Как назывался первый советский мультфильм. Какой мультфильм появился самым первым в мире

Не могут прийти к единому мнению, какой же мультфильм был самый первый в мире? Сразу три мультика могут претендовать на пальму первенства. Это "Фантасмагория" Эмиля Коля (Emile Cohl), а также "Весёлые фазы юмористических рожиц" (The Humorous Phases of Funny Faces) и "Отель с призраками" (The Haunted Hotel) Джеймса Стюарта Блэктона (James Stuart Blackton). Ещё до 1900 года Дж. Стюарт Блэктон вместе с Томасом Эдисоном сделали "двигающиеся рисунки" и сняли их на пленку, сочетая тем самым технику кино с графикой. Получившийся фильм назвали "Юмористические фазы смешных лиц" и представили французской публике 6 апреля 1906 года.

Используя ту же технику динамической мультипликации, в 1907 году Блэктон создал еще один фильм «Отель с призраками». Но в нашем понимании эти мультфильмы были еще очень не совершенны, и лишь демонстрировали некоторые возможности техники мультипликации, получившей тогда название «Американское движение».




Позже эти возможности применил французский художник-карикатурист Эмиль Коля в мультфильме «Фантасмагория», показанный компанией Gaumont в августе 1908 года. Хоть «Фантасмагория» и длится всего полторы минуты, многие эксперты считают именно его первым полноценным мультфильмом в мире. Нарисован он был на белой бумаге и отснят в негативе, при этом светлые линии на темном фоне создавали необычный эффект.






Первые мультфильмы России и СССР

К слову, самый первый мультфильм в России снял в 1912 году, а первый советский мультик вышел в 1924 году. Назывался он «Советские игрушки» и, конечно же, пропагандировал советский строй.




Вышел в 1928 году и назывался «Безумный самолет» (Plane Crazy). Премьера самого первого полнометражного мультфильма Диснея «Белоснежка и семь гномов» (название оригинала: Snow White and the Seven Dwarfs) состоялась 21 декабря 1937 года. Это был фурор киноискусства. В том же году за свой первый мультфильм Уолт Дисней получил одну полноценную и семь маленьких (по количеству гномов) статуэток Оскара. С 4 февраля 1938 года этот мультфильм вышел широкий прокат и по сей день занимает высокое место среди лучших мультипликационных фильмов.

Введение

Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Вот бегу домой я со скоростью большой.

Ждут меня игрушки, ждут меня дела.

Ждут меня мультфильмы, ведь без них нельзя!

Мультфильмы – это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые: они радуются, грустят, действуют. С ними происходят невероятные чудеса.

Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Я думаю, что мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления.

Я очень люблю мультфильмы! У меня много дисков, иногда захожу в интернет или просто смотрю по телевизору. И вот однажды я задумался, как же рождается это чудо на экране? Кто их придумал и когда?

Цель моей работы - поиск ответа на вопрос «Когда появился первый мультфильм и был ли он похож на современные мультфильмы?»

Для этого необходимо решить следующие задачи:

    Узнать историю появления первого мультфильма в нашей стране.

    Узнать, как создавались мультфильмы раньше и как создаются сейчас.

    Какие мультфильмы смотрели мои родители, тети, старший брат и двоюродные сестры.

    Какие мультфильмы смотрят мои сверстники.

Предмет исследования : мультфильм.

Актуальность исследования : Все любят смотреть мультфильмы: и взрослые, и дети. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Дети учатся

у героев мультфильмов добру, анализируют их поступки. Мультфильмы развивают образное и абстрактное мышление.

Гипотеза работы: большинство мультфильмов, в которых демонстрируется добро, дружба, помощь способствуют гармоничному развитию ребенка, помогают в общении, положительно влияют на поведение ребёнка в кругу сверстников, а значит, просмотр мультфильмов полезен для детей и знать историю мультфильмов тоже полезно.

1. Когда появился первый мультфильм

Первый мультфильм в России появился в 1910 году. Его создал режиссер Владислав Старевич. Этот мультфильм был про жуков и совсем не походил на то, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными целями: первый русский мультипликатор вовсе не собирался развлекать маленьких зрителей, он хотел создать документальный фильм о жуках. Однако во время съемок он столкнулся с проблемой – когда устанавливал нужный свет, жуки отказывались двигаться. Тогда Владислав Старевич сделал из жуков чучел, прикрепил к ним ниточки и выполнил съемку киноленты по кадрам. Эту картину назвали первым кукольным мультфильмом. Старевич выполнил еще несколько подобных мультфильмов на тему насекомых, но теперь он использовал настоящие сценарии. Данные мультфильмы пользовались большой популярностью у зрителей – многие не понимали, как делались картины и удивлялись тому, как удалось автору так выдрессировать жуков.

Настоящие мультфильмы появились спустя несколько лет в советские годы. Первый мультфильм со звуком - "Почта" - снят по мотивам произведения Самуила Маршака в 1930 году. Автором сценария стал сам Маршак.

Работать с цветом советские мультипликаторы начали в конце 30-х годов. Уже первые эксперименты закончились удачно - на экранах страны появились такие цветные ленты, как "Сладкий пирог" (1936), "Красная шапочка" (1937) и "Маленький Мук" (1939).

В послевоенный период советская мультипликация не только быстро восстановилась, но и продолжала бурно развиваться. В это время отечественные мультфильмы начали медленно, но верно выходить на мировую анимационную арену. Самые заметные ленты того периода - "Синдбад-мореход", "Пропавшая грамота", "Весенние мелодии" и "Конек-горбунок".

3

Как рождаются мультфильмы

Создание мультфильма – длительный и кропотливый труд очень многих людей. В середине 50-х годов мультфильмы делали большими группами: около 20-30 человек работали над одним лишь 8-минутным мультфильмом. Группа делилась на следующие категории:

    Режиссер (руководит всем проектом)

    Продюсер (оплачивает расходы)

    Сценаристы (продумывают каждый кадр мультфильма)

    Художники (делают мультфильм красивым)

    Композиторы (подбирают музыку)

Один мультфильм создавался от 3 месяцев до 1 года. Любой мультфильм начинается со сценария. Он пишется долго и трудно, диалоги меняются несколько раз, какие-то сцены выкидываются совсем. И только когда весь фильм сложился на бумаге, его можно рисовать. Как будут выглядеть герои мультфильма в профиль и в фас, спереди и сзади, каковы они в движении - решает художник-постановщик фильма. Ему приходится рисовать так много, что за день стачивается немереное количество карандашей. Затем в игру включаются аниматоры , под руками которых, мультперсонажи оживают. Например, для того чтобы герой поднял руку, аниматорам необходимо нарисовать немалое количество кадров. В одной секунде их 25. А если мультфильм длится полтора часа, потребуется создать 135.000 кадров. Результат работы аниматоров подхватывают художники - прорисовщики . В итоге перед нами цветное кино. Но на экране ведь не одни герои, их окружают деревья, города. Все эти фоны создают множество других художников. А самое интересное - как герои разговаривают. Весь диалог записывают на диктофон. Потом считают время (вплоть до миллисекунд) на одно слово в диалоге. И под каждую букву нужно прорисовать рот. Так персонажи двигают ртом под каждое слово. Голоса актёров записывают раньше, чем начинают работать аниматоры, то есть

сначала у персонажей появляются голоса, и только потом по репликам их начинают оживлять. И какой же мультфильм без музыки и песен.

Технологии создания мультфильмов

Для облегчения работы художников над созданием мультфильма в 20-е годы был создан метод, который назвали "альбомным". Все, что двигалось в картине, разбивалось на группы повторяющихся движений. Это могла быть походка человека, полет птицы и так далее. Цикл движения называли "альбомом", его можно было использовать в мультфильме неоднократно.

Самая распространенная технология создания мультфильмов – анимация. Анимация – это волшебная технология, заставляющая двигаться неодушевленные объекты. Для анимации главное создать действия и эффекты, которые невозможны в реальной действительности. Только в этом сказочном мире можно летать, менять обличье, заново воссоздавать себя. Волшебно выглядит анимация предметов. Поразительно, как маленькие песчинки сами по себе могут сложиться в песчаный замок или карандаш неожиданно без чьего-либо влияния начинает выводить на бумаге причудливые образы.

Одна из старейших техник анимации – это пластилиновая мультипликация . В этом жанре работали такие мультипликаторы как Александр Татарский («Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег»). Одна из самых заманчивых сторон в ее создании – это великолепные неповторимые свойства и возможности пластилина. Создание такого мультфильма – захватывающая, интересная, но требующая усердия и воли работа.

Но это не единственная техника анимации, есть еще и - кукольная. Перед камерой в нужном положении фотографируется кукла. Причем для создания эффекта движения ее положения каждый раз немного меняют. Больших творческих успехов достигла советская кукольная мультипликация. Талантливый режиссер и художник А.Л. Птушко выпускает на экран два полнометражных кукольных фильма "Новый Гулливер" и "Золотой ключик", с большим успехом прошедших не только в нашей стране, но и за рубежом. Сейчас кукольная анимация очень популярна.

В 70 –е годы появился новый вид - компьютерная анимация . Она сейчас с блеском вытесняет все ранее известные виды анимации, это в первую очередь связанно с ее большой популярностью у зрителей. Процесс создания компьютерного мультфильма очень трудоемкий. Он выглядит так: тщательно прорисовываются основные позы и автоматически подбираются промежуточные. Первый подобный мультфильм "История игрушек" создавался четыре с половиной года.

Более современная техника анимации - масляная живопись по стеклу. Рисует художник на стекле и не только кистью, но и пальцами. Самый известный мультфильм, выполненный в этой технике - «Старик и море» (1999 год) режиссера Александра Петрова. В 2000 году мультфильм был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар».

6

Как создаются современные мультфильмы

Существуют три вида мультипликации: рисованная, кукольная и компьютерная. Практически все современные мультфильмы давно делают на компьютере, а не рисуют на пленках или лепят из пластилина. Даже самые простые 2D мультфильмы делаются на компьютере. На сегодняшний день российская анимация переживает подъем, и новые качественные мультфильмы все чаще появляются на экранах наших кинотеатров. Как появляются мультфильмы, кто их рисует – узнаем сейчас.

Процесс создания хорошего мультфильма с современной графикой очень трудоемкий. Рассмотрим поэтапно создание одного коротенького мультика, предположим, продолжительностью не более 10 минут.

1 этап . Все начинается с идеи и придуманной ситуации для будущей истории: набрасывается схема истории, и ее героев, обычно это 1-3 страницы текста. Если набросок сюжета удался, пишется сценарий, описывается место действия, прорабатываются характеры героев и их диалоги. Объем сценария обычно от 70 до 85 страниц.

2 этап . Для каждого персонажа придумывается внешний вид, костюм, предметы пользования - всё, что позволяет выразить индивидуальность действующего лица. Готовые рисунки дважды проверяются директором и аниматором, который рисовал черновые версии этих

кадров.

3 этап . Режиссер прорисовывает героев

«огурцами» – рисунками в стиле «палка, палка,

огуречик», затем художники создают раскадровку

будущего фильма - последовательность

рисунков, служащая наглядной иллюстрацией будущего мультфильма. Она помогает режиссеру спланировать сцены будущего фильма заранее до мельчайших деталей.

На этом этапе важно увидеть целостность всей картинки, проверить все ли логично, не потеряна ли динамика, проработаны ли

сюжетные линии.

4 этап . Художники подробно планируют будущие сцены.

Разрабатываются декорации и место героев на фоне

для каждого конкретного плана. Аниматоры создают

ключевые позы для каждого движения героев каждой сцены.

5 этап . После того как персонажи мультфильма

утверждены на бумаге или слеплены модели из пластилина,

можно приступать к моделированию в 3D. Перед началом

моделирования необходимо подготовить четкое изображение персонажа, скетч, на котором герой изображен в нейтральной позе спереди и сбоку. При моделировании создается не целый персонаж, а только его половинка, которая впоследствии дублируется, отображается зеркально, и получившиеся 2 половинки образуют целую модель. Готовые рисунки сканируются в память компьютера для планирования реальных движений камеры и монтажа. Очень важный этап в производстве 3D модели - текстурирование : оно дает художнику возможность добавлять мелкие детали, такие как трещины, морщины, шероховатости и неровности, придавая ей реалистичный вид.

6 этап . Постановка музыки –

обзор фильма вместе с композитором и

обсуждение того, как музыка будет

сочетаться и комбинироваться с действием, как настроение фильма будет меняться от сцены к сцене. Обычно уже имеется нарезка временной музыки, которая покажет композитору, что режиссеры считают наиболее подходящим для каждого конкретного эпизода фильма. В роли ориентира здесь выступают сценарий и запись голосов актеров , приглашенных на озвучивание героев картины.

Обычно требуется 4- 5 дней записи, чтобы создать звуковую дорожку фильма. Само написание музыки требует от композитора 10 - 12 недель работы.

И всё это только малая часть того, что делается при прорисовке и «оживлении» каждого из персонажей. Один аниматор в среднем за рабочий день успевает качественно отрисовать всего лишь секунду (!!!) мультфильма. На некоторые полнометражные мультфильмы может уйти до 2-х лет работы.

Практическая часть.

Исследование 1 . Беседа – интервью . Я побывал в детском саду и пообщался с детьми дошкольного возраста с целью: узнать, какие мультфильмы они смотрят, какие персонажи - герои детям нравятся и почему. Результаты интервью меня порадовали:

Мальчики и девочки 5-6 лет смотрят мультфильмы разных видов: рисованные, кукольные, компьютерные. Все виды мультфильмов нравятся детям в равной степени;

- дошкольники отмечают, что в мультфильмах много добра, веселья, «хорошие» герои всегда побеждают;

Мальчиков больше завораживают такие фильмы, как: «Черепашки Ниндзя», «Смурфики», «Том и Джери», девочки уделили внимание «Маше и медведю» и «Лунтику». Отмечают, что смотрят эти мультики по несколько раз, с неизменным интересом и вниманием.

Исследование 2. Я провел опрос учащихся разных классов нашей школы. Опрос среди школьников младших классов показал, что все учащиеся смотрят мультипликационные фильмы. В числе любимых дети назвали такие мультфильмы, как: «Фиксики», «Барбоскины», «Лунтик», «Маша и медведь», «Том и Джери», «Ну, погоди!»

Исследование 3. С большим удовольствием я пообщался со своими родителями, тетями, старшим братом и двоюродными сестрами сестрами. Все они тоже с детства любят смотреть мультфильмы. Только у них не было такой возможности, как сейчас, смотреть все, что захочешь. Но они с радостью ответили на мои вопросы. Мультфильмы детства родителей и тетей это: «Ну, погоди!», «Кот в сапогах», «Мойдодыр», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Каникулы в Простоквашино», «Соломенная шляпа», «Мешок яблок». Старший брат и двоюродные сестры тоже

перечислили выше названные мультфильмы и еще добавили: «Винни-Пух», «Утиные истории», «Пчелка Майя». Самым популярным стал мультфильм «Ну, погоди!» Своим опросом я невольно заставил всех их окунуться в детство.

Заключение.

Узнав все о мультфильмах, я убедился в своих предположениях, что мультфильмы начали создаваться очень давно и любят их смотреть люди всех поколений.

    Первый мультфильм появился в 1910 году. Он был про жуков и совсем не походил на то, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными целями - рассказать детям о жизни жуков.

    Первый мультфильм со звуком - "Почта" - снят по мотивам произведения Самуила Маршака в 1930 году. Работать с цветом советские мультипликаторы начали в конце 30-х годов;

    На заре мультипликации группы аниматоров рисовали каждую иллюстрацию вручную. Сейчас большую часть работы они выполняют на компьютере.

    В 70 –е годы именно в нашей стране появился новый вид анимации - компьютерная . Она была незаслуженно забыта. И только сейчас с блеском вытесняет все ранее известные виды анимации.

    Современные дети отдают предпочтение мультфильмам в формате 3D . Они яркие, зрелищные, образные, необычайно реалистичны, они поражают воображение и вызывают интерес

Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы – достигнута. Мультипликация - это даже не кино, а шире - культура. Для нас, детей, в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают нас на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна.

И самое главное, - с мотреть надо такие мультики, которые учат чему-нибудь хорошему!

Значит, надо продолжить исследование о влиянии мультфильмов на детей, какие из них полезные, а какие нет?

Министерство образования Пермского края

Управление образования администрации Юрлинского Муниципального района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дубровская основная общеобразовательная школа»

История мультфильмов нашей страны

Руководитель: Моисеева

Александра Григорьевна

учитель начальных классов

2013 год

Содержание

Введение. 1-2

Глава1. Когда появился первый мультфильм 3

Глава1.1 Как рождаются мультфильмы 4

Глава1.2 Технологии создания мультфильмов 5-6

Глава2 Как создаются современные мультфильмы 7-8

Глава2.1 Практическая часть 10-11

Заключение 12

Список литературы 13

Литература

    Бабиченко Д.Н., "Искусство мультипликации", М.: "Искусство", 1964

    "Профессия – аниматор. Том 2" Федор Хитрук

    www.myltik.ru

    www.multikov.net

4.5 (89.92%) 496 votes


В очередной раз увидев детвору, сгрудившуюся перед телевизором для просмотра очередного мультфильма по CartoonNetwork, я задумался, а каким был самый первый мультфильм в мире, когда и кем он был создан, о чем он был, в общем тема меня зацепила и пока дети наслаждались очередной серией приключений любимых(в данный момент) героев, я погрузился в поиски и вот что нашел…

Наверное, нет на свете ребёнка, который не любит мультиков, и в жизни их не смотрел. Конечно если этот ребёнок не житель, глубинки из семьи староверов. Красочность, эмоциональность, а главное быстрое развитие сюжета, могут привлечь ребёнка к телевизору на долгое время. Мультики со смыслом или юмором заставляют и взрослых пристально смотреть в экран. Мы к ним давно привыкли. А кто знает, какой был самый первый мультфильм в мире. Кто его автор? А год выпуска первого шедевра для детей?
Как оказалось вопрос первенства до сих пор не решен и даже специалисты не могут найти начало истории. Претендентов на звания «Первый мультфильм» сразу трое. Это «Юмористические фазы смешных лиц и «Отель с призраками» американского карикатуриста Стюарта Блэктона. Первая работа была в 1906 г, и сразу за ней в 1907 г. вторая работа. Второй претендент Эмиль Коля. Со своей известной «Фантасмагорией», 1908 г.

Юмористические фазы смешных лиц Стюарт Блэктон

В конце 19 века Стюарт Блэктон стал работать инженером у мирового специалиста по электрификации Эдисона. Вместе они создали первый мультипликационный фильм. Они представляли собой рисунки в движении, которые отсняли на плёнку. «Юмористические фазы смешных лиц» вобрали в себя искусство графики и технику кино. Нарисованный им мелом на доске мужчина оживает и двигается без помощи художника. В 1906 г. шедевр первыми смогли увидеть жители Франции. А сейчас, благодаря youtube сможем увидеть его и мы:

Отель с призраками Стюарт Блэктон

В 1907 г. Блэктон представил «Отель с призраками». Интересно, что именно этот фильм с элементами мультипликации получил наибольший успех у зрителей, объясняется это появлением первых «спецэффектов» когда двигались неодушевленные предметы, причем операторы фирмы Gaumont долго не могли разгадать каким образом автор смог заставить свои фигурки двигаться и такому движению даже дали название — «американское»

Но, все же, по мнению большинства экспертов, несмотря на свою популярность фильмы Стюарта Блэктона не были полноценными фильмами, а представляли собой демонстрации возможностей нового изобретения, а действительно право называться самым первым мультфильмом в мире имеет «Фантасмагория», автором которой является французский художник-карикатурист Эмиль Коля

Фантсамагория Эмиль Коля

Первые картины были мало похожи на современные. Учёные, считают, «Фантасмагория», короткометражный фильм Эмиля Коля-это первый рисованный мультик. Эта картина вышла в 1908 г. в ней автор нарисовал Фантоша, который падает с турника и попадает в различные интересные, а часто и комические ситуации, на бумаге белого цвета. Время мультика всего 1.5 минуты. За время работы над мультфильмом было создано более 700 рисунков! Специалисты мультипликаторы обращают внимание на эффект, который был достигнут сочетанием тёмного фона и светлых линий. Не знаю насчет специалистов-мультипликаторов,а на мой неискушенный взгляд, этот первый в мире мультфильм и сейчас смотрится достаточно на уровне, особенно если взять во внимание бюджет и технологии, которые были в мире во время его создания:

Самый первый мультфильм в России

Титула родоначальника русского мультипликатора достался Владиславу Старевичу, учёному из области биологии. Именно его неудача в снятии научной картины, о драке двух жуков-рогачей – (правильно жук — олень), заставила придумать биолога анимацию: к препарированным насекомым учёный воском прилепил тончайшие проволоки и отснял кадр, за кадром. На основе анимации, раньше фильмов в России не было. Через несколько лет им была представлена картина о насекомых «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Небольшая короткометражка вызвала восхищение мира, тем, что можно выдрессировать для фильма жуков. Здесь мы уже видим полноценную историю, с сюжетом, которую интересно смотреть как полное произведение Сам учёный в дальнейшем стал работать в кукольной анимации.

Вот такая история про самый первый мультфильм в мире и в России, надеюсь материал был для вас интересным, к слову сказать, детей не впечатлили черно-белые мультфильмы и они рванули искать на ютубе следующую серию мультсериала про покемонов.

Международному дню анимации посвящается!

Вы и ваши дети не представляете себе жизнь без мультиков? А ведь всего 100 лет назад малыши и не знали, что это такое. Анимация, хоть и появилась еще в 19 веке, начинала с очень взрослых сюжетов. А первыми мультфильмами для детей занялся уже сам отец мультипликации Уолт Дисней. И вообще, столько в истории этих «первых» мультфильмов.

Вот мы и решили рассказать вам о них. Первые цветные, первые пластилиновые, первые полнометражные мультфильмы - какие они были? О многих из этих картин мы уже рассказывали вам в . Но тема настолько обширна, что к ней можно возвращаться и возвращаться, просто меняя угол зрения. Так давайте взглянем на первопроходцев в мире анимации с 1898 года и до наших дней!

Первый мультфильм в мире

Первым мультфильмом в мире принято считать «Цирк лилипутов» (The Humpty Dumpty Circus), который был показан небольшому кругу зрителей в 1898 году. Его создатели - Джон Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит. Этот мультфильм был кукольным, в нем использовались деревянные игрушки. Снят он был самым простейшим образом: кадр - перестановка игрушек - новый кадр.

Вещи, которые двигались по экрану «самостоятельно», тогда были настоящим чудом, поражающим воображение неискушенных зрителей. Напомним, что «Прибытие поезда» братьев Люмьер вышло на экраны всего за 2 года до этого. К сожалению, до наших дней запись мультфильма «Цирк лилипутов» не дошла, только фотография декораций.


Первый нарисованный мультфильм

В 1900 году тот же Блэктон представил зрителям двухминутное видео «Очарованный рисунок». Считать его мультфильмом или нет, сказать сложно. На экране мы видим человека, который рисует портрет. Но выражение лица портрета меняется самостоятельно с помощью склейки кадров. В 1906 году Блэктон снял еще один похожий мультфильм - «Комические фазы смешных лиц». Но в этих мультфильмах не было ни героя, ни сюжета.

Источник: Максим Ихсанов

Потому первым полноценным мультфильмом все-таки считают «Фантасмагорию» французского изобретателя Эмиля Коля. Этот мультфильм показали в кинотеатрах в 1908 году, в нем уже было минимальное развитие сюжета и свой герой, по действиям которого можно составить мнение о характере. Двухминутная лента произвела впечатление на зрителей, анимация начала свой длинный путь.

Источник: classiccartoon

«Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» была создана Владиславом Старевичем в 1912 году. Кстати, это еще и первая анимационная сатира! Старевич делал свой мультфильм пародией на засилье псевдоисторических сюжетов из аристократической жизни в кинематографе того времени.

В центре сюжета - любовный треугольник, на фоне которого происходит та самая битва рогачей с усачами. Ножки и ручки жуков были сделаны из проволоки и прикреплены к тельцам с помощью воска. То, что жуки не живые, кстати, поняли далеко не все. Очень многие газеты восхищались трудолюбию «жучиного» дрессировщика.


Первый пластилиновый мультфильм

Примерно в то же время были созданы и первые пластилиновые мультфильмы, работал над ними американец Уиллис Х. О’Брайэн. Первый пластилиновый мультик назвать сложно, но самой известной работой О’Брайэна стала лента «10 000 лет до н. э», вышедшая в 1916 году. Это история о коварном почтальоне, который, решив опорочить своего конкурента, подделал послание к девушке. И вместо признаний в любви она получила оскорбления. Соперник, узнав об этом, с помощью динозавра жестоко наказывает обидчика (догадайтесь как). Прекрасная работа, но, к сожалению, пластилиновая анимация была куда дороже рисованной, а потому ее развитие остановилось аж до 50-ых годов.


Первый полнометражный мультфильм

Первый «большой» мультфильм был создан в 1917 году в Аргентине, его режиссер Квирино Кристиани. Он тоже был не детским, анимация тогда была способом развеселить взрослую публику. Мультфильм «Апостол» был сатирической историей о президенте Аргентины, который попал на небо, хотел спасти город от безнравственности, но вместо этого уничтожил его. Мультфильм шел 69 минут со скоростью 14 кадров в секунду. Снимал Кристиани на крыше своего дома, использовал в работе макеты зданий и метод перекладки. Очень жаль, что единственный экземпляр пленки сгорел в пожаре почти 100 лет назад. Кстати, на счету Кристиани и первый звуковой полнометражный мультфильм «Рeludopolis» 1931 года, который тоже не сохранился.


Первый мультфильм студии Disney

Черно-белый немой фильм Уолта Диснея «Алиса на море» можно назвать первым мультфильмом студии. В нем было совмещение игры актрисы и нарисованных вставок. «Алиса на море» была выпущена в марте 1924 года, через полгода после открытия самой студии. А мышонок Микки появится у Диснея только через 4 года в короткометражке «Безумный аэроплан».


Первый звуковой мультфильм

«Пароходик Вилли» (1928) студии Disney стал первым мультфильмом, где звук был синхронизирован с происходящим. До этого в мультфильмы добавляли музыку, иногда звуки, но практически озвучить героев… Тут первопроходцем был Уолт Дисней. К слову, первое звуковое кино («Певец джаза») было создано всего лишь за год до этого!

Источник: Cinemania YT


Первый полнометражный кукольный мультфильм

В 1931 году на экраны вышел «Рейнеке Лис» уже известного нам Владислава Старевича. Он был черно-белым, немым, но позже был озвучен на немецкий (1937) и французский (1941) язык. Фильм шел 65 минут и рассказывал несколько историй о хитром лисе. Например, знакомую нам «Ловись, рыбка, большая и маленькая!». Мультфильм до сих пор считается классикой кукольной анимации. Посмотрите, это действительно впечатляет.

Источник: slonique


Первый цветной мультфильм

Первый цветной мультфильм вышел, конечно, на студии Disney. Мультик «Цветы и деревья» появился в кино в 1932 году, его показывали перед фильмом «Странный перерыв». Мультфильм стал первым лауреатом премии «Оскар» в категории короткометражных мультфильмов, поразив киноакадемию своей яркостью и новизной. Изначально его сняли черно-белым, но Уолт Дисней, открыв для себя возможности трехцветного процесса «Техниколора», приказал переснять мультфильм уже в цвете. И не зря. А первый цветной фильм вышел только в 1934 году. Так что с яркой анимацией зрители познакомились раньше, чем с цветным кинематографом.

Источник: kids life show


Первый мультфильм студии «Союзмультфильм»

Когда-то давным-давно «Союзмультфильм» назывался еще «Союздетмультфильмом». И в 1936 году вышел первый мультфильм студии - «В Африке жарко». Короткий мультик о том, как в Африке звери изнывают от жары и хотят мороженого. По стилю мультфильм напоминает Disney того времени, что неудивительно. Тогда это был единственный пример того, как нужно делать детские мультфильмы.


Первый полнометражный мультфильм, взявший «Оскар»

Ну, вы знаете… Конечно, с заветной статуэткой со сцены сошел в 1937 году Уолт Дисней. Точнее с одной большой статуэткой и семью маленькими, так как премию выиграл мультфильм . Этот мультфильм был знаковым для развития анимации - цветной, звуковой, сюжетный, полнометражный… Раньше все эти вещи не сочетались в одной картине. Так что «Оскар» за «новаторство и выдающиеся достижения в области анимации» был вполне заслуженным!

Источник: Tekusa.ru


Первый телевизионный мультсериал

В 1950 году на телеэкранах появился мультсериал «Кролик-крестоносец». Это был первый мультсериал, который создали специально для телевидения. Он шел на телеканалах американской телевизионной сети DuMont. Серии длились всего по 5 минут, зато их было целых 455!

Первые серии, выходившие с 50 по 52 год, были черно-белыми, потом сериал начали раскрашивать. Мультфильм рассказывал короткие истории про кролика-крестоносца, который дружит с добродушным тигром. Кролик постоянно сталкивается на пути с другими животными и влипает в разные смешные ситуации.

Мультипликацию считают ветвью киноиндустрии с момента ее появления. Однако это интересное направление можно также успешно связать с живописью и графикой. Талант художника плюс технические возможности - и на свет рождается искусство, которое не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых.

Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом - оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Плато в 1832 году. Принцип этого устройства был прост - на край круга наносился цикличный рисунок. Например, бегущая лошадь, которую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта.

Первым настоящим мультипликатором принято считать француза Эмиля Рейно. Он создал аппарат праксиноскоп, который состоял из крутящегося барабана, системы зеркал и фонаря. В 1892 году Рейно запустил своеобразный аттракцион - оптический театр. Там он демонстрировал зрителям комические сюжеты продолжительностью 15-20 минут. Это случилось за несколько лет до знаменитой премьеры , то есть мультипликация стала известна французам даже несколько раньше, чем кинофильмы.

Далее развитие мультипликации, так же как и кинематографа, проходило во Франции. Эмиль Коль - еще один яркий режиссер и художник, начинал свою деятельность с актерских постановок. В 1908 году он создал первые мультипликационные фильмы. Они напоминали рисованные комиксы, только в движении. Эмиль Коль рисовал тысячи рисунков, чтобы оживить их. Он стремился добиваться реалистичности, копируя настоящие предметы, и даже использовал фотографию. Его наследие современные мультипликаторы считаю ценным.


Эмиль Коль

Еще одно яркое имя в истории мультипликации связано с Россией. В 1912 году создал первый кукольный мультфильм под названием «Прекрасная Люканида, или война рогачей и усачей». Этот деятель прославился своей любовью к насекомым. Он снял массу фильмов, им посвященным, и выглядели они на экране очень натурально. Владислав Старевич - тонкий психолог и талантливый художник. Он заботился не только об изобразительной стороне мультфильмов, но и наполнял их глубоким смыслом.


Владислав Старевич

Если в Европе съемка фильмов проходила практически кустарным способом, то в Америке с технической базой все обстояло гораздо лучше. Здесь и появился , который в 1929 году снял свой первый рисованный мультфильм с музыкальным сопровождением «Пляска скелетов». Диснея принято считать отцом мультипликации, его творчество заслуживает отдельного повествования, ведь только он получал 30 раз. Его опыт берут за основу и сегодня.

Впоследствии мастера кинематографа ввели еще одну интересную технологию - совмещение игры живых актеров и мультипликационных героев.