Как и когда зарождались имена. Как рождаются имена

Происхождение имен уходит своими корнями в глубокую древность и покрыто слоем разных легенд. Точного времени, когда начали выделять группу «имена собственные», не известно, но уже в III веке до нашей эры философ Хрисипп относил их к отдельной группе слов.

Представьте то время, когда люди жили в пещерах, вели совместное хозяйство, ничего не знали о медицине и мире вне своих поселений. Когда человек только начал давать название окружающим его вещам, удивлялся и изучал природу бытия.

Первые имена не были придуманы специально для обозначения конкретного человека, люди использовали для этого различные слова: названия животных, природных явлений, растений, времен года, небесных тел, богов и т. д. (Ива, Река, Волк, Дождь). Но древние загадочные имена довольно часто давались людям, исходя: из черт характера, внешности, образа жизни, особенностей, поведения и т. п. (Нос, Говорун, Блуждалец). Так, самый высокий человек в поселении мог зваться – Скала, а самый тихий – Мышь.

Люди еще в древности стали понимать, что имя, данное человеку, может влиять на его судьбу различным образом. Тогда они начали выбирать имена, которые обозначали бы что-то хорошее. В африканских и индейских племенах детей называли так, чтобы имя звучало отталкивающе, отпугивая злых духов и нечисть.

Также в истории довольно частым было явление, когда у ребенка было два имени: одно знали только он и родители, а другое – общее, которым могли называть все.

Мало кто знает, что в Китае ребенок получал свое первое имя при рождении, второе – когда поступал в школу, а третье (взрослое) – после совершеннолетия.

В древней Греции родители именовали младенцев в честь героев, богов и важных лиц в истории. Они верили, что тогда ребенок унаследует их величие, силу и те качества, которыми обладали герои. Но люди, называя ребенка как одного из богов, часто боялись всевышнего. Поэтому для каждодневного обращения к богам они употребляли разнообразные эпитеты, от которых произошли некоторые известные нам имена: Александр – «защитник», Виктор – «победитель», Лавр – «в честь Марса», носящего лавровую ветвь, или же Стефан, в славянских языках превратившийся в Степана, что значит «увенчанный», поскольку многие боги носили венки.

Иногда все же детей назвали так же, как и богов, но не главных, а второстепенных: Аврора, Муза. Суеверные язычники надеялись на то, что лучшие качества и способности этих богов перейдут к их ребенку вместе с именем. И, возможно, надеялись, что боги даже принесут дар их семье в виде хорошего урожая или крепкого здоровья.

История происхождения имен не всегда такая простая, какой кажется. Мы не всегда знаем откуда произошло то или иное имя. Даже если сами являемся его носителями.

Многие думают, будто такие имена, как: Мария (Маша), Иван (Ваня) являются исконно русскими. Это заблуждение, ведь они, как и многие другие, привычные слуху, пришли из других языков и народов.

Среди широко используемых имен много тех, которые имеют греческие, скандинавские, еврейские, латинские и другие корни.

После принятия христианства и ухода язычества в нашу культуру стало проникать все больше иностранных имен, имеющих глубокое значение: Никита – «победитель», Алексей – «защитник», Елена – «светлая», Евгений – «благородный» и так далее.

Возможно, мы считаем их исконно русскими, так как они часто употребляются в фольклоре, сказках и легендах, знакомых нам с детства.

Но есть и большое разнообразие исконно русских имен, дошедших до сегодняшнего времени: Людмила – «милая людям», Ярослав – «славящий Ярилу», Владимир – «владеющий миром», Всеволод – «владеющий всем», Злата – «золотая» и еще огромное количество таких примеров можно найти, изучив историю Руси. Сегодня эти имена вновь приобретают популярность, ведь многие хотят вернуться к аутентичности семейных ценностей и истории своего народа.

Интересно и важно знать, что люди со странными или очень смешными именами чаще остальных страдают разнообразными психическими заболеваниями.

Помните: всегда будет полезно выяснить происхождение, значение и тайный смысл прозвания. Знание исторических имен, возможно, поможет понять себя самого немного лучше. Вы будете знать, на что способны, а, главное, сможете подобрать имя с хорошей историей для своего ребенка. Не стоит забывать, что назвав ребенка, вы наделяете его определенными качествами, поэтому следует внимательно подходить к выбору имени и разобраться, откуда оно произошло.

На просторах волнистой травы
С лентой ветра в седых волосах
Застыл Слав у подножья горы,
Созерцая округу, как птах.

Думу думал. И тенью печаль
Затаилась меж хмурых бровей:
Не себя ему было так жаль,
А рыдающих жён, матерей.

У холмов тут он встретит врага,
Схоронившись с ватагой своей,
И порубит со шлемов рога,
За ту землю, что нету родней

Слав вздохнул. Повернувши коня
Возвратился к колонам дружин...
В лучах солнца горела броня,
Плавя сотни щитов, как в один.

Словно небо держа на плечах
Проезжал вдоль внимательных лиц -
Нет нужды здесь в высоких речах -
Станут на смерть, не падая ниц.

Вот и звезды погасли в ночи,
Расплескался по полю туман,
Только скрип, с каким точат мечи,
Раскрывал, что затишье – обман.

Князь, укутавшись в искры костра,
Прогонял с сердца холода жуть.
Лишь усталость сомкнула глаза -
До рассвета осталось чуть-чуть.

Дневной свет разогнал страхи тьмы.
«Тверже шаг! Строй держать! Веселей!
День сегодня мы взяли взаймы!
Так неужто наш недруг смелей?»

На своём вороном впереди...
Князь спокоен, как лука струна,
Что способна в мгновенье нести
Смерть врагу, испив крови сполна.

Вот холмы, вот подножье горы...
Рог трубит построение полкам.
И противника реют шатры,
И тревожная дрожь по рукам.

Стуки сердца застыли на миг,
Тишина стала вязкой, как воск,
И кукушки единственный крик,
Как иглою, вонзается в мозг.

Копий лес, покачнувшись опал,
Всё лавиной в движенье пришло,
Грозный рёв окатил перевал
И затем скулы злостью свело.

Стал плечом к брату брат, к другу друг,
Сталью встретил врагов авангард.
Тетива пела песню вокруг,
Будто сорванным голосом бард.

Засвистели булатом клинки -
Слав метался, как яростный зверь,
Рассекая людей на куски,
В мир иной открывая им дверь.

Ещё шаг, ещё взмах, ещё труп.
Свет померк в хороводе смертей:
Кровь за кровь, глаз за глаз, зуб за зуб -
В стонах боли тонул звон мечей.

То ли год пролетел, то ли день,
Дрогнул вражеский строй и бежал,
Словно, мчалась за ним страха тень,
Флаги бросил и в землю втоптал.

Грянул гром, расколов небосвод,
Дал свободу потокам воды,
Что омыла с тел раны и пот,
Как слеза безутешной вдовы.

Тучи вскоре сменила луна -
Всё бродил Князь средь павших друзей,
Сам рукой закрывал им глаза,
Обещал воспитать их детей.

И плясали ушедшие в смерть
Танец душ в погребальных кострах,
Засверкала измятая медь
На воскинутых в воздух щитах.

С той поры уж прошло много лет.
Слав в земле родной принял покой,
Но сдержала дочь данный обет:
Внука князя святила золой.

Новорожденный плакал навзрыд,
И смеялась счастливая мать.
Пил народ хмельной мёд из корыт,
Спорил громко о том, как назвать.

Им сказала княжна свой ответ: -
«В память деда ему имя дам.
Будет чистым оно, как рассвет,
Остальное возьмёт в жизни сам.

Стань, как Слав. - Прошептала она,
Сына бережно на руки взяв.
Честной люд подхватил, как волна,
Имя гордое: – «Станислав!»
-------
25 июля 2013 г.

Рецензии

Строки понравились. 5+++

В ведической культуре славян имя человека непосредственно
связано с его судьбой и эволюционным уровнем развития. Если
варна∗
(эфирное тело) родившегося ребёнка соответствует свещеннослужителю, то его имя имеет два корня. И один из корней
обычно “слав” – то есть славящий, или “любо” – любящий.

Для того чтобы убедиться в том, что славяне произвели своё
название от Славы, достаточно привести некоторые славянские
собственные имена, в состав которых вошёл корень “слав” как
основополагающее понятие. СтаниСлав, Суди-Слав, Тверди-Слав, Чуро-Слав, Яро-Слав и т. д. В "Слове о полку Игореве” из 20 славянских имён 14 оканчиваются
на “Слав”, а в летописи Нестора из 130 славянских имён 103 приходятся на тот же корень.
*
Качество стойкости отражено в именах: СтаниСлав, Станил, Стоян и др.

Станислав почитал Ваш отзыв, так что примите благодарность от нас обоих.

Шлем Вам наши самые добрые и теплые пожелания.

С искренним уважением, Инна и сын.))

Имя человека – это первое, что его идентифицирует и отличает от других. Многие сейчас увлекаются различными толкованиями тех или иных личностных данных, и имя здесь стоит на одном из первых мест. Есть даже специалисты, которые по имени предсказывают судьбу, характер, личные качества человека. Поэтому становится очень интересным, как появились имена, каковы они были в самом начале, как трансформировались с течением времени.

Древние имена

В самом раннем древнем обществе, когда человек понял, что вместе жить проще, возникла необходимость из этого «вместе» окликнуть для чего-либо одного. Не всегда получалось подойти и постучать по спине, а голосовые данные успешно развивались. Так и научился первобытный человек звать голосом своего товарища, не все племя, заметьте, а одного. И вот на этом этапе надо было уже определяться, как дать понять, кого именно зовут. Оказалось, что все очень просто. Человек назвал словами все, что вокруг него, а заодно и своих товарищей. Солнце – Ра, значит и рыжий человек в племени тоже Ра. Вода с неба из тучи капает – Даждь, значит и человек, у которого вечно глаза на мокром месте – Даждь. Все было очень просто, а мы-то гадаем, откуда появились имена!

Имена первых цивилизаций

Во время зарождения цивилизаций отношение к имяобразованию совсем изменилось. Родители давали ребенку имя, созвучное с теми качествами, которые они бы хотели видеть в своем ребенке. Владимир – владеет миром, Святослав – славящий святых. Это русские варианты имен. В Европе и на других континентах происходило то же самое, только на других языках. По-гречески Александр – завоеватель, Павел – маленький, Елена – светлая. Эти имена дошли до нас, претерпев некоторые незначительные преобразования в звучании с самых древних времен, от самого рождения культурных цивилизаций.

Языческие имена народов мира

Многие народности придумывали своим детям имена со значением, надеясь, что заложенный в имени смысл будет помогать ребенку по жизни. К примеру, хотите узнать, как появилось имя Кизлярбас? Оно дословно переводится как «не надо больше девочек», его отцы давали долгожданным мальчикам, родившимся в таджикских семьях. Семитское имя Небу-булит означает «О, небо, дай мне жизнь!», очень говорящее имя. А вот девочка, носящая имя Дзедумилла, должна была быть всю жизнь милой для своего деда.

А еще язычники называли детей именем какого-либо животного, чтобы ребенок был похож силой и ловкостью на него. К примеру, почитаемый во многих народах волк дал миру много имен, производных от этого слова: Вук, Вильк, Вольф, Лупул, Вовк, Вольфганг, Вильколаз. И это только европейские производные!

Современные имена в России

К счастью, прошли времена, когда в России, отдавая дань моде, называли детей совершенно немыслимыми именами! В 40-50 годах прошлого века было очень популярно мужское имя Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин). А чего стоят Электрификация, Октябрина, Космос, Искра, Академия, Антенна, Владлена (Владимир Ленин). И таких имен было огромное множество. Все это была дань времени, никто не ломал голову над вопросом, почему появились имена, что они должны означать? Тяп-ляп, и имя готово. Затем стали возвращаться исконно русские имена и даже совсем не русские имена. Но все они были действительно именами, а не аббревиатурами, придуманными на злобу дня.

Инструкция

Имена появились тогда, когда люди стали издавать крики и прочие звуки, чтобы идентифицировать себя. У каждого человека был обозначающий его звук. Более сложные слова стали использовать позднее, когда все племя или семья выбирали человеку имя, или человек выбирал его сам. Имена менялись по мере взросления людей. Это сопровождалось специальными ритуалами и церемониями.

Фамилии впервые появились в Китае около 2850 года до н.э. согласно императорскому декрету. У китайцев в полном имени обычно три слова, при этом на первом месте стоит фамилия. Второе имя называют именем поколения. Оно выбирается всей семьей из стихотворения. На последнем месте стоит собственно имя.

Древние римляне использовали только одно имя, чтобы называть человека. Затем они переключились на три составляющих, потом снова на одну. Во времена Юлия Цезаря использовалось три слова в имени: Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красс.

В в Европе стали использовать в полном имени человека фамилию. Это было особенного актуально для людей высших сословий, которым было важно отличаться от остальных членов общества.

Люди благородных кровей передавали свои фамилии младшим поколениям. Впервые эта традиция зародилась в Италии, а затем распространилась по всей Европе.

Фамилии были разного происхождения. Одни происходили от названий городов, другие от названия рода занятий, третьи от наименований животных, четвертые заимствовались у предыдущих поколений. У англосаксонцев, например, такие фамилии давались по имени отца. Так, фамилия Johnson означала «сын Джона», O’Rourke означало «сын Рурка».

Последними обычай использовать фамилии переняли евреи. Очень часто еврейские кланы жили по-отдельности, и фамилии им просто не требовались. У Иисуса Христа также не было фамилии. Христос, как многие ошибочно полагают, - не фамилия, а своего рода звание. Христос означает «тот, кто находится в единстве с Богом и предстает как учитель».

Но в 1800 году появились законы, требующие от каждой еврейской семьи наличия фамилии. Тогда евреи стали выбирать приятно звучащие фамилии: Голдберг («золотая гора»), Розенталь («долина роз»), или библейские имена: Вениамин, Леви.

Русские фамилии тоже появились не сразу. Во времена князя Игоря (12 век) фамилий не было. Знаменитого полководца называли просто по имени Игорь или по имени-отчеству Игорь Святославлевич. Хотя он относился к роду Рюриковичей, фамилией Рюрикович считать нельзя. Это обращение по имени родоначальника, каковым был Рюрик. Такое обращение можно прочитать и в Библии: «сын Иосифов, Илиев», не более, чем упоминание об отце или ином предке, что-то наподобие отчества. Словосочетание Иван Грозный – тоже не имя с фамилией, так как Грозный – скорее прозвище. Русским правителям до определенных пор народ давал разного рода прозвища. У династии Романовых, напротив, фамилия была.

Доброго времени суток, Надежда Михайловна! С удовольствием познакомилась с Вашим ресурсом! Тема урока актуальна, познавательна, социально направлена, ориентирована на перспективу. Всегда задаюсь вопросом: "Как знания, умения, полученные на уроке, могут пригодиться школьнику в повседневной жизни?" После ознакомления с данным ресурсом у меня такого вопроса не возникло, т.к. урок ориентирован на зону ближайшего развития. Не скрою,я сама систематизировала и расширила знания и представления по данной тематике. Цель, которая поставлена, в полной мере определила логику изучения содержания материала и характер взаимодействия учителя с учениками. Выдержаны этапы урока, в ходе которых формулировались проблемы и способы их решения, развивалось умение работать по плану, умение делать выводы. Прекрасно организовано действие учащихся по принятию цели урока. Были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствовали мотивации, обеспечивали диалог в обучении. Понравился этап актуализации знаний через деятельность с лентой времени. Подобран интересный литературный ряд: с глубоким содержанием и смыслом загадки про имя, отрывок из "Одиссеи" Гомера (здорово, что уже третьеклассники знакомятся с таким серьезным произведением), "Святцы", "Конвенция о правах ребенка", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова, рассказ Л. Успенского "Тяжелый случай" (хорошо, что читается подготовленным учеником - это придало правильный эмоциональный настрой для принятия идеи рассказа), который определенно смотивировал на изучение темы. Этап открытия нового знания представлен в виде мини-исследований в группах. Такая форма организации познавательной деятельности способствует обеспечению сотрудничества между учащимися, включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Информация для исследований представлена ёмкая, содержательная, что на мой взгляд, оправданно. Это и элемент опережающего обучения, и обучение на высоком теоретическом уровне. Дети должны сталкиваться с трудностью, уметь извлекать нужную информацию, обобщать её. Учитель предлагает домашнее задание на выбор - это позволит отрефлексировать свою педагогическую деятельность на данном занятии. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия. Однако, мне кажется, что прием задавания одних и тех же вопросов каждому ученику не совсем удачный. Дети понимают какой ответ необходим и приспосабливаются - выдают тот, который, как они думают, от них хотят услышать. Много рефлексивных приемов описано в литературе, я бы посоветовала воспользоваться приемом незаконченного предложения, "Синквейн", "Кластер", различными символами и только на добровольной основе. Согласна с коллегами, меня тоже смутил этап мотивации - он смотивировал ребят, но скорее посредством принуждения. Впечатлила презентация - интерактивная, качественная, стильная, которая послужила прекрасным дополнением к уроку. Беру себе на заметку этап выхода на новую тему - учитель грамотно подвел детей к изучению следующей темы; это, безусловно, смотивирует некоторых ребят на подготовительную работу к уроку - кто-то обязательно захочет узнать информацию о своей или других фамилиях.
Урок получился продуктивным! Все подобранные задания способствуют достижению поставленной цели и соответствуют содержанию учебного материала. Надежда Михайловна, спасибо за ресурс! Беру его в свою копилку и посоветую коллегам. Ресурс будет актуален на уроках окружающего мира других УМК, также на уроках литературного чтения, русского языка, кружках исторической, краеведческой направленности.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов! C уважением, Наталья Витальевна