иллюзиониста, открыл ящик с распиленной ассистенткой, показал всем, как делается фокус, рассмеялся и убежал обратно.

Итак, как это делается. Ассистентка влезает в ящик для распиливания, высовывает голову с одной стороны, а ноги поджимает под себя калачиком. С другой стороны ящика торчат ноги другой ассистентки, заранее забравшейся в противоположный конец аппарата и тоже там плотно сжавшейся. Пила проходит по пустому пространству между ними. Позже в свете достижений науки вторую ассистентку заменили искусственные ноги, которые шевелятся самым натуральным образом.

Время и вкусы публики заставляют иллюзионистов иначе подавать давно известный трюк. Людей распиливают и в прозрачном ящике, и совсем без ящика. Но искушенная публика все равно ищет разгадку. Вот как объясняют этот трюк: человек ложится на стол ногами, опустив туловище вниз, а другой ложится туловищем, опустив вниз ноги. Благодаря системе зеркал кажется, что на столе &ndash, один целый человек. А потом его &ldquo,распиливают&rdquo,.

Эмиль Эмильевич Кио сделал &ldquo,двойное распиливание&rdquo,. Распиливают двух женщин, одна из которых в черном костюме, другая &ndash, в белом. Клоуны, решив подшутить над иллюзионистом, меняют местами половинки ящиков. Он возвращается на манеж, завершает трюк, и из ящиков выскакивают его помощницы, составленные из разных половинок друг друга.

Тот же Эмиль Кио придумал распиливать человека не поперек, а вдоль, правда, неизвестно, получилось ли что-либо из этого.

Очень впечатляюще выглядит удирающая прочь половинка женщины в фокусе Копперфильда. Беда в том, что по телевизору можно показать все, что угодно. Телевидение и прочие реалии современного мира отучили нас бояться. Одни скажут, что это хорошо, другие &ndash, что плохо, но факт остается фактом. И сейчас цель фокусника &ndash, не напугать, не заставить поверить в чудо, а дать возможность поломать голову над трюком. При этом он всегда старается изобрести нечто такое, чего не разгадает никто.

Многие фокусы поставлены и исполнены так хорошо, что мы ненароком начинаем верить, что это на самом деле магия, однако, это не так. Если вам интересны секреты некоторых популярных фокусов, то милости просим заглянуть внутрь этого поста.

Фокусы с людьми

1. Левитация

Женщина лежит на доске, которая поддерживается металлическим стержнем. Фокусник стоит так чтобы прикрывать стержень и таким образом там где он стоит определяет насколько хорошо исполняется этот трюк.

2. Девушка зигзаг

Это довольно простой фокус. Когда ассистентка заходит в шкаф, она разворачивает свое тело, так что когда входят ножи, они не задевают ее. Когда выдвигается средняя часть шкафа, только ее рука сдвигается, но черная подкладка шкафа создает иллюзию того что средняя часть тела полностью отрывается.

1. Элементы конструкции шкафа, которые добавляют место для изгибов для человека внутри. Они, как правило, покрашены в черный цвет, чтобы сливаться со шкафом.

2. Ножи заходят только на часть вертикального пространства, оставляя место для ассистентки.

3. Черные полосы – используемое пространство. Они плохо видны если смотреть на них сбоку или по телевизору, из-за чего ящик кажется меньше.

4. Внутреннее пространство больше, чем кажется.

3. В воздухе

Этот фокус похож на фокус левитации, но фокусник при этом не стоит перед поддерживающим стержнем. Затем он пропускает обруч над ассистенткой, но только до тех пор, пока позволяет опора, создавая иллюзию, будто тело парит в воздухе.

Фокусы с распиливанием человека

4. Распиливание женщины. Вариант 1

Человек в коробке должен подогнуть ноги чтобы создать иллюзию, будто его тело разрезается наполовину. Бутафорские ноги прикрепляют к другому концу ящика.

5. Распиливание женщины. Вариант 2

Еще один вариант классического фокуса заключается в том, что одна ассистентка уже находится в ящике до того как начинается фокус. Когда другая ассистентка заходит в ящик, та, что находится в ящике, высовывает ноги, а другая их прячет, демонстрируя только верхнюю часть тела. Когда ящик распиливают, мы видим по одной половинке двух людей.

6. Парящий человек

Такой трюк часто можно увидеть у уличных артистов. Фокусник на самом деле сидит на металлическом сидении, прикрепленной к стержню, который соединен с платформой, спрятанной ковром.

7. Танец Майкла Джексона

Это танцевальное движение когда Майкл Джексон и танцоры наклонялись на 45 градусов, которое можно было увидеть при исполнении песни "Smooth Criminal" выполняется легче, чем вы думали. Выемка в ботинках цепляется за подъем, так что когда вы склоняетесь ниже центра гравитации, вы можете вернуться в исходное прямое положение, не упав.