Когда и почему возник этикет в обществе. История этикета: основные этапы развития

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писали еще приверженцы теории общественного договора - Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.

Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.

Знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.

Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета - Дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов.

Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме (этакая лайт версия), формируется общегражданский этикет.
Как мы выяснили, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний.

Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные этикетные процедуры: посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage - вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору. Даже такое личное дело, как служение избранной даме сердца, описывалось своими этикетными нормами. Отступление от этих догм даже в мелочах могло уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и - все имело определенное символическое значение. Даже когда требовалась быстрота действий и скорость, рыцарь должен был руководствоваться не здравым смыслом, а требованиями этикета. Известен пример, когда во время битвы при Креси французские рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не нашли в себе смелости первыми обратиться к королю, поскольку только он обладал таким правом по отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, соизволил поговорить с ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право докладывать королю. Никто не думал, что творится на поле брани и о том, что промедление могло губительно отразиться на ходе битвы.

Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки так же сильно детерминируют становление и развитие этикетных норм.

Находясь в обществе, мы не можем не подчиняться определенным правилам и устоям, ведь это залог комфортного сосуществования с окружающими. Практически каждый житель современного мира знаком с таким словом как «этикет». Что же оно означает?


Первые истоки этикета

Этикет (от франц. Etiquette - этикетка, надпись) – это принятые нормы поведения людей в обществе, которых следует придерживаться, чтобы избегать неловких ситуаций и конфликтов.

Считается, что понятие «хорошие манеры» возникло еще во времена глубокой древности, когда наши предки начали объединяться в общины и жить группами. Тогда и появилась необходимость разработать некий свод правил, которые бы помогали людям контролировать свое поведение и уживаться вместе без обид и разногласий.

Женщины уважительно относились к своим мужьям-добытчикам, подрастающее поколение воспитывалось наиболее опытными членами общины, люди преклонялись перед шаманами, целителями, богами – все это первые исторические корни, заложившие смысл и принципы соврменного этикета. До его появления и становления люди неуважительно относились друг к другу.


Этикет в Древнем Египте

Еще до нашей эры множество знаменитых людей пытались придумать свои самые разнообразные рекомендации по поводу того, как стоит человеку вести себя за столом.

Одной из популярных и известных рукописей в III тысячелетии до нашей эры, дошедшей до нас от египтян, стал сборник специальных советов под названием «Поучения Кочемни», написанный, чтобы обучить людей хорошим манерам.

В этом сборнике были собраны и описаны советы для отцов, рекомендовавшие обучать своих сыновей правилам приличия и хорошего тона, чтобы в обществе они вели себя подобающим образом и не запятнали честь семьи.


Уже в то время египтяне считали нужным использовать столовые приборы во время обеденной трапезы. Кушать требовалось красиво, с закрытым ртом, не издавая неприятных звуков. Такое поведение расценивалось как одно из главных преимуществ и достоинств человека, а также являлось важным компонентом культурной составляющей.

Однако порой требования к соблюдению правил приличия доходили до абсурда. Была даже поговорка: «Хорошие манеры делают короля рабом».


Этикет в Древней Греции

Греки считали, что необходимо носить красивую одежду, вести себя с семьей, друзьями и просто знакомыми сдержанно и спокойно. Обедать принято было в кругу близких людей. Воевать только яростно – не отступать ни на шаг и не молить пощады. Именно здесь впервые зародился застольный и деловой этикет, появились специальные люди – послы. Им выдавались документы на сложенных друг с другом двух карточках, которые получили название «диплом». Отсюда и распространилось понятие «дипломатия».

В Спарте же, напротив, признаком хорошего тона являлась демонстрация красоты собственного тела, поэтому жителям разрешалось ходить обнаженными. Безупречная репутация требовала обедать вне дома.


Эпоха Средневековья

В это темное для Европы время начался упадок развития в обществе, тем не менее люди все равно придерживались правил хороших манер.

В X веке н. э. расцвела Византия. Согласно своду правил этикета церемонии здесь проходили очень красиво, торжественно, пышно. Задачей такого изысканного мероприятия было ослепить послов из других стран и продемонстрировать мощь и величайшее могущество Византийской Империи.

Первым популярным учением о правилах поведения было произведение «Дисциплина клерикалис», изданное только в 1204 году. Автором его являлся П. Альфонсо. Учение было предназначено специально для духовенства. Взяв за основу эту книгу, люди из других государств – Англии, Голландии, Франции, Германии и Италии – выпускали свои пособия по этикету. Большую часть таких правил составляли правила поведения за столом во время приема пищи. Также были освещены и вопросы о том, как вести светские беседы, принимать гостей и устраивать мероприятия.


Чуть позднее возникло и само слово «этикет». Его ввел в постоянный обиход всем известный Людовик XIV – король Франции. Он пригласил гостей к себе на бал и раздал всем специальные карточки – «этикетки», где были написаны правила поведения на празднике.

Появились рыцари со своим кодексом чести, создавалось огромное множество новых ритуалов и церемоний, где проходили посвящения, принимали вассальную зависимость, заключали договор о служении сеньору. Тогда же в Европе возник и культ поклонения прекрасным дамам. Стали проводиться рыцарские турниры, где мужчины боролись за избранницу, даже если она не отвечала им взаимностью.

Также в эпоху Средневековья возникли и по сей день существуют такие правила: рукопожатие при встрече, снятие головного убора в знак приветствия. Таким образом люди показывали, что в руках у них нет оружия и что настроены они на мирные переговоры.


Страны Восходящего Солнца

Например, отказ от кружки воды или косой взгляд мог повлечь за собой целую войну кланов, которая могла продолжаться годами до полного уничтожения одного из них.

Китайский этикет насчитывает более тридцати тысяч различных церемоний, начиная от правил чаепития и до заключения брака.


Эпоха Ренессанса

Для этого времени характерно развитие стран: улучшается их взаимодействие друг с другом, расцветает культура, развивается живопись, вперед шагает технический процесс. Также зарождается понятие о влиянии чистоты тела на здоровье: люди начинают мыть руки перед едой.

В XVI веке вперед шагнул застольный этикет: люди стали пользоваться вилками и ножами. На смену пышности и празднеству приходит скромность и смирение. Знания правил и норм этикета становится отличительной чертой элегантности и экстравагантности.


История развития этикета в Российском государстве

Начиная со средних веков и до правления Петра I, русские люди изучали этикет по книге монаха Сильвестра «Домострой», изданной при царе Иване IV. Согласно ее уставу мужчина считался главой семьи, перечить которому не смел никто. Он мог решать, что для его близких хорошо, а что – плохо, имел право наказывать жену за непослушание и бить детей в качестве воспитательных приемов.


Европейский этикет пришел в Российское государство во времена правления императора Петра I. Изначально созданное правителем артиллерийское и морское образование заменилось на специальную школу, где обучали светским манерам. Одним из самых известных стало произведение об этикете «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», написанное в 1717 году, которое неоднократно переписывалось.

Были разрешены неравные браки между людьми разнообразных сословий. Люди теперь в праве были заключать браки с теми, кто оказался разведен, с расстриженными монахами и священнослужителями. Ранее такого делать было нельзя.


Наиболее сильно были усложнены правила и нормы поведения для женщин и девушек. Запреты преследовали женский пол с самых пеленок. Молодым девушкам категорически запрещалось обедать в гостях, разговаривать без разрешения, показывать свои умения в языках или какой-либо другой области. Однако они должны были уметь в определенный момент стыдливо краснеть, неожиданно падать в обморок и обворожительно улыбаться. Молодой особе запрещалось выходить одной или находиться вдвоем с мужчиной в течение даже пары минут, невзирая на то, что он мог быть ее хорошим другом или женихом.

Правила предписывали девушке носить скромную одежду, говорить и смеяться только приглушенным голосом. Родители обязаны были следить за тем, что читает их дочь, какие знакомства заводит, и какие развлечения предпочитает. После замужества правила этикета для молодой женщины немного смягчались. Однако она, как и раньше, не имела права принимать гостей-мужчин в отсутствие своего мужа, выходить одна на светские мероприятия. После брака женщина очень тщательно старалась следить за красотой своей речи и манерами поведения.


Мероприятия для высшего света к самому началу XIX века включали в себя как публичные, так и семейные приглашения. Обязательно должны были проводиться различные балы и маскарады в течение всех трех месяцев зимы, ведь это было главным местом для заведения знакомств между потенциальными женами и мужьями. Посещения театров и выставок, веселые прогулки в парках и садах, катания с горок в праздничные дни – все эти разнообразные развлечения стали все более распространенными.

В Советском Союзе такая фраза как «светская жизнь» упразднилась. Людей высших сословий истребляли, их устои и обычаи поднимались на смех и искажались до абсурда. Специальная грубость в обращении с людьми стала считаться признаком пролетариата. В то же время разного рода начальники отошли от подчиненных. Знания и владения хорошими манерами теперь были востребованы только в дипломатии. Торжественные мероприятия и балы стали организовывать все реже. Самой лучшей формой досуга стали застолья.

Зарождение и развитие европейского этикета

Едва научившись мыслить, человек усвоил: сила его в един­стве с себе подобными. А чтобы жить и бороться сообща, прихо­дилось свои интересы согласовывать с чужими, подчинять об­щим, учиться понимать мысли и чувства окружающих - уметь общаться с другими людьми. Так возникали простые правила об­щения , которые, передаваясь из поколения в поколение, фор­мировали нравы .

Первые требования к поведению людей существовали в виде табу - запретов, носивших, чаще всего, целесообразный характер и направленных на сохранение, выживание и благополучие рода. Табу тоже воз­никают не сразу. Так, если на первых порах половые связи и деторожде­ние не регламентировались, то позднее появляется запрет на кровно­родственные браки, ведшие к рождению нежизнеспособного, сла­бого потомства. Табу на людоедство накладывается лишь с развитием земледельческо-скотоводческой культуры, когда появляются гаранти­рованные источники другой пищи. Правда, фрейдизм объясняет появ­ление первых табу не развитием культуры, а чувством вины, заставив­шим человека регламентировать свои основные инстинкты - сексуаль­ный и врожденное стремление к смерти - и создавать первые «услов­но-согласительные» правила поведения.

Как бы то ни было, человек чувствовал свою неразрывную связь с родом, вне которого он не мог добывать пищу и бороть­ся с врагами. Таким образом, стремление вести себя прилично, получить одобрение , понравиться окружающим уходит вглубь тысячелетий. Оно вытекало из условий совместной жизни лю­дей, и ни одна эпоха не обходилась без правил и норм челове­ческого общения.

К числу чисто человеческих особенностей относится и стремление делать все по законам красоты. И когда наш предок украшал нос коль­цом, вставлял в ухо палочку, удлинял специальными обручами шею или укорачивал стопу - все это также было вызвано желанием произ­вести хорошее впечатление - понравиться (и опять - сходство со сло­вом «нрав»). Интуитивно наши предки пришли к тому, что подтвердила современная наука: оставляет яркий след в сознании то, что воздейст­вует на чувство, вызывает эмоции. Вызвать положительные эмоции, понравиться, завоевать доброе отношение к себе, почувствовать, как говорят сейчас, комфортность общения, человек стремится всеми дос­тупными средствами.

Логично предположить, что в период варварства не только физическая сила и инстинкт самосохранения, но и складывав­шиеся нормы отношений между людьми, требовавшие от них взаимовыручки и заботы друг о друге, способствовали выжива­нию и усилению рода. Этот положительный опыт выживания закреплялся, передавался от поколения к поколению, превра­щая простейшие нормы поведения в важнейший фактор человече­ского существования.

Однако если простейшие нормы поведения «для всех» скла­дываются еще на заре человечества, то этикет в своей собст­венно «ярлыковой» роли появляется намного позже и формиру­ется как свод правил поведения в процессе расслоения общест­ва (правда, долго еще не называясь этикетом и выступая скорее как предэтикет) . Имеющий власть и богатство выделяет себя украшениями, требует особого, почтительного отношения, об­ращается с себе подобными не так, как с теми, кто отличен от него по происхождению и положению.

Самые старые из известных нам сведений об этикете - древ­неегипетские насчитывают около пяти тысяч лет.

В «Поучениях Кагемни фараону Снофру» говорится о пользе правил приличия. Необходимые качества «приличного человека» - умеренность, скромность (счастливым считается скромный). В «Наставлениях началь­ника города и визиря Птаххотена» даются наставления молодежи, в которых подчеркивается необходимость почитания старших, умение хранить «в душе своей слова отца» и следовать их заветам. Необходимым компонентом культуры считалось у древних египтян умение есть краси­во и бесшумно, пользуясь столовыми приборами.

Особенностью этикетной культуры античности становится чет­кое разделение правил поведения людей в зависимости от их поло­жения. Рабство стало не только проявлением социального неравен­ства, но и нравственной проблемой. Соблюдение норм и правил касалось свободных людей; рабы, по существу, стояли «вне пра­вил»: по отношению к ним не действовали требования справедли­вости, уважения, вежливости. Неравенство начало рассматривать­ся как естественная норма человеческих отношений. Наиболее ярко это проявилось в этикетной культуре Древней Греции и Рима.

Вообще нравы этой эпохи представляют собой пеструю картину. С одной стороны, уважение к мудрости, поиски смысла жизни, тяга к красоте, с другой - свобода нравов, культ наслаждения, вседозволен­ность в любви. Например, таким прекрасным качествам Одиссея, как мужество, жажда подвига и отвага, или верность Пенелопы противо­стоят скаредность, коварство, подлость, стремление к власти и славе Нерона и Герострата. Нравы были крайне жестокими (вспомните бои гладиаторов и решение толпы - добить или помиловать побежденного, Спарту, в которой безжалостно сбрасывали в пропасть «неполноцен­ных» младенцев), но пленных уже не убивали, а сохраняли им жизнь, хоть и превращали в рабов.

Древние греки , поклонявшиеся разуму, силе и красоте, во внешнем поведении наиболее ценили сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и мужество в бою.

Об этом можно прочесть в «Одиссее» Гомера, в стихах античных поэтов. Пифагор воспитывал у своих учеников следование обычаям, повиновение старшим, самообладание, выдержку. Чтобы быть доброде­тельным, проповедовал Сократ, надо знать, как поступать. И уметь владеть собой, считал Демокрит. И то и другое непременно должно привести к необходимости умеренности, полагали многие греческие философы, в том числе и Фалес, который говорил: «Умеренность во всем есть жизни меч и щит, невоздержание болезнь и зло родит».

Древние римляне также считали, что «мера - важнее всего».

Древнеримский поэт Овидий предостерегал молодых людей: не сле­дует излишне жадно поглощать пищу и чрезмерно увлекаться напитка­ми, однако вполне пристойно поклоннику красавицы обмакнуть паль­цы в вино и написать «пламенной жидкостью» на столе объяснение в любви. Древний Рим вообще был вопиюще дисгармоничен в своих нрав­ственных и эстетических нормах, что находило отражение в этикете: невоздержанность в поведении и проявлении чувств, стремление поко­рить роскошью. Поэтому на фоне мягких и деликатных греков римляне выглядели необузданными, не знающими чувства меры ни в чем.

В эпоху средневековья прежде всего обращает на себя внима­ние этикет Византии, пышный и каноничный, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

Здесь этикет обрел необычайную значимость, ибо он придавал вла­сти блеск и величие. Вокруг императорского трона вводятся специаль­ные должности для точного соблюдения правил этикета: царедворцы, одевавшие императора; подававшие воду для омовения рук; хранитель царской чернильницы; человек, ответственный за чистоту двора, и множество других придворных, последовательно выполнявших все пред­писанные при дворе ритуалы.

Один из интереснейших моментов в развитии Этикета - по­явление в эпоху средневековья светского этикета, фундамен­том которого служила та же иерархическая лестница - строгое соблюдение норм соподчинения и правил поведения для от­дельных сословий. В его рамках, в свою очередь, выделялись ры­царский и придворный этикет.

В основе рыцарского этикета лежал Кодекс рыцарской чести - свод особых моральных норм и ценностей, позволявший рыца­рям отделить себя от «неблагородных» - простолюдинов. Благо­родство было главным достоинством рыцаря.

Одним из признаков благородства была длинная родословная, что требовало от рыцаря прославлять действительные, а нередко и выду­манные доблести, подвиги и моральные достоинства своих предков и преумножать их. Ядром рыцарского кодекса чести была также верность своему сеньору и своим обязательствам, поэтому рыцарский этикет предусматривал многочисленные обеты, клятвы, ритуалы. Предатель­ство и вероломство считались тягчайшим грехом и влекли за собой ис­ключение из рыцарской военно-аристократической корпорации. Кроме того, этикет требовал от рыцаря, чтобы он постоянно заботился о сво­ей славе, подтверждая свое место в военно-феодальной иерархии, ко­торое зависело от количества и качества одержанных им побед. Непре­менным проявлением благородства выступала также щедрость, поэто­му «приличней» было разориться, чем прослыть скупцом: скупость вела к потере звания, положения, исключению из общества.

Особенностью рыцарского этикета была его ориентация на внеш­ние проявления: в качестве рыцарских добродетелей специально отмечались красота и привлекательность. Отсюда внешний блеск и внимание к ритуалам, атрибутике, манерам, символике.

Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, ука­зывавшие на его социальное положение. Особое внимание уделялось аксессуарам - головным уборам и перчаткам, по которым точно опре­делялся ранг рыцаря.

От рыцаря также требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на музыкальном инструменте и петь. Он должен был быть развит физически (поскольку его доспехи весили 60-80 кг).

Важными составляющими рыцарского кодекса чести было отношение к Врагу и Прекрасной Даме. Отношение к Врагу оп­ределялось безусловным требованием мужества. Боязнь быть за­подозренным в трусости, в недостатке мужества диктовала и соответствующие этикетные формы поведения рыцаря в сраже­нии, в основе которых лежали уважение к противнику и чувство собственного достоинства. Главным для рыцаря была не победа, а поведение в бою.

Так, рыцарь в доспехах не имел права отступать; нельзя было напа­дать на противника сзади; убийство безоружного врага покрывало ры­царя позором: следовало предоставлять противнику по возможности рав­ные шансы. Интересно, что многие нормы боевого рыцарского этикета оказали впоследствии значительное влияние на формирование совре­менного воинского этикета.

Своего рода религией рыцаря было любовное служение, культ Прекрасной Дамы. Любовь вдохновляла рыцаря на подвиги, облаго­раживала его. Чтобы завоевать благосклонность своей возлюблен­ной, рыцарь, согласно этикету, должен был демонстрировать пре­данность, самоотверженность, готовность к самоотречению, уме­ние владеть собой, укрощать свои порывы. Такой тип любовных отношений к Даме предполагал заботливость и обожание, изы­сканное ухаживание и оказание всевозможных знаков внимания. Утонченный и любезно-галантный, он, по существу, представлял собой форму игры, в которой участникам надлежало строго следо­вать правилам этикета и отведенной роли. Но красота этикетных предписаний сделала свое дело, и до сегодняшнего дня сохраняет­ся романтичное представление о рыцарском отношении к женщи­не, которое может послужить учителю основой для формирования более красивых отношений мальчиков и девочек.

Правда, не следует и идеализировать рыцарское служение женщине. Рыцарю, который мог бесстрашно войти в клетку со львом, чтобы до­казать свою любовь Даме сердца, который мог всю жизнь хранить в качестве залога любви ее платок, этикет не отказывал в то же время в «праве первой брачной ночи» с молодой крестьянкой, выходящей за­муж. Отправляясь на Столетнюю войну, он имел право надеть на собст­венную жену «пояс верности». Этикет предписывал ему петь серенады под балконом своей Даме, но не только из романтических побужде­ний, а потому, что рыцари, как правило, были попросту неграмотны и не могли написать любовного письма.

Краеугольным камнем Кодекса рыцарской чести выступает само понятие Честь , которое как бы объемлет весь моральный кодекс, гласивший, что Душа рыцаря принадлежит Богу, жизнь - Королю, сердце - Прекрасной Даме, но Честь свою он не отдаст никому. Именно честь становится отличительным при­знаком и главной опорой в жизни человека благородного зна­ния, закрепившись в этикете на века.

Законам чести следовали неукоснительно. Существовала только одна клятва, которую нельзя было нарушить дворянину - «клянусь честью». Был только один долг, который должен быть обязательно уплачен, на­зываемый долгом чести, - карточный долг (остальные долги можно было и не платить). Даже при совершении казни принималась во вни­мание честь, которую следовало воздать рангу и званию осужденного.

Чувство чести было настолько обостренным, что покушение на нее считалось смертельным оскорблением. Правда, задетую честь можно было восстановить. Во-первых, публично нанесенное оскорбление могло быть публично же взято назад, и после принесенного извинения оскорбле­ние считалось как бы не нанесенным, а честь дворянина не страдала. Во-вторых, быстро и эффектно восстановить оскорбленную честь мож­но было с помощью дуэли. В-третьих, если дуэль была затруднительна или не желательна, то оскорбленный имел полное право поступить по отношению к оскорбителю так же или еще грубее.

Параллельно с рыцарским этикетом (проникавшим, кстати, и в другие слои общества) формировался придворный этикет , еще более явственно служивший обособлению высших слоев общества. Чрезвычайно суров был придворный этикет средневе­ковой Испании и Англии. Он сковывал человека, словно металли­ческий корсет, - и в прямом, и в переносном смысле. Появля­ются специальные книги и трактаты, поучающие, чего требует от каждого воспитанного человека учтивость. Эти требования превращают простые правила поведения в стандарт как необ­ходимую ритуализированную форму общения. Причем требова­ния этикета были столь сложны, что со временем появились специальные люди - церемониймейстеры, знающие все тонко­сти придворных ритуалов, которые не имели права нарушать даже монархи.

Европейские монархи специально не требовали унижения от под­данных, но при этом посетители, удостоенные аудиенции, должны были становиться на колени. Этот способ выражения почтения родился в Испании, позже стал применяться при австрийском и английском дво­рах. Императоры любили созерцать такую демонстрацию униженной по­корности и изыскивали все новые поводы требовать от своих поддан­ных преклонять колени. В Англии придворные так часто падали на коле­ни, что панталоны у них были изношены до крайности.

Во имя этикета порою жертвовали жизнью. Гак, чуть не погибла ис­панская королева, которая, запутавшись в стременах, упала с коня. Ви­девшие это гранды не смели помочь ей, поскольку этикет запрещал ка­саться королевы. Правда, нашлось двое смельчаков, которые спасли коро­леву, после чего сразу же покинули Мадрид, чтобы избежать наказания.

Придворный этикет Италии и Франции был много свободнее. И если во времена средневековья тон задавал испанский эти­кет, то с XVII-XVIII вв. пальма первенства переходит к Фран­ции. Само слово этикет употребляется со времен Людовика XIV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки - «этикетки» и дали имя этикету. Во французском языке это слово имеет два значения: ярлык и свод правил, условный порядок поведения. Этикет и был как раз тем самым поведенческим ярлыком, кото­рый указывал на принадлежность человека к определенному слою общества. Умение вести себя помогало определить «кто есть кто». Этикет, строго регламентирующий каждый шаг, был важным атрибутом высокого происхождения, богатства и власти, так что долгое время вообще считалось, что этикет - чисто светское, придворное достояние.

Жизнь французского (а впоследствии и не только) двора напоми­нала театрализованное представление, где поступки могли быть ковар­ными и жестокими, но манеры должны были отличаться изяществом и грацией, где больше всего ценилась не искренность, а умение быть предупредительным в обхождении. При этом этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принад­лежности и т.д. Этикет точно, регламентировал, на какую высоту, пере­ступая порог, могли поднимать юбки придворные дамы того или иного ранга. Этикет предписывал количество и конфигурацию линий, кото­рые должны были вычерчивать при реверансе придворные особы.

Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздей­ствие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматри­валось как преступление. Строгость этикета того времени может быть во многом объяснена и тем, что он служил специфиче­ским способом самосохранения немногочисленного высшего сословия. Сословная иерархия расставляла людей по различным ступеням социальной лестницы, соответственно предъявляя и разные моральные требования к ним.

Так, труд считался уделом черни, «погрязшей во грехе»: ведь имен­но труд был главным наказанием для Адама, совершившего первород­ный грех («в поте лица своего будешь добывать хлеб свой насущный»). Люди высокородные, приближенные к Богу (монарх - «наместник Бога па земле», «помазанник Божий»), были ме только «освобождены» от труда, но, более того, «пачкать» себя трудом считалось неприличным (вспомним длинные рукава боярских кафтанов на Руси или тщательно отращиваемые ногти китайских мандаринов).

Этикет являлся особой знаковой системой, с помощью ко­торой происходило обособление дворянства от более «низких» культур - крестьян и горожан. Этикет призван был давать пред­ставителю дворянства ощущение собственной исключительно­сти, воспитывать сознание социального превосходства, тем са­мым позволяя отличать людей «своего круга» от всех прочих. Представители высших сословий наделялись лишь «благородны­ми» обязанностями, в свете которых проявление презрения к труду, простолюдинам, стремление выделиться «среди своих» рассматривались как соблюдение норм этикета, допускавших - если не предписывавших - феодальным верхам в быту не огра­ничивать себя ни в чем, щеголять друг перед другом роскошью одежд и украшений, с вассалами вести себя высокомерно, с крестьянами - грубо и жестоко. И в этом смысле этикет дейст­вительно был «этикеткой», «ярлыком».

В то же время в среде, далекой от двора, также были свои формы общения. Правда, их не называли этикетом, манеры не отшлифовыва­лись, но передавались из поколения в поколение, в результате чего в каждом слое общества строго соблюдались свои правила поведения. Только в «простой» среде они обычно носили более естественный, а в светской - рафинированно-изысканный, искусственный характер.

Таким образом, этикет представлял собой сложную, детали­зированную и разветвленную систему норм и правил, часто многозначную и запутанную, усвоить которую без специально­го обучения было невозможно. Внешняя воспитанность, ари­стократизм, учтивость, манерность, умение вести себя в обще­стве - этому специально учили (не только поклонам и реверан­сам, но даже искусству «строить глазки» и клеить «мушки»). Од­нако учили далеко не всех, а только избранных. И хорошие ма­неры становятся признаком превосходства, просвещенности дворянства.

Сложность обучения обусловила необходимость в специаль­ных пособиях и руководствах. И такие источники появились.

Первый известный трактат о поведении - «Дисциплина клерикалис» был написан испанским священником Педро Альфонсо еще в 1204 г. Позднее на основе этой книги стали выходить пособия по этике­ту в Англии, Голландии, Франции. Одна из самых популярных зару­бежных книг прошлого, посвященных дворянскому этикету, - «Пись­ма к сыну» Ф. Честерфилда. В этих письмах, которые чуть ли не ежеднев­но на протяжении многих лет писал заботливый отец, пытавшийся передать сыну свой богатый опыт, обрисована тончайшая и детальней­шая тактика поведения в обществе. Эта книга еще раз подтверждает, что этикет - детище своей эпохи и среды.

Просветители XVIII в. рассматривали придворный этикет как средство власти, расслоения, еще большего отдаления от наро­да. Ж.-Ж. Руссо осуждал не только придворный этикет и салон­ные манеры, но и светские формы учтивости вообще. Не удиви­тельно, что во времена Великой французской революции дво­рянский этикет был публично отвергнут как лицемерный, не­натуральный и преувеличенный. Робеспьер, выражая общие на­строения, призывал заменить хороший тон хорошими людьми, честь - честностью, приличия - обязанностями, а тиранию моды - властью разума. Прекрасное пожелание, но этот радикализм, к сожалению, стал отправной точкой для отмены этикета вообще.

Например, почтительное обращение «Вы» было заменено обраще­нием «гражданин» и «ты», при приветствии не надо было снимать го­ловного убора и т.д. Вошло в историю знаменитое обращение офицера стражи, ведущего на эшафот короля Людовика XVI: «Пожалуй на казнь, гражданин король!»

Как ни странно, но эпоха директории и воцарение на импе­раторском престоле простолюдина Наполеона не только вновь вызвали обращение к великосветскому этикету, но и способст­вовали его дальнейшему усложнению. Причем известно, что Наполеон, например, самолично занимался разработкой ново­го церемониала коронации для своей жены Жозефины.

Буржуазный этикет , по сравнению с аристократическим, был внешне естественнее, практичнее и проще. В особенности это относится к американскому этикету.

В одном из первых американских наставлений по этикету - «Сто десять правил приличного поведения» Д. Вашингтона были и такие: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опрохвостишься в домах сильных мира сего». Видный писатель и политический деятель XVIII в. Б. Франклин, развивавший философию успеха, провозгласил: «Время - деньги!», «Бо­гатый стол оставляет скудное завещание!» и другие значимые для аме­риканского этикета принципы.

И сегодня большинство современных американских книг по этикету носит четко выраженный практичный характер , они учат тем приемам в общении, которые должны помочь сделать карь­еру, обрести нужных друзей, мужа и т.д.

Правда, и в американском этикете так было не всегда и не везде. Описанные выше нормы были характерны в основном для янки - «се­веряне-простолюдинов и лишь постепенно были восприняты всеми аме­риканцами как нормы прагматического этикета. Аристократы-«южане» поначалу презирали грубость нравов северных соотечественников и страшно гордились своими изысканными манерами. Помните, как в «Уне­сенных ветром» Мамушка наставляла молоденькую Скарлетт: «Настоящая леди»... И потребовалась война между Севером и Югом, чтобы манеры поведения американцев обрели современный демократический вид.

Этикет как одно из явлений культуры далеко не однозначен. И сегодня прогрессивно настроенные люди стремятся к тому, чтобы их поведение не противоречило гуманистическим нор­мам и идеалам, люди бизнеса используют хорошие манеры как дополнительное (и немаловажное!) средство в искусстве делать карьеру, деньги, немало не беспокоясь о нравственной стороне своего поведения.

Изменяясь исторически, этикет продолжает нести в себе со­циально-разграничительный характер . Вместе с тем всегда выде­лялись и до сих пор остаются существенными его национальные особенности .

Из истории российского этикета

О славянских обычаях, нормах и правилах поведения упоми­нается уже в первых письменных источниках. В «Повести вре­менных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи и законы и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих, кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями». В начале XII в. князь Владимир Мономах составил «Поучение к детям», в котором призывал трудиться, творить добро, укрощать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный»; «при старших мол­чать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого смысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться».

В эпоху Ивана IV появился свод правил поведения «Домо­строй», вполне соответствующий нравам эпохи. «Домострой» про­возглашал единоличную власть в семье грозного властелина - хо­зяина дома, отца, сурово держащего подвластное ему семейство в повиновении, «во всяком наказании и страхе Божием».

Хозяину предписывалось пороть плеткой лукавую жену и сокрушать ребра непослушному сыну. В книге описывались не только внутренние семейные порядки и способы решения хозяйственных вопросов, но и содержались правила поведения - как ходить в гости, о чем беседовать. «Домострой» учит «не красть, не солгать, не оклеветать, не завидо­вать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого. С большим быть послушным и покорным, со средним - любовным, к меньшим и убогим - приветливым и мило­стивым».

Жизненный уклад в России начал резко меняться в эпоху Петра I, который решительно вводит новый этикет, заставляя отказаться от старого быта, боярских шуб и манер. Введенные им правила поведения - политес - предписывают, как устраи­вать ассамблеи, на которые должны съезжаться все дворяне для общения, какие наряды носить, как следить за чистотой тела, как организовывать застолье. Так великий реформатор приоб­щал высшие классы русского общества к формам обхождения, принятым в Европе.

В 1717 г. выходит книга по этикету «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Книга наставляет: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели, когда скажут про которого: он есть спесивый болван». В книге содержатся самые разные правила: «громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «руками по столу не колобродить», «ногами не мотать».

В романах А. Толстого «Петр 1», Ю. Германа «Россия молодая», в фильме «Как царь Петр арапа женил» и в других художественных про­изведениях с достоверностью воспроизводится борьба старого и нового через смену этикетных норм и форм поведения. Мы узнаем, как обуча­лись грамоте и элементарной гигиене великовозрастные боярские от­прыски, как обрезались рукава и полы кафтанов их родителей, как мучались отцы семейств и их жены, неумело натягивая ненавистные парики, как насильственно брились бороды - «волосатое украшение», разрешение на ношение которых выдавалось лишь немногим из бояр, да и то после уплаты специального налога.

Особое внимание Петр 1 уделял организации ассамблей - собра­ний, открывавшихся вечерами в знатных домах по установленному по­рядку, для «увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских». Здесь представители дворянских и купеческих сословий должны были встречаться с иностранцами и перенимать у них формы политеса и одежды, «тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, а также слушать, что делается». Петр I лично составил правила органи­зации ассамблей и поведения на них гостей, установил строгую оче­редность их созыва. Самая большая комната дома отводилась под танце­вальный зал, где исполнялись западноевропейские танцы. В соседних комнатах играли в шахматы, шашки. Азартные игры (карты и кости) возбранялись под страхом кнута. Одна комната предназначалась для курения: Петр I сам постоянно курил трубку и предлагал следовать его примеру. Он даже разрешил продажу табака, до тех пор запрещенную в России. В ассамблеях должны были участвовать и женщины. Петр 1 по­ложил конец их затворнической жизни. Из теремов они вышли в свет. Старшее поколение осуждало это, сожалея об утраченных добропоря­дочных нравах старины.

Ассамблеи сыграли положительную роль в культурном раз­витии России уже тем, что открыли новую форму общения лю­дей. В допетровскую эпоху люди жили замкнуто, их встречи но­сили преимущественно хозяйственно-деловой или родственный характер. Ассамблеи разрушили эту замкнутость и значительно расширили круг общения, сделав последнее более раскрепощен­ным. Этикет в России в это время формируется по западному образцу, приобретая светский, открытый характер, и даже чер­ты некоторого демократизма.

Так, правила поведения на ассамблеях предполагали соблюдение равенства и свободы, правда, понимаемых достаточно своеобразно: равенство мужчин и женщин, лиц разного возраста и ранга учитыва­лось, в основном, при назначении штрафных санкций, а свобода пове­дения на ассамблеях омрачалась тем, что как-никак, это была служба, развлечение по обязанности. Это придавало некоторую специфичность российскому этикету по сравнению с европейским.

В послепетровское время, когда боярские нравы были уже преодолены, в России действительно установился образ жизни на западноевропейский манер. Дворянский этикет XVIII в. отли­чается особой пышностью, роскошью, сословной замкнутостью, преобладанием игровой, формальной стороны. Законодателем этикета становится императорский двор.

Изобилие и роскошь русского двора изумляли даже французов, ко­торые были привычны к блеску версальского двора. Чтобы быть при царском дворе на хорошем счету, требовались огромные расходы на платья, украшения, кареты и т.п. Дворянство, особенно его высшие Слои, возводили пышные дворцы, парки, триумфальные арки, трати­ли огромные средства, дабы подчеркнуть свое высокое положение. Вещи поднимали престиж, служили «этикеткой».

Усилился сословный характер этикета, что проявилось, в частности, в строгой регламентации стиля одежды, которого должно было придерживаться то или иное сословие.

В соответствии с «Табелью о рангах» был издан указ, дозволяющий носить шелка, парчу или кружева только дамам первых пяти классов. Принадлежащие к третьему классу могли носить одежду из бархата или материи, стоившей не более трех рублей за аршин. Не имевшим ранга запрещалось носить бархат. При дворе женщинам не разрешалось но­сить платья черного цвета. Во время приемов дамы должны были яв­ляться во дворец в специально сшитых для этого так называемых мун­дирных платьях.

Значительно усилилось влияние западноевропейской, особен­но французской, культуры на российский быт и нравы. Откры­вались французские пансионы, модные лавки и магазины, поя­вились французские модистки, парикмахеры, воспитатели-гувернеры. Особенно заметно идет «офранцуживание» дворянства в царствование Елизаветы Петровны. Французский язык стал в дворянской среде неотъемлемой частью русской культуры, со­храняя дворянскую этикетную дистанцию по отношению к другим сословиям. Этикет становится все более «маркированным» (по выражению Ю. М. Лотмана). Он пронизывает все сферы жиз­ни дворянства, регламентируя те или иные формы его поведе­ния. Особенно проявлялось эго на многочисленных пышных ба­лах и маскарадах, которые заменили петровские ассамблеи.

Примером тому является значение, которое придавалось в этикете вееру. Веер был обязательным предметом дамского туалета, помогав­шим скрыть неприличный смех, шепнуть соседке словцо так, чтобы никто не услышал и т.д.

В царствование императрицы Анны праздники стали еще более пыш­ными и разнообразными. Незнание танцев считалось серьезным недос­татком воспитания. На балах играли уже не в шахматы и шашки, а в карты, вошедшие в моду при Анне Иоановне и получившие быстрое и опасное распространение в среде дворянства. Несмотря на строгие меры против игроков (полиция получила право входить в дом, где велась игра, и брать под стражу играющих), азартные игры продолжались, что влекло за собой разорения, растраты казенных денег, самоубийства и т. д.

Правда, новые правила жизни и этикета внедрялись и гос­подствовали в основном в высших слоях Петербурга и Москвы. В среде же мелких провинциальных дворян и купечества они при­обрели вторичный, адаптированный к местным условиям жизни характер, касавшийся внешней, формальной стороны жизни.

Этот карикатурно-подражательный характер этикета великолепно продемонстрирован Н.В. Гоголем в «Мертвых душах» на примере Чичи­кова, Коробочки, Ноздрева, четы Маниловых и других представителей мелкопоместного дворянства. Зажиточное купечество, подражая дво­рянству в манерах, поведении, быту также все обставляло по послед­ней моде: на кухне - повар, в приемной - лакей, у подъезда - эле­гантная карета. Купеческий этикет, суть которого, по выражению II.А. Добролюбова, составляло самодурство сильных, жеманство жен­щин, раболепие и угодничество слабых, предстает перед нами в пьесах А.Н. Островского.

Вместе с тем к концу XIX - началу XX в. из среды русского купечества начинают выделяться не просто образованные, гра­мотные люди, но и прекрасные знатоки культуры и искусства, становящиеся меценатами. Дети образованных купцов начинают получать классическое образование, усваивать правила хороше­го тона и светского этикета. Появляется особый разряд город­ского населения - мещане, т.е. городские (местные) «обывате­ли» - мелкие торговцы, служащие, прислуга и т.п. Здесь скла­дывался свой кодекс поведения, отражавший особенности об­щественного положения людей этой среды.

Мещанин был человеком, вынужденным заниматься наемным тру­дом и вместе с тем стремящимся «выбиться в люди», выйти из сосло­вия мещан, стать богатым. Этикет в мещанской среде выполнял роль своеобразного лифта, с помощью которого можно было подняться выше своего действительного положения в обществе. Поэтому мещане стре­мились во всем подражать господам, копировать их образ жизни, мане­ры, внешние атрибуты культурности.

Карикатурные, уродливые формы поведения мещан при их общей культурной неразвитости привели к тому, что само понятие «меща­нин» («мещанство», «мещанский этикет», «мещанские вкусы») стало нарицательным, несущим в себе негативно-пренебрежительный отте­нок бездуховности, бескультурья и т.п.

В то же время как культурный антипод мещанина в обществе формируется тип интеллигента - человека образованного, про­свещенного, несущего в себе лучшие прогрессивные черты, идеалы и ценности своей эпохи. В среде интеллигенции выраба­тывались свои каноны красивого, приличного, достойного по­ведения, свой этикетный кодекс, который исключал внимание ко всему внешнему, поверхностному.

Демократичность, равнодушие к дорогим украшениям и одежде, наличие хотя бы небольшой библиотеки создавали стиль жизни интел­лигентного человека. Для него главным было не внешнее впечатление, производимое в обществе, не манеры сами по себе (хотя им отдавалось должное), а нравственное, духовное, личностное начало. Не случайно среди нравственных ценностей ведущим становится достоинство - ка­чество, подчеркивающее самоценность личности.

Октябрьская революция «отменила» этикет вместе со многи­ми другими культурными достижениями прошлого. Более того, соблюдение норм этикета стало опасным, ибо свидетельствова­ло о воспитанности, образованности, культуре и поэтому могло выдать нежелательное - не рабоче-крестьянское происхожде­ние. В этих условиях для собственной безопасности лучше было отказаться от элементарных норм вежливости и приличия, за­быть о них и не учить им детей.

В воспоминаниях и художественных произведениях свидетелей этой эпохи мы найдем много горьких страниц о том, как представителям русской интеллигенции и дворянства приходилось скрывать «этикетность» - «ярлыковость» своего поведения. Об этом повествуется и в «Докторе Живаго» Б. Пастернака, и в «Побежденных» И. Головкиной (Римской-Корсаковой) и в других книгах.

Такое положение не могло не сказаться на общем уровне поведения и соблюдении норм вежливости: люди стали «забы­вать» пользоваться носовым платком, опрятно одеваться, упот­реблять «волшебные» слова - «спасибо» и «пожалуйста». А вот грубость и хамство становились своеобразными символами («яр­лыками»?) «нашего» образа жизни.

Тех же, кто осмеливался следовать нормам вежливости или одевать­ся излишне тщательно (носить галстук, шляпу, пользоваться космети­кой, танцевать европейские танцы) высмеивали, обвиняли в мещанст­ве, или, что было еще опаснее, в приверженности западному образу жизни и космополитизме.

«Реабилитирован» этикет в глазах общественного мнения в советскую эпоху был лишь в 60-е г. - годы «оттепели», когда начали налаживаться международные связи и поэтому потребо­валось срочно обучать людей правилам поведения, дабы «не уда­рить в грязь лицом» перед мировой общественностью. Тогда поя­вились и первые «легальные» книги по «советскому этикету», благодаря которым читатель смог познакомиться с правилами поведения, принятыми в наше время во всем мире.

Особенности современного этикета

Знакомство с историей этикетной культуры Европы, Амери­ки и России позволяет сделать некоторые общие выводы, ка­сающиеся и современного этикета. История подтверждает, что этикет действительно заключает в себе те особенности, которые ранее отмечались нами как неотъемлемые.

Наглядно проявляется культурно-исторический характер эти­кета: он явственно меняется со временем и с развитием культу­ры. Так, грубость нравов английского дворянства времен Робин Гуда сменяется утонченностью манер французского двора Лю­довика XIV; на смену аскетическому монашескому облику и поведению испанских дам приходят фривольность и легкомыс­лие парижской моды и т.д.

Прослеживается сословно-разграничительный характер эти­кета: для различных групп людей и по отношению к разным сословиям предусмотрены разные правила поведения. Так, в свет­ском этикете в зависимости от знатности приветствуемой лич­ности регламентировались даже глубина поклона для дам и ко­личество взмахов шляпой для кавалеров.

На всех этапах развития этикет демонстрирует свой условно­-договорной , согласительный характер. Он далеко не всегда вы­глядит (и является) естественно-целесообразным, а его нормы, иногда вычурные и надуманные, есть результат условных «дого­воренностей», негласных соглашений.

Эти черты этикета сохраняются и по сей день, опять-таки, соответствуя своему времени, уровню цивилизации и культуры и будучи дополнены особенностями, связанными с современ­ным состоянием этикетной культуры . На наш взгляд, главными характеристиками сегодняшнего состояния этикета являются его демократичность и гуманистичность . В чем это проявляется?

Во-первых, в поле действия этикета вовлекается все большее число людей, из свода предписаний для избранных он превра­щается в демократичный всеобщий регулятор поведения, незави­симо от происхождения, сословной, классовой, национальной принадлежности человека.

Во-вторых, это означает, что этикет теряет свою «ярлыковость»: отныне он не разделяет людей, а, напротив, объединяет их, предъявляя ко всем одинаковые требования. Его «этикеточ­ная» функция сохраняется лишь в плане культурно-образовательных различий - он остается показателем уровня воспитанности человека, позволяющим сразу же увидеть и узнать «своего» - как сигнал Маугли: «Мы с тобой одной крови, ты и я».

В-третьих, этикет становится все менее авторитарным и все более гуманистичным, он отказывается от жестких однозначных предписаний поведения в пользу рекомендаций и предложений , которые каждый индивид, реализуя свою сущность, со своих субъективных позиций волен (свободен) соблюдать или не со­блюдать.

Конечно, здесь имеются свои сложности. С одной стороны, идя до конца, мы должны были бы провозгласить право каждой личности не только выбирать, но и «создавать» собственные этикетные правила. С другой стороны, возникает опасность, связанная с забвением истины: «Свобода каждого кончается там, где начинается свобода другого». Мо­жем ли мы быть уверены, что отказ от однозначной регуляции не при­ведет к произволу одних, причем с достаточно спорной моральной ориентацией, и их «покушению» на свободу других?

В-четвертых, вместе с тем этикет все больше начинает обре­тать «инструментально-прагматичный» характер , из условно-со­гласительного каприза он проявляет склонность превращаться в некое средство, инструмент для достижения цели (личных сим­патий, делового успеха, социального взаимопонимания) и тем самым становится объективно необходимым.

В-пятых, все перечисленные тенденции постепенно ведут к упрощению требований этикета, делая их человечнее: многие из предписаний теряют свою вычурность и искусственность, ста­новятся более естественными и целесообразными, а значит, более доступными для усвоения и соблюдения.

Правда, эти изменения в сфере этикета имеют свои издержки. Про­исходит не только упрощение, но и общее опрощение нравов и отноше­ний. Теряются формы уважительного обращения людей друг к другу (нельзя же считать таковыми пресловутые «мужчина» и «женщина»); забываются простейшие формы вежливости и предупредительности; утрачиваются элементарные знания о правилах поведения в общест­венных местах, транспорте, за столом.

Вместе с тем демократичность означает не низведение пра­вил этикета до уровня невежества и хамства, а, напротив, воз­можность поднять всех и каждого до уровня требований совре­менной этикетной культуры, которая способствует достижению взаимопонимания между людьми, создает доброжелательные, устойчивые взаимоотношения. На современном уровне этикет начинает все более носить не разъединяющий, а объединяющий характер, выступая одновременно актуальным средством дости­жения целей и успеха. Поэтому в интересах каждого человека знать, понимать необходимость и соблюдать основные нормы эти­кета, что и составляет смысл и содержание этикетной культу­ры . И педагог может и должен помочь новому поколению при­общиться к ней.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра политологии

РЕФЕРАТ на тему:

«История Развития Этикета: Факты »

Выполнил студент I курса ФБД: Клименок М. А.

Проверил преподаватель: Бузовкина И. В.

Минск 2001г.

· Введение.

· Античный мир.

· Западная Европа. Раннее средневековье.

· Этикет в феодальном обществе. Рыцарский кодекс.

· Придворный этикет.

· Буржуазный этикет 19 века.

· Допетровская Русь.

· Петровское время (1696-1725 годы).

· 19, начало 20 века.

Введение

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Единственная цель ЭТИКЕТА - сделать нашу жизнь максимально приятной от общения друг с другом, обойти всевозможные острые углы и нечаянные обиды, уберечь нас от случайных претензий и бед.

Стремление вести себя прилично замечено ещё до появления письменности. В "Одиссее" Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения полов, высших и низших, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушить эти правила значило исключит себя из своей социальной группы.

История этикета тесно связана с историей человеческого общества. Первый письменный договор был заключён в 1278 году до н. э. между египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, а союзника, поэтому он заключает мир, условия которого были выгравированы на серебряной пластинке, которая и является первым проявлением дипломатического этикета. И неслучайно, что первые проявления регламентированных отношений появлялись в "горячих точках" человеческих взаимоотношений. Первенец этикета - Дипломатический этикет. Древние греки, придавая большое значение межгосударственным отношениям, развили дипломатический этике, насытив его огромным количеством сложных ритуалов. Затем возникает придворный этикет. Каждая правящая династия создаёт вокруг себя сложный церемониал с большей или меньшей степенью торжественности. И только потом формируется общегражданский этикет, который сродни придворному, но гораздо проще.

В 1204 году испанский священник Педро Альфонсо создал книгу по правилам поведения для священнослужителей и монахов "Дисциплина клерикалис", и на её основе впоследствии составлялись пособия по гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.

Классическими странами этикета считаются Англия и Франция, хотя облагораживание нравов в Европе началось с Италии 14 века. Взлёт искусств, характерный для эпохи Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры, моды, этикет, - всё это стало живо интересовать итальянцев. Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике 14, поэтому с 17 века Франция стала являться законодательницей вкуса, этикета и моды.

В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века. До этого же существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его, сформулированный в 16 веке в кодексе правил, названном "Домострой". В основе правил "Домостроя" лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших старшим. В семье утверждалась незыблемая власть главы дома над всеми домочадцами и слугами, и в случае их неповиновения главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В обществе была создана строгая иерархия подчинённости: боярину, наместнику царя, царю. К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр 1, расширяя границы общения России с другими государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России. В 1717 году выходит книга "Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Правила поведения различных стран Европы, но преимущественно Англии, своеобразно сочетались с русскими национальными обычаями и условиями. И хотя Пётр 1 огнём и мечём искоренял патриархальные порядки, некоторые устои и традиции Домостроя (как правило, в купеческом и крестьянском сословиях) ещё долго соседствовали с европейскими правилами (в основном, на неофициальном, семейном уровне. Вспомним для примера хрестоматийную Катерину из "Грозы" Н. Островского). В наше время русский этикет ассоциируется, скорее, с дворянским сословием, где многочисленные гувернёры и учителя прививали должные манеры с ранних лет.

Октябрьская революция хаотично перемешала социальные слои и перекроила все сферы жизни, и этикету тоже здорово досталось. Было искоренено понятие этикета как обязательной категории. Подчёркнуто галантное обращение подавались с определённой долей иронии, считалось излишеством. Конечно, постепенно правила хорошего тона стали возвращаться как неизбежная часть человеческого существования, но основы сильно пострадали.

Античный мир

Древняя Греция

Греческий полис (polis) - город-государство и римский цивитас (civitas) - община обеспечивали полное развитие гражданских, физических, творческих возможностей свободных граждан, что и определяло нормы поведения в обществе. В светской жизни не предполагалось каких-либо формальных ограничений, и только в период поздней Римской империи стали появляться первые признаки строгой регламентации поведения, складывались основы этикета.

Большую часть дня греки проводили вне дома - в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). Все граждане стремились попасть на агору (рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи. Здесь греки узнавали новости, обсуждавшиеся всю вторую половину дня. Поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой складной стул для более удобного общения. Зачастую приходилось возвращаться ночью в сопровождении рабов-факелоносцев. В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рабы - складной стул.

Одежда в Древней Греции

Одежда у греков была очень простая. Основным видом мужской и женской одежды был хитон. Хитон - это до колен или ниже платье, стянутое на талии поясом. Хитон мог быть с рукавами или без рукавов и скреплялся на плече пряжкой. Поверх хитона мужчины надевали гиматий (длинный плащ), а женщины - пеплос (длинный плащ с капюшоном). Мужчины носили еще короткий плащ - хламиду, которая прикреплялась к одежде застежками. Материалом для изготовления одежды служили шерсть и лен. Головной убор надевался только в дорогу. Мужчины носили войлочную шапку типа колпака и шляпу с широкими полями. Обувью для греков служили сандалии и войлочные или кожаные сапоги, зашнурованные спереди. Сложные женские прически укреплялись шпильками из драгоценных металлов и камней. Кроме богато украшенных поясов, женский туалет дополняли драгоценности: серьги, браслеты, диадемы.

Спорт, бани в Древней Греции

Греки придавали особое значение физической красоте и здоровью, тесно связывая их с красотой души и ума. Общество очень заботилось о поддержании здоровья, в частности о гигиене. Поэтому в крупных городах существовали общественные бани. В баню греки приходили через день, в сопровождении рабов. Раб нес с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки. Горячую ванну принимали в круглом чане; после нее следовали холодные купания. Существовали также парильни с сухим горячим воздухом. Греческие спортивные состязания, в частности Олимпийские игры, посвящались богам и героям. Греки стремились к гармоничному развитию. Такой знаменитый философ, как Платон в молодости прославился как кулачный боец.

Торжественная трапеза в Древней Греции

Проксения

Важнейшими чертами общественной жизни греков были дружелюбие и гостеприимство, переходившие в государственную обязанность. Гостеприимство превращалось в институт проксении - прообраз дипломатической службы. При переезде из своего отечества грек оказывался чужаком в соседнем государстве. Проксены (представители Афинского государства в других полисах) защищали их интересы, предоставляя им жилье, ссужая их деньгами, обеспечивая удобства и создавая им привычную среду. За свою службу проксены получали ряд привилегий в тех полисах, гражданам которых они оказывали эти услуги.

I Период: до н.э. – 17 в.

II Период: 18-19 в.в.

III Период: 20 в и современность.

I Период: до н.Э. – 17 в. Распад римской империи 476 н.Э. -17 век английская буржуазная революция – период Средневековья.

Этикет своим появлением обязан системе церемоний при дворе и проведении международных переговоров, т.е. приему иностранных послов.

На основании археологических раскопок, проведенных в конце прошлого века, удалось установить, например, что первый письменный договор в истории человечества был заключен между египетским фараоном Рамзесом II и королем хеттов Хаттушилем III (территория современной Турции) в 1278 году до н.э. Причем для подтверждения верности документу, выгравированному на серебряной плитке, на одной ее стороне король хеттов изобразил себя, сидящим радом с богом ветров, а на другой – королеву рядом с богиней солнца. Рамзес II также выколол серебряную плитку с аналогичными изображениями. Обычай подготавливать два одинаковых (аутеничных) текста договора вошел с той поры в повседневную практику международного общения.

Древние египтяне и другие народы Востока вели между собой устные и письменные переговоры, направляли и принимали послов, объявляли войны и заключали перемирия, размечали границы, обменивались пленными. Все эти международные действия совершались в соответствии с определенными обычаями, в торжественной обстановке и освящались, как правило, “божественными силами”.

На заре цивилизованной истории человечества для официального общения с другими государствами стали выделяться специальные лица – послы. В древнем египетском документе – “наставления Дуану, сына Ахтои, своему сыну Пиопи” – среди прочего есть такое упоминание: “Посланец, отправляясь в чужую страну, делает завещание в пользу детей из боязни львов и азиатов… Когда он уходит, кирпич у него за поясом” – это не что ионе как глиняная клинописная табличка с полномочиями посланца.

Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовые отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою – наиболее ценимые формы поведения греков. В Древней Греции покровителем послов считался бог Гермес. Послы носили при себе специальные “жезлы Гермеса”. На верхушку жезла, обвитого лавром, прикреплялись крылья птицы и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья – маневренность и подвижность. Послу давалась инструкции, написанные на двух карточках или табличках, сложенных пополам – “дипломах”. Отсюда и вошло в обиход слово “дипломатия”.

Сам термин «этика» ввел в научный оборот Аристотель , написавший такие работы как «Никомахова этика», «Большая этика».

Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

В республиканском Древнем Риме церемония отправления послов была не менее торжественной. Обычно они высылались группой (от трех до десяти человек) – целое посольство. Каждый член такого коллегиального посольства получал золотой перстень, который давал право на беспошлинный провоз багажа через границу. Во время путешествия по морю послов сопровождал почетный эскорт кораблей.

Интересно, что для организации приема иностранных посланников в Риме была создана специальная должность “магистра протокола”. В честь иностранных гостей устраивались народные празднества, увеселения. Сенат принимал их на торжественном заседании и назначал для переговоров с ними специальную комиссию. При отъезде производился обмен подарками.

Еще не зная слова “этикет”, придворный церемониал создали и на Востоке. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

В эпоху Средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока. Он оказал большое влияние на церемониал международного общения. Торжественность и пышность византийского приема иностранных посольств призвана была ослеплять гостей, убеждать их в могуществе империи. Этикет использовался подчас вопреки своему естественному назначению – не для выражения чувств дружбы, а для демонстрации силы и превосходства. Эта тенденция в больльшей или меньшей степени прослеживалась в дальнейшем у всех эксплуататорских государств.

Вот как посланник короля Италии Беренрагия (X век) некий Луитпранд описывает церемонию приема в Византии . Перед троном царя стояло золотое дерево, на котором щебетали и порхали золотые птицы. По сторонам трона стояли золотые львы, которые били хвостами и рычали. Когда Луитпранд, которому по правилам полагалось пасть ниц перед императором, поднял голову, то он, к своему изумлению, увидел, что трон, с сидящем на нем царем, поднялся до потолка и что на царе была уже другая одежда.

Пиры в раннее средневековье длились помногу часов. На них обсуждались дела, разрешались споры, исполнялись песни, происходил обмен ценностями, причем люди одного статуса должны были получить равноценные подарки. На пиру поднимались кубки в честь короля, успешного завершения военных походов, какого-либо именитого гостя и т. д. Совместное застолье считалось в раннем средневековье важным ритуальным актом, устанавливавшим дружеские связи, изгонявшим вражду, приносившим удачу. Поэтому вооруженные конфликты в пиршественном зале карались строже, чем где бы то ни было. Во время пира хозяин восседал на возвышении во главе трапезы, раздавал милости приближенным, вручал подарки, часто подчеркивая пренебрежение к собственному имуществу. Подобная демонстративная щедрость чрезвычайно долго сохранялась в средневековом обществе и определяла многие правила поведения.

Использование ножа и вилки для еды (для того, чтобы готовить пищу или брать ее с блюда, было известно и ранее) восходит к 16 веку и является величайшим прогрессом в европейском застольном этикете. В 16 веке при помощи вилки ели только в Италии, остальные же европейские страны не спешили принять это нововведение: Анна Австрийская брала мясное рагу руками; при блистательном дворе ее сына Людовика XIV употребление вилки не приветствовалось и даже прямо запрещалось самим королем, предпочитавшим видеть своих придворных берущими пищу руками, как и он сам; Монтень не пользовался вилкой, признаваясь, что зачастую он ест так быстро, что кусает себя за пальцы.

Основной чертой феодального общества являлась общественная система рыцарства, оказывая огромное влияние на европейский этикет и создавая вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых церемоний и ритуалов, таких, как посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage -вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору и избранной даме сердца. Кодекс рыцарской чести предписывал соблюдение сложных этикетных процедур, отступление от которых даже в мелочах мог уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты - все имело определенное символическое значение.

В средние века сфера применения этикета в международном общении расширилась. Все чаще общаются между собой не только дипломатические представители, но коронованные особы, дворяне, купцы, ученые и странствующие студенты. Законодателем правил этикета в начале и середине Средневековья была Церковь, а в позднее Средневековье – королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц.

Первый известный трактат о поведении “Дисциплина клерикалис”, изданный в 1204 году, был сочинен испанским священником Педро Альфонсо. Книга была предназначена для духовенства. На ее основе позднее выходят пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В их содержании преобладали правила поведения за столом. Затрагивались и другие вопросы – порядок ведения бесед, приема гостей.

Несмотря на то, что Англию и Францию называют обыкновенно “классическими странами этикета”, в XIV в. они были далеки от этого титула. Грубость нравов, невежество в 15 в. господствовали в этих странах. Кроме того, Европа утопала в междоусобных войнах (Англия с Францией; в Германии внутренняя война гусситов). Название родины этикета по праву носит Италия. Облагораживание нравов итальянского общества датируется 14 в. Взлёт искусств, характерный для эпохи Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры, моды, этикет,- всё это стало живо интересовать итальянцев..

Итак, этикет зародился в Италии в период становления абсолютной монархии . Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царствующих особ, для закрепления определенной иерархии взаимоотношений. От соблюдения правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Китае, Древнем Египте, Риме, Золотой орде . Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже войнам. Особенно строго и по наши дни соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

Функция этикета .Социальная функция заключается в разделении общества по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению.

Если верить историческим фактам, слово “этикет” впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение: “Государство – это я”. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) а правилами поведения. И от названия карточки пошло слово “этикет”. Этикет при французском дворе XVII века достигла своего апогея при дворе Людовика XIV, где стараниями «короля-солнца» была ритуализирована каждая мелочь. Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества.

Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в 14 лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил 110 “Правил приличного поведения”. Вот лишь некоторые из них: “Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях…” Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б.Франклина.

Что касается России, то до XVIII состоятельные граждане жили, руководствуясь “Домостроем”. Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.