Кто написал картину явление христа народу. Василий Розанов

Созданию величественного полотна ”Явление Христа народу” художник Александр Иванов посвятил 20 лет своей жизни. В истории искусства это единственный случай, когда автор до такой степени проникся одной темой. Работая над картиной, Иванов сделал 258 эскизов.

Во время работы над полотном А. Иванов жил в Риме, где познакомился с Н. Гоголем, который согласился позировать ему для создания одного из образов. На картине похожий на Гоголя человек стоит ближе всех к Христу.

В картине присутствуют только мужчины, но самое интересное, что выразительные черты мужских лиц были списаны Ивановым с женских. Интуиция подсказала художнику, что лица итальянок сохранили больше евангельского, чем лица мужчин.

Особенности композиционного восприятия многофигурной картины

Анализ композиционно-ритмического строя картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» по золотому сечению (Источник

http://hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie/12.html ).

Глаз входит в картину слева. Первый и главный композиционный центр на картине - это фигура Иоанна-Крестителя. Апостолы слева от Иоанна не играют большой роли в композиции. Собственно, самые важные изобразительные события происходят в правой части картины. От Иоанна мы переходим к фигуре Христа.

Наиболее сильные Весы на картине - это выходящие из воды юноша и старик слева и две обнаженные фигуры справа. Весы выделяют центр. Это опять фигура Иоанна, указывающая на Христа.

Еще одни Весы - Иоанн и обнаженные мужчина с мальчиком справа («дрожащие»). Центр - юноша в синем плаще. Он больше других связан с Христом: цвет плаща, близость на плоскости холста, направление взгляда.

На картине множество цветовых связей. Все они работают таким образом, что на какой бы из крупных фигур переднего плана мы ни остановились, от нее глаз непременно переходит к фигуре Иоанна или Христа.

От фигуры Христа глаз обязательно перейдет к юноше в синем под ним. Отметим, что для этой композиционной связи важна не фигура юноши целиком, а только синий плащ.

Теперь перейдем к менее крупным фигурам и цветовым пятнам. Связи между ними направляют глаз к двум принципиально важным персонажам в правой части картины - мужчине с длинными волосами (Н. Гоголь) и левому всаднику. Оба смотрят на Христа. Оба отчасти заслонены и потому зрительно уменьшены.

Переходя от одной фигуры на картине к другой, глаз сравнивает их размеры, и таким образом, определяет расстояние между ними в картинном пространстве. При этом крупные фигуры на переднем плане остаются в картинной плоскости. Такое зрительное или композиционное сравнение происходит неосознанно. Поэтому, например, Христос в синем плаще сравнивается с плащом юноши под ним, но не с целой его фигурой. Это сравнение подобных по цвету геометрических фигур, но не реальных людей.

Итак, при восприятии картины Иванова существенны несколько принципиальных моментов.

По порядку восприятия, который задан композицией. 1. Иоанн-Креститель и Христос. Фигура Христа значительно меньше и гораздо дальше. 2. Юноша в синем плаще (часть юноши) и Христос. Разница видимых размеров и расстояние между ними в картинном пространстве гораздо меньше. 3. Гоголь (часть Гоголя) и Христос. Расстояние еще меньше. 4. И, наконец, всадник (часть всадника) и Христос. Они одинаковы по размеру и находятся на одном расстоянии от переднего плана. Композиционно, по ощущению «на одном». Конструктивно, конечно, Христос много дальше.

Иначе говоря, расстояние до Христа на наших глазах постепенно уменьшается. На картине как бы изображены разные фазы его движения вперед к людям. Пока мы переходим в порядке, заданным художником, от одной фигуры к следующей, время зрителя идет, и поэтому движение Мессии ощущается совершенно реально.

Отметим, что все четыре персонажа, которые последовательно сравниваются с фигурой Мессии, выделены художником треугольником пустыни, по которой он идет.

По формуле глубины картинного пространства, приведенной в книге, можно приблизительно, конечно, определить расстояние от каждого из персонажей до Мессии. Пусть зритель рассматривает картину с 10 метров. Получается следующее: от Иоанна-Крестителя до Христа - 24 метра; от юноши в плаще - 10 метров; от Гоголя - 2 метра; от всадника - 0 метров.

Вместе с тем, фарисей у правой рамки, замыкающий композицию, далек от Христа - 18 метров. При этом его тяжелая фигура, а также фигура его собеседника, указывающего рукой на Христа, значительно преувеличены художником.

Теперь понятно, почему в зеркальном варианте Мессия на картине Иванова вместо того, чтобы идти спасать людей, уходит от них

20 лет жизни. Такова цена шедевра, для которого в Третьяковской галерее построили отдельный зал. Картина «Явление Христа народу» должна была стать для художника Александра Иванова итогом заграничной стажировки, а стала смыслом жизни. Подробности о работе художника над самой большой картиной Третьяковки узнаем с Натальей Летниковой.

«Явление Христа народу»

«Всемирный сюжет» основан на первой главе Евангелия от Иоанна. В Италии, копируя «Сотворение человека» Микеланджело, художник увлекся «теорией». Читая Новый Завет, написал «Явление Христа Марии Магдалине», сделав первый шаг к масштабному полотну о приходе Мессии.

600 набросков. Александр Иванов искал образы к своей картине по всей Италии: в синагогах и церквях. Внешней красоте натурщиков предпочитал глубину чувств, что проступала на лицах именно в храмах. Палестинский пейзаж заменили пустоши в окрестностях Рима, где часами просиживал художник.

20-летний труд русского живописца был окутан завесой тайны. Мастерская закрыта для публики. «Иванов… уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы», - писал Николай Гоголь. Именно благодаря его письмам в России узнали о создании картины.

Черты самого Гоголя можно увидеть среди встречающих Мессию.

Черты самого Гоголя можно увидеть среди встречающих Мессию. Фигура, ближайшая к Христу. Особенно явно создатель «Мертвых душ» «читается» в этюдах. Себя художник тоже изобразил – в облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна Крестителя.

Изначально Христос шел по направлению к Крестителю. Это в эскизах. «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Предполагается, что именно эти слова из Евангелия изменили замысел художника, «направив» Спасителя на картине к группе «грешников».

Мечте художника – поместить свое творение в храме Христа Спасителя – не суждено было осуществиться. В 1845 году Иванов написал для строящегося тогда храма эскиз заалтарного образа «Воскресение». Но заказ на эту работу получил Карл Брюллов . Эскиз остался «пробой кисти» в византийском стиле.

Себя художник тоже изобразил – в облике странника с посохом.

Самое большое полотно Иванов так и не закончил: падало зрение. В левом нижнем углу вместо старика изначально был юноша в красных одеждах. Переписав саму фигуру, на одеяния, отраженные в воде, у художника уже не было сил. Они так и остались красными.

Семь с половиной метров на пять метров сорок сантиметров. Везти такое полотно из Италии в Россию и дорого, и долго. Великая княгиня Елена Павловна помогла средствами. Картина «плыла» из Рима в Санкт-Петербург морем. Прямо на палубе корабля. Подобный масштаб не вместил ни один трюм.

«Явление» купил Александр II за 15 тысяч рублей и подарил Румянцевскому музею. При переезде в Доме Пашкова для картины построили целый павильон. В 1925 году шедевр достался Третьяковке, где к тому времени уже была коллекция эскизов. Малый вариант картины и часть набросков отправились в Русский музей .

«Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление» . Считается, что Гоголь в повести «Портрет» писал именно о «Явлении Христа народу». Иван Крамской считал образ Крестителя идеальным портретом, но многие современники картину так и не поняли. Александр Иванов опередил свое время.


В 1837 году Иванов приступил к созданию картины "Явление Христа народу", но работа была соответственно не из легких и продолжалась два десятилетия. Мало кто из художников после картин Карла Брюллова решался на подобные подвиги по созданию таких массовых и крупномасштабных живописных произведений. За время работы художником создано огромное множество этюдов с головами персонажей картины, среди которых Иванов даже изобразил своего друга писателя Гоголя.

Смысл всей этой работы олицетворял всю сущность библейской истины, во время крещения народа у реки Иордан Святым Иоаном Крестителем и вдруг группа людей среди которых были еще не совсем верующие совершающие ритуал омовения оказываются в благоговейном изумлении и удивлении, Святой Иоан указывает рукой на Явление Миссии, Воскресший Иисус Христос спаситель и защитник рода человеческого, надежда всех обездоленных приближается к народу. Написанное в Италии произведение "Явление Христа народу" было решено переправить в Российскую столицу, и в 1858 году картина была переправлена в Санкт Петербург, где была встречена с великим восторгом и положительными отзывами общественности.


Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».
На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.

В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.
Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю. На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа. Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.

По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии. Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.

Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.

Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции. Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.

Первоначальный эскиз картины

Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (1: 29-31) и третьей главе Евангелия от Матфея (3: 1-17).

Краткая биография художника
Он родился в 1806 году в семье художника. Учился будущий мастер в Императорской Академии Художеств. За успехи в рисовании еще в юношеском возрасте он получил две серебряные медали. Затем последовали две золотые награды. После этого Общество поощрения художникам решило послать Александра в Италию для совершенствования в живописи. Именно в этой стране художник и создал свое грандиозное полотно «Явление Христа народу». В Риме картина имела огромный успех. А вот на Родине ее встретили поначалу прохладно. Только прогрессивная молодежь, споря у полотна, признала в нем величайший образец совершенно нового поворота в живописи. Немного спустя после выставки художник Иванов заболел холерой и умер. После этого царь Александр II за 15 000 рублей выкупил полотно «Явление Христа народу». История картины такова, что вскоре шедевр перекочевал в Москву, где попал в Третьяковскую галерею. Там он находится и по сей день.
Тема картины
В горах Ермона и Ливана берет свое начало священная река Иордан . В нижнем ее течении и находятся те священные места, где проповедовал Иоанн Креститель. Его родители, Елисавета и Захария, были уже в преклонном возрасте, когда у них появился сын. Мальчика нарекли Иоанном. Много выпало лишений на долю будущего пророка. Когда царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме, мать его, Елисавета, бежала с двухлетним сыном в пустыню, чтобы спасти свое дитя от кровавой расправы. Вскоре Иоанн лишился родителей. Он жил один в пустыне, питался растениями и одевался в звериные шкуры. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он отправился на реку Иордан, чтобы сообщить местным жителям о скором пришествии Мессии. К нему стали стекаться люди из ближних селений. Они внимали каждому его слову. Иоанн призывал их покаяться в грехах своих. И тех, кто это сделал, пророк погружал в «струи Иорданские», чтобы окрестить. Так великая река стала крещальной Купелью всего мира. Иоанн Предтеча говорил о скором пришествии Спасителя. Все ждали этого. Наконец желанный день наступил. На берегах Священной реки появился Иисус Христос в простых одеждах галилейского плотника. Никто из присутствующих, кроме Предтечи, не заметил этого. Сын Божий шел смиренно, ничем не выделяясь среди других людей. Он вошел в воды Иордана, чтобы принять крещение от Иоанна. Омовение в святой воде для него позднее закончится кровавым омовением на Голгофе. Именно этот сюжет о крещении страждущих людей, ждущих прихода Мессии, и изобразил на своем полотне Иванов.

Как проходила работа над полотном
Более 20 лет длилась работа мастера над картиной «Явление Христа народу». История создания ее очень интересна. За три года до этого художник написал полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине ». Перед началом работы над шедевром автором было исполнено более 600 этюдов. Иванов настойчиво искал прообразы героев картины среди друзей, случайных прохожих на улицах, рынках и так далее. Каждая фигура, по мнению мастера, должна была представлять целый мир со сложной жизненной судьбой. Работая над картиной, Иванов несколько раз меняет исходно задуманную композицию. Здесь он отрекся от условностей академической живописи. В свойственной только ему манере художник реалистично изобразил лица людей, передав их эмоции. Больших успехов он также добился в передаче пространства и объема. Большую часть времени работы над шедевром мастер провел в Италии. Что интересно, картина так и не была закончена. Этому помешала прогрессирующая болезнь глаз живописца, а также изменение в его мировоззрении. В конце работы над полотном Иванов разуверился в том, что религиозная проповедь, несущая истину посредством искусства, может способствовать преображению человека. Но и в таком незаконченном виде полотно представляет собой выдающийся образец классического монументализма.
Пейзаж
Полотно очень колоритно. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей. Как известно, действие, изображенное на полотне, происходит в Палестине. Но у художника не было возможности посетить эту сторону для детального изучения природы тех мест. Соответствующую натуру он долго искал в Италии. И найти ему ее удалось. Месяцами он жил среди болот и в захолустьях в этой стране, стараясь воссоздать природу Святой Земли в своей работе. С поразительной точностью, выразительностью и реалистичностью мастер изображает ее. Здесь и выжженная солнцем каменистая равнина, и горы в голубой дымке вдали, и берег Священной реки, поросший деревьями и кустарником. Поражает то, какие удивительные цветовые сочетания здесь нашел Иванов. «Явление Христа народу» - картина, поистине являющаяся шедевром. Кажется, будто мастер рисовал кистью, на кончике которой был солнечный свет. Настолько все в ней светло, лучезарно, ликующе.
Описание картины
На первом плане полотна располагается группа иудеев, которые пришли к водам Священной реки, чтобы послушать проповедника Иоанна, очиститься от грехов и принять крещение от него. Здесь находятся люди разных возрастов, сословий и верований. Насколько сильны различия между иудеями, изображенными на картине, настолько отличаются и эмоции на их лицах. Кто-то смотрит на Иоанна с умилением и волнением перед пришествием Мессии, кто-то - со скептической улыбкой и недоверием, а кто-то даже со злобой и ненавистью. В картине «Явление Христа народу» художник изобразил рядом зажиточного пожилого человека и его раба с веревкой на шее, присевшего на корточки возле своего господина и подающего ему одежду. Выразительно то, с каким вниманием и умилением слушает пророка невольник. Смотря на него, можно увериться в том, что этот раб станет одним из самых ярых сторонников христианства. Настолько сильное впечатление производят на него слова Крестителя. Именно новая вера, по мнению мастера, должна была объединить людей разных сословий.

Рядом с пророком стоят апостолы: женоподобный рыжеволосый юноша в красном плаще и желтом хитоне Иоанн Богослов и седобородый старец в темно-оливковой накидке с задумчивым лицом Андрей. Это будущие ученики и последователи Христа, которые после воскрешения Спасителя будут рассказывать людям о земной жизни Мессии. Есть в толпе слушателей Предтечи и так называемые «сомневающиеся». Это молодой мужчина с красивым лицом, обрамленным черной бородой. Он зябко кутается в длинный зелено-голубой хитон. Глаза его опущены вниз. Выражение лица говорит о недоверии и сомнениях в правоте пророка. Второй «сомневающийся» - седобородый пожилой мужчина в темном плаще. Он внимательно прислушивается к словам Иоанна. Вероятно, это язычники, которые пришли послушать проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо. Слева от них изображены старик, опирающийся на палку, и обнаженный юноша. Они только что совершили омовение в водах реки Иордан и сейчас с любопытством смотрят на Иоанна. Справа от пророка находится группа людей, чьи взоры устремлены на идущего вдалеке Христа. Среди них выделяются враждебно настроенные к проповеднику книжники и первосвященники. Это сторонники старой веры. На их лицах можно прочесть и неприязнь нового учения, и холодное равнодушие к происходящему, и недоверие, и даже откровенную злобу. Особенно отчетливо это видно в выражении лица старика с неприятным толстым носом. Он изображен в профиль. Выразительны и следующие фигуры первого плана. Это полуобнаженный юноша с распущенными рыжими кудрями. Тело его и взор обращены к Христу. Рядом с ним стоят так называемые «дрожащие» - мальчик и отец. Они только что искупались в водах Священной реки, приняв крещение. С трепетом и умилением внимают они словам Иоанна. Весь их образ символизирует готовность принять новую религию и уверовать в пришествие Мессии. Далее в толпе видны римские легионеры, присланные сюда для наблюдения за порядком, женщины, кающийся грешник в темно-бордовой накидке. Что интересно, в качестве натурщика для изображения этого беззаконника выступил хороший друг Иванова - Николай Гоголь. На картине «Явление Христа народу» явственно прослеживаются черты сходства лица великого писателя и героя. Особенно это заметно на этюдах к полотну.
Фигура Иоанна Крестителя
Согласно Библии, пророк много времени провел в пустыне, одеваясь в звериные шкуры, питаясь растениями и подготавливая себя к праведной жизни вдали от людей. Вот и на картине «Явление Христа народу, стиль которой можно определить как академический реализм, Иоанн Креститель изображен высоким сильным человеком с длинными волосами, беспорядочно ниспадающими с плеч, и бородой. У него бледное худое лицо, запавшие глаза, выдающие в нем человека, много дней проведшего в одиночестве и радевшего за судьбу человечества. Одет он в верблюжью шкуру и плащ светлого оттенка из грубой материи. Крепкие руки и ноги, высокий умный лоб, твердый решительный взгляд говорят о внутренней силе Предтечи. Он указывает людям на фигуру человека, только что показавшуюся на каменистой, выжженной солнцем равнине. Это сам Иисус Христос - Мессия, которого так долго ждали последователи пророка. В левой руке Предтечи находится крест - символ новой веры. Решительный жест Иоанна, его выражение лица говорят о волнении и восторге, с которым он встречает долгожданного Мессию.
Фигура Христа
Фигура Христа Центральной фигурой данной композиции является Иоанн Креститель. А вот Спаситель изображен вдали. Но при этом художник не умаляет его значения в композиции в целом. В картине «Явление Христа народу» автор представляет Мессию как человека в простых одеждах. Но все в нем выдает «сына Божьего»: и величественность поступи, и таинственность очертаний его фигуры, контрастирующая с очертаниями гор… Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя. Какие эмоции оно выражает? Кажется, что в нем есть все: и спокойствие, и величественность, и радость, и умиление… Силуэт Христа выразителен и вместе с тем размыт и неясен. Он несет в себе таинственность и необъяснимость. Это особая задумка автора картины. Он изобразил Мессию подобным образом по двум причинам. Во-первых, он хотел сделать акцент не на лице и фигуре Спасителя, пришедшего в этот мир для избавления человечества от грехов, а на реакции людей на явление Иисуса. А во-вторых, само христианство в то время иудеям представлялось таким же таинственным и возвышенно-непонятным.
Анализ картины «Явление Христа народу»
Широкая публика не сразу поняла замысел автора, глубокий философский смысл, заложенный в произведении. Поэтому и принята была работа художника поначалу весьма прохладно. Публика привыкла видеть в любом жанре искусства героизм, в какой бы форме он ни представлялся. А здесь мастер изобразил реальных людей с их настоящими эмоциями. Для общественности это был нонсенс! Такого в живописи люди еще не наблюдали. Как много разных чувств и переживаний может быть у человека, готовящегося к важному событию в своей жизни, - это то, что хотел показать в своей работе Иванов. «Явление Христа народу» - картина-венец его творчества. Огромной заслугой художника здесь является его тонкое понимание психологии человека. В каждом герое его композиции - целый мир из переживаний, чувств, эмоций. Глядя на любого персонажа полотна, можно с легкостью представить не только то, чем живет этот человек, какого он сословия и вероисповедания, но и каков его внутренний мир, что движет им. В начале работы над картиной мастера увлек библейский сюжет. Но по завершении ее он успел разочароваться в возможностях религии к преобразованию, перерождению человека. Далее он хотел писать в этом же русле, но не обращаясь более к Евангелию, а изображая мысли и чувства людей своего времени своей Родины. Жаль, что сделать ему этого не удалось. Его сразила серьезная болезнь. Но немалую роль в этом сыграла и та враждебность и недоброжелательность, с которой поначалу общественность приняла его работу.
Судьба картины


В 1857 году работа над огромным полотном была закончена. Размеры картины поражают: 540 x 750 см. В 1858 году Иванов решает ехать в Санкт-Петербург для того, чтобы представить шедевр широкой публике. Средства на перевоз масштабного произведения искусства пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Выставка полотна «Явление Христа народу» и всех этюдов и эскизов к ней прошла в зале Академии Художеств. Однозначной оценки произведение искусства не получило. Официальные лица встретили его довольно прохладно. Зато на общественность картина произвела сильное впечатление. Прогрессивные люди того времени единогласно признали в авторе полотна гениального художника, открывшего новый прием в живописи. Через шесть недель после выставки Иванов заболел холерой и умер. Всего через несколько часов после этого император Александр II выкупил картину за 15 000 рублей - немалую по тем временам сумму. Он принес ее в дар Румянцевскому музею города Петербурга. Для такого большого полотна был выстроен отдельный павильон. В 1925 году Румянцевский музей, уже переехавший в Москву, был расформирован. Данное произведение искусства было передано в Государственную Третьяковскую галерею. В 1932 году здесь построили отдельный зал в Лаврушинском переулке для такого масштабного полотна. Здесь оно и находится по сей день. В городе Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее хранятся многочисленные этюды и три эскиза к картине.
Интересные факты

  • Данная картина - отчет автора за государственный пенсион в Италии. В эту страну художник был отправлен на 4 года для совершенствования в искусстве. На целых 20 лет сумел растянуть «стажировку» Александр Иванов. «Явление Христа народу» - картина, над которой он работал.
  • Одна из фигур написана мастером с Николая Гоголя. Это один из купающихся, расположенных ближе к Христу. На большом полотне сходство мало заметно. А вот на этюдах к картине оно явно прослеживается.
  • Старик слева стоит в белой набедренной повязке. В отражении эта деталь одежды кажется красной.
  • Возле Иоанна Крестителя изображен раб в голубой накидке. Лицо у него зеленое. Это хорошо видно на этюдах к картине.
  • Среди фигур центральной группы композиции отчетливо выделяется странник с посохом в широкополой шляпе серого цвета. В этом образе художник запечатлел себя самого.
  • Всего через несколько недель после представления общественности картины «Явление Христа народу» Александра Иванова не стало. Последние дни его жизни были полны унижения и отчаяния. Известно о том, что он не получил обещанный гонорар за работу. Ценители живописи раскритиковали ее. После смерти автора царь милостиво пожаловал ему орден Святого Владимира и выкупил картину за немалые по тем временам деньги.

В нынешнем году 16 июля исполнилось сто лет со дня рождения А. А. Иванова, творца «Явления Христа народу»,- картины, хранящейся в Московском Публичном Румянцевском музее. Многочисленные этюды к ней, из которых некоторые сильнее частностей самой картины,- находятся в отдельном помещении Третьяковской галереи. Таким образом, Москва владеет почти всем художественным наследством, оставленным замечательнейшим из наших живописцев,- даже, по мнению некоторых, величайшим. В Эрмитаже и в собрании М. П. Боткина находятся только первые, почти ученические, работы художника на заданные темы: «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» и др. подобные, на классические и на библейские или скорее псевдоклассические и псевдо-библейские сюжеты. Из последних назовем: «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона». Читатель нашего времени сразу поймет, что художнику при выборе таких тем, и еще хуже - при даче их, не оставалось ничего, как рисовать одежды, обстановку, кусочки страны, иногда не виденной и знакомой лишь по атласам, т. е. так и иначе комбинировать атласы же, разрисовывать до известной степени красками по топографическим контурам этих атласов! и - больше ничего!!! «Сон фараона», «истолкование сна» - какая каббалистика !!! Надо быть каббалистом или по крайней мере русским суевером,- прожить годы, провести юность где-нибудь среди вотяков, видя их языческие жертвоприношения,- по крайней мере провести время, и не малое, среди цыган и цыганок, чтобы почувствовать эту жадность к волшебству и испытать ту неуверенную колеблющуюся психологию, которая ищет «в теперешнем» знаков «будущего»... Без этого ученик Академии в Петербурге, на рациональном Васильевском о-ве, что мог нарисовать на данную тему, кроме... одежд, фигур, фигур феллахов, для чего-то введенных в темницу? - и для сведения и доказательства, что все это происходило «в Египте», поместить где-нибудь уголок пирамид и обелисков... Несбыточность и невозможность, как «Юрий Милославский» под пером петербургского чиновника Загоскина, или как «Джулио Мости», «драматическая фантазия с интермедией», Кукольника. Но такие были времена, что мы срисовывали, копировали, а не творили. «Срисовывали» целые категории явлений, так сказать, целые «провинции» великого царства искусств, наук, цивилизации... Вот «оды» - без восторга, «сатира» - без злости, «театр» - без какой-нибудь необходимости что-нибудь и кого-нибудь представлять: все вообще и в целом «Беллерофонт, поражающий Химеру» - под кистью петербургского начинающего художника, которому ни до Беллерофонта, ни до Химеры дела нет, а есть дело до его экзаменаторов, строго посматривающих на ученическую работу «начинающего»...

Перевернем обратно и вообразим египтян - рисующих «Слушателя у телефона», ассирийца - ваяющего «Русского протодиакона», или китайцев- изображакйцих «Конспиративную квартиру на Садовой улице»... Гадость и ненужность! Такая же и подобная гадость и ненужность продержалась у нас сто лет и рухнула, как балаган... Иванов темою «Явление Христа народу» соединил этот падающий балаган академических заказов с зарождающимся движением к воплощению в искусстве простого, естественного, живого и действительного . Он взял подлинную веру, свою и народную, но взял ее не в живом моменте своей или виденной молитвы, а - в отвлечении и обобщении, отнеся к объекту, более которого не может быть: «Мессия перед народом», «первое явление Христа народу»... Тут есть немножко Гоголя, иллюзий его последних лет. Христианство - это полуреальность, полумечта, полуфакт, полуожидание - оно для поколения тех лет, впервые пробуждавшегося к реальному, представлялось величайшею историческою, мировою реальностью; реальностью, какая едва вмещается в России, в целой новой Европе,- вместилась и еще не уместилась, все раздвигает собою, все ломает неизмеримым своим объемом. В дни наши эту самую тему художник, пожалуй, бы взял понароднее и живее, как, напр., ее выразил Достоевский в виде «Вторичного появления Христа на земле» в XVI веке, в Севилье, только что вот-вот после auto-da-fe (начало «Легенды об инквизиторе» в «Бр. Карамазовых»). Тут можно внести нашу психологию, наши специальные ожидания и специальные страдания, разочарования, недоумения... Но Христос и Его первое явление евреям?.. Это... тот же «Беллерофонт», почти!..

Те времена, евреи? Что мог знать и изобразить о них Иванов, кроме «еврейских бород», смуглого цвета кожи, непременной «шкуры на плече» Иоанна Крестителя, и - фигур в разных позах?!.. Увы, «Беллерофонт» и «Беллерофонт»... Иной поворот дела, если мы возьмем «грех» и «искупление»: но тогда зачем «Крещение в Иордани»?.. Ко «греху» и «искуплению» это непременного отношения не имеет, это первенствующего значения не носит... Тогда нужно было брать Голгофу, мучения во дворе первосвященника, «Иисус перед Пилатом», или, напр., этот «Сон учеников» во время Гефсиманской молитвы... Что-нибудь из последних дней. «Явление Христа народу» - темою этою Иванов как бы хотел изваять и увековечить страницу учебной истории, так сказать, построить тяжеловесную и тысячелетнюю пирамиду на труд одного вечера Иловайского, где сей ученый муж и сотни ему подобных изъясняют в важных и равнодушных строках «все значение пришествия И. Христа» на землю, собственно - появление Его среди народов, и еще колоритнее - «появление Его в истории» - и даже пожалуй именно в «истории Шлоссера», Вебера или Иловайского... Иванов вместо того, чтобы взять «христианство» как «факт души», «перелом души», страницу «моей душевной истории»,- что возможно было выразить через беседу с Никодимом, с Самарянкой, через «Преображение» и многие другие внутренно-душе вные, страшно-замкнутые, как бы «запертые» страницы Евангелия,- взялся изобразить «историческое значение христианства», «роль его в истории»... Можно думать, от того так долго и работал он над картиной (20 лет), что была неудача в первоначальном ее замысле, и вообще сбивчивость в самой мысли, с которою художник приступил к «труду своей жизни»... Что так долго не дается, не выполняется, что до такой степени «ползет» - уже не есть плод вдохновенья. Это - компиляция кистью на философскую или ученую тему... «Значение христианства для истории», конечно, определяется «значением Христа для человека »; но это сказалось в беседе с Никодимом, с Самарянкой, в секунды призыва апостолов, в словах к Нафанаилу, вообще в «затворенных» событиях, с тайным веянием около слов и поступков. В «Крещении» же ровно ничего из этого не сказалось, ничего нежного, проницающего, трогающего, преображающего . Ни - в крещении, ни - в каком-либо другом событии на улице, среди толпы... Иванов изнемог под темою «Первое явление Христа народу», которое (страшно сказать!) комически соскальзывало на «первое представление» народу, где «представляющим» и почти «рекомендующим» является Иоанн Креститель и отчасти Иванов: невозможное положение! мучительная какофония, под которою упал художник, сам как бы «Христос под крестом»!..

Отсюда на первом месте в картине и выступает «тот, кто представляет» - Иоанн Креститель. Картина вовсе не изображает того, что под нею подписано. Настоящее название картины - «Пустынник Иоанн среди народа»... Иисус,- о Нем никто и не говорит среди критиков, оценщиков, зрителей! никто!! никто!!! Да и нечего говорить: Христос почти не нарисован ! А написано под картиною и тема была: «Первое явление Христа народу »... Но Его нет, почти нет!.. Опять рвется комическое сравнение: «дверь растворена! все ждут - но он почему-то задержался»... Картина без сюжета или, во всяком случае, «не по подписи»... Удивительно! И для Иисуса у него нет тех бесчисленных эскизов, какие остались «от мальчиков» и от «головы Иоанна»... Эта «голова Иоанна» и есть самое замечательное «лицо» в картине,- есть самый сюжет, возбудивший толки, удивление. Так «голова Иоанна»: а при чем же тут «явление Христа народу»?.. Если «голова» закрыла все поле, заняла 20 лет работы... то ей и место, и положение, и «историческая роль»... Я же и говорю, что все это «Беллерофонт»... Наполовину - так, в смысле и «да» и «нет». Отчего Иванов отнес Иисуса вдаль,- в такую перспективу, что фигура Его представляется маленькой , а лицо и вовсе не разглядываемо ! Что за поразительность в знаменитой картине, которая рисуется целую жизнь и которую вся Россия ждет увидеть,- нарисовать главное лицо, до известной степени Единственное Лицо (ибо на кого же в присутствии Иисуса смотреть!) так, что... ничего не видно!! Вероятно, единственный казус в истории живописи... «Нарисовал, но не покажу». Хуже этого вышло: нарисовал, но так, что ничего нельзя рассмотреть. Единственный казус... Фигура очень маленькая... Для «смирения»?.. Тогда понятна очень большая и выпуклая фигура Иоанна. Да, «смирение», очевидно, занимало Иванова, как и его друга Гоголя. Но неужели для «смирения» художник поставил Его так далеко? Вероятнее, что он убежал от темы, не будучи в силах произнести о ней ни одного слова. Да и нечего было произнести: в крещении ни «исторического значения христианства», ни «внутреннего действия Христа на душу» - не было. Художник ошибся в теме, неверно взяв момент и не установив, что именно он хочет выразить картиной.

Бледно-голубой хитон драпируется красиво и - не красиво... Ничего нет! Ну, «хитон»: но почему это «явление Христа народу»? Если хитон виден, а лицо не видно, то есть только «явление хитона народу». Тогда надо было рисовать «разделение риз»: было бы выразительнее. Наконец, эти группы народа, это просто «народная сцена в Галилее»,- каковую подпись собственно и следовало сделать под картиною,- какое она имеет отношение ко Христу и связь с Ним? Чем-нибудь они измучены, эти люди? томятся? раскаиваются? Не заметно. Один Иоанн Креститель с его: «Вон, вон!., глядите!!» А что «вон» - темно... Картина ничего об этом не говорит, да и не могла бы сказать. «Явление Христа народу» есть существенно не этнографический факт , а душевный, тогда как Иванов до очевидности рисовал этнографию, и это до очевидности видно по его эскизам. Ну,- это хорошо к «Путешествию Ливингстона», к «Странствованию по Св. Местам» игумена Даниила: но к чему тут «явление Христа народу»? Перед Христом, для Христа, вокруг Христа - этнография просто не существовала, малилась до нуля. Но когда этот «нуль» Иванов разрисовал до очень большой величины, занял им все полотно картины, и он только один и виден, этот нуль, а Христос почти не виден, то... опять какое же это и почему «явление Христа народу», а не скорее «затмение Христа народом»?.. Ну, вот это опять настоящее имя картины, которую через силу кончил Иванов, гениально - в деталях и, даже не начав,- в теме ; привез и умер, почти в самый день ее выставки. «Так тяжело»... Фатум,- но кое-что говорящий собой о художнике, о работе, может быть, даже о теме ее...

Иванов творил и жил в гоголевское время, в эти годы формирования общих религиозных концепций; и отдался теме чрезвычайно общего значения, полуисторической, полуфилософской. Реализм проснулся тогда тоже везде; но не смел пробудиться в религии. Только в одной религии мы обязаны были грезить, мечтать, но не видеть и не смотреть. «Беллерофонты» всего дольше удержались здесь, потому что здесь все было - не наше, все - принесенное, заимствованное... Знаменитые позднейшие картины,- «Протодиакон», «В монастырской гостинице», «Крестный ход»,- поставили нас на землю и вывели первый большой «Аз» Православно-Русской живописи... Они нарисовали нам «русское язычество» в оболочке христианской терминологии,- нарисовали чистую этнографию, вставленную в киот древней византийской резьбы и позолоты...

Все ли это? Кончается ли этим «вера русских»? «Вера русских»... Но ведь это уже не «служилый» иерархический люд, круга которого единственно коснулась пока кисть наших великих реалистов... «Веры русской», т. е. ликов людей, прибегающих к храму, наши художники не тронули ни отрицательно, ни положительно. «Вера русская» - если взять со стороны не иерархии, а «пасомых» - вся заключается в «молитве», как у иерархии она вся заключена в «обряде»... «Обряды» и все русские исполняют, при «обрядах» присутствуют; но «обрядово молятся» только старообрядцы, и более в отпор угнетению, постигшему эти обряды, нежели по существу и порыву. В общем же, все русские, «исполняя обряды», имеют молитву вне их, независимо от них, пожалуй, согласно с ними или, точнее, параллельно с ними,- но как нечто особое, как другой, лирический, свой у каждого мир. Тема эта очень мало затронута литературою, но все же затронута:

Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей Матери...

Но живопись ее не коснулась. Можно сказать: кого хотя однажды случай привел увидеть это, уже не принял бы на себя или не увлекся в конце концов академическими же, или же патетически-учебными, темами вроде «явления Мессии народу». Как и отвернулся бы со скукой от «язычества» иерархии и около иерархии...