Как быть если не холоден и не горяч? Болезнь тёплых христиан.

Ст. 15-16 Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден

И Григорий Богослов говорит: следует в определенной мере гореть, а также и быть холодным. И подлинно холодный, т. е. не испытавший горячей веры, всегда имеет надежду получить ее; согретый же ею через крещение и впоследствии по лености охладевший, отвергаясь прежде избранной веры, теряет надежду на спасение. Как нельзя отвергать средины в делах, - посему и брак, представляющий средину между девством и блудодеянием, принимается, так, напротив, средина в вере не имеет цены.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ст. 15-16 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих

Надобно, чтобы я был чем-нибудь определенным, а не тем, что называется хаосом, смесью, брожением, в котором все кое-как перемешано и бродит в беспорядке. Чего ожидать доброго от человека, который душею своею представляет беспорядочную смесь доброго с худым, который делает частию добро, но не прочь и от зла. Это состояние опасное: оно означает нравственное бессилие, расслабление. Лучше в этом отношении человек с крайностями: либо холодный, либо горячий. Тут, по крайней мере, есть что-то определенное, чему можно дать определенное место: или – вечный тартар, или – Царство Небесное. Господь говорит о человеке ни холодном, ни горячем: извергну тебя из уст Моих . Люди представляются как бы заключенными в Боге, Который одних вмещает в Себя, а других извергает из Себя. Праведники действительно некогда будут жить в Боге и с Богом: этим объясняется та неизъяснимо высокая степень блаженства, какую будет иметь каждый праведник, хотя бы она и была у некоторых, сравнительно с величайшими праведниками, – низка. И теперь мы некоторым образом живем в Боге: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин. 4:16) . Впрочем, это относится к людям добродетельным. Но так как весь видимый мир есть дело Божие и Бог всюду находится в мире – в Своих делах и промышлении, то на этом основании можно сказать, что все люди находятся в Боге. Посечение бесплодных смоковниц – людей, не приносящих плодов добродетели, есть то изблевание из Себя, о котором говорил Бог в Апокалипсисе.

Дневник. Том I. 1856.

Примасий

Здесь можно узнать кое-кого из знатных людей века сего, о которых Он сказал, что они не холодны и не горячи, но скорее теплы, ибо, хотя вращаются они среди столь великого богатства, но в делах благочестия оказываются бесплодными и не восходят они к благим делам через созерцание несчастий. Поэтому сказано, что они и не холодны, то есть не бедны, и не горячи, ибо изобилуют они богатством, но, используя его тепло, цепенеют и, не уделяя его ближним своим, по справедливости порицаются, как не имеющие огня добрых дел. Эти слова могут также обозначать людей, у которых дома лежат Писания, а за дверями дома - непонятно, христиане ли они, и, набравшись самоуверенности из книг, пустыми от дел обретаются. Теперь пусть купят себе золото, о котором Он сказал: примите мудрость, как золото, и знание, как серебро отборной , и если смогут они, как бы просвещенные светом мудрости, почерпнуть что-нибудь из источников божественных Писаний, то тем самым одни окажутся воспламененными жаждой творить дела благочестия от изобилия имущества своего, а другие воспитаются духовно знанием Писаний.

Комментарий на Откровение.

Экумений

Сказано: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч . Горячий - тот, кто пламенеет Духом; так апостол говорит: духом пламенейте (Рим 12:11) . А холоден тот, кто лишился Святого Духа, Его воздействия и посещения. Но ты тепел , - гласит далее. Теплым он называет того, кто, сподобившись причастия Духа Святого через крещение, угасил [огонь] благодати из-за нерадения и заботы о краткосрочном. Духа не угашайте (1 Фес 5:19) - таково Божественное повеление.

О, если бы ты был холоден, или горяч! но ты тепел. Он хочет сказать: О, если бы ты был горяч, будучи воспламенен воздействием Духа, или насквозь холоден и совершенно лишен причастия благодати Духа, и не крещен, и не тепел! Ибо тот, кто имеет умозримый огонь Духа, усовершается до зрелости, и у него чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр 5:14) ; он - духовный. Разумеется, того, кто еще не принял благодать Духа, но питает надежду когда-нибудь спастись, нельзя причислять к безнадежным. Но тот, кто тепел, подлежит смерти и может утратить [благодать] крещения и пламени [Духа].

«Знаю дела твои; ты ни холоден, ни горяч. О если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15-16).

В зрослея как евангельские христиане, мы не проводили много времени в размышлении над книгой Откровение. Там было много странных вещей, которые казались невозможными для понимания, но в случаях, когда нас просили обратиться в наших Писаниях к Откровению, вы могли быть точно уверены, куда вы направлялись. 2 и 3 главы Откровения повествуют о посланиях Бога к ранним церквям. Несмотря на то, что там довольно много разных интересных моментов, когда кто-то хотел обличить собравшихся, он обычно обращался к посланию к Лаодикийской церкви. Краеугольным камнем всегда был цитируемый выше стих, заключающий в себе глубокий смысл – если вы все не с Богом, тогда у Него с вами проблемы.

Возрастая в дружеских отношениях с Богом, я осознал много областей, где я не правильно понимал Его суть и Его характер. В Библии такие стихи как этот играли огромную роль в моей борьбе с Богом, потому что это всегда представляло мне Его таким непреклонным и требовательным. Я имею в виду, если я вроде как следую за Тобой, то Ты всерьез собираешься извергнуть меня из Своих уст? Это уже не шуточки. Так что, я бы пытался приближаться к Нему, делая больше разных дел, но неизбежно закончил бы в том же состоянии любви и служения Богу, в котором я не слишком уж Ему и доверяю. Вера во всей этой истории — не такая уж привлекательная штука, мягко говоря.

Но когда я исследовал мысль о том, что дружба с Богом должна быть нашей основной целью в жизни, я начал смотреть на эти трудные для понимания стихи через призму дружбы, и неожиданно они больше не казались такими трудными. В действительности, они показали Бога с настоящими чувствами и реальной индивидуальностью. В некотором смысле это дало для меня твердую основу идее о том, что Бог ЕСТЬ любовь.

Большинство христиан смотрят на это предостережение Лаодикии и видят только один результат, который порадует Бога. Либо становиться горячим с Ним, либо Он расстроится. Но мы пропустили другой выбор, предлагаемый Богом, потому что это кажется таким противоречащим Богу, действительно требовать такого от нас. Но вот оно, абсолютно очевидное. «Я бы предпочел, чтоб ты был горячим или холодным, но только не теплым» . Зачем Богу говорить такие вещи? Согласно моей логике, если бы я выбирал очередность для человеческих сердец по отношению к служению Богу, это было бы так: горячее это самое лучшее, теплое тоже неплохо (потому что ты хоть что-то делаешь), а холодное это самое плохое. Но в Божьем царстве, горячее это самое лучшее, холодное тоже неплохо, а теплое – отвратительно. И что теперь? Какой смысл во всем этом?

Как по мне, это всё сводится к дружбе. Когда Иисус говорит нам в Евангелии от Иоанна 15:15, что Он больше не называет нас рабами, но друзьями, Он говорит о настоящей, истинной дружбе. И краеугольный камень для самой лучшей дружбы это не любовь, но честность. В конце концов, мы все знаем людей, которых очень любим, но абсолютно им не доверяем. Но люди, которым вы доверяете больше всего, и люди, с которыми вы можете быть абсолютно откровенными, обычно самые лучшие друзья в мире.

Очевидно, Бог хочет, чтоб мы доверяли Ему и следовали за Ним со всем, что имеем – чтобы быть «горячими». Но я думаю, причина, по которой Он говорит, что неплохо быть и «холодными» в том, что тогда, по крайней мере, мы будем откровенны с Ним. Он может работать с откровенностью. Мои лучшие моменты с Богом наступали тогда, когда я становился безжалостно откровенным и говорил Ему, как я в Нем разочарован, как сильно я борюсь с идеей о том, что Он всегда хороший, и как я просто не имею духовной силы или желания быть «горячим». Тогда Он просто принимал эти моменты чистой правды и начинал работать над тем, чтобы вернуть меня обратно к Себе.

Когда вы читаете Псалмы, написанные человеком «по сердцу Бога», вы видите образ человека иногда горячего, иногда холодного, доверяющего и напуганного, уважаемого и находящегося на краю, готового сдаться. «Где Ты? Почему Ты медлишь? Хочешь ли Ты, чтоб я умер?» Сокрушенное сердце Давида было открыто для Бога, и через этого горячего и холодного человека Бог установил Свое царство навечно.

Так что же с этими теплыми христианами, так сильно беспокоящими Бога? Почему ни горячее, ни холодное не делают Его несчастным? Думаю, это достаточно просто. Когда мы теплые, мы не думаем, что с нами что-то не так, и мы вполне довольны нашим положением, спасибо Тебе за это. Бог это Бог жатвы, но Он может собирать только там, где есть рост. Если вы теплые, роста не существует, так как вы считаете, что вы полностью выросли. Вы двоедушные личности, одной ногой повернутые к Богу, а другой – к себе. Но более всего, вы просто не честны о своем настоящем состоянии. И единственная вещь, которую Бог не может терпеть, это отсутствие честности, потому что обман вбивает клин в дружеские отношения.

Подписывайтесь:

Бог применяет столь серьезные слова, потому что Он говорит о самом важном для Него – о вас. Ему нравится ваш пыл, и Он может справиться в вашей болью, но ваше теплое сердце делает вас просто знакомыми, но не друзьями. Всегда было модно считать Лаодикийскую церковь такой, что наиболее соответствует американской церкви. И секрет для преодоления этого не в том, чтобы взяться за дело и сильнее стараться. Единственный способ излечить болезнь теплого состояния христианства – честность перед Богом. Вы не горячи и не холодны. Если вы не видите себя в одном из этих состояний, болезнь крепко сидит в вас. К счастью, есть противоядие, способное творить чудеса. И это противоядие начинает своё действие с простой, откровенной молитвы.

«Дорогой Боже, помоги мне.»

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3;14-19).

Теплый противопоставляется холодному и горячему. В чем различие? Теплый находится в комфортном состоянии. Успокоившийся. Достигший. В теплом состоянии человек спит. В отличие от горячего и холодного. В тепле, комфорте легко уснуть и приятно спится. В этом состоянии человек живет в свое удовольствие. При холоде и жаре уснуть не просто.

Горячий стремится к Господу, почитая себя не достигшим и недостойным.
«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Филипп. 3;12-15).
«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17;10).

Теплый считает себя праведным, достигшим, спасенным. Поэтому успокаивается и засыпает. Это нарушение первой заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5;3).

У холодного и горячего нет успокоенности, «душа не на месте». Горячий еще не достиг и постоянно стремится, все время в поиске. А холодный – в терзаниях и смятении потому, что явный грешник. Пример – фарисей и мытарь. Теплый и холодный. Один себя хвалит, другой не смеет глаза к небу поднять из-за сознания своей греховности. И грешник мытарь был оправдан. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7;10). Еще пример – раскаявшийся блудный сын (Лк. 15;11-32).

О «праведности» теплых фарисеев Иисус Христос говорил: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф. 5;20). И еще: «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Матф. 21;31-32).

Основной принцип греха – гордость. Самомнение, самолюбие, высокомерие. Основной принцип праведности Божьей – смирение. Скромность, кротость, униженность. Грешник думает о себе высоко, праведник не думает о себе вообще, кающийся грешник думает о себе низко. И всякий, кто думает о себе высоко уже грешит. Именно в том, как он о себе думает. Поэтому самые страшные грешники это те, которые с виду праведники. Не делают явных грехов по плоти и этим себя оправдывают и превозносятся. Таким образом, грешат гордыней – а это уже грех к смерти. Поэтому Христос и предупреждал о «праведности» лицемеров, чтобы не шли по этому пути – «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12;1).

Теплых «праведников», почитающих себя достигшими, Бог не выносит.
«праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1;13-15).

Теплому не нужен Бог и помилование от Него. Поэтому и нет нужды слушаться Господа и выполнять Его волю, чтобы заслужить спасение и награду. Уже не надо верить. Уже всё совершилось и все усовершились.
«…и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру. Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа"» (2Тим. 2;17-19).

Для Господа главное – вера.
«Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6;28-29)
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте любви» (1Кор. 13;13-14;1).

Вера без дел мертва. Вера проявляется в делах. В делах Божьих. Дела Божьи совершаются через послушание. Услышал Слово Господа – исполнил. Таким образом, пребываешь в вере и послушании. Отсюда, грех – это неверие в непослушании.
«Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3;18-19)
«…неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар. 15;22-23).

Итак, теплый это тот, кто не боится Бога. Успокоился и отдыхает, надеясь на свою «праведность». Думает о себе, как о любимом и ценном в глазах Божьих. И вместо благодарности, покорности и благоговения – превозносится и кичится. Это – лицемерие, лукавство. Таких Бог отвергает.

Теплый подобен вытесанному людьми камню. Такие не пригодны для Господа – «если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их» (Исх. 20;25). Лицемер, рожденный лицемерами – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Матф. 23;15).

Израиль был теплым. Пресытились благословениями Божьими и перестали чтить Всевышнего.

У холодного и горячего есть общее. Благоговение перед Господом и сознание своей ничтожности. А это главное, что требует Господь.

Теплый превозносит себя и ропщет на Бога, требует у Бога, ведет себя, как равный Ему.
«Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей, так что одна стена [была] между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моем» (Иез. 43;8).
Это – грех дьявола. Грех к смерти.

Теплый скрывает грехи свои, не идет к свету и не любит свет. Оправдывает себя. Хвалится внешней, искусственной праведностью.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф. 23;25-28).

Горячий считает себя недостойным, потому что он смиренный и святой. Холодный почитает себя недостойным, потому что он такой и есть, и честно это признает. Теплый считает себя достойным и значимым. Это – грех, закрывающий Бога.
«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом» (1Кор. 1;26-31).

Если мы действительно что-то хотим, то как правило добиваемся этого. Что же тормозит нас в духовной жизни? Почему хотим худеть и худеем, а хотим молиться и не молимся? Размышляют иерей Филипп Ильяшенко, финансист Константин Каракацанис и жена священника Анна Васильева.
Омовение ног. Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в.

«НС» продолжает свой опрос "Как починить волю? ":

Иерей Филипп Ильяшенко (Москва):
— То, что вы описываете, Спаситель в Евангелии называл фарисейством и лицемерием и последовательно обличал. В Апокалипсисе «Сидящий на троне» обращаясь к Ангелу Лаодикийской Церкви говорит: «О если бы Ты был холоден или горяч, но Ты не холоден и не горяч...» — известные московские духовники связывают эти слова с тем, о чем вы говорите и называют это явление теплохладностью. Полагаю, что самый верный путь описан в заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью, и всем разумением твоим». Речь идет, таким образом, не о воле (у христианина нет слова не могу, есть — не хочу! — а это совсем другая область), а о сердце! Если я кого-то люблю, то едва ли захочу его расстраивать, напротив, поспешу использовать всякую возможность его порадовать — выполняя его просьбы, исполняя угодное ему!

Константин Каракацанис, финансовый директор крупной компании (Москва):
— Мне кажется, основная проблема несоответствия чтения и практики в том, что подлинное наше желание, к сожалению, "бери от жизни все!" И дальше мы его пытаемся обуздать, или уговорить, или победить. И себя, любимого, жалко к тому же. Поэтому у нас и не получается победить волю умом. Но как только (часто после потрясений) мы собираемся и действительно что-то хотим, мы всего или почти всего добиваемся. Это и в обычной жизни заметно. Ну, например, худеть у многих получается же, в конце концов.

Очень часто мы слышим с амвона тезис о том, что человек, как ни работай над собой, все одно — существо падшее, и фактически никакого продвижения в сторону Царства Божьего не может осуществить. И без помощи Божьей ничего не выйдет. А вывод из этого утверждения может быть сделан (и часто делается) такой: не выходит — значит пока нет помощи. Нет помощи — значит недостоин. А, следовательно, и напрягаться не надо, потому как бесполезно. Человек просто плывет по течению, опять оправдывая свою лень.

Книжное знание всегда несколько иллюзорно, это модель, а не натура. Как геометрия, где отрезок и плоскость не имеют толщины. Но в реальности мы понимаем, что это такие допущения, для простоты изложения главных принципов, и переносим это отношение к учебнику на духовные книги. То есть в принципе мы все принимаем, но что это надо делать прямо сейчас, не доходит до ума и сердца. То, что прочитанное необходимо понять буквально, тоже не доходит.
Вывод я могу предложить один — не соглашаться с ленью, с нелюбопытством, а понуждать себя к действию, ежедневному или ежечастному — кто как может...

Анна Васильева, жена священника (Архангельск):
— Этот вопрос мне кажется несколько отвлеченным от жизни. Что могу сказать о себе — когда были первые годы жизни в Церкви, то вопросы о «духовной жизни» присутствовали. Потом с возрастом получилось, что вся духовная жизнь сводится к самому малому, но которое очень трудно выполнить. Самое элементарное — не обижаться и других не обижать, не делать другим плохого, не кричать на детей, помогать тем, кому хуже. Вот минимум, который так по-детски выглядит, и очень сложен. Поэтому лично у меня не стоит сейчас вопросов о какой-то духовной жизни, мне бы выполнить как-нибудь этот минимум.

Насчет застревания и хождения по кругу — не знаю, мне кажется, что наш путь к Богу — это не стремление к каким-то «вершинам духовной жизни» (что это такое, я толком и не понимаю), а преодоление тех постоянных трудностей, что каждый день встречаются на нашем пути. То есть наш путь к Богу, получается, не столько молитва и чтение святых отцов, сколько — просто терпеть все неприятности, скорби, не роптать на Бога. А застревание — жизнь все время приносит какие-то проблемы, сюрпризы. Сегодня они одни, завтра другие, решать их приходится по-разному. То есть застревание, конечно, есть, существует, но как-то о нем не думаешь особенно, житейская суета особо не дает возможности размышлять.

Как починить свою волю — я не знаю. Наверное, в некоторых случаях надо лечиться. Вижу, что в моем окружении много людей, страдающих депрессией. Пока никому из них, насколько я могу видеть со стороны, не удалось самим свою волю починить. Одной подруге помогли антидепрессанты и работа с психотерапевтом — это заняло не один месяц, но результат принесло, воля действительно окрепла.

Есть еще такой момент, не знаю, насколько он уместен. Это мое личное наблюдение. У меня есть подруга, которая 20 лет ходила в церковь и жила церковной жизнью, серьезный неповерхностный человек. Ее тоже беспокоило это «топтание на месте». Она хотела настоящей глубокой христианской жизни. И так получилось, что она нашла ее в одной общине, которую принято критиковать и называть сектантской. Я тоже познакомилась с несколькими людьми из этой общины. Мне показалось, что они все максималисты, старающиеся жить по-максиму по-христиански. Они постоянно что-то изучают, Священное писание, историю Церкви. То есть у них как-то получается так жить, что Христос и Евангелие у них на первом месте. Может быть, их опыт церковной жизни может быть и нам полезен, интересно, как это у них получается.

Откровение 3:14-22
Ключевой стих 3:15

«знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!»

Мы уже дошли до последней церкви из семи. Иисус пишет Лаодикийской церкви. В каком состоянии эта церковь находилась, и что Иисус сказал ей? Помолимся, чтобы каждый из нас услышал голос Иисуса Христа, открыл дверь и принял Его, чтобы мы могли вечерять с Ним и Он с нами. Аминь.

I. Быть либо холодным, либо горячим (14-17)

Взгляните на стих 14. «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия». Иисус представил себя перед этой церковью как Аминь. Когда мы принимаем слово Бога сердцем и готовы повиноваться, мы говорим громко: «Аминь!» Иисус всегда исполняет слово Бога, говоря: «Аминь». Иисус свидетель Бога, Который верно и истинно исполняет слово Бога. И Он был из начала. Такой Иисус пишет Лаодикийской церкви.

Иисус упрекает Лаодикийскую церковь сильнее, чем кого-либо: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» . Иисус даже не может терпеть их, а хочет извергать их из Его уст. Почему Иисус так ненавидит их? Потому что они ни холодны, ни горячи. Быть горячим — это горячо реагирует на слово Евангелия и горит видением всемирной миссии, и активно служить делу Евангелия, а быть холодным это отказаться от слова и ненавидеть Иисуса. Иисус хочет, чтобы они были горячи, а если нет — холодны. Сестра Туи ещё духовно молода, но её вера горяча, она сразу реагирует на слово, кается в своих грехах, и каждое утро кушает духовный хлеб, и служит делу Бога, не зависимо от того кто-то смотрит или нет. Её служение благоприятно Богу. Бог очень любит такую горячую веру. Но вера Лаодикийской церкви была тёпла, а ни холодна, ни горяча. Они не реагировали на слово Иисуса. Даже когда они слушали проповедь, они не говорили «Аминь!» Они думали, что они любят Иисуса, потому что они не против Иисуса: «Я не враг Иисуса, и это, слава Богу». Это было духовное состояние Лаодикийской церкви.

Бог тоже считает так? Нет! Они ошибаются. Бог ненавидит тёплых верующих больше всего. Лучше не иметь веру, чем иметь такую веру. Холодный может покаяться в своих грехах, и становиться горячим. Тёплый никогда не меняется, даже 5 лет, 10 лет пройдут, он останется таким же. Он не реагирует чувствительно ни на слово Евангелия, ни на слово покаяния. То, что человек не реагирует, слушая проповедь, то, что не плачет на слово покаяния, и не танцует на слово благодати, это трагедия из трагедий. Такой тёплый верующий не нужен никому. Он не может служить ни Богу, ни миру. В духовном мире тёплый верующий всегда играет роль врага Господа. В 18-ом веке Чарльз Спэрджен обличал тёплых англичан через молитву: «Господь! Дай мне 12 горячих сердец. Поставь нас в любой угол Лондона. Мы, с доброй помощью Бога, будем строить царство радости в опустошённом месте. Но если Бог даст мне всех вас, которые отдают только половину своего сердца и не имеют решение веры, то, что я смогу делать? Вы будете только камнями преткновения, которые гасят огонь у других сердец. Пять тысяч тёплых верующих это пять тысяч препятствий. Лучше ничего нет, чем быть тёплым. Помилуй Господь!»

Почему они стали тёплыми? Через 17-й стих мы узнаём причину: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» . Во-первых, они не имели трудности ни материально, ни политически. Не было у них даже гонения. Но это дало им повод для падения. Они приняли этот покой и материальную стабильность как духовное богатство. Они были довольны тем, что они имели — есть дом, жена или муж, дети, и пока есть работа, машина, всё нормально. Они неправильно поняли, что если Бог благословляет их, то это всё, они уже богаты, и ни в чём не нуждаются. Они больше не любили слово Бога как раньше, больше не каялись перед словом, думая, что у них всё хорошо, и ни в чём не нуждаются. Их горячее сердце к всемирной миссии остыло, их огонь любви к одной душе уже потух. Они не пошли в мир, не стали врагами Евангелия. Они поставили одну ногу в мир, вторую ногу в церковь, и служили Богу пополам. Они думали, что это мудро. Но они не видели, насколько они несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги.

Во-вторых, они стали гордыми. Они получили духовные благословения. У них появились пару агнцев, люди называли их хорошими верующими, лидерами. Они получили какое-то духовное знание, и начали считать себя самым великим лидером. На конец, они даже начали думать, что они не в чём не имеют нужду. Когда пастырь даёт слово назидания, они говорили: «У меня всё нормально, я живу верой, я не нуждаюсь в покаянии. Вы неправильно смотрите на меня, или не понимаете о вере. У меня всё хорошо». Их гордость, самоправедность и ложная уверенность мешают им горячо реагировать на слово Бога. Из-за гордости они не каются в своих грехах плачущим сердцем и не радуются милостью прошения. Они просто тёплы. Их ложь обманывает их самых, они не видят, насколько они несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги. Другие видят срамоту наготы их. Только сами они не видят свой стыд. Что им делать?

II. «Се, стою у двери и стучу» (18-22)

Господь сердечно просит, чтобы они оставили такую тёплую христианскую жизнь. Как это сделать? Взгляните на стих 18. «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». Во-первых, Иисус советует купить у Него золото огнём очищенное, и обогатиться. Золото огнём очищенное означает чистую веру, очищенную от всяких примесей. Почему вера становится тёплой? Потому что в ней имеется примесь. Они любили Иисуса и любили одновременно и мир. Доверяли свою жизнь Иисусу, но одновременно полагались на деньги, воспитывали своих детей верою, но одновременно делали как мирские люди делают. Такие примеси были в их вере, и автоматически остыл огонь любви к Иисусу, и стали тёплыми.

Такие примеси просто не исчезают. Иисус выводит примеси от нас через разные огненные испытания, через гонение, чрез трудность на работе, через проблему детей, через проблему мужа или жены, через проблему здоровья и даже через стихийное бедствие. Сейчас наши братья в Астане получают гонение от мусульманской власти. Им не дают проповедовать Евангелие и депортируют миссионеров. И Бог дал нам большую трудность через наводнение. Эти испытания не случайно приходят к нам. Бог очищает нашу веру через них. Это Его великая любовь к нам. Поэтому мы не должны жаловаться на Бога или пренебрегать эти испытания. Мы должны слушать голос Господа через эти события и очистить своё сердце через покаяние. Тогда наша вера становится чистой как очищенное золото. Когда вера чиста, она горяча как огонь.

Во-вторых, Иисус советует им купить белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была их срамота наготы. Белая одежда означает правда от веры, которую мы получаем через крест Иисуса. Наша самоправедность, наши добрые дела тряпка перед Богом. Мы должны приходить к Богу с покаянием, тогда кровь Иисуса очищает нас от всех грехов, и даёт нам белую одежду веры. Только одежда веры даёт нам предстоять перед Богом. Они любили получить признание от людей. Они сами считали, что они праведные. То есть, из признания людей и своей правды, они сами сшили свои одежды, у них было много одежд, но все они были такими тряпками, что вся их срамота наготы была видна. Им срочно надо купить одежду веры от Иисуса. Как это сделать? Они должны прийти к Иисусу с покаянием, тогда Иисус Своей святой кровью омоет их от всяких грехов, и одевает их в белых одеждах веры.

В-третьих, Иисус советует им глазною мазью помазать их глаза, чтобы видеть. Верующие в Лаодикийской церкви были духовно слепы. Их глаза были больными из-за гордости или искушения мира. Их взгляд на ценности был неправильным. Что происходит, когда человек не видит? Он принимает всё неправильно. Живёт в своём тёмном мире, часто получает рану, и из-за неправильного понимания, из-за обиды, их душа всегда темна. Духовно слепой не может служить Богу. Ему нужна глазная мазь. Глазная мазь это слово Бога. Когда его глаза исцеляются мазью слова Бога, он может правильно видеть себя и Бога, мир и историю, и всех других. Только тогда он становится горячим и может служить делу Евангелия горячим сердцем до прихода Иисуса.

Время не делает нас горячими. Нам надо иметь чистую веру подобную золоту, огнем очищенному, и каждый день одеваться в одежду веры убеленную кровью Иисуса Христа, исцелить свои глаза мазью слова Бога. Только тогда мы можем восстановить горячее сердце и с радостью служить Богу. Иисус просит, чтобы мы купили эти вещи у Него. Они есть только у Иисуса Христа. Купить, значит, что надо жертвовать что-то ради духовного восстановления.

Иисус обличает и наказывает их, потому что любить их. Стих 19 говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» . Поэтому, слушая эту проповедь, не надо отчаиваться, думая, что я бесполезный человек, а надо быть ревностным и покаяться.

Каково сердце Иисуса, Который сердечно призывает нас к покаянию? Взгляните на стих 20. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». В этом слове есть трогательная история. Иисус целыми днями стоял на улице и предлагал людям: «Покупайте у Меня золото, огнем очищенное, чтобы вам обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы вашей, и глазною мазью помажьте глаза ваши, чтобы видеть». Но никто не ответил, не купил. Солнце уже село, на улице темно, и никого нет. Иисус мог бы просто оставить их. То, что гордые погибают, это их проблема. Но Иисус помиловал гордых людей. Он забыл идти домой, Сам приходит в дом каждого из нас, чтобы продать золото, белую одежду и глазную мазь. Иисус стоит у двери и стучит: «Покупайте у меня золото, очищенное огнем и белую одежду, и глазную мазь».

Здесь мы видим, что деньги не нужны, чтобы купить эти вещи. Нам надо только открыть дверь. Иисус говорит: «если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» . Какая это великая благодать! Какое это милостивое приглашение! Какое это благодатное и чудесное общение между Иисусом и между грешниками! Иисус Царь Вселенной, Святой Сын Бога хочет войти в наше сердце и вечерять с нами. Иисус хочет, чтобы мы получили новую благодать и стали чистой радостной невестой Бога и новым горячим сердцем служили Богу. Он даёт обещание победителям: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» . Пусть Господь поможет нам, чтобы мы покаялись в тёплом сердце, и стали горячими и восстановили первую любовь свою. Слава Иисусу!