Как познать себя и что для этого делать? «Познать себя» — что это значит.

Добрый день, уважаемые читатели! Хорошо ли вы знаете самого себя? Если вас попросят описать себя, как будто со стороны, что вы скажете? У многих людей рано или поздно начинается период самокопания и самопознания. Но не всегда понятно с чего начать и как все сделать правильно, чтобы не утонуть в море психологической информации и не сделать хуже для самого себя. Ведь не все так легко, как кажется на первый взгляд. Сегодня я предлагаю вам простой, но удобный план, как понять себя, психология личности и самоанализ.

Психологические тесты

Обычно человек начинает познавать самого себя через психологические тесты. Дело, конечно, неплохое, но научиться правильно трактовать результаты тестов не так просто. Этому учат психологов несколько лет, подготавливают к определенным результатам, учат смотреть не только на цифры и показатели, но и на самого человека, на ситуацию, на обстоятельства.

Помните, что многие тесты основаны просто на общих положениях и не учитывают ваших особенностей. Невозможно понять себя или других людей только проходя подобные тесты. Если вы действительно хотите получить глубинный анализ, то я советую вам обратиться к психологу, который составит для вас психологический портрет.

Человек постоянно меняется, становится лучше, пересматривает свои взгляды на жизнь, учится новому. Я пока не встречала ни одного человека, который бы оставался совершенно одинаковым всю жизнь. Личность имеет свойство развиваться. Помните об этом, занимаясь самокопанием.

Предлагаю вашему вниманию статью « ». В ней вы найдете много практических и полезных советов, которые помогут вам разобраться с чего начать, как лучше поступить и куда податься. Не бойтесь и не кидайтесь на все сразу. Будьте постепенными и основательными, тогда у вас обязательно все получится.

«Я» в отношениях

Когда человек учиться познавать свою сущность, то, так или иначе, он обращает внимание на себя в отношениях. И, вообще, происходит переоценка отношений прошлых, настоящих и будущих. Это важная и большая часть жизни, поэтому понять себя с точки зрения взаимоотношений крайнее важно.

Неважно, находитесь ли вы сейчас в отношениях или нет. Проанализировать эту часть своей жизни все равно нужно. Выберете время, когда вас никто не будет отвлекать, когда вы можете тихо и спокойно посидеть наедине со своими мыслями.

Иногда женщину в отношениях так заносит, что она перестает быть самой собой. Она вся растворяется в мужчине. Знакомо? У меня есть несколько клиенток, которые после расставания или развода совершенно терялись в жизни, потому что, кроме мужа ничего в жизни не было. Ничего своего. Это катастрофически неправильная ситуация.

Поэтому в отношениях важно понимать свои желания и мечты, думать о своих занятиях, проводить время порознь. Не стоит растворяться в человеке, как бы это ни казалось заманчивым. Потерять себя рядом с другим человеком просто, а вот потом найти тяжело.

Да и мужчинам многим стоит внимательно посмотреть на себя в отношениях. Почему выбор постоянно склоняется к таким девушкам, которые причиняют дикую боль? Ведь у счастливого человека, который поймал гармонию, и отношения складываются хорошо. Задумайтесь над этим.

В статье « » вы можете найти интересные мысли, которые подскажут вам, что происходит не так и как это все исправить. Помните, безвыходных ситуаций не бывает.

Работа - карьера

Но кроме отношений, есть еще один важный вопрос, в котором следует хорошенько разобраться. Это профессия и ваша работа. Одна моя клиентка с юношеских лет работала секретарем. Работа не была особо пыльной, но она постоянно чувствовала неудовлетворенность и раздражение.

После долгих разговоров выяснилось, что она вообще не переваривает работу в офисе. Конечно, она не побежала сломя голову увольняться. Ведь деньги на жизнь зарабатывать надо.

Девушка подошла ответственно к вопросу. Начала разбираться в вопросе, чем она может заниматься вне офиса и при этом зарабатывать достаточно денег. Сейчас она работает флористом, открыла сеть своих цветочных магазинов и устраивает мастер-классы для начинающих.

Свое призвание можно найти даже в глубоком среднем возрасте. В этом вы можете убедиться, прочитав статью « ». В ней я подробно рассказываю о всевозможных перипетиях, связанных с карьерой.

Постарайтесь понять нравится ли вам то, чем вы занимаетесь, от каких процессов на работе вы получаете удовольствие, а что вас раздражает и выводит из себя. Не думайте сразу, что нынешняя работа ерунда и надо все менять в своей жизни.

Будьте последовательны и спокойны. Особенно важно не принимать поспешных решений на эмоциях. Не зря говорят - утро вечера мудренее.

Интересы

Помимо работы есть еще хобби. Познать себя невозможно без этой стороны жизни. Не бывает такого, чтобы человек только ходил на работу, а потом смотрел телевизор дома. Всегда есть книги, походы в кино с друзьями, боулинг или поездки за город.

Для саморазвития очень важно заниматься какими-то вещами помимо работы и дома. Познать себя можно не только сидя в кресле и размышляя. Занимаясь чем-то новым, вы узнаете свои желания, понимаете чего вам хочется и куда вы стремитесь.

Одна моя знакомая в своей жизни, кажется, перепробовала миллион занятий. И вокал, игра на фортепиано, фотография, стилистика и макияж, походы с палатками и скалолазание, благотворительность и помощь сироткам. Чего только не было в ее жизни.

Некоторые занятия она бросала достаточно быстро, даже не прозанимавшись и недели. Другие становились настоящим увлечением и в некоей мере остались и по сей день. Не бойтесь искать себя и узнавать свои увлечения. Чем больше нового вы будете испытывать, тем лучше будете познавать свою сущность.

Во всем этом важно соблюдать гармонию. Конечно, человек не может разорваться и быть везде. Порой не так просто совместить работу, хобби, семью и друзей. Иногда приходится чем-то жертвовать, идти на уступки. Здесь для вас тоже открывается поле для размышлений. Чем и ради чего вы готовы поступиться?

Предлагаю вашему вниманию статью « ». Из нее вы узнаете, как грамотно распределить свое время, уделять нужное количество внимания всем аспектам своей жизни и найти внутреннюю гармонию.

Себя можно познать с помощью других людей. Как? Попросите своих близких, знакомых и друзей написать вам некую характеристику. Положительные и отрицательные качества. Только убедитесь, что вы не испытаете обиду на людей за правду, которая может открыться для вас.

Воспринимайте информацию, как новые знания, которые помогут вам стать еще лучше и изменить свою жизнь.

Обратите внимание на свои сны. Порой нам ночью приходят очень важные и нужные открытия. Научитесь запоминать, что вам снилось. Для этого существует огромное количество техник, которые вы можете найти в интернете.

Внимательно следите за собой в гневе и когда расстроены. В подобных состояниях обычно наружу лезет самая оголенная правда. Из глубины души. Поэтому обращайте внимание на те вещи, которые вас злят и раздражают. Учитесь понимать свое реальное отношение к происходящему.

Прочитайте книгу Барбары Шер «О чем мечтать ». Она может подтолкнуть вас на новые свершения, которые вы почему-то боялись делать раньше.

Помогали ли вы когда-нибудь человеку понять самого себя? Часто ли вы ведете разговоры по душам с близкими людьми? Есть ли такие вещи, которые вам было бы страшно узнать о себе?

Смело идите вперед и ничего не бойтесь, у вас все получится!

Вы когда-нибудь задумывались о том, кто вы есть? Речь не о ваших жизненных ролях. Вы можете быть сыном/дочерью, отцом/матерью, мужем/женой, сотрудником , но это всего лишь аспекты вашей жизни . Эти роли не отражают того, кем вы являетесь на самом деле – вашего «истинного Я».

Истинное, внутреннее «Я» складывается из миссии, предназначения, видения, ценностей, целей и желаний, мотивов, убеждений. Из того, что вы «открыли» самостоятельно, а не услышали от других, которые «точно знают, что вам нужно». Познание и открытие «внутреннего себя» предполагает высокий уровень самоанализа, осознанности и самосознания. Для некоторых из нас путешествие к себе может стать самым длинным путем с множеством препятствий, а другие же обретают себя быстрее и более легкими способами.

Для чего важно обрести себя

Многие из нас никогда не задумывались о том, кто они есть на самом деле. И определяют себя, исходя из какой-либо своей роли. Но, когда эта роль исчерпывает себя (например, роль жены/мужа в случае развода или роль сотрудника после выхода на пенсию), человек «теряется» и не знает, как жить дальше.

К примеру, вашей центральной ролью является «сын/дочь». И вы действуете, исходя из того, что лучше для ваших родителей . Родители составляют центр вашей жизни. Вы принимаете важные жизненные решения только после одобрения родителей, отказываетесь от своих желаний и т.д.

Однако ваше внутреннее «Я» гораздо шире, чем просто роль сына или дочери. Вы вполне можете оставаться в хороших отношениях с родителями, а также выполнять другие важные жизненные роли. Но при этом важно вспомнить о себе и о том, что именно вы – автор и хозяин собственной жизни . Пока вы этого не сделаете, вы так и будете жить для других, преследуя их цели и оправдывая их ожидания.

Познать себя можно несколькими способами:

  1. Через свое прошлое . Готовность «исследовать» свое прошлое – важный шаг на пути к пониманию самого себя и становлению тем, кем хочется быть. Атмосфера, в которой вы выросли, сильно влияет на вашу взрослую жизнь. Чтобы перестать действовать по привычным моделям поведения, важно их осознать и «увидеть». Непризнание прошлого, желание его скрыть или забыть, заставляет чувствовать себя потерянным. Сознательно обращаясь к своим воспоминаниям, вы получите понимание некоторых мотивов своего поведения. А затем сможете отделить истинного себя от «вредных» и токсичных моделей поведения.
  2. Через поиск смысла . Понять себя поможет поиск смысла жизни. Это возможно лишь тогда, когда вы отделите свою точку зрения от воплощения ожиданий других людей. Спросите себя, каковы лично ваши жизненные ценности, что действительно важно именно для вас. Многочисленные исследования доказали, что люди в целом счастливее и «целостнее», когда у них есть ориентиры в виде целей, основанных на ценностях и смысле жизни.
  3. Через осознание желаний . Признание своих желаний помогает понять, кто вы и что для вас важно. На первый взгляд, что может быть проще, чем понимать, что ты хочешь? Однако многие закрывают свои желания на замок, боясь разочаровать окружающих, столкнуться с трудностями при их реализации или же «подчиняясь» своему внутреннему критику. Самокритичные мысли обычно особенно разрушительны для «истинного Я». Именно они внушают вам, что вы недостаточно хороши для получения желаемого или не сможете добиться своих целей. Осознав эти мысли и отказавшись от них, вы на шаг продвинетесь к самому себе.
  4. Через осознание своих талантов . Внутри каждого из нас есть «искра», которую необходимо разжечь. Это можно сделать, исследуя и открывая то, что вы действительно любите и умеете. Когда вы занимаетесь тем, к чему имеете природный талант, то связываетесь с самим собой на глубинном уровне. Это дает вам уверенность в себе, которая не зависит от одобрения окружающих.

Чем отличается познание от обретения себя

Вышеперечисленные способы помогают познать самого себя, узнать свои ценности, определить желания и таланты. Но желаемая жизнь начинается лишь тогда, когда вы по-настоящему обретаете себя, «соединяетесь» со своим внутренним «Я» . Хотите ли вы встать на путь истинного обретения себя?

Желаемая жизнь начинается лишь тогда, когда вы по-настоящему обретаете себя

«Услышать» свое внутреннее «Я» и соединиться с ним можно в том случае, когда вы осознаете Миссию своей Души и начнете жить согласно Божественному расписанию . Так, вы войдете в состояние, когда вы управляете событиями в своей реальности, а не они вами.

Приступая к исследованию самих себя в этом смысле или в плане какой-нибудь другой детали нашей обособленной жизни, мы склонны к поистине дьявольскому рассуждению. Оно состоит в сущности в следующем: все, что во мне привлекательно, что мне во мне нравится, и есть мое “я”. Все же, что во мне кажется мне уродливым, отталкивающим, или же то, что другие находят во мне отталкивающим и уродливым, что создает напряжение с окружающими, я воспринимаю как пятна, как нечто привнесенное или наложенное на меня извне. Например, люди часто говорят: “Я ведь от всего сердца стремлюсь к иному, но жизненные обстоятельства сделали меня таким”. Нет, жизненные обстоятельства только раскрыли, что вы таковы. В переписке Макария, одного из оптинских старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: “От меня ушла прислуга и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?” Старец отвечает: “Конечно, брать”. Через некоторое время купец снова пишет: “Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость и потерял всякое самообладание”. И старец отвечает: “И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность”.

И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже не сможем сказать: все, что добродетельно, прекрасно, гармонично, – это я; все остальное – это пятна случайности, не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже… В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в самой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз я слышал на исповеди: “Вот все мои грехи”, – затем кающийся на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: “Я виноват, но что вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня се, у меня ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т. д.”, – не раз случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже разрешительной молитвы, я ему говорил: “Сожалею, но исповедь – это средство примирения с Богом, а примирение – дело обоюдное. Итак, прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, что прощаете Ему весь вред, все зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым или святой?”. Обычно людям это не нравится, но это правда и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы – это то, что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает – уж по крайней мере по отношению ко мне!).

Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку в делании, вытекающем из того, что мы увидели?

Да, конечно, можно, и это “да, конечно” для меня обосновывается двумя моментами. Во-первых, нечто чрезвычайно воодушевляющее сказал Иоанн Кронштадтский в дневнике, где он пересказывает свой внутренний опыт. Он говорит, что Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, если Он не уверен, что наша вера, наша надежда достаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением. Пока Он видит, что нам недостает веры, недостает надежды, Он оставляет нас в относительном неведении; во внутренних наших потемках мы различаем только опасности, которые Он предоставляет нам находить ощупью. Когда же Он видит, что наша вера стала крепкой и живой, наша надежда достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам, – но только в меру нашей надежды и нашей веры. Итак, вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое – это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться.

Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима Саровского, который говорит, что существенно важно, чтобы мы видели самих себя целиком, то есть не только то, что есть в нас прекрасного, отвечающего нашему призванию к вечной жизни, но также и все остальное. Ибо то, что уже созвучно Христу, Богу, что уже принадлежит Царству, в каком-то смысле не представляет для нас интереса: важно все остальное – пустыню или дебри – превратить в райский сад. И здесь, отойдя от образа, данного преподобным Серафимом, я хотел бы подчеркнуть, что мы должны рассматривать себя самих как материал, который Бог вложил в наши руки и из которого мы можем создать произведение искусства, нечто такое, что войдет составной частью в Царство гармонии, красоты, истины и жизни. В этом смысле у нас должна быть та же собранность, та же ясность взгляда, какой обладает художник.

Произведение искусства, которое хочет создать художник, определяется двумя факторами: с одной стороны, его замыслом, тем, что он хочет создать; с другой – материалом, который у него в руках. Вы знаете, что нельзя сделать одинаковые произведения из различного материала: если вы хотите сделать крест из слоновой кости, вы не возьмете куска гранита; если вы хотите соорудить кельтский крест, вы не станете высекать его из греческого мрамора, и т. д. – просто потому, что то, что вы хотите выразить, может быть выражено лишь в пределах возможностей данного материала. Итак, если только вы не безнадежно и обезнадеживающе упрямы (обезнадеживающе как для Бога, так и для себя и для других), и в ваших руках только один какой-нибудь материал, то вопрос будет не в том, “как сделать мрамор из слоновой кости или гранит из кривого сучка”; вы просто посмотрите на этот наличный материал и скажете: “Какое произведение искусства может родиться из того, что я держу в руках?” (Что не препятствует вам впоследствии осуществить другой замысел и из того материала, который вам хочется иметь.)

Так же точно мы должны были бы действовать и в нашей внутренней жизни. Мы должны научиться вглядываться разумным взором, проницательным взором, с возможно большим реализмом, с живейшим интересом в тот материал, который у нас в руках, потому что строить мы можем только из этого материала. Если вы – Петр, то вы не Антоний, и что бы вы ни делали, Антонием вы не станете. Существует присловье: “На Страшном суде никто тебя не спросит, был ли ты святым Петром, тебя спросят – был ли ты Петей”. Никто не требует от вас быть тем, чем вы не являетесь, но можно у вас спросить, можно от вас требовать, чтобы вы были самими собой. И это очень существенно: если вы не примете всего материала в целом, вы ничего не создадите. Не воображайте, что занимаясь утверждением своего ума, своего восприятия, то есть половины вашей индивидуальности, вы сможете создать целого гармоничного человека. В какой-то момент вы обнаружите, что не смогли этого сделать, но тогда перед вами уже будет урод, какая-то незавершенная статуя и огромное количество неиспользованного материала – и все!

И тут нужны мужество и вера. Прежде всего вера в том смысле, как я уже говорил, что Бог дает нам видеть только то, что мы можем вынести; и мужество: нам ведь вовсе не доставляет удовольствия видеть всю нашу безобразность. Может быть, вы помните слова св. Венсана де Поль перед зеркалом, которые случайно услышал его отец, войдя в комнату: «Боже, я слишком безобразен для людей, но, быть может, Ты примешь меня таким?». Может быть, для людей я и слишком безобразен, но Богу я желанен, потому что иначе Он не вызвал бы меня к бытию, не совершил бы этого творческого, рискованного акта, вызывая к бытию именно меня – причем не на короткое время, а для вечности.

С другой стороны, если мы хотим иметь отношения с людьми, окружающими нас, мы должны быть реальными, а не подставными личностями. Мы можем иметь друг с другом творческие вдумчивые отношения лишь постольку, поскольку я – реален и мой собеседник, тот, что стоит передо мной, – тоже реален. Эта реальность должна охватывать всего человека, он не должен довольствоваться частичной реальностью, реальностью до известного предела.

Я этим вот что хочу сказать: когда нас, детьми, вызывает к себе директор школы на головомойку, потому что мы что-то натворили, то мы видим в нем только звание директора. Здесь нет человека, а есть директор, как был бы полицейский, чиновник, прокурор, врач. Нам не приходит даже в голову, что в нем есть что-то другое.

Есть у Евтушенко очень сильное стихотворение, где он описывает преподавателя, каким видит его ученик. Ученик за ним наблюдает и думает: что с ним сегодня такое? Он какой-то странный! Он преподает математику и только что сделал две ошибки в сложении. А теперь он сломал мел, остановился и все стер, хотя и велел нам переписывать с доски, – и так далее. В конце стихотворения мы видим преподавателя, забывшего надеть пальто и шляпу и идущего через двор; и последняя фраза: “ушла жена профессора из дома”. Вот ситуация: был только преподаватель, не было человека. Это наша ситуация по отношению к другим и ситуация, в которую мы ставим других по отношению к себе. Пока мы ее не изменим, мы не будем реальностью, не будут реальностью и другие. Невозможно встретиться с призрачным существом или тем, что еще меньше индивидуума, который все же обладает какой-то реальностью, даже если это реальность болезненная, замкнутая, лишенная всякой широты. Это верно и в отношении к Богу, так же как и к людям, потому что если мы видим только преподавателя, а не человека, то, приходя к Богу, мы часто собираем обрывки знаний, какие-то понятия о Нем и становимся на молитву не перед Живым Богом, а перед идолом, которого мы собрали из образов и понятий, подлинных в той мере, в какой каждый образ и понятие чему-то соответствует в Боге, но становящихся преградой в тот миг, когда мы говорим себе: вот Бог.

Отношение к личности совершенно иное. Я только что говорил, что здесь совершенно другая проблема: дело не в том, чтобы видеть себя как личность, – мы ведь этого не можем. Личность, персона – это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать. Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума. И вот аналогия, которую я хотел бы провести: мы – это картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала совершенно неузнаваемой. Мы стали карикатурой образа Божия. Если вы покажете картину знатоку, он внимательно ее рассмотрит и скажет: в этом портрете бровь, часть лица несомненно принадлежат руке мастера, все остальное – нет. Тогда, изучая эту бровь – технику, краски, совершенное движение кисти, ее родившей, – попробуйте снимать слой за слоем все эти записи. Сняв один слой, мы скажем: это глубже предыдущего, но все еще не рука мастера; это запись, она фальшива в сравнении с этим штрихом брови, с той цветовой гаммой, которая уже без сомнения принадлежит мастеру… И так постепенно нам удается расчистить картину, вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений.

И вот именно это мы и должны сделать над самими собой. Но как? Апостол Павел советует найти себя во Христе и найти Христа в себе. В такой форме это может показаться едва ли не вызовом: как найти Христа там, где, по всей очевидности, Его нет, поскольку Он совершенно скрыт слоями обезображивающих записей? Я могу дать вам простой совет, который вы сможете испробовать и который, мне кажется, может дать плоды. Когда вы читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь найду, – правда, ибо это говорит Бог, и я должен все одобрить и поддержать, потому что таким образом я займу правильную позицию в предвидении Суда Божия, – если вы просто честны по отношению к самому себе, вы увидите, что в Евангелии есть три рода вещей. Одни нас ничем особенно не трогают, и в этом случае мы без труда готовы сказать: раз так говорит Бог, значит так оно и есть. И это нас ничуть не волнует, потому что мы не видим никакого применения данных слов к нашей жизни, и тем самым они не представляют никакой опасности для нашего эгоистического комфорта и для нашего отказа следовать Евангелию.

Есть другие места, и если мы вполне честны, мы скажем: нет, на это я не пойду… У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о заповедях Блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть – нет… Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть ее честности, вы отвергнете три четверти Евангелия – и я еще не пессимист.

Возьмем пример: Х ристос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно! Но когда Он еще говорит нам: Я дал вам пример, следуйте ему, – тогда действительно можно сказать “нет”. Ну так и скажите. Но мы не целиком черные, и если вы честны в обе стороны, то есть если вы не защищаетесь от притягательности Евангелия, из-за того, что она для вас опасна, то вы увидите, что есть одно-два места в Евангелии, три фразы, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого; самое тело ваше устремляется по этому пути.

Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это “быть добродетельным”: чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного.

Я хочу быть самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное, так сказать, нескольким поразившим вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… И так вас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.

Итак, вот два различные, но коррелятивные пути самопознания: познания “я” – индивидуума, который себя утверждает, себя противополагает, который отвергает и отрицает другого; того “я”, которое не хочет видеть всего себя таким, как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия; того “я”, которое никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед судом Бога и людей; того “я”, которое не хочет слышать, что говорят о нем люди, тем более – что говорит о нем Бог, слово Божие.

И с другой стороны – личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается – то есть все больше обнаруживается – и тем самым все больше уничтожает индивидуум, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося, а останется только личность – ипостась, которая есть отношение. Личность – которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим – оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий.

Сегодня мы рассмотрим с вами такую тему как «познание себя». Что такое «познать себя », кто такой я, что такое процесс познания и как эти вещи связаны.

Познать себя. Самопознание. Кто я?

Разные источники трактуют этот процесс, в общем-то, похоже. Бог решил познать себя , создал детей или создал этот мир в разных вариациях, на разных уровнях, в разных сочетаниях, наделил их своими возможностями, способностями. Человеческое существо в данном случае как костюм, как сущность, как личность, которая связана с Богом и является в каком-то смысле его глазами как инструментом познания самого себя. Это одна из версий того, что происходит и почему разные события, разные действия и хорошие, и плохие, и интересные, и не очень – они все присутствуют, они все уместны, и каждый относится к себе, к другим по каким-то своим внутренним критериям, по каким-то понятиям живет, и у каждого эта точка зрения может чем-то отличаться, об это говорят: «Сколько людей, столько и мнений».

В принципе, есть некая жизнь как инструмент, как элемент, позволяющий познать себя . Кто-то говорит, что это некая игра. В принципе, мне нравятся очень эти понятия, я в них достаточно серьезно погружался, изучал, в них очень много истины. Это выбор каждого – как относиться к своей жизни, к процессу того, что в этой жизни происходит, играть в жизнь и относиться к познанию себя как к процессу творения, к процессу раскрытия своих возможностей – это достаточно увлекательное занятие, и оно меняет отношение к происходящему. То есть понимая, что все есть Бог, а вы – его часть и в некоторой степени его дети, в каком-то смысле его глаза, уши и инструменты познания, но при этом индивидуальные не менее уважаемые и с тем же потенциалом, который просто надо увидеть, раскрыть, проявить, отшлифовать на каких-то деяниях и выработать спектр того, в каких уроках вы еще чего-то не знаете и что можно проявлять дальше, а что-то вы уже выучили и двигаетесь дальше.

Это как со спичками: спички детям не игрушки, поэтому родители внимательно следят, чтобы дети куда-то не забежали, не натворили каких-то дел, пожаров, либо ограничивают их в доступе к спичкам, к газу. Те, у кого дети есть, были или видели, поначалу либо ходунки, либо все эти углы сглаженные, замотанные, либо просто все время ходишь, чтобы, не дай Бог, чадо куда-то не вляпалось, пока оно еще не умеет играть. Вот примерно такой же процесс творения или процесс знакомства с этим миром происходит и на более взрослых этапах, просто там другие игры, другие интересы, но тем не менее суть остается той же: мы хотим познать себя через проявления во внешнем мире, через изучение строения себя, через изучение понятия вообще кто такой я. И точно так же этот процесс вместе с нами наблюдает и где-то активно участвует, где-то не столь заметно, незримо тот самый высший мир или Бог так называемый проявленный, непроявленный – все эти понятия, которые складываются в значение Бога, можно использовать здесь спокойно, это всего лишь один из вариантов, одна из трактовок того, как мы относимся к Богу. «Как мы к нему относимся, так и он к нам», – говорят, но на самом деле не совсем. Он многотерпелив и милостив, безграничный и вездесущий, поэтому торопиться ему некуда, и он с удовольствием наблюдает за собой, фактически познавая даже через какие-то, на наш взгляд, болевые или неприятные ситуации свои возможности.

Если отходить от концепции познания через нас и совместную творческую деятельность с высшим миром, посмотреть на это с точки зрения индивидуальности, с точки зрения человеческой сущности, то ничего не меняется. По принципу «что вверху, то и внизу» отношение к тем событиям, к тем действиям, к той реальности, в которой мы живем, – это прямое следствие нашего процесса размышления, наших действий, нашего отношения к тому, а чем бы мы хотели заниматься. То есть есть ваша жизнь, это ваша реальность, вы в ней каким-то образом проявляетесь, познаете через работу, отношения, детей, родителей, какие-то заболевания, какие-то достижения, какие-то цели, которые вы ставите, какие-то стереотипы, с которыми вы носитесь – через вот эти все точки зрения, модели либо через эти элементы вас вы смотрите на мир как через некий набор фильтров, через некий набор где-то ограничений, а где-то наоборот увеличительных каких-то труб, ускорительных процессов и, в общем-то наблюдаете и тут же отслеживаете тот результат. То есть если тот набор и те представления, те инструменты, которые вы выбрали, через которые вы хотите познавать мир, либо, как вам кажется, вы в них сразу оказались и не участвовали…

Это не столь важно, не совсем это так, но, допустим, в какой-то момент вы поняли, что вот реальность, я в ней есть, как оказался – непонятно, что делать дальше? Фактически все равно предшествующие события формировали эту точку, в которой вы оказались. Но даже если предположить, что это сейчас не столь важно, то в данный момент вы готовы сделать инвентаризацию того, что происходит вокруг вас, внутри вас, сопоставить эти процессы, принять точку зрения на веру, принять точку зрения как один из вариантов, попробовать поиграть с собой, с отношением к миру через этот творческий процесс детской непосредственности.

В одном из интересных семинаров звучала такая фраза с предположением: «А что, если… Если бы». То есть она снижает некую критичность и привязку к одному из вариантов, что будет только так. Если вы позволите себе отнестись к процессу – если бы это было так, то как бы вы жили, как бы вы к этому относились. И вот это «если бы…», которое вам больше нравится, и вот это «если бы…», которое помогает вам двигаться, развиваться, достигать своих целей эволюционировать, расширять свои границы, используйте с удовольствием. Это всего лишь инструмент. Относиться к какой-то реальности, вашей, чужой или к иллюзии как к некой стабильной, статичной картине, которая неизменна, незыблема – это всего лишь одно из отношений. «А если бы оно было неизменным… А если бы оно было изменным…» Попробуйте не фиксироваться на одной точке зрения «если это вот так и только вот так, никак по-другому», а найти разные «если бы…» и из каждого угла зрения, из каждого подхода найти отличия, найти где-то преимущества, найти где-то то, что не очень интересно и можно подкорректироваться. И позволяйте себе в этих «если бы…» познавать разные грани себя.

Есть критерии некоторые, где вы познаете себя и где эта реальность вашего познания является в некоторой степени вашей игрой, в некоторой степени вашим интересом и вашей прямой задачей и неким предназначением как какой-то вехой на пути, которую вы себе запланировали в этой жизни и где окружение, происходящее говорит о том, что вы вышли за пределы своей игры и тех подходов к познанию, которые вы когда-то решили взять как основные, как некий эталон ваших действий, намерений и каких-то еще проистекающих вокруг вас процессов, где вы свернули не туда, вышли в чужую какую-то игру, но почему-то в ней застряли.

Давайте начнем как обычно с вас. Если… Буду понятными словами. Жизненный тонус, если настроение, ожидания радостные, когда же начнется быстрее завтрашний день, когда же начнутся быстрее новые события, в которых вы уже участвуете, и вы с удовольствием в этом процессе творения событий двигаетесь радостно с энергией, с увлечением, с интересом, с вдохновением, и череда последующих событий вас вовлекает, и у вас все больше, больше появляется неких планов, мыслей, задач на будущее, можно сказать, что каждый следующий шаг открывает еще два новых и вы просто выбираете из того большого количества действий те, которые успеваете делать…

Процесс жизни не как кутерьма, конечно, суета, успеваю одно и навалилось огого. Не об этом речь. Речь о том, что вам настолько интересно и настолько много у вас идей, желаний и энергии их воплощать, что вы просто выбираете самые интересные. Как, не знаю, купили фруктов, яблоки, груши и виноград, а все не влазит, поэтому вы выбираете что-то одно либо несколько, а остальные оставляете на потом. И вот этот изобильный источник, как аллегория фруктов или действий, которые можно делать, он просто растет и развивается, сопутствует этому и получение новых знаний, и выход на какие-то новые уровни и профессиональные, и личные, и повышение качества отношений, здоровья, и движение, которое вы осуществляете, оно динамичное. Это некие критерии того, что вы играете в свою игру, вы четко понимаете, что это интересно вам и то, что вы создали, в чем вы участвуете, этот процесс творения, который вы запускаете своим таким настроем, мышлением и самоорганизацией своей жизни, он приносит вам удовлетворение, он дает вам энергию и открывает для вас новые дверцы, новые границы, новые горизонты для дальнейших действий.

Есть вариант, что в какой-то момент вдруг вы вписываетесь в какие-то другие правила, в какую-то другую игру, начинаете и продолжаете процесс, позволяющий познать себя , но не через те естественные, легкие, приятные ощущения, а другую обратную сторону: через какую-то боль, страдания, негатив и так дальше. В принципе, это один и тот де процесс, просто так получилось, что вы выбрали этот процесс, этот урок, эту ступеньку развития зайти с тыльной стороны, с того угла в это вовлечься.

Сами вы туда пошли или обстоятельства, как многие говорят, этому способствовали, вопрос не в этом. Вопрос в том, что в какой-то момент вы потеряли связь, контроль с высшим «я», душой, с вашими интересами, с вашими истинными целями и задачами и чуть-чуть стали изучать эти уроки, которые рядом с вашим интересом, но уже показывают обратную сторону, изнанку. Это тоже нормальный естественный процесс, поскольку не вы одни играете. Многие выбрали поиграть именно в таком негативном свете и в некоторой степени, как говорят, без тьмы не было бы света, то есть если везде один только свет, почему видна тьма? Да потому что она дает возможность отличить одно от другого, выбрать, в какую сторону вы хотите двигаться.

И если говорить про критерии чужой реальности, чужих игр, познаний по каким-то еще способам себя не теми способами, которыми вы хотели, а теми, которые вам предложили, это как раз как набор критериев: отсутствие радости, удовлетворения от жизни, нет представлений, что же изменится, если вы будете это делать и насколько результат вас устраивает. То есть это некая рутина, некая стагнация, лень, где-то тяжесть, где-то напряжение, где-то сомнения, волнения и прочие внутренние такие ощущения либо настроения, не сказать панические, скорее, какие-то неудовлетворительные, не характеризующие высокий уровень качества жизни. И вот этот процесс познания через игру, то есть вы вроде как бы играете, но не по своим правилам, не на своей территории, то есть в какую-то игру вы играете. Но это же ваш выбор, то есть в какой-то момент, когда настроение стало падать, отношение к происходящему стало меняться, в этот же момент вы могли остановиться, задуматься, посмотреть, что внутри вас сигнализирует и почему это отношение происходит, либо не в этот же момент, а в тот момент, который задумались, а почему это так происходит, почему я так себя чувствую, что во мне об этом говорит, какие грани, аспекты себя я познаю через этот негативный процесс, через эти патерные поведение или мышление не позитивно. И вы увидите, что это те же самые качества творения, это те же самые качества проявления, возможности познать себя, просто вы решили в этот процесс вовлечься и вам предложили, вы согласились, или вы проснулись, а вокруг вас уже идет игра и вы начинаете как бы смотреть, что делают другие, и делаете то же самое.

Но в любом случае это делаете вы, в любом случае у вас всегда есть возможность отказаться от участия в каких-то играх, которые вам надоели или кажутся неинтересными, и предложить свою игру либо, даже играя в другую игру, не забывать про то, что вы всегда можете создать свою в тот момент, в который захотите. И, в общем-то, те отношения, те взаимодействия в обществе, в семье, внутренние размышления – это этот диалог между иллюзиями и реальностью, чужими играми и своими играми, между тьмой и светом. Можно сказать, что это некая полярность познания с разных сторон одной и той же истины. В какой-то момент желание познавать с двух сторон – оно перерастает в интерес занять более нейтральное положение и более здоровое, что ли, положение равновесия, которое не способствует раскачиванию вас как на качелях то в плюс, то в минус, то в позитив, какую-то эйфорию, радость, то в негатив переживать. И в этот момент вы задаете себе вопрос: а какие еще инструменты, а какие еще есть способы познать себя и как можно перестроиться, чтобы эти проявления в вашей жизни присутствовали по минимуму?

Это так называемое отношение к миру, это так называемое отношение к реальности. Оно связано и с уровнем знаний, и с количеством энергии, и с теми источниками, которые вы примеряете на себя, знания или энергии, подбирая костюмчик, подбирая те качества, которые, вам кажется, правильно и эффективно можно применять, и дальше продолжаете процесс познания. Выбрали вести себя вот так-то, начинаете, познаете, а что же вот это такое. Видите результаты, то есть никаких проблем. Если вы совершаете какое-то деяние, даже не очень хорошее, просто потом будете отвечать за его последствия.

Выбрали, сделали, ответили, сделали вывод, скорректировались, пошли дальше. Не заметили – второй раз попадете в эту ловушку. Можете ходить до той поры, пока не закончится ваш жизненный ресурс, потенциал. Это тоже ваш выбор, его все уважают и никто не вправе предъявлять претензии: а почему вы так живете, а зачем вам это нужно? То есть это только ваше внутренне желание, ваши внутренние ощущения того, а как на ваш взгляд правильно, а что вы хотели бы делать, в каких аспектах изучать эту жизнь, это творение.

Возвращаясь к началу, Бог через вас точно так же смотрит и где-то понимает, что этот интересный момент еще никто не делал, можно взять на вооружение, в каких-то еще масштабах транслировать, что-то неуместно, надо ограничить в будущем какими-то ситуациями проявления, чтобы не натворить каких-то больших, колоссальных бед на всей планете, например. Поэтому получается, что познать себя – это всего лишь выбор точки зрения, через которую вы смотрите на этот мир. Вы можете смотреть через боль, страдания, обиду и страхи и везде видеть то же самое и сами их испытывать, тем самым изучая не понаслышке, что же это такое, и это тоже иногда полезно, потому что, не зная изнутри, со стороны кажется, что этого нет, как же так. Но это не значит, что надо задерживаться на этом этаже, задерживаться в этих представлениях о себе как единственно возможном варианте познания и проявления творения в своей реальности, это всего лишь какая-то информация, которая как-то отражается на вашей реальности.

Посмотрели, понравилось – пожалуйста. Не понравилось, хочется перестроиться – выбирайте другие направления жизнедеятельности, выбирайте других учителей, преподавателей, играйте в другие игры, познавайте себя через что-то еще. Кому-то нравится спорить, ругаться, унижать, оскорблять или быть оскорбленным и униженным и таким образом манипулировать по отношению к миру, типа вот мне все должны, потому что я такой ущербный, несчастный. Это тоже позиция, это тоже уроки, это тоже познание, а как такая модель поведения, из чего она состоит, к каким результатам приводит и насколько это вообще способствует вашему росту.

Либо точно так же, зайдя, изучив основные составляющие этих, можно так назвать, качеств, верований, убеждений человеческих понятий, что это такое, выйти из них и сказать: «Да, я понял вот это для таких-то целей, в таких-то уроках. Было интересно, и теперь я составил полное представление, поиграл, познал себя в этом аспекте. А какие еще аспекты есть? А что можно изучить дальше? О каких еще моих возможностях может идти речь?» И берете разного рода дальнейшие вектора развития, залазите в них. Хотите – идите в силу и управление, хотите – уходите в какое-то созерцание и наблюдение. Это всего лишь разные грани вас.

Познание себя. Знакомство с собой

Понятно, что целостная личность, структура, интегрированная с высшим «я» и эволюционирующая, – она имеет понятия о всех аспектах и не на всех уроках она учится через себя, достаточно средней степени осознанности и желания анализировать происходящее вокруг вас не между вами и кем-то еще, а наблюдать со стороны, чтобы сделать выводы: какие действия, поведение, мысли способствуют вашим интересам, вашим желаниям, что вы бы не хотели, чтобы было и у вас, и начинаете даже до того, как эти процессы в вас укоренились и начали как-то проявляться, начинаете изживать их, заменяя какими-то другими представлениями. Это я называю «учиться на чужих ошибках», и в этом есть даже некий более глубокий смысл. Учиться на своих ошибках или искоренять свои недочеты, минусы чуть-чуть сложнее, потому что, имея этот минус или какую-то пустоту, недоработанное качество, вы же его со стороны не видите, потому что у вас его нет, и относитесь к этому процессу как к естественному. И только глядя, как ошибается, косячит или неправильно себя ведет кто-то другой, но не через свою жизнь, через какие-то эмоции, сопряженные с этими действиями, а просто наблюдая, у вас картина видна чуть шире. В тот момент, когда вы это замечаете, имейте в виду, что раз вы это заметили, значит, это живет в вас, просто не так проявляется, не так видно. Поэтому те ситуации, на которые вы обращаете внимание, и что-то не устраивает, они всего лишь как индикаторы, маяки и зеркала того, что нужно еще подкрутить в себе, познать эти качества, разотождествиться с ними либо трансформировать их, отправить на соответствующие этажи, где они служат вашим целям и зачистить там, где они залезли на чужую территорию.

Есть и уровни восприятия реальности, когда вы вдохновенно творите и созидаете свой следующий, свой каждый день, каждую минуту, находясь в состоянии легкости, радости, гармонии, баланса и спокойствия. Это тоже всего лишь вопрос вашего выбора. Речь не о том, что как вот я это выбрал и теперь я такой, я со всех сил напрягаюсь, демонстрирую спокойствие, хотя внутренне все бурлит и зашкаливает. Нет, речь о том, это сложный процесс не одного дня, не одного года. У всех по-разному: может быть, кому-то месяц потребуется, кому-то два.

Одно качество, как говорят психологи, привычка формируется 21 день. Устойчивые нейросинаптические связи, которые прожигаются в мозгу как некая дорожка, наезженный канал, закрепление похожих алгоритмов действий, мышлений – это процесс около 20-ти, иногда 40-а дней – примерно такие данные я встречал. Если в течение этого времени вы формируете в себе какое-то определенно отношение, с разных сторон его обдумываете, медитируете, проявляете, обсуждаете, читаете на эту тему, то в течение этого интервалу ваше мировоззрение по этому вопросу начинает корректироваться в сторону того, которое вы себе моделируете, если можно так сказать, то, на которое вы обращаете внимание, и те мысли, которые вы утверждаете. Это так называемый процесс созидания и творения именно многократным повторением.

Если возвращаться к вопросу «учиться на чужих ошибках», понятно, что для наиболее оптимального изучения нужны какие-то желающие, на ком вы можете поучиться. Единомышленники, это будут друзья, какие-то коллеги, партнеры по семинарам, какие-то интернет-пользователи, с которыми вы общие темы обсуждаете, то есть этот некий коллективный совместный процесс изучения какой-то одной точки зрения дает возможность чуть более объективно, казалось бы, посмотреть на мир, с другой стороны, если точки зрения противоположны, вы вместо ускорения, усиления внимания на один и тот же вопрос получите наоборот игры той полярности, из которой собирались вылазить. Опять вы увидите, что то ли так, то ли по-другому. Каждый навязывает свою точку зрения, и тут, опять же, выбор ваш: если вы хотите выучить урок с разных сторон, но при этом прийти к целостному пониманию, то просто выбирайте места, территории, общества, места жительства либо места времяпроведения, где вас в большей степени будут окружать те люди, которые помогут или которым интересно заниматься будет тем же, чем и вы.

И наоборот, если постоянно противопоставлять себя, свое представление какой-то компании, которая считает по-другому, это будет всего лишь в каком-то смысле провокация, в каком-то смысле демонстрация некого неуместного демонстрирования своих якобы значимых представлений, которые как бы отличаются от других. Но зачем, какой в этом смысл? Если у вас разные токи зрения и вам комфортно договориться не получается, речь о том, что просто в ваших реальностях гораздо больше разного, чем общего. Каждого устраивает своя, и это естественный и правильный процесс, то есть не надо пытаться переложить свои проблемы на других или переучить тех, которые вас об этом не просят. Неочевидно, что то, что вы знаете и умеете, им полезно, нужно, или вы в чем-то лучше их разобрались. Просто разные точки зрения, выбирайте тех, с кем ваша некая общность, синхронность, резонанс в большей части присутствуют. Тогда некоторые недоработки совместные как общее коллективное усилие гораздо быстрее проработаются.

И наоборот, если вы пытаетесь учиться в той среде, которая не способствует вашей многогранности, а всего лишь причесывает как-то вас в свою сторону, это тоже ваш выбор, в общем-то, пытайтесь, может быть, и в какой-то момент поймете, что в этом тоже что-то интересное есть. Просто не забывайте, что это ваш выбор, это ваш процесс познания себя точно так же, как это процесс познания их через разные грани. То есть вы вместе познаете, а как взаимоотношения такого уровня к чему они приводят и какие результаты они выдают. Можно выбрать как еще один уровень познания познавать радость, любовь, веру и надежду во всех проявлениях, во всех ваших жизненных мотивах, интересах и деяниях, действиях, которые вы осуществляете. То есть та самая осознанность и развитие неких духовных качеств развитие духовности и некой высокой морали или этики взаимоотношений с собой, взаимоотношений с миром, формирование своих реальностей и неосуждение каких-то других реальностей – это тоже вариант творения, то есть несколько возможных сценариев, как вы можете познать себя, через какие точки зрения и через какие взгляды это познание может происходить.

А уж как вы захотите и с каким отношением, настроением вы будете двигаться дальше – все в ваших руках. Желаю вам продолжать процесс творения, процесс познания себя, принимать себя в любом виде и те уроки, которые к вам подходят, рассматривать с точки зрения нового интересного опыта познания, благодарить за то, что они пришли, и дальше силой мысли, намерения формировать те дальнейшие шаги, которые будут происходить.

Как познать себя - практика

Если информация вас заинтересовала, предлагаю Вам посмотреть Видео-урок по данной теме:

Добро пожаловать в «Мир Реальности». Счастливо!

Призыв «познать самого себя»

«Познай себя» - один из самых распространенных призывов в рамках философии, психологи и духовной практики. Но часто этот призыв так никуда и не приводит, потому что эта фраза больше выражает некую эмоцию, чем реально является руководством к действию. Говоря образно, это «карта», которая так никуда и не ведет, потому что мало кто способен понять указанные в ней координаты. Но стоит отнестись к данному призыву ни как абстрактному утверждению, а как к объекту медитаций, то координаты этой карты становятся вполне конкретными реалиями. А начать следует с осознавания того, что «познать самого себя» – это не цель жизни и духовной практики, а их условия, без которых ни то, ни другое не может быть реализовано во всей полноте. И для этого необходимо понять каждый аспект «познания самого себя», что бы четко и ясно понимать, не только куда мы идем, но и кто идет, и что такое вообще «идти».

Что значит «познать себя»

Призыв «Познать самого себя» ничего на самом деле не означает до тех пор, пока адепт не выполнит работу по определению понятий, составляющих основу его бытия. В противном случае «Познать себя» - это просто красивые слова.
Начнем с того, что в выражении «познай самого себя» важнейшим моментом является вопрос – «познать себя» – это познать кого? Что именно подразумевает под «себя»? Это эго? Разум? Тело? Психическая сущность или все вместе? А может быть Дух? Имея смутные представления о себе, вы в итоге получите и «смутное» познание.
Нельзя познать то, что не понимаешь.

Относительность понятия «познать самого себя»

Тот, кто ориентирован на материальный мир, под «познать себя» будет понимать познание своей способности быть успешным, буддист – буддовость, философ – «самость» ученый – разум. А что под этим будет подразумевать алкоголик? Обыватель? Проститутка? Для каждого из них понятие «себя» может означать все что угодно. Такая размытость этого «самого себя» приводит к тому, что реально так ничего и не познается. В лучшем случае очерчиваются лишь границы осмысления своего эго и не более того.
Большинство людей на вопрос «кто ты?» просто пописывают различные свои качества с различной степенью честности и адекватности.
Безусловно, так называемые духовные люди, могут под понятием «себя» подразумевать душу или дух. Но, если быть честными, то подавляющее большинство «духовных людей», это просто, так сказать, продвинутые обыватели, ибо свои Духом и духовным знанием они пользуются точно также, как своими вещами, то есть – обслуживают ими собственное эго.

Познать самого себя и познание

Но проблема самоопределения – не главная проблема в «познании самого себя», она лишь указывает на всю неоднозначность темы. Тут важнее то, что познать самого себя – это не синоним узнать, «кто я». Познание себя уже подразумевает наличие познающего, то есть вы уже должны четко и ясно понимать, кем являетесь.
Говоря еще проще, «познать себя» - это не узнать, кто вы на самом деле, а уже познавать то, как проявляет себя ваша суть.

Экзистенциальная сущность «познания самого себя

Поэтому «познать себя» означает раскрытие экзистенциальной сущности вашей уникальности, а она подразумевает не перечисление каких-то объектов типа «я – человек», «я – менеджер» или «я – Атман» и не пересказ качеств типа «я – хороший», «я – умный» или «я – духовный». Раскрытие экзистенциальной сущности, то есть ее познание – это реализация творческого проявления вашей изначальной природы, которая по определению всегда уникальна.
Таким образом, познать себя – это постижение трансцендентных качеств вашего Бытия, для которого важно не то, кем вы являетесь, а то, что воплощается через вас.

Что такое познание

Теперь рассмотрим то, что конкретно подразумевается под термином «познание».
Из сказанного выше, уже понятно, что это не означает найти ответ на вопрос «кто я?» и не означает составление некоего мнения относительно своих возможностей или проявлений, как эгоистичного существа.
Речь в первую очередь идет о процессе активного осознавания своего персонального способа познания. Так как мир бесконечен во все стороны, то и познание бесконечно – мы можем бесконечно углубляться в любую сфер бытия и при этом все время обнаруживать новые глубины.
Таким образом, в интеллектуальном смысле, познать ничего нельзя, ибо познание уже подразумевает наличие хоть какой-либо границы. Грубо говоря, сказать, что «я познал это от и до» - всего лишь обмануть себя и других.
Кроме того, «познать» подразумевает момент статики, то есть то, что познанно больше изменяться, но это не так – в мире меняется все и меняется постоянно. Поэтому познанное вчера, уже не познано сегодня, ведь оно – иное!
Самый просто пример – познание устройства мира. Когда-то считалось, что мир был «познан», когда думали, что атом неделим, но как позже выяснилось, - это не так.
Интеллектуальное познание – это всегда составление мнения о чем-то, а не погружение в процесс познания, как такового.
Раз мир не имеет границ, то познание бесконечно! Следовательно, познание самого себя - это процесс!

Что на самом деле значит «познать себя»

«Познать себя» - это перейти из статичного состояния в динамичное, то есть обрести божественные качества движения, эволюции.
Мы не в силах что-то познать, как завершенный процесс, но можем познать само познание, как глубинную суть жизни.
Все утверждения о том, что с помощью каких-то «волшебных» медитаций или слияния с Абсолютом можно все познать – глупости, ибо если такое возможно, то бытие, само мироздание и жизнь – ограничены. Но это не так, ведь за любой границей всегда есть еще что-то, иначе, откуда взяться самой границе?
Вспомните, даже любовь есть совершенная форма познания, и если говорить о высших уровнях осознавания познания, то это тот момент, когда познающий становится творцом познания, то есть тем, кто действительно познал самого себя.
Итак,
«Познать себя» – это раскрыть свою экзистенциальную сущность через осознавание ее трансцендентного и творческого потенциала.
Познать себя – это реализовать свою способность создавать само познание, то есть созидать истинную жизнь.
© Алексей Купрейчик