Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Милой мамочки портрет. Как мы нарисуем маму, чтобы она узнала себя

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 20.11.2014 21:34 Просмотров: 2701

    Воспитатель Элиян Г.В.

    Задачи: учить детей передавать в рисунке настроение человека. Закреплять умение неторопливо рисовать тонкой кистью мелкие детали портрета – брови, губы, передавать приблизительное сходство с портретом. Развивать зрительное внимание, зрительную память, координацию движения руки и глаза. Воспитывать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку – своей маме, желание сделать ей приятное.

    Предварительная работа : чтение стихов о маме, нарисовать набросок портрета, рассмотреть фотографии мамы, вспомнить правила написания портретов.

    Оборудование: Фотографии мам, сердечко из картона, картинки для составления алгоритма подготовки к празднику, картинки для игры «Найди ошибку», карточки с изображением лица, материалы для рисования (акварель, кисти двух размеров, салфетки, баночки с водой), «лесенка успеха».

    Ход занятия:

    В конце ноября, вся страна будет отмечать праздник «День матери». В этот день мы будем поздравлять наших мам, будем дарить им подарки и говорить им самые теплые слова. Давайте подумаем, чем же мы можем порадовать и удивить наших мам. Помогут нам в этом картинки. (Выстраиваем алгоритм действий по подготовке к празднику; по картинкам выводим проблему: нужна игра с мамами). Я знаю одну очень интересную игру, могу предложить. Мамы должны угадать себя на портрете. Но для этой игры нужны портреты мам. Что же нам делать?

    Дети: Мы начали рисовать портреты мам, сделали набросок, а сегодня можем дорисовать красками.

    В: Для того, чтобы портрет получился, чтобы вам было легче передать образ своей мамы, давайте обратимся к фотографиям наших мам и расскажем, какие они (встаём перед фотовыставкой). Какие слова можно сказать маме? Возьмите, пожалуйста, это сердечко, пусть каждый скажет ласковое слово о своей маме руку. (Дети передают сердечко и называют ласково свою маму: «Моя мама…»).

    Молодцы, очень много хороших слов вы сможете сказать своей маме. Каждой маме было бы очень приятно их услышать. Я думаю, что эти слова вы скажете своим мамам, поздравляя их с праздником.

    В: - Посмотрите внимательно, дети, на лица ваших мам. Я не ошибусь, если скажу, что это самые прекрасные женщины на свете. Правда? И каждая из них достойна того, чтобы нарисовали её портрет. А что такое портрет? (Ответы детей)

    В: - Вы помните. Что художник портретист должен быть очень внимательным. Давайте поиграем в игру « Найди ошибку» (задания по подгруппам)

    В: - Сегодня мы закончим рисовать портрет мамы. Я надеюсь, что вы будете очень внимательными и не упустите ни одной детали.

    Дети, сможете ли вы нарисовать так свою маму, чтобы она узнала себя на портрете (Ответы детей). А смогли бы вы передать настроение мамы в своём рисунке? (Ответы детей). Показ приемов рисования грустного, спокойного и весёлого лица.

    Подготовка руки:

    Физминутка. «Маму я свою люблю». Стихотворение рассказывают руками.

    Маму я свою люблю,

    Я всегда ей помогу:

    Я стираю, полощу,

    Воду с ручек отряхну,

    Пол я чисто подмету,

    И дрова ей наколю.

    Маме нужно отдыхать,

    Маме хочется поспать,

    Я на цыпочках хожу,

    И ни разу, и ни разу

    Ни словечка не скажу.

    Что ж пора приступать к работе. Для чего мы решили нарисовать портрет? (Ответы детей). Думаю, что вы ничего не забудете, как тот художник, и нарисуете все части лица. Чтобы портрет понравился маме, нужно рисовать аккуратно. Подумайте о том, как вы любите свою маму и передайте это в рисунке. Не забудьте передать и настроение вашей мамы.

    Дети садятся за столы, воспитатель предлагает закрыть глаза представить свою маму, вспомнить какие у неё волосы, глаза брови, губы, как она улыбается или грустит. Напоминает об осанке. Один из детей напоминает, как подготовить акварель для работы.

    Самостоятельная работа детей.

    Дифференциация по сложности задания:

    кому-то предложить рисовать по памяти, другим рисовать с опорой на фото, третьим предложить в помощь образцы, карточки на которых изображено, как рисовать части лица (предложить взять, тем, кто не уверен, что сможет нарисовать сам).

    Во время рассматривания работ спросить ребёнка о том, какую маму он хотел изобразить на портрете (добрая, красивая, заботливая, обаятельная, нежная, любимая, дорогая, милая, улыбчивая, … получилось ли у него).


    Рисовать портрет непросто:

    Сначала делали наброски.

    Потом краски мы смешали

    И лицо нарисовали.

    Вот глаза и нос, и губы.

    Над глазами брови-дуги.

    Не забыли -

    передали настроения секрет.

    Вот и готов милой мамы портрет.

    И мама, глядя на рисунок

    Улыбнется вам в ответ:

    Вот спасибо! Мне приятно

    Я узнала свой портрет.


    В: - Как вы думаете, во время игры узнают ли мамы себя на портретах? Почему? Как вы считаете, вы справились с заданием? Почему?

    Рефлексия. Лесенка успеха. Критерии: Верхняя ступенька – работа выполнена аккуратно, передано настроение, портрет имеет сходство с натурой. Вторая ступенька – есть небольшие ошибки, нет сходства и не передано настроение. Нижняя ступенька – увы работа не удалась.

    Художниками становятся не сразу, этому учатся очень долго. Хорошо, что вы понимаете, что нужно учиться и будет получаться все лучше и лучше. Получив такой мама, будет уверена, что в семье растёт внимательный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостью.

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД № 12 «БЕРЁЗКА» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области
    Выполнила:
    Казанцева Лариса Алексеевна,
    музыкальный руководитель

    Тема: «Портрет милой мамочки»
    Программное содержание:
    воспитание желания заботиться о близких;
    закрепление представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи);
    формирование представления о жанре портрета. Ознакомление с портретной живописью, художниками – портретистами;
    развитие у детей способности вглядываться в человеческие лица;
    обучение рисованию портрета и правильному изображению черт лица.

    Использованные материалы: иллюстрации «Дети дарят бабушке цветы», «Поздравляем маму», «Семья в гостиной».

    Материал:
    Проектор для просмотра видеоролика (фотографии детей, семьи и родственников), аудиозапись музыкального произведения о семье. Мольберты, альбомный 2 листа формата А3, цветные мелки, восковые мелки, подходящие к теме репродукции - портреты, предметно-схематическая модель композиции рисунка - портрет, детские песни о семье.

    Предварительная работа:
    Подбор фотографий семейных и портрет своего ребёнка.

    Ход занятия:
    1. Орг. момент (В кругу)

    (Ребята я приветствую вас, в роли Феи Фиалки)

    Фея Фиалка:
    Здравствуйте, милые дети
    Вы всех прекрасней на свете.

    (Давайте поздороваемся с гостями)

    Собрались все дети в круг.
    Я – твой друг, и ты – мой друг.
    Крепко за руки возьмёмся
    И друг другу улыбнёмся.

    2. Беседа о семье

    Фея Фиалка:
    Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером, после детского сада?

    Ответ детей…

    Правильно, домой.
    А почему?

    Ответ детей…

    Да, вас ждёт ваша семья!
    Как хорошо, что у вас, у всех есть семья!
    А что такое семья?

    Дети читают стихи:

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты,
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы.
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить без семьи невозможно!

    Фея Фиалка:
    Вы – самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть семья.
    Предлагаю вам посмотреть презентацию и рассказать,
    Кто живёт в ваших семьях.

    (Просмотр презентации) – Рассказ детей о семейных фо-то.

    Фея Фиалка:
    А вы сможете узнать себя на портретах, которые нарисовали ваши родители?

    Ответ детей…

    Ребята посмотрите внимательно друг на друга, сейчас вы будете угадывать.

    (Показ нарисованных портретов детей - родителями)

    Фея Фиалка:
    Ребята давайте поиграем в игру: «Составить весёлый портрет своего родственника».
    Вот части лица, вы должны составить портрет своего весёлого родственника, и сказать кто же у вас получился.

    (Проводится игра)

    Покажите всем, какие у вас получились весёлые портреты родственников.

    А сейчас мы споём о том, что такое портрет.

    Песня: «Портрет»

    Если видишь, что с картины
    Смотрит кто-нибудь на нас:
    Или принц в плаще старинном,
    Или в робе верхолаз,
    Или это тетя Зина,
    Или Колька, твой сосед,
    Обязательно картина
    Называется потрет!

    Фея Фиалка:
    Ребята, портреты можно не только составлять,
    но и писать, смотря на человека,
    а можно сделать его и по фотографии,
    а мы попробуем написать портрет по памяти.

    Давайте закроем глаза….
    Мы попробуем вспомнить ваших мам.
    Вспомните, какие у них брови, глаза, нос, губы (каким цветом помады они подкрашивают губки)
    Давайте откроем глазки …
    Вспомнили?
    Вашим мамам будет очень приятно, если мы нарисуем их портрет.

    Фея Фиалка:
    Ну, что? Будем писать мамин портрет?

    Ответ детей…

    Физкультминутка:

    Мы сегодня рисовали
    Наши пальчики устали,
    Наши пальчики встряхнем
    Рисовать сейчас начнем.

    Фея Фиалка:
    Мы с вами будем писать портрет как художники, по схеме.

    (На доске висит схема пошаговое рисование, выполняют простым карандашом)

    Обратить внимание на основное расположение частей лица: глаза, нос, рот, уши.

    1- овал
    2- овал разделить на две половинки
    3- в нижней половинке по серединке будет нос
    4- губы
    5- брови
    6- глаза

    (После написания основных частей, приемы раскрашивания мелками губ, глаз.)

    Фея Фиалка:
    Ребята а что мы забыли нарисовать?

    Ответ детей: волосы…

    Фея Фиалка:
    Бывают причёски повседневные и праздничные. Создайте образ своей мамы самостоятельно…

    Итог:
    Ребята, вы такие все молодцы, какие замечательные у вас портреты…
    Сейчас мы с вами создадим общую картину «Дружная семья»

    (дети приклеивают на общую картину свои работы)

    (Дети читают стих все сместе)

    Мы одной планеты дети,
    Все друзья, одна семья.
    Дружбе нет преград на всете,
    Все мы дружная семья!

    Конспект НОД ИЗО деятельности (рисование) в старшей группе «Милой мамочки портрет.»

    Цель :

    Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства.

    Продолжать знакомить детей с жанром портрет.

    Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы , передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу, мимику) .

    Учить правильно располагать части лица.

    Учить соблюдать последовательность при рисовании

    Побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.

    Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности .

    Продолжать вызывать интерес к художественному творчеству.

    Поощрять проявление активности и творчества.

    Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

    Задачи :

    Формировать у детей целостное представление образа матери, играющей большую роль в жизни каждого ребенка

    Воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое и внимательное отношение к маме

    Развивать внимательность, эстетический вкус.

    Развивать творческое мышление и воображение.

    Словарная работа :

    Портрет, одиночный портрет, групповой портрет , портрет головы, по пояс.

    Жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т. д.

    Раздаточный материал для каждого ребенка : листа белой бумаги, цветные карандаши, цветные восковые мелки

    Предварительная работа :

    Рассматривание фотографий и портретов, рисование портрета папы . Рассматривание портретов художников и поэтов. Разучивание стихов, песен про маму. Изготовление фотоальбома «Моя семья» .

    Ход занятия

    1. Введение в игровую ситуацию.

    «Круг настроения» (дети и воспитатель стоят в кругу, здороваются друг с другом и с гостями) .

    Здравствуйте, здравствуйте,
    Здравствуйте, здравствуйте,
    Вот и собрался наш круг.
    Здравствуйте, здравствуйте,

    Здравствуйте, здравствуйте,
    Руку даст другу друг.
    Люда дала руку Леше,
    А Леша дал руку Ване…

    (про каждого ребенка по кругу)

    Вот и собрался наш круг.
    (покачать руками вместе)
    А теперь давайте поздороваемся с гостями.

    2. Актуализация знаний и умений.

    Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, поэтому я для вас приготовила стихотворение-загадку.

    Кто пришел ко мне с утра?
    Кто сказал: «Вставать пора?»
    Кашу кто уже сварил?
    Чай мне в чашку кто налил?

    Кто ребячий любит смех?
    Кто на свете лучше всех?

    Дети: Мама!

    Воспитатель: Молодцы.

    3. Затруднение в ситуации.

    Воспитатель: Ребята, а почему я вам приготовила загадку именно про маму?

    Дети: Потому что скоро День Матери.

    Воспитатель: Верно, а что это за праздник? (ответы детей) .

    4. Открытие новых знаний.

    Воспитатель: Ребята, это день самых близких и родных людей-мам. Многие страны отмечают этот праздник, только у каждой страны свой день и месяц, свои традиции празднования этого дня.

    Например в Финляндии и Эстонии в этот день вывешивают флаги. В США и Австралии к одежде прикрепляют цветок гвоздики белой или красной. А в Австрии принято печь в этот день торты. А в России День Матери отмечают в последнее воскресенье ноября.

    Но как бы по-разному не отмечали этот праздник, везде в этот день мамам говорят добрые приятные слова, делают комплименты.

    Включение новых знаний в систему знаний.

    Воспитатель: А что принято ещё делать на праздник для мамы? (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно, в этот день принято дарить подарки мамам. Я предлагаю вам нарисовать мамин портрет.

    Что такое портрет?

    Портрет – это изображение одного человека или группы людей .

    Если изображен один человек, то это - одиночный портрет. А если несколько человек, то это групповой портрет .

    Портреты бывают : мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами.

    Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Прежде чем рисовать портрет мамы , мы рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.

    Какой формы голова? (обвести пальцами голову) .

    Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.

    Какой они формы? (овальные с острыми уголками, как рыбки) .

    Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.

    Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.

    Какие глаза у твоей мамы?

    Ответы нескольких детей.

    Мамины глаза как море,

    Голубые-голубые!

    С головою окунётся

    Тот, кто мамою любим .

    Мамины глаза как зори,

    Золотые-золотые!

    Если мама улыбнётся ,

    Мы согреться в них хотим.

    Мамины глаза как грозы,

    Огневые-огневые,

    Если дети непослушны

    И расстроят баловством.

    Мамины глаза как розы,

    Кружевные-кружевные!

    Так красивы и воздушны,

    С добрым-добрым огоньком!

    Твоя мама кареглазая ! ( Мама голубоглазая , сероглазая и т. д.) .

    Что находится над глазами? (брови) .

    Это дугообразные полосы.

    А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица находятся губы.

    Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна ( нарисовать губы ) .

    А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица) .

    Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица) .

    Губы? (посередине от кончика носа до конца лица) .

    Давайте отдохнем немного и вспомним, что где находиться.

    Физкультминутка :

    Это я

    Это глазки. Вот, вот.

    Это ушки. Вот, вот.

    Это нос. Это рот.

    Там спина, тут живот.

    Это ручки. Хлоп, хлоп.

    Это ножки. Топ, топ.

    Ой, устали! Вытрем лоб.

    А теперь сядьте удобно, закройте глаза и вспомните, какие у мамы глаза, нос, волосы прямые или волнистые, есть ли на лице улыбка.

    Мы будем рисовать портрет головы мамы .

    Цвет глаз, волос, прическу постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.

    Давайте еще раз повторим, что мы делаем сначала, что потом, чем заканчиваем свою работу. Кто уже вспомнил, может приступать к выполнению.

    Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом

    В процессе занятия советую рисовать на листе крупное лицо.

    Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь.

    За пять минут предупреждаю об окончании работы.

    В конце занятия поем песню, выставляю детские работы на стенде.

    Выглянуло солнышко,

    Блещет на лугу.

    Я навстречу солнышку

    По траве бегу.

    И ромашки белые

    Рву я на лету.

    Я веночек сделаю,

    Солнышко вплету.

    День искрится радостью,

    Вдаль меня манит,

    Надо мною радуга

    Весело звенит,

    У реки под ивою

    Слышу соловья,

    Самая счастливая

    В это утро я!

    Собрала в ладошки я

    Чистую росу,

    Радугу и солнышко

    Я в руках несу!

    И цветы над речкою,

    Песню и зарю -

    Все, что утром встречу я,

    Маме подарю!

    Подвожу итог занятия :

    Сегодня каждый из нас сделал подарок своей маме – нарисовал её портрет . Эти портреты мы подарим мамам на праздник .

    Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?

    Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах .

    Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы .

    Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.

    Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.

    Я портрет рисую мамы

    Акварелью на листе.

    И пускай портрет без рамы,

    И пускай не на холсте.

    Удалось не всё в портрете,

    Но для мамы дорогой

    Я старался. Ведь на свете

    Лучше мамы нет другой!


    Сегодня нам предстоит стать портретистами, и мы узнаем, как нарисовать маму. Да-да, именно нашего любимого, дорогого, самого красивого и единственного человека. Нашей целью будет не просто красиво изобразить лицо мамы, но и сделать его максимально похожим на оригинал.

    С чего начнем? Подготовим все необходимое, чтобы сделать рисунок для любимой мамы. А это – карандаши, бумага, линейка и ластик.


    Если вы хотите сделать сюрприз, ну, например, ко , то можно изготовить портрет, смотря на фото. Но легче копировать именно с натуры.

    Итак, давайте сначала посмотрим на мамочку внимательно. У нашей родимой есть щечки и губки, и ушки, а еще глазки и красивые волосы. Все это мы попытаемся перенести на бумагу. Как нарисовать портрет мамы, мы сейчас пошагово рассмотрим:

    • Делаем набросок лица;
    • Делим «лицо» на 3 равные части;
    • Намечаем с детьми брови, рот, нос и глаза; выполняем их;
    • Работаем со светотенью;
    • Делаем картинку цветной.
    Приступаем к тому, чтобы выполнить карандашом поэтапно рисунок моей любимой мамы.

    Делаем набросок лица

    Это просто. Даже ребенок осилит сделать овал, похожий на яйцо, чтобы книзу он был суженный. Нарисованный нами овал недостаточно ровный и точный. Но это и не страшно. Ведь верхнюю часть его полностью будут прикрывать волосы.

    Главное, что у нас был четко нарисованный подбородок, то есть, нижняя часть портрета. Можно даже обвести овал внизу, чтобы линия получилась более аккуратной.

    Как рисовать шею? Это просто даже для детей. Делаем ее двумя изогнутыми линиями. Шея должна быть уже, чем ширина овала.
    Признаюсь, меня немного пугает начинать рисунок моей любимой мамы. Хочется, чтобы он не казался слишком детским, и чтобы мой родной человечек узнала себя на нем.

    Именно поэтому я действую постепенно и стараюсь наслаждаться самим процессом. Кроме того, считаю, что это отличный способ сделать подарок маме на и провести со своим малышом время.


    Делим «лицо» на три равные части

    Сначала нужно на рисунке сделать одну вертикальную линию посередине. Потом разделить 1 линию тремя перпендикулярными на равные части.
    Как видите, я долго колеблюсь, ищу «красоту». Но потом вспоминаю, что пропорции очень важны. И от их точности зависит достоверность и насколько портрет мамы карандашом будет похож на моего любимого человечка.

    Уверенно провожу горизонтальные линии. Важно выделить время, чтобы объяснить этот нюанс для детей, чтобы они в будущем могли правильно самостоятельно рисовать маму карандашом.


    Намечаем и выполняем брови, рот, нос и глаза

    Если у нас есть фотография, по ней легко повторить все увиденное. Я же делаю рисунок моей любимой мамы по памяти, ориентируясь на то, что «тема» мне знакома хорошо.


    Выше верхней линии располагаются брови. И изобразить их нужно немного широкими, не в одну полосочку. Тогда они будут смотреться более естественно. Мне помогает мой шестилетний малыш, который недавно пошел в 1 класс. Полностью доверяю ему сделать брови, думаю, его наивный детский взгляд на вещи и талант не подведут.


    Губы
    Сама берусь за губы. Они находятся посередине между подбородком и нижней линии. Верхняя губа похожа немного на букву «М», только растянута чуть-чуть. Нижняя – как волна: сверху, с точки соприкосновения губ, вниз, потом снова немного вверх, только плавно, вниз и взлетает вверх, навстречу верхней губе. Рисунок моей любимой мамы приобретает уже конкретные черты.



    Ноздри как раз расположены на нижней линии. Делаем линии крыльев носа (открывающая и закрывающая скобки), потом – ноздри, они, как волнистая линия.

    Затянуться может рисунок на день. Но нам важен результат, поэтому лучше не спешить. Так теперь выглядит наша презентация.



    Чтобы портреты мам получились особенно правдоподобными, стоит уделить внимание глазам. Ниже верхней линии проводим линию, изогнутую книзу.


    Для точности, от ноздрей проводим пунктирные линии до бровей. Так мы находим расстояние от глаз, до носа.


    Из этой точки мы проводим дугу над изогнутой осью, это – верхнее веко глаза.


    Немного корректируем, тот и другой глаз в соответствии с оригиналом.

    Со следующим этапом отлично справится мой помощник! Как-никак, а он ученик 1 класса! Ему такое по плечу! Он аккуратно ластиком удаляет все вспомогающие полосы и метки.

    Детские старания не прошли напрасно, картинка выглядит отлично. Теперь нужно заняться волосами. Они закрывают часть лица. Мы рисуем портрет моей мамы, а волосы у нее всегда были по плечи и кудрявые.


    Работаем со светотенью

    Брови, глаза, губы, нос. Все обводим и делаем тень. Так, наша картинка «оживает».








    Портрет явно похож, и теперь ни капельки не жалко, что рисунок на день затянулся.

    Что-что, а в 1 классе мой ученик уже может справляться с цветными карандашами. Поэтому последний этап – раскрашивание – полностью на моем малыше. И он замечательно со всем справляется, правда, каштановые волосы бабушки, он превращает в рыжие. Говорит, что бабуля у него теперь золотая!

    Рисунок маме на день матери готов. Уверена, ей понравится картина и она оценит наш совместный с ее любимым внучком труд!

    Или другие варианты:

    Более сложный портрет.

    Задачи:

    Продолжать знакомить детей с жанром изобрази­тельного искусства - портретом; предложить рас­смотреть репродукции произведений портретной живописи с изображением женщин;

    Учить понимать выразительные средства искусст­ва (цвет, линия, ритм, композиция) в создании на­строения образа;

    Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помочь детям в выразительной передаче образа мамы;

    Воспитывать добрые чувства, желание доставить радость близкому человеку.

    Зрительный ряд: подборка репродукций картин художников разных эпох и народов, изображающих женщину-мать: О. Ренуар «Мадам Шерпантье со своими детьми», Лукас Старший «Мадонна с младенцем под яблоней», Б. Кустодиев «Утро», А. Венецианов «На пашне» и другие. Под­борка репродукций должна подчеркивать разное эмоциональное состояние женщин на картинах - тревогу, спокойствие, радость, фотографии мам.

    Музыкальный ряд : лирическая песня «Мама» Жанны Колмагоровой в исполнении ансамбля «Непоседы»

    Материалы: лист бумаги формата A4, гуашь, палитра, кисти разной толщины.

    Предварительная работа: рассматривание фотографий в семей­ном альбоме, чтение стихов и произведений в прозе о маме, беседы, рисование портрета мамы простыми карандашами; знакомство с репродукциями художников; игры и упражнения на различение жанров живописи. Дети должны дома внимательно понаблюдать за своими мамами, их походкой, жестами, мимикой.

    Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник скоро будем отмечать?

    Расскажите о своих мамах, какие они? (Ответы детей). К сожалению, времени у нас не так уж много, а все дети хотят, чтобы про их маму узнали, ведь каждый человек на свете мог бы очень долго и инте­ресно рассказывать про свою любимую мамочку. А как можно без слов рассказать о человеке? (Отве­ты детей.)

    Корректируя ответы детей, постараться подвести их к пониманию того, что, рисуя портрет, можно без слов рассказать о человеке.

    Как, используя цвет, можно сказать о том, что ваша мама веселая?

    Какие краски мы будем использовать в рисунке?

    Но иногда она немного сердится, и тогда брови ее хмурятся. Как изобразить это на рисунке?

    Посмотрите, как с помощью самых простых средств, всего лишь приподнимая уголки губ, брови или веки, можно передать печаль, радость, смех, внимание и т.д.

    Мимическая гимнастика» с использованием мимических таблиц.

    А сейчас мы рассмотрим репродукции картин известных художников. Рисуя портрет, художники передают черты лица, цвет кожи, глаз, губ, волос. По лицу мы можем узнать о характере, настроении человека. Мы любуемся его прической, одеждой, украшениями.

    Что можно сказать о картине А. Венецианова «На пашне»?

    О чем думает мама на картине Л. Кранах Старшего «Мадонна с младенцем под яблоней»?

    Как чувствует себя малыш на картине Б. Кустодиева «Утро»?

    Что выражает взгляд матери на этих картинах? (Нежность, заботу, доброту к своим детям).

    Накануне праздника 8 марта мы тоже можем устроить выставку портретов. Для этого каждый ребенок нарисует портрет своей мамы. А теперь я хочу прочитать стихотворение, написанное Татьяной Тимофеевой:

    Очень сильно я люблю

    Маму милую мою.

    Ей портрет я нарисую

    И на праздник подарю.

    Только лишь глаза закрою –

    Мамин образ предо мною:

    Волосы нежнее шёлка,

    На глаза спадает чёлка,

    Чуть заметные морщинки

    И румянец на щеках,

    Зубы белые как льдинки,

    И улыбка на губах.

    Удался портрет на славу,

    Мне он очень нравится.

    Полюбуйтесь вы на маму

    А теперь приступим к работе. (Тихо звучит песня «Мама» Ж.Колмагоровой).

    Желательно не приступать сразу к работе с краской, а вначале сухой кисточкой проделать простейшие композиционные поиски будущего изображения. Затем предложить детям сделать набросок кистью, увлажненной только водой, без краски. Рисуя, дети представляют своих мам и пытаются доступными средствами (размер изображения, цвет, ли­ния, детали одежды, выражение лица) передать и свои чувства, и мамино настроение. Подписывать работы не следует: каждая мама должна попытаться узнать себя. Выставку можно оформить не только в группе, но и в музыкальном зале, где будет проходить утренник.

    Использованная литература:

    Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников». Изд.2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004г.